- Методы государственного управления
- Понятие методов государственного управления
- Готовые работы на аналогичную тему
- Виды методов государственного управления
- Формы и методы государственного управления
- I. Формы государственного управления
- II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
- Виды административного принуждения:
- Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика
Методы государственного управления
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие методов государственного управления
Прежде чем перейти к изучению методов государственного управления следует произвести анализ понятия «метод» в общей теории права. Так, в качестве метода принято понимать различные способы и приемы, с помощью которых осуществляется регулирование теми или иными отношениями в обществе. Метод регулирования присущ не только самостоятельным правовым отраслям, но и различным обособленным явлениям и процессам.
Метод государственного управления – это совокупность способов и приемов по воздействию субъектом управления на объект управления в процессе отношений, связанных с управлением, используемых с целью достичь определенные задачи и цели управления, а также реализовать управленческие функции.
Особенности методов государственного управления:
- их реализация происходит в рамках управленческой деятельности;
- имеют органическую взаимосвязь с имеющим целевое назначение определенным видом управленческой деятельности;
- выражают особенности того, как воздействует управленческий субъект на объект управления;
- характеризуются в качестве средства, направленного на реализацию субъектом управления принадлежащих ему по закону полномочий;
- распространяются на конкретный объект управления;
- имеют определенное отношение к состоянию (характеристике) объекта, на который оказывается управленческое воздействие;
- служат в качестве оптимального способа по достижению различных целей управления в сложившихся условиях;
- должны сопровождаться правовым опосредованием;
- обладают временной и территориальной привязкой.
Стоит отметить, что «методы государственного управления» граничат с таким понятием как «формы государственного управления». Это связано с тем, что метод определенным образом выражается в форме, например, законодательное закрепление административной ответственности (форма управления) делает возможным ее применение (метод государственного управления).
Готовые работы на аналогичную тему
Сущностное значение метода управления состоит в непосредственном изъявлении воли субъектом управления по отношению к остальным участникам управления, а также в характере такого волеизъявления.
Важным является выбор используемого метода государственно управления. Он зависит от множества показателей, например, полномочий и компетенции органов управления, целей и функций, которые поставлены перед государственным управлением, специфики управленческого объекта и т.д.
Виды методов государственного управления
Все методы государственного управления можно разделить на обособленные группы в зависимости от того или иного критерия.
В зависимости от формы закрепления (выражения) методы могут быть:
В зависимости от содержания методы рассматриваются в качестве:
- обязывающих,
- управомочивающих,
- запрещающих,
- поощряющих.
В зависимости от юридических свойств выделяют:
- нормативные методы,
- индивидуальные методы.
В зависимости от способа регулирования методы могут быть:
Административная наука выделяет определенные методы, относящиеся к государственному регулированию. К ним относятся методы убеждения, принуждения и поощрения. В качестве дополнительных выступают также надзор, руководство, регулирование, координация, субординация и пр.
- Метод убеждения состоит в различных разъяснительных, организационных, воспитательных средствах, которые направлены на формирование у подчиненных воли (разъяснение, пропаганда, обменивание опытом и т.д.);
- Метод принуждения является одним из видов государственного принуждения и применяется для того, чтобы предупредить и пресечь различные административные проступки, а также с целью обеспечить привлечение к ответственности виновного;
- Метод поощрения связан с воздействием на волю субъектов через их интересы, путем их поощрения.
Источник
Формы и методы государственного управления
ПЛАН:
I.ФОРМЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
I. Формы государственного управления
Государственное управление выражается в совершении определённых действий, которые воспринимаются другими субъектами управленческих отношений в определённых формах.
Формы государственного управления – внешне выраженное действие О.И.В и его должностных лиц.
1.выражают сущность деятельности органов и должностных лиц, которые осуществляют государственное управление.
2.практически реализуют задачи и функции управления.
3.обеспечение наиболее целесообразного достижения целей с наименьшими затратами.
4.вызывают наступление каких-либо последствий.
Ф.Г.У шире, чем формы исполнительной власти, поэтому они могут выступать как:
- Формы государственно-управленческой деятельности.
- Формы реализации исполнительной власти.
Многообразие задач управления обуславливает многообразие форм управления.
Выбор формы зависит от:
- Характера компетенции О.И.В. (должностного лица)
- Особенности Объекта
- Характера вызываемых последствий
- ПРАВОВЫЕ
- четко выраженные юридические последствия.
- издание актов, которые влекут за собой административные отношения между субъектами.
В правовых формах отчётливо проявляется государственно-властный, исполнительно-распорядительный характер полномочий органов управления и их должностных лиц.
- Издание нормативных актов органами исполнительной власти.
Содержит административно правовые нормы, которые регулируют управленческие отношения.
А) Нормативного характера (Постановления правительства РФ).
Б) Ненормативного характера (Распоряжения правительства РФ).
- Издание индивидуальных актов управления.
Это разновидность юридических факторов (Пр: назначение в/служащего на должность). Договорные отношения стоит относить к формам государственного управления, т.к они влекут юридические последствия.
- НЕПРАВОВЫЕ
- не связаны с изданием правовых актов и совершением иных юридических действий.
- не порождают, а прекращают административные отношения.
- Осуществление организационных операций.
А) Разработка научно-обоснованных рекомендаций.
Б) Подбор кадров.
В) Проведение совещаний.
А) Работа с информацией.
Б) Ведение делопроизводства.
В) Проведение исследований.
Г) Подготовка к изданию НПА.
Управленческие действия вызывают последствие юридического характера, которое признано называть административно-правовыми формами.
Административно-правовое регулирование может осуществляться в 2-х формах. Административно-правовая форма может быть представлена как своеобразная система действий ОИВ. По степени юридического выражения можно различать основные действия органов и должностных лиц (издание правовых актов) и действие, которое базируется на них, которые также влекут наступление юридических последствий.
Пр: Лицензионно-разрешительная деятельность.
II.МЕТОДЫ ГОСУДАРСТВЕННОГО УПРАВЛЕНИЯ.
Методы государственного управления – это способ осуществления его функций.
Сущность методов государственного управления определяется его социальной природой. Знание методов говорит о функционировании механизмов государства.
Методы государственного управления – способы, средства практического осуществления функций государственного управления, достижение его целей.
Применение методов управления зависит от цели управления. Если цель управления обуславливает специфику использованных методов, то правильный выбор метода обеспечивает реальное достижение цели.
Характерные черты методов:
- 1.Выражают связь субъекта или объекта.
- 2.Обеспечивает достижение целей определённым способом воздействия.
- 2.Обладает определённой организационной формой (приказ, правило поведения)
- 4.Обладает временной характеристикой (краткие и долгосрочные)
- Убеждение – представляет собой законопослушное поведение всех субъектов, способствует профилактики правонарушений.
Меры:
- Разъяснение
- Обоснование
- Обсуждение
- Поощрение
По характеру воздействия:
1.Прямое воздействие – административные методы управления.
- Одностороннее властное воздействие субъекта управления на поведение управляемых.
- Обязательность исполнения управленческой стороной решений стороны управляющей.
- Возможность наступления правовой ответственности за невыполнение управляемой стороной законно – отданных распоряжений.
2.Косвенное воздействие. Цели достигаются по средствам воздействия на интересы управляемой стороны, т.е создаются такие условия, когда управляемая сторона сама без властного воздействия выбирает вариант поведения.
Социально психологические методы управляющего воздействия:
Все методы тесно взаимосвязаны, и применяются косвенно.
- Принуждение – разновидности государственного принуждения и являются средствами обеспечения правопорядка.
- Вне судебное применение предусмотренных законными либо подзаконными административно — правовыми нормами принудительных мер административно – властного органа.
- Направленность на выполнение общеобязательных правил поведения в сфере государственного управления.
Виды административного принуждения:
1.Административное предупреждение
2.Меры административного пресечения
3.Меры административной ответственности.
1-Профилактический характер, принудительный порядок в виде ограничений и запретов.
2-Пресечение правонарушений и наступления вредных последствий.
Это основная правовая форма реализации задач органов государственной власти.
- Юридическая природа
- Государственно-властный характер
- Обязательность исполнение адресатами
- Односторонность волеизъявления компетентного субъекта
- Установление обязательных правил поведения
Правовой акт управления – это официальное подзаконное решение принятое ОИВ в одностороннем властном порядке, и с соблюдением определённых процедур по вопросу, отнесённому к его компетенции, имеющий определённую законом форму и порождающий юридические последствия.
Источник
Понятие и виды методов государственного управление. Административно-правовые методы: общая характеристика
Понятие. Наряду с формами в процессе практической реализации исполнительной власти важная роль отводится методам государственного управления.
Методы государственного управления (МГУ) — это способы, приемы, средства практической реализации задач и функций исполнительной власти в деятельности исполнительных органов (должностных лиц) на основе закрепленной за ними компетенции, в установленных границах и в соответствующей форме.
Характерные черты МГУ:
1) они нацелены на практическую реализацию функций и решение задач государственного управления;
2) они выражают управляющее (упорядочивающее) воздействие субъектов исполнительной власти на соответствующие объекты;
3) в них непосредственно выражаются связи между субъектами и объектами государственного управления;
4) они используются субъектами исполнительной власти в качестве средств реализации закрепленной за ними компетенции;
5) своим конечным адресатом метод управления всегда имеет соответствующий объект (индивидуальный либо коллективный);
6) в методах управления находит свое выражение государственный (публичный) интерес, управляющая воля государства;
7) метод управления всегда непосредственно выражает принадлежащие государству и его исполнительному аппарату полномочия юридически-властного характера;
8) методы управления взаимосвязаны с формами управления, в которых они находят свое выражение. МГУ характерна правовая форма практического выражения (в первую очередь – это правовые акты управления);
9) выбор конкретных методов управляющего воздействия находится в прямой зависимости не только от особенностей организационно-правового статуса субъектов исполнительной власти, но прежде всего — от особенностей объекта управления (например, от формы собственности, от его индивидуального или коллективного характера и т.п.).
МГУ бывают правовыми (АПМ) и неправовыми (методы идеологического воздействия, связанные с использованием различного рода призывов, лозунгов, политических программ, социальных концепций; методы психологического воздействия: повышение общественной репутации профессии, всевозможные психологические побуждения к выполнению гражданского долга, возбуждение патриотических чувств и т.п.). Неправовыми являются и такие методы управления, которые представляют собой злоупотребление должностным положением: например, меры, принимаемые с превышением должностных полномочий, меры «телефонного права» и т.п.
Административно-правовые методы государственного управления (АПМ) – это определенные правом конкретные приемы и способы деятельности органов исполнительной власти и их должностных лиц, осуществленные в рамках их компетенции и вызывающие юридические последствия.
Виды административно-правовых методов. В теории административного права административно-правовые методы государственного управления классифицируются по различным основаниям.
Методы управления в обобщенном виде могут быть представлены только как административно-правовые. Без правовой регламентации и юридической формы невозможно осуществить эффективное, рациональное управление.
В сфере государственного управления действуют два универсальных метода — убеждение и принуждение. Эти методы являются универсальными способами воздействия на волю и поведение людей в любой сфере деятельности, в том числе и в государственном управлении.
С помощью методов убеждения стимулируется должное поведение участников управленческих отношений. К этим методам относятся такие определенные административным правом приемы и способы государственного управления, как разъяснения, рекомендации, применение поощрений и др.
К методам принуждения относится привлечение лиц к административной ответственности, а также ряд иных мер административного принуждения. Принуждение традиционно рассматривается в качестве вспомогательного метода воздействия, используемого в силу нерезультативности убеждения. В случае нарушения требований административно-правовых норм оно выражается в применении дисциплинарной или административной ответственности. При необходимости в обеспечении общественной безопасности действует особый комплекс принудительных мер, в совокупности с юридической ответственностью обозначаемых как административное принуждение.
По характеру воздействия на объекты управления выделяют две группы методов, а именно — административных и экономических.
Административные методы обычно квалифицируются в качестве способов или средств внеэкономического или прямого управляющего воздействия со стороны субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления независимо от конкретной области общественной жизни. Свое выражение они находят в совершении субъектом управления таких управленческих действий, в содержании которых проявляется властное обеспечение должного поведения управляемых объектов (команда).
Они имеют прямой характер (субъект управления в рамках своей компетенции принимает управленческое решение, юридически обязательное для объекта управления, т.е. адресата) и внеэкономический характер (реальным объектом управления является сознательно-волевое поведение управляемых).
Экономические методы обычно характеризуются в качестве способов или средств косвенного воздействия субъектов государственно-управленческой деятельности на соответствующие объекты управления. Здесь субъект управления добивается должного поведения управляемых воздействуя на их материальные интересы (т.е. опосредованно).
Объект управления ставится в такие условия, когда он сам начинает действовать должным образом не под влиянием угрозы, страха наказания, директивных предписаний (команд) субъекта управления, а в силу того, что такое его поведение материально стимулируется. Чаще всего стимулирующие средства сводятся к экономическим (например, материальное поощрение, предоставление имущественных льгот, налогов, пошлин, квот, тарифов и т.п.).
По содержанию выделяются следующие методы:
— установление правил поведения общеобязательного характера;
— предписание о совершении, запрещении или разрешении определенных действий;
— государственная регистрация (лицензирование);
— осуществление надзора и контроля;
— разрешение споров между участниками управленческих отношений;
— применение мер поощрения и административного принуждения;
— приостановление или отмена правовых актов подведомственных государственных органов и должностных лиц и др.
По юридическим свойствам административно-правовые методы государственного управления подразделяются на нормативные и индивидуальные. К нормативным относится издание правовых актов, регулирующих управленческие отношения в определенных сферах, к индивидуальным — предписания в виде прямых распоряжений конкретным лицам.
По способу воздействия на поведение субъектов административно-правовые методы подразделяются на обязывающие к совершению определенных действий, уполномочивающие совершать определенные действия, а также запрещающие совершать какие-либо действия.
По форме предписания они могут быть подразделены на императивные, поручительные и рекомендательные.
Источник