Способы формирования ууд по фгос

ФГОС: «Педагогические средства и способы формирования УУД»

«Я знаю: Время растяжимо!

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его. »

Р. Рождественский

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа УМК » Школа России» и системно-деятельностный подход полностью соответствует всем требованиям, заложенным в ФГОС второго поколения.

Скачать:

Вложение Размер
doklad_na_konferenciyu_2012_g.docx 136.17 КБ

Предварительный просмотр:

Муниципальное общеобразовательное учреждение

«Средняя общеобразовательная школа с. Борзой»

ФГОС: «Педагогические средства и способы формирования УУД»

( Учитель начальных классов Газаева Ольга Васильевна)

«Я знаю: Время растяжимо!

Оно зависит от того,

Какого рода содержимым

Вы наполняете его. »

Одним из важнейших преобразований в системе общего образования является введение федеральных государственных образовательных стандартов общего образования нового поколения (ФГОС), продиктованное необходимостью подготовки выпускников к жизни в высокотехнологичном конкурентном мире.

Программа УМК » Школа России » и системно-деятельностный подход полностью соответствует всем требованиям, заложенным в ФГОС второго поколения.

Выполняя требования СанПиНа к условиям реализации основной образовательной программы начального общего образования при организации учебного помещения, мы использовали систему зонирования. В классном кабинете есть зона для учебных занятий, которая представлена партами, в качестве зоны отдыха используется просторная игровая зона. Кабинет 1 класса, также как и все остальные кабинеты начальной школы, оснащен компьютером , проектором.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, чему и сейчас учат вполне успешно, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий, составляющих основу умения учиться: навыки решения творческих задач и навыки поиска, анализа и интерпретации информации. Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. Сегодня существует социальный заказ на творческую личность, поэтому в своей педагогической деятельности я уделяю большое внимание этой проблеме, тем более, каждому педагогу известно, что важным периодом в развитии и становлении личности является начальный период обучения. Именно этот возраст наиболее поддается воспитанию и развитию творческих способностей ребенка. Дети младшего школьного возраста наиболее открыты, восприимчивы и любопытны.

В основу моей деятельности в работе по стандартам ФГОС второго поколения положен системно-деятельностный подход в обучении с применением инновационных технологий. Работа в деятельностном режиме требует от учителя умения быстро реагировать на непрогнозируемые ситуации, соблюдения специфических правил обучения:

не делайте за ребёнка то, что он может сделать самостоятельно;

поощряйте его инициативу и творческий подход к выполнению заданий;

используйте проблемные ситуации в образовательном процессе;

проявляйте заинтересованность в успехах учащихся;

используйте различные типы рефлексии (кооперативную, коммуникативную, личностную, интеллектуальную) при осуществлении любой деятельности;

Наша жизнь непредсказуема. Чтобы ребенок не растерялся в любой ситуации, ему необходимо овладеть УУД (универсальными учебными действиями). Одним из непременных условий формирования универсальных учебных действий на всех ступенях образования , на мой взгляд ,является обеспечение преемственности в освоении учащимися этих действий.

Умение учиться необходимо для каждого ребенка. Это залог его нормальной адаптации в обществе, а также профессионального роста.

Программа формирования универсальных учебных действий на ступени начального общего образования конкретизирует требования Стандарта к личностным и метапредметным результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования И оттого, как выстроена эта работа учителем, зависят учебные достижения первоклассников. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса. Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий

Что сделано мною в данном направлении за год?

В начале учебного года в классе была проведена стартовая диагностика, имеющая целью определить основные проблемы, характерные для большинства обучающихся, и в соответствии с ними, была спланирована система работы по обеспечению личностных и метапредметных результатов. В ней четко прослеживалась целостная работа по формированию УУД через предметные линии развития, внеучебную деятельность, применение проектной технологии, технологии продуктивного чтения, групповой работы, работы в парах. Был изучен необходимый уровень достижения личностных результатов для первоклассников, типовые задания, нацеленные на личностные результаты, использование инновационных технологий. Работа по формированию УУД строилась по следующему алгоритму :

Одним из эффективных средств, способствующих познавательной мотивации, а также формированию универсальных учебных действий является создание проблемных ситуаций в учебном процессе.

Универсальные учебные действия в УМК «Школа России» рассматриваются как совокупность педагогических ориентиров в организации образовательного процесса в начальной школе.

Показателем успешности формирования УУД будет ориентация школьника на выполнение действий, выраженных в категориях:

Важно отметить такое регулятивное универсальное учебное действие как рефлексия. Рефлексия учащимися своих действий предполагает осознание ими всех компонентов учебной деятельности. Она являлась неотъемлемой частью всех уроков. Для оценивания своей работы на уроке дети использовали так называемые карточки «светофоры», а также вот такие смайлики с фразами, написанными на стенде в классе .

В современной школе обучаются разные дети. У каждого школьника свои интересы, способности, желания, возможности. Но не смотря на это мы, педагоги, должны дать всем детям знания, научить их основам познания окружающего мира, воспитывать в каждом ученике всесторонне развитую личность, способную к самоопределению и самореализации. Поэтому каждый учитель находится в постоянном поиске новых методов и приемов обучения и воспитания, новых форм ведения учебных занятий, способствующих повышению качества образовательного процесса, воспитание интереса к изучаемому предмету, к процессу учения, развитию познавательных и креативных способностей детей.

Одной из форм работы с учащимися на уроке и во внеурочное время является организация научно-исследовательской деятельности школьников. Это деятельность учащихся под руководством учителя, связанная с решением творческой исследовательской задачей с заранее неизвестным решением и предполагающая наличие основных этапов, характерных для исследования в научной сфере. Еще совсем недавно считалось, что развитые исследовательские способности для большинства людей — ненужная роскошь. Но жизнь не стоит на месте. Организация исследовательской деятельности учащихся рассматривается в настоящее время как мощная инновационная образовательная технология. Современная система образования ориентирует учителя не на передачу знаний в готовом виде, а на организацию обучения самостоятельной деятельности учащихся и доведение её до уровня исследовательской работы, выходящей за рамки программы. Способность мыслить творчески, нестандартно, видеть проблемы окружающего мира, важна для человека всегда, поэтому раскрытие его творческих возможностей является ведущим направлением обучения и воспитания. Именно занятия исследовательской работой делает учащихся творческими участниками процесса познания, а не пассивным потребителем готовой информации.

Рассмотрим несколько приемов развития исследовательских умений на уроке на основе изучаемого учебного материала.

1.Развитие умения формулировать тему исследования.

1 прием. На уроке сообщаем цели данного урока. Затем спрашиваем детей: «Как вы думаете, какова тема нашего урока?»

2 прием — общеизвестный: предлагаем детям озаглавить текст, подобрать соответствующий заголовок к тексту и т.д.

2. Развитие умения формулировать цель исследования. Сообщаем учащимся тему урока, а они пытаются сформулировать цели данного урока.

3. Развитие умения выдвигать гипотезы (предположения). Например, предлагаем детям ответить на такой вопрос: «Как вы думаете, всегда ли Баба-Яга является отрицательным героем сказок?». Пусть они выскажут свои предположения.

4. На уроках окружающего мира программой предусмотрено проведение наблюдений, экспериментов. На этих уроках целенаправленно и развиваем необходимые умения, используя памятки, различного рода карточки, алгоритмы и т.п. Развитию исследовательских умений способствуют технологии развивающего и проблемного обучения.

Младшие школьники — любопытный народ. Их всегда что-то интересует. Не спешите сразу отвечать на их вопросы. Пусть ребенок вначале сам попытается найти ответ (способ решения проблемы), а вы лишь будете направлять его деятельность (выполнять роль консультанта). Таким образом, исследовательские умения можем формировать и на уроке, используя изучаемый учебный материал. Самое главное — делать нужно это в системе, целенаправленно, вызывая у детей интерес к исследовательской деятельности .

Проектная деятельность, которой уделяется внимание на уроках и внеурочных занятиях, очень важна для формирования умения вести исследовательскую работу у младших школьников и дальнейшего постижения основ научно – исследовательской деятельности. Дети охотно включаются в самостоятельный поиск новой информации, интерпретацию её, представление своих проектов. Они не просто учатся воспроизводить увиденное или прочитанное, но и учатся рассуждать, делать выводы, обосновывать своё мнение.
В этой работе идёт опора на современные технологии в обучении и воспитании .
Каковы возможности предметов в формировании УУД?

В курсе «Математика» с этой целью тексты заданий в учебниках погружают ученика в мир российской действительности (имена персонажей, названия городов, денежных единиц и т.д.), несут в себе гуманистический потенциал созидания, добра, справедливости.

В разнообразных заданиях вычислительного и исследовательского характера учащиеся одновременно с освоением знаний по математике выполняют дешифровку текстов и на доступном для них уровне знакомятся с историей развития математического знания на Руси (например, алфавитной нумерацией на Руси, старинными русскими единицами измерения длины, массы, объема, историей календаря на Руси и др.)

Логические операции (сравнение, анализ, синтез классификация и др.)– основа уроков математики по развивающим методикам и технологиям.

Моделирование – при решении задач

В курсе «Русский язык» материалы учебника знакомят учащихся с историей и культурой нашей страны, воспитывают любовь и уважение к Родине. Тексты учебников подобраны таким образом, чтобы младшие школьники получили представление о России как об огромной и великой державе.

Учебники ориентируют учащихся на осознание своей этнической и национальной принадлежности при сохранении уважения к представителям других народов. Эта цель достигается как с помощью текстов, где данная информация дается учащимся «напрямую», так и с помощью текстов, в которых содержится установка на воспитание любви к своему родному краю и, одновременно, осознание ценностей многонационального российского общества.

В курсе «Литературное чтение» материалы учебников показывают красоту родного края, воспитывают чувство гордости за свою страну, уважение к другим народам России и мира.

В курсе «Окружающий мир» с этой целью предусмотрен раздел «Родная страна» (1 класс), в котором дети знакомятся с государственными символами России (гербом, флагом, гимном), с обликом российской столицы и его изменением в ходе исторического времени. Тема «Мы – семья народов России» в этом же разделе знакомит детей с культурой разных народов России в сопоставлении и взаимных связях.

«Условия , обеспечивающие развитие УУД в образовательном процессе.»

− важность формирования универсальных учебных действий школьников;

− сущность и виды универсальных умений,

— педагогические приемы и способы их формирования .

— отбирать содержание и конструировать учебный процесс с учетом

— использовать диагностический инструментарий успешности формирования УДД

— привлекать родителей к совместному решению проблемы формирования УДД

Характеристика результатов формирования УУД первом этапе обучения
по УМК «Школа России» начальной школы

1. Ценить и принимать базовые ценности: «добро», «терпение», «родина», «природа», «семья».

2. Уважени к своей семье, к родственни

кам, любовь к родителям.

3. Освоить роли ученика; формирован интереса (мотивации) к учению.

4. Оценивать жизненные ситуаций и поступки героев

1. Организовывать свое рабочее место под руководством учителя.

2. Определять цель выполнения заданий на уроке, во внеурочной деятельности, в жизненных ситуациях под руководством учителя.

3. Определять план выполнения заданий на уроках, внеурочной деятельности, жизненных ситуациях под руководством учителя.

4. Использовать в своей деятельности простейшие приборы: линейку, треугольник и т.д.

1. Ориентироваться в учебнике: определять умения, которые будут сформированы на основе изучения данного раздела.

2. Отвечать на простые вопросы учителя, находить нужную информацию в учебнике.

3. Сравнивать предметы, объекты: находить общее и различие.

4. Группировать предметы, объекты на основе существенных признаков.

5. Подробно пересказывать прочитанное или прослушанное; определять тему.

1. Участвовать в диалоге на уроке и в жизненных ситуациях.

2. Отвечать на вопросы учителя, товарищей по классу.

2. Соблюдать простейшие нормы речевого этикета: здороваться, прощаться, благодарить.

Источник

«Формирование УУД в рамках ФГОС»
материал

В настоящее время главной задачей образования является воспитание человека, который может учиться самостоятельно. Это важно благодаря высоким темпам обновления научных знаний, технологий, когда человеку постоянно приходится учиться и переучиваться. Стандарты второго поколения в качестве цели и основного результата образования выдвигают “развитие обучающихся на основе освоения ими универсальных учебных действий”

Скачать:

Вложение Размер
formirovanie_uud_v_ramkah_fgos-_samoobrazovanie.docx 182.04 КБ

Предварительный просмотр:

Перспективный план самообразования на 2016-2020 уч.годы

учителя начальных классов

Маяцкой Ольги Владимировны

« Скажи мне и я забуду

Покажи мне, и я запомню

Вовлеки меня и я научусь»

Тема самообразования: «Формирование УУД в рамках ФГОС»

Изменения, которые произошли в нашем обществе, повлекли за собой изменение целей современного образования, и, следовательно, всех составляющих методической системы учителя

Приоритетной целью школьного образования, вместо простой передачи знаний, умений и навыков от учителя к ученику, становится развитие способности ученика самостоятельно ставить учебные цели, проектировать пути их реализации, контролировать и оценивать свои достижения, иначе говоря — формирование умения учиться. Учащийся сам должен стать «архитектором и строителем» образовательного процесса.

Достижение этой цели становится возможным благодаря формированию системы универсальных учебных действий (УУД) (ФГОС 2 поколения для начальной школы). Овладение универсальными учебными действиями дает учащимся возможность самостоятельного успешного усвоения новых знаний, умений и компетентностей на основе формирования умения учиться.

Формирование УУД у младших школьников в условиях ФГОС второго поколения

Создание условий для формирования универсальных учебных действий в ходе усвоения разных предметных дисциплин учащимися начальной школы.

Изучить сущность универсальных учебных действий.

Проанализировать УМК «Перспективная начальная школа» с целью выявления его возможности в создании условий для формирования УУД.

Разработать систему заданий, вопросов, учебных ситуаций способствующих формирования УУД. Создавать условия для формирования УУД на каждом этапе урока.

Сформированность у школьников универсальных учебных действий (личностных, познавательных, регулятивных и коммуникативных), позволяющихучащимисясамостоятельноорганизоватьсобственнуюдеятельность по решению задач и проблем, готовность к самосовершенствованию и саморазвитию. Повышение уровня профессионализма учителя. Повышение качества преподавания предметов.

Профессиональное. Изучение новых образовательных стандартов новых программ и учебников, выявление их особенностей, особое внимание уделить программе формирования УУД.

Совершенствование своих знаний в области классической и современной педагогики и методики.

Повышение квалификации на семинарах и курсах для учителей начальных классов.

Методическое . Применение на уроках новых педагогических технологий, форм, методов и приёмов, способствующих формированию УУД.

Отслеживание состояния и динамики уровня сформированности универсальных учебных действий у школьников.

Активное участие в работе школьного МО учителей начальных классов.

Оптимальное развитие каждого ребёнка на основе педагогической поддержки его индивидуальности, привлечение их к участию в научно-практических конференциях, конкурсах творческих работ, олимпиадах.

Изучение опыта работы лучших учителей школы, района, участие в обмене опытом.

Периодическое проведение самоанализа профессиональной деятельности.

Систематизация материалов методической, педагогической и психологической литературы по теме, создание папки лучших разработок уроков, интересных приемов и находок на уроке, сценариев внеклассных мероприятий.

Сегодня УУД придается огромное значение. Это совокупность способов действий обучающегося, которая обеспечивает его способность к самостоятельному усвоению новых знаний, включая и организацию самого процесса усвоения. Универсальные учебные действия — это навыки, которые надо закладывать в начальной школе на всех уроках. Универсальные учебные действия можно сгруппировать в четыре основных блока:

— обеспечение возможностей учащегося самостоятельно осуществлять деятельность учения, ставить учебные цели, искать и использовать необходимые средства и способы их достижения., контролировать и оценивать процесс и результаты деятельности;

— создание условий для гармоничного развития личности и её самореализации на основе готовности к непрерывному образованию; обеспечение успешного усвоения знаний, формирования умений, навыков и компетентностей в любой предметной области.

Структура универсальных учебных действий включает в себя:

Личностные УУД (Самоопределение, смыслообразование, нравственно-эстетическое оценивание) . Они позволяют сделать учение осмысленным, увязывая их с реальными жизненными целями и ситуациями. Личностные действия направлены на осознание, исследование и принятие жизненных ценностей, позволяют сориентироваться в нравственных нормах и правилах, выработать свою жизненную позицию в отношении мира.

Регулятивные УУД (целеполагание, планирование, прогнозирование, контроль, коррекция, оценка, саморегуляция) . Они обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельностью посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий, оценки успешности усвоения.

Познавательные УУД (общеучебные универсальные действия, логические универсальные действия, постановка и решение проблем). Они включают действия исследования, поиска, отбора и структурирования необходимой информации, моделирование изучаемого содержания.

Коммуникативные УУД ( планирование учебного сотрудничества, постановка вопросов, разрешение конфликтов, контроль, коррекция). Они обеспечивают возможности сотрудничества: умение слышать, слушать и понимать партнера, планировать и согласованно выполнять совместную деятельность, распределять роли, взаимно контролировать действия друг друга, уметь договариваться, вести дискуссию, правильно выражать свои мысли, оказывать поддержку друг другу и эффективно сотрудничать как с учителем, так и со сверстниками.

Таким образом, необходимо выстраивать процесс обучения не только как процесс усвоения системы знаний, умений и компетенций, составляющих инструментальную основу учебной деятельности учащегося, но и как процесс развития личности.

Проанализировав деятельность учащихся на каждом этапе урока, можно выделить те универсальные учебные действия, которые формируются при правильной организации деятельности учащихся, а также те методы, приёмы, средства обучения, формы организации деятельности учащихся, которые способствуют формированию УУД. Результаты данного анализа демонстрирует таблица «Формы организации учебной деятельности, направленные на формирование УУД»

Формируемые универсальные
учебные действия

Методы, приёмы, средства обучения; формы организации деятельности учащихся; педагогические технологии

1. Мотивация к учебной деятельности.

2. Актуализация и фиксирование затруднения в пробном учебном действии.

Постановка проблемного вопроса, организация проблемной ситуации

3. Выявление места и причины затруднения .

Познавательные
Регулятивные
Коммуникативные
Личностные

Проблемный диалог, технология проблемного обучения

4. Построение проекта выхода из затруднения (цель, план, способ, средства)

Карта урока, интерактивные плакаты, презентация Проектная деятельность, задания типа: «Поставь вопросы, на которые ты знаешь ответы»

5. Реализация построенного проекта .

Проектная деятельность.
Частично поисковая, исследовательская деятельность.
Проведение дидактических игр.
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.
Работа с интерактивными тренажёрами.
Применение энциклопедий, словарей, справочников, ИКТ – технологий

6. Первичное закрепление с проговариванием во внешней речи

Групповая, парная работа
Работа с учебником, выполнение тренировочных заданий.

7. Самостоятельная работа с самопроверкой по эталону.

Регулятивные Личностные, Познавательные

Используются самоконтроль, взаимоконтроль

8. Включение в систему знаний и повторение.

Групповая, парная работа
взаимопомощь, работа по памяткам

9. Рефлексия учебной деятельности на уроке (итог урока).

Самоанализ, самооценка
Приёмы «ладошка», смайлики, карты обратной связи и т.д.

Конечно, в таблице универсальные учебные действия и методы, приемы, технологии представлены в обобщённой форме. Больше конкретики будет при отборе заданий, форм организации деятельности и средств обучения к каждому этапу конкретного урока. И всё же данная таблица позволяет учителю уже при планировании видеть, на каком этапе урока какие УУД формируются при правильной организации деятельности учащихся.

Учитель должен учитывать взаимосвязь уровня сформированности универсальных учебных действий (УУД) со следующими показателями:

-состояние здоровья детей;

— успеваемость по основным предметам;

— уровень развития речи;

— степень владения русским языком;

— умение слушать и слышать учителя, задавать вопросы;

— стремление принимать и решать учебную задачу;

— навыки общения со сверстниками;

— умение контролировать свои действия на уроке.

Какие же действия учителя позволяют сформировать универсальные учебные действия?

1. Для развития умения оценивать свою работу дети вместе с учителем разрабатывают алгоритм оценивания своего задания. Обращается внимание на развивающую ценность любого задания. Учитель не сравнивает детей между собой, а показывает достижения ребенка по сравнению с его вчерашними достижениями.

2. Учитель привлекает детей к открытию новых знаний. Они вместе обсуждают, для чего нужно то или иное знание, как оно пригодится в жизни.

3. Учитель обучает детей приемам работы в группах, дети вместе с учителем исследуют, как можно прийти к единому решению в работе в группах, анализируют учебные конфликты и находят совместно пути их решения.

4. Учитель на уроке уделяет большое внимание самопроверке детей, обучая их, как можно найти и исправить ошибку. За ошибки не наказывают, объясняя, что все учатся на ошибках.

5. Учитель, создавая проблемную ситуацию, обнаруживая противоречивость или недостаточность знаний, вместе с детьми определяет цель урока.

6. Учитель включает детей в открытие новых знаний.

7. Учитель учит детей тем навыкам, которые им пригодятся в работе с информацией — пересказу, составлению плана, знакомит с разными источниками, используемыми для поиска информации. Детей учат способам эффективного запоминания. В ходе учебной деятельности развивается память и логические операции мышления детей. Учитель обращает внимание на общие способы действий в той или иной ситуации.

8. Учитель учит ребенка делать нравственный выбор в рамках работы с ценностным материалом и его анализом. Учитель использует проектные формы работы на уроке и внеурочной деятельности.

9. Учитель показывает и объясняет, за что была поставлена та или иная отметка, учит детей оценивать работу по критериям и самостоятельно выбирать критерии для оценки. Согласно этим критериям учеников учат оценивать и свою работу.

10. Учитель учит ребенка ставить цели и искать пути их достижения, а также решения возникающих проблем. Перед началом решения составляется совместный план действий.

11. Учитель учит разным способам выражения своих мыслей, искусству спора, отстаивания собственного мнения, уважения мнения других.

12. Учитель организует формы деятельности, в рамках которой дети могли бы усвоить нужные знания и ценностный ряд.

13. Учитель и ребенок общаются с позиции сотрудничества; педагог показывает, как распределять роли и обязанности, работая в коллективе. При этом учитель активно включает каждого в учебный процесс, а также поощряет учебное сотрудничество между учениками, учениками и учителем. В их совместной деятельности у учащихся формируются общечеловеческие ценности.

14. Учитель и ученики вместе решают возникающие учебные проблемы. Ученикам дается возможность самостоятельно выбирать задания из предложенных.

15. Учитель учит детей планировать свою работу и свой досуг.

Формирование УУД в образовательном процессе осуществляется в контексте разных учебных предметов.

На уроке русского языка в большей степени формируются познавательные, коммуникативные и регулятивные действия. Происходит формирование логических действий анализа, сравнения, установления связей, ориентация в структуре языка и усвоение правил, моделирование

На уроке литературного чтения происходит формирование всех видовУУД с приоритетом развития ценностно-смысловой сферы и коммуникации. Предмет обеспечивает освоение идейно-нравственного содержания художественной литературы, развитие эстетического восприятия, прослеживание и раскрытие нравственных значений поступков героев литературных произведений. (смыслообразование через прослеживание судьбы героя и ориентацию в системе личностных смыслов, самоопределения и самопознания на основе сравнения себя с литературными героями, основ гражданской идентичности, эстетических ценностей, умение устанавливать причинно-следственные связи, умение строить план).

Математика является основой развития у учащихся познавательных действий, планирования, систематизации и структурирования, моделирования, формирования системного мышления, выработки вычислительных навыков, формирования приёмов решения задач.

Работа с математическим содержанием учит уважать и принимать чужое мнение, если оно обосновано. Таким образом, работа с математическим содержанием позволяет поднимать самооценку учащихся, формировать у них чувство собственного достоинства, понимание ценности своей и чужой личности.

Представленные задания предполагают увеличение доли самостоятельной работы учащихся на уроке, обеспечивают разнообразие видов умственной деятельности, широкую и разнообразную связь с другими предметными курсами начальной школы.

В учебниках много упражнений, выполняя которые учащимся приходится наблюдать, сравнивать, обобщать, классифицировать, делать выводы, пользоваться различными методами решения текстовых задач: арифметическим, алгебраическим, геометрическим, логическим..

Работа с любым учебным заданием требует развития регулятивных умений. Одним из наиболее эффективных учебных заданий на развитие таких умений является текстовая задача, так как работа с ней полностью отражает алгоритм работы по достижению поставленной цели.

Приёмы и задания, используемые для формирования УУД.

1. Психофизическая тренировка, эмоциональный настрой на урок

-Я рада вновь видеть ваши лица, ваши глаза …

2. Короткие стишки, дающие положительный настрой на урок.

3.Учащимся очень нравятся соревнования.

4. На уроках чтения задания по прочитанным произведениям. Учащиеся имеют карточки с клише для выражения своего отношения к произведению.

Я почувствовал (а) …

Я улыбнулся (ась) …

Мне стало грустно …

Я бы продолжил (а) написанное так

1. При объявлении темы урока, целей задача учителя состоит в том, чтобы подвести детей к самостоятельной постановке задач, при этом учащиеся должны чётко понимать границы. Так, научить детей целеполаганию, формулированию темы урока возможно через введение в урок проблемного диалога, необходимо создавать проблемную ситуацию для определения учащимися границ знания – незнания.

2. Обучение оцениванию устных ответов также целесообразно начинать с первого класса.

3. При самооценке работ учащихся применять метод «шкалирования». После решения учебной задачи предлагать на полях начертить шкалу и оценить себя по тем или иным критериям с помощью специального значка.

4. Применение такой форму работы, как взаимооценивание письменных работ.

5. Этап рефлексии на уроке при правильной его организации способствует формированию умения анализировать деятельности на уроке (свою, одноклассника, класса).

Задание 1. Тебе необходимо объяснить деление многозначного числа на однозначное. Составь план своих действий.

Направлено на формирование умений планировать, контролировать и оценивать учебные действия в соответствии с поставленной задачей и условиями её реализации; определять наиболее эффективные способы достижения результата. Ученики учатся оценивать результат, соотносить его с целью в ходе анализа не своей деятельности, а работы незнакомого ученика (Иванова Пети), что снимает эмоционально-субъективный компонент. Приобретённые умения могут быть использованы учениками при анализе собственной работы, выявлении причин неуспеха.

Задание 2. Ученик Иванов Петя выполнял упражнение: «Вставь пропущенные орфограммы. Прежде чем начать выполнение упражнения, вспомни правописание безударных гласных в корне и гласных после шипящих». Текст, данный Пете.

Заря осв..тила восточный край леса. Ушла н..чная тьма, и проснулись певчие птицы. Взошло солнышко. Над д..линой в облаках запел жаворонок. На листьях бл..стели р..синки. Над цв..тами круж..лись з..л..тые пчёлки. Они пили сладкий цв..точный мёд. На п..ньке клубком л..жал уж. В в.де вес.ло играли рыбки.

Заря осветила восточный край леса. Ушла ночная тьма, и проснулись певчие птицы. Взошло солнышко. Над далиной в облаках запел

Оцени работу Пети. Для этого выясни: 1) сколько пропущенных орфограмм верно поставил Петя: из ; 2) сколько безударных гласных Петя написал правильно: из ; 3) сколько гласных после шипящих Петя написал правильно: и ;

Дай общую оценку работы Пети (подчеркни нужное):

1) Петя умеет проверять безударные гласные:

-частично правильно ( с ошибками);

2) Петя умеет проверять правописание гласных после шипящих:

— частично правильно ( с ошибками);

2. Проектное обучение

3. Педагогические игры

4. На уроках использовать схемы-опоры для решения различных заданий.

5. На уроках широко использовать различные символы, схемы, таблицы, алгоритмы.

Задание 1 . Например, учащимся предлагается прочитать текст М.Пришвина «Ребята и утята».

Фактуальная информация в тексте представляется посредством описания героев, их поступков, характеристики (ребят, утят, автора), места действия, время действия.

Подтекстовая информация не описывается в тексте, но по действию, словам героев, их поступкам можно догадаться, в чём состоит скрытый смысл. Умение извлекать подтекстовую информацию из фактуальной – трудная задача, которой необходимо учить детей уже в начальной школе. Например, подтекстовая информация в нашем примере выражена в предложениях: « В местах, открытых для глаз человека, лисицы и ястреба, мать шла позади, чтобы не выпускать утят ни на минуту из виду (мать заботливая, переживает за жизнь своих утят). Вот тут и увидели ребята и зашвыряли шапками.(утята беспомощные)».

Концептуальная информация – это взгляды, мысли, чувства автора. Основная мысль произведения содержится в этой информации.

Чтобы развивать у младших школьников умение правильно и осмысленно читать не только художественные тексты, но и научные статьи, информацию, изложенную на страницах учебников, можно предложить выполнить задание, формирующее умение анализировать текст и вычленять нужную информацию . Можно предложить задание , формирующее умение анализировать текст и находить нужную информацию.

Задание2. Сравни фотографии (кастрюля и чугунок) и подпиши их. Заполни таблицу, записав признаки сходства и различия. При обсуждении важно выяснить, в чём состоят сходства и различия предметов, но и вычленить, на каком основании в каждом случае проводилось сравнение ( по способу подведения энергии, по материалам, из которых изготовлены предметы, и т. д ). Сравни фотографии и подпиши их (дана фотография предметов).

Источник

Читайте также:  Способ применения таблеток лизобакт
Оцените статью
Разные способы