- Государственное налоговое регулирование
- 7.1. Содержание государственного налогового регулирования
- 7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования
- Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты
- Общее представление о государственном налоговом регулировании
- Содержание государственного налогового регулирования
- Инструменты государственного налогового регулирования
- ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка
- ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка
Государственное налоговое регулирование
7.1. Содержание государственного налогового регулирования
Государственное налоговое регулирование представляет собой систему специальных приемов, методов и инструментов управления налогообложением м налоговыми потоками, направленную на целенаправленное вмешательство государства в рыночную экономику в соответствии с принятой им концепцией экономического роста.
Конечной целью государственного налогового регулирования является создание условий для роста налоговых поступлений в бюджетную систему страны на базе роста производства, продаж и доходов экономики (на базе экономического роста) путем воздействия на различные стороны хозяйственной жизни и экономику в целом.
Особенностями государственного налогового регулирования является наличие четкой макроэкономической стратегии и осознанное воздействие на экономику, непрерывное в своем развитии и относительно постоянное во времени. Оно охватывает не отдельные предприятия, а всю экономику в целом и ее сегменты.
Налоги выступают важнейшим инструментом регулирования валового внутреннего продукта (ВВП) и национального дохода (НД) страны. К примеру, в России, по данным Госкомстата РФ, в структуре ВВП налоги в среднем (за последние семь лет) составляют около 30 %. В ходе распределения и перераспределения ВВП и НД реализуются фискальная и регулирующая функции налогов. Государство, формируя налоговыми методами свои доходы, целенаправленно воздействует на экономику, темпы роста и структуру ВВП.
Налоги воздействуют на капитал на всех стадиях его кругооборота. При выполнении своих функций они оказывают влияние на инвестиционные процессы, ускоряя или замедляя их. Система налогового регулирования воздействует на инвестиционный спрос и предложение через механизмы косвенного налогообложения и налогового льготирования инвестиционного характера. Мировой практикой накоплен богатый опыт регулирования источников инвестиций путем применения разнообразных налоговых преференций при налогообложении доходов компаний. Это позволяет государству контролировать массовый спрос и предложение не только товаров, но и капиталов, поскольку доход является основой спроса и конечным результатом функционирования капитала.
Воздействие налогов на экономику происходит не прямо, а опосредованно. Как инструменты распределения и перераспределения ВВП и НД, они оказывают свое влияние с некоторым опозданием от действующих тенденций изменения пропорций и темпов экономического роста. Принцип обратной связи налогов может иметь свою эффективность только при условии своевременного принятия соответствующих мер налогового регулирования. Тем не менее, налоги выступают центральным звеном государственных программ антициклического развития экономики. В целях выравнивания темпов экономического роста многие страны используют налоговый механизм для антицикличного регулирования спроса и предложения (их стимулирования в период депрессии и ограничения в период предельного экономического подъема). Поскольку налоговые поступления следуют за объемами и темпами роста производства с некоторым опозданием, постольку автоматический рост налогов может привести к депрессии в производстве и даже к его спаду. В этой ситуации принимаются меры к снижению налогов с целью повышения стимулов к инвестированию.
Налоговое регулирование призвано активно влиять на структуру общественного воспроизводства. С помощью налогового механизма государство создает необходимые условия для ускоренного накопления капитала в наиболее приоритетных отраслях, определяющих научно-технический прогресс, а также в малорентабельных, но жизненно необходимых сферах производства и услуг. В мировой практике нередки случаи, когда налоговые льготы предоставляются преимущественно тем фирмам, которые действуют в рамках принятой государственной экономической программы.
Налоговый механизм используется для выравнивания регионального уровня развития страны, стимулируя ускоренный рост в экономически слаборазвитых регионах и территориях путем создания более благоприятного налогового режима для находящихся там предприятий, свободных экономических зон при более низких налогах и т. д. Хотя для России – это не традиционные методы территориального выравнивания. Для целей последнего используется система межбюджетного регулирования, в которой главенствующую роль играют регулирующие налоги.
Налоговое регулирование затрагивает и социальную сферу. Это относится к экологии, социальной инфраструктуре, социальной защите населения. Расходы фирм, инвестирующих подобного рода мероприятия, как правило, исключаются из налогооблагаемой прибыли. Страховые взносы в государственные социальные фонды или единый социальный налог в России непосредственно выступают источником и инструментом реализации государственной социальной политики, выплачивая за счет них пенсии и пособия, осуществляя поддержку малоимущих слоев населения. Экологические налоги и штрафные платежи за сверхнормативное потребление природных ресурсов – важнейшие инструменты регулирования процессов охраны окружающей среды и рационального природопользования.
Через систему косвенного и подоходного налогообложения государство регулирует личное потребление и платежеспособный спрос населения путем установления необлагаемых минимумов, стандартных, социальных и имущественных вычетов при обложении налогом на доходы физических лиц, освобождения от налогообложения (полного или частичного) отдельных видов личных доходов и групп потребительских товаров первой необходимости от соответствующих налогов (например, использование пониженных ставок НДС). Через регулирование платежеспособного спроса населения государство влияет на производство и предложение товаров и услуг, на личные сбережения и потребление.
7.2. Инструментарий государственного налогового регулирования
Мировой практике известны следующие наиболее распространенные методы государственного налогового регулирования:
- изменение состава и структуры системы налогов,
- замена одного способа или формы налогообложения другими,
- изменения и дифференциация ставок налогов,
- изменение налоговых льгот и скидок, их переориентация по направлениям, объектам и плательщикам,
- полное или частичное освобождение от налогов,
- отсрочка платежа или аннулирование задолженности,
- изменение сферы распространения налогов.
В сфере государственного налогового регулирования экономики особое значение имеет оптимизация состава и структуры системы налогов, уровня и структуры налогового бремени и налоговых ставок. Суть данного процесса заключается в достижении налогового равновесия между ценовой, фискальной и регулирующей функциями. Построение рациональной налоговой системы зависит от экономически обоснованной ее внутренней структуры и, прежде всего, от параметров налоговых баз и налоговых ставок.
В зависимости от способов воздействия государственное налоговое регулирование подразделяется на две сферы: налоговое стимулирование и налоговое сдерживание. Налоговое стимулирование основано на политике низких налогов, оптимизации состава и структуры системы налогов, уровня налогового бремени и ставок отдельных налогов, а также на использовании системы налогового льготирования (налоговых льгот и преференций). Налоговое стимулирование призвано целенаправленно воздействовать на экономику в целом, отдельные ее сферы, отрасли и социальные процессы, а также на экономическое поведение налогоплательщиков. Основной формой налогового стимулирования является налоговое льготирование. Налоговое сдерживание менее распротратенная сфера государственного налогового регулирования, так как оно призвано сдерживать развитие отдельных отраслей экономики и инвестиционную активность, преимущественно в целях недопущения кризиса перепроизводства, что редко случается в современной экономике. Тем более, что это не грозит в ближайшие годы и в перспективе России. Налоговое сдерживание основано на политике высоких налогов с использованием в целом и выборочно высоких налоговых ставок, с увеличением перечня налоговых платежей, с отменой налоговых льгот и т. п. поэтому основное внимание в данном параграфе следует уделить налоговому стимулированию в форме налогового льготирования.
По оценкам специалистов, потери бюджетной системы России из-за предоставления льгот составляют 100–160 млрд. руб. в год, однако никто не подсчитал выгоды в связи с выполнением налогами стимулирующей роли. Важно не допускать превалирования текущих фискальных интересов государства над стратегией экономического роста. Применяемые в России налоговые льготы следует не отменять, а глубоко реформировать, систематизировать, упорядочивать, рассчитывать их экономический эффект, контролировать избирательный характер и целевое использование льготируемых средств. Мировая практика показывает, что государство обычно применяет льготы в тех отраслях, в ускоренном развитии которых оно нуждается на соответствующем этапе своего развития, в зависимости от проводимой политики в сфере экономики, науки, социальной сфере и т. п. Анализ налогового законодательства показывает, что из всей массы налоговых льгот, на стимулирование инвестиций направлены только порядка 10, что вряд ли соответствуют ориентации государственной политики на экономический рост. Налоговое стимулирование инвестиционных процессов, внешнеэкономической деятельности способно позитивно повлиять на всю структуру хозяйственного комплекса страны. Текущее налоговое регулирование при всей своей мобильности может быть успешным лишь при соблюдении принципиальных установок системы налогообложения в целом, определенных в законе на длительную перспективу.
Основанием для предоставления льгот могут быть: материальное, финансовое, экономическое положение налогоплательщика; особые заслуги граждан; необходимость развития отдельных сфер и субъектов производства, регионов страны; социальное, семейное положение граждан и т. д.
В зависимости от того, на изменение какого элемента налогообложения направлены налоговые льготы, они подразделяются на 3 вида: налоговые освобождения, налоговые скидки и налоговые кредиты.
К налоговым освобождениям (полным или частичным) относятся льготы, которые выводят из-под налогообложения отдельные объекты или отдельные группы потенциальных налогоплательщиков, и которые связаны с использованием пониженных налоговых ставок. Например, по налогу на доходы физических лиц – не облагаются пенсии, стипендии; по налогу на добавленную стоимость – не облагаются банковские операции и операции по страхованию и перестрахованию, освобождаются от налога субъекты специальных налоговых режимов и т. д. использование пониженных ставок налогов также достаточно распространенный прием, используемый при обложении НДС, налогом на прибыль, единым социальным налогом и др. К рассматриваемой группе льгот относятся также: налоговая амнистия – аннулирование (списание) безнадежной задолженности по налогам отдельных групп налогоплательщиков; налоговые каникулы – освобождение отдельных налогоплательщиков на определенный период времени от какого-либо налога.
Налоговые скидки (налоговые вычеты из налоговой базы) – это льготы, направленные на сокращение налоговой базы. Скидки обычно связаны с расходами налогоплательщиков, уменьшающими налоговую базу, а также с вычетами из налоговой базы определенных доходов и имущества. К ним относятся, например, налоговые вычеты по налогу на доходы физических лиц – стандартные, социальные, имущественные и профессиональные вычеты из доходов, полученных налогоплательщиком; перенос убытков на будущее (уменьшение налоговой базы на сумму убытков, полученных в предыдущем налоговом периоде) по налогу на прибыль. Скидки подразделяются на лимитированные (размер скидок ограничен) и нелимитированные (налоговая база может быть уменьшена на сумму определенных расходов). Большую группу составляют различного рода целевые скидки, связанные с инвестиционными расходами, с дополнительными расходами на разработку нерентабельных и малодебитных месторождений полезных ископаемых, с другими расходами.
Налоговые кредиты – это льготы, направленные на уменьшение налогового оклада (суммы налога). Налоговые кредиты как особая группа налоговых льгот и преференций можно разделить на следующие виды:
§ вычет, зачет, возврат ранее уплаченного налога (например, налоговые вычеты по НДС и акцизам, вычет сумм подоходного налога, уплаченного за рубежом, из суммы налога на доходы физических, подлежащей уплате в России, зачет или возврат сумм переплаченных авансовых платежей и т. п.);
§ отсрочка или рассрочка уплаты налога (изменение срока уплаты налога, при наличии оснований, на срок от одного до шести месяцев соответственно с единовременной или поэтапной уплатой налогоплательщиком суммы задолженности без процентов и с процентами);
§ налоговый кредит (изменение срока уплаты по одному или нескольким налогам на срок от трех месяцев до одного года. с возвратом сумм задолженности без процентов и с процентами);
§ инвестиционный налоговый кредит (изменение срока уплаты налога на прибыль организаций, а также региональных и местных налогов от одного года до пяти лет, при котором организации, при наличии оснований, предоставляется возможность в определенных пределах уменьшать свои платежи по налогу с последующей поэтапной уплатой суммы кредита и начисленных процентов).
Существует общепризнанное мнение, что чрезмерно высокий уровень налогов – это негативное явление, порождающее спад производства, снижение предпринимательской активности, трудовой и инвестиционной инициативы, а также массовое стремление хозяйствующих субъектов к сокрытию доходов, усиление социальной напряженности и инфляционных процессов. Такая постановка вопроса отражала до последнего времени современную действительность России – высокий уровень налогов при сравнительно низких темпах роста производства со всеми вытекающими отсюда последствиями. Правда, в 2004–2005 гг. Правительство РФ приняло ряд мер, направленных на реальное снижение налогового бремени (отменен налог с продаж, снижена ставка НДС до 18 %, снижена ставка ЕСН до 26 % и др.). В тоже время, растет потребность в значительном увеличении государственных расходов, а значит, доходных источников путем увеличения налоговых поступлений. В этом заключается основная трудность установления оптимальных уровней налоговых ставок. Это и есть основная задача государственного налогового менеджмента, которую можно также сформулировать следующим образом: «это искусство ощипывать гуся так, чтобы получить максимум перьев с минимумом писка» (Жан-Батист Кольберг).
Источник
Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты
Государственное налоговое регулирование необходимо для того, чтобы осознанно воздействовать на экономическое состояние страны и деятельность хозяйствующих субъектов (зарегистрированных как ИП, ООО и т.д.). Данный процесс – прямая обязанность государства.
Содержание этой статьи:
Общее представление о государственном налоговом регулировании
Государственное налоговое правовое регулирование – особая система, включающая методы, приемы и инструменты, осуществляющие управленческую функцию в сфере налогообложения.
Регулирование необходимо для обеспечения возможности государственным органам целенаправленно вмешиваться в экономику в условиях рынка и осуществлять контроль за экономической ситуацией в РФ.
Принятие подобных мер преследует следующие цели:
- позаботиться о создании максимально комфортных условий для роста денежных вливаний в бюджетно-финансовую сферу страны на базе производственного роста;
- стимулировать продажи и доходную часть экономики (на основе экономического подъема) при помощи оказанного влияния на разные направления хозяйственной части и экономики страны в целом.
Важно: налоговое правовое регулирование обладает особенностью – наличием четкой макроэкономической стратегии и осознанным воздействием на экономику, отличающимися непрерывностью и относительным постоянством. Такое воздействие касается не ряда предприятий, а всей экономики Российской Федерации.
О том огромном значении для любого государства, которое имеет налоговое правовое регулирование, спорить не приходится.
Именно благодаря продуманным действиям осуществляется постепенное экономическое развитие и успешное преодоление кризисных явлений вроде дефляции.
Содержание государственного налогового регулирования
- Роль налогов проявляется, в первую очередь, в том, что это важный инструментарий регулирования ВВП и национальной доходной части Российской Федерации. При распределении и перераспределении ВВП и НД, происходит осуществление фискальной и регулирующей функции налогообложения. Государством оказывается намеренное влияние на экономические процессы, при помощи формирования налоговыми методами доходной части.
- Влияние, которое налоги оказывают на капитал на всех этапах его кругооборота. Выполняя свои функции, они способствуют воздействию на процессы инвестирования (в том числе вложение денег в бизнес) путем их ускорения или замедления. Регулирование налоговой политики подразумевает оказание влияния на спрос и предложение инвестиций. Для этого широко применяются процессы косвенного налогообложения. Мировая практика может похвастать накоплением богатого опыта в сфере регулирования инвестиционных источников посредством применения различных преференций. Таким образом, государству удается осуществлять контроль за процессом массового спроса и предложения не только товаров, но и капиталов, ведь доход – основа спроса и конечный результат функционирования капитала.
- Налоги на деятельность и состояние экономики воздействуют не напрямую. Особенность подобного влияния заключается в том, что осуществляется оно с небольшой задержкой по отношению к тем тенденциям пропорций и темпов экономического роста, которые действуют на данный момент. Об эффективной составляющей принципа обратной связи можно говорить лишь тогда, когда необходимые меры регулирования будут приняты вовремя.
- Регулирование налоговых отношений помогает добиться эффективного воздействия на структурные компоненты общественного производства. Посредством необходимых механизмов, у государственных органов появляется возможность создавать нужные условия для того, чтобы накопление капитала осуществлялось в быстрых темпах и в максимально приоритетных направлениях.
- Кроме того, регулирование налоговой политики позволяет выравнивать уровни развития в региональной плоскости, за счет процесса стимуляции ускоренного роста в регионах и на территориях, отличающихся экономической нестабильностью. Такое становится возможным благодаря созданию более лояльного местного налогового режима для расположенных там предприятий, экономических зон.
- Регулирование налоговой политики не оставляет без внимания и социальные сферы. Расходы тех учреждений, которые занимаются инвестициями подобных предприятий, обычно исключены из прибыли, облагаемой налогами.
- Являющиеся основными инструменты учета и контроля компонентов, отвечающих за охрану окружающей среды и ее грамотного использования.
- Благодаря возможности осуществления косвенного и подоходного налогообложения, осуществляется государственное регулирование потреблений личного характера и платежеспособного спроса населения. Это удается осуществлять посредством определения необлагаемых минимумов, а также социальных и имущественных вычетов стандартного образца (к примеру, налоговый вычет при покупке квартиры) в тех случаях, когда налогообложению подвергаются физические лица.
back to menu ↑
Инструменты государственного налогового регулирования
Мировая практика обладает наиболее распространенными методами государственного регулирования в плоскости налогообложения:
- случаи, при которых состав или структура налогов претерпевает изменения;
- возможность заменять одни формы или способы налогообложения другими;
- посредством изменения и дифференциации ставок в этой области;
- воздействие на льготы и скидки, осуществление переориентации по их направлениям, объектам и плательщикам;
- возможность в ряде случаев освобождать от налогов полностью, или частично (к примеру, льготы по транспортному налогу);
- возможность отсрочить платеж или аннулировать образовавшийся долг.
Регулирование налоговой политики в области экономики наделяет особой значимостью оптимизацию составляющих структур системы налогообложения и соответствующих ставок.
Этот процесс в своей основе имеет стремление достичь равновесия в плоскости налогов.
Чтобы построить рациональную налоговую систему, необходимо полагаться на экономически обоснованное содержание ее внутренней структуры, прежде всего, параметров налоговых баз и налоговых ставок.
Государственное налоговое правовое регулирование разделяет сферу способов воздействия на два направления:
Налоговое стимулирование
В основе этого инструмента воздействия лежит ряд аспектов:
- возможность устанавливать низкие налоги;
- необходимость оптимизировать состав и структуру налоговой базы, ставок отдельных налогов;
- возможность производить льготирование.
Данный тип инструментов имеет своей целью оказать влияние на экономическое состояние в целом, отдельные сферы, отрасли и социальные процессы, а также на поведение налогоплательщиков.
Главной формой стимулирования в этой части является налоговое льготирование.
Налоговое сдерживание
Подобная сфера регулирования менее распространена. Это связано с тем, что она имеет направленность сдерживать развитие отдельных экономических отраслей и инвестиционную активность.
Делается это с целью не допустить кризиса перепроизводства, что в современной экономике явление относительно редкое. России в ближайшие годы это точно не грозит.
ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка
ВВЕДЕНИЕ В МИКРОЭКОНОМИКУ. Государственное регулирование рынка
Государственное налоговое регулирование: Главные особенности и инструменты
Источник