- Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы. статья по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы) статья по русскому языку на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы.
статья по русскому языку на тему
В данной статье говориться о коммукативных универсальных учебных действиях: их видах и способах применения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sposoby_i_priemy_formirovaniya_kommunikativno_rechevyh_uud_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 21.03 КБ |
Предварительный просмотр:
Способы и приемы формирования коммуникативно-речевых УУД на уроках русского языка и литературы.
Коммуникативные УУД предполагают владение всеми видами речевой деятельности, построение продуктивного речевого взаимодействия со сверстниками и взрослыми; адекватное восприятие устной и письменной речи, точное, правильное, логичное и выразительное изложение своей точки зрения по поставленной проблеме, соблюдение в процессе коммуникации основных норм устной и письменной речи и правил русского речевого этикета.
К коммуникативным универсальным учебным действиям относятся:
— вступать в учебный диалог с учителем, одноклассниками, участвовать в общей беседе, соблюдая правила речевого поведения;
— задавать вопросы, слушать и отвечать на вопросы других, формулировать собственные мысли, высказывать и обосновывать свою точку зрения;
— строить небольшие монологические высказывания , осуществлять совместную деятельность в парах и рабочих группах
— уметь с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли;
— формировать умение объяснять свой выбор , строить фразы, отвечать на поставленный вопрос, аргументировать;
— формировать умение работать в парах и малых группах
Развитию коммуникативно – речевых УУД на уроке способствует применение следующих современных педагогических технологий: технология критического мышления, проектная деятельность, исследовательская работа, дискуссионная технология, коллективная и индивидуальная мыслительная деятельность, технологии дифференцированного обучения, в старших классах технология модульного обучения,
Типы уроков для формирования коммуникативных УУД на уроках русского языка и литературы:
интегрированный урок, урок-исследование, урок-игра, урок-праздник, урок-путешествие, урок-презентация, урок-творческая мастерская, олимпиады, интеллектуальные игры, проба пера, интеллектуальный марафон учеников
Важно, чтобы учитель формировал современный урок , где он вместе с учащимися на равных ведет работу по поиску и отбору научного содержания знания, подлежащего усвоению; только тогда знание становится личностно значимым, а ученик воспринимается учителем как творец своего знания. А значит, именно такие уроки позволяют сегодня реализовывать новые образовательные стандарты. .
Особую роль играет итог урока, так называемый этап рефлексии , я использую различные приёмы рефлексии: пятиминутное эссе; синквейны; метод незаконченного предложения; высказывание в форуме, свободное высказывание, смайлики.
Немаловажную роль в воспитании внимательного читателя играют и читательские интересы семьи, поэтому в выполнение домашнего задания можно включить родителей . Я использую такие задания как , например, прочитать рассказ, составить вопросы (составляют вместе с родителями); рассказать о любимой книге мамы , прочитать текст, ответить на вопрос (смыслового характера); составить словарь устаревших слов (по сказке Пушкина); зашифровать текст и др.
Приёмы работы и примерные задания на уроках.
. Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера». «Толстые и тонкие вопросы» развивает умение задавать вопросы, анализировать, интерпретировать текст. Например: К то. Что. Когда. Как звать. Согласны ли вы . Верно ли .
Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
Что вы почувствовали, прочитав эту часть? Какие ощущения у вас возникли?
Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
Кроме этого, важно, чтобы ребенок составлял содержательные ( по содержанию текста) и смысловые (помогающие выявить суть текста) вопросы. Это помогает лучше понять текст.
В педагогической практике выделяется несколько приемов работы с текстом.
1. Прием составления плана позволяет глубоко осмыслить и понять текст. Для построения плана целесообразно по мере чтения последовательно задавать себе вопрос «О чем здесь говорится?».
2. Прием составления граф-схемы . 3.Прием тезирования представляет собой формулирование основных тезисов, положений и выводов текста.
4. Прием составления сводной таблицы 5. Прием комментирования является основой осмысления и понимания текста и представляет собой самостоятельное рассуждение, умозаключение и выводы по поводу прочитанного текста.
6. Прием сравнения , способность видеть, как изменяется герой, оценка персонажа
7. Оценка литературного героя позволяет говорить об уровне понимания художественного
Для разнообразного контроля знаний учащихся текстов художественной литературы можно использовать игровые технологии . Например, при изучении поэмы А.С. Пушкина «Руслан и Людмила», провожу такую игру: в центре доски рисую силуэт книги, в середине пишу название поэмы, рисую стрелочки, которые отходят от рисунка, ученики должны заполнить стрелочки словами из поэмы, другие — объясняют, в каком эпизоде встречается то или иное слово. Например, слова: «шапка, меч, русалка, пещера, кольцо, доблестный, финн, Наина и т.д.»
Задание «Литературная игра»
Форма выполнения задания: работа в группах.
Литературная игра по повести М. Горького «Детство» по аналогии телепередачи «Своя игра». Формируются команды – участники игры.
Используется презентация. Игра состоит из 6 категорий вопросов:
- Биография Горького
- Кто это сделал?
- О повести “Детство”
- Угадай героя
- Для самых внимательных
- Учителя Алёши
В каждой категории по 5 вопросов с разными количествами баллов (от 5 до 60). При нажатии на слово ОТВЕТ появляются слайды с верными ответами.
Особое место в формировании УУД на уроках русского языка и литературы хотелось бы отвести театрализации к ак одной из форм групповой деятельности учащихся. Пятиклассники, к примеру, с удовольствием инсценируют басни А.И. Крылова, самостоятельно создают декорации, костюмы
На уроках русского языка можно использовать типовые задачи, нацеленные на развитие коммуникативных учебных действий. Например:
— «Поработай над своей устной и письменной научной речью. Подготовь связный рассказ на тему: «Что я знаю об имени существительном». Построить свой рассказ тебе поможет план. Помни, каждую свою мысль нужно подтвердить примером».
— «Закончи и запиши предложения с прямой речью. Пусть это будут предложения, где обращаются друг к другу сказочные герои».
— «Найди и выпиши слова, которые…. В первом предложении автор играет словами. Ты заметил? Прочитай их».[
На уроках новый материал не предлагаем в готовом виде. Приглашаем учащихся понаблюдать, сравнивать, выявить закономерность и на этом основании сделать свое открытие ново го. Также интересна игра «Давай подумаем». Ученикам предлагается подумать, чье рассуждение является правильным, либо задается вопрос «А как ты думаешь?»
На уроки материал выбираем разнообразный, интересный: например, работа с таблицами, со схемами, со словарем, кроссворды, выбор правильного варианта написания
. Вначале формулируется задача.
Задание. К какой части речи относится выделенное слово? Докажите. Спишите, расставляя знаки препинания в диалоге.
Часовой! Который час?
Первый ваше благородье!
Часа с полтора ваше благородье.
Затем предлагается выполнить стимулирующее задание, оцениваются результаты операций, поощряются правильные решения, анализируются ошибки. Если в структуре запрограммирован поэтапный контроль, то проанализировать выполнение, не допустив при этом ошибок, смогут и сами ученики. С этой целью им предлагается карточка № 1.
Часовой– имя существительное, потому что.
Карточки самоконтроля, содержащие решение одного действия, готовятся заранее для каждого ученика. Ученик, не сумевший выполнить первое действие, обращается самостоятельно к карточке № 2 и с ее помощью овладевает необходимым операционным умением.
Часовой – имя существительное, потому что:
1) обозначает предмет (кто?);
2) относится к мужскому роду, а также имеет морфологические признаки. ;
3) является обращением.
Поэтапное решение этой задачи формирует у школьников учение сопоставлять части речи, их морфологические признаки, использовать внутрипредметные связи для доказательства и самоконтроля. В результате формируются различные УУД, совершенствуется речевая компетентность, слабые дети могут почувствовать себя гораздо увереннее, если будет возможность использовать «подсказку» из карточки №2.
Большие возможности для формирования коммуникативно – речевых УУД дают ИКТ. С их помощью дети создают презентации к уроку, работают со словарями, биографическим материалом писателей и т.д. Я широко использую ИКТ на уроках развития речи, например, при подготовке к сочинению по картине. На последнем слайде презентации к уроку располагается лучшее сочинение, которое выбирают сами ученики, оценив работу одноклассников по заранее обговоренным критериям.
монологическую речь помогают развивать и такие задания как «Третье лишнее», «Зоркий глаз» ( на формирование орфографической зоркости с одновременным проговариванием своих действий), ученические диктанты (диктовка ведется самими учениками).
Формирование коммуникативно – речевых навыков осложняется еще и тем, что дети имеют разный уровень речевого развития и освоения учебного материала. В этом случае можно обратиться к технологии дифференцированного обучения. Для этого учитель продумывает разноуровневые задания, предлагает ребенку самостоятельно выбрать упражнения (например, задания такого типа: прочитайте правило, найдите в словах для справок примеры для иллюстрации этого правила; в словах выделены приставки(раз-, рас-), подчёркнута первая буква корня, сформулируйте правило, которое будете использовать при написании подобных слов; даны две группы слов (по правилу «Правописание приставок на –з, -с»), по какому признаку они сгруппированы? Прочитайте правило, проверьте, верно ли вы рассуждали.)
2. Задание «Игра «Вопрос – ответ»
Перед уроком контроля дети получают домашнее задание составить определённое количество вопросов по пройденной теме. Содержание вопросов просматривается учителем. На уроке контроля дети работают в парах. Один задаёт вопрос , другой – отвечает. Ответил — задаёт свой вопрос. Если нет, то консультант сам отвечает и задаёт следующий вопрос. Каждый ответ оценивается одним баллом. Таким образом дети подсчитывают полученные баллы и оценивают свои знания. Выявляется в классе консультант поданной теме для помощи слабоуспевающим.
Итак, наша главная цель сегодня – научить учащихся «умению учиться», обеспечить любому ребенку в России тот уровень развития, который позволит ему быть успешным при обучении не только в школе, но и в течение всей жизни.
Источник
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
статья по русскому языку на тему
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
formirovanie_uud_na_urokah_russkogo_yazyka_i_literatury.docx | 27.05 КБ |
Предварительный просмотр:
Учитель русского языка и литературы Тимошенко Н.А.
МБОУ «СОШ №3» г. Тарко-Сале Пуровского района
Формирование универсальных учебных действий
на уроках русского языка и литературы (из опыта работы)
Особенность современного мира заключается в том, что он меняется все более быстрыми темпами. Каждые десять лет объем информации удваивается. В результате знания, которые учащиеся получили в школе, через некоторое время устаревают и нуждаются в коррекции, а человек оказывается в сложной ситуации, ведь его не научили в школе «умению учиться», а только дали определенный набор знаний, который стремительно устаревает в наш век информационных технологий. Поэтому результаты обучения не в виде конкретных знаний, а в виде умения учиться становятся сегодня все более востребованными.
В связи с этим приоритетным направлением становится обеспечение развивающего потенциала новых образовательных стандартов.
ФГОС нового поколения на всех ступенях образования выдвигает в качестве приоритетного личностно-ориентированный, системно-деятельностный подход, определяющий структуру деятельности учащихся, а также основные психологические условия и механизмы процесса усвоения знаний. Развитие личности в системе образования обеспечивается прежде всего формированием универсальных учебных действий (УУД). Под универсальными учебными действиями понимают умение учиться, т. е. способность субъекта к саморазвитию и самосовершенствованию путём сознательного и активного присвоения нового социального опыта.
Выделяют следующие виды универсальных учебных действий:
- личностные;
- регулятивные;
- познавательные;
- коммуникативные.
Безусловно, что на уроке в равной мере должны быть реализованы все четыре вида действий. Каждый школьный предмет обладает своей уникальной спецификой. Соответственно, формирование универсальных учебных действий должно реализовываться в соответствии с этими особенностями.
Важным качеством современных детей стоит назвать сильное ощущение своего «Я» в мире. Следствием этого является свободное и независимое поведение.
В эпоху Интернета у школьников возникает «клиповое мышление», требующее динамичной и дозированной подачи материала в форме гипертекста. При клиповом мышлении окружающий мир превращается в мозаику разрозненных, мало связанных между собой фактов. В связи с этим учащиеся с трудом могут разобраться в теме и основной идее текста, воспринимают художественное произведение поверхностно, не видят подтекста и глубинного смысла.
Сегодня подростки все больше времени проводят у экранов ТВ и компьютеров. С пеленок окруженные электроникой школьники прекрасно ориентируются в новых технологиях и нетерпимо относятся к технической некомпетентности других. Отношение к использованию новых информационных технологий носит у подростков прагматичный характер: они «добывают», «скачивают» информацию. Информация воспринимается ими как ничья, они не смотрят авторов найденной информации. Произведения художественной литературы остаются в их сознании вне автора и времени создания повести или романа, а вместе с этим отходит на задний план хронологический аспект анализа. Индивидуальный прагматизм очень быстро завоевывает позиции в сознании школьников. Учащиеся «учат» только те предметы, которые нужны им для дальнейшей жизни.
Современные школьники ожидают, что все занятия будут легкими и увлекательными. Учащиеся хотят получать хорошие отметки при минимуме усилий.
В целом современный школьник – деятельный участник социокультурного образовательного пространства современной школы, активность которого обусловлена состоянием успешности в той или иной сфере деятельности.
Русский язык как учебный предмет – основа образования школьника. Открывая доступ к получению знаний по всем другим предметам школьного курса, формируя необходимые для образования и самообразования умения и навыки, сам предмет «русский язык» имеет большое познавательное значение. Именно он подводит детей к пониманию такого важного явления действительности, как язык, к осознанию основных языковых средств (фонетических, лексических, грамматических). На уроках русского языка дети овладевают четырьмя разновидностями речи: чтение, письмо, говорение, аудирование. Здесь школьники осознают отношение формы и значения, развивают логическое мышление, получают представление о развитии языка, знакомятся с новыми и устаревшими словами и др.
На уроках русского языка решаются серьёзные воспитательные задачи, у детей возникает чувство гордости за прекрасный и могучий русский язык; развитие умения анализировать ведёт к ответственному отношению в выборе слов, к правильности и грамотности речи.
Специфика русского языка как учебного предмета заключается в том, что, во-первых, он является предметом обучения, во-вторых, средством изучения всех остальных школьных предметов. Ведущее направление в изучении русского языка – развитие всех форм мыслительной и речевой деятельности школьников с опорой на чувство языка и максимальное использование связных текстов.
Литература – базовая учебная дисциплина, формирующая духовный облик и нравственные ориентиры молодого поколения. Ей принадлежит ведущее место в эмоциональном, интеллектуальном и эстетическом развитии школьника, в формировании его миропонимания и национального самосознания, без чего невозможно духовное развитие нации в целом. Специфика литературы как школьного предмета определяется сущностью литературы как феномена культуры: литература эстетически осваивает мир, выражая богатство и многообразие человеческого бытия в художественных образах. Она обладает большой силой воздействия на читателей, приобщая их к нравственно-эстетическим ценностям нации и человечества.
Основу содержания литературы как учебного предмета составляют чтение и текстуальное изучение художественных произведений, составляющих золотой фонд русской классики. Каждое классическое произведение всегда актуально, так как обращено к вечным человеческим ценностям. Школьник постигает категории добра, справедливости, чести, патриотизма, любви к человеку, семье; понимает, что национальная самобытность раскрывается в широком культурном контексте. Целостное восприятие и понимание художественного произведения, формирование умения анализировать и интерпретировать художественный текст возможно только при соответствующей эмоционально-эстетической реакции читателя. Ее качество непосредственно зависит от читательской компетенции, включающей способность наслаждаться произведениями словесного искусства, развитый художественный вкус, необходимый объем историко- и теоретико-литературных знаний и умений, отвечающий возрастным особенностям учащегося.
Освоение литературы как учебного предмета — важнейшее условие речевой и лингвистической грамотности учащегося. Литературное образование способствует формированию его речевой культуры.
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно-смысловую ориентацию обучающихся (умение соотносить поступки и события с принятыми этическими принципами, знание моральных норм и умение выделить нравственный аспект поведения) и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях.
Применительно к учебной деятельности следует выделить три вида личностных действий:
- личностное, профессиональное, жизненное самоопределение;
- смыслообразование, т.е. ученик должен задаваться вопросом: какое значение и какой смысл имеет для меня учение?- и уметь на него отвечать.
- нравственно-этическая ориентация, в том числе и оценивание усваиваемого содержания (исходя из социальных и личностных ценностей), обеспечивающее личностный моральный выбор.
К личностным УУД относятся:
- положительное отношение к учению, к познавательной деятельности;
- желание приобретать новые знания, умения, совершенствовать имеющиеся;
- осознавать свои трудности и стремиться к их преодолению;
- осваивать новые виды деятельности;
- участвовать в творческом, созидательном процессе;
- осознание себя как индивидуальности и одновременно как члена общества, признание для себя общепринятых морально-этических норм, способность к самооценке своих действий, поступков;
- осознание себя как гражданина, как представителя определённого народа, определённой культуры, интерес и уважение к другим народам;
- стремление к красоте, готовность поддерживать состояние окружающей среды и своего здоровья.
На уроках русского языка личностные УУД развиваются благодаря текстам, данным в учебниках, презентациях, на заранее подготовленных карточках, при написании сочинений и изложений. Эти тексты могут быть нравственного, морального, патриотического, этического и другого содержания. Тем самым развиваются и формируются личностные действия, направленные на осознание и принятие жизненных ценностей, которые позволяют найти своё место в жизни, ориентироваться в моральных нормах. Приступая к выполнению этих упражнений, к анализу данных текстов, дети с помощью учителя дают нравственную оценку содержанию этих упражнений.
Для формирования личностных универсальных учебных действий используются следующие виды заданий:
- участие в проектах;
- творческие задания;
- зрительное, моторное, вербальное восприятие музыки;
- мысленное воспроизведение картины, ситуации, видеофильма;
- самооценка события, происшествия;
- дневники достижений.
Для формирования личностных универсальных учебных действий на уроках литературы можно использовать следующие приёмы:
- Дай себе помочь.
- Выход за пределы.
- Отсроченная реакция.
- Лови ошибку.
- Театрализация.
- Вопрос к тексту.
- Диалог с автором.
- Комментированное чтение.
- Идеальное задание.
Регулятивные УУД обеспечивают обучающимся организацию своей учебной деятельности. К ним относятся:
- целеполагание как постановка учебной задачи на основе соотнесения того, что уже известно и усвоено учащимися, и того, что еще неизвестно;
- планирование – определение последовательности промежуточных целей с учетом конечного результата; составление плана и последовательности действий;
- прогнозирование – предвосхищение результата и уровня усвоения знаний, его временных характеристик;
- контроль в форме сличения способа действия и его результата с заданным эталоном с целью обнаружения отклонений и отличий от эталона;
- коррекция – внесение необходимых дополнений и коррективов в план и способ действия в случае расхождения эталона, реального действия и его результата; внесение изменений в результат своей деятельности, исходя из оценки этого результата самим обучающимся, учителем, товарищами;
- оценка – выделение и осознание обучающимся того, что уже усвоено и что еще нужно усвоить, осознание качества и уровня усвоения; оценка результатов работы;
- саморегуляция как способность к мобилизации сил и энергии, к волевому усилию (к выбору в ситуации мотивационного конфликта) и преодолению препятствий.
Для формирования регулятивных универсальных учебных действий возможны следующие виды заданий:
- «преднамеренные ошибки»;
- поиск информации в предложенных источниках;
- взаимоконтроль;
- взаимный диктант;
- диспут;
- заучивание материала наизусть в классе;
- «ищу ошибки»;
- контрольный опрос на определенную проблему.
Методические приемы для формирования регулятивных действий
на уроках литературы
- З-Х-У (знаем, хотим узнать, узнали и осталось узнать).
- Инсерт.
- Создай паспорт.
- Зигзаг.
- Рюкзак.
- Вопрос к тексту.
- Задания-ловушки.
- Обоснованный отказ от выполнения заданий.
- Многоступенчатый выбор.
- Создание «помощника» для проверки работы.
Познавательные УУД включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации; применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение как осмысление цели чтения и выбор вида чтения в зависимости от цели; извлечение необходимой информации из прослушанных текстов различных жанров; определение основной и второстепенной информации; свободная ориентация и восприятие текстов художественного, научного, публицистического и официально-делового стилей; понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера.
Логические универсальные действия:
- анализ объектов с целью выделения признаков (существенных, несущественных);
- синтез – составление целого из частей, в том числе самостоятельное достраивание с восполнением недостающих компонентов;
- выбор оснований и критериев для сравнения, сериации, классификации объектов;
- подведение под понятие, выведение следствий;
- установление причинно-следственных связей, представление цепочек объектов и явлений;
- построение логической цепочки рассуждений, анализ истинности утверждений;
- доказательство;
- выдвижение гипотез и их обоснование.
Постановка и решение проблемы:
— самостоятельное создание способов решения проблем творческого и поискового характера.
Для формирования познавательных универсальных учебных действий целесообразны следующие виды заданий:
- сравни;
- «найди отличия» (можно задать их количество);
- «на что похоже?»;
- поиск лишнего;
- «лабиринты»;
- упорядочивание;
- «цепочки»;
- хитроумные решения;
- составление схем-опор;
- работа с разного вида таблицами;
- составление и распознавание диаграмм;
- работа со словарями.
Методические приемы для формирования познавательных действий
на уроках литературы
- Прием моделирования.
- Удивляй.
- Фантастическая добавка.
- Пересечение тем.
- Дай себе помочь.
- Повторяем с контролем.
- Опрос «по цепочке».
- Опрос-итог.
- Игры-тренинги.
- Да и нет.
- Хорошо – плохо.
- Точка зрения.
- Многоэкранная схема.
Коммуникативные УУД обеспечивают социальную компетентность и учет позиции других людей, партнеров по общению или деятельности, умение слушать и вступать в диалог; участвовать в коллективном обсуждении проблем; интегрироваться в группу сверстников и строить продуктивное взаимодействие и сотрудничество со сверстниками и взрослыми.
К коммуникативным действиям относятся:
- планирование учебного сотрудничества с учителем и сверстниками – определение цели, функций участников, способов взаимодействия;
- постановка вопросов – инициативное сотрудничество в поиске и сборе информации;
- разрешение конфликтов – выявление, идентификация проблемы, поиск и оценка альтернативных способов разрешения конфликтов, принятие решения и его реализация;
- управление поведением партнера – контроль, коррекция, оценка его действий;
- умение с достаточной полнотой и точностью выражать свои мысли в соответствии с задачами и условиями коммуникации; владение монологической и диалогической формами речи в соответствии с грамматическими и синтаксическими нормами родного языка, современных средств коммуникации.
Для формирования коммуникативных универсальных учебных действий можно предложить следующие виды заданий:
- составь задание партнеру;
- представь себя в роли учителя и составь задание для класса;
- составь рассказ от имени героя;
- составь рассказ от имени неодушевленного предмета (например, от имени школьной парты, от имени разделительного мягкого знака и т.п.);
- отзыв на работу товарища;
- групповая работа по составлению кроссворда;
- «отгадай, о ком говорим»;
- диалоговое слушание (формулировка вопросов для обратной связи);
- «подготовь рассказ. »;
- «опиши устно. »;
- «объясни. » и т. д.
Для формирования коммуникативных УУД целесообразно использовать приемы, направленные на осмысление содержания текста: «Чтение с остановками», «Чтение с пометками», «Составление кластера».
«Чтение с остановками» открывает возможности целостного видения произведения.
- Какие ассоциации вызывают у вас имена, фамилии героев?
- Что вы почувствовали, прочитав эту часть. Какие ощущения у вас возникли?
- Какие ваши ожидания подтвердились? Что было неожиданным?
- Как вы думаете, чем закончится рассказ? Как вы бы его закончили?
- составление кластера;
- дискуссия;
- групповая форма работы;
- проектная и исследовательская деятельности;
- театрализация;
- рефлексия;
- портфолио;
- создание учащимися литературных произведений.
Таким образом, модернизация образования ставит перед учителем задачу переосмысления своей педагогической деятельности, пересмотра подходов и методов преподавания, использования комплекса средств, формирующих универсальные учебные действия, которые помогут школьнику стать полноценной социальной личностью, стремящейся реализовать свои возможности, способной делать осознанный и ответственный выбор.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО
В соответствии с ФГОС ООО учитель на уроке должен способствовать формированию УУД (личностных, регулятивных,коммуникативных,познавательных). Опыт работы по данному направлению частично изложен в стать.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В Федеральном государственном образовательном стандарте основного общего образования большое внимание отводится формированию универсальных учебных действий. В статье приведен опыт работы учителя русск.
Выступление «Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО»
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе в рамках ФГОС ООО».
«Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы»
Статья содержит материал по формированию УУД на уроках русского языка и литературы.
Формирование универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы в 5 классе
Важнейшей задачей современной системы образования является формирование совокупности “универсальных учебных действий”, обеспечивающих компетенцию “научить учиться”, способность.
Современные педагогические технологии формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы
В презентации показаны разнообразные приемы и методы формирования универсальных учебных действий на уроках русского языка и литературы.
ФОРМИРОВАНИЕ УНИВЕРСАЛЬНЫХ УЧЕБНЫХ ДЕЙСТВИЙ НА УРОКАХ РУССКОГО ЯЗЫКА И ЛИТЕРАТУРЫ ПОСРЕДСТВОМ ИСПОЛЬЗОВАНИЯ ТЕХНОЛОГИИ РКЧП
Технология критического мышления через чтение и письмо позволяет формировать универсальнные учебные действия. Эта технология представляет собой систему конкретных методических стратегий и приёмов, нап.
Источник