- Проблема текста: как ее определить с примерами (ЕГЭ по русскому языку)
- Что такое проблема текста?
- Разновидности проблем
- Нравственные проблемы
- Эстетические проблемы
- Социальные проблемы
- Философские проблемы
- Политические проблемы
- Экологические проблемы
- Как найти проблему текста?
- Как сформулировать проблему?
- Определим проблему вместе
- Как правильно сформулировать проблему в тексте?
- Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019-2020 году
- Как правильно сформулировать проблему текста в сочинении ЕГЭ?
- Задача формулировки проблемы
- Способы формулировки проблемы
- Формулирование проблемы своими словами
- Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
- Формулирование проблемы цитированием
- Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
- Где в сочинении формулировать проблему текста?
- Формулировка проблемы во введении
- Формулировка проблемы в основной части сочинения
- Типовые речевые конструкции
- Как использовать типовые речевые конструкции?
Проблема текста: как ее определить с примерами (ЕГЭ по русскому языку)
Проблема текста: как ее определить с примерами ЕГЭ по русскому языку — об этом наша статья. Задание 27 в ЕГЭ по русскому языку требует от выпускников написания творческой работы по предложенному тексту. Многих пугает этот вид работы, ведь сначала нужно найти проблему текста, затем прокомментировать ее, приведя два примера из прочитанного текста, не забыть написать несколько слов, устанавливающих взаимосвязь этих примеров, а еще найти авторскую позицию. Но, на самом деле, это проще, чем кажется. Главное в этом деле – усвоить несколько простых правил нахождения проблемы, а остальное станет очевидным само собой.
Для написания сочинения на ЕГЭ по русскому языку важно уметь определить проблему текста. Она является ключом для успешного выполнения творческого задания. Неверно определенная проблема делает работу неполноценной, а выпускники теряют драгоценные баллы. Поэтому к вопросу нахождения проблемы в тексте нужно подойти крайне серьезно.
Что такое проблема текста?
Всем известно простое правило: если у нас возникают проблемы, их необходимо решить. То же самое и с проблемой текста. Проблема представляет собой злободневный вопрос, требующий решения. Чтобы верно определить проблему, необходимо понять текст. Еще в начальной школе учителя задавали вам вопросы: О чем прочитанный текст? Что хотел нам сказать автор? Позднее, в основном звене, вас познакомили с такими понятиями как тема текста и основная мысль. Давайте вспомним, что это такое.
- Тема текста — это то, о чем говорится в тексте. Например, о животных, о памятнике, о празднике.
- Основная мысль текста — это то, для чего автор написал текст, что он хотел донести до читателей. Например, автор хотел нам сказать, что необходимо заботиться о животных, сохранять памятники культуры, чтить обычаи и традиции празднования какого-либо праздника.
Затем вы сталкиваетесь с понятием позиция автора. Что это такое? А это и есть основная мысль текста.
Вы спросите, зачем столько лишней информации, если нужно говорить о проблеме, а не о теме и основной мысли текста? Дело в том, что проблема текста тесно связана с авторской позицией. Проблема есть вопрос, который можно задать к тексту. И на этот вопрос в тексте должен быть ответ, которым является авторская позиция.
Разновидности проблем
Как говорится, что победить врага, нужно его хорошо знать. Эти слова можно отнести и к проблеме текста: чтобы уметь ее находить, нужно знать, какие бывают проблемы. Рассмотрим разновидности проблем.
Нравственные проблемы
Духовная сфера общественной жизни. Моральная оценка поступков человека, подлинные и мнимые ценности, проблема конфликта поколений.
- Влияние любви на человека.
- Что делает человека жестоким?
- Долг и ответственность в жизни человека.
- Причины одиночества человека.
- Нуждаются ли старики в заботе?
- Проблема нравственного выбора.
- Истоки непонимания между отцами и детьми.
Эстетические проблемы
Восприятие человеком прекрасного, умение видеть не только внешнюю красоту, но и внутреннюю.
- Роль красоты в жизни человека.
- Важна ли внешняя красота?
- Что делает душу красивой?
- Роль чтения в жизни человека?
- Эстетический вкус.
- Нужен ли интернет школьнику?
- Проблема восприятия искусства.
Социальные проблемы
Это проблемы, связанные с социальной сферой жизни человека: права человека, общественный прогресс, роль науки в жизни общества.
- Социальная несправедливость.
- Проблема экстремизма.
- Место человека в обществе.
- Влияние компьютера на человека.
- Что может сплотить людей?
- Толерантное отношение к окружающим.
- Проблема воспитания.
Философские проблемы
Философские проблемы затрагивают вопросы взаимоотношения человека и общества, сохранения исторической памяти, мировоззрения человека, религиозных убеждений.
- В чем заключается смысл жизни?
- Роль мечты в жизни человека?
- Что делает человека счастливым?
- Что такое доброта?
- Когда человек чувствует себя любимым?
- Выбор жизненного пути.
- Сила веры.
Политические проблемы
Государственное устройство, политические взгляды, война и мир, революционные взгляды, политические реформы.
- Проблема взяточничества.
- Ущемление человеческих прав.
- Нужны ли реформы в государстве.
- К чему может привести недовольство властью.
- Роль политики в жизни человека.
- Проблема бюрократизма.
- Проблема международных конфликтов.
- Как избежать политических конфликтов?
Экологические проблемы
Взаимоотношение человека и природы, красота и богатство природы, экологические кризисы, влияние природы на человека.
- Нужно ли беречь природу?
- Что может сделать человек для сохранения природы?
- Место человека в природе.
- Может ли природа повлиять на душу человека?
- Ответственность за братьев наших меньших.
- К чему может привести небрежное отношение к природе?
- Природа как источник прекрасного.
Как найти проблему текста?
Проблему текста найти не так сложно, как это кажется поначалу. Достаточно следовать предложенному алгоритму:
- Внимательно прочитать текст, попытаться понять, о чем он. Сформулировать это одним-двумя словами.
- Подчеркнуть главную информацию, исходя из темы, которую вы уже определили.
- Найти авторскую позицию: что же автор хотел донести до читателей своим текстом, для чего он рассказал об этом?
- Задать вопрос к позиции автора. Это и будет являться проблемой текста.
Во многих текстах затрагивается не одна проблема, а две и даже три. На какой из них остановить внимание? Какую взять в качестве источника размышления? Обратите внимание на ту, которая:
- Находится в центре внимания автора, является основной. Ей буде посвящена большая часть текста;
- Более подробно раскрыта и прокомментирована автором, примеры из текста не нужно выискивать, они на поверхности;
- Знакома вам лучше других, вы можете говорить на эту тему свободно. К тому же вам нужно будет выразить свое отношение к авторскому, прокомментировав его примером. Если проблема хорошо знакома, с этим не будет сложностей.
Как сформулировать проблему?
Очень важно правильно сформулировать найденную проблему. Не стоит посвящать формулировке проблемного вопроса целый абзац. Вполне достаточно обозначить его одним предложением. Существует несколько способов формулировки проблем:
- Сформулировать самостоятельно. Это можно сделать:
- с помощью вопроса (В чем заключается сила любви?);
- с помощью одного слова или словосочетания (проблема долга, проблема одинокой старости).
- Найти готовую формулировку в тексте. Иногда автор напрямую задает волнующий его вопрос. Если он присутствует в тексте, его можно обозначить следующим образом:
- либо процитировать («Почему чтение вытесняется телевидением?» — такой вопрос задает автор текста);
- либо указать номер предложения с проблемным вопросом (Проблема, волнующая автора, названа им в предложении 15).
Определим проблему вместе
Давайте попробуем вместе определить проблему текста Н. Соколовой из открытого банка ЕГЭ «Выросла рябинка при дороге…». Следуем предложенному выше алгоритму:
- В тексте говорится о рябинке. Это тема текста.
- Можно подчеркнуть следующе ключевые слова: она выросла случайно, тонкие ветки согнулись, ветки рябины так и трещали, прихвачу две-три ветки, хорошая рябинка, на рябинке горела одна-единственная яркая кисть, что за уродец, убрать, срубить, рябинки нет.
- Из этого текста мы видим, что люди сами уничтожили рябинку, которая росла около дороги и радовала их своей красотой. Также мы видим, что автор называет дерево рябинкой. Следовательно, он его жалеет, сочувствует горю деревца. Автор никого конкретно не обвиняет, но по его словам видно, что он против такого отношения к природе, частью которой является это «незаконно растущее» деревце. Получается, что автор хотел призвать читателя к тому, что природу нужно беречь, что человек должен осознавать свою ответственность за сохранение природы.
- Задаем вопрос к тексту: как нужно относиться к природе? Это и есть проблема текста.
Видеть проблему с первых строк можно научиться. Для этого необходимо постоянно практиковаться. Даже при чтении параграфа по истории или географии вы можете готовиться к сочинению. Как? Очень просто: задавайте к нему вопросы, определяйте тему и основную мысль. И вы обязательно станете профессионалом в нахождении проблемы текста.
Ребята, если вы испытываете трудности при определении проблемы текста, который вам задал учитель, обращайтесь к нам. Мы не обещаем вам готовую проблему с комментарием. Но мы поможем разобраться с текстом и найти проблему. Пишите свои вопросы в комментариях, мы обязательно направим вас на верный путь.
Источник
Как правильно сформулировать проблему в тексте?
Формулировать проблему можно или вопросом (обычно такие вопросы приводятся в информации-ключе в скобках), или через родительный падеж (проблема чего?). Во втором случае нужно быть внимательным, иначе можно потерять сразу несколько баллов.
Если вам лень читать, то смотрим ролик (или читаем дальше 🙂
Как сформулировать проблему и авторскую позицию в 2019-2020 году
ё
Если написать «проблема отношения детей к родителям» — все в порядке. Это то же самое, что вопрос «как дети должны относиться к родителям». На такой вопрос можно дать четкий ответ, формулируя позицию автора.
А если пишем «проблема милосердия» — уже ничего не понятно. Проблема проявления, отсутствия, необходимости милосердия? Что за проблема у милосердия? О чем писать в позиции автора? Здесь проблема не сформулирована вообще, а только названа тема, и мы теряем баллы за К1, К2, К3, К4.
На экзамене часто попадаются такие тексты, в которых невозможно сформулировать проблему через простейшую конструкцию с родительным падежом.
ПРОБЛЕМА (чего?) : проблема одиночества, проблема отцов и детей и т.д. — можно.
Проблема (чего?): природы, войны, стола, дедушки — нельзя.
Что делать в этом случае?
1. Сформулировать проблему через вопрос:
Почему родители не понимают детей? Эту проблему рассматривает публицист М.Горлицкий, автор предложенного для анализа отрывка.
2. Использовать словосочетание (под Х будем понимать тему, ключевое слово):
а) если текст говорит о том, как люди понимают что-то — общий вопрос к тексту «что значит Х?»
Вопросы: Что представляет из себя Х? Как раскрывается Х? Как проявляется Х?
Слова-связки:
— проблема содержания понятия Х (честь, совесть, милосердие и т.д.)
— проблема истинных и ложных представлений о (чести, героизме, гуманизме)
— проблема восприятия Х (искусства)
— проблема оценки Х взрослыми / современникам / потомками / городским человеком / далекими от искусства людьми
— проблема неоднозначности / противоречивости оценки Х (предательства, неправды)
— проблема возможности сопоставления Х и У (добра и зла)
б) если текст говорит о том, как влияет что-то на что-то — общий вопрос к тексту «как влияет Х на У?»
Слова-связки:
— проблема влияния / воздействия Х на (современного человека / взрослого человека / формирование характера ребенка / формирование интереса к чтению)
— проблема роли/ назначения Х (в формировании характера/ в становлении личности / в становлении нравственных убеждений)
— проблема связи человека с Х (природой, Родиной, другими людьми)
в) если текст говорит о том, какие процессы мы наблюдаем — общий вопрос к тексту «что происходит?»
Слова-связки:
— проблема обретения Х (истины, способности воспринимать красоту природы / литературы)
— проблема воспитания Х (человека / характера / чувства красоты)
— проблема сохранения Х (природы / культурных традиций)
— проблема вытеснения Х чем-либо
— проблема дефицита Х (внимания к мелочам/ к красоте / к искусству / к природе / к пожилым людям)
— проблема обесценивания Х (вечных ценностей / книг / авторитета взрослых).
Источник
Как правильно сформулировать проблему текста в сочинении ЕГЭ?
Очень важно правильно сформулировать проблему текста, так как из-за неправильно сформулированной проблемы проверяющие эксперты поставят не только 0 баллов за формулировку проблемы, но и за комментарий по проблеме, и за формулирование позиции автора и отношения к ней автора сочинения.
Это значит, что вместо восьми максимальных баллов за содержание сочинения выпускник получит ноль баллов.
Из данной статьи вы узнаете, как сформулировать проблему текста, способы формулировки проблемы, какие речевые конструкции можно использовать при формулировке проблемы, а также часто встречающиеся ошибки школьников, связанные с формулировкой проблемы, и способы устранения подобных ошибок.
Задача формулировки проблемы
От правильной формулировки проблемы зависит дальнейшая работа над сочинением, а именно:
- комментарий проблемы, основанный на 2 примерах из текста, связанных между собой смысловой связью;
- отражение позиции автора исходного текста;
- выражение своего обоснованного отношения к позиции автора.
Задача данной части сочинения – чётко сформулировать ту проблему текста, к которой можно подобрать примеры-иллюстрации из предложенного текста, указать автора и сообщить о прочтении текста.
В исходном тексте может быть затронуто несколько проблем (см. статью «Что такое проблема текста» ), но работать необходимо только с одной проблемой!
У всех учеников возникает вопрос, какую проблему положить в основу сочинения?
Чтобы определиться с этим вопросом нужно сосредоточиться на проблеме, которая находится в центре внимания автора, а не упоминается вскользь, косвенно.
Способы формулировки проблемы
Существуют четыре способа формулировки проблемы.
Их использование зависит от стиля речи исходного текста, места формулировки проблемы в сочинении и выбора автора сочинения, какой способ ему применить.
Формулирование проблемы своими словами
Данный способ хорошо использовать как при анализе художественного стиля, так и публицистического.
В случае, если проблему можно сформулировать кратко, то подойдёт конструкция в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа («проблема чего?»).
Известный писатель А.Н. Толстой анализирует проблему значения роли Родины в жизни человека. (Текст №24)
Рассказ Л.А. Чарской ярко иллюстрирует проблему преданности близким людям. (Текст №2)
Формулирование проблемы в форме риторических вопросов
Проблему текста можно формулировать в форме риторических вопросов, после которых делается отсылка к исходному тексту.
Что значит для людей Родина? Какое значение она имеет в человеческой жизни? Эти вопросы задает писатель А.Н.Толстой в своей статье. (Текст №24)
В чём проявляется преданность людям? Кого можно назвать преданным человеком? Эти вопросы волнуют многих людей, в том числе и автора текста Л.А. Чарскую. (Текст №2)
Формулирование проблемы цитированием
Бывают случаи, когда в публицистическом тексте можно найти авторскую формулировку проблемы.
Тогда её можно процитировать в форме прямой или косвенной речи, а также при помощи вводной конструкции.
«Я всё чаще думаю о том, как трудно быть истинно благодарным», — начинает свой текст Н.И.Пирогов. (Предложение с прямой речью)
«Н.И.Пирогов считает, что «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с косвенной речью)
«По словам Н.И.Пирогова, «трудно быть истинно благодарным». (Предложение с вводной конструкцией) (Текст №13)
Формулирование проблемы ссылками на номера предложений
Если в исходном тексте есть авторская формулировка проблемы, то вместо цитирования можно просто указать номера предложений, в которых проблема сформулирована автором.
Проблема отношения к отчему дому сформулирована В.П.Астафьевым в 16 предложении (Текст №18).
Наиболее распространённым и удобным является первый способ формулировки проблемы.
При формулировке проблемы в форме сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа, необходимо избегать конструкций с нанизыванием нескольких существительных подряд в родительном падеже.
В тексте поднимается проблема повышения культуры речи людей.
В таких случаях лучше заменить подобную конструкцию на риторический вопрос: «Какие существуют способы повышения культуры речи?» (Текст №26)
Где в сочинении формулировать проблему текста?
Исходя из критериев оценивания сочинения, формулировку проблемы можно писать в любой части сочинения (введении, основной части, заключении).
Однако наиболее приемлемыми и общепринятыми являются два места: во введении в сочинение и в начале основной части сочинения.
Формулировка проблемы во введении
В зависимости от вида введения, которое использует школьник в своей работе (см. статью «Введение в сочинении» , проблему исходного текста можно написать в первой части сочинения, т.е. в самом введении.
А именно, закончить введение формулировкой проблемы текста, которая будет прокомментирована в основной части сочинения.
В этом случае уместно сформулировать проблему в виде риторических вопросов, которые сразу зафиксируют внимание проверяющего сочинение на ключевых понятиях исходного текста.
Также данный способ подходит, если на экзамене попался сложный для понимания текст.
Как дети относятся к своим родителям ? Как воспринимают их? Эти вопросы неизбежно возникают в голове при прочтении текста Ю.Бондарева. (Текст №27)
Закончить введение можно также формой сочетания слова «проблема» с именем существительным, употреблённым в форме родительного падежа.
В данном отрывке писатель поднимает проблему проявления человеколюбия на войне , а также сочувствия к своему врагу . (Текст №14)
Также во введении можно использовать второй способ формулировки проблемы путём цитирования автора.
«Левитан показал нам самим всю силу нашей любви к своей родной стране», — пишет К.Г.Паустовский. (Текст №35)
Другие примеры формулировки проблемы текста в введении смотрите в статье «Введение в сочинении» .
Формулировка проблемы в основной части сочинения
Формулировку проблемы текста можно разместить в основной части сочинения непосредственно перед её комментарием.
Начиная основную часть с формулирования проблемы, автор сочинения может практически сразу переходить к комментированию проблемы, показывая таким образом свое умение читать и анализировать текст.
Рассказывая об участии доктора Юрия Живаго в бою, писатель поднимает проблему нравственного выбора человека на войне . Об этом говорит тот факт, что находясь в отряде красных партизан, доктор сочувственно следит за тем, как ведут себя белогвардейские мальчики и юноши, гибнущие во время боя. (Текст №3)
В таком случае можно воспользоваться любым способом формулировки проблемы, в зависимости от предпочтения автора сочинения.
Типовые речевые конструкции
Правильная формулировка проблемы является залогом получения высокого балла за написанное сочинение.
При обозначении выдвинутой проблемы можно использовать следующие словосочетания:
- Какая проблема? Проблема трудная, злободневная, сложная, важная, серьёзная, глубокая, острая, философская, нравственная, социальная.
- Проблема чего? Проблема войны, мира, добра, бережного отношения к природе, взаимоотношения «отцов» и «детей», патриотизма.
- Что делает проблема? Проблема встаёт, возникает, заслуживает внимания, представляет интерес, ждёт решения.
- Что с проблемой можно сделать? Автор рассмотрел, поставил, выдвинул, изложил проблему; автор размышляет, думает, работает над проблемой; автор уделил внимание проблеме; автор коснулся проблемы.
- Предлагаем использовать в сочинении при формулировке проблемы текста следующие речевые конструкции:
- Автора текста волнует проблема…
- Автор поднимает проблему…
- Автор затрагивает важную проблему…
- Проблема, которую рассматривает автор, заключается в том, что…
- Проблема, которую хотел показать нам автор, такова…
- Текст …заставил меня задуматься над проблемой…
- Проблема, поднимаемая…, – это…
- Волнующую всех нас проблему… поднимает писатель…
- Я думаю, что проблема, поставленная автором, – это…
- Проблема… не может не волновать современного человека. Задумался над ней и….
- Что такое…?(В чем заключается…? Какую роль в жизни чело-
века играет…?) Эту важную проблему поднимает автор… .
Данные клише можно использовать, но нельзя ими загромождать своё сочинение, так как при использовании большого количества подобных «домашних заготовок» сочинение довольно часто предстает перед проверяющим экспертом как набор шаблонных фраз, мало связанных между собой и не отражающих содержание исходного текста.
Поэтому использование типовых конструкций требует от автора сочинения определённых умений.
Как использовать типовые речевые конструкции?
- Из списка предложенных конструкций необходимо выбирать только те, которые более точно передают мысли автора сочинения или автора исходного текста.
- В готовые речевые конструкции важно правильно включать информацию исходного текста, в случае необходимости менять форму слов в них, не забывая о требованиях грамматики и культуры речи.
- Тщательно продумывать логические переходы от одной мысли к другой. Каждый абзац сочинения должен представлять относительно законченное целое.
Грамотное использование речевых конструкций поможет выпускникам избежать типичных ошибок при формулировании проблемы текста.
Источник