Способы и формы осуществления политической власти
. В зависимости от источника подчинения объекта субъекту властные отношения могут принять форму силы, принуждения, побуждения, убеждения, манипуляции и авторитета.
Власть в виде силы означает способность субъекта достичь желаемого результата в отношениях с объектом либо путем непосредственного воздействия на его тело или психику, либо с помощью ограничения его действий. В отличие от других форм власти, сила исключает альтернативы действия объекта, не давая ему возможности сделать выбор.
В принуждении источником подчинения объекта команде субъекта выступает угроза применения субъектом негативных санкций по отношению к объекту в случае отказа от повиновения, т. е. угроза силы. Хотя сила и принуждение нередко воспринимаются как одно и то же, концептуальное различение между ними является необходимым, поскольку они имеют разные источники подчинения и разные способы осуществления.
Побуждение основывается на способности субъекта обеспечить объект ценностями и услугами, в которых тот заинтересован. В отличие от принуждения, связанного с негативными санкциями, в процессе осуществления побуждения нежелание объекта следовать распоряжениям субъекта преодолевается с помощью позитивных санкций, обещания вознаграждения. В некоторых случаях (например, когда субъект лишает объект регулярного вознаграждения) различие между принуждением и убеждением (негативными и позитивными санкциями) бывает трудно различимым. Здесь отнесение к тому или иному виду власти зависит от восприятия ситуации объектом.
В убеждении источник власти заключается в аргументах, которые субъект может использовать для подчинения объекта. В отличие от принуждения и побуждения, которые внешне могут выглядеть как убеждение, последнее подразумевает отсутствие конфликта между субъектом и объектом; у объекта есть выбор принять аргументы субъекта или нет, который не ограничен позитивными или негативными санкциями со стороны субъекта.
Манипуляция как вид власти основывается на способности субъекта осуществлять скрытое влияние на объект. В отличие от других видов власти, манипуляция может иметь место без команды субъекта и даже тогда, когда объект не знает о самом существовании субъекта. Она осуществляется либо через коммуникацию, в процессе которой субъект делает замаскированные предложения (обычно путем подачи селективной информации), либо путем влияния на окружение объекта. Хотя с точки зрения объекта манипуляция выглядит как убеждение, это разные виды власти. В процессе убеждения субъект не лишает объект (сознательно) необходимой информации, поскольку он хочет, чтобы объект принял его точку зрения. Напротив, в манипуляции субъект не хочет, чтобы объект мыслил так же, как и он сам, и поэтому сознательно ограничивает поток информации для объекта.
Источником подчинения объекта во властном отношении в форме авторитета выступает определенная совокупность характеристик субъекта, которая делает объект обязанным принять команду субъекта независимо от ее содержания. В отличие от силы и манипуляции, авторитет зависит от восприятия объекта и обязательно результиру-стся в его повиновении команде субъекта. Границы между авторитетом (особенно легальным авторитетом) и принуждением часто бывают размыты. Однако в «чистом» виде авторитетного отношения подчинение объекта субъекту является добровольным. Объект повинуется, поскольку рассматривает свое повиновение как должное. В зависимости от источника подчинения авторитет бывает персональным,, традиционным или легальным.
Мшвениерадзе.
Основным способом существования власти представляется её проявление в различных динамичных формах зависимости, независимости и взаимозависимости между человеком и человеком, личностью и обществом, социальными группами, классами, государствами, блоками государств. Власть многогранна, многослойна. Исторически происходило так, что сначала главной формой политического взаимоотношения между членами общества, странами и целыми регионами была зависимость. Условиями и способами для установления отношений господства и подчинения являлись сословно-иерархические системы, , монархические и диктаторские режимы, отсутствие принципа разделения властей, классовая борьба и, наконец, завоевательные войны. Главной функцией власти служило принуждение как крайняя форма проявления — насилие. Прогрессивная линия исторического развития политических отношений шла и ныне идет путем преодоления зависимости, через достижение независимости и утверждение взаимозависимости. Для поддержания этой линяй необходимо безостановочное совершенствование демократии, изменение сущностных характеристик оснований властных отношений, переход от принуждения к управлению, равно как и систематической проведение различных реформ с целью достоянной регулировки внутригосударственных и межгосударственных взаимосвязей. Однако принцип взаимозависимости государств, основанный на замене конфронтации широким международным сотрудничеством, традиционно понимался, да и сейчас иногда интерпретируете я в имперском значении, а его воплощение в жизнь принимало уродливые антидемократические формы наподобие пресловутого «разделения сфер влияния» менаду наиболее мощными государствами идя группами государств, при котором как бы узаконивалось зависимое положение большинства стран мира. В сегодняшнем мире, в нынешних исторических условиях, как узде отмечалось, межгосударственные властные отношения в целом уравновешены, т. е. существует определенная стабильность во взаимодействии между социалистическим и, развивающимися и неприсоединившимися странами. На Западе это состояние часто называют «ядерным сдерживанием» или «равновесием страха*. Попытки взломать установившийся баланс властных отношений могут не столько привести к их изменению, сколько оказаться роковыми для существования цивилизации. Сильная объективная тенденция к сохранению взаимозависимости и ее упрочению проявляется и в расширении мирохозяйственных связей, которые все больше охватывают не только экономику и торговлю, но также науку, культуру, искусство, спорт, туризм.
Источник
Формы и методы реализации власти
Субъекты, уровни и признаки государственной власти.
3. Легитимность власти и её типы.
Институциональный подход к исследованию политики и политических отношений – одно из приоритетных направлений классической политологии первой половины ХХ века. Он предполагает изучение институтов (прежде всего, государственных), осуществляющих власть.
Власть возникает вместе с человеческим обществом и является его атрибутом. Вначале она носит сугубо общественный характер, но со временем обзаводится особым аппаратом, а затем отделяется от общества и становится над ним, приобретая представительный характер. Проблема власти и властных отношений занимает центральное место в политологии.
Власть – это способность, право и возможность господства над людьми с помощь закона, авторитета и принуждения.
М. Вебер при определении власти акцентирует внимание на осуществлении воли в определенных социальных условиях даже вопреки сопротивлению.
Т. Парсонс понимал власть как системно-функциональное взаимодействие, особого рода связь, обеспечивающую способность одних субъектов реализовывать функцию управления в отношениях с другими.
Политическая власть – совокупность механизмов и средств, способов воздействия политических субъектов, в первую очередь, государства, на поведение людей, социальных общностей, организаций с целью управления, координации, согласования, подчинения интересов всех членов общества единой политической воле посредством убеждения и принуждения.
Французский политолог М. Дюверже выделяет такие исторические формы власти:
1) анонимная власть, «распыленная» среди членов примитивного общества;
2) индивидуализированная власть, возникающая с усложнением процессов разделения труда и появлением новых видов деятельности;
3) институциализированная власть, опирающаяся на деятельность специальных институтов, которые выполняют определенные властные функции.
В современном обществе выделяют два вида политической власти:
1) государственно-политическую власть (осуществляемую государственными органами);
2) общественно-политическую власть (субъектами которой выступают политические институты, общественные организации и движения гражданского общества).
В рамках государства политическая власть делится на три ветви:
1) законодательную
2) исполнительную
3) судебную
Их субъектами выступают:
— президент
— парламент
— правительство
— конституционный суд
Помимо этого выделяют уровни власти:
— федеральный (центральный)
— региональный (областной, краевой и т.п.)
— местный (муниципальный)
Отличительные признаки государственной власти:
— монополия на применение насилия в рамках, определённых законом
— верховенство (обязательность её решений для любой негосударственной власти)
— публичность (всеобщность, безличность, открытость, прозрачность)
— моноцентричность (наличием единого центра принятия решений)
— многообразие ресурсов, используемых для реализации политических решений.
— источники власти (авторитет, сила, престиж, закон, харизма, интерес, тайна, богатство)
— субъекты власти (государство и его институты, политические элиты, лидеры, партии)
— объекты власти (индивиды, социальные группы, народы, нации, классы, общество)
— ресурсы власти (принуждение, насилие, убеждение, право, традиции, санкции и др.)
— основания власти (экономические, социальные, юридические, административные, силовые, информационно-идеологические, культурно-ценностные факторы)
— функции власти (господство, руководство, управление, координация, мобилизация, регуляция, контроль).
Важным свойством и характеристикой политической власти выступает её
легитимность – признание обществом, его массами правомерности, обоснованности и необходимости данной политической власти и ее носителей.
Понятие «легитимность» в политическую науку ввёл М. Вебер. Он утверждал, что характер легитимности власти определяет ее природу. Согласно этой теории, Вебер выделил
три типа легитимного господства:
— традиционный,
— харизматический
— рационально-легальный.
Традиционный тип господства характеризуется подчинением общества существующей власти в силу традиций, обычаев и привычек. Вебер различал два основных типа традиционного господства:
— патриархальное господство
— сословное господство
Харизматический тип господства (от греч. charisma – божий дар) основывается на вере в необыкновенные качества личности властителя. Харизматическое господство возникает в условиях социально-политического кризиса, способствует появлению «вождей».
Рационально-легальный тип господства предполагает необходимость подчинения принципам правового порядка и юридическим нормам.
В современной политологии легитимность власти предполагает признание ее со стороны общества, наличие у неё авторитета и поддержки со стороны большинства граждан, их лояльность к институтам власти, вера и убеждение в том, что данные институты являются правомерными и справедливыми, а также готовность подчиняться и выполнять ее решения.
В самом общем виде процесс реализации власти включает в себя:
1) принятие политических решений с выбором целей и средств их достижения
2) проведение в жизнь этих решений путем последовательных действий по мобилизации необходимых ресурсов.
Существуют различные подходы и теории, объясняющие природу, основание и содержание политической власти:
атрибутивно-субстанциональный подход (власть трактуется как атрибут и качественное свойство влияния субъекта):
реляционистский подход ((англ. relation – отношение) власть рассматривается как взаимоотношение между субъектами, а также как их поведение):
— теория раздела «зон влияния»
— теория «обмена ресурсов»
Теория «сопротивления»: основные представители: М. Вебер, Р. Даль, Д Картрайт, Ж. Френч.
Теория раздела «зон влияния»: главный представитель: Д. Ронг.
Теория «обмена ресурсов» П. Блау, Х. Келли, Д. Хиксон, Дж. Хоманс.
Властная деятельность – это сложное, многоаспектное и динамичное социальное явление, связанное с осуществлением властно-политических отношений в форме господства-подчинения. Она осуществляется различными методами и имеет множество видов и форм.
Основные методы властвования:
— принуждение
— убеждение
— стимулирование.
Принуждение как метод власти подразделяется на два вида:
Формы физического принуждения:
— исключение из сообщества (организации)
Физическое принуждение может и должно осуществляться только в рамках социальных норм, регулирующих деятельность как властвующих, так и подвластных (Гражданский, Административный, Уголовный и другие Кодексы и Законы).
Психологическое принуждение – такое властное воздействие, когда подвластный осуществляет волю властвующего, чтобы избежать определенных негативных последствий в случае ее неисполнения.
Распространенным видом психологического принуждения является формирование общественного мнения нужного направления.
Убеждение представляет собой применение комплекса различных приемов и способов побудительного обеспечения должного поведения индивидов или их групп.
Одной из форм убеждения выступает влияние, когда властвующий субъект добивается выполнения своей руководящей роли помимо угрозы принуждения. Влияние осуществляется при помощи таких средств, как содержание, побуждение, активизация ответственности.
В зависимости от доминирующей роли убеждения или принуждения выделяют основные формы существования политической власти:
Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет
Источник