Способы формулировки тем урока

«Мастер — класс» Формулировка темы урока

Формулировка темы урока

Проблема Заголовок параграфа учебника содержит готовые оценки и характеристики, сообщает результат события еще до их изучения.

Задача учителя: Не просто красиво, мудрено сформулировать название, но и включить его в методический замысел урока

Варианты формулировки темы урока:

«Семь холмов – семь царей» (начало истории древнего Рима) «Встречь солнца» (НРК), «Политический пасьянс» (борьба за власть после смерти Сталина)

> Вопросительная форма заголовка

«Была ли неизбежной раздробленность Руси?», «А почему бы Москве царством не быти?»

> Заголовки, отражающие смысл исторического движения

«Рим: от республики к империи»

> Заимствования из известных художественных и исторических текстов

«Откуда есть пошла русская земля» (Нестор – повесть врем. лет), «Революция – ты прекрасна, революция – ты жестока»

> Факт под новым углом зрения

«Царство стран царя царей» (Персидская держава), «В поисках золота Ачей» (НРК – первые остроги), «Хочешь жить достойно – уважай конституцию», «Спор физиков и лириков» (культура 53-64г.)

«Карфаген должен быть разрушен» (Пунические войны), «Поезд подан, займите места» (эшелоны развития нач.20в.)

«Тверь или Москва» (образование рос. централиз гос-ва), «Завоевание или колонизация» (освоение русскими Сибири), «Бунтовщик, аль герой народный» (Пугачев, Разин и т. д.)

> Недописанные ключевые слова

Татарское вторжение «Слово о …. Земли русской» (завоевании, погибели, вторжении, нашествии и т. д.)

> Пропущенные знаки препинания

Судьба последнего императора из Романовых «Расстреляли…» (- вопрос, восклиц. знак, многоточие)

Пример нестандартной формулировки темы урока. Задание какие приемы формулировки я использовала?

Гроза двенадцатого года

Настала – кто тут нам помог? Остервенение народа,

Барклай, зима или русский бог?

Какие приемы формулировки я использовала?

> заимствование из худ. текста,

Как формулировка темы включена в методический замысел урока

> Заложены цели и задачи работы

> Заложены проблема и альтернативы выбора для ребенка

> Заняв позицию, ребенок предполагает или четко понимает, чем он будет заняться:

— доказать или опровергнуть точку зрения

— убедить соседа, группу, класс и т. д.

Прием «Займи позицию»: Кто нам французов одолеть помог?

> Работа в позиции (группе) Работа с раздаточным материалом, ответ групп,

> прием «Смени позицию»

Выводы – в этой войне столкнулись 2 правды: французская революционная правда освободительной миссии и русская традиционно-патриотическая правда жить на своей земле независимо и по своим порядкам

И победа – и мистическая, и реальная военно-политическая оказалась тогда в начале 19 века за правдой второй

Рефлексия: В ходе сегодняшнего фрагмента урока вы увидели на примере собственной деятельности, как возникают оценочные суждения о больших исторических событиях.

— Сначала возникает нравственный принцип в душе – позиция,

— который задает направление отбору фактов,

— и, наконец, на этой основе вырабатываются собственные суждения.

Раздаточный материал Позиция 1

Вопрос: Кто нам французов одолеть помог?

Точка зрения: «Остервенение народа»

«В Витебске Наполеон поручил… выведать настроение русского народа. Надо было привлечь их свободой и более менее общим восстанием втянуть их в наше дело. Наполеон тогда увидел всю необъятность своего предприятия. Пока на его пути были только короли, для него… победа над ними была безделицей, но короли побеждены, он опять натолкнулся на … далекую, бедную и бесконечную… Россию» (из «Записок» Ф. Сегюра, участника похода в Россию)

Французы считали себя армией – освободительницей русских от «феодального ига», и, столкнувшись с полным неприятием и неприкрытой ненавистью со стороны «освобождаемых», потеряла цель и смысл похода, превратились в обыкновенную банду мародеров.

«Каждая деревня, — вспоминали французы, — превращалась при нашем приближении или в костер, или в крепость». Следуя русскому правилу «не доставайся злодею», крестьяне всюду сжигали продовольствие, угоняли скот, а сами уходили вместе с армией, в ополчение и в партизаны. По мере продвижения захватчиков в глубь России их силы таяли, тогда как силы русского народа только развертывались.

Раздаточный материал Позиция 1

Вопрос: Кто нам французов одолеть помог?

Точка зрения: «Остервенение народа»

Это народная война «без правил».

Остервенение народа – крайняя жестокость, зверство «народных мстителей» и казаков (пугачевщина)

Чтобы не досталось противнику, население уничтожает припасы, поджигает свои дома, деревни, города

Подмосковные крестьяне, мирные горожане обоего пола и всех возрастов, вооружившись, чем попало – от топоров до простых дубин, умножали ряды партизан и ополченцев. «Вся Россия в поход пошла». Хотя царский манифест предписывал созвать народное ополчение только в 16 губерниях, близких к театру войны, простой люд брался за оружие буквально повсюду, вплоть до Сибири. Общая численность народного ополчения превысила 400 тыс. человек.

Только на Смоленщине было 40 партизанских отрядов. А ведь они действовали по всему театру войны. Роились вокруг Москвы. Под командованием крепостного крестьянина Герасима Курина в Подмосковье сражалось свыше 5000 пеших и 500 конных крестьян.

В Смоленской губернии широкую известность получила старостиха Василиса Кожина, возглавлявшая отряд из подростков и женщин. В мундире французского полковника она участвовала в боях во главе партизанского отряда. О ее действиях Наполеон приказал докладывать ему лично.

Партизаны выслеживали и уничтожали небольшие группы наполеоновских солдат.

Но при этом рыцарское поведение русских войск в оккупированной Франции, гуманное обращение с пленными, следование правилам чести на поле боя.

Народ, который не хочет кормить свою армию, будет кормить чужую

Напавший первым и нарушивший мир уже сам преступник, и поэтому к нему не может быть никакого снисхождения.

Раздаточный материал Позиция 2

Вопрос: Кто нам французов одолеть помог?

Точка зрения: «Барклай» (т. е военный гений полководцев и доблесть солдат армии)

Читайте также:  Турбослим блокатор калорий способ применения

Русский командный состав, хотя в целом и уступал наполеоновскому, но насчитывал немало талантливых полководцев. Кроме Барклая и Багратиона, не считая Кутузова, который в начале войны оказался не у дел, в русской армии были такие прославленные генералы как Николай Николаевич Раевский, энергичный и стойкий Дмитрий Сергеевич Дохтуров, слывший олицетворением воинского долга; легендарный атаман Войска Платов («вихорь-атаман» и «русский Мюрат», как его называли); изобретательный Петр Петрович Коновницын, который соединял в себе барклаевское хладнокровие, багратионовский порыв и дохтуровскую стойкость; разносторонне одаренный Алексей Петрович Ермолов; и великолепный, с феноменальными способностями, артиллерист и удивительно талантливый человек (знал 6 языков, писал стихи, рисовал) Александр Иванович Кутайсов.

«Скифская тактика» – тактика заманивания противника вглубь страны. Для достижения этой цели Барклай предложил Александру I свой спасительный план: «продлить войну по возможности и при отступлении нашем всегда оставлять за собою опустошенный край» вплоть до перехода в контрнаступление.

Необычайная выносливость, стойкость, упортсво и выучка русских солдат. «Из всех моих сражений самое ужасное то, которое я дал под Москвой. Французы в нем показали себя достойными одержать победу, а русские стяжали право быть непобедимыми». (Наполеон)

Раздаточный материал Позиция 3

Вопрос: Кто нам французов одолеть помог?

Точка зрения: «Зима» (т. е природно-климатические условия)

В 1812 году выдались невероятно ранние морозы.

Буквально «облепленная», по выражению Давыдова, партизанами и казачьими отрядами, «Великая Армия» с первых же дней отступления начала страдать от голода и бескормицы. Бичом армии стал массовый падеж лошадей. Кавалерия превращалась в пехоту. Из-за недостатка лошадей приходилось бросать пушки. Артиллерия тоже превращалась в пехоту. И все терзались муками голода. Еще до Смоленска голод принял столь катастрофические размеры, что французы, случалось, прибегали к людоедству.

После Вязьмы, где ударил первый по-настоящему зимний мороз, сразу в 18 градусов, на «Великую Армию» обрушился новый враг – холод. Зима 1812 года в России выдалась самой морозной за весь XIX век. Морозы, северные ветры, снегопады, с одной стороны подгоняли голодных французов, а с другой – окончательно обессиливали и губили их.

Во время бегства и переправы французов через р. Березину наступила чудесная оттепель, явно не способствующая переправе.

Раздаточный материал Позиция 4

Вопрос: Кто нам французов одолеть помог?

Точка зрения: «Русский Бог»

В ночь перед сражением по лагерю пронесли икону Смоленской Божьей Матери, вывезенную из Смоленска и с того времени возимую за армией. За иконой, кругом ее, впереди ее, со всех сторон шли, бежали и кланялись в землю с обнаженными головами толпы военных. Взойдя на гору, икона остановилась, державшие на полотенцах икону люди переменились, дьячки зажгли вновь кадила, и начался молебен. Огромная толпа с открытыми головами офицеров, солдат, ополченцев окружала икону… Поражало выражение лиц в этой толпе, однообразно жадно смотревших на икону. Как только начинали петь: «Спаси от бед рабы Твоя, Богородице, яко вси по Бозе к Тебе прибегаем, яко нерушимой стене и предстательству» — на всех лицах вспыхивало выражение сознания торжественности наступающей минуты; и чаще опускались головы, встряхивались волоса и слышались вздохи и удары крестов по грудям. Толпа, окружавшая икону, вдруг расступилась: к иконе подходил Кутузов. Остановившись позади священника, он перекрестился привычным жестом, достал рукой до земли и, тяжело вздохнув, опустил свою седую голову. Несмотря не присутствие главнокомандующего, обратившего на себя внимание всех высших чинов, ополченцы и солдаты, не глядя на него, продолжали молиться.

Когда кончился молебен, Кутузов подошел к иконе, тяжело опустился на колено, кланяясь в землю, и долго пытался и не мог встать от тяжести и слабости. Наконец он встал и с детски-наивным вытягиванием губ приложился к иконе и опять поклонился, дотронувшись рукой до земли. Генералитет последовал его примеру, потом офицеры, и за ними, давя друг друга, топчась, пыхтя и толкаясь, с взволнованными лицами, полезли солдаты и ополченцы (Л. Толстой).

Русский император, покинув армию в Полоцке, по возвращению в столицу, большую часть времени проводил в Каменноостровском дворце в молитвах и чтении Священного писания. Позднее он заявит: «Господь шел впереди нас. Он побеждал врагов, а не мы!»

Источник

Мастер-класс «Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС»
методическая разработка на тему

Мастер-класс «Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС»

Скачать:

Вложение Размер
Презентация 1.05 МБ
доклад 362.31 КБ

Предварительный просмотр:

Подписи к слайдам:

Формулировка темы урока как этап современного урока в условиях ФГОС Рудая М.В., учитель русского языка и литературы. Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение «Кулундинская средняя школа № 1» Кулундинского района Алтайского края

Актуальность: Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения.

Типы уроков по ФГОС: Урок «открытия» нового знания; Урок комплексного применения знаний и умений; Урок общеметодологической направленности; Урок актуализации знаний и умений; Урок контроля знаний и умений; Урок коррекции знаний, умений и навыков.

Прием «Синтаксическая пятиминутка» Кисель там варят из резины там шины делают из глины кирпич там жгут в реке там рыба на бугре мычит корова в конуре собака лает на заборе поёт синичка в коридоре играют дети на стене висит картина.

Прием «Потопаем-похлопаем» Миша встал рано.

Прием «Загадка» Что без меня предметы? Лишь названья. Но я приду – всё в действие придет: Летит ракета, люди строят здания, И рожь в полях растет.

Прием «Восстанови текст» «Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом — …. с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

«Одно из самых прекрасных в мире, нежных и грациозных существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого небольшого оленя легкая голова, большие глаза с длинными ресницами, стройные ноги. Окрас зимой буровато-серый , летом — рыжий , с многочисленными светлыми пятнами. Не только красотой славится пятнистый олень. Давно известны ценные лекарственные свойства его молодых рогов.

Прием «Самый внимательный» Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть? Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив. Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!» Лягушка -невеста

Прием «Рассыпанные открытки»

Афоризм или крылатое выражение Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский) Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин) Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какография Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками. Дядя, прашу тибя, памаги Тваей плимяннице Оле, А то нибудет ее наги В этай противнай школи. Мне вчира за дектант на слава Учитель паставил «два», А сам сказал, что маю работу Даже несмок прачитать Папраси его, дядя, исправить «двойку» И паставить мне «пять».

Заключение Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии ведь при такой организации урока ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

СПАСИБО ЗА ВНИМАНИЕ!

Предварительный просмотр:

Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение

« Кулундинская средняя школа № 1»

Формулировка темы урока как этап современного урока

в условиях ФГОС

Выполнила учитель русского языка и литературы

Рудая Марина Владимировна

Особенность ФГОС нового поколения – деятельностный характер, который ставит главной задачей развитие личности учащегося. Современное образование отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков; формулировки стандарта указывают на реальные виды деятельности.

Поставленная задача требует перехода к новой системно-деятельностной образовательной парадигме, которая, в свою очередь, связана с принципиальными изменениями деятельности учителя, реализующего новый стандарт. Исходя из требований времени, меняется подход к современному уроку. Современный урок должен отражать владение классической структурой урока на фоне активного применения собственных творческих наработок, как в смысле его построения, так и в подборе содержания учебного материала.

О том, насколько важна точная и ёмкая формулировка темы урока, знают многие учителя, однако далеко не всегда мы уделяем должное внимание этой проблеме. В настоящее время все более актуальным в образовательном процессе становится использование в обучении приемов и методов, которые формируют умения самостоятельно добывать знания, собирать необходимую информацию, выдвигать гипотезы, делать выводы и умозаключения. И в соответствии с новыми стандартами, нужно, прежде всего, усилить мотивацию ребенка к познанию окружающего мира, продемонстрировать ему, что школьные занятия – это не получение отвлеченных от жизни знаний, а наоборот – необходимая подготовка к жизни, её узнавание, поиск полезной информации и навыки ее применения в реальной жизни. Исходя из выше сказанного, предпочтительно тему урока дети должны обозначить сами, но учитель всеми возможными способами должен подвести ребёнка к правильным формулировкам.

Безусловно, формулировка темы урока зависит от типа урока. В условиях введения ФГОС выделяют шесть типов уроков:

1. Урок «открытия» нового знания;

2. Урок комплексного применения знаний и умений;

3. Урок общеметодологической направленности;

4. Урок актуализации знаний и умений;

5. Урок контроля знаний и умений;

6. Урок коррекции знаний, умений и навыков.

На мой взгляд, лишь урок контроля знаний не подразумевает (в силу своей специфики) формулирование темы урока учащимися, остальные типы уроков (особенно урок «открытия» нового знания) позволяют направить детей, подтолкнуть к самостоятельной формулировке темы урока, тем самым создавая условия для сотворчества учителя и ученика, повышая мотивацию школьников.

Прием «Синтаксическая пятиминутка»

Кисель там варят из резины

там шины делают из глины

кирпич там жгут

в реке там рыба на бугре

мычит корова в конуре

собака лает на заборе

поёт синичка в коридоре

играют дети на стене

Задание: причитайте выразительно. Что вызвало затруднение? Почему? Дети приходят к выводу, что без точек и запятых мысль порой становится непонятной, значит, нас сегодняшнем уроке мы будем повторять постановку знаков препинания. Тема «Повторение синтаксиса ».

Прием «Орфографическая пятиминутка»

Урок начинается с записи слов.

О…дать, ра…смотреть, з…править, ра…жигать, в…шёл, бе…конечно, п…ддержать, и…пугаться, пр…лестный, бе…вкусный .

Нужно вставить пропущенные буквы, распределив орфограммы по типу. Дети быстро распределяют слова на три группы в зависимости от правописания приставок, вычисляют слово «прелестный» как слово, написание приставки которого они не знают. Изучение этого правила и станет темой урока. Тема «Правописание приставок пре- и при-».

На доске написано предложение.

Миша сегодня встал рано.

Учитель: Ребята, похлопайте в ладоши, если знаете, какой частью речи является первое слово в этой фразе. Потопайте, если узнали часть речи второго слова. Поднимите правую руку те, кто узнал часть речи третьего слова. Поднимите левую руку те, кто знает, что за часть речи последнее слово в предложении. Молодцы! Надпишите над словами часть речи.

Как правило, топают и поднимают левую руку мало, потому что с наречием дети знакомы лишь поверхностно. Формулируем тему «Наречие как часть речи»

Что без меня предметы?
Лишь названья.
Но я приду – всё в действие придет:
Летит ракета, люди строят здания,
И рожь в полях растет.

Учащиеся очень быстро угадывают, что тема урока «Глагол».

Прием «Восстанови текст»

Прослушайте текст. О ком идет речь?

«Одно из самых ……. в мире, ……. и ……..существ»,- так отозвался об этом существе Михаил Пришвин. У этого существа………. голова, ……. глаза с ……. ресницами, ….. ноги. Окрас зимой ……, летом — …. с ………пятнами. Не только красотой славится …….. Давно известны …… …. свойства его ………»

Дети затрудняются угадать, говорят, что в тексте не хватает признаков предмета. Когда прилагательные «возвращаются» на свое место, то дети понимают, что речь идет о пятнистом олене. Ребята приходят к выводу, что прилагательные играют большую роль в тексте, и формулируют тему «Имя прилагательное».

Прием «Самый внимательный»

Лягушка смотрела в зеркало и рассуждала вслух: «Конечно, я немного толста, слишком зелена, слегка лупоглаза, не особенно молода, зато я мила, сообразительна, интересна и весьма симпатична. Глаза мои выразительны, ресницы длинны, наряды ярки и разнообразны. Несомненно, я хороша, кого же из женихов мне предпочесть?

Крокодила не считаем: он глуп, ленив и зол. Съест еще! Черный уж приятен, ловок, изворотлив, тонок, весел, внимателен, и, прямо скажем, красив.

Зато бобр богат, умен, статен, настроение его всегда ровно, спокойно. Доходы его велики. Пожалуй, выйду за бобра!»

Как правило, учащиеся быстро догадываются, что в тексте много кратких прилагательных. Тема «Краткие прилагательные»

Задание: разгадайте кроссворд по теме «Лексика»

1. Слова, близкие по лексическому значению.

2. Устаревшие слова.

3. Основная единица языка.

4. Слова, противоположные по значению.

5. Словарный состав языка.

Какое же ключевое слово получилось?

Итак, тема урока «Омонимы».

1) Вычеркните все буквы английского алфавита и прочитайте ребус.

r г l л g у d х s о n н i е w м z о й

Можно один раз сделать карточки и потом успешно пользоваться.

Задание: вставить гласные буквы.

Или другой вариант данного приема. Даны ребусы:

Учащиеся с удовольствием их разгадывают. Учитель задаёт вопрос: «Что объединяет эти ребусы?». Дети догадываются, что числа. Тема урока «Имя числительное».

Прием «Ключевые термины»

Из текста параграфа выбираются четыре-пять ключевых слов. Перед чтением текста учащимся, работающим парами или группами, предлагается дать общую трактовку этих терминов и предположить, какую тему сегодня они будут изучать.

Прием «Рассыпанные открытки»

Предлагается большая разрезанная открытка.

Сложив правильно части открытки, дети формулируют тему «Предлог»

Даются слова: окно, правдивость, уникальный, город, общение. Задается вопрос: какое слово лишнее? Как правило, учащиеся находят слово «уникальный», так как оно отвечает на вопрос какой? а не что? Тема «Имя прилагательное»

Афоризм, мудрое изречение или крылатое выражение

Даны три изречения великих людей.

  • Русский язык открывается до конца в своих поистине волшебных свойствах и богатстве лишь тому, кто кровно любит и знает «до косточки» свой народ и чувствует сокровенную прелесть нашей земли. (К.Г.Паустовский)
  • Натуральное богатство русского языка и речи так велико, что не мудрствуя лукаво, сердцем слушая время, в тесном общении с простым человеком и с томиком Пушкина в кармане можно сделаться отличным писателем. (М.М.Пришвин)
  • Русский язык — язык, созданный для поэзии, он необычайно богат и примечателен главным образом тонкостью оттенков. (П.Мериме)

Какая мысль объединяет эти высказывания? Какое слово является ключевым во всех трех высказываниях? (богатство) Итак, речь пойдет о богатстве русского языка, о богатстве его лексического запаса. Тема «Лексика»

Какография – это (от греч. kakos — плохой + grapho — пишу) Дидактический прием обучения орфографии, заключающийся в том, что ученику предлагается для исправления текст с умышленно сделанными в нем ошибками.

В социальных сетях множество фраз и выражений по замечанию на безграмотность людей. Например, «Не зная падежов – не говорите глупостев!» Дети читают, смеются, ищут ошибки. Так как на предыдущих уроках работали с именами существительными, то учащиеся легко формулируют стандартную тему сами «Склонение имён существительных».

Или другой вариант данного приема. Дается шуточное стихотворение:

Дядя, прашу тибя, памаги

Тваей плимяннице Оле,

А то нибудет ее наги

В этай противнай школи.

Мне вчира за дектант на слава

Учитель паставил «два»,

А сам сказал, что маю работу

Даже несмок прачитать

Папраси его, дядя, исправить «двойку»

И паставить мне «пять».

Ребята, как правило, поражены таким количеством орфографических ошибок легко формулируют тему «Повторение орфографии».

Таким образом, самостоятельная формулировка темы учащимися позволяет включить их в деятельность с первой минуты урока, чтобы потом логично перейти к целеполаганию, самостоятельной продуктивной деятельности и рефлексии ведь при такой организации урока ученик осознает смысл учебной задачи и принимает ее как лично для него значимую. Следовательно, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной.

Источник

Читайте также:  Наиболее эффективный способ учета времени это
Оцените статью
Разные способы