приёмы формирования школьного ученического коллектива
статья
В статье перечислены некоторые приёмы формирования детского коллектива, которые может использовать в работе классный руководитель не только младшего, но среднего школьного возраста.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_formirovaniya_shkolnogo_uchenicheskogo_kollektiva.odt | 15.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Приёмы формирования школьного ученического коллектива.
Школьный класс — это не просто группа детей одного возраста, это целая система, в которой длительное время живет и воспитывается ребенок. От того, как складываются отношения со сверстниками, от социально-психологического климата в классе зависят не только успехи ребенка в учебе, но и формирование его как личности. Причем ведущая роль принадлежит начальному звену общеобразовательной школы. Именно в младших классах дети учатся наблюдать, говорить, читать и писать, а также приобретают навыки и способы взаимодействия с людьми разного возраста. Проблема исследования взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе была и остается одной из первостепенных и актуальных. Несмотря на значительный интерес ученых к данной проблематике, устойчивым и неоспоримым является тот факт, что проблема взаимоотношений между младшими школьниками в классном коллективе имеет множество разрозненных подходов и концепций. С каждым этапом развития общества в целом отношения между детьми в школе тоже меняются и приобретают новое содержание. Это требует применения других, более эффективных форм и методов для организации детских коллективов, и руководства ими.
В своей работе я часто применяю метод фокус – групп. Назову его основные принципы. Возник он сравнительно недавно, но уже занял важное место среди наиболее перспективных качественных методов работы. Используется этот метод для изучения различных областей жизни человека, что очень важно при формировании любого коллектива. Он включает в себя следующие понятия:
- Интервьюируемые должны быть участниками некоторой определённой ситуации.
- Характер, процессы, общая структура этой ситуации должны быть заранее проанализированы учителем.
- На основе этого анализа должен быть составлен план интервью6 в котором отражены важнейшие вопросы и гипотезы.
- Интервью фокусируется на субъективных переживаниях лиц по поводу заранее проанализированной ситуации.
Основной целью групповой дискуссии является обсуждение и выработка согласованного группового решения относительно проблемы, мнение о каком-либо предмете. Выделяют различные виды групповых дискуссий: мини-группы, расширенные группы, повторные группы.
В мини-группе бывает небольшое число участников – от 4 до 8 человек. Работу со школьниками начальных классов лучше всего начинать с мини-групп, так как именно мини-группа даёт возможность получить конкретную информацию. Учитель может собрать мини-группу и изучить, например, отношение участников к празднованию Нового года или Пасхи. Можно предложить ученикам составить модель праздника самим участникам мини-группы. Как правило, работа в мини-группе не занимает много времени и нацелена на получение быстрого результата.
Расширенные группы обычно характеризуются не только большим составом участников, но и большой продолжительностью во времени. Создание такой группы способствует сплочению группы, созданию дружеской атмосферы. Здесь подойдут ролевые игры, психография, различного рода рисуночные тесты. Хорошие результаты получаются, если собрать версии одного и того же события от участников всего сообщества (рассказ о празднике, соревновании, игре и т. д.)
Повторные группы напоминают расширенные, с тем уточнением, что встречи членов этой группы более частые, ведут к уточнению или смене позиций отдельных членов группы и содержат экспериментальную часть. Такую группу можно собрать после знакового события: праздника, концерта, олимпиады и др.
У всех фокус-групп есть общие признаки формирования, требования к участникам, к организации дискуссий и анализу полученного материала. Этот метод хорошо использовать в работе, так как помогает получить значимую информацию относительно развития данного социума.
Источник
Доклад: «Нравственное воспитание, как способ формирования ученического коллектива»
материал
Доклад на МО классных руководителей
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
nravstvennoe_vospitanie_kak_sposob_formirovaniya_uchenicheskogo_kollektiva.docx | 33.86 КБ |
Предварительный просмотр:
МКОУ «СОШ №1 ст. Сторожевой»
Классный руководитель 5 «А» класса
Тема самообразования: «Нравственное воспитание, как способ формирования ученического коллектива»
Период работы над темой: 2017 – 2020 гг.
- Создание условий для развития личности, для вхождения её в гражданское правовое общество через становление отношений к миру и к себе в нём.
- Формирование коммуникативного и эстетического потенциалов школьника.
- Гармоничное духовно-нравственное развитие личности школьника и привитие ему основополагающих жизненных принципов на основе гражданско-патриотических, этических и культурно-исторических традиций нашей большой и малой Родины.
- Сплочение и развитие классного коллектива, создание в нем нравственно и эмоционально благоприятной среды развития жизнедеятельности каждого школьника; выявление потребностей, интересов, склонностей и других личностных характеристик членов классного коллектива.
- Воспитание чувства патриотизма, активной гражданской позиции, сопричастности к героической истории Российского государства, готовности служить Отечеству.
- Формирование духовно-нравственных ориентиров на основе традиционных общечеловеческих ценностей.
- Физическое развитие учащихся, формирование навыков здорового образа жизни, личной гигиены.
- Консолидация и координация деятельности школы, семьи, общественности в духовно-нравственном воспитании детей.
- Формирование основ культуры общения и построения межличностных отношений;
- Привитие учащимся любви к родному краю через любовь к родной природе и бережное отношение к ней.
- Развитие форм ученического самоуправления.
- Принцип целостности учебно-воспитательного процесса.
- Принцип сотрудничества.
- Деятельностный подход.
- Личностно-ориентированный подход.
В связи с изменениями социально –экономических условий , в том числе и в процессе дегуманизации общества наступлением массовой культуры , обозначилась актуальность нравственного развития подрастающего поколения. Современная действительность – это время пересмотра идеалов, переоценки ценностей. Развитие страны зависит от того, насколько сильно привито подрастающему поколению чувство любви к своим родным, к своему народу, к Родине, чувство ответственности перед будущим. На данном этапе развития современной России актуален вопрос о гражданско-патриотическом воспитании. Патриотизм начинается со знания, уважения и хранения памяти о своих родных, близких, знакомых. Определив круг источников информации (материалы сети Интернет; видео, аудио информация на различных носителях и др.) и выбрав форму работы, я составила личный план работы над поставленной перед собой проблемой, разработала план воспитательной работы, согласно которому работаю с классом.
Работая над реализацией личного плана самообразования, я:
- знакомлюсь с новинками печатной методической, педагогической и предметной литературы и информацией в Интернете;
- посещаю уроки и внеклассные мероприятия коллег;
- принимаю участие в совещаниях, обмене опытом с коллегами;
- выступаю на заседаниях МО с обобщением результатов опыта работы;
- провожу анкетирование среди учащихся и родителей.
- повышение успеваемости и уровня обученности обучающихся;
- овладение уровнем воспитанности по отношению к близким, знакомым, одноклассникам;
- хранение памяти о своих родных, о своей малой Родине.
Основные коллективные формы и методы нравственного воспитания, просвещения и убеждения школьников, которые использую в своей работе по данной теме: классные часы, беседы, информационные часы, викторины, читательские конференции, игры и др.
Классный час – это наиболее распространённая форма организации воспитательной работы. При проведении классных часов преобладает форма свободного общения учащихся с педагогом. Классный час -это не обычное воспитательное мероприятие. К нему надо хорошо готовиться, чтобы он запоминался школьникам, оставил след в их сознании, повлиял на их поведение. В 5 классе были проведены классные часы об отзывчивости и скромности, о культуре общения и дружбе, о доброте и товариществе.
В воспитательной деятельности большое место занимают этические беседы. Они имеют цель, обогатить моральные представления и понятия, которые связаны с положительными проступками и действиями, знакомят с правилами поведения. В процессе бесед вырабатывается оценочное отношение учащихся к своему поведению и поведению других людей, обсуждаются поступки учащихся. Такие беседы провожу сразу после совершения поступка. В моей деятельности основное место занимает разъяснение «Правил для учащихся», как главных критериев поведения школьников. Также проводятся беседы о правилах поведения в школе, в столовой, в общественных местах, на улице, со взрослыми; правила поведения перехода через дорогу, пожарной безопасности, антитеррору и др. Дети расписываются за проведённые беседы в журнале инструктажей. При проведении бесед о дисциплине меньше говорю о том, чего нельзя делать и рассказываю о том, что нужно делать, как нужно поступать в том или ином случае. Беседы провожу с классом или индивидуально с учеником, совершившим недостойный поступок, не увлекаюсь коллективным осуждением недостатков в поведении школьников. В ряде случаев более эффективна индивидуальная беседа с провинившимися учениками. При этом важно создать атмосферу доброжелательности и доверительности.
Читательская конференция – одна из форм нравственного убеждения. Она помогает не только расширить кругозор школьников, развить у них художественный вкус, но и усвоить нормы и принципы нравственности. Привлекаю учащихся к участию в викторинах, в конкурсах, на лучшего чтеца или рассказчика, к художественной самодеятельности, обогащающей нравственный мир школьников.
Привлекаю учащихся к участию в спортивных мероприятиях, посещению спортивных секций и т.д. В целях убеждения использую и нравственные требования поведения школьников.
Процесс нравственного воспитания обязательно включает в себя приучение воспитанников к выполнению норм и правил общественной морали, выработку и закрепление у них устойчивых привычек поведения. Достигается это, прежде всего упражнением, организацией практической деятельности воспитанников. В процессе нравственного воспитания я применяю в основном два типа упражнений: организация нравственного опыта учащихся путём вовлечения их в разнообразную деятельность и специальные упражнения для детей. Особенно велико значение упражнений, связанных с организацией нравственного опыта. Личный опыт, приобретаемый в процессе целенаправленной деятельности – основное условие приучения. Упражнения в разнообразной деятельности имеют целью выработать привычки в труде и в общественной работе, во взаимоотношениях друг с другом. Они содействуют приучению к коллективной деятельности. Воспитание в труде – это наиболее действенное воспитание. Если школьник занят трудом, он обычно любознателен и дисциплинирован, требователен к себе и честен, он надёжный помощник в семье. У него больше развито чувство ответственности. Серьёзное влияние на формирование поведения оказывает выполнение различных общественных поручений. Они тесно связаны прежде всего с организационной деятельностью. У каждого ребёнка в классе есть своё поручение. Это подтягивает школьников к тому, чтобы быть ответственнее, ощущать себя частью коллектива.
Целесообразны также упражнения в форме организации положительных поступков. Например, ученику поручается помочь отстающему в учении однокласснику. Успех применения упражнений, их эффективность зависят от соблюдения ряда требований. Это осознание учащимися важности и необходимости проведения упражнений, их систематичность и последовательность, общественно-полезную направленность.
В своей деятельности использую методы стимулирования учащихся. Поощрение, как один из методов, применяется в различных вариантах: одобрение, похвала, благодарность. Методы стимулирования помогают человеку формировать умение правильно оценивать своё поведение, что способствует осознанию им своих потребностей. Использую методы воздействия на эмоциональную сферу учащихся. Они предполагают формирование необходимых навыков в управлении своими эмоциями, обучение его управлению конкретными чувствами, пониманию своих эмоциональных состояний и причин их порождающих.
Мною используются методы воспитывающих ситуаций. Это те ситуации, в процессе которых ребёнок ставится перед необходимостью решить какую-либо проблему. Модификацией метода воспитывающих ситуаций является соревнование, оно способствует формированию качеств конкурентоспособной личности. Этот метод опирается на естественные склонности ребенка к лидерству, к соперничеству. В процессе соревнования ребенок достигает определенного успеха в отношениях с товарищами, приобретает новый социальный статус. Соревнование вызывает не только активность ребенка, но и формирует у него способность к самоактуализации.
Итак, проанализировав методы формирования нравственного поведения школьников, применяемые мною в работе отмечу, что в реальных условиях педагогического процесса методы воспитания выступают в сложном противоречивом единстве. Решающее значение здесь имеет не логика отдельных «уединенных» средств, а гармонично организованная их система. Разумеется, на каком-то определённом этапе воспитательного процесса тот или иной метод может применяться в более или менее изолированном виде. Но без соответственного подкрепления другими методами, без взаимодействия с ними он утрачивает своё значение, замедляет движение воспитательного процесса к намеченной цели. И ещё нравственность формируется не на словестных или деятельностных мероприятиях, а в повседневных отношениях и сложностях жизни, в которых ребёнку приходится разбираться, делать выбор, принимать решения и совершать поступки. Поэтому методы нравственного воспитания должны быть взаимосвязаны с жизнью.
Внеурочную деятельность по нравственному воспитанию веду не только с детским коллективом и в отдельности с каждым, но и с родителями. Невозможно заниматься воспитанием учащихся, не вникая в специфику взаимоотношений в его семье, не зная её социального статуса, ценностных ориентаций родителей. Всем известна фраза: «Всё начинается с детства». И это в действительности так. И манера поведения ребёнка, и выбор друзей, и взаимоотношения с близкими людьми, и традиции семейного воспитания в будущей семье — всё берёт своё начало в детстве. Семью можно сравнить со стартовой площадкой, которая определяет жизненный маршрут человека. Каждый взрослый, и в первую очередь родители, в ответе за то, чтобы проблемы, с которыми ребенок встретится на своем пути, он умел преодолевать достойно и с честью. Не менее важна для ребёнка и встреча с такими взрослыми, которые ему будут помогать учиться искусству жизни. Но это возможно только в том случае, если взрослый, с которым ребенок общается, авторитетен для него, и не важно, родители это или его учитель, которому он откроет свою душу и сердце.
Огромна роль учителя — он может стать объединяющей силой и поддержкой для родителей и детей.
Основными задачами работы с родителями школьников являются:
1) повышение педагогической культуры родителей,
2) стремление к организации коллективных семейных отношений, где присутствуют общие перспективы и цели, традиции взаимопомощи и взаимовыручки; 3) переосмысление роли и позиции родителей; развитие взаимопонимания и взаимоуважения прав и потребностей друг друга; 4) формирование нравственности ребёнка через микроклимат в семье.
Повышение уровня воспитанности учащихся своего класса – цель моей педагогической деятельности. Но о конечном результате говорить пока рано, так как процесс воспитания длителен, он продолжается всю жизнь. Сначала ребёнка воспитывают родители, позднее в процесс воспитания включаются дошкольное учреждение, школа и т.д. Будучи взрослым человек занимается самовоспитанием. И очень важно, чтобы всё хорошее, что есть в каждом человеке, только приумножалось с годами, проявлялось в большей мере.
Источник