Способы функционирования политического процесса

Обществознание. 11 класс. Политический процесс.

Обществознание. 11 класс.

Политический процесс.

Политический процесс – это совокупность действий субъектов политики, направленных на осуществление своих ролей и функций в рамках политической системы, на реализацию ими собственных интересов и целей.

Политический процесс отражает технологию осуществления власти, принятия и воплощения в жизнь политических решений.

Структура политического процесса, то есть его элементы:
  • субъект;
  • объект, который должен быть создан или достигнут как цель процесса;
  • средства, методы, исполнители процесса;
  • ресурсы – это могут быть знания, наука, технические и финансовые средства, настроения масс, идеология, общественное мнение и другие факторы.
Субъекты политического процесса:
  • государство,
  • социальные, этнические, конфессиональные группы,
  • политические институты,
  • граждане как индивиды,
  • граждане как совокупность избирателей (электорат).

Главная задача субъектов политического процесса – реализовать свои интересы и требования посредством принимаемых государством управленческих решений.

Этапы принятия политических решений.

Подготовительный этап.

Содержание:

формирование круга проблем, которые необходимо решать политическим средствами.

Участники:

формальные и неформальные объединения политиков, экспертов, политические партии, государственные органы и должностные лица, СМИ.

Этап принятия решений.

Содержание:

  • формирование долгосрочных и краткосрочных декларативных и фактических целей политического развития;
  • разработка альтернативных вариантов действий для достижений необходимых результатов;
  • выбор оптимального политического решения проблем.

Участники:

должностные лица государства, политики, политические партии.

Этап реализации политических решений.

Содержание:

  • придание решениям правовой формы,
  • определение адреса, круга лиц и организаций, ответственных за исполнение,
  • осуществление административных мероприятий для воплощения в жизнь принятых решений.

Участники:

органы власти различного уровня, правоохранительные органы, социальные группы, политическая оппозиция.

Виды политических процессов.
  • базовые – проходят на общенациональном уровне, охватывает всё общество, население участвует в государственном управлении; это процессы, влияющие или ведущие к изменению системных свойств политической жизни (например, процесс формирования властных структур государственного уровня).
  • периферийные – проходят на региональном или местном уровне, это и формирование отдельных политических ассоциаций (партий, групп), развитие местного самоуправления; характеризуются менее существенными изменениями, не оказывающими существенного влияния на доминирующие формы и способы отправления власти.
  • открытые (явные) – протекают гласно, открыто; политические интересы граждан проявляются систематически в электоральных волеизъявлениях, программах партий и общественных движений;
  • закрытые политические процессы характеризуется полным произволом государственной власти, на население оказывается жесткое давление; граждане государства оказываются полностью отстраненными от управления государством.
  • теневые – характеризуются закрытостью, бесконтрольностью, базируются на официально не оформленных институтах и центрах власти, которые не были легитимизированы и признаны обществом.
  • внутриполитические – протекают в рамках одной страны;
  • внешнеполитические – развёртываются на международном уровне.
  • консенсусные – ориентированные на сотрудничество;
  • конфликтные – ориентированные на соперничество.

По характеру участия масс:

  • демократические процессы – в них сочетаются различные формы прямого и представительного народовластия;
  • недемократические – характеризуются наличием тоталитарных или авторитарных режимов.

По характеру протекания:

  • революционный процесс – развивается в обстановке революционной ситуации или близкой к ней, характеризуется быстрым качественным изменением власти, использованием как мирных, так и насильственных средств для низвержения предыдущего режима;
  • эволюционный процесс — характеризуется постепенным разрешением накапливаемых противоречий и рационализацией конфликтов; устойчивостью сформированных механизмов принятия решений; совместной деятельностью элиты и электората, легитимностью власти.

По общественной направленности:

  • инновационный политический процесс – направленный на внедрение новых политических институтов;
  • стабилизирующий – направленный на сохранение всего ценного в существующих структурах;
  • консервативный – направленный на сохранение всех старых институтов и форм взаимодействия;
  • реакционный – заинтересованный в восстановлении институтов прошлого.
Читайте также:  Способ засечек при разбивки точек

Источник

Способы реализации политического процесса

В политической науке выделяются два способа реализации политического процесса: консервативно-рутинной и радикально-реформаторский. Характерным признаком первого способа является то, что данный процесс направлен на сохранение сложившихся политических институтов (государство, партии, общественные организации, административный аппарат, судебная система, законодательная власть) и форм правления (политического режима). Он отличается обилием регламентов, упорядочивающих поведение людей в различных сферах их жизнедеятельности, делегированием значительного количества властных полномочий наверх, отсутствием плюрализма политической системы и оппозиции. В результате политическая система становится маловосприимчивой к нововведениям.

Радикально-реформаторский политический процесс несет в себе удовлетворение новых общественно-политических потребностей. В нем функционируют гибкие формы организации. Он ведет к качественному обновлению прежних задач, изменению средств и способов политической деятельности. Отношение к новизне в этом случае всегда позитивное и противостояние к инновациям носит разумный характер.

Отмечая различия этих двух способов политического процесса следует подчеркнуть, что в реальной жизни они переплетаются и взаимодополняют друг друга, что в различные периоды на первый план может выходить либо радикально-реформаторский, либо консервативно-рутинный.

Политическая система общества, таким образом, находится в постоянном движении, т.е. одно ее состояние неизбежно сменяется другим. Она как бы проходит через отдельные политические ситуации, являющиеся в свою очередь фрагментами политического процесса, его звеньями. На грани двух политических ситуаций разворачиваются политические события (съезд политической партии, выборы, события октября 1993). Возникновение того или иного события может быть концом старой или началом новой политической ситуации. Поэтому в самом общем виде политический процесс можно представить как переход от одного политического события к другому (от съезда к съезду партии, от выборов к выборам, от одной политической кампании к другой, от одного политического решения к другому). И это правильно. В то же время реформы и революция, восстание, бунт, мятеж, путч, политический кризис, прямое действие в политике (митинг, демонстрация, забастовка), конфликт и сотрудничество. Все это своего рода тоже политические события. Политический процесс это реальная политическая деятельность.

Политические процессы наиболее зримо раскрываются с точки зрения участвующих в них субъектов. Понять реальные политические процессы можно лишь выяснив, кто обладает властью, каким образом эти люди пришли к власти и как они ее используют. В связи с этим при анализе того или иного политического процесса необходимо знать какие субъекты в нем участвуют, их статус, цели, ресурсы и стратегию поведения, например, в ходе модернизации и конфликтов

Типология политического процесса

Типология политических процессов:
В западной политологии существует несколько систем типологизации политических процессов. Первая из них создана в рамках сравнительной политологии американским политологом Л. Паем который, сравнивая политическое развитие западных и незападных стран, связывал их принципиальные различия с культурным «кодом», определяющим практические ориентации населения и его поведение. Эти различия обусловлены цивилизационными особенностями западного и незападного мира. Обобщив эмпирические наблюдения, Л. Пай создал классический идеальный тип, способный выразить своеобразие Запада и уникальность незападных обществ. Противопоставление западного мира незападному, основанное на различии культур, позволяет понять, почему идеи демократии развивались в границах исторического запада и были чужды незападному миру.
Л. Пай разграничил политические процессы западного и незападного типа. В статье «Незападный политический процесс» он формулирует 17 пунктов, по которым различаются политические процессы в западных и незападных обществах.
1. В незападных обществах нет четкой границы между политикой и сферой общественных и личных отношений.
2. Политические партии склонны претендовать на выражение мировоззрения и представительство образа жизни.
3. В политическом процессе преобладают клики.
4. Характер политических ориентации предполагает, что руководству политических группировок принадлежит значительная свобода в определении стратегии и тактики.
5. Оппозиционные партии и стремящиеся к власти элиты часто выступают в качестве революционных движений.
6. Политический процесс характеризуется отсутствием интеграции среди участников, что является следствием отсутствия в. обществе единой коммуникационной системы.
7. Политический процесс отличается значительными масштабами рекрутирования новых элементов для исполнения политических ролей.
8. Для политического процесса типично резкое различие в политических ориентациях поколений.
9. Незападные общества отличаются незначительностью консенсуса в отношении узаконенных целей и средств политического действия.
10. Интенсивность и широта политической дискуссии мало связаны с принятием политических решений.
11. Отличительной чертой политического процесса является высокая степень совмещения и взаимозаменяемости ролей.
12. В политическом процессе слабо влияние организованных групп интересов, играющих функционально специализированные роли.
13. Национальное руководство вынуждено апеллировать к народу как к единому целому, не различая в нем социальные группы.
14. Неконструктивный характер незападного политического процесса вынуждает лидеров придерживаться более определённых взглядов во внешней, а не во внутренней политике.
15. Эмоциональные и символические аспекты политики оттесняют на второй план поиски решений конкретных вопросов и общих проблем.
16. Велика роль харизматических лидеров.
17. Политический процесс обходится в основном без участия «политических брокеров».
В отечественной политической науке в зависимости от социокультурных и социально-экономических характеристик процесса выделяют технократический, идеократический и харизматический политический процесс.
Политический процесс технократического типа генетически свойственен англосаксонским и романо-германским государствам. Он отличается наличием традиций эволюционизма, непрерывного и постепенного адаптирования политических институтов и механизмов к изменяющимся условиям среды, приоритетом технологического (процессуального) подхода при внесении изменений в политическую систему и ролевые функции, исключением из политической практики радикальной ломки политических структур, складывающихся на протяжении веков.
Политический процесс идеократического типа характерен для большинства государств, переживающих начальные стадии модернизации. Он отличается господством одной идеи (идеологии), в отношении которой имеется (достигается или декларируется) общенациональный консенсус. Господствующая идея определяет цели, содержание и направленность политического процесса, тип государственного устройства, принципы и механизмы формирования и обновления правящей элиты, формы и способы участия граждан в политике.
Политический процесс харизматического тина характеризуется всевластием лидера-харизмы, под политические цели которого подстраиваются идеологические доктрины и политические институты. Он во многом сам определяет цели, содержание и направленность политического процесса.
По масштабу пространственно-временных параметров политические процессы можно подразделить на глобальные и локально-региональные. Первые оказывают свое воздействие на общий ход мировой политики. Вторые затрагивают интересы локального сообщества и составляющих его групп. Но, следует учитывать, что нередко результат того или иного локального процесса может иметь воздействие на мировую политику. Например, региональный процесс распада СССР на рубеже 80-90-х годов, перерос в глобальный политический процесс трансформации всей системы международных отношений.

Читайте также:  Способ дроби домашних условиях

Дата добавления: 2018-06-27 ; просмотров: 399 ; Мы поможем в написании вашей работы!

Источник

Функционирование политического процесса

Вы будете перенаправлены на Автор24

Факторы, влияющие на функционирование политического процесса

Функционирование политического процесса – это способы деятельности политической системы общества, которые изменятся во времени и в пространстве; совокупная деятельность субъектов политики.

Эффективность функционирования политических процессов находится под влиянием определенных факторов, таких как:

  • уровень централизации / децентрализации власти;
  • степень разделения властей (судебной, законодательной и исполнительной), их уравновешенность;
  • способы принятия и реализации политических решений;
  • качество взаимодействия государственных и партийных структур, косвенно или прямо воздействующих на процесс принятия политических решений;
  • взаимосвязи внутри правящего слоя (между оппозиционной и правящей элитой, между политическим руководством и аппаратом управления, между отраслевыми сегментами элиты и др.);
  • соотношение прерогатив и прав центральных и местных органов власти.

Центром политического процесса выступает политическое решение — процесс определения задач и целей политического действия, форм, этапов, способов и методов их достижения, который осуществляется в индивидуальной или коллективной форме.

В зависимости от определенных объективных и субъективных факторов политические процессы имеют разные режимы протекания:

  • функционирование – воспроизводство политических отношений, которое периодически повторяется (стабильный период развития политической системы и общества без острых политических кризисов и конфликтов; удержание в руках легитимной политической элиты власти; одобрение и поддержка большинством населения конституции государства);
  • развитие – это адекватная реакция структур и механизмов власти на социальные требования и изменения в политической системе (частичные изменения в органах власти, что позволяет поднять уровень воздействия правящей элиты, ее роль и авторитет в решении вопросов жизни общества);
  • упадок – распад целостности всей политической системы (политическая система на определенном уровне своего развития претерпевает застой и стагнацию; оппозиционная элита начинает набирать политический вес и влияние, становится возможным формирование новых форм организации политической жизни; данная динамика политического процесса обладает негативными чертами относительно существующего института власти, вследствие чего правящая элита и политические институты, связанные с нею, теряют свою легитимность).
Читайте также:  Самый простой способ связать пинетки для новорожденных

Готовые работы на аналогичную тему

Способы функционирования и этапы политического процесса

В политологии выделяют два способа функционирования политического процесса:

  1. Консервативно-рутинный способ функционирования. Ориентирован на сохранение уже сложившихся и существующих относительно продолжительное время форм правления (определенный политический режим) и политических институтов (административный аппарат, государство, общественные объединения, партии, законодательная власть, судебная система, исполнительная власть). Консервативно-рутинный способ отличается большим количеством разнообразных регламентов, в задачи которых входит упорядочивание поведения людей в разных сферах их жизни, делегирование широкого спектра властных полномочий наверх, отсутствие оппозиции и плюрализма политической системы.
  2. Радикально-реформаторский способ функционирования. Характеризуется направленностью на удовлетворение новых общественно-политических интересов. Обладает гибкими формами организации. Предполагает качественно новое обновление стоящих прежде задач, изменение способов и средств политической деятельности. Новое всегда воспринимается, как нечто позитивное, противостояние инновациям носит разумный характер.

Политический процесс представляет собой совокупную деятельность различных общественных групп и организаций, социальных общностей, отдельных лиц, которые преследую конкретные политические цели. Политические процессы, протекающие внутри определенной страны всегда отличаются от международных политических процессов.

Каждый политический процесс имеет собственные этапы развития. Так, Г. Пауэлл и Г. Алмонд выделяют пять этапов динамики политического процесса:

  • 1 этап — происходит артикуляция групповых и индивидуальных интересов, носителями групповых интересов групповые объединения;
  • 2 этап — агрегирование интересов вследствие объединения разнородных интересов разных групп и индивидов в единой партийно-политической позиции;
  • 3 этап – разработка нового политического курса, основанного на интеграции коллективных решений институтов государства;
  • 4 этап — реализация принятых решений посредством деятельности институтов исполнительной власти, организующих для этих целей соответствующие мероприятия и изыскивающие необходимые средства и ресурсы;
  • 5 этап — арбитраж и контроль через функционирование институтов конституционного и судебного надзора, осуществляющих функции устранения различий между другими группами и организациями на базе общепризнанных норм.

Особенности функционирования политического процесса

Политические процессы распространяются на конвенциональные (нормативные, договорные) изменения, характеризующие поведенческие акции, механизмы конкуренции за власть в государстве и отвечающие нормам и правилам политической игры, принятым в обществе, они захватывают изменения, которые указывают на нарушение субъектами ролевых функций, определенных в нормативной базе и превышение полномочий.

Политический процесс можно рассматривать, как комплекс локальных, относительно самостоятельных трансформаций политического функционирования субъектов (институтов, отношений), которые появляются на пересечении разнообразных факторов. Их показатели и параметры не могут быть абсолютно точно определены или спрогнозированы.

Политический процесс характеризует возможности модификации определенных параметров явления, дискретность изменений и одновременно с этим сохранения других его характеристик и черт в неизменном виде. Дискретность и уникальность изменений исключает возможности экстраполяции, то есть переноса значений современных фактов в будущее, оценок политического процесса, усложняет политическое прогнозирование, затрудняет предвидение перспектив политического функционирования.

Источник

Оцените статью
Разные способы