Способы гетеротрофного питания 6 класс

Биология. 6 класс

Конспект урока

Биология, 6 класс

Урок 5. Гетеротрофное питание

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания, растений, некоторых грибов и растений.

Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Растительноядные животные – это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи.

Плотоядные животные (зоофаги, хищники) – животные, которые питаются другими животными.

Всеядные животные – это те животные, которые употребляют как растительную, так и животную пищу.

*Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

*Альвеолы – лёгочные пузырьки, в которых происходит газообмен.

*Бронхиолы – самые мелкие бронхи, на которые разветвляется «бронхиальное дерево». На концах бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Биология в схемах и таблицах А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учатся научаться различать животных по способам добывания пищи.

Гетеротрофно (то есть используя готовые органические соединения) питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий. Выживание гетеротрофных организмов тесно связано с активностью автотрофов. Процесс питания гетеротрофов можно условно разделить на пять больших стадий: поглощение пищи, переваривание, транспорт, ассимиляция и экскреция.

Существует два типа гетеротрофного питания.

  1. Голозойный, когда благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твёрдые, органические соединения.
  2. Сапротрофный, когда организм питается растворами простых органических веществ. Иногда они выделяют ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывают образовавшиеся питательные вещества. Уничтожая мёртвые растения и животные, сапротрофы играют важную роль в круговороте веществ.

Кроме того, животные, питающиеся голозойно, делятся на микрофагов, поглощающих пищу мелкими частицами, и макрофагов, поглощающих пищу большими кусками. По образу жизни гетеротрофов можно разделить на:

– свободноживущих, когда организмы свободно живут в определённой среде (среди них могут быть хищники, травоядные, плодоядные, трупоядные и т.д.);

– симбиотических, когда организмы существуют совместно, получая от этого взаимную выгоду. Так, в пищеварительном тракте жвачных живут ресничные, питающиеся целлюлозой. Они превращают её в соединения, пригодные для самих жвачных;

– паразитических, когда организм обитает на поверхности (эктопаразит) или внутри тела хозяина (эндопаразит), питаясь за его счёт. Паразиты бывают облигатными (не способные жить иначе) и факультативными (при определённых условиях могут переходить на другой тип питания).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Источник

Биология. 6 класс

Что будем изучать на уроке?

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учащиеся научатся различать животных по способам добывания пищи.

Цели и задачи

Цель: сформировать знания о разнообразии типов гетеротрофного питания и выявить приспособления, характерные для каждого вида питания.

— знакомство с особенностями гетеротрофного питания, способами добывания пищи;

— выделять существенные признаки питания животных;

— овладеть умением различать животных по способам добывания пищи;

— продолжить формирование умений сравнивать объекты, работать с текстом учебника и его рисунками.

Узнаем, научимся, сможем

— что такое гетеротрофное питание;

— чем гетеротрофные организмы отличаются от автотрофных;

— что гетеротрофами бывают и растения;

— классифицировать животных по способам добывания пищи;

— работать с информацией, устанавливать причинно-следственные связи;

— сравнивать, анализировать, делать выводы, работать с рисунками, схемами, фотографиями и текстовым материалом;

— применять понятия «растительноядное животное», «хищник», «паразит», «симбионт»;

— распознавать органы и системы органов пищеварения животных разных систематических групп;

— сравнивать и объяснять причины сходства и различий;

— устанавливать взаимосвязь между особенностями строения органов пищеварения и функциями, которые они выполняют.

Источник

Конспект урока Биология, 6 класс Урок 5. Гетеротрофное питание

Биология, 6 класс

Урок 5. Гетеротрофное питание

Перечень вопросов, рассматриваемых на уроке

  1. На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания, растений, некоторых грибов и растений.

Гетеротрофы – (др.-греч. heteros – «различный» и trophos – «питание») – организмы, которые питаются готовыми органическими веществами и не способны синтезировать органические вещества из неорганических путём фотосинтеза или хемосинтеза.

Растительноядные животные – это животные, которые питаются пищей растительного происхождения, включая траву, фрукты, листья, корни, луковицы, овощи.

Плотоядные животные (зоофаги, хищники) – животные, которые питаются другими животными.

Всеядные животные – это те животные, которые употребляют как растительную, так и животную пищу.

*Пищева́я (трофи́ческая) цепь — ряд взаимоотношений между группами организмов (растений, животных, грибов и микроорганизмов), при котором происходит перенос вещества и энергии путём поедания одних особей другими.

*Альвеолы – лёгочные пузырьки, в которых происходит газообмен.

*Бронхиолы – самые мелкие бронхи, на которые разветвляется «бронхиальное дерево». На концах бронхиол расположены лёгочные пузырьки – альвеолы.

Основная и дополнительная литература по теме урока

  1. Биология. 5 – 6 класс. Линия жизни / В. В. Пасечник, С. В. Суматохин, Г. С. Калинова, Г. Г. Швецов, З. Г. Гапонюк. – М.: Просвещение, 2018 г.
  2. Биология в схемах и таблицах А. Ю. Ионцева, А. В. Торгалов.
  3. Введение в биологию. Неживые тела. Организмы: учеб. Для уч — ся 5 – 6 кл. общеобразоват. учеб. заведений / А.И. Никишов. М.: Гуманитар. изд. центр ВЛАДОС, 2012.
  4. Биология. Живой организм. 5 – 6 классы: учебник для общеобразовательных учреждений с приложением на электронном носителе / Л. Н. Сухорукова, В. С. Кучменко, И. Я. Колесникова. – М.: Просвещение, 2013.
  5. Биология. Обо всем живом. 5 класс: учебник / С. Н. Ловягин, А. А. Вахрушев, А. С. Раутиан. – М.: Баласс, 2014.

Теоретический материал для самостоятельного изучения

На уроке будут раскрыты особенности гетеротрофного питания растительноядных, плотоядных и всеядных животных, учатся научаться различать животных по способам добывания пищи.

Гетеротрофно (то есть используя готовые органические соединения) питаются животные, грибы, насекомоядные растения и большинство бактерий. Выживание гетеротрофных организмов тесно связано с активностью автотрофов. Процесс питания гетеротрофов можно условно разделить на пять больших стадий: поглощение пищи, переваривание, транспорт, ассимиляция и экскреция.

Существует два типа гетеротрофного питания.

  1. Голозойный, когда благодаря сложному комплексу пищеварительных ферментов организм может употреблять в пищу сложные, чаще всего твёрдые, органические соединения.
  2. Сапротрофный, когда организм питается растворами простых органических веществ. Иногда они выделяют ферменты непосредственно на субстрат, а затем всасывают образовавшиеся питательные вещества. Уничтожая мёртвые растения и животные, сапротрофы играют важную роль в круговороте веществ.

Кроме того, животные, питающиеся голозойно, делятся на микрофагов, поглощающих пищу мелкими частицами, и макрофагов, поглощающих пищу большими кусками. По образу жизни гетеротрофов можно разделить на:

– свободноживущих, когда организмы свободно живут в определённой среде (среди них могут быть хищники, травоядные, плодоядные, трупоядные и т.д.);

– симбиотических, когда организмы существуют совместно, получая от этого взаимную выгоду. Так, в пищеварительном тракте жвачных живут ресничные, питающиеся целлюлозой. Они превращают её в соединения, пригодные для самих жвачных;

– паразитических, когда организм обитает на поверхности (эктопаразит) или внутри тела хозяина (эндопаразит), питаясь за его счёт. Паразиты бывают облигатными (не способные жить иначе) и факультативными (при определённых условиях могут переходить на другой тип питания).

Примеры и разбор решения заданий тренировочного модуля

Источник

Презентация к уроку по биологии для 6 класса на тему «Гетеротрофное питание»

Описание презентации по отдельным слайдам:

— потребление готовых органических веществ и заключён­ной в них энергии К гетеротрофам относят: 1. Бактерии (сапротрофы, паразиты) 2. Животные (сапротрофы, паразиты) А) одноклеточные, Б) многоклеточные 3. Хищные и паразитические растения 4. Грибы (сапротрофы, паразиты )

это процесс переработки пищи (измельчение, расщепление, усвоение) Пищеварение: Внутри организма (амебы, медуза, гидра, коралловые полипы) Вне организма (пауки)

Ротовая полость. Пищевод. Желудок. Кишечник. Заглатывать. Измельчать. Переваривать пищу.

Быстрое и эффективное переваривание пищи

А) раститель-ноядные Б) плотоядные В) всеядные

Ягоды, сочные плоды, семена Зеленые части растений: почки, листья, — молодые побеги Подземые части растений: корни, клубни, — луковицы

Присобления хищников: острые когти, зубы и т.д. Присобления жертв: шипы, панцири, ядовитые железы, защитная окраска, способность быстро прятаться, строить недоступные хищьникам жилища.

Ягоды, орехи, зеленые части растений Насекомые, их личинки, рыба, падаль Лоси, кабаны

1. Прирост массы организма. 2. Жизнедеятельность организма (например, дыхание, выделение, пищеварение).

Непентес Венерина-мухоловка Росянка

У хищного водного растения пузырчатки обыкновенной на побегах много ловчих пузырьков с клапанами. Каждый пузырёк наполнен воздухом. Стенки клапана выделяют вещества, привлекающие мелких водных животных: дафний, циклопов, инфузорий.

Что такое гетеротрофное питание? Каких животных называют растительноядными? Какие приспособления для добывания пищи имеются у хищных животных? Назовите известных вам всеядных животных.

1. Используя интернет-источники, научно- популярные журналы, книги, текст учебника, подготовьте сообщение на тему «Способы добывания пищи животными». 2. Используя текст параграфа, дополнительные источники информации, сравните особенности поведения хищника и растительноядного животного. 3. Рассмотрите рисунки 67, 68, прочитайте текст параграфа и подготовьте план рассказа о хищных растениях.

Курс повышения квалификации

Дистанционное обучение как современный формат преподавания

  • Сейчас обучается 821 человек из 76 регионов

Курс повышения квалификации

Современные педтехнологии в деятельности учителя

  • Курс добавлен 23.09.2021
  • Сейчас обучается 47 человек из 23 регионов

Курс профессиональной переподготовки

Методическая работа в онлайн-образовании

  • Сейчас обучается 23 человека из 12 регионов

Ищем педагогов в команду «Инфоурок»

«Описание материала:

Данная презентация разработана к учебнику Пасечника В. В. 5-6 класс, для 6 класса на тему Гетеротрофное питание.

Представленная презентация полностью соответствует содержанию материала соответствующего параграфа в учебнике.

В ней рассматриваются и иллюстрируются такие понятия, как гетеротрофное питание, пищеварение, виды пищеварения, растительноядные животные, плотоядные животные, всеядные животные и особенности питания хищных растений.

Приведены группы живых организмов, для которых характерно гетеротрофное питание.

Уделяется внимание экологическому аспекту — необходимости существование всех групп организмов, отличающихся способом питания; важность хищников; приспособления для защиты у растительноядных.

Номер материала: 21640112313

Международная дистанционная олимпиада Осень 2021

Не нашли то что искали?

Вам будут интересны эти курсы:

Оставьте свой комментарий

Авторизуйтесь, чтобы задавать вопросы.

Безлимитный доступ к занятиям с онлайн-репетиторами

Выгоднее, чем оплачивать каждое занятие отдельно

Студентам вузов могут разрешить проходить практику у ИП

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения будет стремиться к унификации школьных учебников в России

Время чтения: 1 минута

Рособрнадзор откажется от ОС Windows при проведении ЕГЭ до конца 2024 года

Время чтения: 1 минута

Попова предложила изменить школьную программу по биологии

Время чтения: 1 минута

Правительство предложило потратить до 1 млрд рублей на установку флагов РФ у школ

Время чтения: 1 минута

Минпросвещения разрабатывает образовательный минимум для подготовки педагогов

Время чтения: 2 минуты

Подарочные сертификаты

Ответственность за разрешение любых спорных моментов, касающихся самих материалов и их содержания, берут на себя пользователи, разместившие материал на сайте. Однако администрация сайта готова оказать всяческую поддержку в решении любых вопросов, связанных с работой и содержанием сайта. Если Вы заметили, что на данном сайте незаконно используются материалы, сообщите об этом администрации сайта через форму обратной связи.

Все материалы, размещенные на сайте, созданы авторами сайта либо размещены пользователями сайта и представлены на сайте исключительно для ознакомления. Авторские права на материалы принадлежат их законным авторам. Частичное или полное копирование материалов сайта без письменного разрешения администрации сайта запрещено! Мнение администрации может не совпадать с точкой зрения авторов.

Источник

Читайте также:  Выражение эмоций способы их оценки
Оцените статью
Разные способы