Наука как высшая форма знания. Особенности современной науки
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие науки
Наука – это сфера человеческой деятельности, основная функция которой – выработать и систематизировать знания об окружающем мире.
Основные задачи науки: описать, объяснить и предсказать явления действительности, основываясь на открываемых ею законах. Систему наук условно подразделяют на естественные, технические, общественные и гуманитарные науки.
Под термином «наука» обычно подразумевают:
- деятельность, направленную на получение новых знаний;
- знания, полученные научно-исследовательской деятельностью;
- социальный институт, занятый выработкой знаний.
Знания в повседневной жизни выступают как средство достижения практических целей, а в науке получение знаний и есть цель. Научная деятельность характеризуется:
- выработкой и использованием научного исследования;
- использованием специализированного оснащения – приборов, инструментов, лабораторий и пр.;
- усвоением и переработкой обширной информации – библиотек, баз данных и пр.
Совокупности научных знаний характерна понятийная форма их выражения, их эмпирическая и теоретическая обоснованность, доступность для критики, ориентация на истинность и объективность, тенденция к системной связности и непротиворечивость.
Наука как социальный институт предполагает функционирование научных сообществ, учреждений, ряда научных периодических изданий, проведение научных конференций, дискуссий, связь науки с другими социальными институтами.
Спектр проблем философии науки
Философия науки – это одно из направлений философии, занимающееся исследованием характеристик научно-познавательной деятельности.
В соответствии с другим определением:
Философия науки – это философский раздел, разработанный в рамках разных направлений философии и занимающийся изучением науки в качестве специфической сферы человеческой деятельности и развивающейся системы знаний.
Готовые работы на аналогичную тему
Философия науки в качестве самостоятельного раздела философии сформировалась в конце ХХ века, как ответная реакция на потребность осмысления социальных и культурных функций науки в рамках научно-технического прогресса.
Философия науки в качестве философского направления существует с середины XIX века. Начало данному направлению положили работы позитивистов О. Конта, Дж. С. Милля, Г. Спенсера.
Основная проблематика философии науки значительно изменилась за время существования этого направления.
На первом этапе основное внимание уделяли психологическим характеристикам и индуктивно-логическим процедурам опытного познания.
На втором этапе, то есть в первой четверти ХХ века началось осмысление революционных изменений в основании науки на рубеже веков. Центром внимания стали содержательные основные положения науки. Шло отделение науки от метафизики, математики от естествознания, социально-гуманитарного знания от естественнонаучного.
На третьей ступени – аналитической – во второй трети ХХ века, преобладающими являлись вопросы анализа научного языка. Неопозитивисты стремились к устранению из научного языка псевдонаучных утверждений и унификации науки на основании языка физики. Шло рассмотрение проблем построения целостной науки на фундаменте чистого эмпирического знания, сведение теоретической терминологии к эмпирической.
Современный этап – постпозитивистский – начался в 50-60-х годах ХХ века, его характеризует внимание к исторической динамике знаний и к социокультурным детерминантам познания, многообразие методологических концепций и их взаимная критика, признание относительности норм научно-познавательной деятельности. Поставлен вопрос о влиянии результатов и методов социально-гуманитарного знания на философию науки. Актуализированы проблемы распространения философско-методологического анализа на гуманитарные знания, донаучные и ненаучные разновидности познания.
Особенности современной науки
Современная наука – это наука XXI века. Она сама представляет удивительный феномен, радикально отличающийся от образа ее, сложившегося на протяжении предшествующих столетий. Не зря она часто называется «большая наука». Принято выделять сразу несколько ее характерных черт:
- Резкое возрастание количества ученых. Если на рубеже XVIII-XIX веков во всем мире насчитывалось всего несколько тысяч ученых, то сейчас их более пяти миллионов. Наиболее быстро возросло количество научных деятелей после окончания Второй мировой войны.
- Рост научной информации. В ХХ веке мировая научная информация удваивалась каждые 10-15 лет. Например, если в 1900 году существовало 10 тысяч научных журналов, то сейчас их несколько сотен тысяч. Более 90% всех значимых научно-технических открытий было сделано в ХХ веке. Таким ростом научной информации создаются некоторые трудности для выхода на передний план в развитии науки. Серьезной проблемой становится все возрастающая невостребованность информации. Противоречие объема получаемой информации и возможностей по ее использованию усиливает значение упорядоченности всего информационного поля. При этом формируются предпосылки перехода в новую информационную общественную структуру.
- Мир современной науки. Сегодня наука охватывает огромнейшую область знаний. Она состоит из примерно 15 тысяч дисциплин, которые все теснее и теснее взаимодействуют и влияют друг на друга. Современная наука и дает человеку истинную целостную картину возникновения и развития Метагалактики, появления жизни на нашей планете, а также основных стадий ее развития, возникновения и становления жизни человечества. Она изучает закономерности функционирования человеческой психики, проникая в глубины бессознательного, играющего в повседневной жизни людей огромную роль. Сегодня наука занимается изучением всего, даже самой себя – того, как и когда она возникла, как развивалась, как взаимодействовала с другими культурными формами и какое влияние оказала на материальную и духовную жизнь общества.
Источник
Функции современной науки
Тема: 2.15. Наука. Естественные и социально — гуманитарные науки.
Домашнее задание: устный опрос, понятия, особенности научного познания
Наука — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний о природе, обществе и о самом познании, имеющая непосредственную цель постижения истины и открытия объективных законов.
НАУКА | Институт общества со своей структурой и функциями (НИИ, вузы, академические институты, Академия наук РФ и др.) |
Отрасль духовно производства: система научных знаний и опытно-конструкторских изысканий | |
Особая система знаний, приведённая в целостную систему на основе определённых принципов | |
Основная продукция: понятия, законы , теория |
НАУКА | | Общество |
— потребности развития общества — материально-техническая база общества | ||
| Внутренние законы науки | |
— преемственность |
Функции современной науки
Культурно-мировоззренческая | Помогает человеку не только объяснить известные ему знания о мире, но и выстроить их в целостную систему, рассмотреть явления окружающего мира в их единстве и многообразия, выработать своё мировоззрение, научные представления — часть общего образования, культуры. |
Познавательно-объяснительная | Осуществляет познание и объяснение устройства мира и законов его развития |
Прогностическая | Прогнозирует последствия изменения окружающего мира, раскрывает возможные опасные тенденции развития общества, формулирует рекомендации по их преодолению |
Научное познание — особый вид познавательной деятельности, направленный на выработку объективных, системно организованных и обоснованных знаний о природе, человеке и обществе.
Особенности научного познания САМОСТОЯТЕЛЬНО. |
НАУЧНОЕ ПОЗНАНИЕ | ||
Уровни научного познания: | Формы | Методы |
Эмпирический— выявление объективных фактов, как правило со стороны их очевидныхсвязей. | — научный факт; — проблема; — эмпирический закон; — гипотеза; — теория — методы | — наблюдение, эксперимент, измерение, классификация, систематизация, описание, сравнение |
Теоретический — выявление фундаментальных закономерностей, обнаружение за видимыми проявлениями скрытых, внутренних связей и отношений. | Универсальные: анализ, синтез, индукция, дедукция, аналогия, моделирование, абстрагирование, идеализация Единство исторического и логического, восходящего к абстрактному и от абстрактного к конкретному; формализация, математизация |
КЛАССИФИКАЦИЯ НАУК
Объект изучения | Точные, технические, естественные, общественные, гуманитарные |
Направленность и непосредственное отношение к практике | Фундаментальные, прикладные |
Социальные науки — форма духовной деятельности людей, направленная на производство знаний об обществе.
Источник
Наука: основные функции и закономерности развития
«Наука» в переводе с латинского означает «знание». Исторически меняется понимание «науки». В античности «наука» понималась как составная часть деятельности, направленной на достижение какой-то цели, это как бы «теория» Деятельности. Наукой владеет знаток своего дела, он знает, как надо делать и почему надо так поступать. Аристотель выделял три вида наук:
1) теоретические, умозрительные, высшие науки, которые познают свой предмет с помощью разума (философия, физика, математика);
2) практические науки (изучают начала государства: политика, этика, экономика);
3) творческие, ремесленные, низшие науки, которые изучают искусственные вещи: строительство, медицина, военное дело, поварское искусство и т. п.
В XX веке наука рассматривается как деятельность по производству объективно-истинного знания и результат этой деятельности – систематизированное, достоверное, практически проверенное знание. Наука попытка увидеть мир, каким он является сам по себе, дать объективную картину реальности. Функциинауки в том, чтобы осуществить:
1) достоверное обобщение фактов, истинное отражение исследуемых процессов, объективность;
2) выявление законов, управляющих процессами в объекте исследования;
3) предвидение тенденций развития и функционирования объекта;
4) контроль и управление процессами в объекте.
Жизненный смысл науки: знать, чтобы предвидеть, предвидеть, чтобы действовать. В XX веке научная деятельность институциализирована, приобрела устойчивые социальные формы, организована. Как вид деятельности наука характеризуется:
· определенной системой ценностей: ценности истины, ценность разума, ценность нового знания; ценность независимости суждений и готовности признать свои ошибки;
· определенным набором технических устройств, аппаратуры, средств, используемых в научной деятельности;
· совокупностью методов, используемых для получения нового знания;
· способом организации научной деятельности.
Наука – сложный социальный институт, включает три составляющих: 1) производство нового знания; 2) доведение знаний до их практического использования; 3) подготовку научных кадров.
Научные исследования включают:
· использование методов научного исследования;
· установление фактов, результатов наблюдений и экспериментов;
· обобщение и объяснение фактов, построение гипотез и их проверка;
· установление закономерных связей между фактами;
· построение теории, законов, принципов;
· философское истолкование данных науки;
· накопление новых опытных данных;
коррекция, пересмотр прежних теоретических представлений.
Важнейшими закономерностямиразвития науки являются:
· обусловленность развития науки потребностями общественно-исторической практики;
· относительная самостоятельность развития науки;
· преемственность в развитии идей и принципов, теорий и понятий, методов и приемов науки;
· постепенность развития науки, чередование периодов эволюционного развития и революционной ломки теоретических основ науки;
· взаимодействие и взаимосвязь всех составных отраслей науки;
· свобода критики, свободное столкновение различных мнений, научных гипотез;
· дифференциация и интеграция научного знания;
Современная наука не только обслуживает запросы производства, но и выступает в качестве предпосылки технической революции, развития производительных сил общества. Объем научной деятельности и продукции в XX в. удваивается каждые 5 – 10 лет.
По предмету исследования науки делятся на две группы: естественные и общественные (социальные). По функции, целевому назначению выделяются: фундаментальные науки и прикладные науки (технические). По методу исследования выделяют: теоретические науки и эмпирические науки.
Источник