Содержание
Производительные силы — совокупность средств производства и людей, занятых в производстве, система субъективных (человек) и вещественных элементов, осуществляющих «обмен веществ» между человеком и природой в процессе общественного производства. Производительные силы выражают активное отношение людей к природе, заключающееся в материальном и духовном освоении и развитии её богатств, в ходе которого воспроизводятся условия существования человека и происходит убыстряющийся в рамках сменяющихся общественно-экономических формаций процесс становления и развития самого человека.
Производительные силы образуют ведущую сторону способа производства, основу развития общества. Каждой ступени развития производительных сил соответствуют определённые производственные отношения, выступающие в качестве общественной формы их движения. В процессе своего развития производительные силы приходят в противоречие с существующими производственными отношениями. Из стимулирующих форм развития производительных сил эти отношения превращаются в их оковы. Тогда в условиях антагонистических формаций наступает эпоха социальной революции, происходит переворот в экономической структуре общества, в юридической и политической надстройке. Главная производительная сила общества — это сами люди, участники общественного производства — рабочие, трудящиеся массы [1]. Производственный опыт и знания людей, их трудолюбие, активность и трудоспособность, достигнутый уровень их личностного развития и задачи, которые они перед собой ставят, в конечном счёте определяют потенции общественного производства. Действительным богатством общества К. Маркс называл развитую производительную силу всех индивидов. Положение трудящихся масс в системе производительных сил определяет принципиальное отличие производительных сил одной эпохи от другой.
Целесообразно затрачивая свою рабочую силу в ходе трудовой деятельности, человек «опредмечивает», воплощает себя в окружающем его материальном мире. Порождением его разума и труда являются вещественные элементы производительных сил — средства производства и средства потребления. Средства производства состоят из средств труда, служащих проводником воздействия человека на природу, и предметов труда, на которые направлен труд человека. Важнейшая составная часть средств труда — это орудия труда (инструменты, механизмы, машины и т. д.). Они образуют в современном производстве не только его главную «костную и мускульную систему», но и развивающуюся часть его управляющей системы. К средствам труда относятся также трубопроводы и различные ёмкости («сосудистая система производства»), производственные здания, дороги, каналы, энергосети, средства связи и т. д. Средства труда и особенно орудия труда являются мерилом развития рабочей силы и в известной мере показателем тех отношений, при которых совершается труд. Они оказывают огромное обратное воздействие на развитие рабочей силы. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества, создаваемое I подразделением (производство средств производства). Земля в одних отраслях используется как средство труда (сельское хозяйство), в других — как предмет труда (добывающая промышленность), но везде служит производственной площадью. Всеобщим предметом труда человека является природа в целом. Покорённые человеком её естественные силы (например, электричество, энергия атома, света, ветра, воды и т. д.) умножают могущество производительных сил человека. Рост вооружённости работника средствами производства и развитие его рабочей силы являются главными факторами исторического процесса повышения производительности труда как одного из всеобщих законов развития производительных сил.
Целесообразно затрачивая свою силу, человек и общество в ходе потребительной деятельности за пределами производства «распредмечивают» окружающий материальный мир, осваивая материальные и духовные ценности. В целостном процессе обмена веществ между человеком и природой ведущую и определяющую роль играют материально-техническая база и трудовая деятельность, производство, создающее материальные и духовные условия развития культурно-бытовой базы и потребительной деятельности. Но это не умаляет самостоятельного значения потребительной деятельности, особенно в условиях научно-технической революции, когда совокупные затраты труда в ней превосходят часы работы на производстве. С помощью потребительной деятельности не только воспроизводится рабочая сила, но и закладываются основы духовного и физического развития человека, формируется новое поколение, новые черты человека. Историческую тенденцию развития этой стороны производительных сил В. И. Ленин охарактеризовал как закон возвышения потребностей и роста общественного потребления [2], стихийно пробивающих себе дорогу и в условиях антагонистических формаций.
В своём восходящем развитии производительные силы принимают три усложняющиеся формы: естественные производительные силы, общественные производительные силы и всеобщие производительные силы; они проявляются в процессе исторического развития общества в виде трёх последовательных ступеней развития: первичные, или архаические, производительные силы, вторичные, или антагонистические, производительные силы, коммунистические производительные силы [3]. Всеобщий закон развития производительных сил состоит в том, что материальные возможности последующей формы производительных сил зарождаются и развиваются в недрах предшествующей формы, но сама она становится господствующей лишь на новой ступени развития общества [4].
Естественные производительные силы труда, или естественные условия производительности труда, характеризующие самую низшую ступень производительных сил, могут быть целиком сведены к природе самого человека (к его расе и т. п.) и к силам окружающей человека природы: естественному богатству средствами жизни и труда [5] (см. Первобытнообщинный строй).
Общественные производительные силы труда возникли в результате исторического развития процессов объединения и разделения труда, т. е. в результате роста общественного характера труда. Глубокий антагонизм вторичных производительных сил [6] проявился в закреплении умственного труда, духовного производства и высших форм потребления материальных и духовных благ за немногими ценой самого тяжёлого, подчас губительного труда масс, лишённых доступа к достижениям культуры.
Развитие вторичных производительных сил проходит восходящие ступени, на которых образуются три антагонистических общественно-экономических формации (рабовладельческая, феодальная, капиталистическая). В пределах каждой из этих ступеней производительных сил трудящиеся массы благодаря своему труду и классовой борьбе преодолевают трудный путь восходящего развития. В рамках определённой общественно-экономической формации производительные силы в свою очередь могут проходить ряд технологических стадий производства [7]. Для капиталистических производительных сил это простая кооперация, мануфактура, крупное машинное, инженерно-конвейерное и автоматизированное производство. Наиболее адекватной капиталу технологической формой производительных сил стало крупное машинное производство, распространение которого привело к вытеснению феодальных отношений и утверждению господства капиталистического способа производства. Ускорился процесс интернационального развития общественных производительных сил в форме возникшего мирового рынка, а затем экономической капиталистической интеграции.
Всеобщие производительные силы как качественно новая форма производительных сил есть господство развивающегося общественного индивида над силами природы при помощи науки, которую Маркс определял как «всеобщее общественное знание», «всеобщие силы человеческой головы», «всеобщий интеллект» [8]. Развитие этой формы производительных сил с середины 20 в. совершается в ходе научно-технической революции, протекающей в принципиально различных формах в капиталистических и социалистических системах. Уже при капитализме в 19 в. наука начинает становиться непосредственной производительной силой, наиболее основательной формой богатства, выступающей и как продукт, и как производитель богатства, как идеальное и как практическое богатство (см. там же, с. 33). Первая форма соединения науки с производством (в виде сложных средств производства, машинной техники) гигантски усилила в ходе индустриализации мощь и господство овеществленного труда (капитала) над живым наёмным трудом, проявилась «… в виде чудовищной диспропорции между затраченным рабочим временем и его продуктом…», создавая этим «… материальные условия нового мира…» [9]. Высшей формой этого процесса во второй половине 20 в. выступает автоматизация производства и массовое применение ЭВМ. Прогресс техники заключается и том, что «… человеческий труд всё более и более отступает на задний план перед трудом машин» [10]. Вместе с тем новые потребности и интересы людей создают новые сферы приложения вытесняемого человеческого труда, новые отрасли, вступающие в свою очередь на путь индустриализации. Потребности развития второй формы слияния науки с производством путём инженерно-конвейерной организации массового производства явились важным фактором крайнего обострения борьбы империалистов за массовые рынки сбыта, источники сырья и сферы приложения капиталов, породившей гигантские столкновения и мировые войны. Реализация возможностей инженерно-конвейерного производства в обрабатывающей промышленности в 50-60-х гг. 20 в. дала мощный толчок научно-технической революции. Слияние науки с производством, получающее бурное развитие в условиях научно-технической революции, находит выражение в быстром изменении качества, моделей, видов и типов производимых конечных продуктов и в создании новых предметов труда. Получает импульс развития и главная форма воздействия науки на производство: воплощение общественного знания в самом работающем человеке в результате роста свободного времени и развития духовного производства (сферы образования, культуры и активного отдыха). Это подводит развитие индивидов к тому наивысшему уровню, который возможен в условиях антагонистического общества, всесторонне выявляет болезненное торможение и деформацию процесса развития производительных сил в результате господства капитала и поднимает на качественно новую ступень классовую борьбу пролетариата против отживших производственных отношений. Торможение развития производительных сил устаревшими производственными отношениями проявляется и в сосуществовании при капитализме самых отсталых форм и ступеней производительных сил с передовыми. Основная масса населения земного шара ещё занята простым физическим трудом без применения машин. Почти для 1 млрд. чел. мотыга и деревянная соха служили главным орудием труда даже в конце 60-х гг., около 60% самодеятельного населения развивающихся стран было неграмотно, большинство женщин трудилось в условиях фактического домашнего рабства.
Главная движущая сила развития производительных сил в антагонистическом обществе — классовая борьба, революции и творчество масс, подготавливающие их к восприятию, развитию и применению достижений науки и техники. «Только борьба воспитывает эксплуатируемый класс, только борьба открывает ему меру его сил, расширяет его кругозор, поднимает его способности, проясняет его ум, выковывает его волю» [11]. Только революция кардинально меняет его место в системе производительных сил, поднимая эту систему на новую ступень развития. Именно личностным развитием трудящихся в значительной степени измеряется и оценивается общественный прогресс [12].
Производительные силы, образующие основу коммунистической формации, характеризуются полным торжеством всеобщих производительных сил — активным, творческим контролем науки над всеми сторонами общественного производства, комплексным преобразованием этого процесса в соответствии с её требованиями для возможно более быстрого и многогранного развития каждого индивида. Всестороннее развитие каждого полностью реализуется как величайшая производительная сила, условие развития всех. Однако эта новая ступень производительных сил возникает в виде переплетения общественных и всеобщих производительных сил, достающихся «в наследство» от капитализма. Социалистическая революция подчиняет развитие производства требованиям науки об обществе и создаёт новую формацию вначале на базе существующих технологических условий производства и производительности труда. Но уже сама революция означает не просто перестройку производственных отношений, но и новое качественное состояние, внутреннюю структуру производительных сил, поскольку меняется положение трудящихся, для которых открывается доступ к образованию, культуре, активной производственной и общественной деятельности. В этом залог огромных потенции развития новых производительных сил, создания гораздо более высокой производительности труда, необходимой для победы нового общественного строя [13]. Рост свободного времени и обогащение масс знанием всех тех богатств, которые выработало человечество, служат важнейшим условием создания производительных сил, адекватных коммунистических формации [14].
Источник
Производительные силы: структура, закономерности и формы развития.
Производительные силы — средства производства и люди, обладающие определенным производственным опытом, навыками к труду и приводящие эти средства производства в действие. Таким образом, люди — основной элемент производительных сил общества. Производительные силы выступают в качестве ведущей стороны общественного производства. Уровень развития производительных сил характеризуется степенью общественного разделения труда и развитием средств труда, прежде всего техники, а также степенью развития производственных навыков и научных знаний.
Производительные силы существуют лишь как общественные производительные силы: вступая в активное взаимодействие с природой, люди одновременно вступают в общественные отношения между собой. Производительные силы в совокупности с производственными отношениями представляют собой способ производства.
ПРОИЗВОДИТЕЛЬНЫЕ СИЛЫ — система личных и вещественных факторов производства в их взаимодействии, функциональное назначение которой — преобразование вещества и сил природы для удовлетворения потребностей человечества. Уровень развития производительных сил выражает степень познания и овладения законами природы, является важнейшим показателем общественного прогресса. Производительные силы — саморазвивающаяся система, в которой в процессе трудовой деятельности человека происходит воздействие на предмет труда, его преобразование. Соответственно человек с его интеллектом, психофизиологическими качествами, профессиональными знаниями и навыками, опытом, отношением к труду, ценностными ориентациями и т. д. является главным элементом данной системы, главной производительной силой общества. Производительные силы включают в себя простые моменты процесса труда: 1) предмет труда — тот элемент природы, на который направлено воздействие человека с целью его преобразования; 2) средства труда — орудия труда, с помощью которых происходит воздействие на предмет труда (механические, физические, химические), а также производственная инфраструктура — производственные здания, сооружения, каналы, трубопроводы, дороги, энергосети, средства связи и т. д. Предметы труда и средства труда в совокупности составляют средства производства. Средства производства образуют материально-техническую базу, производительное богатство общества. В системе производительных сил важная роль принадлежит технологии и организации производства, разделению и кооперации труда.
Производительные силы исторически прошли три основные ступени развития, принимая соответствующие формы: естественные, общественные, всеобщие производительные силы. Первая форма характеризует низшую ступень развития, которой соответствовало присваивающее хозяйство. Смена его на производящее хозяйство (в ходе неолитической революции) подготовила становление следующей формы общественных производительных сил. Становление общественных производительных сил, связанное с развитием орудий труда, ростом разделения труда (отделением ремесла от земледелия, города от деревни), завершилось промышленным переворотом середины XVIII — ХГХ вв. В рамках каждой ступени производительные силы проходят ряд технологических стадий производства. Так, кооперация, фабрика, мануфактура являются технологическими ступенями развития общественных производительных сил. В результате неолитической революции развилась постприсваивающая экономика, в основе которой было сельское хозяйство. Результатом промышленного переворота явилась постаграрная индустриальная экономика, основу которой составляла промышленность (сначала легкая, затем тяжелая). Становление всеобщих производительных сил в середине XX в. как качественно новой формы связано с развитием науки «всеобщего знания», использованием ее достижений в общественном производстве и совершается в ходе научно-технической революции. В ходе НТР на современном этапе возникает постиндустриальная экономика, центр тяжести переносится в непроизводственную сферу. Производство и использование информации все в большей степени определяет уровень развития производительных сил. Качественные изменения происходят в, размещении производительных сил. Если в доиндустриальную эпоху города возникали на пересечении торговых путей, в индустриальную — вблизи источников сырья и энергии, то на современном этапе технополисы возникают вокруг научных центров и крупных исследовательских лабораторий.
Источник