- 10 лучших методов генерирования идей
- Мозговой штурм
- Как это делается?
- Шесть шляп мышления
- Как это делается?
- Ментальные карты
- Как это делается?
- Метод синектики
- Как это делается?
- Методика SCAMPER
- Как это делается?
- Обратный мозговой штурм
- Как это делается?
- Метод фокальных объектов
- Как это делается?
- Метод морфологического ящика
- Как это делается?
- Метод Уолта Диснея
- Как это делается?
- Автобус, кровать, ванна
- Как это делается?
- Техника квоты идей
- Как это делается?
- Резюме
- Не ждите, пока в голове загорится лампочка: как придумать прорывную идею для бизнеса
- Не надейтесь на озарение
- Следите за изменениями рынков
- Изучайте потребности клиента
- Работайте даже с бредовыми идеями
- Выбирайте непопулярную гипотезу
- Оцените ее перспективность
- Моргенштерн, топы «Яндекса» и Тинькофф, композитор «Ведьмака»: 30 лидеров поколения 20-летних. Рейтинг Forbes
10 лучших методов генерирования идей
Пожалуй, трудно найти в современном мире более важный навык, чем креативность. За последнее десятилетие искусственный интеллект добился невероятных успехов в области обработки данных, однако в одном он практически не сдвинулся с места – в способности генерировать новые идеи. Пока что это остается прерогативой человечества – и мы однозначно должны пользоваться этим. В этой статье мы собрали подборку лучших техник, которые помогают искать оригинальные и полезные идеи.
Мозговой штурм
Первый в мире и уже ставший классикой метод. Он позволяет за короткое время сгенерировать большое количество идей, которые в дальнейшем подвергаются оценке. Брейнсторм предполагает групповую работу, однако ничто не мешает проводить его в одиночку.
Как это делается?
Существует три этапа мозгового штурма:
- Подготовительный – участники формулируют проблему, собирают информацию, выбирают ведущего.
- Генерация идей – каждый из участников придумывает как можно больше идей, руководствуясь следующими правилами:
- принимаются все, даже безумные и фантастические идеи, без какой-либо критики;
- идеи можно комбинировать, улучшать, дополнять.
- Оценка идей – на этом этапе они сортируются и критикуются, самые живучие прорабатываются дальше, остальные – отбрасываются.
Шесть шляп мышления
Продвинутая версия классического мозгового штурма. Она имеет игровую форму, позволяет посмотреть на задачу с разных сторон и улучшает внутрикомандное взаимодействие.
Как это делается?
Каждый участник попеременно «одевает» одну из шляп, т.е. обдумывает проблему под одним из 6 углов:
- Синяя шляпа – ее примеряет только один участник – модератор. Он формулирует цель, следит за правильным использованием всех шляп и подводит итоги.
- Белая шляпа – отвечает за аналитическое осмысление проблемы. Участники обсуждают существующие факты, ищут недостающую информацию.
- Красная шляпа – дает возможность высказать эмоциональное отношение к проблеме и возможным вариантам ее решения, а также позволяет включить интуицию.
- Черная шляпа – предполагает пессимистический взгляд на обсуждаемую задачу. Участники обсуждают ее негативные стороны и последствия, критикуют существующие варианты выхода из положения.
- Желтая шляпа – отвечает за оптимистическую сторону проблемы. Необходимо найти выгоду (даже если она неочевидная), выявить скрытые полезные ресурсы и возможности.
- Зеленая шляпа – в этом режиме предполагается собственно генерирование идей и поиск новых, нестандартных методов решения задачи.
Ментальные карты
Ментальные карты – метод, направленный на визуализацию связей и активизацию ассоциативного мышления. Он позволяет лучше охватывать всю картину изучаемого вопроса и активизирует творческое мышление благодаря использованию графики.
Как это делается?
Нарисуйте (или напишите) образ проблемы в центре. На ветках, которые от него будут отходить – записывайте свои идеи. Включайте ассоциативное мышление, постепенно разворачивайте каждую ветку на более мелкие – это позволит вам детально проработать каждую новую мысль. Используйте рисунки, делайте карту разноцветной – для большей наглядности и задействования образного мышления.
Метод синектики
Синектика основана на генерировании идей с помощью активного использования аналогий. Это достаточно сложный метод с некоторыми ограничениями. Он предполагает работу над конкретной задачей, а группа синектиков должна быть постоянной и пройти соответствующее обучение. В отличие от брейнсторма здесь допускается критика.
Как это делается?
В процессе обсуждения проблемы участники ищут аналогии, которые можно отнести к 4 классам:
- Прямые аналогии – самые очевидные сходства с исследуемым объектом. Обычно ищутся в других технических или природных объектах. Например, крыло у птицы и самолета.
- Субъективные аналогии – в этом случае креативщик перевоплощается в исследуемый объект, он должен «прочувствовать», каково это – быть им, оценить все те аспекты, которые недоступны обычному логическому подходу.
- Символические аналогии – предусматривает использование метафор и необычных определений обычных вещей, поиск парадоксов и конфликтов в устоявшихся стереотипах. Так, автомобиль можно определить как «легкопередвигающаяся тяжесть».
- Фантастические аналогии – предмет обсуждения и возможности синектиков мысленно лишаются любых преград со стороны физических законов. Допускается все, даже использование волшебной палочки. Это позволяет снять ментальные блоки и полностью раскрепостить творческий потенциал.
Методика SCAMPER
Если предыдущие техники позволяли максимально раскрепостить мышление, то SCAMPER задает ему определенное направление. Это позволяет выдать результат именно в тех случаях, когда свободное мышление не работает. В расширенном виде она представляет собой 60 вопросов и 200 ассоциативных слов.
Как это делается?
SCAMPER представляет собой аббревиатуру, которая обозначает 7 ключевых слов, стимулирующих креативное мышление:
- Substitue (Замещать) – разбейте проблему на компоненты и отдельные процессы и подумайте, чем можно заменить каждый из них.
- Combine (Комбинировать) – объединяйте части проблемы между собой и внешними предметами (или идеями), чтобы создать нечто новое.
- Adapt (Адаптировать) – поразмыслите, как можно по другому использовать уже имеющиеся ресурсы и возможности для решения проблемы.
- Modify/Magnify (Модифицировать/Увеличивать) – ищите, как можно видоизменить и улучшить существующие идеи или процессы, как можно поменять их интенсивность или значимость.
- Put to other uses (Найти другое применение) – подумайте, для каких еще целей можно применить вашу идею.
- Eliminate (Устранить) – упрощайте проблему, разделяйте ее на части и отбрасывайте то, чем можно пожертвовать.
- Rearrange (Переставлять, изменять порядок) – что будет, если нарушить последовательность в вашей задаче? Перевернуть ее с ног на голову или перетасовать ключевые блоки?
Обратный мозговой штурм
Ломать – не строить. Именно эта банальная мысль легла в основу данного метода. Суть его состоит в том, что вы ищете идеи не как решить данную проблему, а как вызвать ее, и что можно сделать, чтобы достичь не нужного эффекта. Это позволяет раскрепостить мозг, сделать процесс мозгового штурма более легким и приятным.
Как это делается?
Сформулируйте проблему, а затем переверните ее. Скажем, вам нужно повысить продажи какого-то конкретного продукта. Следовательно, вы должны думать над тем, как свести их до минимума. После того, как вы проведете мозговой штурм, вам потребуется вновь перевернуть эти идеи, чтобы извлечь из них пользу.
Метод фокальных объектов
Случайность и ассоциативное мышление – две вещи, которые удивительно часто сопровождают великие открытия и великие идеи. Метод фокальных (или случайных) объектов основан на этих двух явлениях. Он заключается в мысленном переносе характеристик произвольно выбранных объектов на предмет рассмотрения.
Как это делается?
- Выберите конкретный объект (он и будет назваться фокальным), который необходимо улучшить (например, внешний аккумулятор – Powerbank).
- Произвольно выберите несколько предметов (яблоко, корабль, Яндекс, коробка).
- Опишите свойства каждого предмета (например, яблоко – натуральное, сочное; корабль – военный, подводный; Яндекс – всезнающий; коробка – картонная, деревянная);
- Переносите свойства на фокальный объект, включайте ассоциативное мышление и выбирайте самые сильные варианты (натуральный – можно сделать стильный корпус из дерева, военный, подводный – можно сделать его водонепроницаемым и противоударным, всезнающий – можно добавить удобный индикатор заряда).
Метод морфологического ящика
Еще одно название – метод морфологического анализа. Он построен на разбиении объекта на составные элементы, для которых указываются различные варианты исполнения. Все это заносится в таблицу, а затем проводится поиск новых комбинаций, которые подчас рождают совершенно неожиданные идеи.
Как это делается?
- Выберите предмет (процесс), с которым вы будете работать.
- Разбейте его на ключевые элементы.
- Придумайте как можно больше различных вариантов для каждого элемента.
- Запишите все это в матричную таблицу.
- Ищите в таблице новые комбинации элементов и их вариантов, чтобы создать нечто новое.
Вот как это выглядит на примере уже рассмотренного Powerbank`а:
Мы можем создать powerbank с элементом Пельтье (вырабатывает электричество от тепла) с ударопрочным корпусом и встроенной картой памяти для видеосъемок в экстремальных условиях.
Метод Уолта Диснея
Уж если кто разбирается в творческом мышлении, так это Уолт Дисней, который создал одну из крупнейших кинокомпаний мира. Чем-то его метод напоминает шесть шляп мышления: вам тоже потребуется примерить на себя разные роли, чтобы выйти за рамки.
Как это делается?
Посмотрите на проблему с трех разных точек зрения. Последовательно перевоплощайтесь в каждую из ролей:
- Мечтатель – придумывайте самые безумные идеи и не ограничивайте себя ни в чем. Подумайте, каким могло бы быть идеальное решение идеальными методами.
- Реалист – в этой роли вы рассматриваете замыслы Мечтателя с точки зрения текущих возможностей. Как можно воплотить идею в неидеальном мире. Ищите конкретные пути, в возможности реализации которых уверены.
- Критик – пришло время искать все изъяны в вашем плане. Анализируйте свои идеи, выявляйте слабые места и ошибки.
Автобус, кровать, ванна
Это достаточно нестандартный метод генерирования идей, по сравнению с вышеописанными. Возможно, вы и сами замечали, что многие хорошие идеи приходят в самые неожиданные моменты – в душе или во время поездки на работу. Это связано с тем, что загрузив в свой мозг некую проблему, вы со временем невольно отвлекаетесь от обдумывания. Но ваше подсознание продолжает работать – и в какой-то момент выдает то, что называется озарением.
Как это делается?
- Определите проблему и проработайте над ней любым из вышеприведенных методов. Постарайтесь как можно глубже погрузиться в нее, изучите косвенно связанные с нею вопросы.
- Оставьте проблему на некоторое время. Просто смените род деятельности – погуляйте, послушайте музыку и т.д. В конце концов, поспите.
- Ждите озарения.
- Если предыдущий пункт оказался неудачным – попробуйте снова поработать классическими методами. Вы будете смотреть на проблему уже более свежим взглядом.
- Вариацией этого метода является шоковая терапия. На 2-м этапе вы должны кардинально сменить привычный распорядок – например, отправиться в небольшое путешествие или пробежать полумарафон.
Техника квоты идей
Метод основан на утверждении, что человек всегда недооценивает свои возможности. Скажем, если вы считаете, что можете отжаться 30 раз, то на самом деле вы способны как минимум на 35. Устанавливая рамки, мы стимулируем мозг искать выход из положения, тем самым улучшая свои показатели. Эту технику лучше всего использовать в комбинации с другими методами.
Как это делается?
- Установите для себя минимальное количество идей, которые вы бы хотели придумывать ежедневно (например, 5 за день).
- Каждый день выполняйте свой план.
- Если чувствуете, что способны на большее – не останавливайтесь, продолжайте генерировать идеи.
- Со временем повышайте планку.
Резюме
Это далеко не полный перечень креативных методик. Мы собрали лишь наиболее проверенные и популярные. Во многом именно благодаря им достигли столь невероятных успехов крупнейшие современные компании – начиная с «Apple» и заканчивая «Netflix». Применяйте эти техники дома и на работе, комбинируйте их или же найдите свою любимую – главное придумывайте много идей, чтобы тренировать свою креативность.
Источник
Не ждите, пока в голове загорится лампочка: как придумать прорывную идею для бизнеса
Креативность — не чудо, а качество сознания. Вы можете развить креативные способности подобно тому, как накачиваете мышцы в спортзале. Как поставить создание прорывных идей на поток? Вот несколько советов.
Не надейтесь на озарение
У большинства стартаперов, обращающихся ко мне за советом, новые бизнес-идеи появляются в результате внезапного озарения. Проблема, однако, в том, что озарение редко бывает качественным. Взявшись за реализацию яркой, но непродуманной идеи, вы можете пустить деньги на ветер, не получив желаемого результата.
Отсюда первая рекомендация — не ждать, пока «лампочка» в голове загорится сама, и не бросаться реализовывать первое, что показалось удачным. Сделайте генерацию новых идей рутинным процессом, в который будут вовлечены ключевые сотрудники.
Если искать классную бизнес-идею целенаправленно, она найдется.
Следите за изменениями рынков
Процесс создания идей делится на несколько этапов. Первый — отслеживание перемен, происходящих в мире и в компании, и составление списка.
Назначьте себе время. Отключите все гаджеты, уединитесь с ручкой и бумагой и в тишине целенаправленно поразмышляйте над тем, что происходит вокруг. Записывайте все изменения, которые важны для вашего бизнеса — экономические, политические, социальные. Очевидные и не очень. Сделайте эту задачу приоритетной, чтобы она не затерялась в ежедневном списке дел. Уделяйте ей час в месяц.
Если в брейншторминге участвуют несколько сотрудников, каждый составляет свой список изменений. Затем сведите все наблюдения в таблицу, в столбцах которой будут значиться зафиксированные перемены.
Переходим к следующему шагу.
Изучайте потребности клиента
В строках сводной таблицы обозначьте потребности клиента, которые удовлетворит ваш новый продукт или услуга. Вот опорные вопросы: какую задачу я пытаюсь решить? Кого мой бизнес делает счастливым и как? Какую потребность или проблему клиента я закрываю? Как эту проблему люди решают сейчас? Кто еще решает эту проблему?
Например, в свое время на старте «Мосигры» мы задумались о том, какую потребность человека мы удовлетворяем? В настольных играх? Но никто не просыпается с мыслью, а не купить ли мне настолку — человек приобретает ее потому, что ему нужен подарок на день рождения или он хочет провести вечер с семьей и друзьями.
Важно вычленять более глубокие потребности. Так, в «Мосигре» мы с рынка настольных игр переключились на более широкий рынок подарков. Мы поняли, где и как люди ищут подарки, и показали им, что у нас есть эффективное решение их проблемы. В результате мы стали продавать в разы больше!
Работайте даже с бредовыми идеями
В ячейках на пересечении изменений и потребностей записывайте все варианты, которые позволят решить проблемы людей с учетом грядущих перемен. Нужно не полениться, потратить на каждую ячейку 10-15 минут и составить список из 30-50 идей.
Например, у человека потребность вкусно позавтракать, а перемены — рестораны из-за пандемии закрыты. Надо найти несколько вариантов того, как он может удовлетворить эту потребность по-новому.
Важно записывать все, что придет в голову, без оценки реалистичности. Оценивать и критиковать будете позже. Первые идеи будут очевидными — можно поесть дома, заказать доставку и так далее. Начиная с третьего, пятого или десятого решения пойдут идеи, до которых обычно мозг не доходит, и среди них всегда будут крутые.
Выбирайте непопулярную гипотезу
Следующий этап — обсуждение и выбор лучших идей. При этом следует помнить, что консенсусная идея, которая нравится всем, никогда не будет прорывной: велика вероятность, что в соседней компании от нее тоже в восторге и с ней уже работают.
Хорошие идеи проходят путь из трех шагов. Первый: что это за бред? Второй: в этом что-то есть. Третий: как мы могли этого не заметить? Вспомните, как Стив Джобс предложил телефон, в который нужно было тыкать не стилетом, а пальцем? На что Гейтс заявил, что это неудобно. Потом оказалось, что в этом что-то есть, а сейчас непонятно, как может быть иначе.
Конечно, неконсенсусная идея может не оправдаться, поэтому таких идей нужно много, их нужно тщательно проверять. Важно, чтобы собственник или топ-менеджер, который оценивает идеи и дает им зеленый свет, понимал, что лучше дать шанс сумасшедшей идее и ошибиться, чем забраковать перспективную гипотезу. Ошибки стоят времени и денег, но без них нет шанса расти быстрее остальных.
Оцените ее перспективность
Новые прорывные идеи я оцениваю по трем критериям:
1. Точно ли идея решает какую-то проблему? Идеально, если этой насущной проблеме много лет и люди уже платят за ее решение.
2. Было ли предлагаемое решение возможно пять лет назад? Если да, то, скорее всего, его уже давно проверили и отбросили. Ищите идеи, которые нельзя было реализовать раньше.
3. Даст ли эта идея кратный прирост эффективности решения проблемы клиента? Сила привычки сильна. Чтобы ее преодолеть, нужно, чтобы у клиента была веская причина перейти к вам. Например, променять любимое кафе на ваше новое неизвестное заведение. Вы бы на его месте так поступили? Только честно.
После того как вы определили идеи и оценили их прорывной потенциал, вы можете приступать к тестированию идей. Это делается при помощи создания MVP — минимально жизнеспособных продуктов. Тестирование покажет, действительно ли вы придумали прорывную идею, или вам только кажется.
Моргенштерн, топы «Яндекса» и Тинькофф, композитор «Ведьмака»: 30 лидеров поколения 20-летних. Рейтинг Forbes
Моргенштерн, топы «Яндекса» и Тинькофф, композитор «Ведьмака»: 30 лидеров поколения 20-летних. Рейтинг Forbes
Источник