Способы формирования желаемых нравственных качеств

Формирование нравственности у школьников.Основные методы нравственного воспитания
статья на тему

Раскрывается проблема нравственного воспитания. Кратко рассматриваются основные методы нравственного воспитания: метод убеждения, метод коррекции поведения, метод игровых ситуаций, метод стимулирования, метод воздействия на эмоциональную сферу.

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_nravstvennosti_u_shkolnikov._osnovnye_metody_nravstvennogo_vospitaniya.doc 50.5 КБ

Предварительный просмотр:

Леденёва Оксана Юрьевна ,

МОУ СОШ №1 п. Пангоды,

Надымский район, ЯНАО

Формирование нравственности у школьников. Основные методы нравственного воспитания

В наше время перед любым педагогом, классным руководителем, воспитателем встаёт ряд проблем, касающиеся процесса воспитания. Нравственные ориентиры претерпевают многочисленные изменения, зачастую это выражается в бездуховности, безверии, агрессивности. Как и во всем мире, половая мораль стала в России достаточно свободной.

Поэтому проблемы нравственного воспитания школьников актуальны в наше время. Нельзя не согласиться с В. Г. Белинским «Есть много родов воспитания, но всех выше должно стоять образование нравственное».

Психолог А.З. Рахимов считает, что после школы все школьные науки, как правило, забудутся, оставив в памяти лишь общие представления. Другое дело этические нормы, законы и правила. Для дальнейшей жизни человек должен в совершенстве владеть законами нравственности.

Недостатки и упущения в нравственном воспитании наносят обществу такой невозвратимый и невосполнимый урон, что при недостатках другого характера (например, телесного или этического) большего вреда обществу нанести невозможно.

В кратком словаре по философии понятие нравственности приравнено к понятию мораль. Мораль – это нормы, принципы, правила поведения людей, а так же само человеческое поведение.

В.И. Даль толковал слово мораль как «нравственное ученье, правила для воли, совести человека».

Очень высоко оценивал нравственное воспитание Л.Н. Толстой: «Из всех наук, которые должны знать человек, главнейшая есть наука о том, как жить, делая как можно меньше зла и как можно больше добра».

Специфической особенностью процесса нравственного воспитания следует считать то, что он длителен и непрерывен, а результаты его отсрочены во времени.

Одна из задач нравственного воспитания школы – правильно организовать деятельность ребёнка.

Методы нравственного воспитания выступают как пути и способы формирования нравственного сознания, развития моральных чувств и выработки навыков и привычек поведения.

В воспитательной деятельности большое место занимают основные формы метода убеждения. Этические беседы обогащают моральными представлениями и понятиями, связанными с положительными поступками и действиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей. Повышению эффективности этических бесед способствуют высокий нравственный и культурный уровень взрослого, его эмоциональность в подаче материала, умение вызвать учащихся на откровенность, заставить проникнуться доверием к воспитателям.

Наряду с систематическими беседами проводятся и эпизодические беседы, связанные с обсуждением поступков учащихся. Такой разговор следует проводить сразу после совершения поступка.

Однако убеждение не ограничивается лишь словесным разъяснением, беседами. Убеждают воспитанников и их собственный опыт, практика, конкретные дела, личный пример окружающих людей.

В целях убеждения используются книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи.

Метод коррекции поведения направлен на то, чтобы создать условия, при которых ребенок внесет изменения в свое поведение, в отношения к людям.

В качестве модификации этого метода можно рассматривать пример. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Поэтому пример — наиболее приемлемый путь к коррекции поведения учащихся.

Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Вовремя к месту приведенный негативный пример помогает удержать воспитанника от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственном.

Необходимо использовать примеры из жизни и деятельности некоторых знаменитостей.

Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это прежде всего упражнением.

Целесообразны упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается навести больного товарища, помочь отстающему в учении.

Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Ещё Н.Г. Чернышевский утверждал, что «…занятия важными общественными делами есть наилучшая школа для развития в человеке всех истинно человеческих достоинств».

Метод игровых ситуаций

Игровые ситуации позволяют легко, увлекательно, без назойливого дидактизма взрослых усваивать на практике правила поведения. «Игра, — говорил А.С. Макаренко, — имеет важное значение в жизни ребёнка, имеет то же значение, какое у взрослого имеет деятельность, работа, служба. Каков ребёнок в игре, таков во многом он будет в работе, когда вырастет. Поэтому воспитание будущего деятеля происходит прежде всего в игре». Игра учит проявлять инициативу, действовать в интересах коллектива, подчиняться и руководить.

В основе этих методов лежит формирование у учащихся осознанных побуждений их жизнедеятельности. В педагогике в качестве стимулирования распространены поощрение и наказание. Поощрение применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность, предоставление почетных прав, награждение. Наказание состоит в наложении дополнительных обязанностей; лишении или ограничении определенных прав; в выражении морального порицания, осуждения. Наказание должно предупреждать нежелательные поступки, тормозить их.

Методы воздействия на эмоциональную сферу

Предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих. Методом, оказывающим влияние на эмоциональную сферу ребенка, является внушение. Внушение может осуществляться как вербальными, так и невербальными средствами. Внушать — это, значит воздействовать на чувства, а через них на ум и волю человека.

В своей работе с целью развития нравственности у младших школьников традиционно использую технику коллажа. Перед Днём Победы учащиеся 4-х классов в группах делают коллажи на тему «Миру Мир. ». Технология «коллажирование» является эффективным методом работы с личностью. Данная технология выявляет актуальное содержание самосознания, личностные переживания и позволяет решать большой круг задач, а именно: выразить свое понимание темы, свои мысли, свои взгляды; развить художественные способности и повысить самооценку; проработать мысли и чувства.

Нужно отметить, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном и противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет гармонично организованная их система. Методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.

Воспитывать надо постоянно, требовательно, настойчиво, с учетом индивидуальных и возрастных особенностей детей.

  1. Бабаян А.В. О нравственности и нравственном воспитании // Педагогика, 2005, №2. — С. 67-68.
  2. Жарковская Т.Г. Возможные пути организации духовно-нравственного образования в современных условиях // Стандарты и мониторинг в образовании, 2003, №3. — С. 9-12.
  3. Крайг Г. Психология развития. — СПб.: Питер, 2000. – 992 с.
  4. Леднев В.С. Духовно-нравственная культура в образовании человека // Стандарты и мониторинг в образовании, 2002, №6. — С. 3-6.
  5. Хаткевич О.А., Минич О.А. Поговорим о нравственности. — Минск: ООО «Красико-Принт», 2004. — 128 с.

Источник

Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников

Светлана Новикова
Средства и методы формирования нравственности и морали у дошкольников

В каждом времени, у каждого общества свой стиль жизни, свои обычаи и свой свод правил поведения, но есть ценности, на основе которых развивается культура любого народа, эти ценности общечеловеческие, неизменные, они вне времени.

Именно дошкольный возраст, по мнению многих педагогов, является периодом появления и формирования этических знаний, норм нравственности и морали. Особенностью детей этого возраста является способность к подражанию, но недостаточно развита произвольность поведения. Дошкольники не умеют контролировать свои действия и не осознают их нравственное содержание, что приводит к нежелательным поступкам. Поэтому задача формирования нравственных навыков поведения, которые в процессе накопления жизненного опыта перерастают в привычку, является первостепенной.

Семья, окружающая действительность, детский сад, все это в комплексе, оказывает влияние на развитие у ребенка представлений о морали. Влияние, которое взрослые оказывают на детей, может быть положительным или отрицательным, а может быть противоречивым. Противоречия в воспитании вызывают у ребенка раздражение, неудовлетворенность, что еще хуже, могут рождать хитрость, умение приспосабливаться. В результате у ребенка складывается не четкое представление о том, как относиться к окружающим в данной ситуации, как поступать в определенном случае.

Разрешение этой задачи требует от взрослых, которые влияют на жизнь ребенка, положительных качеств, которые нужно проявлять в различных сферах деятельности не от случая к случаю, а постоянно. Показателем нравственности человека является его отношение к окружающим, к самому себе, к миру. Это отношение выражается в умении сочувствовать, сопереживать, быть отзывчивым по отношению к другим. Все эти проявления формируются у детей уже в дошкольном возрасте. Основа формирования нравственности лежит в умении понимать другого, сопереживать ему.

Формирование любого нравственного качества должно проходить осознано. Наиболее ответственным этапом в формировании нравственности, в развитии механизмов поведения, в становлении личности дошкольника, является старший дошкольный возраст. Это процесс сложный и многогранный.

На первом этапе работы с детьми необходимо дать знания, которые станут основой представлений о сути нравственного качества, о его необходимости и значимости.

Нравственное воспитание можно представить в виде механизма,состоящего из следующих компонентов: знания и представления, мотивы, чувства и отношения, навыки и привычки, поступки и поведение, в купе эти компоненты дают нравственное качество.

Главной особенностью данного механизма является принцип взаимозаменяемости, где каждый компонент механизма важен, его нельзя исключить, или заменить. При этом последовательность компонентов может меняться в зависимости от возраста ребенка, его индивидуальных качеств и особенностей характера [1, с. 68].

При формировании морального сознания дошкольников не достаточно просто знакомить с нравственными и моральными нормами, необходимо воспитывать личное, эмоциональное отношение к соблюдению и нарушению этих норм. Очень важной является взаимосвязь между одобрением и осуждением противоположных поступков.

Осуществление нравственного воспитания невозможно без применения определенных средств,которые можно объединить в несколько групп:

1. Художественные средства: художественные произведения, изобразительное искусство, музыка, кинематограф. Важность этой группы средств определяется способностью к эмоциональному окрашиванию познаваемых моральных явлений. Дети, эмоциональные и восприимчивые, доверчиво и живо относятся к произведениям, которые им читают, а также к рассматриванию иллюстраций.

Психика детей очень гибкая, подвержена влиянию художественных образов, она впитывает всю информацию, которая есть в художественных произведениях, переосмысливая ее в соответствии с имеющимся жизненным опытом, который в этом возрасте небольшой и потребностями развивающейся личности. Представления об этике и эстетике по мнению В. А. Сухомлинского, дети должны вынести именно из художественных произведений [2].

2. Природа, которая обладает возможностью вызывать у детей гуманные чувства и желание заботиться о тех, кто слабее, защищать и помогать, также является важным средством воспитания нравственных чувств и поведения:

3. Собственная деятельность детей, включающая игру, труд, обучающую и художественную деятельности, необходима при воспитании практики нравственного поведения.

В дошкольный период развития ребенка ведущей является игровая деятельность.

Игра очень эффективное средство в процессе формирования этических представлений. Именно она дает детям представление о поведении в определенных ситуациях, заставляет задуматься над своими поступками и происходит все это в занимательной и интересной форме, которая им доступна.

Игровое действие, которое направлено на другой объект, содержит в себе нравственный смысл, определенное отношение к этому объекту. А сюжет игры отражает взаимоотношения людей и их нравственные стороны. Нравственные нормы, которые являются регуляторами поведения, содержатся также и в игровых традициях. Первые детские законы общения, универсальные и гибкие, которые доступны всем детям и с удовольствием ими принимаются – это считалки, дразнилки, игровые припевки и правила.

Игровой фольклор, являющийся хорошим регулятором споров и ссор, возникающих в процессе общения детей, позволяет установить очередность и распределить роли. В нем есть ритуалы, при помощи которых можно помириться, определить очередность, есть законы, необходимые для сотрудничества детей, содержащие моральные основы. Таким образом, правила игры, становятся своеобразным кодексом детского товарищества и реальной школой нравственной регуляция поведения.

Игровая роль выступает и как образец нравственного поведения, который выполняет ориентировочную функцию, и как эталон поведения, выполняющий контролирующую функцию.

4. Общение и слово в широком смысле, выполняющие задачи уточнения представлений о морали и воспитании чувств и отношений, занимают особое место.

5. Средством нравственного воспитания является вся атмосфера, в которой живет ребенок и которая, должна быть пропитана доброжелательностью, любовью, гуманностью.

К сожалению, нередко ребенок окружен жестокостью и безнравственностью. Обстановка и близкие люди ребенка, являются не только средством воспитания чувств, представлений и поведения, они активизируют весь механизм нравственного воспитания, влияя на формирование определенных нравственных качеств.

Наглядным образом необходимым ребенку, является пример для подражания, который служит средством формирования у детей этических представлений. Таким примером могут быть родитель, воспитатель, знакомый взрослый, герой литературных произведений.

Родители, дающие положительный пример ребенку, помогают ему легко и ненавязчиво жить в соответствии с нормами, принятыми в обществе. Правила, которые только озвучиваются, но не соблюдается взрослым, не могут влиять на реальное поведение ребенка.

Ребенок, вступая в непростую систему взаимоотношений с окружающими людьми и приобретая при этом опыт поведения в обществе, внимательно присматривается к миру взрослых, к качеству отношений между ними.

Ситуации, содержащие воспитательный момент, создают условия, в которых ребенок оказывается перед выбором, как поступить. Оценка взрослого при этом должна быть объективной, тактичной и не даваться от случая к случаю, быть систематичной. И тогда ребенок будет стараться повторить действие, чтобы снова услышать положительную оценку.

При выборе средств нравственного воспитания необходим учет ведущей задачи, возраста детей, уровня их общего и интеллектуального развития, этап развития нравственных качеств.

Помимо средств, существуют методы нравственного воспитания,которые условно объединяются в 3 группы:

1. Методы формирования нравственного поведения: приучение, упражнение, руководство деятельностью.

2. Методы формирования нравственного сознания: убеждение, разъяснение, внушение, беседа.

3. Методыстимулирования чувств и отношений: пример, поощрение, наказание.

Эффективный результат, при использовании любых методов, можно получить лишь при определенных условиях. Таковым условием является гуманность метода, не унижающего ребенка и не нарушающего его прав.

Важно, чтобы метод можно было осуществить, он должен быть реальным и требует логического завершения. Обещая ребенку награду, взрослые порой не задумываются, а сумеют ли они ее осуществить. Тоже происходит и с наказанием, не выполняется, данное обещание. Реальный результат в нравственном развитии ребенка в таком случае получить трудно. Обещанное надо выполнять.

Метод не может применяться одинаково по отношению ко всем детям и в любой ситуации. Если не соблюдать это условие, метод убеждения может превратиться в назидание, что не принесет нужного результата.

Методы воспитания следует применять тактично. Ребенок не должен чувствовать, что его воспитывают. Наибольший эффект дает опосредованное воздействие, что является большим искусством, которым педагог овладевает, при условии бережного отношения к личности ребенка.

При подборе методов, важно предвидеть возможные результаты их воздействия на конкретного ребенка. Если нет уверенности в успехе, или предвидится слишком сильная реакция, то от выбранного метода лучше отказаться.

Применение методов нравственного воспитания требует от взрослых терпения и терпимости. В дошкольном возрасте невозможно рассчитывать на мгновенный и устойчивый результат. Необходимо с пониманием относиться к тому, что результата можно достигнуть с течением времени, не сразу и не совсем в той ожидаемой форме.

Практические методы, которые предполагают обучение ребенка определенным способам действия, являются преобладающими в нравственном воспитании дошкольников. В данном случае, на первое место выходит метод наглядного примера. Положительные поступки взрослого не дают гарантии таких же поступков у детей. Здесь важным моментом является организация наблюдения за поступками взрослого, а также практика поведения.

Методы нравственного воспитания нельзя применять изолированно, а только в комплексе.

Нравственное сознание является основой нравственного поведения. Работая с детьми дошкольного возраста в данном направлении, которое включает в себя формирование этических представлений, моральных требований и оценок своих сверстников, используются разнообразные средства, методы, приемы. Необходимо опираться на материал, который доступен детям, используя те формы работы, которые им больше интересны и будут способствовать их нравственному развитию.

Культура и мы 2014 — год Культуры в России Обращение общества к Культуре, объявление 2014 г – годом Культуры в России говорит о том, насколько глубоко.

Полоролевое воспитание дошкольников. Первые 5-6 лет жизни- это период когда закладываются и формируются наиболее глубокие и сказывающиеся на последующем развитии слои психики.

Источник

Читайте также:  Пути способы повышения трудовой мотивации
Оцените статью
Разные способы