- Техника гипсовки модели с восковой конструкцией протеза обратным способом.
- 47. Методы гипсовки съёмных протезов в кювету.
- 48. Виды и конструкции съёмных протезов. Хар-ка, составные части.
- Методическая разработка по МДК 02.01 Технология изготовления несъемных протезов на тему «Технологический процесс гипсовки в кювету восковой композиции»
Техника гипсовки модели с восковой конструкцией протеза обратным способом.
После того как завершена окончательная отделка восковой конструкции протеза, отбивают модели из окклюдатора или артикулятора и приступают к гипсовке моделей с восковой конструкцией протеза в кювету.
Кювета для загипсовки съёмных протезов представляет собой металлическую коробку, состоящую из четырёх частей (двух половин и двух крышек). Кюветы выпускают разной величины, что позволяет помещать в них модели челюстей различных размеров. Все части кюветы снабжены выступами и пазами, которые обеспечивают точность их сборки. Кюветы изготавливают из меди (латуни). Они мало поддаются коррозии и не деформируются во время прессовки.
Известно 3 способа загипсовки восковой конструкции протезов в кювету:
□ При прямом способе модель отделяют от окклюдатора, обрезают излишки гипса круглой пилой на шлифмоторе или небольшой ручной пилой. Высота модели должна быть такой, чтобы зубы не возвышались над уровнем бортов нижней половины кюветы и при этом между моделью и дном кюветы должно оставаться пространство для заполнения гипсом. Перед гипсовкой на модели срезают гипсовые зубы, являющиеся опорными для кламмеров. Необходимо срезать их таким образом, чтобы между плечом клам-мера и зубом оставалось свободное пространство, которое в последующем будет заполнено гипсом. Чтобы гипс модели полностью пропитался водой и не образовались пузыри во вновь замешенном гипсе, гипсовую модель предварительно погружают в холодную воду на 3—5 мин до прекращения выделения пузырьков с её поверхности. Затем основание кюветы заполняют гипсом и погружают модель в кювету так, чтобы вестибулярные поверхности, режущие края, окклюзионные поверхности искусственных зубов и кламмеры покрылись гипсом. Восковой базис протеза, покрывающий нёбо или альвеолярный отросток с язычной стороны, должны оставаться свободными. При гипсовке нижнего базиса в ряде случаев приходится перекрывать гипсом его язычную поверхность, поскольку здесь образуются захваты, которые затрудняют разъединение частей кюветы без поломки гипса. Гипсовым ножом или шпателем срезают излишки гипса так, чтобы над зубами оставался удерживающий их гипсовый валик толщиной 3—4 мм и получился скос в сторону бортов кюветы. В остальных участках гипс сглаживают, дают схватиться, после чего наносят на него изоляционный слой или кладут кювету в воду, для полного насыщения гипса водой. Изоляционный слой можно создать с помощью растительного масла, мыльного раствора или специального изолирующего лака (изокол). Накладывают 2-ю половину кюветы на 1-ю, заполняют её гипсом до уровня бортов. Гипс вводят небольшими порциями, одновременно постукивая кювету о край стола, для предотвращения образования пузырей. Затем кювету прессуют. Излишки гипса при этом вытесняются наружу, и обе половины кюветы плотно смыкаются. После окончательного затвердевания разделяют обе половины кюветы лёгким постукиванием. При раскрытии кюветы необходимо следить, чтобы не отломались кусочки гипса, поскольку это может привести к смещению зубов. В случаях образования небольших сколов допустимо приклеивание отломанного куска. На гипсе контраштампа по направлению от нёбной границы протезного базиса к борту кюветы вырезают отводные каналы для выхода излишков пластмассы.(на приточке)
Обратный способгипсовки отличается тем, что модель остаётся в одной части кюветы, а искусственные зубы и кламмеры переходят в другую. Загипсовку восковой конструкции протеза в кювету обратным способом проводят следующим образом. Подгоняют модель по высоте бортов кюветы. При этом режущие края и окклюзионные поверхности зубов должны находиться несколько выше бортов кюветы (на 0,5-1,0 см). Затем модель погружают в воду комнатной температуры на 5—10 мин. Подготовив модель, мономером удаляют с зубов остатки воска. Замешивают гипс и вносят его в вершину кюветы, туда погружают модель с восковой конструкцией протеза. При этом восковой базис с зубами должен располагаться над гипсом. После схватывания гипса вершину кюветы погружают опять в воду на 5—10 мин. Затем надевают основание и ставят кювету на стол основанием кверху. Размешивают гипс, который небольшими порциями вносят в основание кюветы. При внесении гипса кювету поколачивают о край стола, чтобы вывести излишки воды и воздух. Заполнив основание гипсом, надевают крышку и кювету помещают под пресс, для удаления излишков гипса и плотного смыкания кюветы. Процесс выпаривания воска, паковки пластмассы и полимеризации проводят, как и при прямом методе.(при постановке на иск.десне)
При комбинированной гипсовке передние зубы покрыты валиком из гипса, как при прямом способе. Боковые зубы и искусственная десна остаются открытыми, как при обратном способе . В процессе выпаривания воска в вершину кюветы перейдут жевательные зубы и отпечаток искусственной десны, а в основании кюветы останутся передние зубы, покрытые гипсовым валиком, и кламмеры. Искусственная десна, зубы и нёбная часть базиса не закрываются гипсом. Гипс в кювете сглаживают. После затвердения гипса эту часть кюветы опускают на несколько минут в воду. Верхнюю часть кюветы заполняют гипсом, как и при прямом методе, т. е. небольшими порциями и постукиванием кюветы о край стола. Закрывают кювету крышкой и ставят под пресс, следя за плотностью и равномерностью смыкания обеих половин кюветы.
Источник
47. Методы гипсовки съёмных протезов в кювету.
1. Отделение модели от дуги окклюдатора и артикулятора.
2. подготовка модели к загипсовки:
1) прямым способом – модель подрезают так, чтобы она поместилась, в основание кюветы. Наружные борта кюветы д.б. немного выше ур-ня зубов.
2)обратным спб — гипсовые зубы срезают с откосом в вестиб сторону, так чтобы м/у ними и кламмером был зазор.
3)комбинир. спб – подготовка модели к загипсовке комбинир. спб. неотличается от подготовки обратным спб.
3. Гипсовка модели в кюветы:
1)прямым – жидким гипсом заполняют половину основания кюветы,погружают модель ,вытесненным гипсом формируют валики вокруг зубов,закрывая вестибулярную поверхность, режущий край и жевательн поверхн зубов
2)обратным – верхнюю часть кюветы заполняют гипсом, погружают модель таким образом, чтобы загипсовалась только модель, те до границы восковой композиции протеза. Область альвеолярного гребня, зубы и небная поверхность остаются свободными от гипса
3)комбинированным – загипсовку модели производят в основании кюветы, зубы на «приточке» покрывают валиком, боковые зубы и альвеолярный отросток остаются свободными
4. Окончательная загипсовка – после затвердевания гипса в основании или верхней части кюветы, в зависимости от способа загипсоки, ее погружают на несколько минут в воду, затем покрывают другой частью кюветы, заполняют гипсом.
5.Раскрыть кювету – кювету погружают на 5-10 мин в горяч воду, затем вынимают и при помощи шпателя рычагообразным движением, у места соединения основания кюветы с верхней частью, свободно ее раскрывают.
6. Выварить воск
7.нанесение на модель изоляционного материала
48. Виды и конструкции съёмных протезов. Хар-ка, составные части.
Существует два основных типа конструкций съёмных зубных протезов.Съёмные зубные протезы изготавливаемые из пластмассы, и включающие определённый набор зубов, являются наиболее дешёвым в финансовом отношении методом протезирования зубов. Протезы данного вида с точки зрения изготовления конструкции могут выполняться — простого типа либо же сложного. Конструкция сложного типа включает в себя дополнительно литое основание способствующее укреплению, а также утяжелению конструкции. Съёмное бюгельное (что в переводе с немецкого языка означает — дуга) протезирование зубов. Конструкции протезов данного способа также разделяются на две группы. Это протезы, изготавливаемые из различных металлических сплавов, а также протезы, имеющие более сложную конструкцию с креплением замкового типа и фарфоровыми зубами. Также, съёмные протезы подразделяются на несколько категорий, включающие в себя следующие группы и подгруппы:
Полные съёмные пластмассовые пластинчатые протезы.
Частично съёмные протезы. К протезам данного типа относятся пластмассовые пластинчатые протезы, пластмассовые пластиночные иммедиатпротезы, бюгельные протезы, а также съёмные сектора либо сегменты зубных рядов.
Частичные съёмные пластиночные протезы – это лечебные ортопедические аппараты, восстанавливающие основные функции зубочелюстной системы (например, жевание). Эти протезы относятся к нефизиологическим, т.е. давление, которое возникает во время жевания, они передают на ткани, которые для этого не приспособлены (на слизистую оболочку полости рта), а через неё – на альвеолярный отросток и тело челюсти, нёбо. Тем самым со временем вызывают атрофию костной ткани.
Они показаны в следующих случаях:
1. При дефектах зубных рядов, которые невозможно восстановить несъёмными мостовидными протезами с целью нормализации функции жевания; 2. При удалении большого количества зубов одномоментно; 3. При отсутствие даже одного зуба (эстетический протез); 4. Как шинирующий (удерживающий, укрепляющий зубы) протез; 5. При тяжёлом состояние человека, нуждающегося в протезах; 6. При аллергической реакции на металлические протезы.
Противопоказания определяются наличием ортопедических материалов, их свойствами, общесоматическим состоянием:
1. Аллергия на пластмассу и её компоненты; 2. Заболевания слизистой оболочки полости рта, если их невозможно терапевтически вылечить; 3. Людям, с эпилепсией, шизофренией. Людям, трудовая деятельность которых связана с определённой профессией (лектор, диктор, певец).
Частичные съёмные пластиночные протезы состоят из: пластмассового базиса, кламмеров (гнутых) и стандартных гарнитурных искусственных зубов.
Преимуществом этих протезов можно считать простоту в изготовлении и дешевизну.
Бюгельный протез – современный и комфортный вид съемного протеза. Он состоит из литого металлического каркаса, пластиночного базиса и искусственных зубов. В каркас входят:
Седло- часть литого каркаса, который несёт на себе пластмассовый базис с искусственными зубами.
Соединительные элементы (дуги), которые обеспечивают соединение седловидных и опорно-удерживающих элементов.
Опорно-удерживающие приспособления (кламмеры, аттачмены, телескопические системы).
С помощью седла вертикальные и горизонтальные силы, возникающие при жевании, передаются на слизистую оболочку протезного ложа. Число сёдел зависит от количества дефектов (утраченных зубов).
Основное преимущество такого протеза по сравнению с пластиночным – распределение жевательной нагрузки ближе к физиологическому (жевательная нагрузка передаётся не только на десну, костную ткань, но и на опорные зубы, оптимальным образом распределяет ее между слизистой оболочкой и оставшимися природными зубами).
Кроме того, использование дуги уменьшает размер конструкции, делая ее более компактной.
Показания к выбору конструкции бюгельного протеза зависят от топографии дефектов зубного ряда, от его протяжённости, состояния опорных зубов, зубов антагонистов, вида прикуса, индивидуальных особенностей.
По способу фиксации существует несколько бюгельных протезов:
• бюгельный протез с опорно-удерживающими кламмерами.
• бюгельный протез на замках (аттачменах)• бюгельные протезы на телескопических коронках.
Полные съёмные протезы
Полные съемные протезы применяются при полной потери зубов. Полные съёмные протезы состоят из пластмассового базиса (как правило, из стоматологических акриловых пластмасс), и закреплённых в них искусственных зубов.
Задача таких протезов – восполнить отсутствующие зубы; нормализовать функцию жевания и речи. Их фиксация осуществляется за счёт адгезии (присасывающего эффекта) и анатомических выступов челюстей.
Современные полные съемные протезы эстетичные и износостойкие. Срок службы съёмных протезов в среднем 5 лет, но это не значит, что через 5 лет они обязательно подлежат замене. Если за протезами ухаживать хорошо, периодически производить их корректировку, то их срок службы можно продлить.
Источник
Методическая разработка по МДК 02.01 Технология изготовления несъемных протезов на тему «Технологический процесс гипсовки в кювету восковой композиции»
ГОСУДАРСТВЕННОЕ БЮДЖЕТНОЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНОЕ ОБРАЗОВАТЕЛЬНОЕ УЧРЕЖДЕНИЕ НИЖЕГОРОДСКОЙ ОБЛАСТИ
НИЖЕГОРОДСКИЙ МЕДИЦИНСКИЙ КОЛЛЕДЖ
практического занятия по
ПМ.02 Изготовление несъемных протезов
МДК 02.01.Изготовление несъемных зубных протезов.
Тема: «Технологический процесс гипсовки в кювету восковой композиции»
Мустафина Рамиля Сафовна
27 ноября 2017 года
г. Нижний Новгород
1 . Пояснительная записка
2. Цель и задачи занятия
3. Оснащение занятия.
4. Междисциплинарные связи.
5. Методы и формы деятельности.
6. Технологическая карта занятия.
7.1 Приложение №1: Матрица ПК 2.1 применительно к теме занятия
«Технологический процесс гипсовки в кювету восковой
7.2 Программные требования ЗУН
8. Приложение №2: КИУ (вопросы с эталонами ответов)
9. Приложение №3: (теоретический материал)
9.1 Способы гипсовки восковой композиции.
9.2 Виды оборудования для гипсовки восковой композиции в кювету.
10. Приложение №4: (алгоритм выполнения манипуляции)
10.1 Алгоритм выполнения гипсовки в кювету восковой композиции.
11. Приложение №5: Тестовые задания с эталонами ответов.
Методическая разработка составлена в соответствии с требованиями ФГОС по специальности 31.02.05 «Стоматология ортопедическая» к минимуму содержания и уровню подготовки выпускников по ПМ.02. «Изготовление несъемных протезов». Основная цель разработки по теме «Технологический процесс гипсовки в кювету восковой композиции» — максимальная ориентация на формирование базовых профессиональных знаний и умений и принципов решения проблемы третичной профилактики стоматологической услуги в конкретной клинической ситуации.
Предложенный УМК по теме «Технологический процесс гипсовки в кювету восковой композиции» представляет собой дидактический материал, предназначенный для проведения практического занятия по ПМ.02. «Изготовление несъемных протезов» у студентов 2 курса.
Технологическая карта описывает все этапы занятия с обозначением цели каждого этапа деятельности преподавателя и студента, а так же используемые методы и средства, что позволяет более рационально организовать проведение занятия.
Практика проводится в виде комбинированного занятия, на котором студенты закрепляют и расширяют знания и умения.
В соответствии с ФГОС в методической разработке практического занятия прописана самостоятельная внеаудиторная работа студентов.
Методическая разработка содержит теоретический материал и алгоритмы выполнения манипуляции, а в приложениях наглядный материал для более подробного изучения вопросов темы практического занятия. Для контроля знаний и умений прилагаются вопросы КИУ знаний, тестовые задания с эталонами ответов.
Предлагаемая методическая разработка является вариантом практического занятия и безусловно может оказать помощь в работе, как начинающих, так и опытных преподавателей профессионального модуля.
Тема: Технологический процесс гипсовки в кювету восковой композиции
Продолжительность занятия: 6 часов=270 минут
Тип занятия: комбинированное практическое занятие
Цель занятия: освоение ПК 2.1 применительно к теме « Технологический процесс гипсовки в кювету восковой композиции»
— создать условия для закрепления знаний и усвоения умений по теме занятия;
— сформировать ПК2.1 Обучить этапу гипсовки восковой композиции в кювету, оценивать эффективность проводимых мероприятий, применительно к теме занятия.
-содействовать развитию профессионально важных качеств специалиста: памяти, восприятия, внимания, мышления через деятельный подход организации учебного процесса на занятиях;
— развивать познавательный интерес к будущей профессии;
— развивать навыки самостоятельной работы;
— развивать навыки исследовательской работы.
— духовно – нравственную личность;
— способность к самоорганизации;
— ориентироваться на ЗОЖ и безопасность жизнедеятельности
— зуботехническая лаборатория технологии изготовления несъемных протезов;
— полимеризационная и гипсовочная лаборатория.
— Рабочая программа ПМ 02. Изготовление несъемных протезов
— Календарно тематический план
— Технологическая карта практического занятия
— Дневник практических занятий
-Вопросы для КИУ знаний
— чашка для замешивания гипса – 5 шт.
— ложка для замешивания гипса – 5 комплектов
— зуботехнический нож – 5 комплектов
— пресс для гипсовки в кювету – 5 шт.
— алгоритм выполнения манипуляции.
— изготовленная восковая композиция на модели
— ОП.02 Анатомия и физиология человека
— ОП.02 Зуботехническое материаловедение с курсом охраны труда и техники безопасности
— ПМ. 01 «Изготовление съемных пластиночных протезов»
— ОП.06 Безопасность жизнедеятельности
Методы и формы деятельности
Самостоятельная работа студентов:
выполнение группового задания.
Студенты приветствуют преподавателя, дежурный сообщает о готовности бригады и аудитории к занятию.
Внимательно слушают, демонстрируют интерес и готовность к работе на занятии.
Преподаватель оценивает готовность обучающихся к занятию (оценка внешнего вида, наличие дневника практических занятий, наличие лекционного материала, готовность аудитории, отметка отсутствующих)
Сообщение темы, целей занятия. Мотивация учебной деятельности.
Слушают, записывают в дневник практических занятий тему, цель занятия. Совместно с преподавателем обсуждают матрицу ПК2.1 , программные требования.
Объявляет тему, тип и цель занятия, программные требования. Мотивирует обучающихся к учебной деятельности.
Дает характеристику ПК 2.1 применительно к теме и пошаговый алгоритм их формирования на занятии (Приложение 7.1)
Программные требования (Приложение 7.2)
Сообщает требования к оформлению выполненных заданий в дневнике практических занятий.
Создает атмосферу сотрудничества, сотворчества, психологического комфорта.
Используется словестный метод обучения (объяснение)
Контроль и оценка опорных знаний
Отвечают на поставленные вопросы, дополняют ответы друг друга, анализируют информацию.
Предлагает ответить на предложенные вопросы опираясь на лекционный материал (индивидуальный, фронтальный опрос).
Перечень вопросов с эталонами ответов (Приложение 8)
Лекционный материал по теме (Приложение 9,9.1,9.2)
Оценивает ответы студентов.
Внимательно наблюдают за выполнением манипуляции преподавателем. Совместно с преподавателем разбирают и обсуждают ход манипуляции. Задают вопросы, анализируют информацию. Повторяют алгоритм выполнения манипуляции и выполняют манипуляцию на фантоме, демонстрируя свои умения.
Преподаватель объясняет план проведения гипсовки восковой композиции в кювету, используя объяснительно-иллюстративный и наглядный метод.
Демонстрирует гипсовку восковой композиции в кювету согласно алгоритму выполнения манипуляции.
Преподаватель наблюдает за ходом самостоятельной работы студентов, контролируя отработку алгоритма манипуляции, исправляет ошибки, оказывает консультативную помощь. Оценивает действия студентов.
Применение и закрепление знаний и умений (практическая работа)
Прослушивают задание и инструктаж по самостоятельной работе.
Самостоятельно выполняют задание, демонстрируя преподавателю знания и умения по теме.
Во время самостоятельной работы обучающихся преподаватель наблюдает за действиями и проводит индивидуальные консультации.
В ходе индивидуальных консультаций проводится планомерная проверка хода выполнения работ, выясняется самостоятельность выполнения работы.
Контролирует самостоятельную работу студентов по выполнению заданий. Оценивает деятельность студентов.
На данном этапе используется имитационный метод обучения.
Присутствует проблемный метод
(проблемная ситуация, обобщение методов выхода из проблемной ситуации)
Организация самостоятельной работы студентов под руководством преподавателя является одним из наиболее эффективных направлений в учебном процессе, развивающим самостоятельную деятельность, стимулирующую приобретение и закрепление знаний и умений. Самостоятельная работа студента приобретает особую актуальность при изучении специальных дисциплин, поскольку вырабатывает навыки принятия решения.
Оценка деятельности студентов. Рефлексия. Подведение итогов
Студенты отвечают на тестовые задания.
Студенты внимательно слушают преподавателя. Выполняют записи в учебной документации (отчеты в дневнике)
Студентам предлагают ответить на тестовые задания, для контроля знаний по теме.
Преподаватель дает оценку деятельности всей бригады и каждого студента в отдельности. Объявляет оценки, дает индивидуальные пояснения и рекомендации. Контролирует ведение взаимоконтроля учебной документации студентами (дневник практических занятий) и готового продукта (загипсованную кувету).
Постановка внеаудиторной самостоятельной работы
Записывают домашнее задание, внимательно слушают рекомендации преподавателя по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы.
Дает четкие рекомендации по выполнению внеаудиторной самостоятельной работы (словесный метод).
МАТРИЦА ПК 2.1 Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.
Изготавливать пластмассовые коронки и мостовидные протезы.
Фантомная модель с пластмассовой коронкой или пластмассовым мостовидным протезом.
1.Соблюдение анатомической формы зубов мостовидного пластмассового протеза и пластмассовой коронки. 2.Соблюдение правил формования и пакования пластмассы.
3.Качество полимеризации пластмассы.
4.Качество шлифовки и полировки готового протеза.
— организацию производства зуботехнических протезов и оснащение рабочего места зубного техника при изготовлении несъемных протезов с учетом устранения профессиональных вредностей;
— состав, свойства и правила работы с материалами, применяемыми при изготовлении несъемных протезов;
— способы и методы гипсовки восковой композиции в кювету;
— правила эксплуатации оборудования в полимеризационной и гипсовочной лаборатории;
— клинико – лабораторные этапы и технологию изготовления пластмассовых коронок и пластмассовых мостовидных протезов;
— моделировать восковые композиции несъемных протезов;
— гипсовать восковую композицию несъемного протеза в кювету, заменять воск на пластмассу.
Назовите показания и противопоказания к протезированию пластмассовыми коронками и пластмассовыми мостовидными протезами.
Перечислите этапы изготовления пластмассовой коронки.
Какими восками моделируются восковые композиции пластмассовых коронок и пластмассовых мостовидных протезов , а так же назовите почему?
Какое количество гипсовых моделей необходимо для изготовления пластмассовой коронки и почему?
Перечислите плюсы и минусы данного протезирования.
Назовите особенности гипсовки в кювету восковой композиции при протезировании пластмассовой коронки с фрагментом.
Ожидаемый ответ на вопросы КИУ.
Показания к применению пластмассовых коронок
Показанием к пластиковым коронкам являются: временные протезы (например, на время приживления имплантата); восстановление фронтальной группы зубов в результате кариеса, некариозных поражениях травмах; аномалии форм, цвета и размеров зубов
Противопоказания к применению пластмассовых коронок
Противопоказаниями к установке коронок из пластмассы являются:
детский возраст;
аллергия на компоненты , входящие в состав пластмассы;
глубокий прикус;
склонность к бруксизму.
1)Врачи, работающие с детьми, заметили, что при заболеваниях молочных зубов или при их раннем удалении у ребенка возникают деформации прикуса и другие нарушения в жевательной системе. Изменения окклюзии ведут к изменениям в височно-нижнечелюстном суставе. Нарушение движений нижней челюсти способствует ее медиальному или дистальному сдвигу.
2) Симптомы аллергии
-Покраснение и отёки дёсен, внутренних поверхностей щёк и языка.
-Боль в различных частях слизистых оболочек полости рта, сухость или, наоборот, чрезмерное слюноотделение, неприятный привкус во рту, першение в горле.
-Сыпь на лице и на руках.
-Отёк Квинке и удушье.
3) В ортодонтии выделяют три степени глубокого прикуса (в зависимости от величины перекрытия центральных резцов):
-В случае значительного перекрытия нижних резцов верхними, и отсутствии режуще-бугоркового контакта, речь идет о глубоком прикусе.
-О глубоком (чрезмерном) резцовом перекрытии говорят в том случае, если имеется контакт зубов нижней челюсти с небными бугорками верхних зубов.
-Если режущие края нижних зубов контактируют с небом или десной, то такой прикус является глубоким травмирующим.
4) Единого мнения по этиологии и лечению данной нозологии не принято. При этом нужно понимать, что не возможно вылечить то, что не имеет точной причины его вызывающей. Именно в таких случаях помогают мероприятия, позволяющие управлять неизбежными процессами, которые должны быть направлены на ликвидацию или уменьшение силы или последствий негативного влияния. Только стоматологи чаще всего могут с помощью правильно созданной ортопедической стабильности, специфической окклюзионной концепции и специальных капп (традиционно-завышающие каппы чаще всего в 2 раза усиливают степень тяжести бруксизма) защитить не только созданные реставрации, но и всю зубочелюстную систему от парафункциональной активности (головные боли напряжения, устранения храпа и апноэ, расстройства ВНЧС …).
1. Препарирование зуба, подбор цвета искусственного протеза
2. Снятие оттиска, передача получившегося материала в лабораторию
3. Далее идут лабораторные этапы (указаны ниже), готовую конструкцию зубной техник передает врачу
4. Первичная припасовка во рту, шлифовка при необходимости
5. Фиксация протеза на постоянный цемент
1. Изготовление моделей по полученным оттискам (используется мраморный гипс, супергипс)
2. Установка модели в восковый шаблон (окклюдатор) в положение центральной окклюзии. Некоторые техники пропускают этот этап
3. Создание моделей из воска
4. Загипсовка в кювету, избавление от воска (вываривание)
5. Приготовление пластмассы путём смешивания ингредиентов
6. Паковка пластмассы в кювету, варка (полимеризация) в течение 45 минут
7. Извлечение и обработка коронки, передача работы врачу ортопеду
В стоматологии используются два способа литья по выплавляемым моделям- материалом для модели будущей отливки служит восковой состав, или моделировочный воск, который при нагреве плавится и вытекает, образуя полость.
Восковые смеси для стоматологической практики являются временными материалами, с помощью которых воспроизводится анатомическая форма коронки зуба, базиса или каркаса протеза. В последующем они заменяются основным материалом — металлами и их сплавами, керамикой или пластмассой.
Восковые моделировочные материалы должны:
— обладать малой усадкой;
— обладать хорошими пластическими свойствами;
— обладать достаточной твердостью;
— не ломаться и не расслаиваться во время обработки;
— не окрашивать материал протеза;
— быстро и полностью удаляться из гипсовой формы, легко заменяться материалом протеза.
Восковые смеси различаются в зависимости от назначения:
— базисные (обладают высокой пластичностью)
Для несъемного протезирования используют воска:
Композиция моделируется моделировочным воском, так как важными его характеристиками являются коэффициент термического расширения и твёрдость.
В процессе изготовления пластмассовой коронки используют две модели. Первая модель отливается по оттиску, на которой техник и будет производить моделировку будущей пластмассовой коронки или мостовидного протеза.
Вторая модель требуется для того,чтобы произвести припасовку коронки, после её полимеризации.
На первой модели это не получится сделать, так как мы её обрезаем и гипсуем в кювету.
Зубы из пластмассы начали применяться с 30-ых годов. Их чаще всего используют на фронтальной группе (резцы и клыки) и стараются не ставить в качестве жевательных зубов, куда падает большая нагрузка.
Плюсы – просты в изготовлении; низкая себестоимость и как результат цена; неплохие эстетические свойства (хуже, чем у фарфоровых коронок , но всё же)
Минусы – довольно быстро изнашиваются; из-за пористости теряют цвет со временем (это называется гигроскопичность) и накапливают на своей поверхности патогенную микрофлору; могут раздражать десну; вызывают в ряде случаев аллергию
После моделировки из модели вырезают этот зуб с рядом стоящими и гипсуют в кювету прямым способом (в основание кюветы) вертикально. При этом вся восковая композиция должна быть свободна от гипса первой порции. Если вестибулярную поверхность протеза надо исполнить двуцветной (с желтым оттенком пластмассы в пришеечной части), гипсуют в наклонном положении вестибулярной поверхностью вверх. Гипсовка в горизонтальном положении недопустима, так как по режущей поверхности образуется шов, искажающий моделировку, а после выплавления воска пластмасса может не заполнить половину освободившегося пространства. Кроме того, при прессовке под давлением теста гипсовая культя может раскрошиться, что приведет работу в полную негодность. Прежде, чем раскрыть кювету, выплавляют воск, погружая кювету в кипящую воду на 5-7 минут. Передержка недопустима из-за окрашивания гипсовой формы и осаждения грязи. Чистым кипятком вымывают воск из раскрытой кюветы и замешивают пластмассу того цвета, тех оттенков, которые указал врач. У тестообразной пластмассы удаляют верхний слой. На шпателе необходимое количество пластмассы переносят в кювету. Части кюветы складывают, прессуют и закрепляют в бюгеле (струбцине). Полимеризуют в режиме, указанном в инструкции, приложенной к данной пластмассе. При изготовлении двуцветного протеза пластмассу одного оттенка замешивают с некоторым опережением по сравнению с другой. При формовке достигается плавный переход одной порции в другую, что и требовалось сделать в конечном итоге.
Критерии оценки знаний обучающихся.
Исходя из поставленных целей, специфики междисциплинарного курса и возрастных особенностей обучающихся, при оценки знаний необходимо учитывать:
— правильность и осознанность изложения материала, полноту раскрытия понятий и закономерностей (не имеется ввиду точное их воспроизведение), точность употребления специальной терминологии;
— логичность, доказательность в изложении теоретического материала;
— степень сформированности интеллектуальных, общеучебных и специфических умений использования знаний.
ОЦЕНКА «5» — ответ полный, правильный, отражающий основной материал курса; правильно и грамотно раскрыто содержание понятия, законов и закономерностей, специфических взаимосвязей и конкретизация их примерами; правильное использование источников знаний; ответ самостоятельный , с опорой на ранее приобретенные знания и дополнительные сведения о важнейших событиях современности, связанные со спецификой предмета.
ОЦЕНКА «4» — ответ удовлетворяет ранее названным требованиями, он полный , правильный; есть неточности в изложении основного материала или выводах, легко исправляемые по уточняющим ( дополнительным) вопросам преподавателя. Ответ в основном также должен быть самостоятельным.
ОЦЕНКА «3» — ответ правильный , студент в основном понимает, но нечетко определяет понятия и закономерности, недостаточно владеет терминологией предмета, затрудняется в самостоятельном объяснении взаимосвязей, непоследовательно излагает материал, допускает ошибки в использовании наглядности при ответе.
ОЦЕНКА «2»- ответ неправильный; не раскрыто основное содержание учебного материала, не даются ответы на вспомогательные вопросы преподавателя, грубые ошибки в определении понятий; неумение работать с таблицами и наглядными пособиями.
ОЦЕНКА «1» — ответ отсутствует.
Способы гипсовки восковой композиции.
Различают три способа гипсовки моделей с восковой репродукцией в кювету: прямой, обратный и комбинированный. При прямом способе модель, искусственные зубы и кламмеры остаются в основании кюветы, при обратном способе в основании кюветы остается только гипсовая модель, искусственные зубы и кламмеры переходят в верхнюю ее часть — контркювету, а при комбинированном способе в основании кюветы остаются модель, передние искусственные зубы и кламмеры, а в верхнюю часть кюветы переходят боковые зубы. Рассмотрим более подробно все три способа гипсовки.
Источник