Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования
Татьяна Пинюгина
Методика ведения педагогических наблюдений как основа индивидуализации образования
Дошкольное образование — единственная образовательная ступень, на которой к ребёнку не предъявляется нормативных требований. Тем не менее, и педагоги, и родители воспитанников стремятся определить признаки (показатели, свидетельствующие о том, что в развитии ребёнка происходят позитивные изменения.
Педагоги работают на основе синтеза двух подходов. Первый из них связан с передачей детям опыта (знаний, умений) поколений. Этот подход определён как «социализация». Важные, с точки зрения приобщения к культуре, знания и умения тщательно отобраны, систематизированы, оформлены в виде возрастных программных требований.
Второй подход определяется как «индивидуализация»; он вплотную связан с идеями гуманизации, демократизации, практикоориентированности, личностной направленности образования. Акцент этого подхода строится на поддержке собственной познавательной активности ребёнка, доверии к его возможностям, анализе индивидуальных траекторий развития, требовании учёта познавательных стилей детей.
Задача сегодняшнего дня – более полно освоить и воплотить в дошкольной образовательной практике индивидуализацию, для чего нужно:
• Отойти от жёсткого программирования конкретного содержания и последовательности подачи конкретных материалов, иметь в качестве цели формирование ключевых компетентностей (ориентация не на конкретный объём знаний и умений, а на показатели развития).
• Отказаться от позиции априорного знания ребёнка. Брать возрастные нормы лишь в качестве отправных ориентиров.
• Дать каждому ребёнку возможность проявить свои способности, интересы и потребности и вести образовательный процесс в согласии с ними и в опоре на них.
А значит, наблюдать и анализировать данные о каждом конкретном ребёнке, чтобы оказать ему адекватную поддержку.
Наблюдение является надежным методом, не требует специального оборудования и исключает дополнительную психоэмоциональную нагрузку ребенка. Вместе с тем использование этого метода предполагает наличие у педагога высокого уровня профессиональной подготовки и хорошего знания о педагогических особенностях детей. Для опытного специалиста метод наблюдения очень важен в процессе диагностики, но начинающий педагог должен проверять полученную при наблюдении информацию в ходе педагогического изучения ребенка.
Основные требования к методу педагогического наблюдения следующие.
1. Наблюдение должно иметь определенную цель. Чем уже и точнее его цели, тем легче регистрировать результаты и делать достоверные заключения.
2. Наблюдение должно проходить по заранее выработанному плану. Если речь идет о деятельности наблюдаемого, то надо заранее составить вопросник. Результаты подробно фиксируются записями, фотографиями, звукозаписями и т. д.
3. Количество исследуемых признаков должно быть минимальным, и они должны быть точно определены. Чем детальнее сформулированы вопросы об исследуемых признаках и чем точнее определены критерии оценок этих признаков, тем большую научную ценность имеют получаемые сведения.
4. Психолого-педагогические явления следует наблюдать в реальных естественных условиях.
5. Сведения, получаемые путем различных наблюдений, должны быть сопоставимыми: с применением одинаковых критериев, данных, полученных через равные промежутки времени, в одних и тех же оценках и др.
6. Наблюдатель должен заранее знать, какие ошибки могут быть допущены при наблюдении и предупреждать их.
Наблюдение всегда начинается с постановки цели, которая помогает определить основные параметры наблюдения. Целью наблюдения является изучение ребенка как носителя тех или иных психолого-педагогических особенностей и сопоставление результатов наблюдения с известными признаками имеющихся у детей нарушений развития. Процедура наблюдения бывает различной в зависимости от ряда объективных и субъективных факторов – контингента наблюдаемых, характера изучаемых явлений и т. д.
Принцип целенаправленности требует, чтобы наблюдение служило определенной цели, и не шло на поводу, подобно наивному наблюдению, у меняющихся раздражителей. Тот, кто собирается проводить научное наблюдение, должен вначале выдвинуть несколько гипотез, которые он будет проверять в процессе наблюдения.
Принцип константности требует не довольствоваться поверхностными впечатлениями, как при беглом осмотре, и не переоценивать значения случайных, кратковременных явлений. Тот, кто проводит наблюдение, знает, что он должен наблюдать. Он повторяет наблюдение в сопоставимых ситуациях или несколько наблюдателей следят за одной и той же ситуацией. Если одну и ту же ситуацию наблюдают несколько человек, то можно высчитать, насколько совпадают между собой их наблюдения. Если наблюдения повторяются достаточно часто, то можно сделать выводы о константности феноменов.
Принцип контроля, выходящий за рамки повторения наблюдении и совпадений наблюдений нескольких наблюдателей, требует, чтобы выводы, которые делаются на основании наблюдений над определенными группами лиц, проверялись в ходе контрольных наблюдений в других группах. Это необходимо для того, чтобы установить, не являются ли полученные результаты специфическими лишь для одной этой группы испытуемых.
В основе наблюдений за детьми уважение к уникальности и целостности личности ребёнка, понимание и принятие его индивидуальных особенностей, признание за ним права на самостоятельные действия даже в том случае, если они ведут к ошибкам.
Ни один человек не может быть совершенно объективным наблюдателем. Однако следует стараться аккуратно регистрировать наблюдаемые действия, избегая субъективных интерпретаций и навешивания ярлыков. Объективное наблюдение не допускает фиксации того, что воспитатель думает или чувствует по поводу случившегося. Оно должно включать только то, что сделано или сказано.
Для обеспечения объективности наблюдение должно быть детализированным и описательным, содержащим как можно больше информации. Например, запись эпизода: «Аким решил строить из кубиков в строительном центре» даёт информацию о выборе Акимом места для работы и материала, с которым он работает. Но не даёт столько информации, сколько содержит более полная объективная, детализированная запись наблюдения: «Как только Аким вошёл в группу, он объявил Мише и Соне, что хочет построить самый большой дом в городе, и пригласил их присоединиться к нему. Они использовали все имеющиеся строительные материалы и построили дом, состоящий из семи комнат. Аким попросил меня изобразить знак для этого дома. Я сделала для них табличку с надписью «самый большой дом», а он скопировал слова на жёлтой бумаге. Аким оставался в центре строительства 50 минут».
Эта запись даёт следующую информацию:
• Аким решил делать дом, причём обдумывал, что он хочет построить, ещё до того, как пришёл в детский сад.
• Аким пригласил других детей.
• Он поделился с ними своими замыслами.
• Он расширил рамки своей игры, включив в неё навыки письма.
• Он был поглощён своим занятием в течение долгого времени.
Просмотрев эту запись во время планирования, воспитатель сможет поощрить и расширить проявленный ребёнком интерес, поддержать его действия. Например, в следующий раз заранее приготовит таблички с надписями и предложит Акиму скопировать их. Кроме того, педагогу будет о чём рассказать вечером родителям Акима.
Наблюдения всегда отражают установки, ценности и знания самого наблюдателя, его понимание происходящего. Ни один взрослый в своих наблюдениях не может быть полностью объективным. Однако следует предельно аккуратно описывать наблюдаемые факты, по возможности, без субъективных интерпретаций и «ярлыков». Это обеспечивает наблюдению надёжность и достоверность.
Наблюдение за детьми в их естественном окружении — дома, в группе, на участке детского сада — один из методов, полезность которого доказана практикой.
Формы записи педагогических наблюдений и другие способы
Повествовательные или дневниковые заметки. Это чаще всего записи впечатлений о групповой и индивидуальной деятельности, которые делаются в конце каждого дня. Они имеют тенденцию к некоторой субъективности и часто схватывают мимолётное впечатление или настроение. Они полезны для отслеживания некоторых успехов и неудач среди событий дня.
Карта наблюдения. Карта даёт основу для систематического сбора данных относительно развития ребёнка в различных областях. Карта определяет и структурирует конкретные виды поведения, подлежащие наблюдению, обычно в ней перечисляются навыки, расположенные в той последовательности, в которой они формируются. Карта может включать такие категории, как развитие моторики (тонкие и крупные движения, активная речь и понимание речи, интеллектуальные, социально-эмоциональные умения и навыки самообслуживания. Карты обеспечивают информацию о том, что ребёнок может и чего не может в каждой из областей развития. Карты наблюдения могут обеспечить сбор сведений о том, какие центры активности дети выбирают, и какие материалы наиболее часто используют. Воспитатели используют эту информацию при постановке целей и планировании педагогических действий, направленных на продвижение ребёнка. Они полезны для того, чтобы, например, побудить детей, проводящих наибольшую часть времени в центре искусства, исследовать разнообразные материалы, а также опробовать свои силы в других центрах. Воспитатели могут ПОМОЧЬ детям осуществить этот переход, организовав любимый ими вид занятий в другой части групповой комнаты, например, рисование облаков и неба для замка, который строится из коробок и модулей в Центре строительства или рисование снежинок и замёрзших деревьев в Центре науки.
Подсчёт частот и временных промежутков. Этот вид записей помогает воспитателю отслеживать, как часто имеют место отдельные виды поведения. Подсчёт ведётся по отношению к определённому времени: «Сегодня за время прогулки Рома пять раз стукнул другого ребёнка», или же фиксируется длительность определённого поведения или действия: «Когда Тоню привели в группу, она проплакала восемнадцать минут». Этот вид записей наблюдений неоценим в ситуациях, когда нужно утвердиться или опровергнуть какую-либо гипотезу.
Портфолио. Портфолио — это подборка материалов (рисунки, рассказы, продиктованные ребёнком воспитателю, результаты попыток писать или копировать слова и числа, выбранные им карточки с заданиями, образцы речи, т. е. транскрипционная запись слов и выражений ребёнка, с помощью которых он пытается выразить свои мысли и соображения; фотографии. Эти и подобные им материалы дают представление о навыках использования ребёнком знаний, умений, навыков в естественных условиях.
Системно-деятельностный подход как основа дошкольного образования «Человека нельзя «сделать», «вылепить» как вещь, но можно только обусловить его включение в деятельность, вызвать его собственную активность.
Условия для индивидуализации дошкольного образования Центр науки и экспериментированияПриродный материал: камни, ракушки, спил и листья деревьев, мох, семена, почва, пробки и т. д. Технические.
Источник
Формы и методы педагогического наблюдения и фиксирования
Систематическое изучение детей, наблюдение за их поведением, учет даже кажущихся на первый взгляд мелочей – главное в работе воспитателя. Отсутствие картотеки на учащихся Макаренко считал ненормальным фактом и сам вел постоянные записи наблюдений. «Хороший воспитатель, – говорил А. С. Макаренко, – должен обязательно вести дневник своей работы, в котором записывать отдельные наблюдения над воспитанниками, случаи, характеризующие то или иное лицо, беседы с ним, движение воспитанника вперед, анализировать явление кризиса или перелома, которые бывают у всех ребят в разных возрастах».
Поистине, «чтобы воспитать личность во всех отношениях, надо знать ее во всех отношениях». Существуют самые разные пути изучения личности. Лучший путь изучить личность – быть рядом с ней в любом деле. Наблюдение за ребенком в начальной школе – это изучение мотивов учебной и общественной деятельности; изучение во время участия в различных формах деятельности: на уроке, в общественных делах, в игре; во взаимоотношениях с товарищами; беседы с родителями.
Наблюдение за учениками 10–11 классов – включение в активную общественно-трудовую деятельность и наблюдение за выполнением учеником заданий, поручений; изучение высказываний оценочного характера на классных собраниях, диспутах, классных часах, в сочинениях; специальные методы изучения: анкетированный опрос, независимые характеристики (характеристики, составленные по единому плану на определенного ученика, группу или коллектив разными людьми независимо друг от друга); СОЦИОМЕТРИЯ (по форме – вид анкетного опроса, включающий в себя выбор: С кем бы ты хотел сидеть за одной партой? С кем бы ты хотел пойти в поход? Кому бы ты хотел доверить свою тайну?); РАНЖИРОВАНИЕ (расположение по значимости (по рангу) предлагаемой педагогом группы людей. Для этого в качестве критерия берется какая-то одна черта человеческой личности или характера (доброта, инициатива, авторитет среди товарищей, организаторские способности) или расположение по значимости предлагаемых педагогом черт личности, общечеловеческих ценностей, целей учения, целей жизни и т. п.).
Все эти методы способствуют изучению мнений учащихся, их интересов, их места в детском коллективе, выявлению лидеров.
Возможно использовать и некоторые методики изучения воспитанности, основанные на принципе свободного выбора. Здесь можно назвать такие методики, как «недописанный тезис», «тезис и мнение по тезису», «альтернативный тезис», «рассказ с ошибками», «сочинение», «недописанный рассказ», «тест-рисунок», «ассоциативный тест», «фантастический выбор». Такие методики интересны для ребят, а учителю дают богатый материал для создания представления об уровне воспитанности школьника. Следует, однако, помнить и соблюдать важные педагогические условия применения методик:
• соблюдение скрытой педагогической позиции и сохранение тайны педагогической цели;
• полное исключение педагогического давления;
• обеспечение максимальных условий для снижения взаимного влияния школьников друг на друга;
• сохранение анонимности полученных показателей, соблюдение тайны индивидуальных ответов учащихся как для них самих, так и для педагогов школы и родителей учеников.
Большую помощь в изучении личности ученика окажут педагогические консилиумы, дающие возможность посмотреть на ученика глазами разных учителей, а также видеть его рост.
При изучении личности учащегося учитель должен помнить, что современный воспитатель – исследователь, призванный прежде всего помочь ученику в формировании личности, раскрытии его способностей и реализации его возможностей, и чем внимательнее учитель изучает личность ученика, тем более успешно он сможет руководить воспитанием и самовоспитанием школьника.
Как же фиксируются результаты наблюдения, итоги опросов, анкетирования и тому подобное? Существует несколько способов.
Например, рабочий дневник. В нем классный руководитель записывает в алфавитном порядке фамилии учеников класса, оставляя на каждого ученика не менее шести страниц. На первом листе даем характеристику ученика, сведения о родителях, описание жилищных условий и т. д. На втором листе можно записать все, что касается здоровья ребенка, на третьем – заметки в сфере учения, на четвертом – досуга, на пятом – общения, на последнем, шестом – «семья». На этих листах отражаются следующие вопросы:
1. Каким образом изучался подросток?
2. Какие проблемы наиболее актуальны для него?
3. Способы работы по решению этих проблем.
4. Эффективность работ, замеченные изменения в развитии.
Можно использовать картотеку для учащихся (на каждого ребенка), куда вносятся материалы наблюдений, материалы диагностических исследований (сочинения, рисунки, анкеты, записи бесед с учеником), фиксируются изменения в поведении и характере ученика.
Возможно вести журнал воспитанности, в котором дается краткая характеристика сформированности качеств личности, а затем фиксируются изменения, которые отражают как развитие личности, так и процесс воспитания. Работа по изучению воспитанности не выходит за рамки допустимых норм рабочего времени учителя. Эта работа идет естественным ходом. В процессе того, что мы делаем, мы стараемся наблюдать и анализировать. Важно лишь иметь вкус к этой работе, постоянно вести педагогическое фиксирование, не упуская его за потоком дел.
Источник