Способы глагольного действия
Категория вида глагола
Вид (аспект) – постоянная и обязательная грамматическая категория глагола. В системе русского глагола нет ни одной грамматической формы, которая не выражала бы значения вида. Вид является обязательной глагольной категорией во всех языках мира.
Вид – это «точка зрения» на ситуацию, способ увидеть её, охарактеризовать способ протекания действия.
Несовершенный вид (НСВ) – это действие, не достигшее своего предела или результата, длящееся, повторяющееся, актуальное; это «середина действия»: читать, петь, думать, прыгать.
Совершенный вид (СВ) – это действие, достигшее предела или результата, осуществившееся; это «конец действия» или «ситуация-точка»: прочитать, спеть, придумать, прыгнуть.
Категория вида в славянских языках сформировалась сравнительно поздно, поэтому в функционировании этой категории до сих пор отмечается определённая непоследовательность и своеобразие.
Категория вида тесно связана с категорией времени:
НСВ имеет настоящее, прошедшее и будущее сложное время;
СВ имеет прошедшее и будущее простое время.
СВ не имеет настоящего времени!
Вот как объясняет это Илья Борисович Шатуновский:
«Совершенный видне имеет настоящего времени, и это вполне закономерно: форма настоящего времени обозначает ситуацию, одновременную с «текущим», бегущим моментом речи. Совершенный вид же обозначает как минимум 2 последовательные ситуации (например: Дождь кончился = дождь есть / дождя нет), а две разновременные ситуации не могут быть одновременно одновременны с моментом речи! А предшествовать моменту речи (прошедшее время) или следовать за моментом речи (будущее время) – могут» (Шатуновский И.Б. Семантика русского вида. В кн.: Шатуновский И.Б. Семантика предложения и нереферентные слова (значение, коммуникативная перспектива, прагматика). – М.: Языки русской культуры, 1996. – С. 333–334).
Существует 2 способа образования видов: перфективация и имперфективация.
Перфективация – это образование глагола СВ от глагола НСВ при помощи приставок или суффикса -ну- со значением однократности:
косить → на-косить, играть → до-играть, топать → топ-ну-ть и др.
Имперфективация – это образование глагола НСВ от глагола СВ при помощи различных суффиксов:
сбросить → сбрас-ыва-ть, принести → принос-и-ть, отдать → отда-ва-ть и др.
Подробнее о способах образования видов см. материалы практического занятия.
Видовая пара глагола
Видовая пара –это два глагола, различающиеся видом и совпадающие по лексическому значению: решать – решить, переписывать – переписать, удалять – удалить и др.
Видовая пара образуется в большинстве случаев в результатеимперфективации.Вопрос об образовании видовой пары в результате перфективации является спорным, так как в русском языке почти нет чисто видовых приставок (кроме случаев типа делать – сделать, мастерить – смастерить; иначе для решения вопроса о наличии видовой пары с приставкой обязательно нужен контекст). Всякая приставка обычно меняет значение глагола, ср.: резать – обрезать, порезать, дорезать, прорезать, прирезать, зарезать, срезать, врезать, вырезать, нарезать, надрезать, перерезать, подрезать, изрезать…
По способности образовывать видовую пару все глаголы могут быть разделены на 3 группы.
1. Соотносительные по виду глаголы (= видовая пара)
Решать – решить, сочинять – сочинить, раздавать – раздать, утешать – утешить; прыгать – прыгнуть, делать – сделать.
У таких глаголов единственное различие – чисто видовое. Форма НСВ называет ‘действие в процессе осуществления’, форма СВ – ‘результат, предел действия’или ‘точечное, мгновенное действие’.
2. Не соотносительные по виду глаголы (одновидовые)
Такие глаголы существуют в языке либо только в НСВ, либо только в СВ. Основная причина отсутствия у них пары – семантическая: какие-то действия мыслятся только как процесс (они в принципе не направлены на достижение результата), а какие-то – только как результат (мгновенные, неожиданные действия). Например: благоговеть, недоумевать, знать, уметь, мочь, лежать; рехнуться, очутиться, сбрендить, рухнуть и др.
3. Двувидовые глаголы – глаголы, у которых в одной лексеме потенциально заключается значение обоих видов, и реализация видового значения зависит от контекста: женить, казнить, крестить, атаковать, исследовать, использовать, обещать, ранить, велеть и др. Ср.: Я уже исследую (НСВ) эту проблему – В курсовой работе я исследую (СВ)эту проблему и решу её.
С практической точки зрения вопрос установления того, есть ли у глагола видовая пара, является очень сложным: не любые два глагола, образованные путём имперфективации или перфективации, представляют собой видовую пару.
Например, не образуют видовую пару глаголы с разным лексическим значением (заблудиться – заблуждаться), глаголы, различающиеся по способу глагольного действия (петь – запеть), глаголы однонаправленного и разнонаправленного движения (брести – бродить (!)).
Всегда следует учитывать контекст. Например:
Собака грызла (НСВ) кость → сгрызла (СВ).
Собака грызла (НСВ) верёвку → перегрызла (СВ).
Волк загрыз (СВ) овцу → .
Во многих случаях наблюдается явление так называемой «вторичной имперфективации». Это образование НСВ от производного глагола СВ. В результате вторичной имперфективации обычно образуется видовая пара. Ср.:
(не видовая пара)
Способы глагольного действия
Производные глаголы (чаще всего одновидовые) образуют замкнутые группы, которые объединяются по общности значения и словообразовательных признаков. Такие глаголы обозначают тот или иной способ протекания глагольного действия (СГД). СГД делятся на 3 типа: временного типа, количественного типа и количественно-временного типа (подробнее можно прочитать в кн.: Зализняк Анна А., Шмелёв А.Д. Введение в русскую аспектологию. – М.: Языки русской культуры, 2000. – С. 104–127). См. таблицу.
Источник
Способы глагольного действия
Аспектуальность, ядром которой является категория вида, имеет и другие средства, передающие характер протекания действия. В их числе – способы глагольного действия, а также лексические и синтаксические показатели характера протекания процесса.
Основы теории способов глагольного действия были заложены в работах А.Х. Востокова, А.А. Потебни, А.А. Шахматова, В.В. Виноградова, основоположника Ленинградской аспектологической школы Ю.С. Маслова; изучение их было продолжено Е.В. Петрухиной, Е.Н. Ремчуковой и др. учёными.
В современной лингвистике по этому вопросу представлены две основных точки зрения: 1) в узком значении термина к акциональным (то есть относящимся к какому-либо аспекту действия) относятся только глаголы, имеющие специальные префиксы и суффиксы и характеризующие протекание действия (Н.С. Авилова, А.Н. Тихонов и др.); 2) в широком значении термина в сферу акциональной включается вся глагольная лексика (Ю.С. Маслов, А.В. Бондарко, М.А. Шелякин и др.). В качестве рабочей мы используем вторую точку зрения.
Общепринятая классификация способов глагольного действия отсутствует в науке о языке. Количество выделяемых способов достаточно велико: 40–50. Их объединяют в 2 группы: временные и количественные – или в 3 группы: временные, количественные и результативные. Последняя классификация рассмотрена в учебном пособии Е.Н. Ремчуковой «Морфология современного русского языка. Категория вида глагола». – М.: Флинта, Наука, 2004. – С. 102–134.
Перечислим основные способы глагольного действия.
- Глаголы начинательного способаобозначают начало действия: запеть, зашуметь, застучать, пойти, потащить и др.
- Глаголы длительно-ограничительногоспособа показывают, что действие происходит в течение определённого времени и ограничено этим промежутком: побегать, пробегать, погостить, поработать, проработать и т. д.
- Глаголы финитногоспособа действия имеют значение прекращения процесса, доведение его до конца или остановки в его течении: отужинать, отвоевать, отгулять и под.
- Глаголы многократногоспособа обозначают действие, повторяющееся много раз: сиживал, едал, говаривал, певал, хаживал и т. д.
- Глаголы одноактногоспособа называют действие, совершённое один раз: прыгнуть, стукнуть, боднуть, хлопнуть, махнуть и др.
- Глаголы многоактногоспособа обозначают действие, состоящее из нескольких однородных актов: махать, мелькать, вздыхать, кукарекать, хлопать и под.
- Глаголы смягчительногоспособа (неполного действия) называют действие ослабленное, умеренное, уменьшительное, ограниченное в полноте проявления: привстать, подтаять, перекусить, всплакнуть, поразвлечься и т. п.
- Глаголы распределительного (дистрибутивного)способа обозначают расчленённость действия, поочерёдное достижение результата: переловить, переломать, побросать, повыгонять и др.
- Глаголы завершительногоспособа рассматриваются в системе результативных глаголов с точки зрения достижения результата: дочитать, дописать, достирать и под.
Все способы действия тесно связаны с категорией вида. «Любую пару однокоренных глаголов, связанную отношением вида или способа действия, можно назвать аспектуальной парой, имеющей в русском языке две разновидности: “чистовидовая пара”, выражающая категориальное соотношение членов видовой оппозиции ( решить – решать и делать – сделать ), и акциональная пара, в которой осуществляется противопоставление глаголов как по виду, так и по способу действия ( петь – запеть, прыгать – прыгнуть ) или иногда – только по способу действия ( ходить – хаживать )» [Ремчукова Е.Н. Морфология современного русского языка. Категория вида глагола: Учебное пособие. – М.: Флинта, Наука. – 2004. – С. 130].
Источник
Способы глагольного действия
С грамматической категорией вида взаимодействует лексико-грамматическая категория глагола, выражающая способы глагольного действия , т.е. те значения, которые связаны с процессом действия (какой-либо момент его осуществления, интенсивность проявления, внутренняя расчлененность и др.).
Основные значения, связанные с выражением способа глагольного действия:
1) значение начинательности у глаголов совершенного вида, образованных при помощи приставок воз-, вз-, за-, по-, например: возгореться, воспылать, взмахнуть, вскрикнуть, зашагать, загреметь, побежать, подуть;
2) значение ограничения действия во времени, в полноте проявления у глаголов совершенного вида, образованных с приставкой по- или несколькими приставками, например: полежать, помечтать, посидеть, попридержать, пораздумать;
3) значение результативности (законченности действия, завершенности процесса) у глаголов совершенного вида, образованных с приставками про-, от-, у-, из-, например: проспать, отлежать (руку), отгрузить, умаяться, измокнуть, исписать;
4) значение распределительное (дистрибутивное) у глаголов совершенного вида с приставками пере-, по- и несколькими приставками, например: перебелить, перемыть, покусать, позакрывать;
5) значение интенсивности начала действия у глаголов совершенного вида, образованных при помощи суффикса -ну-, например: грянуть, хлынуть;
6) значение прерывистости действия у глаголов несовершенного вида с приставкой по- и суффиксом -ив(а)-, например: побаливать, покашливать, постукивать;
7) значение сопроводительное у глаголов несовершенного вида, образованных при помощи приставок при-, под- и суффиксов -ив(а)-, -ыв(а)-, например: приговаривать, притаптывать, подмигивать, подпрыгивать.
Способы глагольного действия
Название, тип значения, средство выражения, примеры
ХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ
Начинательный
Может сочетаться со зн. перехода в состояние (за-). Приставка за-, СВ (но заболевать, загораться, запивать – НСВ) Заблестеть, заволноваться, заиграть.
Зн. передвиж. в пространстве (по-). Приставка по-, СВ Поплыть, погнаться.
Зн. возникновения интенсивн. действия (вз-) Приставка вз-/вс-, СВ Взмолиться
Усилительный
Действие достигло чрезмерной силы, интенсивности Прист. раз-(рас/разо-) + частица -ся, СВ и НСВ: Разбушеваться разахаться Разгораться
Ограничительный
Действие ограничено во времени и в полноте. Могут быть наречия недолго, слегка и т.д.
Приставка по-, СВ (обычно непереходные) Поахать, побегать.
Переходные: Покачать, повозить
Длительно-ограничительный
Действие охватывает определенный отрезок времени
Приставка про-, неотносительные глаголы СВ: Пробегать, прогулять, проплакать
Смягчительный
С оттенком «немного, слегка»
Присоединение прист. по- к приставочным глаголам СВ: Поизноситься, поразвлечься, пообвыкнуть
С оттенком неполноты проявления действия
Соединение прист. при- с приставочным и беспристав. глаголам
Приврать — привирать
С оттенком неполноты действия и значимости
Соединение прист. под- с приставочным и беспристав. Глаголам: Подзабыть — подзабывать
СПЕЦИАЛЬНО-РЕЗУЛЬТАТИВНЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ (достижение резульната)
Финитивный
Прекращение действия, значение конца Приставка от-: Отбегать, отболеть
Завершительный (комплетивный)
Завершение конечной фазы Приставка до-: Довязать — довязывать
Интенсивный
Действие за пределом допустимого Приставка за- + -ся Заиграться
Приставка за- Загнать
Оттенок крайней полноты, интенсивности Приставка на- + -ся:Набегаться, наесться
Действие вызывает моральное удовлетвор-е Приставка у- + -ся: Убегаться, упрыгаться
Действие вызывает усталость, приводит к отриц. Последствиям Приставка до- + -ся: Добаловаться, доиграться
Кумулятивный (накопительный)
Различные оттенки накопления Приставка на-: Нагородить, набедокурить, наездить(5 км)
Распределитель-ный (дистрибутивный)
Действие – совокупность ряда актов Приставки пере- и по-: Переломал, побросал
НЕПОСЛЕДОВАТЕЛЬНО-ХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ
Общерезультативный
Действие достигает результата или стремится к нему
В сочетании с СВ – реальное достижение результата.
При НСВ характер результативности зависит от характера употребления приставочного глагола: Выкупать, заржаветь, изготовить, накормить, окрепнуть, отомстить, побрить, приготовить, проголосовать, разбудить, слепить, ужалить
Многоактовый
Действие из нескольких однородных актов Глаголы на -а- и др. : Дергать. Вздрагивать. Грести
Одноактовый
Мгновенное действие в один прием Глаголы СВ с суффиксом -ну-:Дернуть, вздрогнуть
НЕХАРАКТЕРИЗОВАННЫЕ СПОСОБЫ ДЕЙСТВИЯ
Статальный (глаголы состояния) Неподвижная, не связанная с перспективой развития деятельность Выделяются по значению, без общего морфемного признака: Висеть, держать, нервничать
Реляционный (глаголы отношения) Глаголы не связаны с понятием процесса: Знать, иметь, принадлежать –
Эволютивный (глаголы развития) Результата не предполагает, но связано с качеств. изменениями в объекте или субъекте: Воевать, жить, командовать, париться, удить, шалить
Способы действия – семантические, отчасти словообразовательные, группировки глаголов, выделяемые на основе общности типа протекания действия.
Источник