Порядок формирования парламентов в зарубежных странах, их структура.
Парламент – это высший орган народного представительства, выражающий суверенную волю народа, призванный регулировать важнейшие общественные отношения главным образом путем принятия законов, осуществляющий контроль за деятельностью органов исполнительной власти и высших должностных лиц. Парламент также формирует другие высшие органы государства, например в некоторых странах избирает президента, образует правительство, назначает конституционный суд, ратифицирует международные договоры, объявляет амнистию и т.д.
Парламент обычно состоит из верхней и нижней палаты. Члены нижней палаты парламента обычно называются депутатами, народными представителями, члены верхней палаты – сенаторами.
Депутаты нижней палаты парламента избираются обычно на 4-5 лет либо непосредственно гражданами, либо путем многоступенчатых выборов.
Верхняя палата формируется различными способами: путем прямых и косвенных выборов, назначения, занятия места по должности и др. Прямые выборы сенаторов гражданами предусмотрены с США, Бразилии, Италии, Японии и др. Путем косвенных выборов формируется сенат во Франции. Прямым голосованием избирается только 3-я часть сенаторов, 2-я часть назначается по конкретным представлением кандидатур, остальная часть избирается провинциальными советами заочным путем (Бельгия).
Нижняя палата и однопалатный парламент переизбираются целиком.
К верхней палате часто применяется принцип ротации: сенаторы избираются на более длительный срок и палата обновляется по частям. Во многих странах верхняя палата избирается на тот же срок, что и нижняя Парламент прекращает свои полномочия после избрания нового состава. Он может быть распущен досрочно. Парламент (палата) не может быть распущен в условиях военного или чрезвычайного положения.
Основаниям для роспуска парламента: при выражении недоверия правительству по инициативе парламента; при отказе в доверии, когда этот вопрос ставится правительством; если парламент не может сформировать
правительство в определенный срок или начать пленарные заседания; если парламент не принимает государственный бюджет в течение определенного срока; если он неоднократно лишал доверия правительство в течение установленного срока; если он не способен принимать решения; если он не выразил доверия правительству, которое он же сформировал; если неоднократно отклонял кандидатуру премьер-министра, предложенную президентом.
Классификация зарубежных парламентов.
1) Парламент – это представительный орган.
1) а) однопалатные – Дания, Люксембург, Финляндия, Парагвай, Новая Зеландия), б) двухпалатные — Вторая, или верхняя палата была введена, во-первых, для представительства аристократии и, во-вторых, для сдерживания радикализма нижней палаты. Вторая палата имеет смысл в федеративном государстве, где она представляет интересы субъектов федерации. Длительное время подавляющее большинство парламентов зарубежных стран были двухпалатными.,
2) 1. парламенты с абсолютно определенной компетенцией, для которых конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Такие парламенты не имеют права переступать границы своих полномочий, так как в противном случае суды отменят принятые ими нормативные акты (Конгресс США)
2. парламенты с абсолютно неопределенной компетенцией, т.е. те парламенты, которые юридически располагают неограниченными полномочиями и имеют право издавать законы по любому вопросу. Великобритании и Новой Зеландии, Италии, Ирландии
3.Третью группу составляют парламенты с относительно определенной компетенцией. Для таких парламентов характерна относительная подвижность границ, в пределах которых они осуществляют свои властные функции.(Индийский парламент)
Полномочия зарубежных парламентов.
Компетенция парламента — это совокупность юридически установленных полномочий, прав и обязанностей конкретного государственного органа — парламента.
В конституционно-правовой науке компетенцию парламента принято рассматривать в двух аспектах: по объему полномочий и по направления деятельности (по предмету ведения).
По объему конституционных полномочий выделяют парламента:
· 1) с неограниченной компетенцией;
· 2) с абсолютно абсолютно ограниченной компетенцией;
· 3) с относительно ограниченной компетенцией.
В ряде стран с парламентской формой правления компетенция парламента неограниченная, т.е. не существует никаких конституционных ограничений в отношении содержания законодательных актов, никаких препятствий к принятию какого бы то ни было закона. Считается, что парламент имеет право принимать закон по любому вопросу. (Новая Зеландия, Великобритания, Япония).
Парламенты с абсолютно ограниченной компетенцией характерны для тех стран, где конституции устанавливают точный перечень вопросов, являющихся объектом их законодательной деятельности. Парламент не имеет право выходить за рамки своих полномочий (Франция).
Абсолютно ограниченная компетенция парламентов во многих развивающихся странах, главным образом в бывших колониях Франции (Сенегал, Габон и др.).
Относительно ограниченная компетенция встречается в основном в некоторых федеративных и децентрализованных унитарных государствах, для парламентов которых характерна относительная подвижность границ их властных полномочий (ФРГ, Индия, Испания). Поскольку в таких государствах компетенция центральной власти конституционно ограничена правами субъектов федерации или иных территориальных образований, то соответственно парламент может действовать только в этих рамках.
В научной литературе выделяют также консультативные парламенты, которые по своему существу являются совещательными органами при монархе (Бруней, Тонга, Бутан).
Источник
Способы формирования верхних палат зарубежных парламентов
- Авторское право (4)
- Аграрное право (3)
- Адвокатура (13)
- Административное право (20)
- Арбитражный процесс (7)
- Банковское право (6)
- Бюджетное право (1)
- Водное право (1)
- Военное право (1)
- Гражданский процесс (16)
- Гражданское право (22)
- Договорное право (8)
- Жилищное право (12)
- Зарубежное право (5)
- Земельное право (7)
- Избирательное право (2)
- Инвестиционное право (1)
- Информационное право (3)
- История государства и права (18)
- Кодексы, комментарии (11)
- Коммерческое право (8)
- Конкурсное право (1)
- КОНСПЕКТЫ ЛЕКЦИЙ (32)
- Конституционное право (20)
- Корпоративное право (4)
- Криминалистика (5)
- Криминология (5)
- Международное право (16)
- Муниципальное право (5)
- Налоговое право (7)
- Наследственное право (7)
- Новости законодательства (1 012)
- Основы права (2)
- Право Евросоюза (1)
- Право интеллектуальной собственности (1)
- Право социального обеспечения (1)
- Правоведение (1)
- Правоохранительные органы Российской Федерации (3)
- Предпринимательское право (5)
- Прокурорский надзор (2)
- Римское право (9)
- Семейное право (4)
- Словари / Справочники (30)
- Страховое право (3)
- Таможенное право (5)
- Теория государства и права (11)
- Торговое право (1)
- Трудовое право (9)
- Уголовно-исполнительное право (3)
- Уголовное право (27)
- Уголовный процесс (11)
- Финансовое право (13)
- ШПАРГАЛКИ (78)
- Экологическое право (5)
- ЯИнтересное (1)
Проанализировав конституционные положения федеративных государств Европы, регулирующие порядок формирования палат парламента, состоящих из представителей субъектов федерации, можно выделить следующие способы их формирования:
1. Формирование верхней палаты парламента посредством прямых выборов (Швейцария).
Данный способ формирования весьма демократичен. Воля населения субъекта федерации никем не опосредуется. Население само определяет и отвечает за тех, кто будет отстаивать интересы их субъекта в высшем представительном органе государства. Вместе с тем этот способ формирования верхней палаты имеет ряд существенных недостатков. В результате прямых выборов верхняя палата может быть сформирована не только из людей, которые четко представляют себе интересы и потребности субъекта федерации и готовы их отстаивать в высшем представительном органе, но и из профессиональных политиков, которые, манипулируя интересами субъектов, пытаются добиться своих политических целей. Верхняя палата может превратиться в подобие нижней палаты, где интересы субъектов федерации отойдут на второй план, уступив место борьбе между различными политическими группировками.
Источник
Структура парламентов в зарубежных странах. Особенности образования верхних палат
В соответствии с концепцией разделения властей первое место среди ветвей государственной власти принадлежит законодательной.Законодательная власть осуществляется прежде всего общегосударственным представительным органом, который может иметь разные названия (национальное, народное собрание, конгресс, меджлис и т. д.), но за ним утвердилось обобщенное название «парламент», которое используется теперь в некоторых конституциях.
Для буржуазных парламентов в период их возникновения была характерна двухпалатная структура. В унитарных государствах она отразила прежде всего компромисс между стремящейся к власти буржуазией и дворянством. При этом нижние палаты формировались путем прямых выборов. Представительным нижним палатам противостояли верхние, назначаемые главой государства, либо формировавшиеся по наследственному признаку, либо образованные тем и другим путем. Такая структура парламентов более обоснованна для федераций, где верхняя палата представляет интересы субъектов федерации.
Порядок формирования парламентов часто находится в прямой зависимости от их структуры. Нижние палаты парламентов, как и однопалатные парламенты, почти всегда формируются посредством прямых выборов. Что касается формирования верхних палат, то здесь можно выделить следующие основные способы.
1. Формирование верхней палаты посредством непрямых (многостепенных или косвенных) выборов. Наиболее типичные примеры дает государственная практика Индии, Норвегии и Франции.
2. Формирование верхней палаты посредством прямых выборов, хотя и с некоторыми отличиями от той системы, которая применяется в соответствующих странах при формировании нижних палат.
Верхняя палата Конгресса США — Сенат — избирается непосредственно населением, но не по территориальным избирательным округам, как члены Палаты представителей, а от каждого штата по два сенатора. Определение результатов голосования проводится по мажоритарной избирательной системе относительного большинства.
3. Формирование верхней палаты посредством назначения в наиболее чистом виде применяется в Федеративной Республике Германии. Верхняя палата Парламента — бундесрат — состоит из членов, назначаемых правительствами земель из своего состава.
5. Формирование верхней палаты смешанным путем, при котором в разных вариантах сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Сенат Бельгии, Сенат Ирландии). Способ формирования верхней палаты парламента можно оценить лишь с учетом того, в какой степени он влияет на фактическую роль соответствующей верхней палаты как консервативного, сдерживающего начала.
Если сопоставить метод формирования верхних палат с объемом их компетенции и правовым статусом, то можно установить следующую закономерность. Чем дальше процесс формирования этих палат отстоит от избирательного корпуса, тем меньше объем их компетенции. Самые сильные и влиятельные верхние палаты (Сенат США, Сенат Италии, Палата советников Японии) избираются прямыми выборами. Слабые же верхние палаты (Палата лордов, Совет штатов Индии, бундесрат) формируются без участия избирательного корпуса.
Источник
Формирование палат парламентов
Формирование посредством непрямых (косвенных или многостепенных) выборов.
Такая практика существует, например, во Франции, где верхняя палата парламента — Сенат (состоящий из 321 сенатора) избирается на девять лет коллегиями выборщиков, в которые входят депутаты Национального собрания (нижней палаты парламента), члены генеральных советов и муниципальные советники. 2)
Формирование посредством прямых выборов.
При избрании верхней палаты действует мажоритарная система с элементами пропорционализма (в отличие от пропорциональной системы выборов низшей палаты).
Выборы в Сенат проводятся по одномандатным избирательным округам в рамках одной области. 3)
Формирование верхней палаты путем назначения в наиболее чистом виде применяется в Канаде и Германии. Верхняя палата парламента Канады (Сенат), состоящая из 104 членов, назначается генерал-губернатором по рекомендации премьер-ми- нистра. Предполагается, что сенаторы представляют ту провинцию, от которой они назначены. Для сохранения принципа равного представительства провинции разбиваются на четыре группы, каждая из которых имеет право быть представленной 24 сенаторами. 4)
Традиционный феодальный способ применяется в Великобритании. Здесь палата лордов формируется на невыборной основе. Членство в ней связано с получением дворянского титула, дающего право быть членом палаты лордов. Среди членов палаты 1195 герцогов, маркизов, графов, баронов, виконтов. Это так называемые пэры парламента. 11 членов палаты — лорды-юристы (ординарные лорды по апелляциям). Они назначаются из числа лиц, занимавших высокие судейские должности, для оказания помощи палате при решении судебных дел. 5)
Смешанный способ, при котором сочетаются элементы выборности, назначения и наследственности (Бельгия, Ирландия). 6)
Принцип ротации — в конституционном праве принцип частичного (поэтапного) обновления состава представленных органов власти.
Принцип ротации позволяет избежать резких изменений в составе депутатского корпуса, обеспечить стабильность и преемственность в работе представительного учреждения.
В некоторых странах для верхней палаты в отличие от нижней не установлен срок полномочий, ее состав обновляется по частям (в США, Аргентине, Франции и др.), что дает верхней палате существенные организационные преимущества, создает видимость непрерывности законодательной власти. Частично обновляемые верхние палаты не подлежат роспуску. К кандидатам в депутаты верхних палат предъявляются более строгие требования (более высокий возрастной ценз и др.).
Однопалатные парламенты и нижние палаты двухпалатных парламентов формируются посредством прямых выборов, т. е. почти всегда избираются непосредственно населением.
Роспуск парламента (палат) — в парламентарных государствах, а также в республиках смешанного типа один из основных элементов конституционного механизма осуществления государственной власти.
Право роспуска палаты (объявления досрочных парламентских выборов) принадлежит главе государства (хотя используется им, как правило, только по «просьбе» правительства) и служит противовесом институту парламентской ответственности правительства.
Конституции соответствующих государств обычно четко определяют перечень случаев и условий, при которых возможен роспуск парламента. Основными случаями, в которых конституциями предусматривается возможность (или даже необходимость) роспуска парламента, являются: •
невозможность формирования правительства (Болгария, Польша) или избрания президента республики (Греция); •
выражение парламентом вотума недоверия правительству (Великобритания, Словакия, Эстония); •
повторное или иное многократное выражение вотума недоверия правительству в течение определенного периода времени (Венгрия); •
неутвержденные программы правительства (Литва); •
непринятие в установленный срок предложенного правительством государственного бюджета (Польша, Эстония) и др.
Основными ограничениями возможности роспуска парламента являются следующие: —
не подлежит, как правило, роспуску верхняя палата двухпалатного парламента; —
парламент не может быть распущен в период действия чрезвычайного или военного положения (Франция, Италия, Польша); —
парламент не может быть распущен в последние шесть месяцев (или иной срок) полномочий президента государства (Италия, Литва) или первые шесть месяцев (Литва), первый год (франция) полномочий парламента; —
в ряде стран парламент не может распускаться более определенного количества раз в определенный период, например не чаше одного раза в год в Румынии и т. п.
Источник