Способы государственной поддержки инновационной деятельности
Статья 16.1. Основные цели и принципы государственной поддержки инновационной деятельности
1. Государство оказывает поддержку инновационной деятельности в целях модернизации российской экономики, обеспечения конкурентоспособности отечественных товаров, работ и услуг на российском и мировом рынках, улучшения качества жизни населения.
2. Государственная поддержка инновационной деятельности — совокупность мер, принимаемых органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации и законодательством субъектов Российской Федерации в целях создания необходимых правовых, экономических и организационных условий, а также стимулов для юридических и физических лиц, осуществляющих инновационную деятельность.
(п. 2 в ред. Федерального закона от 07.05.2013 N 93-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
3. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется на основе следующих принципов:
программный подход и измеримость целей при планировании и реализации мер государственной поддержки;
доступность государственной поддержки на всех стадиях инновационной деятельности, в том числе для субъектов малого и среднего предпринимательства;
опережающее развитие инновационной инфраструктуры;
публичность оказания государственной поддержки инновационной деятельности посредством размещения информации об оказываемых мерах государственной поддержки инновационной деятельности в информационно-телекоммуникационной сети «Интернет»;
приоритетность дальнейшего развития результатов инновационной деятельности;
защита частных интересов и поощрение частной инициативы;
приоритетное использование рыночных инструментов и инструментов государственно-частного партнерства для стимулирования инновационной деятельности;
обеспечение эффективности государственной поддержки инновационной деятельности для целей социально-экономического развития Российской Федерации и субъектов Российской Федерации;
целевой характер использования бюджетных средств на государственную поддержку инновационной деятельности.
Источник
Способы государственной поддержки инновационной деятельности
Статья 16.2. Субъекты и формы предоставления поддержки инновационной деятельности
1. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться субъектами государственной поддержки, к которым относятся Российская Федерация, субъекты Российской Федерации, органы исполнительной власти Российской Федерации и субъектов Российской Федерации, а также соответствующие организации, через которые может осуществляться такая поддержка, либо способами, предусмотренными законодательством Российской Федерации и субъектов Российской Федерации.
2. Цели и основные направления государственной поддержки инновационной деятельности (далее — основные направления государственной поддержки) определяются в рамках Стратегии инновационного развития Российской Федерации, принимаемой Правительством Российской Федерации.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности может осуществляться в следующих формах:
предоставления льгот по уплате налогов, сборов, таможенных платежей;
предоставления образовательных услуг;
предоставления информационной поддержки;
предоставления консультационной поддержки, содействия в формировании проектной документации;
формирования спроса на инновационную продукцию;
финансового обеспечения (в том числе бюджетные инвестиции, субсидии, гранты, кредиты, займы, гарантии, взносы в уставный капитал);
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
реализации целевых программ, подпрограмм и проведения мероприятий в рамках государственных программ Российской Федерации;
в других формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
4. Поддержка инновационной деятельности в формах, предусмотренных пунктом 3 настоящей статьи, может осуществляться органами местного самоуправления.
5. Поддержка инновационной деятельности может осуществляться юридическими и физическими лицами в формах, не противоречащих законодательству Российской Федерации.
Источник
Статья 16. Виды государственной поддержки инновационной деятельности и условия ее предоставления
Статья 16. Виды государственной поддержки инновационной деятельности и условия ее предоставления
1. Государственная поддержка инновационной деятельности осуществляется в следующих формах:
финансирование научно-исследовательских, опытно-конструкторских и технологических работ, связанных с инновационной деятельностью;
финансирование инновационных программ и проектов, обеспечивающих инновационную деятельность мероприятий, а также деятельность субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
организация и финансирование на конкурсной основе патентования за рубежом изобретений и промышленных образцов;
инвестирование средств в создание и развитие субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
размещение государственного заказа на закупку продукции, созданной в результате инновационной деятельности;
предоставление субсидий на реализацию отдельных инновационных проектов и обеспечивающих мероприятий;
поручительство перед российскими и иностранными кредиторами и инвесторами по обязательствам субъектов инновационной деятельности и субъектов инфраструктуры инновационной деятельности;
предоставление льгот субъектам инновационной деятельности и по налогам, пошлинам, сборам и иным платежам в федеральный бюджет, бюджеты субъектов Российской Федерации, государственные бюджетные и внебюджетные фонды Российской Федерации и субъектов Российской Федерации в соответствии с законодательством Российской Федерации;
предоставление права использования принадлежащего государству имущества, в том числе объектов интеллектуальной собственности.
2. Технопаркам оказывается дополнительно государственная поддержка в виде предоставления из федерального бюджета субсидий, направляемых на:
подготовку, осуществление трансфера и коммерциализацию технологий, включая выпуск опытной партии продукции, ее сертификацию, модернизацию производства и прочие мероприятия;
компенсацию части процентной ставки по банковским кредитам для реализации научно-технических и инновационных программ и проектов, в том числе части лизинговых платежей;
реализацию научно-технических проектов по федеральным целевым и муниципальным целевым программам;
разработку проектов создания инновационной инфраструктуры;
предоставления государственных гарантий Российской Федерации в качестве обеспечения исполнения обязательств инвестора, возникающих в процессе реализации инновационных инвестиционных программ и проектов;
предоставления на льготных условиях земельных участков и объектов недвижимости, находящихся в федеральной собственности, в соответствии с действующим законодательством;
предоставления льгот по аренде федерального имущества.
3. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется только на период осуществления такой деятельности.
Государственная поддержка инновационного проекта предоставляется на нормативный срок окупаемости, но не более пяти лет с момента начала производства.
4. Государственная поддержка инновационной деятельности предоставляется на конкурсной основе, если иное не установлено законодательством Российской Федерации.
5. Государственная поддержка инновационной деятельности организаций с негосударственной или смешанной формой собственности может осуществляться на:
принципах долевого участия;
условиях возвратности либо обеспечения участия Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) или увеличения доли собственности Российской Федерации (субъектов Российской Федерации) в уставных капиталах таких организаций.
Откройте актуальную версию документа прямо сейчас или получите полный доступ к системе ГАРАНТ на 3 дня бесплатно!
Если вы являетесь пользователем интернет-версии системы ГАРАНТ, вы можете открыть этот документ прямо сейчас или запросить по Горячей линии в системе.
Источник
Способы государственной поддержки инновационной деятельности
Статья 16.4. Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности и особенности финансирования инновационных проектов
(в ред. Федерального закона от 31.07.2020 N 309-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
1. Финансирование государственной поддержки инновационной деятельности осуществляется Российской Федерацией, субъектами Российской Федерации и федеральной территорией «Сириус» с учетом основных направлений государственной поддержки.
(в ред. Федерального закона от 02.07.2021 N 351-ФЗ)
(см. текст в предыдущей редакции)
2. Финансовое обеспечение инновационного проекта может осуществляться посредством венчурного и (или) прямого финансирования инновационного проекта путем вложения ценных бумаг, иного имущества, в том числе имущественных и неимущественных прав, имеющих денежную оценку, в объекты предпринимательской и (или) иной деятельности в целях получения прибыли и (или) достижения иного полезного эффекта, а также в иных формах финансового обеспечения в соответствии с законодательством Российской Федерации.
3. Институт инновационного развития согласно положениям законодательства Российской Федерации, нормативных правовых актов уполномоченных федеральных органов исполнительной власти и издаваемых в соответствии с ними локальных (внутренних) нормативных актов организаций при принятии и реализации решений об осуществлении финансового обеспечения инновационного проекта, включая венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта, осуществляет необходимую экспертизу инновационного проекта, в том числе с привлечением независимых экспертов, до начала его финансирования, в процессе его реализации и после его завершения (при необходимости), а также обеспечивает целевое расходование бюджетных средств, предоставленных в целях государственной поддержки инновационной деятельности.
Институт инновационного развития осуществляет мониторинг и контроль реализации инновационного проекта, финансируемого с привлечением средств государственной поддержки, включая мониторинг и контроль целевого расходования средств, направляемых на финансовое обеспечение инновационного проекта. Критерии целевого расходования средств, направляемых на финансовое обеспечение инновационного проекта, и порядок мониторинга и контроля такого целевого расходования средств устанавливаются Правительством Российской Федерации.
По завершении каждого этапа реализации инновационного проекта конечный получатель государственной поддержки — юридическое или физическое лицо, осуществляющее реализацию инновационного проекта, представляет институту инновационного развития отчет и документы, подтверждающие обоснованность произведенных расходов (в том числе при необходимости банковские документы, документы, подтверждающие факт поставки товара (оказания услуги), первичные учетные документы) в тридцатидневный срок со дня завершения этапа реализации инновационного проекта (достижения запланированных результатов инновационного проекта), если иной срок не установлен Правительством Российской Федерации.
В случае выявления нецелевого расходования средств государственной поддержки институт инновационного развития уведомляет об этом получателя средств государственной поддержки, который обязан возвратить институту инновационного развития такие средства в объеме, соответствующем выявленному нецелевому расходованию средств, в сроки, установленные Правительством Российской Федерации. Неурегулированные разногласия между получателем средств государственной поддержки и институтом инновационного развития по вопросу наличия и объема нецелевого расходования средств государственной поддержки разрешаются в судебном порядке.
4. Организацию деятельности по финансовому обеспечению инновационного проекта, включая венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта, с использованием средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации уполномоченные федеральные органы исполнительной власти, органы государственной власти субъектов Российской Федерации, институты инновационного развития осуществляют в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими, утверждаемым Правительством Российской Федерации.
Порядок определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими должен содержать базовые критерии оценки рисков реализации инновационного проекта и порядок принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта и учитывать уровень готовности разрабатываемой либо разработанной технологии в зависимости от вида научной и (или) научно-технической деятельности, перспективы коммерциализации инновации и (или) научной и (или) научно-технической продукции инновационного проекта, объем предполагаемого финансового обеспечения инновационного проекта, а также методы и инструменты управления рисками, в том числе мероприятия по предупреждению рисков и процедуры внутреннего контроля.
Федеральный или региональный институт инновационного развития утверждает методику оценки рисков реализации инновационного проекта по согласованию с федеральным органом исполнительной власти или органом исполнительной власти субъекта Российской Федерации, осуществляющими координацию деятельности соответствующего института инновационного развития, в соответствии с порядком определения допустимого уровня рисков, в том числе финансовых, и базовых критериев управления ими.
5. Условия и допустимые формы финансового обеспечения инновационных проектов за счет средств государственной поддержки инновационной деятельности, включая венчурное и (или) прямое финансирование инновационного проекта, полномочия главных распорядителей бюджетных средств и их ответственность за осуществление институтом инновационного развития мониторинга и контроля реализации конечным получателем государственной поддержки инновационного проекта, в том числе целевого расходования средств, предоставляемых институтом инновационного развития на реализацию инновационного проекта, мониторинга и контроля соблюдения методики оценки рисков реализации инновационного проекта и порядка принятия институтом инновационного развития решения о финансовом обеспечении инновационного проекта, ответственность за принятие решений на основе оценки эффективности государственной поддержки инновационной деятельности, а также положения абзаца второго пункта 3 статьи 16.5 настоящего Федерального закона учитываются в общих требованиях, предъявляемых к нормативным правовым актам Правительства Российской Федерации, регулирующим предоставление институтам инновационного развития субсидий и (или) бюджетных инвестиций или осуществление взносов в уставные капиталы указанных институтов инновационного развития, утверждаемым в соответствии с нормами Бюджетного кодекса Российской Федерации.
В случае прогнозного влияния инновационного проекта с высоким допустимым уровнем рисков на реализацию приоритетных задач технологического развития Российской Федерации, установленных документами стратегического планирования, финансовое обеспечение государственной поддержки инновационной деятельности может осуществляться путем предоставления средств бюджетов бюджетной системы Российской Федерации в виде субсидий институту инновационного развития при соблюдении им требований пунктов 3 и 4 настоящей статьи в соответствии с решениями Президента Российской Федерации, Правительства Российской Федерации, высшего должностного лица субъекта Российской Федерации.
Источник