Способы государственного регулирования отношений недропользования

Способы государственного регулирования отношений недропользования

Статья 35. Задачи государственного регулирования отношений недропользования

Основной задачей государственного регулирования отношений недропользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Государственное регулирование отношений недропользования осуществляется посредством управления, лицензирования, учета и государственного контроля (надзора).

(в ред. Федеральных законов от 18.07.2011 N 242-ФЗ, от 11.06.2021 N 170-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

В задачи государственного регулирования входят:

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья;

С 01.01.2022 абз. 7 ч. 3 ст. 35 утрачивает силу (ФЗ от 30.04.2021 N 123-ФЗ).

разработка норм и правил в области использования и охраны недр.

(в ред. Федерального закона от 05.04.2016 N 104-ФЗ)

Источник

5.1. Понятие, способы, цели и задачи государственного регулирования отношений недропользования

Государственное регулирование — форма государственной деятельности, выражающаяся в установлении государством общих правил поведения (деятельности) участников общественных отношений.

Целями государственного регулирования отношений недропользования в соответствии с Законом Российской Федерации «О недрах» являются: 1)

обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы; 2)

рациональное использование и охрана недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации.

Задачи государственного регулирования отношений недропользования сформулированы в ст.

определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Россий — ской Федерации в целом и по регионам; 2)

обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемыхдля строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых; 3)

обеспечение геологического изучения территории Российской Федерации, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана; 4)

установление квот на поставку добываемого минерального сырья; 5)

введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регулируемых цен на отдельные виды минерального сырья; 6)

установление стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связанных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

Выделяются следующие способы государственного регулирования отношений недропользования: •

Государственное управление в сфере недропользования осуществляется Президентом Российской Федерации, Правительством Российской Федерации, органами исполнительной власти субъектов Российской Федерации, а также федеральным органом управления государственным фондом недр и органами государственного горного надзора.

Государственная система лицензирования — это единый порядок предоставления лицензий: •

на пользование недрами; •

на осуществление отдельных видов деятельности, связанных с пользованием недрами; •

на ведение работ по добыче и использованию радиоактивных веществ, по использованию токсичных и иных опасных отходов.

Организационное обеспечение государственной системы лицензирования возлагается на федеральный орган управления государственным фондом недр и его территориальные органы.

Государственному учету и включению в государственный реестр подлежат: •

работы по геологическому изучению недр; •

участки недр, предоставленные в пользование для добычи полезных ископаемых; •

участки недр, предоставленные в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых; •

лицензии на пользование недрами.

Государственную функцию по ведению государственного

учета и обеспечению ведения государственного реестра исполняет Федеральное агентство по недропользованию.

Учету на государственном балансе подлежат запасы полезных ископаемых, в том числе подземные воды, рассолы и поверхностная рапа, а также полезные ископаемые, содержащиеся во вскрышных породах, спецотвалахи других техногенных образованиях. Федеральное агентство по недропользованию осуществляет ведение государственного баланса, обеспечивает постановку запасов полезных ископаемых на государственный баланс и их списание с государственного баланса.

Кроме того, ведется учет, установленный для субъектов предпринимательской деятельности, — бухгалтерский, статистический и т. п.

Государственный контроль в сфере недропользования осуществляется за: •

геологическим изучением недр: •

рациональным использованием недр; •

Задачей государственного контроля является обеспечение соблюдения всеми пользователями недр установленного порядка пользования недрами, законодательства, утверж денных в установленном порядке стандартов (норм, правил) в области геологического изучения, использования и охраны недр, правил ведения государственного учета и отчетности.

Государственный надзор осуществляется за безопасным ведением работ, связанных с пользованием недрами, с целью соблюдения всеми пользователями недр законодательства, утвержденных в установленном порядке стандартов (норм, правил) по безопасному ведению работ, предупреждению и устранению их вредного влияния на население, окружающую природную среду, здания и сооружения, а также по охране недр. Органы государственного горного надзора осуществляют свою деятельность во взаимодействии с органами государственного геологического контроля, природоохранными и иными контрольными органами, профессиональными союзами. 5.2.

Источник

Закон РФ «О недрах» от 21.02.1992 N 2395-1 (последняя редакция)

21 февраля 1992 года N 2395-1

Читайте также:  Земляника лесная плод способ распространения

Список изменяющих документов

(в ред. Федеральных законов от 03.03.1995 N 27-ФЗ,

от 10.02.1999 N 32-ФЗ, от 02.01.2000 N 20-ФЗ, от 14.05.2001 N 52-ФЗ,

от 08.08.2001 N 126-ФЗ, от 29.05.2002 N 57-ФЗ, от 06.06.2003 N 65-ФЗ,

от 29.06.2004 N 58-ФЗ, от 22.08.2004 N 122-ФЗ, от 15.04.2006 N 49-ФЗ,

от 25.10.2006 N 173-ФЗ, от 26.06.2007 N 118-ФЗ, от 01.12.2007 N 295-ФЗ,

от 29.04.2008 N 58-ФЗ, от 14.07.2008 N 118-ФЗ, от 18.07.2008 N 120-ФЗ,

от 23.07.2008 N 160-ФЗ, от 30.12.2008 N 309-ФЗ, от 17.07.2009 N 164-ФЗ,

от 27.12.2009 N 374-ФЗ, от 19.05.2010 N 89-ФЗ, от 26.07.2010 N 186-ФЗ,

от 05.04.2011 N 45-ФЗ, от 05.04.2011 N 52-ФЗ, от 18.07.2011 N 219-ФЗ,

от 18.07.2011 N 222-ФЗ, от 18.07.2011 N 224-ФЗ, от 18.07.2011 N 242-ФЗ,

от 21.11.2011 N 331-ФЗ, от 30.11.2011 N 364-ФЗ, от 06.12.2011 N 401-ФЗ,

от 07.12.2011 N 417-ФЗ, от 14.06.2012 N 74-ФЗ, от 28.07.2012 N 133-ФЗ,

от 30.12.2012 N 323-ФЗ, от 07.05.2013 N 85-ФЗ, от 23.07.2013 N 227-ФЗ,

от 23.07.2013 N 228-ФЗ, от 28.12.2013 N 396-ФЗ, от 28.12.2013 N 408-ФЗ,

от 23.06.2014 N 171-ФЗ, от 21.07.2014 N 260-ФЗ, от 21.07.2014 N 261-ФЗ,

от 24.11.2014 N 366-ФЗ, от 29.12.2014 N 458-ФЗ, от 29.12.2014 N 459-ФЗ,

от 31.12.2014 N 499-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 13.07.2015 N 224-ФЗ,

от 13.07.2015 N 233-ФЗ, от 05.04.2016 N 104-ФЗ, от 03.07.2016 N 279-ФЗ,

от 26.07.2017 N 188-ФЗ, от 29.07.2017 N 217-ФЗ, от 30.09.2017 N 283-ФЗ,

от 31.05.2018 N 122-ФЗ, от 03.08.2018 N 342-ФЗ, от 02.08.2019 N 272-ФЗ,

от 04.11.2019 N 355-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ, от 27.12.2019 N 505-ФЗ,

от 08.06.2020 N 179-ФЗ, от 23.11.2020 N 383-ФЗ, от 08.12.2020 N 429-ФЗ,

(см. Обзор изменений данного документа)

Недра являются частью земной коры, расположенной ниже почвенного слоя, а при его отсутствии — ниже земной поверхности и дна водоемов и водотоков, простирающейся до глубин, доступных для геологического изучения и освоения.

Настоящий Закон регулирует отношения, возникающие в области геологического изучения, использования и охраны недр, разработки технологий геологического изучения, разведки и добычи трудноизвлекаемых полезных ископаемых, использования отходов добычи полезных ископаемых и связанных с ней перерабатывающих производств, специфических минеральных ресурсов (рапы лиманов и озер, торфа, сапропеля и других), подземных вод, включая попутные воды (воды, извлеченные из недр вместе с нефтью, газом и газовым конденсатом (далее — углеводородное сырье), и вод, использованных пользователями недр для собственных производственных и технологических нужд.

(в ред. Федеральных законов от 21.07.2014 N 261-ФЗ, от 29.06.2015 N 205-ФЗ, от 02.12.2019 N 396-ФЗ, от 08.06.2020 N 179-ФЗ)

(см. текст в предыдущей редакции)

Настоящий Закон содержит правовые и экономические основы комплексного рационального использования и охраны недр, обеспечивает защиту интересов государства и граждан Российской Федерации, а также прав пользователей недр.

Источник

11 Государственное регулирование отношений недропользования

Лекция № 11
30. Государственное регулирование отношений недропользования

Государственному регулированию подлежат общественные отношения при пользовании недрами России и континентального шельфа РФ в пределах ее юрисдикции, а именно управление государственным фондом недр. Государственный фонд недр составляют используемые участки, представляющие собой геометризованные блоки недр, и неиспользуемые части недр в пределах территории Российской Федерации, морской исключи­тельной экономической зоны и ее континентального шельфа (ст. 2 Закона РФ «О недрах»). Владение, пользование и распоряжение государственным фон­дом недр в пределах территории России (включая зону территориального моря) осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами РФ. а в пределах морской исключительной экономической зоны и континенталь­ного шельфа — Российской Федерацией. Владение, пользование и распоряжение государственным фондом недр в пределах территории Российской Федерации в интересах народов, проживающих на соответствующих территориях, и всех народов России осуществляются совместно Российской Федерацией и субъектами РФ.

Статус объектов федерального значения могут получить на основа­нии совместных решений федеральных органов государственной власти и органов государственной власти субъектов РФ отдельные участки недр, в том числе содержащие месторождения полезных ископаемых, необходимые для гарантированного обеспечения государственных потребностей России стратегическими и дефицитными видами ресурсов недр, наличие которых влияет на национальную безопасность РФ, обеспечивает основы ее суверени­тета, а также для выполнения обязательств по международным договорам России (ст. 2.1 Закона РФ «О недрах»). Часть месторождений федерального значения, в том числе освоенных и подготовленных к добыче полезных ис­копаемых, включается в федеральный фонд резервных месторождений.

Федеральные органы исполнительной власти и органы испол­нительной власти субъектов РФ в пределах своих полномочий утверждают государственные программы геологического изучения недр, воспроизвод­ства минерально-сырьевой базы и рационального использования недр, по представлению федерального органа управления государственным фондом недр и под контролем органов представительной власти решают вопросы недропользования, охраны недр и охраны окружающей природной среды.

31. Основные принципы и задачи государственного регулирования недропользования

В соответствии с Конституцией Российской Федерации и законода­тельством о недрах отношения недропользования формируются на базе сле­дующих основных принципов:

• государственная собственность на недра и различные формы собствен­ности на добытые из недр полезные ископаемые и иные ресурсы;

Рекомендуемые файлы

• совместное ведение Российской Федерации и ее субъектов по вопросам владения, пользования и распоряжения недрами;

• использование полезных свойств недр путем предоставления их только в пользование с регламентацией вида пользования, участка недр, предос­тавляемого в пользование, срока пользования, категорий пользователей недр и т.п.;

Читайте также:  Способы наглядного изображения статистических данных

• платность пользования недрами, включая введение специальных сборов и платежей.

За государством, в лице уполномоченных органов и различных ветвей власти, сохраняется функция государственного регулирования всего ком­плекса специфических отношении, возникающих в процессе использования различных полезных свойств недр, как связанных, так и не связанных с до­бычей полезных ископаемых. Основной задачей государственного регулирования отношений недро­пользования является обеспечение воспроизводства минерально-сырьевой базы, ее рационального использования и охраны недр в интересах нынешнего и будущих поколений народов Российской Федерации. Решение этой задачи возлагается на федеральные органы исполни­тельной власти, органы власти субъектов Федерации и органы местного са­моуправления, которые через специальные институты осуществляют предос­тавление недр в пользование, рациональное использование и охрану недр, учет и контроль за пользованием недр.

Закон РФ «О недрах» (1992, ред. 2000) определил, что в задачи госу­дарственного регулирования входят:

• обеспечение геологического изучения территории Российской Федера­ции, ее континентального шельфа, Антарктики и дна Мирового океана;

• обеспечение развития минерально-сырьевой базы и подготовки резерва участков недр, используемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добычей полезных ископаемых;

• определение объемов добычи основных видов полезных ископаемых на текущий период и на перспективу по Российской Федерации в целом и по регионам;

• установление квот на поставку добываемого минерального сырья;

• введение платежей, связанных с пользованием недрами, а также регули­руемых цен на отдельные виды минерального сырья;

• установление стандартов (норм, правил) в области геологическою изу­чения, использования и охраны недр, безопасного ведения работ, связан­ных с пользованием недрами, а также рационального использования и охраны недр.

32. Система пользования недрами

В соответствии с природными, организационными, экономическими, технологическими и правовыми особенностями процесс пользования недра­ми можно представить в виде единой системы, в составе которой можно вы­делить три самостоятельных подсистемы:

• пользование недрами в соответствии с установленным видом пользова­ния;

• предоставление участков недр в пользование;

• контроль и надзор за соблюдением установленных требований и ограни­чений при пользовании недрами.

Все три подсистемы действуют и развиваются достаточно самостоя­тельно, хотя в определенной мере взаимосвязаны и взаимообусловлены.

Первая подсистема — пользование недрами — регулирует отношения, возникающие в процессе осуществления недропользователем определенной деятельности в пределах полученного права, в частности права на проведение поисков, разведки и разработки месторождений, либо работ по использова­нию недр в целях, не связанных с добычей полезных ископаемых.

Вторая подсистема — предоставление недр в пользование — призвана регулировать отношения, возникающие между государством — собственни­ком недр и потенциальными потребителями их полезных свойств, т.е. потен­циальными пользователями недр. В рамках этой подсистемы соответствую­щие государственные органы определяют программу освоения недр, кон­кретные зоны изучения и участки недр, которые предполагается предоста­вить в пользование. После этого в соответствии с действующим порядком производится выбор конкретного недропользователя и юридическое оформ­ление предоставления ему права пользования недрами на определенных ус­ловиях. Эта подсистема в законодательстве о недрах получила название Го­сударственная система лицензирования пользования недрами.

Третья подсистема, функционирующая параллельно с первой и второй, призвана регулировать отношения, возникающие в процессе осуществления контроля и надзора со стороны государства за действиями пользователя не­драми, соблюдением им взаимосогласованных условий выполнения работ на предоставленном участке недр, а также общих требований пользования не­драми.

В мировой практике вопросами контроля и надзора за освоением ре­сурсов недр занимаются специализированные правительственные органы, наделяемые очень широкими полномочиями. В этой работе активно участ­вуют местные органы власти, а также общественные организации. Жесткость контроля и надзора ни в коей мере не означает вмешательства в хозяйствен­ную деятельность недропользователя. В России организационно-правовое регулирование отношений в рам­ках третьей подсистемы осуществляется органами государственного геоло­гического контроля и государственного горного надзора, во взаимодействии с природоохранными и другими контрольными органами.

33. Разграничение компетенции органов власти по регулированию недропользования

Органы государственной власти и государственного управления, регу­лирующие отношения недропользования, имеют общую и специальную ком­петенцию.

В систему органов государственной власти и государственного управ­ления общей компетенции входят: Президент РФ, Федеральное Собрание, Правительство РФ, органы государственной власти республик, краев, облас­тей, городов федерального значения (гг. Москва и Санкт-Петербург), органы государственной власти автономных областей и автономных округов, органы местного самоуправления в городских и сельских поселениях и на других территориях (с учетом исторических и иных местных традиций).

Систему органов специальной компетенции государственного управ­ления отношениями недропользования в соответствии со ст. 36 Закона РФ «О недрах» образуют федеральными органами управления государственным фондом недр (Министерство природных ресурсов РФ) и государственного горного надзора (Федеральный горный и промышленный надзор РФ или Гос­гортехнадзор РФ).

В компетенцию федеральных органов государственной власти и го­сударственного управления РФ (общей и специальной компетенции) в сфере регулирования отношений недропользования, в частности, входят:

• разработка и совершенствование законодательства РФ о недрах;

определение и реализация федеральной политики недропользования, оп­ределение стратегии использования, темпов воспроизводства, дальней­шего расширения и качественного улучшения МСБ путем разработки и реализации федеральных программ;

• установление общего порядка пользования недрами и их охраны, разра­ботка соответствующих стандартов (норм, правил), в том числе класси­фикации запасов и прогнозных ресурсов полезных ископаемых;

Читайте также:  Резервное копирование данных способы резервного копирования

• создание и ведение единой системы федерального и территориальных фондов геологической информации о недрах, распоряжение информаци­ей, полученной за счет государственных средств;

• государственная экспертиза информации о разведанных запасах полез­ных ископаемых, иных свойствах недр, определяющих их ценность или опасность;

• составление государственного баланса запасов полезных ископаемых; государственный учет участков недр; ведение государственного кадастра месторождений и проявлений полезных ископаемых; государственная регистрация работ по геологическому изучению недр;

• распоряжение недрами континентального шельфа РФ;

• введение ограничений на пользование недрами на отдельных участках для обеспечения национальной безопасности и охраны окружающей при­родной среды;

• заключение соглашений о разделе продукции при пользовании участка­ми недр.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76 ч. 1) по предметам ведения Российской Федерации принимаются федеральные конституционные законы и федеральные законы, имеющие прямое действие на всей территории РФ.

Совместная компетенция органов государственной власти и госу­дарственного управления РФ и ее субъектов (общая и специальная компе­тенции) в сфере регулирования отношений недропользования на территории РФ и территориях субъектов РФ включает:

• распоряжение государственным фондом недр (кроме участков, находя­щихся в исключительном ведении РФ);

• определение условий и порядка взимания платы за пользование недрами, установление форм и размеров платы за пользование участками недр фе­дерального значения, а также утверждение договоров об условиях СРП;

• определение региональных перечней полезных ископаемых, относимых к общераспространенным, а также выделение участков недр федерального значения, регионального значения и местного значения; установление перечней участков недр, право пользования которыми может быть пре­доставлено на условиях СРП.

В компетенцию органов государственной власти и государственно­го управления субъектов РФ в сфере регулирования отношений недрополь­зования в пределах территории соответствующих субъектов РФ, в частности, входят’.

• принятие и совершенствование законов и иных нормативных правовых актов субъектов РФ о недрах;

• участие в разработке и реализации государственных программ геологи­ческого изучения недр, развития и освоения МСБ РФ;

• разработка и реализация территориальных программ развития и исполь­зования МСБ;

• создание и ведение территориальных фондов геологической информа­ции, распоряжение информацией, полученной за счет средств бюджетов соответствующих субъектов РФ и соответствующих местных бюджетов;

• участие в государственной экспертизе информации о разведанных запа­сах полезных ископаемых и иных свойствах недр, определяющих их цен­ность или опасность;

• составление территориальных балансов запасов и кадастров месторож­дений и проявлений полезных ископаемых и учет участков недр, исполъзуемых для строительства подземных сооружений, не связанных с добы­чей полезных ископаемых;

• определение форм и установление размеров платы за пользование участ­ками недр регионального и местного значения в установленных преде­лах;

• установление порядка пользования недрами в целях разработки МОрПИ, участками недр местного значения, а также строительства подземных со­оружений местного значения;

• государственный контроль за геологическим изучением, охраной и ра­циональным использованием недр в соответствии с установленным по­рядком;

• регулирование других вопросов в области использования и охраны недр, за исключением отнесенных к ведению РФ.

В соответствии с Конституцией РФ (ст. 76, ч. 4, 6) вне пределов веде­ния Российской Федерации и совместного ведения РФ и субъектов РФ рес­публики, края, области, города федерального значения, автономная область и автономные округа осуществляют собственное правовое регулирование, включая принятие законов и иных нормативных правовых актов. Законы и иные нормативные правовые акты субъектов РФ не могут противоречить федеральным законам, принятым в соответствии со ст. 76, ч. 1 и 2 Конститу­ции РФ. В случае противоречия между федеральным законом и иным актом, изданным в РФ, действует федеральный закон.

В компетенцию органов местного самоуправления районов и горо­дов в сфере регулирования отношений недрополъзования, в частности, вхо­дят:

• участие в решении вопросов, связанных с соблюдением социально-экономических и экологических интересов населения территории при предоставлении недр в пользование и отводе земельных участков;

• развитие минерально-сырьевой базы для предприятий местной промыш­ленности;

• предоставление разрешений на разработку месторождений общераспро­страненных полезных ископаемых (МОрПИ), а также на строительство подземных сооружений местного значения;

Если Вам понравилась эта лекция, то понравится и эта — 7 Кочевники Евразии в средние века.

• введение ограничений на пользование участками недр на территориях населенных пунктов, пригородных зон, объектов промышленности, транспорта и связи в случаях, если это пользование может создать угрозу жизни и здоровью людей, нанести ущерб хозяйственным объектам или окружающей природной среде.

Кроме государственных органов управления фондом недр (РФ и ее субъектов) и негосударственных органов местного самоуправления, в вопро­сами управления недрополъзования в пределах мест исконного проживания имеют право участвовать представители коренных малочисленных народов. Они имеют право (ст. 8 ФЗ «О гарантиях прав . », 1999):

• участвовать в осуществлении контроля за использованием полезных ископаемых;

• участвовать в осуществлении контроля за соблюдением законодательства об охране окружающей природной среды при промышленном использо­вании природных ресурсов;

• участвовать в проведении экологических и этнологических экспертиз при разработке государственных программ освоения природных ресур­сов в местах их традиционного проживания.

Источник

Оцените статью
Разные способы