Способы государственного управления денежной массы

Инструменты и структура денежно-кредитной политики

Денежно-кредитной политикой банка называется программа мероприятий, призванных регламентировать и координировать процессы денежно-кредитной системы, выдачи займов физическим и юридическим лицам, порядок безналичных расчетов. Данная программа мероприятий объединяет в себе тактику и стратегию организации процессов кредитования. Реализует свои мероприятия денежно-кредитная политика, используя соответствующие рычаги и способы.

Денежно-кредитная политика – инструменты

Денежно-кредитная политика государства складывается из совокупности мероприятий регулирующих процессы, происходящие с денежной массой и кредитной политики, занимающейся регулированием объемов кредитования, уровнем процентных ставок и прочих показателей.

Правительство страны определяет денежно-кредитную политику государства. Но претворением ее в жизнь занимается Центральный банк РФ.

Денежно-кредитная политика банка России проводится с помощью целого набора средств, являющихся инструментами денежно-кредитной политики. Одновременное использование сразу нескольких инструментов, обеспечивает их взаимное усиление, что позволяет добиваться лучшего эффекта. Подобные мероприятия принято называть комплексной политикой.

Существуют определенные критерии, по которым можно разделить инструменты, применяемые в денежно-кредитной политике:

  • в зависимости от объектов воздействия, имеется в виду предложение денег или, напротив, спрос на деньги;
  • в зависимости от формы, которая может быть прямой или косвенной;
  • в зависимости от характера параметров, количественных или качественных, устанавливаемых в процессе регулирования.
  • в зависимости от сроков действия – краткосрочные или долгосрочные.

Перечисленные методы используются комплексно.

Работа всех разновидностей инструментов направлено на количество накопленных средств, а, кроме того, в процентные ставки.

Кредитная политика коммерческого банка – это совокупность мероприятий определяющих развитие данного предприятия в сфере кредитования своих клиентов, создающая основу организации кредитной деятельности в соответствии с общей стратегией деятельности банка.

Создание такой политики ложится на плечи наиболее значительного руководства в банке, это работа для президента, вице-президента и кредитного комитета. Для этого обращают внимание на разнообразные стороны вопроса, учитывается как внутрибанковские факторы, так и внешнеэкономические, на которые руководство банка не может повлиять. К примеру, при разработке кредитной политики обязательно обращают внимание на стабильность государства, курс национальной валюты, даже уровень конкуренции.

Кредитной политикой банка устанавливаются:

  • основные цели кредитной деятельности;
  • пути, при помощи которых достигается реализация целей;
  • правила и способы организации кредитного процесса.

Кредитная политика коммерческого банка четко устанавливает цели кредитования, а также содержит правила осуществления конкретных целей.

Общеэкономические цели денежно-кредитной политики государства направлены на сохранение и поддержание:

  • устойчивости темпов роста национального производства;
  • стабилизации темпов экономического роста;
  • постоянства цен;
  • высокой занятости населения;
  • упрочения денежной единицы;
  • устойчивости платежного баланса.

В области кредитования основная цель банков состоит в получении максимально высокого дохода в сочетании с минимальными затратами.

Одновременно с этим одной из основных задач политики банков является контроль, как за привлеченными средствами, так и за возвратом кредитных денег.

Основные направления денежно-кредитной политики соответствуют целям денежно-кредитной политики, это:

Источник

Куда уходит денежная масса?

Денежная масса (Мд) – инструмент управления центральным банком экономическими процессами, включающий общее количество законодательно установленных платежных средств.

  1. Как движется денежная масса в экономике?
  2. Денежная масса страны: особенности расчета для РФ
  3. Грозит ли нам инфляция денежной массы?
  4. Что характеризует обращение денежной массы?
  5. Что оказывает влияние на объем денежной массы?
  6. Как выглядит структура денежной массы?
  7. Что подразумевает увеличение денежной массы?
  8. К чему ведет уменьшение денежной массы?

Как движется денежная масса в экономике?

Приоритетная функция ЦБ – поддержание платежеспособности нацвалюты. Растущая/ниспадающая денежная масса в экономике – явный индикатор качества валютной политики РФ.

Рассчитывая индикаторы показателя, важно учесть совокупный размер наличной, электронной денежной массы, образующий национальный оборот.

Для расчета общего агрегата Мд учитывайте формулы его частей:

  • MO = средства вне банков («наличка»);
  • M1 = MO + финансовые средства текущих счетов, кредитных счетов (частных лиц/предприятий) + капитал до востребования на счетах Сбербанка;
  • M2 = M1 + срочные вклады;
  • M3 = M2 + сертификаты, облигации госзайма;
  • M4 = M3 + депозиты в кредитных организациях.

Денежная масса страны: особенности расчета для РФ

К каждой стране применимо определенное количество агрегатов с индивидуальной структурой.

Содержание каждого показателя (для США, Франции, Норвегии или Японии) варьируется от условий выбранной экономики.

Так, M2 может включать операции «peno» по продаже-выкупу ценных бумаг. M3 иногда включает казначейские векселя и срочные соглашения о выкупе валюты между ЦБ.

Важно учитывать, чем первичнее показатель, тем выше его ликвидность. Наиболее ликвидный агрегат – MO, самый низколиквидный – M4, отражающий сектор частных инвестиций.

Читайте также:  Вязать следки крючком самый простой способ для начинающих

Если вас интересует денежная масса страны, учтите, в расчете биржевые операции по экспортным сделкам и результаты конверсионных оборотов.

Грозит ли нам инфляция денежной массы?

Инфляция денежной массы – «вздутие» денег и лишение их обеспеченности, платежеспособности.

Твердая последовательная финансовая политика правительства РФ защищает малый бизнес и население от резкого спада и внешнего курирования денежной массы.

Производя обоснование стратегии для биржевых торгов, планируя тактику для спотовых операций, особое внимание уделите форвардным сделкам, фьючерсам, факторинговым операциям.

Что характеризует обращение денежной массы?

Обращение денежной массы, естественно, должно быть обосновано:

  1. Потребностью экономики.
  2. Контролем эмиссии кредитных средств.

Важно уяснить, вектор денежного потока всегда может быть скорректирован определенными действиями ЦБ иной страны или частными трейдинговыми агентствами.

Ведя статистику отечественного денежного оборота, важно осознавать, роль в нем занимают банкноты, хотя современная тенденция мировой экономики тяготеет к увеличению доли кредитных средств не только путем замещения одного вида денег другими, но и вытеснения производственного сектора растущим рынком услуг.

Что оказывает влияние на объем денежной массы?

Факторы, обуславливающие объем денежной массы и скорость ее обращения:

  1. Цикличность государственной экономики.
  2. Направление движения цен.
  3. Структура общего баланса страны.
  4. Уровень развития кредитования.
  5. Величина процентных ставок.
  6. Доля накоплений.
  7. Равномерность расходования денег.
  8. Уровень теневого рынка.

Чем выше суверенитет государства, тем эластичнее и сбалансированнее его денежная система. Пропорциональный размер скорости денежной массы к ее количеству означает очень высокие темпы роста денежной массы, провоцирующие активацию инфляционных процессов и ожиданий.

Как выглядит структура денежной массы?

Структура денежной массы подразумевает учет «денежной базы».

Имейте в виду, в денежную базу входит сумма:

  • наличного обращения, включающего деньги нефинансового сектора, кассы банков;
  • обязательных резервов;
  • средств кредитных организаций в ЦБ.

Денежная база служит пассивом ЦБ и отличается повышенной активностью. Однако указанный показатель не является индикатором действительного положения, поскольку наиболее субъективен из всех остальных агрегатов.

Что подразумевает увеличение денежной массы?

Увеличение денежной массы происходит вследствие факторов:

  • милитаризации экономики;
  • кредитной экспансии;
  • притока инвалюты.

Делайте самостоятельные выводы. Количество указанных платежных средств, отпущенных в обращение, должно обязано быть регулировано:

  • определенным объемом продукции производственных отраслей;
  • естественным изменением цен, устранением неофициальной монополии.

Абсолютно не позволительно покрывают бюджетный дефицит эмиссией средств, по своей сути остающихся необеспеченными, способствуя снижению товарных функций денег.

К чему ведет уменьшение денежной массы?

Уменьшение денежной массы, увеличение пассивов – главный инструмент сдерживания инфляции.

  1. Повышение налогов.
  2. Увеличение процентной ставки ЦБ.
  3. Сокращение муниципальных расходов.
  4. Рост сбережений.
  5. Ужесточение условий и способов кредитования.

Для построения эффективной политики важно определить:

  • золотую середину между политикой монетизации денег и правительственным изъятием части денежной массы;
  • допустимый уровень электронного обращения, налогообложения.

Для верного формирования финансовой политики, важно помнить, ухудшение экономики обязательно наступает вследствие неконтролируемого перелива капитала в зарубежную экономику, посредническую сферу обращения.

Источник

Система денежно-кредитного регулирования и ее элементы

23.1. Цели, объекты и механизм денежно-кредитного регулирования

Денежно-кредитное регулирование — это осуществление кратко- и долгосрочных мероприятий по управлению динамикой денежного оборота. При этом предполагается применение определенных мер со стороны государства, прежде всего в лице независимого центрального банка, воздействующих на динамику денежного оборота.

Основные цели денежно-кредитного регулирования

На макроуровне выделяют шесть основных целей денежно-кредитного регулирования:

  1. поддержание стабильности цен;
  2. достижение высокого уровня занятости (стремление к естественному уровню безработицы, при котором спрос на труд равен его предложению);
  3. обеспечение экономического роста;
  4. обеспечение устойчивости ставки процента на внутреннем денежном рынке;
  5. поддержание равновесия на отдельных сегментах национального финансового рынка;
  6. обеспечение устойчивости внутреннего валютного рынка.

Первая цель денежно-кредитного регулирования — поддержание стабильности цен — в современных условиях является определяющей и часто трактуется как последовательное снижение уровня инфляции.

Уменьшение инфляционных процессов способствует улучшению инвестиционного климата в стране, укрепляет тенденцию долгосрочного экономического роста.

Благодаря постепенному снижению уровня инфляции возможно:

  • уменьшение макроэкономических рисков;
  • расширение внутреннего кредита;
  • концентрация капиталов, необходимых для модернизации основных фондов и закрепления на этой основе устойчивых тенденций экономического роста.

В силу отсутствия у современных центральных банков законодательно установленных функций по реализации второй и третьей из названных выше целей задачи их достижения решаются опосредованно. Последние три цели фактически сводятся к задаче сглаживания конъюнктурных колебаний на отдельных сегментах финансового рынка.

Реализуя государственные и общественные интересы в области управления денежным оборотом, система денежно-кредитного регулирования является неотъемлемой частью денежной системы государства.

Осуществляя поддержание и нормальное функционирование денежной системы страны, система денежно-кредитного регулирования составляет ее организационный блок и призвана обеспечивать:

  • удовлетворение потребностей и повышение эффективности деятельности участников денежного оборота;
  • защиту и достижение баланса интересов участников денежного оборота;
  • уменьшение издержек участников денежного оборота, повышение качества оказываемых услуг;
  • создание механизмов, позволяющих снизить влияние негативных (проинфляционных) процессов в денежном обороте;
  • формирование необходимого объема денежных ресурсов и привлечение инвестиций;
  • развитие конкурентной среды на денежном рынке и формирование конкурентных отношений;
  • расширение рынка банковских услуг и улучшение их качества;
  • совершенствование системы безналичных расчетов.
Читайте также:  Beauty formulas средство для ухода за проблемной кожей способ применения

Определяющим элементом системы денежно-кредитного регулирования являются объекты, регулирования.

В качестве объектов регулирования денежного оборота выступают:

  • спрос на деньги и предложение денег;
  • объем и структура денежной массы, находящейся в обороте;
  • скорость оборота денег;
  • объем кредитов, предоставляемых участникам денежного оборота, в том числе банковской системе;
  • коэффициенты денежной (банковской) мультипликации;
  • объем и структура денежных доходов и расходов участников денежного оборота;
  • курс национальной денежной единицы.

Денежно-кредитное регулирование каждого из этих важнейших показателей проводится на определенный срок, который согласуется с периодом регулирования, устанавливаемым на различных уровнях государственной власти.

Большое значение в настоящее время имеет оценка спроса на деньги и предложения денег. Другие из перечисленных показателей в значительной мере отражают наличие постоянных связей между отдельными частями денежного оборота. Более детальная их характеристика изложена в других главах учебника.

Основываясь на показателях, определяемых на макроуровне (в целом по стране), участники денежного оборота независимо друг от друга составляют планы своей деятельности. При этом они ориентируются на достижение равновесия между предложением денег и спросом на них в среднесрочной и долгосрочной перспективе. На микроуровне программа регулирования со стороны участников денежного оборота представляет собой перечень краткосрочных мер и действий, предпринимаемых для достижения поставленных долгосрочных целей.

Для этого необходимо:

  • создание ситуации определенности в отношении будущих денежных потоков; формирование соответствующих показателей денежного оборота, снижение рисков для инвестиций участников денежного оборота;
  • проведение мероприятий по снижению издержек участников денежного оборота и расходованию полученных в результате экономии средств на возврат займов;
  • достижение определенной динамики денежного оборота для потребителей (пользователей) банковских услуг.

Показатели денежной программы не являются жестко заданными. В зависимости от развития внутренней и внешней экономической ситуации они могут быть скорректированы для достижения цели по уровню инфляции.

Установление срока действия денежных параметров должно дополняться в условиях нестабильной рыночной экономики определением внешних факторов, изменение которых должно приводить к обязательному автоматическому перерасчету прогнозов.

Механизм реализации денежной программы

Механизм реализации денежной программы как элемент денежной системы включает следующие элементы:

  • стратегическое планирование и прогнозирование (определение направлений, темпов и пропорций развития экономики и динамики денежного оборота в целом);
  • экономические и правовые формы (методы, инструменты) воздействия, регулирующие денежные и кредитные отношения.

При выявлении расхождений между фактическими и прогнозными данными денежных параметров устанавливаются причины их возникновения, а сами расхождения должны также регулироваться. Например, в целях регулирования валютных рисков коммерческим банкам устанавливаются лимиты по ведению открытых валютных позиций. Для регулирования кредитных рисков и нейтрализации их негативных последствий в банковской системе создаются резервы на возможные потери по ссудам. При регулировании рыночных рисков банковской системы рассчитывают размер этих рисков для их включения в денежную программу.

Процедуры денежно-кредитного регулирования со стороны государства должны обеспечивать открытость формирования параметров денежного оборота. Например, публичность утверждения государственного бюджета предполагает фиксацию определенных денежных параметров с целью организации контроля за динамикой денежной массы, находящейся в обороте. Это необходимо для достижения доверия со стороны потребителей банковских услуг, а также для достижения баланса интересов в процессе регулирования хозяйственного оборота в целом.

Повышение профессионализма регулирующего органа (правительства, министерства финансов или центрального банка) также является важным фактором денежно-кредитного регулирования.

Собственники денежных ресурсов, каковыми являются министерство финансов или центральный банк, согласно законодательству располагают всеми необходимыми полномочиями для проведения преобразований, результатом которых должно стать снижение риска инвестирования и повышение кредитоспособности страны.

Определение стоимостных параметров функционирования экономики посредством монетарного регулирования выступает как регулирование предложения денег и общих ценовых условий предоставления кредита.

Спрос на деньги и их предложение являются наиболее труднопредсказуемыми величинами, поскольку количественно они не могут быть оценены абсолютно точно и окончательно участниками денежного оборота. Соответственно, все остальные величины — относительные как с точки зрения прогнозирования, так и с точки зрения регулирования денежного оборота.

Увеличение спроса на деньги со стороны участников денежного оборота определяется:

  • дальнейшим ростом экономики;
  • снижением инфляции и инфляционных ожиданий;
  • ростом доверия к банковской системе.

Со стороны агентов экономической деятельности спрос на деньги представлен как спрос на ликвидную часть собственных активов. Однако желание иметь деньги и возможность их получить не совпадают. Ликвидной частью активов являются кассовые остатки, т. е. принадлежащие хозяйственному агенту как собственнику остатки наличности и безналичных средств на счетах в банках. Спрос на деньги соответственно определяется как пропорциональная часть дохода участника денежного оборота.

В зависимости от того, какими мотивами руководствуется участник денежного оборота, формируется спрос на деньги.

Первый (основной) вид потребности в деньгах, т. е. в запасе денег (трансакционный мотив), обеспечивает текущее хозяйственное функционирование того или иного участника денежного оборота. Для индивида — это запас денег для покупок до следующего получения доходов. Для предприятий (фирм) запас денег предназначен для обеспечения закупок материалов, выплаты заработной платы и осуществления прочих расходов до получения следующих денежных поступлений от реализации товаров и оказания услуг. Для государства запас денег — это валютные резервы, которые позволяют обеспечить своих резидентов средствами на расчеты по внешнеэкономической деятельности.

Читайте также:  Каким способом осуществляется соединение сварочных проводов

Второй вид потребности в деньгах (мотив предосторожности) позволяет участнику денежного оборота создавать резерв денежных средств для снижения рисков в условиях неопределенности и сглаживания неизбежных кассовых разрывов.

Третий вид потребности в деньгах (спекулятивный мотив) возникает в силу того, что современные деньги сами по себе не могут служить средством сохранения стоимости. Определенная часть доходов участника денежного оборота должна использоваться в качестве средства платежа — кредитных ресурсов, приносящих доход в виде процента. Данный спрос реализуется в приобретении нематериальных (финансовых) активов участниками денежного оборота. Такими активами могут быть облигации, акции, а также производные финансовые инструменты .

Скорость обращения денег как качественный показатель оценки спроса на деньги зависит от ряда факторов, состав и степень влияния которых подвержены значительным и зачастую труднопрогнозируемым изменениям. Факторами, способствующими снижению скорости обращения денег, являются процесс повышения степени монетизации расчетов в хозяйственном обороте и рост удельного веса долгосрочных депозитов банков в структуре денежной массы. Фактором, сдерживающим снижение скорости обращения денег, является сохранение в структуре денежной массы высокой доли наличных денег.

Уровень насыщенности экономики деньгами определяется факторами, которые зависят прежде всего от роста реального спроса на деньги, связанного со способностью экономики эффективно использовать увеличение денежного предложения, характером инфляционных процессов, уровнем рисков в экономике, платежной дисциплиной, существующими формами расчетов. При этом вытеснение из оборота различных форм денежных суррогатов сказывается на скорости обращения денег и способствует дальнейшему насыщению экономики деньгами.

Замедление экономического развития и снижение спроса на деньги со стороны экономических агентов не исключают негативных инфляционных последствий роста денежной массы в условиях сохранения или дальнейшего улучшения внешнеэкономической конъюнктуры, и для сбалансированности предложения денег и спроса на них требуются значительные усилия. Денежное предложение должно быть сбалансировано с экономически обоснованным спросом на деньги.

Денежное предложение определяется взаимодействием трех переменных:

  1. денежной базой центрального банка;
  2. ставкой процента на денежном рынке;
  3. нормой обязательного резервирования.

Денежная база центрального банка (так называемые деньги высокой эффективности) включает в себя обязательные резервы и наличность. Эта база обеспечивается активами центрального банка: золотовалютными резервами, хранящимися в его портфеле ценными бумагами, кредитами банкам.

Ставка процента на денежном краткосрочном рынке формируется в значительной степени благодаря оптимизации соотношения резервов банковской системы к ее депозитам. На определение нормы обязательного резервирования влияет соотношение наличных денег, находящихся в обороте, и депозитов банковской системы.

На предложение денег также оказывают влияние:

  • розничный товарооборот;
  • поступления налогов и сборов от населения;
  • поступления по банковским вкладам;
  • поступления от реализации ценных бумаг;
  • золотовалютные резервы (особенно при наличии дефицита государственного бюджета);
  • состояние сальдо платежного баланса страны;
  • состояние баланса центрального банка.

Предложение денег формируют все участники денежного оборота. Но банковская система оказывает на предложение денег прямое влияние с помощью:

  • организации более экономичного, устойчивого денежного оборота;
  • проведения операций на различных сегментах финансового рынка в целях влияния на структуру денежного оборота;
  • сокращения или увеличения эмиссии денег и других средств платежа.

В зависимости от уровня развития экономики страны, национальных особенностей и финансовых возможностей обеспечение устойчивого денежного оборота осуществляется жестко централизованной системой специализированных подразделений центрального банка или банковской системой в целом. На них возлагаются функции по налаживанию хорошо функционирующего денежного оборота.

В экономически развитых странах значительное место в организации денежного оборота занимает формирование национального финансового рынка с развитой инфраструктурой и соответствующими механизмами функционирования. Поэтому большое внимание уделяется проведению операций в различных сегментах финансового рынка для обеспечения равных возможностей участникам денежного рынка.

В развивающихся странах существенная роль принадлежит формированию национальной денежной системы, что регламентируется законами прямого действия. Тем самым четко ограничивается вероятность появления денежных суррогатов, а также лимитируются проинфляционные возможности наличной денежной эмиссии.

Центральные банки влияют на предложение денег посредством:

  • эмиссии наличных денег, при которой центральный банк фиксирует свою способность контролировать денежную массу;
  • рефинансирования банков, когда центральный банк как «банк банков» путем выдачи кредита поддерживает в определенных рамках деятельность коммерческих банков;
  • операций на открытом денежном рынке, когда центральный банк осуществляет на нем куплю и продажу ценных бумаг и (или) куплю-продажу валюты в форме движения валюты за границу и из-за границы в виде компенсационных затрат.

Благодаря проведению перечисленных операций формируются механизм денежно-кредитного регулирования и потенциал его использования.

Источник

Оцените статью
Разные способы