Способы развить память и внимание ребенка
Елена Жалыбина
Способы развить память и внимание ребенка
Развивать память и внимание у ребенка лучше с дошкольного возраста. Здесь важно руководствоваться простыми принципами. Существует немало способов развития памяти – некоторые упражнения используются десятки лет, успешно помогая детям в достижении поставленных задач. Но о том, как развивать память и внимание у школьника или дошкольника, родители порой не знают.
Занятия должны быть регулярными, систематическими, в тренировки памяти надо включать повторяющиеся и новые упражнения. Рекомендуемая продолжительность непрерывных занятий – 10-15 минут. Тренировка памяти у детей не должна занимать больше времени, иначе занятия станут скучными. Избегайте принуждения! Процесс обучения направлен на формирование навыков наиболее естественным для ребенка путем – через развлечение, игру.
Вот несколько полезных метод.
Метод 1. Чтение и пересказ
Этот способ работает с самых ранних лет. Родители постоянно разговаривают с малышом, обсуждают происходящее на улице, в детском саду. Просят рассказать происходившее в подробностях. Подробности нужны для того, чтобы малыш активно использовал память. Также детям читают, после чтения обсуждая запомнившееся. В 5-6 лет уже можно заучивать с дошкольником стихи и отрывки из любимых книг. Такой метод развития нагружает все виды памяти:
-зрительную память;
-слуховую память (запоминание наизусть стихов, прочитанных родителем);
Двигательная память может развиваться во время физических занятий, при рисовании, записывании. Однако она же тренируется, когда ребенок рассказывает, что он делал, как двигался, куда ходил.
Метод 2. Найди отличие
Зрительная память отлично развивается на этапе, когда ребенок еще не читает, но уже активно интересуется картинками. Предложите ему две картинки с отличиями. Поиск отличий увлекает и вызывает азарт. При этом ребенок запоминает обе картинки, уделяет много времени деталям, отчего его способность к концентрации внимания выходит на новый уровень развития. Также стоит собирать пазлы, сначала простые, постепенно переходя к более сложным.
Младших школьников тренируют с помощью списков. Игра в продавца и покупателя – яркий пример такой тренировки. Родитель записывает покупки в два разных списка, а ребенок должен найти отличия.Вариант игры: ребенок запоминает пункты из первого списка, потом ему дают второй список, и нужно найти отличия без первой бумажки. Игру можно модифицировать как угодно, главное – чтобы не было скучно.
Метод 3. Придуманные истории
Ребенку рассказывают истории про героя, который попадает в разнообразные приключения. Потом слушатель должен рассказать, в каких ключевых местах побывал герой, что с ним происходило, кого он встретил. Этот метод развивает слуховую память и внимание. Без внимательности невозможно запомнить детали. Возможно, сначала у ребенка все получится не очень хорошо, но со временем результаты будут улучшаться.
Аналог этого метода – рисование по памяти. Тренировка также развивает внимательность, но упор сделан на зрительной памяти. Покажите ребенку рисунок и попросите по памяти нарисовать, что на нем было изображено. Даже если сам рисунок получится не очень хорошо, ничего страшного. Главное – насколько хорошо запомнились детали.
Метод 4. Что изменилось?
На столе стоят различные предметы. Ребенок осматривает стол и запоминает их, после чего на минутку выходит. За это время на столе происходят небольшие перемены. Ребенку надо заметить, что изменилось. Чтобы родителю самому не запутаться, можно сделать фото стола на смартфон. Самые сложные перестановки – когда похожие фигуры меняются местами. Со временем ребенок научится быть предельно внимательным к таким мелочам. В школе развитое внимание и память станут гарантией хорошей успеваемости.
Метод 5. Угадай предмет
Игра подходит для детей до 12 лет, хотя больше она будет интересна дошкольникам. Ребенку завязывают глаза и дают в руки предмет. Он должен на ощупь угадать, что это за предмет. Дети играют в похожие игры друг с другом (например, в жмурки). Во время занятий развивается тактильная память.
Метод 6. Ментальная арифметика
Этот метод больше известен под названием “устный счет”. Занятия можно начинать в дошкольном возрасте. Устный счет помогает развивать память и внимание, способствует повышению успеваемости в точных науках. Тренировка заставляет напрягать память и создавать ассоциации. Начинать стоит с запоминания различных чисел.
В классической ментальной арифметике на первом этапе используется абакус – специальные счеты. Можно купить такие для домашних занятий и получать удовольствие. Со временем числа станут сложнее, а потребность в счетах отпадет. Ментальная арифметика – это то,чем можно заниматься где угодно: дома, в гостях, в поезде, в очереди, в машине. Даже в школе на переменах найдется время для устного счета.
Метод 7. Изучение языков
В школьном возрасте можно добавить изучение иностранного языка для укрепления памяти ребенка. Опыт показывает, что владеющие иностранными языками дети (и взрослые) не страдают расстройствами памяти, они более общительные и успешные. Не обязательно использовать именно английский, хотя знание международного языка – это большой плюс. Некоторые языки стимулируют слух, способствуют развитию нестандартного мышления. Изучение китайского, например, требует освоения системы тонов и запоминания иероглифов. При выборе иностранного языка стоит учитывать пожелания ребенка.
Метод 8. Прохождение IQ-тестов
Этот способ подойдет для школьников 5-6 классов. Для некоторых тестов требуется глубокое знание математики – они созданы для взрослых. Стоит подбирать задачи специально с учетом возраста и индивидуальных особенностей. Регулярное решение тестов и головоломок поможет вашему ребенку стать интеллектуалом.
Метод 9. Световые песочницы
Световые песочницы Smartik – комплексное решение для развития памяти и внимания. Они помогают развиваться, играя. В процессе игры ребенок развивает все виды памяти, осваивает буквы и цифры, учится рисовать песком, создавать анимацию. Песочницы подходят для дошкольников и школьников. Можно сочетать игры в песочнице с другими видами занятий. Одно из преимуществ тренажера – красочность, образность. Дети лучше запоминают яркие детали, чем скучные цифры.
Консультация «Как развить память ребенка» Как улучшить память? Существует три «закона» памяти. Первый «закон» памяти – получить глубокое яркое впечатление о том, что хотите запомнить,.
Консультация для родителей «Как развить воображение у ребенка?» В наш век высоких технологий современные дети,к сожалению, очень мало фантазируют. За них все делают телевизоры, компьютеры,планшеты. А.
Консультация для педагогов «Как развить голос, дикцию и речь» Постижение ораторского искусства — трудный и кропотливый процесс. С древних времен люди стремились познать искусство выступления перед толпой.
Консультация для родителей «Как развить интерес к лепке у детей раннего возраста» Лепка с детьми раннего и младшего дошкольного возраста — отличный способ для развития мелкой моторики рук и стимулирования речи. Для лепки.
Консультация для родителей «Как развить у ребенка память» Память у ребенка надо развивать постепенно,так как для каждого возраста имеют место различные игры и упражнения. С детьми от 1 года до.
Консультация для родителей «Как развить у ребенка способность запоминать» В сентябре за парты сядут первоклассники,учеба это первое испытание для дошкольников,а чтобы учеба не была для них в тягость,родителям.
Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» Консультация «Развиваем внимание и память через дидактические игры» «Игра имеет в жизни ребёнка такое же значение, как у взрослого — деятельность,.
Рекомендации для родителей «Советы для читающих родителей, или Как развить у детей интерес к чтению» 1. С чего начинать? Начинать нужно с собирания новых книг для детской библиотеки или с обновления имеющихся. В вашей библиотеке может быть.
Способы поддержки детской инициативы с примером проявления субъектной позиции ребенка в разных видах деятельности В Законе Российской Федерации «Об Образовании» сформулирован социальный заказ государства системе образования: воспитание инициативного,.
Стенгазета «Внимание, грипп!» Здравствуйте уважаемые коллеги!Представляю вам опыт работы с родителями,через стенгазету «Внимание Грипп!» Через стенгазету раскрыли основные.
Источник
Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста
Татьяна Капилевич
Понятие и способы развития внимания у детей дошкольного возраста
Что же такое внимание?
Внимание – это сосредоточенность деятельности субъекта в данный момент времени на каком-либо реальном или идеальном объекте.
Внимание нельзя рассматривать в качестве самостоятельного психического процесса.
Оно характеризует динамику любого психического процесса, обеспечивает селективность, избирательность протекания любой психической деятельности, любых психических процессов (познавательных, эмоциональных, волевых).
Существует несколько форм внимания.К ним относится:
Сенсорное внимание — зрительное, слуховое, тактильное и др.
Двигательное внимание — внимание, проявляющееся в моторных процессах, их осознании и регуляции.
Эмоциональное внимание привлекается эмоционально значимыми стимулами (имеет тесную связь с памятью, с процессом запечатления информации).
Интеллектуальное внимание – проявляется в интеллектуальной деятельности, т. е. — к предмету обдумывания, интеллектуальным операциям.
Проблема внимания — одна из самых сложных проблем психологии.
Хорошо изучено сенсорное и двигательное внимание. Хуже – эмоциональная и интеллектуальная его формы.
Внимание имеет внешние и внутренние проявления.
К внешним относятся: напряженная поза, сосредоточенный взгляд…
К внутренним — изменения в организме (например, учащение сердцебиения, дыхания, выделение адреналина в крови и др.)
Внимание в жизни и деятельности человека выполняет много различных функций.
Оно активизирует нужные и тормозит ненужные в данный момент психологические и физиологические процессы.
Способствует организованному и целенаправленному отбору поступающей в организм информации в соответствии с его актуальными потребностями.
Обеспечивает избирательную и длительную сосредоточенность на одном объекте или виде деятельности.
С вниманием связаны направленность и избирательность познавательных процессов.
Вниманием определяется точность и детализация восприятия, прочность и избирательность памяти, направленность и продуктивность мыслительной деятельности.
Существует несколько видов внимания.А именно:
Природное внимание дано человеку с самого рождения в виде врождённой способности избирательно реагировать на внешние или внутренние стимулы, несущие в себе элементы информационной новизны.
Социально-обусловленное внимание складывается прижизненно в результате обучения и воспитания.
Непосредственное внимание – оно не управляется ничем, кроме того объекта, на который оно направлено и который соответствует актуальным интересам и потребностям человека.
Опосредованное внимание регулируется с помощью специальных средств (жестов, слов и тд.)
Непроизвольное внимание не связано с участием воли. Это то внимание, с которым человек рождается. Оно не требует усилий для того, чтобы удерживать в течение определённого времени, сосредотачивать на чём-то внимание, а произвольное внимание обладает всеми этими качествами.
Произвольное внимание обязательно включает волевую регуляцию и формируется по мере становления всех психических функций. Это социально опосредованный вид внимания.
Чувственное внимание связано с эмоциями и избирательной работой органов чувств.
Интеллектуальное внимание связано с сосредоточенностью и направленностью мысли.
Об уровне развития вниманияговорит сформированность его свойств:
концентрации; устойчивости; распределения и переключения.
Концентрация определяется тем, насколько человек углублён в работу.
Устойчивость. Её показателем выступает время сосредоточения на объекте и количество отвлечений от него.
Переключение проявляется при переходе от одного объекта или деятельности к другому.
Распределение имеет место тогда, когда человек выполняет одновременно несколько действий (например: рассказывает стих, перемещаясь по комнате).
Внимание является условием успешного осуществления любой деятельности как внешней, так и внутренней, а его продуктом – её качественное выполнение.
Противоположностью внимания является рассеянность. Это состояние, когда человек ни на чём основательно и долго удерживать внимание не может, всё время отвлекается посторонним, причём ничто не привлекает к себе надолго его внимания, а сейчас же уступает своё место чему-либо другому.
Развитие внимания у дошкольников.
Развитие внимание у дошкольников связано с тем, что с каждым последующим годом изменяется организация жизни детей.
Они осваивают новые виды деятельности (игровую, трудовую, продуктивную).
Ребёнок направляет свои действия под влиянием взрослого (воспитателя, родителя, педагога, который всё чаще говорит дошкольнику: «Будь внимателен», «Слушай внимательно», «Смотри внимательно».
Выполняя требования взрослого, ребёнок должен управлять своим вниманием.
Развитие произвольного внимания связано с усвоением средств управления им.
Первоначально – это внешние средства, указательный жест, слово взрослого.
В старшем дошкольном возрасте таким средством становится речь самого ребёнка, которая приобретает планирующую функцию (например: «Я хочу посмотреть сначала обезьян, а потом крокодилов», — говорит ребёнок по дороге в зоопарк. Он намечает цель «посмотреть», а затем внимательно рассматривает интересующие его объекты).
Таким образом, развитие произвольного внимания тесно связано не только с развитием речи, но и с пониманием значения предстоящей деятельности, осознанием её цели.
Развитие произвольного внимания также связано с освоением норм и правил поведения, становлением волевого действия (например: ребёнку хочется присоединиться к игре других детей, но нельзя. Он сегодня дежурный. Сначала надо помочь взрослому накрыть на стол. Ребёнок сосредотачивается на выполнении этой задачи.
Постепенно его привлекает сам процесс дежурства, ему нравится, как он красиво расставляет приборы. И волевых усилий для поддержания внимания уже не требуется.
Важным значением для развития внимания дошкольников имеет режим дня. Он создаёт опорные точки в жизни детей, служит внешним средством её организации; облегчает переключение, распределение и концентрацию внимания.
Главную роль в помощи развития внимания у детей играет, конечно, взрослый (родитель, воспитатель и т. д.)
На всём протяжении дошкольного детства детей притягивает эмоционально насыщенный материал.
Взрослый, помня об этом, должен создать зону положительных переживаний, тем самым вызывая и поддерживая внимание детей.
При изучении нового материала большое значение имеют способы его подачи. Это всегда нужно учитывать!
Внимание детей привлекает рассказ педагога, воспитателя, родителя, который отличается живостью, динамичностью.
Также для детей очень важно понимать то, о чём им говорят, что это обозначает.
Большое значение для привлечения и удержания внимания имеет активность детей. Надо стараться сделать так, чтобы они были не пассивными слушателями и зрителями, а ещё и действовали сами, т. е. задавали вопросы, интересовались, делали собственные умозаключения и т. д.
Огромную роль в развитии внимания детей-дошкольников выполняет игра, как основной вид деятельности в этом возрасте.
В игре развивается не только интенсивность и концентрированность внимания, но и его устойчивость.
Игры и упражнения, включающие в себя умственную и двигательную активность, требуют от ребёнка переключения, распределения и сосредоточенности внимания.
Ну и конечно взрослые должны помнить, что важным условием внимания является: общий культурный уровень детей; расширение их познавательных интересов; увеличение круга представлений; обогащение знаниями, умениями и навыками; общая осведомлённость и широта кругозора.
В. А.Сухомлинский писал: «Внимание маленького ребёнка – это капризное «существо». Оно кажется мне пугливой птичкой, которая улетает подальше от гнезда, как только стремишься приблизиться к нему. Когда же удалось, наконец, поймать птичку, то удержать её можно только в руках или в клетке. Не ожидай от птички песен, если она чувствует себя узником. Так и внимание маленького ребёнка: если ты держишь его как птичку, то оно плохой твой помощник».
Исходя из выше сказанного,можно сделать следующее заключение: конечно развитие внимания у детей-дошкольников во многом зависит от нас — взрослых, непосредственно от нашего участия в этом процессе. Так как он требует большого терпения, квалифицированного и грамотного подхода, а главное – любви к детям, ведь это — кропотливое и продолжительное занятие, если есть желание помочь.
Советы родителям и воспитателям, которые помогут в развитии внимания у детей – дошкольников.
1. В каждое занятие включайте игры и упражнения на развитие внимания, широко представленные в литературе для педагогов и родителей.
2. Включайте в занятия с ребёнком задания,требующие довольно длительного сосредоточения: нарисовать город, построить сложный мост, послушать и пересказать сказку и т. д.
3. Предлагайте ребёнку следующее упражнение: в газете, старой книге на одной из страниц зачёркивать карандашом все буквы «а», стараясь не пропускать их (задание постепенно можно усложнить, попросив ребёнка зачеркнуть все буквы «а», обвести в кружок все буквы «б», подчеркнуть все буквы «д»).
4. Используйте дидактические игры с чётко выраженными правилами.
5. Регулярно включайте ребёнка в выполнение заданий по предварительно разработанному плану действий: можно выполнять постройки из конструктора, рисунки, орнаменты, аппликации, поделки, форму которых вы задаёте словесно или с помощью схемы.
6. Тренируйте ребёнка в пересказе рассказов, сказок по схематическому плану, составленному вами.
7.Предлагайте детям: повторять слова, цифры, предложения, сказанные вами, неоконченные фразы, которые надо закончить, вопросы, на которые нужно ответить, поощряя ребёнка, когда тот верно справляется с заданием.
8. Учите анализировать и сравнивать образец и результаты своей и чужой работы, находить и исправлять ошибки.
9. Учите переключать вниманиес помощью двигательных упражнений по команде или сигналу взрослого: прыгать, останавливаться, шагать и т. д.
10. Периодическое переключение с одного вида работы на другой, многогранная структура занятия, активная познавательная деятельность, формирование операций контроля и самоконтроля – такой подход сделает занятие интересным для ребёнка, что само по себе будет способствовать организации его внимания.
Развитие внимания у детей старшего дошкольного возраста Содержание Введение…. …. 3 Глава 1. Теоретический анализ проблем развития внимания у детей старшего дошкольного.
Методические рекомендации по развитию внимания дошкольников с задержкой психического развития Внимание в психологии — это сознательное или полусознательное сосредоточение человека на одной информации, поступающей через органы чувств,.
Источник