Способы генерации идей по разработке продукта проектной деятельности

Содержание
  1. 10 лучших методов генерирования идей
  2. Мозговой штурм
  3. Как это делается?
  4. Шесть шляп мышления
  5. Как это делается?
  6. Ментальные карты
  7. Как это делается?
  8. Метод синектики
  9. Как это делается?
  10. Методика SCAMPER
  11. Как это делается?
  12. Обратный мозговой штурм
  13. Как это делается?
  14. Метод фокальных объектов
  15. Как это делается?
  16. Метод морфологического ящика
  17. Как это делается?
  18. Метод Уолта Диснея
  19. Как это делается?
  20. Автобус, кровать, ванна
  21. Как это делается?
  22. Техника квоты идей
  23. Как это делается?
  24. Резюме
  25. Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей
  26. Что такое креативность. «Теория инвестирования» Стернберга
  27. Совет Джони Айва и принцип Пола Ардена
  28. Методы генерации идей
  29. Индивидуальные методы
  30. Латеральное мышление
  31. Метод шести шляп мышления
  32. Метод морфологического ящика
  33. Метод фокальных объектов
  34. Командные методы
  35. Мозговой штурм
  36. Метод Дельфи
  37. Синектика
  38. Бенчмаркинг и промышленный шпионаж
  39. 10 советов для творчества от Остина Клеона
  40. Кради как художник
  41. Сразу приступай к делу
  42. Напиши книгу, которую хочется прочесть самому
  43. Пользуйся руками
  44. Используй хобби
  45. Делай что-то хорошее и размещай там, где это увидят
  46. Плюнь на географию
  47. Будь хорошим человеком
  48. Будь скучным
  49. Откажись от ненужного
  50. Резюме
  51. Проверьте свои знания

10 лучших методов генерирования идей

Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.

Мозговой штурм

Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.

Как это делается?

Существует три этапа мозгового штурма:

  1. Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
  2. Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
  • принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
  • идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
  1. Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.

Шесть шляп мышления

Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.

Как это делается?

Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:

  1. Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
  2. Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
  3. Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
  4. Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
  5. Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
  6. Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.

Ментальные карты

Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.

Как это делается?

Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.

Метод синектики

Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.

Как это делается?

В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:

  1. Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
  2. Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
  3. Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
  4. Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.

Методика SCAMPER

Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.

Как это делается?

SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:

  1. Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
  2. Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
  3. Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
  4. Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
  5. Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
  6. Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
  7. Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?

Обратный мозговой штурм

Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.

Как это делается?

Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.

Метод фокальных объектов

Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.

Как это делается?

  1. Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
  2. Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
  3. Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
  4. Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).

Метод морфологического ящика

Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.

Как это делается?

  1. Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
  2. Разбейте его на ключевые элементы.
  3. Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
  4. Запишите все это в матричную таблицу.
  5. Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.
Читайте также:  Простые способы рисования красками

Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:

Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.

Метод Уолта Диснея

Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.

Как это делается?

Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:

  1. Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
  2. Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
  3. Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.

Автобус, кровать, ванна

Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.

Как это делается?

  1. Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
  2. Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
  3. Ждите озарения.
  4. Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
  5. Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.

Техника квоты идей

Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.

Как это делается?

  1. Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
  2. Каждый день выполняйте свой план.
  3. Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
  4. Со временем повышайте планку.

Резюме

Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.

Источник

Урок 3. Творчество: методы генерации и поиска новых идей

Во втором уроке мы с вами провели детальное исследование проблем наших потенциальных клиентов. Теперь настало время творческого процесса – поиска вариантов их решения. Нам предстоит понять, как находить нестандартные идеи, что такое «теория инвестирования» Стернберга и как использовать в процессе формирования идей бенчмаркинг.

Сегодня вы научитесь генерировать творческие идеи в рамках дизайн-мышления, которые помогут решать выявленные проблемы. И начнем мы как раз с теории Стернберга, т.к. она самым прямым образом связана с творчеством.

Содержание:

Что такое креативность. «Теория инвестирования» Стернберга

Совсем не зря слова «теория инвестирования» написаны в кавычках, ведь рассматриваемая теория посвящена креативности и творческому мышлению.

По мнению американского психолога Роберта Стернберга, творческим можно считать такого человека, который стремится «покупать» идеи по низкой цене, а «продавать» – по высокой.

«Покупка» в данном случае – это разработка непопулярных и непризнанных идей, которые будут пользоваться спросом. Творческий человек будет продолжать развивать определённые идеи и «продавать» их рынку, даже несмотря на непонимание со стороны окружающих.Как только он реализовал одну идею, он сразу возьмётся за другую.

Проблема в одном –как находить или придумывать новые идеи? Стернберг считает, что развитие творческого начала в человеке зависит от степени развития шесть главных факторов:

Причём самым главным фактором является именно интеллект, а точнее его составляющие:

  1. Способность к синтезу – умение видеть необычное и преодолевать общественные стереотипы.
  2. Способность к анализу – умение генерировать идеи.
  3. Способность убеждать людей в том, что идея представляет ценность. Умение продавать.

Если у человека лучше всего развита способность к синтезу – он будет легко придумывать идеи, которые в будущем могут не принести результатов, если способность к анализу – критиковать, если способность убеждать – отлично продавать даже заведомо провальные идеи.

Чтобы узнать, какие факторы из перечисленных выше оказывают наибольшее влияние на развитие креативности, Стернберг провёл эксперимент. Он отобрал 48 человек в возрасте от 18 до 65 лет и попросил их создать 2 произведения, относящихся к жанру сочинения, рисунка, исследования или рекламы. Темы можно было выбрать из списка предоставленных.

Креативность произведений оценивалась по таким критериям как:

  • качество результата;
  • эстетическая ценность;
  • техника выполнения;
  • использование в произведении несопоставимых элементов;
  • новизна;
  • соответствие выбранной теме.

Интеллект оценивался тестом Кеттела, знания – биографическим опросником, стиль мышления – при помощи теста Майерс-Бриггс и опросника Стернберга-Вагнера, свойства личности – тестами PRF и ACL. В результате этого эксперимента Стернберг выяснил, что максимальное влияние на креативность оказывают интеллектуальные способности, а минимальное – особенности личности.

Немного позже Стернберг решил провести дополнительные исследования. Он разделил 199 студентов на 2 группы. В одной группе были студенты с высоким показателем креативности, в другой группе – с низким показателем креативности. Всем им читался один и тот же курс по психологии в двух вариациях. Первый вариант курса был направлен на развитие творческого потенциала, а второй – нет.

Оценивалось следующее: какого результата добились студенты, какой уровень креативности был у них до прохождения курса и какой курс им читался.

Результаты получились довольно предсказуемыми. Студенты с высоким показателем креативности, проходящие курс, направленный на её развитие, стали ещё чаще выдвигать новые идеи и использовать их в обучении. Студенты, которые проходили обычный курс, либо не изменились совсем, либо изменились в худшую сторону.

Таким образом, учёный сделал вывод: чтобы успешно развивать креативность, нужно создать вокруг себя творческую среду. И давайте обобщим выводы исследований Стернберга и составим список действий, которые можно выполнить для развития в себе творческого начала прямо сейчас:

1 Комплексно работать над развитием интеллекта и получением знаний.
2 Найти творческое окружение. Начать посещать мероприятия, где собираются творческие люди. Поискать их в Интернете.
3 Создать творческую среду. Купить блокнот для приходящих в голову идей. Выбросить на свалку телевизор. Привить себе привычку знакомиться с новыми людьми. Больше путешествовать и выходить из зоны комфорта.

Но это еще не все, что нам нужно знать, ведь любая идея – даже самая интересная и креативная – может оказаться уязвимой, и к этому нужно быть готовым.

Совет Джони Айва и принцип Пола Ардена

Идеи уязвимы. Перед тем как выставлять на обсуждение «дитя своего мозга», нужно его тщательно подготовить – предусмотреть возможные замечания и возражения. Именно так считает Джони Айв – легендарный создатель дизайна iMac, iPhone и iPod. В доказательство он приводит следующую историю.

Перед запуском в продажи iPod mini ему и другим дизайнерам компании показали прототип мультитач. У него появилась идея использовать новую разработку для создания первого смартфона от Apple. Однако если бы он сразу пошёл к Стиву Джобсу, тот бы высмеял и забраковал идею. Поэтому перед походом к директору корпорации Айв тщательно обдумал её и только потом представил на суд Джобсу. Так и появился первый iPhone.

Читайте также:  Способы отсыпки грунта бульдозером

Возьмите на заметку опыт Джони Айва и тщательно подготовьтесь прежде чем презентовать идеи другим людям. Но делиться идеями непременно придется, и тут вам в помощь принцип Пола Ардена.

Пол Арден – рекламист, бизнесмен и креативный директор нескольких компаний. Его рекламные статьи до сих пор считаются лучшими за всю историю маркетинга. В своей жизни Пол руководствовался следующим принципом: идеями нужно делиться всегда. Что толку, если вы оставите идею при себе? Вы всё равно не сможете реализовать её в одиночку. Истинная сила – в командной работе и синергии (когда один и один дают в сумме три или даже больше).

Делясь идеями с другими, вы получаете:

  1. Конструктивную критику (не всегда, но в значительной части случаев).
  2. Помощь при их реализации.

Поэтому делиться идеями можно и нужно. Однако не стоит забывать и о советах Джони Айва. Воспринимайте два этих элемента, словно это две стороны одной медали.

И теперь, когда мы рассмотрели основные положения и принципы развития креативности, перейдём к сути урока – методам генерации идей.

Методы генерации идей

Вообще, методы генерации идей можно разделить на два типа:

A Индивидуальные – когда вы придумываете идеи самостоятельно.
B Командные – когда вы генерируете идеи в команде.

Начнём с индивидуальных.

Индивидуальные методы

На наш взгляд, самыми эффективными индивидуальными методами генерации идей являются латеральное мышление, метод шести шляп, ТРИЗ, МФО и метод морфологического ящика.

Латеральное мышление

Слово «латеральный» в переводе с латыни означает «боковой». Таким образом, получается, что латеральное мышление – это боковое мышление относительно стандартного.

Главная задача латерального мышления – с помощью специального алгоритма из старых и заезженных идей придумывать новые и оригинальные.

Одна из самых популярных методик латерального мышления, адаптированная для маркетинга известным маркетологом Филипом Котлером, состоит из трех этапов:

  1. Выбрать фокус (идею), от которой мы будем отталкиваться в процессе творчества.
  2. Сгенерировать латеральный разрыв, т.е. посмотреть на идею под другим углом и подумать, как её можно изменить. Подробнее о способах латерального разрыва читайте в третьем уроке нашего курса «Творческое мышление».
  3. Устранить разрыв. После второго этапа чаще всего получается абсурдное суждение, в котором нужно найти логику (устранить разрыв). Именно на этом этапе происходит то, что мы называем творчеством. Об устранении разрыва хорошо рассказано в четвёртом уроке курса «Творческое мышление».

Чем больше раз вы повторите все 3 этапа латерального мышления, тем больше новых идей получите.

Метод шести шляп мышления

Метод шести шляп мышления – технология поиска идей, предложенная британским психологом Эдвардом де Боно.

Шесть шляп олицетворяют шесть режимов мышления:

  1. Надевая белую шляпу, вы начинаете мыслить ретроспективно – анализируете информацию, думаете, каких данных недостаёт, где их можно отыскать, как использовать для решения определённой проблемы.
  2. Примеряя красную шляпу, вы включаете чувства и эмоции. На данном этапе нужно найти эмоциональную подоплёку предложенных решений.
  3. В чёрной шляпе вы должны стать критиком – найти все возможные недостатки решения проблемы и рассмотреть все возможные ситуации, когда что-то может пойти не так.
  4. Надев жёлтый головной убор, вы превращаетесь в оптимиста, который старается отыскать положительные стороны принятого решения.
  5. В зелёной шляпе начинается процесс творчества – поиска необычных идей и дальнейшего развития решения.
  6. Синяя шляпа надевается в начале и конце обсуждения. В начале вы ставите цели, в конце – подводите итоги. Если работа происходит в команде, то синяя шляпа всё время остаётся на голове председателя.

Практический пример использования метода.

Некая строительная компания решила построить офисное здание, а чтобы увеличить шансы на финансовый успех, провела совещание по методу шести шляп.

Сначала участники примерили белую шляпу, проанализировали состояние рынка и выяснили, что всё большее количество компаний начинает интересоваться арендой помещений для офисов.

Потом они надели красную шляпу и оценили дизайн будущего здания как некрасивый.

Далее они примерили чёрную шляпу, высказали сомнения по поводу прогноза экономистов о росте индустрии и подсчитали убытки, которые понесёт компания при ошибочных действиях.

После этого участники надели жёлтую шляпу и подзарядились оптимизмом, т.к. прогноз экономистов был подтверждён реальными показателями, а дизайн можно было поменять.

Зелёная шляпа помогла собрать предложения и идеи по улучшению здания. Было принято решение отвести несколько этажей для VIP-компаний.

Во время всего совещания председатель в синей шляпе следил за тем, чтобы шляпы надевались по очереди и все могли высказать своё мнение.

Теорию решения изобретательских задач мы частично затрагивали и в первом, и во втором уроках. Поэтому, скорее всего, вы уже представляете, что нужно делать для генерации идей:

  1. Определить тип задачи – исследовательский или изобретательский. Если задача исследовательская, то перевести её в изобретательскую с помощью схемы: «Система (указать назначение) состоит из (перечислить входящие в систему элементы). Необходимо при заданных условиях (указать условия) получить (указать наблюдаемое явление)».
  2. Выявить противоречия и идеальный конечный результат (ИКР).
  3. Определить, какие ресурсы могут быть использованы для решения проблемы.
  4. Придумать варианты решения близкие к ИКР. Для этого использовать информационный фонд ТРИЗ и вепольный анализ.

Метод морфологического ящика

Суть метода проще всего объяснить на примере.

Есть проблема, например, нужно приготовить печенье.

Проблема разделяется на элементы: приготовление печенья можно разделить на такие элементы как размер, тесто, начинка и текстура.

Приводится по несколько вариаций каждого элемента:

  • Начинка: шоколад, клубника, яблочное варенье.
  • Размер: маленький, средний, большой.
  • Тесто: творожное, песочное, имбирное.
  • Текстура: гладкая, с узорами, пористая.

Составляются варианты решения основной проблемы. В случае с печеньем можно составить 81 вариант приготовления. К примеру: маленькое творожное печенье с клубничным вареньем внутри и узорами снаружи и т.д.

Метод фокальных объектов

Метод фокальных объектов состоит из шести этапов:

  1. Выбор фокального объекта (над улучшением которого мы будем работать),
  2. Выбор 3-5 случайных объектов, по теме никак не связанных с фокальным.
  3. Определение свойств этих объектов.
  4. Присоединение найденных свойств к фокальному объекту.
  5. Развитие полученных вариантов с помощью ассоциаций.
  6. Оценка полученных решений.

МФО активно применяется в маркетинге. Допустим, мы создаём рекламу. Наш фокальный объект – духи. Берём 3 случайных объекта – стол, кровать, забор. Определяем их свойства:

  • Свойства стола: деревянный, большой, древний.
  • Свойства кровати: односпальная, удобная, тёплая.
  • Свойства забора: деревянный, решётчатый, двухметровый.

Пытаемся применить эти свойства к духам, но не все, т.к. некоторые дают абсурдные варианты: «двухметровые духи», «односпальные духи» и т.п.

Перебираем и получаем «древние духи». С помощью ассоциаций докручиваем идею. Размышляем, чем пользовались люди до изобретения духов: жидкостями, полученными в ходе дистилляции цветов и масел. Исходя из этого, в рекламе заявляем, что «при производстве духов мы используем рецепты, которые ещё применяла красивейшая царица древнего Египта – Клеопатра, на основе цветов и натуральных эфирных масел».

Командные методы

Среди командных методов генерации идей можно выделить мозговой штурм, метод Дельфи и синектику.

Мозговой штурм

Классика жанра. В мозговом штурме есть 3 обязательных этапа:

  1. Постановка проблемы. Чёткая формулировка (не «Нам не хватает денег для строительства городского стадиона», а «Нам не хватает пяти миллионов рублей для строительства городского стадиона»).
  2. Генерация идей. Принимаются любые идеи. Никакой критики.
  3. Отбор, систематизация и оценка идей. Критика приветствуется.

Можно разделить участников на 2 группы: первая будет придумывать идеи, а вторая – анализировать.

Метод Дельфи

Метод Дельфи включает в себя мозговой штурм, интервью и опросы. В процессе применения участники так же, как и в мозговом штурме, делятся на 2 группы – экспертов и аналитиков. Состоит метод из 3 этапов – предварительного, основного и аналитического.

На первом этапе производится подбор экспертов, каждый из которых будет представлять свою точку зрения на проблему. Не рекомендуется набирать группу больше 20 человек, т.к. мнений этого количества людей с лихвой хватает для получения адекватного результата.

На втором этапе:

  • Перед экспертами ставится проблема. Они должны разделить её на мелкие части. Аналитики проводят анализ этих частей, выявляют самые распространённые и составляют опросник.
  • Получившийся опросник передаётся экспертам. Каждый эксперт выносит своё суждение по поводу опросов, решает, нужно ли что-либо добавить и хватает ли информации о проблеме. Аналитики смотрят ответы и делают новый опросник.
  • Опросник снова даётся экспертам. Они должны изучить позиции коллег и предложить способы решения проблемы. Аналитики должны определить самые популярные точки зрения и попытаться сблизить их, выявить непопулярные точки зрения и озвучить их, а затем повторить шаг ещё раз.
  • Шаги повторяются до тех пор, пока эксперты не приходят к единому мнению. Тщательно изучаются расхождения во мнениях и тонкости анализируемой проблемы.
  • Выносится общая оценка и составляется план решения проблемы.
Читайте также:  Технические способы фиксации следов рук

На третьем этапе аналитики пересматривают все выводы, сделанные в ходе работы, и разрабатывают окончательный план действий.

Синектика

Метод синектики создал Уильям Гордон – известный исследователь творческого мышления и изобретатель. Метод синектики слегка напоминает метод Дельфи и мозговой штурм, однако отличается от них тем, что в нём активно используются аналогии и сравнения, а также приветствуется критика.

Аналогии в синектике делятся на четыре типа:

  1. Прямые. Например, полёт самолёта напоминает полёт птицы или бабочки.
  2. Личные (субъективные). Один изобретатель задавал себе такие вопросы: «Как бы я чувствовал себя, если бы мои руки были крыльям вертолёта?» и «Как бы вело себя моё тело, если бы я был подъёмным краном?»
  3. Символические. Метафоры, сравнения, аллегории. Пример: каменное сердце, стальное решение, острая проблема и т.д.
  4. Фантастические. Попытки представить вещи такими, какими они не могут быть. Пример: «Каждый миг моего существование сопровождается слышимой только мной музыкой, которую к тому же я могу менять по желанию» или «Когда я еду на автомобиле, все кочки, неровности, пробки и другие препятствия автоматически исчезают».

Вот как происходит работа по синектическому методу:

  1. Компания собирает группу из 2-3 специалистов разных профессий и областей знаний, и группу из 2-3 сотрудников. Особенное внимание она уделяет различиям синектиков (участников групп), т.е. делает упор на их разный возраст, психологический и практический опыт, знания. Руководство собирает всех в помещении, оборудованном маркерной доской, снабжает всех листами бумаги, фломастерами, ручками и карандашами.
  2. Участники групп выполняют небольшое разогревающее задание на использование аналогий.
  3. Участники приступают к решению поставленной задачи. Чётко формулируют проблему. Обсуждают возможные решения. Ищут аналогии, которые были бы понятны всем. Обдумывают всевозможные препятствия, которые могут возникнуть во время решения проблемы. Задают и отрабатывают наводящие вопросы.
  4. Если решение проблемы найдено, синектики либо берутся за анализ следующей проблемы, либо останавливают работу.

Бенчмаркинг и промышленный шпионаж

Как вы, помните, бенчмаркинг – это сравнение своего продукта с продуктом конкурентов. Грамотно проведённый бенчмаркинг помогает найти новые идеи, которые могут решить проблемы пользователей. Бенчмаркинг – это ни в коем случае не промышленный шпионаж, который уголовно наказуем, а вполне законный способ формирования идей. Ну а о том, как организовать сам процесс бенчмаркинга, мы говорили в прошлом уроке, поэтому не станем повторяться, а продолжим беседу советами на тему развития творческого мышления и креативности от признанного профессионала в этом деле.

10 советов для творчества от Остина Клеона

Напоследок хотим поделиться с вами полезными советами Остина Клеона – американского писателя, художника и автора бестселлера «Кради как художник». Эти советы помогут вам создавать новое и необычное, используя старое и привычное.

Кради как художник

Нет ничего оригинального. Человеческий мозг не может взять что-либо из ниоткуда. Любая новая идея – это переработка старой. Поэтому не бойтесь «воровать». Ищите классные идеи. Добавляйте в них что-то своё и меняйте мир.

Сразу приступай к делу

Чтобы стать писателем, художником или дизайнером, не нужно тратить тысячи часов, копаясь в себе. Нужно просто начать копировать поведение и работы известных деятелей из своей области. Скоро вы сможете придумывать идеи сами. Все великие люди начинали с копирования: «Биттлз» выпускала каверы, Леонардо да Винчи перерисовывал чужие картины, Стивен Кинг копировал стиль любимых писателей-фантастов.

Напиши книгу, которую хочется прочесть самому

Если вы пишете музыку, то пишите такую музыку, которую будет охота слушать самому. Если пишете книгу, то пишите так, чтобы потом хотелось прочитать её самому. Если работаете в строительной компании и строите для кого-то дом, стройте так, чтобы самому хотелось в нём жить.

Пользуйся руками

Максимально вовлеките в работу своё тело. Если вы писатель, выключите компьютер, достаньте бумагу и чернила и начните писать. Прочувствуйте процесс творчества физически.

Используй хобби

Хобби – это дело, которым мы занимаемся только для себя. Занимаясь им, мы не боимся критики и можем заходить так далеко, как унесёт нас фантазия.

Делай что-то хорошее и размещай там, где это увидят

Создайте проект и разместите там, где его смогут увидеть люди. Например, поставьтн цель – написать книгу, и публикуйте её отрывки в соцсетях.

Плюнь на географию

В современном мире ничто не удерживает нас на одном месте. Мы можем отправиться за вдохновением хоть на другой конец Земли. Работайте там, где вам хочется…или хотя бы стремитесь к этому.

Будь хорошим человеком

Следуйте золотому правилу морали – относитесь к людям так, как вы бы хотели, чтобы они относились к вам. Тогда и люди будут ценить и уважать вас.

Будь скучным

Доводите дело до конца. Не отвлекайтесь на другие проекты, пока не сделали текущий. Будьте скучными: начните планировать день, действовать по графику и быть обязательным.

Откажись от ненужного

В наш век информационных технологий очень легко поддаться соблазнам и потратить свою жизнь зря. Научитесь определять приоритеты и занимайтесь тем, что вам по-настоящему нужно.

Сформируйте для себя новую полезную привычку – следовать вышеназванным правилам. Совместите это с применением того, что вы узнали из сегодняшнего урока. Уже совсем скоро вы заметите, что стали более творческим человеком, а генерация новых идей перестала быть такой сложной задачей. А что же дальше? А дальше – когда новые идеи уже есть – самое время их оценивать, и для этого нужно овладеть навыком прототипирования. И как раз о нем пойдет речь в следующем уроке.

Резюме

По мнению Роберта Стернберга, творчество – это умение «покупать» дёшево непопулярные идеи, перерабатывать их и «продавать» дорого.

Чтобы развить в себе творческий потенциал, нужно развивать интеллект, постоянно заниматься самообразованием и строить вокруг себя творческое окружение.

Джони Айв рекомендует вынашивать свои идеи перед тем, как делиться ими с окружающими, чтобы не попасть впросак и не потерять мотивацию. Пол Арден советует не скрывать свои идеи, потому что в одиночку реализовать их будет трудно.

Существует восемь основных методов генерации идей:

1 Метод шести шляп.
2 Синектика.
3 Мозговой штурм.
4 ТРИЗ.
5 Метод фокальных объектов.
6 Метод морфологического ящика.
7 Латеральное мышление.
8 Метод Дельфи.

В процессе генерации идей хорошо помогает бенчмаркинг – сравнение своего продукта с продуктами конкурентов.

Чтобы стать творческим человеком, используйте советы Остина Клеона – автора книги «Кради как художник»:

  1. Не бойся использовать чужие идеи.
  2. Сразу приступай к делу.
  3. Напиши книгу, которую захочется прочитать самому.
  4. Пользуйся руками.
  5. Используй хобби.
  6. Забудь про географические ограничения.
  7. Будь хорошим человеком.
  8. Откажись от ненужного.
  9. Делай что-то хорошее и размещай там, где это увидят и оценят.
  10. Будь скучным.

Проверьте свои знания

Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только один вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.

Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.

В следующем уроке мы подробно рассмотрим процесс прототипирования, который поможет оценить придуманные решения.

Источник

Оцените статью
Разные способы