Способы фотографирования следов пальцев рук

Правила фотографирования следов пальцев рук.

Цветные окрашенные следы пальцев рук целесообразнее фотографировать на цветные фотоматериалы, а на черно-белые – с соответствующими светофильтрами. Окрашенные следы рекомендуется фотографировать при двухстороннем боковом равномерном освещении. С одной стороны – рассеянном, с другой – теневом освещении. Теневым называется боковое косо падающее освещение, подчеркивающее рельеф запечатлеваемого объекта.

Наибольшую трудность представляет съемка потожировых следов пальцев. Они плохо различимы, и для более четкого их выделения требуются специальные условия освещения. Если предмет, на котором обнаружен след, непрозрачный, его освещают односторонним боковым узким пучком света. Угол наиболее выгодного направления света устанавливают опытным путем.

Следы на прозрачных предметах можно сфотографировать в проходящем свете. Для этого с противоположной стороны предмета накладывается черная бумага (или ткань) с вырезом, равным но величине следу. Источник света располагают за предметом. Освещение направляется под углом к плоскости предмета, на которой расположен след. Нередко желаемый эффект дает освещение под углом, близким к прямому. Помещение, в котором фотографируются эти следы, должно быть затемненным.

Правила фотографирования дорожки следов.

Следы ног фотографируются в максимально крупном масштабе, обязательно методом масштабной съемки. При этом объемные следы ног (как и следы пальцев) освещаются основным светом и дополнительным теневым. Окрашенные – на цветные фотоматериалы, а на черно-белые – со светофильтрами. Следы на снегу (на черно-белые фотоматериалы) необходимо фотографировать с желтым или оранжевым светофильтрами, которые ослабляют действие отраженных снегом сине-фиолетовых лучей и улучшают качество изображения.

Дорожка следов ног, если она короткая, фотографируется целиком на один кадр сбоку. Более длинную дорожку следов лучше запечатлеть сбоку панорамным способом. Если в дорожке следов запечатлелись особенности походки, целесообразно производить съемку сверху с масштабной линейкой.

Следы транспорта фотографируются сначала целиком (все полосы вместе), так же, как и дорожки следов ног. Затем фотографируют участки следовых полос с наиболее выраженными индивидуальными особенностями, как и отдельные следы ног по правилам масштабного фотографирования.

Источник

Фотографирование следов рук. Задачи и правила съёмки. Объекты съёмки, их пространственные, яркостные свойства и физическое состояние.

Следы пальцев рук представляют собой узоры различной формы, образуемые неровностями кожного покрова – папиллярными линиями. Ширина папиллярных линий у взрослого человека составляет 0,4-0,6 мм, а высота – 0,2-0,4 мм. На папиллярных линиях имеются отверстия – поры, имеющие размеры от 0,08 до 0,25 мм.

При дактилоскопических исследованиях объектами фотографирования являются сами следы, обнаруженные на различных предметах, их копии на специальных пленках и слепках, а также дактилоскопические карты. Среди объектов-следоносителей встречаются стаканы, бутылки, столовая посуда, участки дверей, окон, мебели и прочие предметы, имеющие самые разнообразные свойства. Они могут быть прозрачными, непрозрачными и полупрозрачными; плоскими, цилиндрическими, сферическими; по фактуре – гладкими, шероховатыми или рельефными; по окраске – однотонными (светлыми, темными) или пестрыми, одноцветными или многоцветными. На поверхности предметов часто размещены наклейки, этикетки и прочие помехи, мешающие съемке следов. В зависимости от физических свойств предмет может быть термостойким или легкоплавким, твердым или пластичным, отражать свет направленно или диффузно. Дактилокарты с фотографической точки зрения представляют черно-белые штриховые оригиналы.

По пространственным свойствам различают объемные и поверхностные следы.

Объемные следы остаются на пластичных в момент следообразования материалах (воске, парафине, пластилине, замазке, масле и др.). В этом случае узор кожного покрова имеет обратное отображение: папиллярные линии передаются углублениями, а бороздки между ними – возвышениями.

Поверхностные следы образуются в результате соприкосновения пальца или ладони с твердым предметом. При этом происходит наслоение потожирового или иного вещества, которым покрыта кожа, вследствие чего образуется точная копия кожного рельефа соответствующего участка ладони.

По оптическим свойствам на различных предметах следы подразделяются на ахроматические и цветные, видимые, слабовидимые и невидимые. Их различаемость зависит от свойств потожирового вещества, материала, фактуры и окраски предмета, на котором они оставлены.

Видимые следы образует красящее вещество, покрывающее ладонь в момент следообразования (кровь, краска и пр.). Само потожировое вещество, с фотографической точки зрения, представляет собой бесцветную, диффузно рассеивающую свет среду. Образованные им следы на полированных и окрашенных масляной краской поверхностях слабовидимы, а на поверхностях с диффузным отражением невидимы. Невидимые и слабовидимые следы перед фотографированием окрашивают (опыляют) порошками, противоположными по тону к поверхности предмета-носителя, либо выявляют химическими методами.

При фотографировании следов применяют методы макро- и репродукционной фотографии, а при пороскопических исследованиях – и микрофотографию. Слабовидимые следы выявляют методами контрастирующей и цветоразличительной фотографии, а в некоторых случаях – методами ультрафиолетовой и инфракрасной.

Метод съемки выбирают, исходя из световых и пространственных свойств предметов: их формы, фактуры, цвета, типа отражения поверхностей, свойств самого следа. Однако при съемке следов получаемый результат должен быть сопоставим с оттисками пальцев на дактилокартах. Это условие соблюдается при выполнении следующих правил:

– папиллярные линии на снимке передают темными, а фон – светлым, независимо от окраски предмета и следа;

– изображение следа должно быть прямым, не зеркальным;

– между папиллярными линиями и фоном должен быть достаточный для изучения особенностей строения следа контраст;

– для сравнительного исследования следы фотографируют в масштабе 3:1 или близком к нему;

– следы фотографируют полностью, без обрезки его частей при кадрировании, размещая симметрично границам кадра и параллельно большей его стороне;

максимальный объем информации об особенностях следов получают при их фотографировании без предварительного окрашивания.

При работе со следами рук необходима особая осторожность. Предметы нельзя ронять. Чтобы не повредить след и исключить появление новых, разрешается брать объекты только за те участки, на которых заведомо нет следов: бутылки, пузырьки – за дно и горлышко, лампочки – за цоколь, осколки стекла и иные плоские предметы – за грани и т. п. Участок поверхности со следом не должен соприкасаться с другими предметами.

Следы на плоских предметах перед съемкой устанавливают параллельно плоскости фотоматериала (кроме особых случаев). Следы на сферических, цилиндрических и конических поверхностях размещают таким образом, чтобы оптическая ось объектива проходила через центр следа, перпендикулярно фотографируемому участку.

Плоские прозрачные предметы со следами рук размещают на предметных столах фотоустановок, конденсорах темного поля, макростолах фотоустановки ФМН-2. Небольшие предметы из стекла крепятся с помощью штатива или специальных приспособлений-держателей, входящих в комплект фотоустановок «Уларус», «Уларус-2». К их числу относится приспособление, показанное на рис. 172, с помощью которого крепятся бутылки, колбы, графины, стаканы и т.п. диаметром от 3 до 20 см и длиной от 5 до 30 см для съемки в отраженном и проходящем свете. При фотографировании следов рук на непрозрачных предметах последние размещают на предметном столе фотоустановок.

Механическое удерживание земляных масс: Механическое удерживание земляных масс на склоне обеспечивают контрфорсными сооружениями различных конструкций.

Опора деревянной одностоечной и способы укрепление угловых опор: Опоры ВЛ — конструкции, предназначен­ные для поддерживания проводов на необходимой высоте над землей, водой.

Организация стока поверхностных вод: Наибольшее количество влаги на земном шаре испаряется с поверхности морей и океанов (88‰).

Источник

Криминалистическая фотография

3. Фотографирование следов рук

В практике раскрытия преступлений следы пальцев рук и участков ладоней остаются в результате активных действий по подготовке, совершению и сокрытию преступлений. Данные следы широко используются для регистрации, розыска и отождествления личности. Их высокое криминалистическое значение объясняется особенностями морфологического строения кожного покрова рук человека, их индивидуальностью, высокой устойчивостью и частотой встречаемости на местах происшествий.

Читайте также:  Способы защиты лицензии по

Эффективное их использование при расследовании преступлений зависит от объема информации об особенностях папиллярного узора, передаваемого на снимках. Изображения, по которым успешно можно проводить идентификацию человека по следам рук, получают, оценивая свойства объектов и следов на них, выбирая соответствующие методы и условия съемки.

Объекты фотографирования и их свойства. Следы пальцев рук представляют собой узоры различной формы, образуемые неровностями кожного покрова – папиллярными линиями. Ширина папиллярных линий у взрослого человека составляет 0,4-0,6 мм, а высота – 0,2-0,4 мм. На папиллярных линиях имеются отверстия – поры, имеющие размеры от 0,08 до 0,25 мм.

При дактилоскопических исследованиях объектами фотографирования являются сами следы, обнаруженные на различных предметах, их копии на специальных пленках и слепках, а также дактилоскопические карты. Среди объектов-следоносителей встречаются стаканы, бутылки, столовая посуда, участки дверей, окон, мебели и прочие предметы, имеющие самые разнообразные свойства. Они могут быть прозрачными, непрозрачными и полупрозрачными; плоскими, цилиндрическими, сферическими; по фактуре – гладкими, шероховатыми или рельефными; по окраске – однотонными (светлыми, темными) или пестрыми, одноцветными или многоцветными. На поверхности предметов часто размещены наклейки, этикетки и прочие помехи, мешающие съемке следов. В зависимости от физических свойств предмет может быть термостойким или легкоплавким, твердым или пластичным, отражать свет направленно или диффузно. Дактилокарты с фотографической точки зрения представляют черно-белые штриховые оригиналы.

По пространственным свойствам различают объемные и поверхностные следы.

Объемные следы остаются на пластичных в момент следообразования материалах (воске, парафине, пластилине, замазке, масле и др.). В этом случае узор кожного покрова имеет обратное отображение: папиллярные линии передаются углублениями, а бороздки между ними – возвышениями.

Поверхностные следы образуются в результате соприкосновения пальца или ладони с твердым предметом. При этом происходит наслоение потожирового или иного вещества, которым покрыта кожа, вследствие чего образуется точная копия кожного рельефа соответствующего участка ладони.

По оптическим свойствам на различных предметах следы подразделяются на ахроматические и цветные, видимые, слабовидимые и невидимые. Их различаемость зависит от свойств потожирового вещества, материала, фактуры и окраски предмета, на котором они оставлены.

Видимые следы образует красящее вещество, покрывающее ладонь в момент следообразования (кровь, краска и пр.). Само потожировое вещество, с фотографической точки зрения, представляет собой бесцветную, диффузно рассеивающую свет среду. Образованные им следы на полированных и окрашенных масляной краской поверхностях слабовидимы , а на поверхностях с диффузным отражением невидимы. Невидимые и слабовидимые следы перед фотографированием окрашивают (опыляют) порошками, противоположными по тону к поверхности предмета-носителя, либо выявляют химическими методами.

Правила фотографирования следов рук. При фотографировании следов применяют методы макро- и репродукционной фотографии, а при пороскопических исследованиях – и микрофотографию. Слабовидимые следы выявляют методами контрастирующей и цветоразличительной фотографии, а в некоторых случаях – методами ультрафиолетовой и инфракрасной.

Метод съемки выбирают исходя из световых и пространственных свойств предметов: их формы, фактуры, цвета, типа отражения поверхностей, свойств самого следа. Однако при съемке следов получаемый результат должен быть сопоставим с оттисками пальцев на дактилокартах. Это условие соблюдается при выполнении следующих правил:

папиллярные линии на снимке передают темными, а фон – светлым, независимо от окраски предмета и следа;

изображение следа должно быть прямым, не зеркальным;

между папиллярными линиями и фоном должен быть достаточный для изучения особенностей строения следа контраст;

для сравнительного исследования следы фотографируют в масштабе 3:1 или близком к нему;

следы фотографируют полностью, без обрезки его частей при кадрировании, размещая симметрично границам кадра и параллельно большей его стороне;

максимальный объем информации об особенностях следов получают при их фотографировании без предварительного окрашивания.

Размещение объектов при фотографировании следов рук. При работе со следами рук необходима особая осторожность. Предметы нельзя ронять. Чтобы не повредить след и исключить появление новых разрешается брать объекты только за те участки, на которых заведомо нет следов: бутылки, пузырьки – за дно и горлышко, лампочки – за цоколь, осколки стекла и иные плоские предметы – за грани и т. п. Участок поверхности со следом не должен соприкасаться с другими предметами.

Следы на плоских предметах перед съемкой устанавливают параллельно плоскости фотоматериала (кроме особых случаев). Следы на сферических, цилиндрических и конических поверхностях размещают таким образом, чтобы оптическая ось объектива проходила через центр следа, перпендикулярно фотографируемому участку.

Плоские прозрачные предметы со следами рук размещают на предметных столах фотоустановок, конденсорах темного поля, макростолах фотоустановки ФМН-2. Небольшие изделия из стекла крепят с помощью штативов, а бутылки, банки, графины и т. п. диаметром от 5 до 20 см и длиной от 5 до 30 см устанавливают на специальных приспособлениях – держателях.

При фотографировании следов рук на непрозрачных предметах последние размещают на предметном столе фотоустановок.

Особенности фотографирования следов рук на прозрачных предметах. Следы рук на поверхности оконного стекла, целлофана и других аналогичных предметов представляют собой неокрашенные слабовидимые наслоения потожирового вещества, диффузно рассеивающие свет, а сами предметы рассматриваются как оптически однородные и прозрачные среды. Следы имеют невысокий контраст, который усиливают при съемке по методу темного поля в проходящих лучах.

Темнопольное изображение формируют лучи света, рассеянные потожировым веществом. В этом случае папиллярные линии выглядят светлыми, а фон – темным. После лабораторной обработки экспонированного фотоматериала получается обратное соотношение тонов. Поэтому съемку ведут непосредственно на фотобумагу, а зеркальность изображения устраняют поворотом поверхности со следом в сторону, противоположную объективу.

Эффект темного поля при фотографировании следов рук получают различными способами: при помощи осветителей прожекторного типа, конденсоров темного поля, осветительной системы фотоустановки ФМН-2.

Получение темнопольного изображения при помощи осветителей прожекторного типа. В качестве таких источников используют микроосветители ОИ-19, осветительные системы проекционных аппаратов со сферическими и параболическими отражателями и конденсорными линзами, создающие равномерный поток света. Этот метод наиболее прост и реализуется на любой фотографической установке.

Предмет со следом (рис. 25) размещают под объективом фотокамеры на расстоянии 15-20 см от поверхности предметного стола установки и освещают снизу направленным пучком света. Максимальный контраст изображения получают при минимальном угле между направлением светового потока и оптической осью фотокамеры при условии, что лучи света, проходящие через фон, не попадают в объектив. Максимальную освещенность на фотографируемом участке создают, концентрируя расходящийся пучок света в световое пятно, несколько превышающее размеры самого следа. Равномерное освещение следа обеспечивают два источника, свет от которых направляют с противоположных сторон объекта.

Рис. 25. Схема темнопольного освещения с осветителями прожекторного типа

Получение темнопольного изображения при помощи конденсора темного поля. Конденсор темного поля (рис. 26) представляет собой специальный осветитель, оптическая система которого состоит из источника света 1, матового стекла 2, диафрагмы 3, конденсорной линзы 4, центральной диафрагмы в виде непрозрачного диска 5, объектива фотокамеры 6.

Расходящийся пучок света от осветителя через матовое стекло и диафрагму попадает на конденсорную линзу, которая фокусирует его в плоскости центральной диафрагмы. Эффект темного поля наступает, когда непрозрачный диск центральной диафрагмы, установленной на объективе, отсекает лучи света, сфокусированные линзой конденсора. Лучи света, рассеянные потожировым веществом и проходящие между оправой объектива и центральной диафрагмой, формируют изображение следа.

Рис. 26. Схема фотографирования следов рук с конденсором темного поля

При съемке следов применимы и конденсоры с иными принципами получения темнопольного освещения: линзовые, зеркальные и зеркально-линзовые (рис. 27). Они обеспечивают более высокий контраст изображения, чем микроосветители ОИ-19. Четкость папиллярных линий повышают, незначительно диафрагмируя объектив. Действующее отверстие последнего в этом случае не должно превышать диаметр непрозрачного диска.

Читайте также:  Закупки без проведения конкурентных способов это

На фотоустановке ФМН-2 оптическую систему прибора настраивают по схемам, применяемым для работы с микроскопом, малым или большим макростолом.

Рис. 27 . Схема темнопольного освещения:

а – с линзовым; б – зеркальным; в – зеркально-линзовым конденсором;

1 – источник света; 2 – конденсор или рефлектор; 3 – непрозрачный диск;

4 – экран-маска с отверстием в центре; 5 – объект; 6 – фотокамера

Особенности фотографирования следов рук на объемных изделиях из стекла. Бутылки, пузырьки, банки, стаканы и другие изделия из стекла либо их осколки представляют собой неоднородную, нередко окрашенную в различные цвета оптическую среду с неровной поверхностью. Следы рук могут находиться на плоских, цилиндрических, сферических поверхностях и являются малоконтрастными либо окрашенными в светлые тона наслоениями потожирового вещества. На прозрачных изделиях следы, если этому не препятствуют наклейки, этикетки, загрязнения и другие помехи, фотографируют в проходящем свете, выявляя при темнопольном освещении с осветителями прожекторного типа. При иных способах темнопольного освещения изогнутые поверхности предметов являются своего рода линзами, которые, фокусируя лучи, образуют блики, маскирующие детали следа.

При направленном освещении блики появляются и из-за неоднородного преломления лучей боковыми поверхностями, гранями осколков, внутренними элементами электрических лампочек. Чтобы ослабить или исключить их, свет направляют вдоль оси предметов цилиндрической и конической формы, а при съемке следов на сферических предметах изменяют угол направления света, добиваясь, чтобы блики переместились на участки фона. Неустраненные блики экранируют масками из черной бумаги.

На полупрозрачных изделиях и изделиях из окрашенного стекла следы фотографируют в отраженном свете. Устанавливая предмет на высоте 10-15 см и применяя лобовое или близкое к нему освещение, получают эффект темного поля. Проходя через стекло, большая часть света поглощается либо рассеивается, а изображение следа формируют лучи, отраженные от папиллярных линий. Для усиления контраста под объектом на столе установки в качестве фона кладут лист черной бумаги. При фотографировании следов на цилиндрических и конических предметах свет от двух микроосветителей направляют вдоль их оси. При съемке следов на сферических предметах подбирают такое направление светового потока, при котором блики дислоцируются вне участков расположения следа.

Фотосъемке следов в отраженном свете нередко мешают наклейки, этикетки, расположенные на противоположной стороне бутылок, пузырьков, особенно плоских. Отражая свет, они снижают контраст изображения. Чтобы ослабить влияние рассеянного света, внутри сосуда рекомендуют помещать черную бумагу или заливать его раствором черного красителя. Аналогичный результат дает уменьшение угла наклона потока света к поверхности объекта. Лучи света при этом, не попадая на этикетку, рассеиваются в пространстве.

На объемных изделиях из стекла фотографируемый участок всегда обращен к объективу. Поскольку следы фотографируют на фотобумагу, для устранения зеркальности изображения необходимы оборачивающие системы (зеркала или призмы).

Особенности фотографирования следов рук на непрозрачных предметах. Непрозрачные предметы со следами рук могут быть плоскими, цилиндрическими и сферическими; иметь светлые, темные, пестрые, одноцветные и многоцветные поверхности, а фактуру гладкую с направленным или диффузным типом отражения, шероховатую и рельефную. На светлых поверхностях следы чаще окрашиваются темными порошками, а на темных – светлыми. Перечисленные свойства определяют особенности фотографирования следов. Съемка ведется непосредственно с объекта. И лишь когда следы расположены на недоступных для фотографирования участках, они копируются на дактилоскопическую пленку.

Следы рук, окрашенные в темные тона, на светлых поверхностях фотографируют на негативные фотоматериалы, мягкие или нормальные по контрасту. При съемке используют лобовое или боковое равномерное освещение. Мешающий фон или помехи ослабляют, руководствуясь правилами цветоразличительной фотографии.

При съемке следов на изделиях из фарфора, покрытых тонкой прозрачной пленкой глазури, отражающей свет внешней и внутренней поверхностями, применимо только вертикальное или близкое к нему освещение, обеспечивающее максимальную резкость изображения. На выпуклых или вогнутых поверхностях оно нередко приводит к появлению бликов. В таких случаях свет направляют под меньшими углами и, несмотря на некоторое снижение резкости, на получаемых изображениях достигается удовлетворительная передача деталей на всех участках следа.

На темных поверхностях следы, окрашенные в светлые тона, фотографируют на бумагу. Зеркальность изображения устраняют оборачивающими камерами. На фотобумагу фотографируют и следы, откопированные на черную дактилоскопическую пленку, предварительно удалив с нее покровный слой. Тональность окраски следов не влияет на получаемые результаты. При фотосъемке используют освещение, близкое к лобовому, а оборачивающую камеру не применяют.

Окрашенные в светлые тона следы на светлом пластике фотографируют при косонаправленном освещении, создающем эффект темного поля. Свет, отраженный от фона, рассеивается в пространстве, а изображение следа формируется лучами, отраженными частичками, прилипшими к потожировому веществу. Съемку ведут на фотобумагу через оборачивающую камеру.

Выявление следов рук на предметах с «пестрыми» поверхностями основано на различиях в характере отражения света деталями следа и фона. Если поверхность отражает свет направленно, то следы фотографируют по методу светлого поля, применяя опаковое или одностороннее освещение, максимально приближенное к вертикальному (рис. 28).

Рис. 28. Схема фотографирования следов рук при светлопольном освещении

Объект наклоняют под небольшим углом к предметной плоскости, чтобы лучи света, отраженные от фона, попали в объектив. При таком положении объекта на светлом фоне получают темное изображение папиллярных линий, которое регистрируют на негативном фотоматериале.

Следы на предметах с многокрасочной поверхностью, например на рисунках книг, журналов, на открытках, росписях столовой посуды перед съемкой обрабатывают флюоресцирующими порошками. Освещая объект ультрафиолетовыми лучами, регистрируют вызываемое ими свечение. Этот метод применим и для фотографирования следов, образованных минеральными маслами. Следы на многокрасочных поверхностях, флюоресцирующих под воздействием ультрафиолетовых лучей, фотографируют в отраженных инфракрасных лучах, предварительно обработав их порошками графита, сажи, окиси меди, интенсивно поглощающими эти лучи.

Особенности фотографирования следов на предметах с рельефными поверхностями. Правила фотосъемки следов рук на непрозрачных объектах применяемы и к следам, оставленным на предметах с рельефными поверхностями (картоне, неокрашенной древесине и т. п.). Светлые следы на темных поверхностях фотографируют на фотобумагу с оборачивающей камерой, а для съемки темных следов на светлых поверхностях используют негативные фотоматериалы. Особенность съемки заключается в подборе освещения, скрадывающего рельеф и исключающего появление теневых помех. Для следов на картоне и на других аналогичных объектах необходимо бестеневое (кольцевое), вертикальное или лобовое освещение. Если рельеф имеет выраженную направленность, как, например, у граммофонной пластинки, неокрашенной доски, то световой поток ориентируют по направлению бороздок пластинки, волокон древесины.

Особенности фотографирования объемных следов рук. Пластичные в момент следообразования материалы (пластилин, оконная замазка, воск, парафин, стеарин, сливочное масло и др.) могут представлять собой непрозрачную, прозрачную или полупрозрачную среду.

На непрозрачных материалах следы рук выявляют косонаправленным светом. Выступающие элементы рельефа, являющиеся отображением бороздок, в этом случае ярко освещены, а углубления – папиллярные линии остаются в тени. Такое соотношение яркостей передается на снимке через негативную и позитивную стадии фотопроцесса.

При съемке следов, имеющих дуговые и петлевые узоры, световой поток направляют перпендикулярно основному потоку папиллярных линий. Детали рельефа следов с более сложным узором выявляют двумя источниками, свет от которых направляют с взаимно-перпендикулярных сторон. Экспонирование фотоматериала производят при раздельном включении каждого из осветителей.

Рельеф объемных следов на полупрозрачных материалах, например стеарине, выявляют, как и в предыдущем случае, направляя свет под небольшими углами к поверхности объекта. Однако из-за рассеяния света в среде не удается воспроизвести все детали узора. Фотосъемку ведут на негативный фотоматериал, подбирая направление света, при котором передается максимальный объем информации.

Читайте также:  Способы обучении математики младших школьников

Рельеф папиллярного узора на прозрачных материалах, поверхности которых хорошо отражают свет, как у парафина, выявляют при освещении, образующем светлопольное изображение. Выбор фотоматериала для регистрации изображения зависит от тональности папиллярных линий. Если на матовом стекле визира они светлые, а фон темный, то съемку ведут на фотобумагу через оборачивающую систему. При противоположном соотношении тонов следы фотографируют на негативный материал.

Чтобы предохранить объемные следы рук на пластилине, сливочном масле и других термопластичных материалах от воздействия теплового излучения, применяют теплозащитные фильтры. Осветители включают только при подготовке объекта к съемке и при экспонировании. На предметах, покрытых льдом, следы фотографируют при температуре не выше 0° С. Чтобы избежать появления рефлексов, такие следы снимают при боковом дневном освещении.

4. Фотографирование следов орудий взлома

В процессе совершения преступлений нередко используются различные орудия и инструменты. В результате их воздействия на преградах возникают необратимые изменения в виде следов. Задача трасологической экспертизы состоит в том, чтобы на основе отобразившейся в следах совокупности особенностей (признаков) установить орудие взлома, их оставившее. Эту задачу решают, сопоставляя форму, размеры и взаимное расположение отдельных деталей по крупномасштабным снимкам следов: изъятого на месте происшествия и экспериментально изготовленного орудием, представленным на исследование. Задача криминалистической фотографии – выявить и зафиксировать на светочувствительном материале совокупность этих особенностей.

Объекты фотографирования и их свойства. Круг объектов фотографирования очень широк. Это следы орудий взлома, инструментов, производственных механизмов, зубов и обуви человека, транспортных средств и др. Они встречаются на предметах из древесины, металла, пластмассы, а нередко и на хрящах, надкостнице и костях человека при их повреждении колюще-режущими орудиями. Материалы этих предметов различны по яркостным и структурным свойствам.

Предметы из металла и пластмассы неодинаковы по пластичности, но имеют мелкозернистую структуру и хорошо воспроизводят микрорельеф. Их поверхности имеют направленный тип отражения, а следы на них – широкий интервал яркостей. Некоторые изделия из пластмассы полупрозрачны, что затрудняет выявление и фотографирование следов.

На предметах из крупнозернистых и волокнистых материалов, например штукатурке, древесине воспроизводятся только крупные детали. Волокнистая структура древесины при съемке следов нередко является причиной появления помех, приводящих к утрате ряда деталей, особенно мелких.

При различных способах воздействия на преграду образуются следы давления, скольжения, резания (разруба, сверления, распила). В них отображаются как общие (объем, форма), так и индивидуальные особенности строения рабочих поверхностей орудий взлома или режущих кромок инструментов в виде выбоин, зазубрин, царапин и других дефектов.

Следы давления являются статическими и возникают как результат удара (давления) орудия на объект и представляют собой трехмерное отображение рабочей части орудия, обратное по рельефу и зеркальное по расположению особенностей. В зависимости от силы давления и пластичности преграды эти следы могут иметь различную глубину и четкость отображения деталей.

Следы скольжения являются динамическими и образуются при воздействии движущегося орудия взлома или инструмента на объект. Выступающие части рабочей кромки оставляют объемные следы в виде параллельных бороздок – трасс. Следы резания (разруба, сверления, распила) остаются в результате перемещения режущей кромки инструмента в среде объекта. Неровности лезвия инструмента отображаются в виде трасс.

На одних преградах следы отображаются в виде хорошо видимого рельефа, а на других они слабо различимы. Степень выраженности рельефа зависит от величины деталей и структурных свойств материала преграды. Отчетливый рельеф дают орудия и инструменты с достаточно широкой рабочей поверхностью или режущей кромкой и крупными дефектами. Микрорельеф оставляют хорошо заточенные инструменты.

Правила фотографирования следов. Установление тождества по фотоснимкам следов зависит от запечатлеваемого объема информации и степени ее искажения. Поэтому фотоснимки изготавливают по определенным правилам, отступление от которых может привести к экспертным ошибкам. Они должны содержать необходимые для сравнительного исследования особенности следов. Это условие выполняется благодаря подбору увеличения и освещения, способствующих выявлению деталей.

Необходимое увеличение диктуется размерами следа и его деталей, а также структурными свойствами преграды. Масштаб изображения подбирают таким образом, чтобы детали в следах на снимках были достаточно крупными для их изучения. Вместе с тем, степень детализации особенностей микрорельефа орудий взлома и инструментов не может превышать ту, которую может передать материал преграды. Обычно следы на предметах из металла, пластмассы фотографируют с большими увеличениями, чем на штукатурке или предметах из дерева.

Оптимальным будет такое освещение, которое выявляет объем, форму и индивидуальные особенности орудия, отобразившиеся в следах. Тени не должны совпадать с местами расположения признаков, важных в криминалистическом отношении.

Чтобы передать на снимке контуры рабочей поверхности орудия взлома или инструмента, следы давления при съемке размещают в пределах кадра. Для следов скольжения, резания соблюдение этого условия не обязательно. В данных следах, как правило, детали орудия повторяются на разных участках. Поэтому для съемки выбирают фрагмент следа с максимальным отображением трасс, а достаточным считается увеличение, при котором в кадре четко выражены границы следа и разрешены детали. Обычно изображение таких следов на снимке составляет 1/3 – 1/4 его часть.

Требуемую полноту передачи деталей обеспечивает и достаточная резкость изображения. Поэтому плоскость преграды со следами устанавливают параллельно плоскости фотоматериала, особенно при съемке микрорельефа, так как глубина резкости микрофотографических систем незначительна. Максимальную резкость изображения, особенно при фотографировании глубоких следов, обеспечивают, устанавливая поверхность дна следа параллельно фокальной плоскости фотокамеры.

Для успешного сравнительного исследования получаемых в разное время изображений следов, изъятого на месте происшествия и экспериментального, условия их съемки (масштаб и освещение) должны быть одинаковы. Равные увеличения следов получают, применяя при съемке объективы с одинаковыми фокусными расстояниями, устанавливая одно и то же предметное расстояние и растяжение меха фотокамеры. Контроль увеличений осуществляют по масштабной линейке, обязательно помещаемой рядом с объектом. Исключение составляют следы сверления и следы, фотографируемые с помощью микроскопов. В этих случаях поверхности следа и линейки расположены на различных расстояниях от объектива, а глубина резко изображаемого пространства незначительна.

С изменением направления света изменяется и распределение светотени на объекте. Поэтому сравниваемые следы фотографируют по одной и той же схеме. Стараясь получить одинаковые по тональности изображения, подбирают равноценные условия съемки лабораторной обработки фотоматериалов.

При сопоставлении изображений проверяемого орудия с оставленным им следом учитывается их зеркальность относительно друг друга. Однозначное распределение светотени получают, фотографируя один из них с освещением, противоположным по направлению другому.

Особенности фотографирования следов давления. Следы давления имеют сложный рельеф. Его элементы состоят из большого числа деталей, расположенных самым различным образом: на разной высоте, хаотично или в определенном направлении. Для выявления всех особенностей следа используют основной направленный и выравнивающий свет. Направление световых потоков подбирают таким образом, чтобы передать на снимке рельеф поверхности дна следа, его форму и объем (рис. 29).

Положение источника основного направленного света относительно объекта зависит от формы следа и расположения деталей, а угол к поверхности предмета – от глубины следа и высоты деталей. Чем глубже след, тем под большим углом направляют свет. Однако с увеличением угла снижается светотеневой контраст деталей рельефа. Поэтому освещение под большими углами используют довольно редко.

Источник

Оцените статью
Разные способы