Способы формирования волевых качеств личности младшего школьника
статья на тему
Способы формирования волевых качеств личности младшего школьника
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_formirovaniya_volevyh_kachestv_lichnosti_mladshih_shkolnikov.docx | 21.49 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы формирования волевых качеств личности младших школьников
Многие известнейшие психологи указывали на необходимость формирования воли, так как она является основой для жизненного благополучия не только ученика, но и играет наиважнейшую роль на протяжении всей человеческой жизни.
Сформированная воля — это умение управлять собой, подчинять свои физические и психические силы достижению намеченной цели. Решающим фактором развития воли у детей А.В. Веденов называет обучение и воспитание.
Многочисленные исследования позволили выделить методы и приемы формирования воли у детей младшего школьного возраста в соответствии с его особенностями. Рассмотрим некоторые из них.
Большое значение для формирования воли ребенка имеет правильная организация его жизни и деятельности в семье. Необходимо, чтобы у ребенка были обязанности, которые воспитывают у него умение заставить себя сделать необходимое дело вне зависимости от случайных настроений и желаний, умение преодолевать трудности, с которыми он встретится в своей жизни. В деятельности, связанной с выполнением своих обязанностей как члена семьи, формируется у младшего школьника сознательная мотивация поступков и поведения, развиваются волевые и нравственные качества личности.
Домашние обязанности обеспечивают ребенку опыт выполнения всех обязанностей и дают возможность проверить его подлинную готовность к школе. Если ребенок выполняет порученные ему дела хорошо, выполняет их точно и аккуратно, вне зависимости от собственных настроений и желаний, можно считать, что такой ребенок вполне подготовлен к тому, что и свои обязанности школьника он будет выполнять всегда точно и аккуратно — он готов к учению в школе.
С поступлением в школу основной деятельностью ребенка становится учение. Игры младших школьников и, тем более, выполнение отдельных поручений или постоянных обязанностей в семье — все это продолжает иметь значение для развития личности ребенка и воспитания его воли, в частности, но учение как наиболее сложная и ответственная из всех форм его деятельности, теперь получает решающее значение.
Еще в дошкольном возрасте ребенка должны научить уважать труд людей. Дошкольник везде видит, как люди трудятся, к тому же, взрослые должны показать ребенку важность этого процесса. Ребенку нужно рассказывать о том, чему он научится за время пребывания в школе, что узнает, какими овладеет навыками и умениями. Тогда он будет тянуться к школе сознательно, а не только потому, что его влечет к себе деятельность старших детей.
Ребенок, как правило, остро переживает поступление в школу и относится к этому чрезвычайно ответственно. С таким отношением он впервые приходит в школу. Для учителей, воспитателей, родителей и вообще старших, окружающих ребенка, очень важно укрепить это отношение к учению как к важнейшему и очень ответственному делу, требующему от него повседневного внимания, волевого усилия, ответственности к самостоятельности, которая у детей этого возраста развита еще мало. Для этого р ебенок должен повседневно чувствовать серьезное отношение к своей деятельности со стороны всех окружающих. Отсутствие этого дезорганизует ребенка, может разрушить его ответственное отношение к учебе.
Необходимо, чтобы взрослые помогали ребенку в организации учебной деятельности, так как он еще не умеет самостоятельно ее планировать. Родители должны выработать определенный режим дня для школьника, установить для него определенное время приема пищи, время подготовки уроков, выполнения домашних обязанностей и время для игр или свободного чтения дома. Режим дня имеет не только гигиеническое значение, он создает определенный ритм жизни, который помогает ребенку организовать себя в определенное время для той или иной работы, обеспечивает ему возможность выполнить все его обязанности, и у маленького школьника вырабатывается умение планировать свою деятельность.
В том случае, когда родители ломают режим дня без серьезных причин, ребенок быстро почувствует, что дома его учебная деятельность не уважается, что она не важна для жизни его семьи, а, следовательно, и в его жизни, имеет какое-то второстепенное значение. В таком случаи отношение ребенка к своей новой деятельности, станет формальным, а позже появляется безответственное отношение к учению.
Младшему школьнику необходимо также помочь в планировании порядка подготовки уроков. Какие уроки, когда готовить должны указывать учителя, а родители должны следить, за неуклонным выполнением их указаний. Но, прежде ребенка, поступившего в школу, необходимо научить готовить уроки. Учитель, когда дает новое задание, требующее нового характера выполнения, должен предварительно научить детей новым приемам. Прежде чем дать на дом задачу, должен удостоверится, что все дети научились решать задачу в классе. То же относится к заучиванию наизусть или пересказу.
Л. И. Божович пишет, что, если школьнику впервые дано задание выучить наизусть стихотворение, необходимо непосредственно участвовать в его работе — внимательно проследить, как он будет его учить, и помочь ему. В следующий раз он сможет учить уже самостоятельно. Умение пересказать своими словами содержание прочитанного — сложная и серьезная задача для младшего школьника. Здесь вырабатывается не только связность речи, но и самостоятельность мышления, умение выделить в содержании главное, умение спланировать изложение усвоенного материала. Умение пересказывать облегчает учение уроков, и имеет большое значение в воспитании воли. Пересказ заставляет ребенка перерабатывать материал, отделять главное от второстепенного, устанавливать связи между ними. Пересказывая урок последовательно и связано, ребенок научается преодолевать трудности в овладении его содержанием. То же самое относится к решению нового типа задач или примеров.[2]
В связи с тем, что родители хорошо знают индивидуальные особенности своего ребенка, помощь родителей будет всегда эффективна. Учитель показывает общие для всех приемы приготовления уроков, а родители индивидуализируют их применительно к особенностям своего ребенка и учат его пользоваться ими.
Подготовка уроков для младшего школьника имеет огромное воспитательное значение. Он не только закрепляет полученные в школе знания, но и овладевает навыками самостоятельной работы, у него вырабатывается настойчивость, аккуратность, чувство ответственности.
Взрослые, давая детям задание, указывая правила поведения, должны требовать их выполнения и оценивать качество. Особенно это важно для ребенка младшего школьного возраста. Поэтому, в младших классах оценка должна даваться немедленно — это поддерживает ответственное отношение ребенка к своим обязанностям.
Чем моложе школьник, тем внимательнее должны родители следить за тем, выполнил ли он школьные задания и как хорошо. Ребенок должен чувствовать и понимать, что его работа над выполнением школьных заданий переживается его близкими людьми. Это также воспитывает у ребенка ответственное отношение к его обязанностям учащегося.
Так же для формирования воли немаловажную роль играет воспитание у ребенка привычек к дисциплинированному поведению. Он должен приучиться:
а) делать то, чего требуют взрослые, даже если это не очень интересно;
б) доводить начатое дело до конца;
в) в игре и при выполнении задания взрослых быть внимательным и аккуратным;
г) выражать свои желания спокойным тоном, в форме просьбы, а не требования.
Учебная деятельность воспитывает произвольные явлений жизни ребенка: произвольными становятся память, внимание, мышление, воображение, все чаще и решительнее школьник контролирует и сдерживает свои чувства. Источником этой внутренней перестройки психической деятельности является учебная деятельность как деятельность обязательная — как выполнение нравственного долга ребенка.
Уметь преодолеть свои непосредственные желания и чувства ради выполнения долга, уметь подчиняться дисциплине младшему школьнику особенно необходимо в связи с некоторыми особенностями его возраста — исключительной подвижностью, огромной двигательной активностью, которая не редко влечет импульсивное поведение ребенка, и сенсорной активностью.
Преодоление детской импульсивности начинается еще в дошкольном возрасте тогда, когда детям даются ответственные поручения и, особенно тогда, когда возлагаются на них обязанности.
Продолжается работа над преодолением импульсивности в школьный период, где решение данной проблемы достигается путем организации урока, такой, чтобы характер и содержание занятия делали невозможным какое-либо отвлечение ребенка. С помощью этого, учитель постепенно одолевает импульсивность, направляя всю деятельность детей на содержание учебных занятей, формирует умение управлять своим поведением и контролировать его.
Роль взрослых в преодолении импульсивности в поведении также велика. Необходимо отметить, что активный и впечатлительный школьник часто многое хотел бы рассказать о своих переживаниях и соображениях дома. Высказывания детей надо слушать внимательно и серьезно. Иначе ребенок замыкается, утрачивает искренность. Родители сами не замечают того, как они при этом теряют контакт со своими детьми.
Детская импульсивность не мешает коллективным играм с правилами, в том числе и подвижным, особенно в том случае, когда в этих играх участвуют дети различных возрастов.
Известно, что игры детей иногда сопровождаются большими спорами, а иногда даже и ссорами между детьми. Это, как правило, возникает на почве нарушения участниками правил игры. Большинство этих нарушений возникает в результате большой импульсивности детей: ребенку хочется добежать до финиша, и он выскакивает вперед, не дожидаясь команды, ему хочется попасть точно в цель и, невольно, вопреки правилам игры, он подбегает к ней слишком близко. Но ссоры и споры чаще всего сопровождают игры в том случае, когда играют дети примерно одного и того же возраста. Когда же в игре участвуют старшие дети, они силой своего авторитета и правильной организацией ликвидируют всякую возможность нарушения дисциплины. Таким образом, правила игры, ее организация и авторитет старших делают невозможным импульсивное поведение, контроль со стороны коллектива участников игры обеспечивает строгое выполнение правил.
Организм ребенка младшего школьного возраста требует большой подвижности, и с этим необходимо считаться. Но потребность в сенсорной и двигательной активности не должна удовлетворяться самым беспорядочным образом — в беготне, возне, криках. Подвижные игры с правилами — только одна из форм удовлетворения этой активности. Наряду с такими играми, огромное значение имеют различные формы физического труда. Беспорядочную возню и крики вполне возможно заменить организованной деятельностью в коллективе сверстников.
Только дав разрядку своей накопившейся физической энергии в процессе подвижной игры или труда, школьник сможет спокойно заниматься. Вот почему необходимо так организовывать режим дня школьника, чтобы он после того, как пришел из школы, имел возможность за 1,5 – 2 часа удовлетворить свою потребность в движении.
Таким образом, систематическая организация деятельности ребенка должна не подавлять, а направлять активность ребенка, школьник должен быть занят какой-то активной деятельностью. Если жизнь ребенка будет насыщена такой деятельностью, которую он сам будет расценивать как очень важную и необходимую, то на нее он и направит всю свою активность.
В формировании воли детей исключительно велика роль коллектива, жизнь которого не может протекать организованно, если она не управляется определенными правилами общественного поведения, если в ней отсутствует дисциплина, если каждый член коллектива не будет подчиняться требованиям, обычаем, которые введены учителем и поддержаны существующим в коллективе общественным мнением. Такая организация коллектива класса практически ставит ребенка перед необходимостью усвоения норм и правил общественного поведения, общественной морали.
То есть, у ребенка в школьном коллективе формируются непосредственно моральные чувства и моральные убеждения, позволяющие ему ориентироваться и поступать правильно в сложных ситуациях. Это у них воспитываются чуткость к товарищам, организованность и дисциплинированность.
Правильная организация совместной деятельности учащихся на уроке, основанная на единстве требований, формирует отношение каждого ученика к своему делу как части общего дела класса, учит обдумывать свои действия, планировать их, предусматривать возможные последствия, совместно стремиться к цели, воспитывает взаимную поддержку в процессе выполнения учебной работы и в то же время требовательность друг к другу, приучает критически относиться к себе, оценивать свой личный успех или неудачу с позиций общей работы класса.
В итоге возникает у детей чувство долга и ответственности, чувство чести и товарищеской солидарности, а также испытывается и закрепляется такое ценное качество человека, как умение подчинять личные интересы общественным, умение считаться с потребностями и желаниями других людей.
Необходимо помнить, что особенно важным в формировании воли является пример родителей и всех взрослых, окружающих ребенка, в том числе и учителя. Так же необходимо использование рассказов и бесед, направленных на сознание ребенка с целью формирования у него убеждений о необходимости воли и всех волевых качеств в жизни человека любого возраста.
Большое значение в формировании и закаливании волевых свойств имеют физкультура и спорт. Спортивная деятельность как бы «в чистом виде» показывает каждому, что достижения личности прямым образом зависят от ее волевой активности. Упражняешься специально в том или ином виде спорта легче становится преодолевать утомляемость, страх, становится яснее ум, организованнее чувства, исчезают мучительные затруднения в переключении активности с одной деятельности на другую.
Таким образом, в психологии и педагогике накоплен огромный теоретический и практический опыт формирования волевых качеств младших школьников, знакомство с которым позволит практикующим учителям начальной школы совершенствовать процесс волевого развития учащихся.
Источник
Формирование воли у детей дошкольного возраста
Татьяна Титова
Формирование воли у детей дошкольного возраста
Часто мы задумываемся о том, как помочь ребенку — дошкольнику войти в сложный процесс социально-эмоциональных отношений, в котором нужно сформировать у дошкольника чувство уверенности в себе, научить осознанно воспринимать эмоциональное состояние свое и окружающих, а также научить ребенка выстраивать отношения во взаимодействии с другими.
Только на основе эмоционального опыта у детей развивается социальная восприимчивость, то есть способность понимать и учитывать не только свои чувства и желания, но и чувства других, способность к формированию адекватной реакции на различные жизненные ситуации. А это, в свою очередь позволяет сформировать понимание собственного «Я», оказывает помощь в формировании адекватной самооценки. Без волевого усилия все сказанное выше не произойдет.
Воля – это сознательное регулирование человеком своего поведения и деятельности, выраженное в умении преодолевать трудности при достижении цели. (г. А. Урунтаева). Волевое действие образуется побуждением к действию, осознанием и борьбой мотивов, принятием решений и исполнением.
Ребенок действует импульсивно и ситуативно, действует не задумываясь, спонтанно.Учитывается лишь: «Я хочу» или «Я не хочу». Волевое действие складывается постепенно, когда ребенок овладевает планированием, целеполаганием, самоконтролем. Начинается оно с постановки цели.
Дошкольник осваивает целеполагание, где важна самостоятельность, инициатива. Самым важным для волевого действия является свободный выбор цели, своего поведения, определяемый не внешними обстоятельствами, а мотивированный самим ребенком. Мотив, побуждая детей к деятельности, объясняет, почему выбрана та или иная цель (Л. С. Выготский).
В дошкольном возрасте складывается соотношение мотивов друг с другом — их соподчинение. Выделяется ведущий мотив, который определяет поведение дошкольника, подчиняя себе другие мотивы. На основе соподчинения мотивов появляется возможность сознательно подчинять свои действия отдаленному мотиву (А. Н. Леонтьев). Например, угостить конфетой, чтобы порадовать друга. Соподчинение мотивов происходит на основе их борьбы и появляется тогда, когда этого требуют объективные обстоятельства. Например, может отказаться от чего-то приятного, чтобы достичь более важного.
Поведение ребенка зависит от ситуации, теряет свою непосредственность, мотивом становится нравственная норма.
Мотивы поведения напрямую связаны с общением со взрослыми, отношением к окружающему миру, другим людям и самому себе, имеют разную побуждающую силу к действию.
В дошкольном детстве у ребят развивается интерес к новым, более важным видам деятельности (чтению и счету, что вызвано формированием предпосылок учебной деятельности, познавательные мотивы все больше отделяются от игровых.
В сфере отношения к самому себе у дошкольника резко возрастает стремление к самоутверждению и признанию.
Мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание, выражаются в соперничестве, в желании быть лучше.
Если мотивы, связанные с притязанием ребенка на признание среди взрослых и детей, не удовлетворяются, если ребенка постоянно ругают или не замечают, обижают, у него могут проявляться асоциальные формы поведения. Ребенок стремится с помощью негативных поступков обратить на себя внимание других людей.
Общение со сверстниками очень сильный мотив. Ребенок часто отказывается от своих личных интересов для того, чтобы поддержать контакты.
А также важно стремление приобщиться к миру взрослых, действовать, как взрослый, не всегда осознавая средства достижения своих целей и часто нарушая правила общепринятых норм. Научиться действовать не только ради получения поощрения или избежания наказания, но и по моральным установкам – более совершенный волевой показатель.
Хорошо, когда социальные требования превращаются в потребности самого ребенка. Но на протяжении всего дошкольного возраста ребенок совершает много импульсивных действий под влиянием сильных эмоций. Трудно преодолеваются мотивы, связанные с органическими потребностями, наиболее ярко конфликт возникает между общественными и личными мотивами, выбор между ними остро переживается ребенком.
Дошкольник способен прилагать волевое усилие для достижения цели. Развивается целенаправленность как волевое качество и важная черта характера.
Показателями произвольности общения выступают отношения к просьбам и заданиям взрослого, умение их принять и выполнять по предложенным правилам. Осознанность и опосредованность — это главные характеристики произвольности. Умение планировать свою деятельность формируется только при обучении со стороны взрослого. Осознание собственных действий позволяет дошкольнику управлять своим поведением, преодолеть его импульсивность.
О сформированных произвольных действиях можно судить прежде всего по активности и инициативности самого ребенка. На основе самооценки и самоконтроля, возникает само регуляция собственной деятельности. Потребность в самоконтроле появляется, если ребенок встречается с трудностями и у него возникает сомнение в правильности выполняемой работы.
Выходит, формирование воли начинается с целеполагания, соподчинения мотивов, планирования, самоконтроля в деятельности и поведении; Произвольности в сфере движений, действий, познавательных процессов и общения со взрослыми.
Формирование словаря у детей дошкольного возраста «Формирование словаря у детей дошкольного возраста». Проблемы и задачи развития речи детей дошкольного возраста были актуальны всегда. Во.
Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста «Формирование фонематического восприятия у детей дошкольного возраста». ФОНЕМАТИЧЕСКОЕ ВОСПРИЯТИЕ- это способность различать фонемы родного.
Формирование гендерной принадлежности у детей дошкольного возраста Актуальность. В настоящее время центральным направлением в педагогике является личностно-ориентированный подход к каждому ребенку. В дошкольном.
Консультация «Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста» Формирование гражданственности у детей дошкольного возраста. Быть гражданином – значит сознательно и активно выполнять гражданские обязанности.
Формирование моральных качеств у детей дошкольного возраста ФОРМИРОВАНИЕ МОРАЛЬНЫХ КАЧЕСТВ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Доклад-презентация заведующего МДОУ «Ясли-сад № 175 г. Донецка» Потий Е. Н. «Детство.
Формирование основ безопасности у детей дошкольного возраста Задача педагогов и родителей состоит в том, чтобы оберегать и защищать ребёнка, в том, чтобы подготовить его к встрече с различными сложными.
Формирование представлений о семье детей дошкольного возраста Человек, прожив малую долю своей жизни с мамой, папой, братом, сестрой начинает задумываться о будущем, о своём уголке, о своём мире – о.
Формирование представлений о семье у детей старшего дошкольного возраста в возраста в контексте ФГОС Наиболее специфической характеристикой личности является система её отношений к окружающему миру и особенности ее поведения в дальнейшем.
Опыт работы «Формирование толерантности у детей дошкольного возраста» УДК 373.2 ФОРМИРОВАНИЕ ТОЛЕРАНТНОСТИ У ДЕТЕЙ ДОШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА Пугачёва Тамара Евгеньевна, МБДОУ Д/с «Теремок» комбинированного вида.
Эссе «Становление воли у ребенка дошкольного возраста» Становление воли у ребенка дошкольного возраста происходит в зависимости от ведущего вида их деятельности, в основном это игры. Ребенок.
Источник