- Урок 4. Развитие творческого воображения
- Что такое творческое воображение
- Способность к поиску решения проблем
- Упражнение «Перемешанные буквы в словах»
- Средства развития воображения
- Упражнения
- Упражнение 1. Поворот фигур
- Упражнение 2. Разгадывание друдлов
- Упражнение 3. На букву (тест)
- Упражнение 4. Придумать название и описание
- Игры на развитие воображения
- Проверьте свои знания
- Приемы творческого воображения статья (подготовительная группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
Урок 4. Развитие творческого воображения
После того, как был произведен латеральный разрыв, у нас появилось много в большинстве своем нелогичных (латеральных) суждений. Теперь нам предстоит сделать шаг, направленный на устранение получившегося разрыва шаблона. Предстоящий этап связан с работой по развитию творческого воображения для поиска и создания полноценных креативных идей из метаморфоз, получившихся на предыдущих этапах. Другими словами, в этом занятии вы узнаете, как научиться наиболее эффективно устранять латеральный разрыв. Данный урок описывает методики, принципы и особенности развития творческого воображения, а также содержит полезные приемы, упражнения и игры.
Что такое творческое воображение
Творческое воображение – это такой вид воображения, в ходе которого человек самостоятельно создает новые образы и идеи, представляющие определенную ценность. Эти идеи могут воплощаться в конкретные продукты творческой деятельности.
Также близким к творческому воображению и полезным в процессе креативного мышления является воссоздающее воображение. Воссоздающее воображение это создание образов объектов, которые ранее не воспринимались человеком в законченном виде, хотя он уже был знаком с подобными объектами или с их отдельными элементами. При этом используются уже имеющиеся у человека знания о данных объектах, что определяет преимущественно репродуктивный характер создаваемых образов. В то же время, от представлений памяти эти образы отличает большое разнообразие, гибкость и динамичность элементов. Проще говоря, воссоздающее воображение, в отличие от творческого, в большей степени осознанно опирается на предыдущий опыт.
Особенность воображения в творческом процессе заключается в том, что именно воображение сложно контролировать при создании чего-то нового. Если на предыдущих этапах можно было описать практически точный алгоритм действий, то последний этап должен опираться именно на способность человека к творческому воображению и ассоциативному мышлению, про последнее вы можете прочитать в специальном уроке по развитию памяти.
Способность к поиску решения проблем
Перед тем как переходить к средствам развития продуктивного воображения, важно отметить, что способность к творческому воображению имеется у каждого. У человеческого разума имеется важное свойство, которое заключается в наличии стимула устранения логических противоречий.
К примеру, многие курящие люди, зная о серьезном вреде курения, всегда знают, как объяснить себе и окружающим людям причину, по которой они не отказываются от этой пагубной привычки. Получается, что курильщики сталкиваются с внутренним противоречием «курить полезно – курить вредно», которое в психологии называется когнитивный диссонанс (смотреть в Википедии). Это противоречие вызывает психологический дискомфорт, и люди вынуждены придумывать все возможные способы устранить это противоречие, причем некоторые из них отражают высокие творческие способности человека: курить может быть вредно, но приятно, курение помогает креативу, настраивает на нужный лад, помогает тренировать дыхание, снижает вес и т.д. Практически у каждого курильщика есть свое собственное оправдание, которое было вызвано логическим противоречием.
Получается, что человек изначально запрограммирован бороться с противоречиями и искать выход из сложившихся сложных ситуации. В предыдущем уроке у нас появилось множество измененных суждений относительно объекта в выбранном фокусе. На этапе разрыва шаблона мы нарушили логику, и пришли к диссонансу, который придется исправить с помощью нашего воображения, жизненного опыта и природной предрасположенности к определенному виду мышления. Причем способность людей эффективно искать решения логических противоречий тем сильнее, чем больше у человека опыта, представлений о различных моделях поведения и других знаний об окружающем мире.
Чтобы понять как работает этот механизм лично у вас, а также чтобы потренировать свое воображение, предлагаем вам выполнить упражнение под названием «Перемешанные буквы в словах»
Упражнение «Перемешанные буквы в словах»
Это упражнение отлично показывает, что наш мозг может находить и понимать смысл слов, даже если его пытаются намеренно запутать. Это происходит потому, что мы читаем не по буквам и слогам, а слова целиком и кроме того, смысл слов мы понимаем благодаря соседним словам и словосочетаниям, с которыми наш мозг сталкивался раньше.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Средства развития воображения
Одним из главных способов развития воображения является получение многостороннего жизненного опыта. Чем больше мы общаемся с разными людьми, участвуем в различных мероприятиях, занимаемся разными делами, тем больше чувственного, эмоционального и интеллектуального опыта мы получаем. В результате весь этот опыт и участвует в устранении логических диссонансов, возникающих при латеральном мышлении. Естественно, универсальных рекомендаций по получению жизненного опыта нет, но можно обратить внимание на такие вещи, как расширение моделей мира и чтение.
Расширение числа моделей мира. Термин «модель мира», также как и фрейминг, о котором говорилось во втором уроке, является популярным в нейролингвистическом программировании для описания различных подходов людей к интерпретации реальности.
Разнообразие моделей мира исходит из того, что реальность воспринимается людьми по-разному, и никто не способен быть объективным интерпретатором реальности. Чтобы понимать суть процесса создания чего-то нового, нужно осознать, что все высказанные нами идеи воспринимаются каждым человеком по-разному. К примеру, некоторые музыкальные произведения, которые вам нравятся, могут вызвать негативное отношение у других людей. Проблема интерпретации музыки хорошо показывает, разницу в представлениях людей: что одним кажется красивым, оригинальным или даже гениальным, другим может совсем не казаться таковым.
Для развития творческого мышления нужно использовать репрезентативные особенности различных моделей мира. Другими словами, чем больше мы общаемся с разными людьми и стараемся их понять, тем качественно лучше будет наше творческое мышление.
Чтение. Чтение книг и других источников информации, в том числе с использованием техники скорочтения, очень эффективный способ для развития творческого воображения. Во время чтения происходит активная визуализация того, что вы читаете. Так как кроме букв, из которых состоят слова и предложения, вы не получаете никакой дополнительной информации, то вам ненароком приходится представлять себе картинку того, что происходит. Особенно полезно для развития креативности читать фантастику, приключения, детективы и, конечно, поэзию.
Однако влияние чтения книг на способность креативно мыслить не совсем однозначно. Например, Шопенгауэр в своём произведении «Parergaund Paralipomena» отметил, что чрезмерное чтение не только бесполезно, так как читатель в процессе чтения получает готовыми чужие мысли и хуже их усваивает, чем если бы он пришел к ним самостоятельно, но и вредно для разума, поскольку ослабляет его и приучает искать идеи во внешних источниках, а не из собственной головы. К этому можно лишь добавить, что хотя чтение и расширяет наши модели мира, но привычка искать истину в книгах ухудшает способность поиска креативного решения.
Упражнения
Для творческого мышления важно умение находить связи между уже приобретенным опытом и тем, что мы созерцаем в данный момент, другими словами, строить ассоциации. Приведенные ниже упражнения направлены на развитие воображения и ассоциативного мышления.
Упражнение 1. Поворот фигур
Это упражнение направлено на тренировку воображения. Использование его в развитии воображения предложил в 1980-е годы известный психолог Роджер Шепард. В каждом задании вам будут продемонстрированы 2 фигуры: одни получены отражением друг друга, другие – поворотом, а третьи просто похожи и не являются поворотом и отражением друг друга.
Вам нужно прочитать вопрос, внимательно посмотреть на фигуры, постараться в своем воображении мысленно отражать и поворачивать фигуры и понять являются ли они одинаковыми.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Упражнение 2. Разгадывание друдлов
Друдлы – это простые картинки, изображение на которых можно интерпретировать разными способами. Чтобы тренировать свое воображение с помощью друдлов, вам нужно дать как можно больше ответов на вопрос: «Что изображено на рисунке?». Также для развития воображения в рамках повышения своей креативности попытайтесь найти такое значение картинки, которое не сразу приходит на ум. Все друдлы с ответами и комментариями вы можете посмотреть на данной странице.
Упражнение 3. На букву (тест)
Попробуйте в течение минуты назвать как можно больше вещей, которые сейчас находятся в комнате вместе с вами и начинаются на букву: «К». На букву «П»… А на «В»?
Посчитайте, сколько у вас получилось. Если постараться, то можно назвать более 50 вещей, а можно и более 100. Чтобы улучшить это упражнение подумайте, какие группы окружающих предметов вы забыли включить. Например, на букву «В» можно назвать:
- вещи, вешалка, (предметы),
- винты, введение в книге на полке, (детали предметов),
- вольфрам нити лампы, войлок, вата, вискоза и т.д. (материалы),
- ворс на ковре, воск на паркете (покрытие),
- волосы, веки, веснушки, виски и т.д. (тело),
- воображение, восторг, волнение, возможность придумать что-то еще (ментальные понятия),
- воздух, ветерок, варианты слов, вы сами, все остальные (тоже на «в»).
Подумайте, что еще можно назвать? Потренируйтесь с другими буквами: «п», «к», «с» – попроще, «д», «а», «т» посложнее.
Упражнение 4. Придумать название и описание
Попробуйте придумать название или подпись для картинки, описать, что на ней происходит:
Как вы уже догадались, это картина Пабло Пикассо. Она называется «Ночная рыбалка на Антибах». Для развития творческого воображения старайтесь чаще описывать окружающие вас интересные вещи: картины, фотографии, музыку, еду и многое другое. Старайтесь чаще ходить в музеи, внимательно смотреть на экспонаты. Загадка «Черного Квадрата» Малевича, к примеру, заключается в том, что при наличии воображения и творческого восприятия мира, в этой картине вы сможете увидеть для себя многое. Если же вы не утруждаете свою креативность, то вы будете видеть только геометрическую фигуру черного цвета, ничего не олицетворяющую. Черный квадрат является зеркалом вашего воображения.
Есть и другая модификация этого упражнения: во время поездки в общественном транспорте попытайтесь придумать имя, биографию или другие детали для незнакомых людей, которые едут с вами, основываясь лишь на их внешнем виде. Если вы путешествуете в компании друга, поделитесь своими с ним, а потом предложите ему сделать то же самое, сравните ваши истории.
Игры на развитие воображения
Особенность любой творческой игры заключается в том, что она помогает развивать созидательное мышление и воображение в атмосфере состязательности и азарта. Именно игровая форма часто помогает сосредоточиться и эффективно изучить нужный материал не только детям, но и взрослым. Сегодня в интернете существует множество классификаций творческих игр: компьютерные, онлайн, групповые, интеллектуально-творческие, сюжетно-ролевые и многие другие. Наша классификация позволяет выбрать игру в зависимости от того, хотите ли вы играть в одиночку за компьютером или планируете играть в компании. На данной странице представлены игры для развития творческого воображения. Причем вы сможете найти игры различных видов, как самостоятельные онлайн игры, так и групповые игры и творческие задания для тренировки креативности без применения компьютера. Перейти к творческим играм.
Воображение является ключевым фактором последнего элемента нашей схемы творческого мышления. Чем лучше развито воображение, чем шире мировоззрение человека, чем быстрее он способен находить необходимые ассоциации у себя в голове, тем креативнее его идеи.
Воображение развивается у нас постоянно, чем больше мы познаем мир, тем лучше развито наше воображение. Однако одного лишь созерцания мира не достаточно. Важно думать о том, что мы видим, анализировать происходящее.
Проверьте свои знания
Если вы хотите проверить свои знания по теме данного урока, можете пройти небольшой тест, состоящий из нескольких вопросов. В каждом вопросе правильным может быть только 1 вариант. После выбора вами одного из вариантов, система автоматически переходит к следующему вопросу. На получаемые вами баллы влияет правильность ваших ответов и затраченное на прохождение время. Обратите внимание, что вопросы каждый раз разные, а варианты перемешиваются.
Напоминаем, что для полноценной работы сайта вам необходимо включить cookies, javascript и iframe. Если вы ввидите это сообщение в течение долгого времени, значит настройки вашего браузера не позволяют нашему порталу полноценно работать.
Источник
Приемы творческого воображения
статья (подготовительная группа) на тему
Описаны основные приемы развития творческого воображения
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
priemy_tvorcheskogo_voobrazheniya.doc | 708 КБ |
Предварительный просмотр:
Приемы творческого воображения
Цель: познакомить с основными приемами развития творческого воображения.
Развивать творческие способности детей можно по-разному, в т.ч. средствами изобразительного искусства. В этом помогут серии игр, упражнений, заданий творческого характера.
Воображение в художественной деятельности имеет несколько уровней проявления и, соответственно, может и должно формироваться на разных уровнях. Самый простой уровень построен на базе использования основных приемов творческого воображения. Их, как известно, пять:
- Агглютинация
- Аналогия
- Преувеличение (преуменьшение)
- Акцентирование
- Типизация
На этих приемах основана методика игр, заданий и упражнений, которые могут способствовать развитию творческих способностей.
ПРИЕМЫ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ
А гглютинация (склеивание). Самый простой, по мнению специалистов, прием творческого воображения. Проиллюстрировать механизм творчества на основе этого приема очень просто. Крупные части разнородных предметов соединяются, склеиваются вместе, и получается новый объект, с новыми, ранее не бывалыми, необычными свойствами. Путем мысленного «склеивания» рождено много героев легенд и мифов. Таких, например, как дракон, кентавр, русалка, химера, пегас, единорог, минотавр и другие.
На основе этого приема можно разработать много интересных, творческих заданий. Например, попросить детей, соединяя части разных животных «сконструировать» новое, несуществующее животное, с необычными, новыми свойствами.
Сначала его надо придумать, затем нарисовать и только потом дать этому животному название. Все три этапа требуют творческого подхода.
Главное здесь — это предложить рисовать не то, что получится, а задумать конкретное изображение и воплотить его, согласовав в рисунке все несоответствия, возникшие на этапе планирования замысла. Для этого можно ввести ряд дополнительных требований: большой и добродушный, как бегемот, плавает, как рыба, летает, как птица, или создать необычное животное, которое одновременно было бы добрым, сильным, смелым, но не хищным, умело бы бегать, плавать и летать. Эту задачу можно сформулировать и в более обобщенном виде: создать животное для освоения космоса и т.д.
Путем агглютинации созданы и такие интересные конструкции, как амфибия, экраноплан и другие. Предложить сконструировать аналогичным способом технический объект с новыми свойствами: транспортное средство, предмет мебели, посуду.
Аналогии . Аналогия — один из приемов творческого воображения. Разнообразные предметы, не имеющие строго заданной формы, такие как, например, облака, падающие тени, пятна краски, первые неумелые каракули малыша, пройдя через наше сознание, часто ассоциируются в нашем мозгу со сходными реальными предметами. Используя их, наше воображение создает определенные соотношения и связи. Аналогии, конечно, могут быть связаны не только с формой, но и со звуком, цветом, ритмом.
Детей следует учить искать аналогии во внешних очертаниях разных объектов. Например на прогулке можно дать задание детям понаблюдать за облаками- на что они похожи.
Следует фиксировать идеи каждого ребенка. Это необходимо для использования на дельнейших занятиях: ведь облако, которое уже растворилось в небе, можно изобразить по представлению. Детские идеи можно оценивать по трем параметрам:
А) количество (продуктивность)
В) гибкость мышления (насколько идеи разнородны по тематике).
Затем можно нарисовать облака так, чтобы они сохранили свои особенности и в то же время напоминали необычное, увиденное детьми сходство с какими – либо объектами.
В качестве исходного материала для подобных занятий в дальнейшем могут служить самые разные предметы и явления: тени, блики, формы кустов, деревьев, корней, узоров на ковре, языки пламени, паутина, пчелиные соты и др.
Нетрадиционная техника рисования — кляксография является успешным способом развития творческого воображения и способностей детей. На лист бумаги жидкой краской наносится клякса. Сверху накрывается другим листом и прижимается ладонью. От тепла ладони часть краски полимеризуется и дает эффект. После разъединения листков на каждом из них остается симметричное пятно. Самое главное — попытаться увидеть в этом цветовом пятне основу реального изображения и, доработав это «пятно», превратить его в сюжетный рисунок. В процессе рисования сначала получают спонтанные изображения. Затем ребенок дорисовывает детали, чтобы придать законченность и сходство с реальным образом.
Разновидность этого способа нетрадиционного рисования является кляксография с трубочкой. Ребенок зачерпывает пластиковой ложкой краску, выливает ее на лист, делая небольшое пятно (капельку). Затем на это пятно дует из трубочки так, чтобы ее конец не касался ни пятна, ни бумаги. При необходимости процедура повторяется. Недостающие детали дорисовываются.
Следующим способом нетрадиционного рисования, способствующего развитию воображения является кляксография с ниточкой: ребенок опускает нитку в краску, отжимает ее. Затем на листе бумаги выкладывает из нитки изображение, оставляя один ее конец свободным. После этого сверху накладывает другой лист, прижимает, придерживая рукой, и вытягивает нитку за кончик. Недостающие детали дорисовываются.
Этими способами можно создать бесчисленное множество загадочных животных, птиц, зданий, «космических пейзажей», разнообразных картин сказочного леса и др. интересных изображений. И эта задача, хоть и схожа сочинению сказок и рассказов, придумыванию сюжетов рисунков, но все же значительнее сложнее. Здесь требуются работа фантазии в разных направлениях и вместе с тем систематизация разных вариантов, их выбор и оценка. Без этого правильный выбор, а, следовательно, и «фантастический шедевр» не сделать.
Углубить умения использования приема аналогии могут другие специальные задания. Детям предлагаются карточки, на которых содержатся сложные по форме и цвету фигуры. Задача- найти как можно больше аналогий с реальными изображениями («на что похоже»). Карточки можно поворачивать как угодно. Полученные идеи фиксировать. Оценивать можно по указанным трем параметрам.
Данную работу можно видоизменить. Дать детям задание найти одновременно несколько изображений на этих карточках. А затем – сочинить рассказ о том, что произошло или происходит с этими героями.
Прием аналогия широко применятся в биоархитектуре и бионике. Биоархитектура- отрасль архитектуры, в которой при проектировании и сооружении зданий используются элементы конструкций, существующих в природе. Основная задача биоархитектуры.— научиться строить у природы. Задания по тематике биоархитектуры могут быть такими:
рассмотреть шишку хвойного дерева, чешую рыбы и попытаться определить, в каких известных архитектурных сооружениях использовался этот прием (подсказка: Покровский собор в Москве; Театр оперы и балета в Новосибирске и др.);подобрать фотографии зданий, на форму которых оказал влияние пейзаж; нарисовать дом, который бы дети построили в пустыне, в горах, на равнине, в джунглях и в других местах.
Создание фантастических проектов зданий с использованием фрагментов природы – интересная творческая задача. Эти здания дети могут не только рисовать, но и клеить из бумаги или собирать из деталей конструктора.
Бионика- отрасль техники, применяющая знания о природе для решения технических задач. Если биоархитектуру больше интересуют эстетические решения, то бионика интересуется техническими решениями, которые природа использовала при создании собственных конструкций. Она имеет давнюю историю. Еще Леонардо да Винчи, наблюдая за полетом птиц, создал «орнилет» — летательный аппарат с машущими крыльями.
В качестве заданий, представляющих это направление творчества, можно использовать следующие:
— найти технические объекты, делая которые люди использовали аналогии с живой природой;
— сконструировать (нарисовать) автомобиль, (вертолет, самолет, корабль и т.п.), похожий на божью коровку, глубоководную рыбу, ежа и др.
Хорошо тренируют способность находить аналогии задания, ориентированные на поиск аналогов какого-либо предмета.
В качестве примера возьмем такую задачу — найти как можно больше аналогов корабля. Нужно назвать как можно больше предметов, сходных с кораблем по каким-то существенным признакам. При решении этого задания более успешен будет тот, кто способен систематизировать и классифицировать называемые предметы.
Например: самолет, поезд, автобус, так же как и корабль, — транспорт; рыбы, киты, тюлени, так же как и корабль, плавают по воде; танк, бронетранспортер, подводная лодка, вертолет, так же как и корабль, — могут использоваться в военных целях.
Аналогии можно строить, используя и художественно-эстетические характеристики объекта (цвет, форма, объем и др.). Например: чайка, облака, молоко, так же как и корабль, белые; дом, кит, айсберг — такие же огромные, как корабль.
Преувеличение и преуменьшение. Также относят к приемам творческого воображения. Путем преувеличения, как и путем преуменьшения, можно создавать новое. Этот прием может быть наглядно продемонстрирован детям на примере рисования карикатур, изучения специфики изображения сказочных персонажей, героев мультфильмов.
Для развития способности подмечать особенно характерные черты и детали, умело их преувеличивать или преуменьшать вполне пригодна задача нарисовавть карикатуру или шарж. Более простая задача такого рода – сделать карикатуру на героя сказки или мультфильма.
Потренировать эту способность можно с помощью интересной игры — «Очень правдивые истории». Можно попросить рассказать о каком-то событии, что-то преувеличив, а что-то преуменьшив. Еще одно задание — предлагается сочинить такую историю, какой никогда не было и не могло произойти.
В качестве примера такой истории — отрывок из стихотворения поэта В. Лунина:
Я однажды видел сам:
Як летел по небесам,
Ястреб плавал в океане,
Ягуар бежал от лани,
Ясень по полю ходил,
Язь в лесу грибы удил.
Я не вру, поверьте мне,
Я видал это во сне.
Акцентирование . Умение подметить и выделить главное называется акцентированием. Это еще один из приемов творческого воображения. Он очень близок предыдущему, но здесь важно не преувеличить или преуменьшить, а подчеркнуть самое главное.
Задания для развития могут быть следующими:
- рассказать о самых характерных особенностях образов сказочных героев: Деда Мороза, Бабы- Яги, Ивана Царевича и др.; объяснить, как художники, рисуя их портрет, изображают эти черты.
- нарисовать героя своей любимой сказки, подчеркнув главные черты характера, определяющий его образ.
Типизация . Одним из самых сложных приемов творческого воображения считается «типизация». Этот прием практически не используется в техническом творчестве, но в художественном творчестве он является основным. Задача создания типичного образа — подлинно художественная задача, но работа в этом направлении с детьми рассматриваемого образа крайне затруднена. Для успешной деятельности такого рода кроме высокоразвитой способности аналитически мыслить, необходима способность к сопереживанию, эмпатии в ее высокоразвитой форме.
Но на определенном уровне с помощью специальных заданий эту, еще не раскрывшуюся в силу возрастных особенностей, способность можно развивать. Детям можно предложить следующие задания:
— сложив в несколько раз листок цветной бумаги, вырезать из него снежинку; если вырезать несколько разных, то можно посмотреть, какая из них больше похожа на настоящую — более типична;
— предложить детям схемы, изображающие человеческие эмоции; Задание — объяснить, какие чувства выражает каждое из изображений, и сказать, какие выражения лиц (наиболее типичны) характерны для людей веселых, добрых, общительных, ворчливых, злых и т.п.;
— нарисовать врача, художника, моряка, военного т.п. и рассказать о своем рисунке, какие типичные черты выделены у представителей этих профессий.
- Справочник старшего воспитателя 2009 г. № 11, с. 52
Источник