- Постановка проблемы исследования
- Что такое проблема?
- Этапы постановки проблемы исследования
- Формулировка постановки проблемы
- Способы формулировки проблемы исследования
- Формулировка проблемы исследования
- Правильно формируем противоречия и проблему диссертационного исследования
- Противоречие и проблема исследования: одно и то же?
- Правила формулировки противоречия и проблемы исследования
- Роль проблемы при написании диссертации
Постановка проблемы исследования
Цель научной работы – формирование нового знания. Начало исследовательской работы заключается в признании факта, что текущее положение или ситуация в определенной сфере отличаются от желаемого. Четкая и правильная постановка исследовательской проблемы во многом определяет конечный результат деятельности ученого.
Что такое проблема?
Новые знания появляются, когда в них возникает потребность. Происходит это в следующих случаях:
- появляется пробел в теории, требующий заполнения;
- традиционные знания не в состоянии объяснить новые факты;
- старые методики не могут разрешить возникшее противоречие.
Поиск проблемы – это и есть выявление потребностей и противоречий. На основе имеющихся знаний или практического опыта возникает понимание, что существует несоответствие между необходимым и текущим состоянием дел или сложилась неблагополучная ситуация в какой-либо отрасли и этот вопрос требует разрешения. Разрешить противоречие означает привести систему в состояние равновесия.
Например, изучим уровень безработицы в регионе:
- реальное положение – большой процент населения не трудоустроен;
- необходимое/желаемое положение – высокая занятость;
- проблема – что сделать для снижения уровня безработицы.
Основные критерии научной проблемы
Научную проблему принято отличать по таким критериям:
- актуальность. Потребность в изучении в текущий момент времени;
- научность. Возможность обозначить задачу в научных понятиях;
- значимость. Разрешение запроса станет существенным вкладом в теорию или совершенствование прикладных аспектов или будет иметь практическое значение для экономики страны;
- объективность. Противоречие существует независимо от личности соискателя.
Для авторов качественная публикация научной статьи согласно всем требованиям залог успеха. Специалисты СибАК знают, как напечатать статью в выбранном издании.
Этапы постановки проблемы исследования
Формулирование проблемы является первым этапом, основой, базисом научной работы. Без такого фундамента остальная деятельность превращается в бессмысленный, бессистемный набор понятий, расчетов и экспериментов. Системный подход в аналитической работе состоит в создании преемственности, когда на основании накопленной информации решается задача и создается задел на будущее для продолжения изысканий.
Предпосылкой может стать изучение работ предшественников. Полезен и практический опыт в конкретной сфере. Зачастую увидеть узкие места помогают наблюдения. Если соискатель работает в исследовательском коллективе, то в рамках общей проблематики, над которой трудится группа, можно выделить конкретный запрос.
Постановка проблемы – это описание сложившихся на данный момент нерешенных противоречий в изучаемой сфере. Важно сформулировать запрос в виде задачи. Можно разделить процедуру на ряд последовательных этапов.
- Предварительный. Осознание недостаточности знаний о явлении или ситуации. Потребность озвучивается в общих чертах.
- Анализ, который включает:
- изучение известных теорий на предмет существования решений;
- подтверждение реальности запроса;
- точная формулировка целей;
- назначение рамок (временных, географических и прочих);
- обозначение структуры – разбивка на подтемы.
- Оценка. На этом этапе отвечают на вопросы «Насколько значимыми окажутся предполагаемые результаты?», «Реально ли решить вопрос доступными средствами?». Запрос идентифицируют по срочности разрешения, прикладной направленности, принадлежности.
- Выдвижение проекта. Заключительный шаг, на котором решаются организационные и административные моменты. Происходит презентация проблемы научному сообществу для обсуждения. В этот момент возможны корректировки с учетом мнения коллег, рассматриваются альтернативные варианты. В случае положительного результата редакция утверждается.
При постановке проблемы необходимо обозначить объект и предмет исследования. Под объектом понимают явление или процесс, порождающие конфликтную ситуацию и выбранные для изучения. В качестве предмета выступает конкретный ракурс, который будет изучаться непосредственно в работе. Предмет устанавливает границы научного поиска.
Формулировка постановки проблемы
Формулировка проблемы определяет направление поиска и ее главную идею. Значение основной идеи сложно недооценить, это путь, по которому будет идти нить исследования. На ее основе выдвигается гипотеза, то есть предположение, объясняющее суть или причины изучаемого явления и требующее обоснования.
Сформулировать проблему непросто, ведь она должна:
- раскрывать сущность конкретных объектов;
- выделить направление работы, предполагающее продолжение;
- согласовываться со всеми частями процесса познания, задавать тон исследования.
Правильная постановка и четкая формулировка проблемных вопросов не менее значима, чем их решения. Запрос в значительной степени определяет стратегию исследовательской работы в целом и направления научного поиска в частности. После того как проблема выявлена и озвучена, можно приступать к формулированию темы работы.
Источник
Способы формулировки проблемы исследования
- что не так
- почему не так и
- и что будет, если сделать как надо.
- Под проблемой понимается противоречие между желаемым будущим и реальной ситуацией, которое чаще всего выражается в отсутствии, недостатке чего-то, несоответствии одной части реальности, другой.
- Корректная формулировка проблемы исследования должна соответствовать требованиям:
- должно быть конкретно указано на то, что в практической деятельности не соответствует идеальной ситуации, описанной в теории;
- в формулировке проблемы должно быть указано на то, почему практическая деятельность не соответствует теории.
- подмена проблемы вопросом: как мотивировать учащихся вести здоровый образ жизни?
- подмена проблемы задачей: рассмотреть влияние компьютера на здоровье школьника.
- подмена формулировки проблемы на область существования проблемы: существует проблема общения в сети Интернет.
Цель исследования — это конечный результат, которого хотел бы достичь исследователь при завершении своей работы.
- определение характеристик явлений, не изученных ранее;
- выявление взаимосвязи неких явлений;
- изучение развития явлений;
- описание нового явления;
- обобщение, выявление общих закономерностей;
- создание классификаций.
Формулировку цели исследования также можно представить различными способами — традиционно употребляемыми в научной речи клише. Примеры некоторых из них. Можно поставить целью:
- выявить. ;
- установить. ;
- обосновать. ;
- уточнить. ;
- разработать. ;
- показать. ;
- исследовать. ;
Формулировать задачи необходимо очень тщательно, так как описание их решения в дальнейшем составит содержание глав. Заголовки глав рождаются именно из формулировок задач . Предложим одно из определений понятия «задача».
Задача исследования — это выбор путей и средств для достижения цели в со ответствии с выдвинутой гипотезой. Задачи лучше всего формулировать в виде утверждения того, что необходимо сделать, чтобы цель была достигнута. Перечисление задач строится по принципу от наименее сложных к наиболее сложным, трудоемким, а их количество определяется глубиной исследования.
Задачи исследования обычно начинаются с таких глаголов, как:
- выяснить. ;
- изучить. ;
- провести. ;
- рассмотреть. ;
- найти. ;
- описать.
А теперь проверим, как ты усвоил этот материал.
Источник
Формулировка проблемы исследования
Проблемная ситуация является исходным пунктом всякого исследования. При этом можно выделить 2 стороны проблемы: а) гносеологическую и б) предметную
В гносеологическом смысле, т.е. с точки зрения познавательного процесса, проблемная ситуация – это знание и незнании, несоответствие или противоречие между знанием о потребностях людей и каких-либо результативных практических или теоретических действиях и незнанием путей, средств и методов, способов, приемов реализации этих необходимых действий.
Предметная сторона проблемы социологического исследования – это явления и процессы, вызывающие беспокойство, напр., ситуация непонятна, не поддается убедительному объяснению, имеет место социальная дезорганизация, конфликт интересов социальных групп, общностей, институтов.
Предметная и гносеологическая стороны социальной проблемы тесно взаимосвязаны, напр., недостаточная осведомленность о реальной социальной ситуации приводит к невозможности использовать уже имеющееся знание для уяснения и возможного регулирования социальных процессов.
Т.о., социальная проблема – это реально возникшее жизненное противоречие, носящее массовый характер и затрагивающее интересы тех или иных социальных общностей и институтов.
В прикладной социологии используют, как правило, 5 подходов при классификации социальных проблем:
1) по цели исследования различают проблемы гносеологического(логико-познавательного) и предметного характера.
Гносеологические проблемы – проблемы, вызванные недостатком информации о состоянии, тенденциях изменения важных с т.зр. управленческой функции социальных процессов. Здесь проблемы порождаются недостатком знаний.
Предметные проблемы – противоречия, вызванные столкновением интересов той или иной группы населения, социальных институтов, дестабилизирующих их жизнедеятельность и побуждающие к активным действиям.
2) по носителю проблема может представлять собой противоречие, затрагивающее интересы отдельных социально-демографических, национальных, профессиональных, политических и иных групп, социальных институтов, конкретных организаций и т.д..
3) по масштабам распространенности проблема может носить глобальный, общегосударственный, региональный или местный характер.
4) по времени действия противоречия
-краткосрочная проблема (неудовлетворенность студентов формой учебы)
-среднесрочная (адаптация работников предприятия к новым условиям в связи с переходом к рынку)
-длительная (противоречия, порождающие девиантное поведение населения)
5) по глубине противоречия:
-одноплановые проблемы – затрагивающие какую-либо из сторон социального явления или процесса (принятие / непринятие сельскими жителями идеи частной собственности на землю)
-системные проблемы – отражают дисбаланс всей системы элементов целостного явления или процесса (рост преступности в связи с изменением характера экономических отношений в обществе, приобретением массового характера таких его элементов как наркомания и проституция)
-функциональные проблемы – порожденные противоречиями функционального характера, т.е. нарушением ранее сложившихся причинно-следственных связей социальных явлений или процессов (напр., ломка устоявшихся идеологических представлений населения в связи с расширением частных форм собственности и т.д.)
К процессу формулировки проблемы исследования выдвигаются следующие требования:
1. в процессе формулировки проблемы необходимо опасаться выдвижения проблем слишком широкого плана
2. название темы и формулировка проблемы не должны совпадать
3. при формулировке проблемы необходимо стремиться, чтобы в ней получили как можно более точное отражение и сама проблемная ситуация и реальное противоречие, определяющее ее
4. четкое отделение существенного и несущественного в отношении проблемы
5. расчленение общей проблемы на элементы и их упорядочивание по частным проблемам
Источник
Правильно формируем противоречия и проблему диссертационного исследования
С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.
С чего начинается любая работа? Конечно же, с определения цели и задач, а также наиболее важных моментов, требующих решения. Данное правило действует как в науке, так и любой иной отрасли, сфере деятельности.
При выполнении научно-исследовательской работы важно не просто изучить теоретические аспекты в рамках выбранной темы, но и определить проблему: что нужно решить, как это отразится на развитии науки/отрасли или объекте и пр. Именно проблема исследования подчеркивает актуальность вопроса, новизну и значимость проекта в целом.
Курсовая и дипломная работы являются среднемасштабными материалами, которые призваны закрепить пройденный курс и продемонстрировать умение пользоваться полученными знаниями и навыками. Написание кандидатской и докторской диссертации преследует иную цель: совершить открытие урегулировать значимый вопрос, решить актуальную проблему новыми, более эффективными способами. Здесь выявление и конкретизация проблемы играет немаловажную роль.
Постановка проблемы предопределяет дальнейшие действия автора: что именно он будет изучать и анализировать, какую литературу использовать, какими методами пользоваться и пр. Поэтому при написании любого научно-исследовательского проекта грамотно определить «уязвимое место», которое не нашло окончательного решения до настоящего времени.
Сегодня специалисты ОЦ Disshelp готовы помочь в грамотной постановке и формулировке данного критерия.
Противоречие и проблема исследования: одно и то же?
При выполнении научно-исследовательской работы автору предстоит колоссальная работа: поиск информации, ее изучение и анализ, обработка и систематизация пригодных для раскрытия темы данных. На протяжении всего проекта автор разбирается в определенной ситуации, поднимает конкретный вопрос и пытается его решить новыми методами с учетом эффективности.
Постановка противоречия и проблемы исследования
В студенческой и научной среде принято считать, что для постановки и конкретизации и проблемы необходимо выявить противоречие. Отчасти, так оно и есть. Но далеко не каждое обозначенное противоречие может быть переквалифицировано в проблему научной работы.
Противоречие представляет собой выявление определенных нестыковок, критики, различных позиций в отношении одного и того же вопроса. К примеру, одна и та же теория может быть интерпретирована с разных ракурсов, по-разному, но при этом ее смысл должен быть в любом случае одним и тем же. Если авторы преподносят концепцию по-своему и придерживаются отличных друг от друга позиций, это должно вызвать подозрение относительно надежности материалов. Доказательства теории у разных исследователей должны разниться, но исход (результат, тенденция) совпадать (с учетом небольших погрешностей).
Изучая конкретную тему без учета различных факторов, можно выявить массу противоречий, но перерастет в проблему только одно из них или небольшая комбинация нескольких противоречий. Для постановки проблемы недостаточно выявить недостаток или нестыковку, необходимо также учесть: тему и ключевые слова, цель и задачи проекта, предмет и объект, методологию. Указанные параметры в разы сократят «поисковую зону» и позволят отметить детально наиболее сложный момент, критерий, требующий решения, оказывающий воздействие на объект и пр.
Что можно отнести к противоречиям в научной работе?
Определить проблему исследования можно только на основе действующих, современных трудов. Актуальность и нерешенность – ключевые параметры данного элемента. Проследить «деформации» проблемы, ранее предпринимавшиеся попытки по ее решению можно на основе ранних научных и иных работ. Таким образом, раскрытие и конкретизация данного элемента будет очевидна в теоретической части, а в практической – продемонстрировано реальное действие и значение, необходимость оперативных мер по ее решению.
На основе диагностированной проблемы автор должен выдвинуть собственную гипотезу (предполагаемое решение и результат), подлежащую доказательству/опровержению. Она будет проверяться на протяжении всей работы и в конечном итоге приведет к определенному результату: решение или невозможность решения противоречия.
Нужна помощь преподавателя?
Мы всегда рады Вам помочь!
Правила формулировки противоречия и проблемы исследования
Противоречие в научной работе подчеркивает наличие уязвимого места, а проблема – конкретизирует это «слабое звено». Для грамотной формулировки указанных параметров автору диссертационного исследования необходимо придерживаться следующего плана действий:
- Собрать максимальное количество достоверных и обоснованных материалов в рамках изучаемой темы. Важно перепроверить все ресурсы и убедиться в их качестве подлинности, уместности;
- На основе изученных первоисточников выявить существующие противоречия. Данный параметр легко выявить при ознакомлении различных обзоров и мнения критиков, сравнении материалов из разных источников, сопоставлении старых и новых правил;
Как определить проблему научного исследования?
- Определить границы изучаемого явления: что именно следует осветить, на каком примере показать действие проблемы и пр.;
- Конкретизировать проблему необходимо, ориентируясь на цель, предмет и объект исследования, выявленные противоречия, опираясь исключительно на проверенные первоисточники.
Противоречия и проблема должны подчеркивать актуальность, новизну и значимость выбранной темы диссертационной работы. Проблема научного проекта призвана отметить наличие пробела между доказанными фактами и предположениями автора, доказать необходимость его ликвидации, акцентировать внимание на ее влиянии на объект исследования в текущих условиях и спрогнозировать перемены после ее решения.
При постановке проблемы исследования важно располагать необходимыми знаниями и представлениями по теме. В частности, автору необходимо:
- учитывать «симптомы», которые подчеркнут наличие слабых мест у объекта научной работы;
- собрать доказательную базу, которая обоснует предположения автора;
- хорошо владеть русским (или иностранным) языком для грамотной формулировки мыслей, ключевых моментов исследования.
Роль проблемы при написании диссертации
Проблема в любом проекте играет первостепенную роль. Именно она задает ориентир следования автора, предопределяет область изучения: какие первоисточники пригодятся, что именно следует исследовать, какие меры и методы применять и т.д.
Ни один труд (будь то курсовая, дипломная или диссертационная работа) немыслим без конкретизации проблемы и выдвижения соответствующей гипотезы (предполагаемого решения). При отсутствии данного элемента научно-исследовательский проект превратится в банальный пересказ существующих трудов, реферат.
Конкретизация проблемы исследования
Решение проблемы – это поэтапный и сложный процесс, который раскрывается на протяжении всей научной работы. В теоретической части автору предстоит рассказать о существующих теориях и стандартах, способах ее ликвидации, показать снижение их эффективности и целесообразность перемен. В практической части он демонстрирует собственные навыки по диагностике проблемы, предлагает новые комбинации и алгоритмы ее решения на конкретном примере (объекте) и прогнозирует результат (доказывает или опровергает собственное предположение).
Фактически, выявление противоречия и конкретизация проблемы является центральным звеном научной работы, которое позволяет определить целесообразность новшеств и компетентность специалиста. Грамотная формулировка данного параметра – залог успеха при выполнении и защите диссертации. Конкретизация проблемы в тексте должна быть краткой и емкой.
Обратите внимание, что одна и та же проблема может подниматься в разных исследованиях, находить уникальные методы решения, приносить разные результаты. Главное, чтобы автор смог доказать, что полученные им итоги являются эффективными и достижимыми по сравнению с предшественниками. Для этого необходимо владеть достаточной доказательной базой, достоверными и обоснованными прогнозами и результатами апробации.
Команда образовательного центра Дисхелп готова помочь авторам в постановке проблемы исследования и выполнении курсовых, дипломных и диссертационных работ по всем направлениям. Нашим экспертам посильна любая задача, независимо от уровня сложности. У нас трудятся теоретики и практики, педагоги лучших ВУЗов страны, кандидаты и доктора наук, доценты и профессора.
Дисхелп гарантирует каждому клиенту высокое качество услуг, конфиденциальность данных индивидуальный подход, безупречное выполнение заявленных требований. Оформить заявку можно на нашем сайте.
Трудности с учебой?
Помощь в написании студенческих и
аспирантских работ!
Источник