Конспект упражнения для формирования умения сравнивать две группы предметов
Зухра Шакирова
Конспект упражнения для формирования умения сравнивать две группы предметов
Упражнение на формирование умения сравнивать
две группы предметов способом наложения предметов одной группы к предметам другой, понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше, а чего меньше?», отвечать на вопросы
определёнными предложениями.
Возраст: вторая младшая группа (3-4 года).
-научить сравнивать две группы предметов способом наложения пред-метов одной группы к предметам другой, понимать вопросы «Поровну ли?», «Чего больше, а чего меньше?», отвечать на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я каждого зайца угостил капустой», «Зайцев больше, капуст меньше», «Капуст столько же, сколько зайцев»;
-продолжать способствовать развитию мелкой моторики рук в ходе работы с раздаточным материалом;
-воспитывать желание помочь.
-умеют сравнивать две группы предметов способом наложения предметов одной группы к предметам другой, понимают вопросы «Поровну ли?», «Чего больше, а чего меньше?», отвечают на вопросы, пользуясь предложениями типа: «Я каждого зайца угостил капустой», «Зайцев больше, капуст меньше», «Капуст столько же, сколько зайцев»;
-при работе с раздаточным материалом у детей развивается мелкая моторика рук;
-проявляют желание помочь.
Оборудование и материалы:
Демонстрационный материал: мягкая игрушка заяц.
Раздаточный материал: карточки с изображением зайцев и набор плоских изображений капуст по количеству детей.
Ход работы:
-Доброе утро, ребята. Сегодня у нас будут гости. Как вы думаете, кто к нам пришел? Давайте я вам подскажу загадкой. Послушайте внимательно.
Он любитель грызть морковку,
Ест капусту очень ловко,
Скачет он то тут, то там,
По полям и по лесам
Серый, белый и косой,
Кто, скажите, он такой?
-Здорово, ребята, отгадали с первого раза. Но пришел он не один, а с братьями и сестрами. Посмотрите, как вы думаете, сколько их? (Показывает карточку, дети отвечают). Правильно, дети. Их много.
-Зайчата шли к нам в гости долгой дорогой, через леса и поля. … И, наверное, жутко проголодались. Что же мы будем делать? Как же поможем зайцам? Чем бы вы накормили зайцев? (Ответы детей). Предлагаю снова от-гадать загадку и узнать, что же любят наши зайчата.
Круглая, большая, с грядки,
Белая, со вкусом сладким,
Щей наваристых душа
И в салате хороша!
-Правильно, угадали. Скорее накормим наших гостей. Ребята, покажите мне ваши левые ручки. Я возьму карточку, буду придерживать ее левой рукой. Вот так! (Воспитатель показывает). Попробуйте и вы. А правой рукой слева направо буду раздавать капусту. Покажите мне ваши правые ручки. Проведем по карточке правой рукой слева направо. Я каждому зайцу даю по одной капусте, картинку капусты накладываю сверху изображения зайца. Этого угостила одной капустой, этого угостила. Сколько же капуст я раздала зайцам? Много или мало? Посмотрите, всех ли я зайцев угостила? (Ответы детей).
-Правильно, одному зайцу не досталось. Значит, что можно сказать? Капуст столько же, сколько зайцев? (Ответы детей).
-Правильно, капуст меньше, а зайцев больше. Не будем расстраивать зайку, угостим и его капустой. А теперь поровну ли зайцев и капуст? А как можно еще об это сказать? (Ответы детей).
-Да, капусты столько же, сколько зайцев. Теперь и вы угостите своих гостей. Покажите левую руку. Возьмите карточку, придерживайте ее левой рукой. А правой рукой слева направо раскладывайте капусту. Каждому зайцу давайте по одной капусте. Слева направо. Каждому ли зайцу ты даешь по капусте, Арсений? Чего больше капуст или зайцев? Поровну ли получилось зайцев и капуст, Азалина? А как это можно сказать по-другому? (Ответы детей).
-Правильно капусты столько же, сколько зайцев. Молодцы, ребята. По-радовали наших гостей. Теперь они будут довольны. Понравилось вам угощать наших гостей? Всех ли зайцев угостили? А по сколько капуст вы им давали? Спасибо, ребята. Думаю, что наши зайчата остались довольны.
Зайчик съел листочек сладкий,
Задремал на мягкой грядке.
Игры и упражнения по математике для подготовительной группы Ведущая деятельность в дошкольном возрасте — игра. Именно поэтому всё обучение должно проходить в игровой форме. Для закрепления пройденного.
Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Картотека «Двигательные упражнения для младшей группы» Савельева Татьяна «НОГИ И НОЖКИ» Большие ноги Шагали по дороге: Топ-топ, топ-топ,.
Конспект НОД по экспериментальной деятельности «Исследование свойства плавучести предметов» с детьми подготовительной группы Цель: учить детей опытным путем устанавливать свойство плавучести у некоторых предметов. Задачи: — формировать умение определять путем.
«Деление предметов на несколько частей». Конспект НОД по ОО «Познание» Конспект НОД «Познавательное развитие» (Формирование элементарных математических представлений, физическая культура, художественное творчество.
Конспект НОД по логическому мышлению «Сравнивание предметов по величине» Цель: Учить сравнивать предметы по величине – большой, средний, маленький; соотносить предметы с размером. Задачи: 1. Совершенствовать умение.
Конспект занятия по ФЭМП в средней группе «Сравнение предметов» Тема:»Сравнение предметов» Цель:Учить сравнивать предметы по высоте и длине,отражать в речи результат сравнения,продолжать устанавливать.
Конспект занятия «В мире колющих и режущих предметов» для детей с ОВЗ 4 группы Тема. В мире колющих и режущих предметов. Цель. Накопление сведений об опасных вещах (колющих и режущих предметах). Задачи: — Повторить.
Консультация для родителей «Навыки и умения, необходимые ученику 1 класса» Навыки и умения необходимые ученику 1 класса. Через несколько месяцев наши дети пойдут в школу. Готовить к этой ответственной поре жизни-значит.
Речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических навыков для детей с ОВЗ Уважаемые коллеги, позвольте представить вам мое авторское пособие: речедвигательные упражнения с элементами формирования базовых графических.
Источник
Ипользование приёма сравнивания у детей дошкольного возраста
Светлана Халеева
Ипользование приёма сравнивания у детей дошкольного возраста
Приём сравниваниерассматривается как двусторонний процесс: ребенок использует его в целях познания, а педагог для передачи детям знаний и формирования их представлений. В первом случае сравнение выступает как мыслительная операция, во втором как дидактический прием.
Прием сравненияможет быть использован на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закреплении уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать, обобщать, делать выводы. И самое главное у них появляется глубокий интерес к природе.
Сравнение должно проводиться систематически.
Сравнение — один из наиболее распространенных методов познания. Недаром говорится, что «все познается в сравнении». Сравнение позволяет установить сходство и различие предметов и явлений действительности. В результате сравнения устанавливается то общее, что присуще двум или нескольким объектам, а выявление общего, повторяющегося в явлениях, как известно есть ступень на пути познания закономерностей и законов. В дошкольном возрасте ребенку приходиться разрешать все более сложные и разнообразные задачи, требующие выделения и использования связей и отношений между предметами явлениями действиями. По мере развития любознательности, познавательных интересов, мышления все шире используется детьми для познания окружающего мира, которое выходит за рамки задач выдвигаемых их собственной практической деятельностью. Существует много путей развития мышления. Один из путей — обучение сравниванию. Развитие мышления дошкольника, в частности развитие его умения сравнивать, представляется очень важной проблемой. Гармоничная, всесторонне развитая личность не может сложиться без полноценного умственного развития. Вопрос умственного развития является в то же время и одним из важных вопросов воспитания личности. В развитии дошкольника в становлении его интеллекта участвуют обе стороны обучения и содержание знаний, и те умственные умения, которыми овладевает ребенок, усваивая и применяя эти знания.
Стремление осмысливать предметы и явления окружающего мира при помощи сравнения присуще человеческому мышлению. Разум человека тяготеет к сравнению, к определению новых для него предметов и явлений как похожих или не похожих на что-нибудь хорошо известное. Это нашло отображение в языке. Многие слова, употребляемые для описания,содержат признак сходства: серповидный, яйцеобразный, слоноподобный и т. д. Значительное количество идиом основано на сравнении: как в воду канул, как сыр в масле катается, свалился как снег на голову.Названия многих предметов и живых существ основаны на их сходстве с другими: рыба — пила, рыба — конек, морской еж, ушная раковина, коленная чашечка. В учебном процессе сравнение играет огромную роль. Сравнение, умело использованное педагогом, помогает ребенку представить себе и понять предметы и явления, выходящие за рамки его жизненного опыта и недоступные его воображения.
Прием сравненияиспользуется на любом этапе обучения: при сообщении новых знаний или закрепление уже имеющихся. Наиболее ценным является применение сравнения на первом этапе, что обеспечивает осмысленность, самостоятельность усвоения материала. Дети учатся анализировать обобщать, делать выводы. Сравнение проводится систематически. Роль сравненияна каждой стадии обучения специфична: применение этого приема зависит от дидактической задачи и содержания познавательного материала. Принимая во внимание этапность развития у дошкольников умения сравнивать, можно установить последовательность организации наблюдения. Способы сравнения, которые предлагают детям, могут быть различны. Кроме сопоставления, в процессе непосредственного наблюдения используются сравнение по наглядным пособиям (иллюстрациям, фото, игрушка, а также по памяти. Выбор того или иного способа зависит от этапа обучения, возраста и опыта детей.
«День защиты детей». Праздник для детей дошкольного возраста Сценарий праздника «День защиты детей» Дата проведения: 1.06.2016. Место проведения: спортивная площадка МАДОУ № 43 Участники: воспитатели.
Игровой тренинг для детей среднего дошкольного возраста «Социальная и психологическая самоценность дошкольного детства» СОЦИАЛЬНАЯ И ПСИХОЛОГИЧЕСКАЯ САМОЦЕННОСТЬ ДОШКОЛЬНОГО ДЕТСТВА Форма: игровой тренинг Участники: дети среднего дошкольного возраста Цель:.
Осенний утренник «Осень в лесу» для детей младшего дошкольного возраста Осенний праздник для детей младшего дошкольного возраста группы «Капельки» «Осень в лесу» МБДОУ МО г Краснодар «Детский сад № 6» Музыкальный.
Патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста в совместной деятельности детей и родителей Существенное значение для социального становления человека имеет воспитание. Воспитание — одна из основных категорий педагогики. Развитие.
Праздник для детей дошкольного возраста, посвященный Дню защиты детей Сценарий музыкально-игровой программы на свежем воздухе, посвященной Дню защиты детей Цель: Создать праздничное настроение. Задачи: — Развивать.
Праздник к Дню защиты детей «Здравствуй, лето!» для детей среднего и старшего дошкольного возраста Цели: формировать доброе уважительное отношение друг к другy, способствовать развитию интереса к окружающему миру, развиватъ творческое.
Проект для детей старшего дошкольного возраста «Приобщение детей к истокам русской народной культуры» Гляжу в озера синие, в полях ромашки рву. Зову тебя Россиею — единственной зову. Не знаю счастья большего, чем жить одной судьбой. Грустить.
Родительское собрание с участием детей «Сенсорное развитие детей младшего дошкольного возраста» (фотоотчёт) Недавно в нашей первой младшей группе прошло родительское собрание в необычной форме. В собрании принимали участие дети нашей группы. Цель.
Сценарий праздника на улице к Дню защиты детей для детей младшего и среднего дошкольного возраста Сценарий праздника на улице к Дню Зашиты Детей. Герои : Петрушка, Кр. Шапочка, Водяной, Баба Яга. Ход праздника Звучит музыка (фанфары,.
Сценарий развлечения для детей среднего и старшего дошкольного возраста и детей с ОВЗ «Светит солнышко для всех» Сценарий составлен в соавторстве Баурова Е. А., муз. руководитель, Рассказчикова Е. С., воспитатель, Челышева М. П., учитель – дефектолог,.
Источник
Способы формирования умение сравнивать
Г.Н. Подрецкая,
магистрант заочной формы обучения
(научный руководитель – В.Т. Чепиков, доктор педагогических наук, профессор)
ФОРМИРОВАНИЕ У ДОШКОЛЬНИКОВ УМЕНИЯ СРАВНИВАТЬ КАК КОМПОНЕНТ ШКОЛЬНОЙ ГОТОВНОСТИ
Статья затрагивает один из важных вопросов обучения в дошкольном учреждении – формирование у детей дошкольного возраста умения сравнивать предметы и явления. Чтобы детей сформировать данные умения, педагогу необходимо иметь четкую программу действий в каждом классе при изучении всех предметов.
Сравнение является одной из форм психического отражения действительности и в качестве таковой представляет собой единство простейших психических актов – отождествления и различения, свойственных не только человеку, но и животным.
В процессе изучения действительности сравнение облегчает познание закономерностей объективного мира. Сравнение, как и узнавание, воспроизведение, выделение частей из целого, включено уже в начальный момент познания. Cравнение способствует сознательному и прочному усвоению знаний тем, что при работе над понятиями содействует абстрагированию признаков разбираемых понятий. Дошкольники при сравнении данного понятия с другим вычленяют большее количество признаков.
Сравнение как логическое средство познания представляет собой единство простейших логических операций – качественного отождествления и количественного различения. В процессе сравнения прежде всего происходит установление тождества сравниваемых объектов по какому-либо качеству или качественное отождествление их. Два или несколько объектов являются качественно тождественными, если они обладают одним и тем же свойством, независимо от величины интенсивности его для каждого из них.
По нашему мнению, необходимо выработать у дошкольников навык в употреблении точных выражений при сравнении величины предметов, что облегчит им как изложение своей мысли при передаче ее словами, так и понимание речи других.
Как и формирование знаний, выработка учебно-познавательных приемов представляет собой длительный процесс: на первом, репродуктивном, этапе дошкольники используют разъясненный прием в стандартных учебных условиях под руководством воспитателя, а на завершающем, продуктивном, этапе оперируют им в нестандартных условиях самостоятельно и творчески, осуществляя процедуру его применения автоматически, в свернутом виде, т.е. без расчленения этой процедуры на составные элементы [1, с. 8 — 11].
Для формирования умения сравнивать могут быть использованы следующие подручные предметы. Так, например, для выяснения понятий больше-меньше можно вылепить каждому несколько глиняных шариков, подобрать коллекцию камней, набрать несколько круглых картошек. На величину выше-ниже можно каждому отпилить дощечку и подобрать коллекцию одинаковой толщины, но различной высоты гвоздей; или же в пустые катушки вставить палочки одинаковой толщины, но различной высоты; или в глиняную дощечку втыкать эти же палочки; наконец, дощечку можно заменить коробочкой с землей. Можно в две катушки вставить по палочке с вколоченными в них гвоздями с боков и на эти гвоздики натягивать или веревочки, или укладывать горизонтально палочки; получится как бы изгородь, в которой будут палочки находиться на различной высоте; палочки же с веревочками будут напоминать гимнастические стойки с веревочками для прыжков.
На величину короче-длиннее каждый может нарезать несколько веревок одинаковой толщины, но различной длины; полоски из бумаги одинаковой ширины, те же палочки, которые служили для упражнений на высоту, только их надо не ставить, а укладывать на стол.
На сравнение величины глубже-мельче можно вылепить из глины брусок и сделать в нем ямочки различной глубины, хотя бы указательным пальцем, а затем, опуская в ямочки палочку, измерять их глубину. На сравнение величины тяжелее-легче надо взять спичечные коробки и насыпать одни из них опилками, другие землей, третьи камнями, четвертые песком. Для выяснения понятия о равенстве надо взять два коробка с песком или опилками. Для выяснения понятия, что предмет больший по объему может быть легче меньшего по объему, надо взять большую коробку с опилками и маленькую с песком. Две разной величины коробки с одинаковым содержанием, например, с песком, для выяснения понятия, чем больше по объему предмет, тем он тяжелее.
Для того, чтобы дети научились сравнивать величину предметов и явлений в небольшой сравнительно срок, потому что в первом классе программа навыков довольно большая, а времени дается меньше, чем в детских дошкольных учреждениях, где дети проводят почти весь день, занятия нужно провести фронтально, по определенному плану, в котором должно быть отмечено четыре момента: образ, опыт, проверка и фиксация.
Воспитатель должен приготовить для занятий различные коллекции предметов, выясняющих ту или иную величину, и этим возбудить в детях интерес и захватить их внимание, чтобы данное восприятие получилось более отчетливо.
Второй момент в работе − это опыт. Путем лабораторно-исследовательского метода дети выясняют данную величину. Сперва сравнение величины производится при помощи зрения и осязания вместе, затем порознь, т.е. зрением без осязания и осязанием при закрытых глазах.
За опытом следует проверка полученных детьми восприятий. Дети должны назвать из окружающей их обстановки несколько таких однородных предметов, где бы данная величина имела место, например: один кусок мела больше, другой меньше; один карандаш длиннее, другой короче; одна электрическая лампочка висит выше, другая ниже. Вслед за этим дается другое упражнение, более сложное, а именно, привести в пример предметы, не находящиеся перед глазами детей. Вопрос ставится так: какие бы дети могли назвать предметы, находящиеся на улице, на дворе, у себя дома, про которые можно было бы сказать, что один из них толще или тоньше, выше или ниже; смотря по тому, какое понятие прорабатывается в данный момент. Приведенные примеры детьми разбираются, обсуждаются, исправляются. Проверка укрепляет полученные восприятия детьми, помогает им разобраться в ошибках, вызывает здоровую и разумную критику, приучает детей высказывать мотивировку по поводу сделанных ими замечаний в отношении ошибок товарищей. Во время проверки обычно завязывается живая и очень интересная беседа, вполне посильная для детей, т.к. они судят хотя и с точки зрения математики, но о простых, доступных детскому пониманию, вещах. Следующее упражнение будет состоять в том, чтобы приучить детей воспринятую ими величину от сравнения предметов перенести на другие предметы, чтобы приучить детей к образному сравнению [2, с. 13- 19].
Процесс развития приема «сравнение» включает формирование следующих умений дошкольников:
1) умение определять объект сравнения;
2) умение выделять признаки объектов сравнения;
3) умение разделять выделенные признаки на существенные и несущественные в данной ситуации;
4) умение определять аспект сравнения объектов;
5) умение определять причины различия и сходства объектов сравнения;
6) умение формулировать результаты сравнения.
Т.Д. Рихтерман рекомендует в работе с детьми 5 — 6 лет по овладению логическим приемом сравнения введение алгоритма сравнения:
1. Внимательно рассмотри предметы и все, что знаешь о них, расскажи себе. Подумай, что с чем будешь сравнивать.
2. Внимательно посмотри и скажи, чем они похожи.
3. Внимательно посмотри и скажи, чем они различаются [3, с. 119].
На начальном этапе обучения приему сравнения дети осознают смысл операции, практически учатся анализировать сравниваемые объекты и выделять признаки для сравнения. На этом этапе используются такие методы обучения как наблюдение и практическая деятельность дошкольников.
На следующем этапе формирования приема сравнения дети учатся использовать этот прием для решения различных задач. На этом этапе большое значение приобретает дидактическая игра. Например, игра «Что изменилось?» требует тщательного анализа ситуации и выделения признаков сходства и различия.
На третьем этапе прием сравнения от предметных, практических действий переходит к речевой сфере; он становится необходимым условием логических знаний и умений.
Article mentions one of important questions of training in preschool institution – formation at preschool children of ability to compare subjects and the phenomena. To create at preschool children of ability, it is necessary for teacher to have the accurate action program in each class when studying all subjects.
1. Кириллова, Г.Д. Сравнение в процессе сознательного и прочного усвоения знаний учащимися / Г.Д. Кириллова. – М.: Акад. пед. наук РСФСР, 1953.− 16 с.
2. Глаголева, Л.В. Сравнение величины предметов в нулевых группах школ / Л.В. Глаголева. – М.: Работник просвещения, тип. ЛСПО в Лгр., 1930. – 27 с.
3. Рихтерман, Т.Д. Формирование представлений о времени у детей дошкольного возраста / Т.Д. Рихтерман. – М.: Изд-во Просвещение, 1991 – 541 с.
Источник