Способы формирования целей менеджмента

Методы постановки целей и задач менеджмента

Современная методология выделения, описания и анализа целей основывается на использовании методов декомпозиции ( расчленения ), включающих элементы эвристики, использующих дедуктивные и индуктивные способы человеческого мышления и реализуемых с участие экспертов.

Методы формирования целей. Методика системного анализа, процесс формирования целей укрупненно представляется тремя этапами:

Анализ исходной информации. Анализу подлежат, нормативные документы, различные государственные программы, дынные о территории, схемы развития и размещения производительных сил, мировой и отечественный опыт и т.д.;

Написание сценария. Сценарий представляется как инструмент упорядоченности нашего представления о будущем. Систематизация черт этого будущего в едином документе.

Целевое представление. То есть, то чего хочет добиться компания в будущем. При этом целевое отношение рассматривается в трех аспектах: писсемистическом, реалистическом и оптимистическом.

Задача сценария состоит в анализе всевозможных ситуаций, выборе наиболее вероятного состояния и путей его достижения.

Декомпозиция целей. Основываясь на главных свойствах целей, развертываемости и подчиненности, конечная цель раскладывается на составляющие подцели, таким образом, чтобы конъюнкция этих подцелей определялась в конечную цель. Инструментом с помощью которого осуществляется систематизация целей является модель – «дерево целей».

Использование метода дерево целей производится в соединении с экспертными процедурами. Место ряда экспертных вероятностей и оценок могут занять разнообразные математические модели и оценки, полученные на основе формализованных методов анализа.

Методы анализа и моделирования целей опираются на процедуры декомпозиции, синтеза и оценки. Сначала общие цели сводятся к частным, упорядочиваются в виде дерева целей. Расщепление проводится до целей, поддающихся количественной или качественной оценке. В результате формируется система частных оценочных критериев. В свою очередь, частные критерии сворачиваются в агрегаты для получения оценок более общих целей и упорядочиваются в виде дерева показателей В итоге дерево вербально заданных целей проецируется в некоторое дерево оценочных показателей.

Построение дерева идет «сверху вниз», от общих целей к частным, путем их дезагрегирования, декомпозиции и редукции. Так, достижение главной цели обеспечивается за счет реализации целей первого уровня.

Классификация конкретных методов осуществляется по трем основным направлениям, позволяющим выделить методы:

• управления функциональными подсистемами;

• выполнения функций управления;

• принятия управленческих решений.

Методы управления функциональными подсистемами организации

Первое направление связано со структурой организации, в которой имеется функциональное разделение управленческого труда по таким видам работ, как маркетинг, инновации, производство, финансы, персонал и т.п. Методы управления, применяемые в этих функциональных подсистемах, отражают их специфику в постановке целей и определении состава работ, необходимых для их выполнения. Они детально рассмотрены в главах, посвященных функциональному аспекту управления организациями.

Поэтому ограничимся лишь некоторыми примерами, характеризующими состав методов управления, используемых специалистами функциональных подсистем.

Источник

Способы формирования целей

Классификация целей организации

Читайте также:  Дорогов асд способ применения

1. По источникам:

1) внешние (учитывают потребности более широкой социальной общности, в рамках которой организация функционирует);

2) внутренние (цели самого коллектива, ориентирующиеся на удовлетворение его потребностей).

2. По степени важности:

1) стратегические (решение перспективных масштабных проблем, качественно меняющих облик организации, например, занять лидирующее положение в отрасли, в своей сфере деятельности.);

2) тактические (отражают отдельные этапы достижения стратегических целей, например, проведение капитального ремонта, и бывают: оперативными (цели годового плана) и операционными (текущие задания).

3. По сроку действия (или периоду реализации):

1) долгосрочные (более 5 лет);

2) среднесрочные (от 1 года до 5 лет);

3) краткосрочные (менее 1 года). Для них характерна большая детализация и конкретизация необходимых действий, а сами по себе они являются подцелями на пути реализации долгосрочных целей.

4. По содержанию:

1) технологические (компьютеризация организации);

2) экономические (достижение финансовой устойчивости);

7) социальные (создание благоприятных условий труда).

5. По направленности:

1) на конечный результат (например, выпуск определённого объёма продукции);

2) на осуществление той или иной деятельности (например, постоянное совершенствование технологии);

3) на достижение определённого состояния объекта управления (например, реконструкция предприятия).

6. По форме выражения:

1) цели, характеризуемые количественными показателями (например, получение определённого объёма продукции в тоннах);

2) цели, описываемые качественно (например, достижение благоприятного морально-психологического климата в коллективе, который ничем измерить нельзя).

7. С точки зрения особенностей взаимодействия:

1) безразличные по отношению к друг другу (индифферентные);

3) дополняющие (комплиментарные);

4) исключающие друг друга (антагонистические);

5) совпадающие (идентичные).

Миссия– принципиальное назначение организации, которым она отличается от других.

Миссия выражает философию организации и смысл её существования. В ней обычно детализируется статус предприятия, декларируются принципы его работы, намерения руководства, даётся определение самых важных характеристик организации. Миссия не должна зависеть от текущего состояния организации, форм и методов её работы. В целом она выражает устремлённость в будущее, показывая, на что будут направляться усилия и какие ценности будут при этом приоритетными. Поэтому в миссии не принято указывать в качестве главной цели получение прибыли, хотя прибыль – определяющий фактор в функционировании любого предприятия.

Прибыль как миссия существенно ограничивает спектр рассматриваемых организацией путей и направлений развития, может привести к неэффективной работе. Миссия формируется высшим руководством и служит ориентиром, на основе которого руководители обосновывают свои решения. Высшее руководство несёт ответственность за воплощение миссии в жизнь путём постановки и реализации целей организации: общих и специфических.

Центральным моментом миссии является ответ на вопрос: «Какова главная цель организации?»

При формулировке миссии на первом месте, как правило, стоят интересы, ожидания и ценности потребителей, ориентированные на перспективу, а также исторические традиции, конкурентные преимущества и угрозы, существующий потенциал организации, мнение партнёров, властей, взгляды высшего руководства.

Например, миссия компании «Форд» – предоставление людям дешёвого транспорта.

Читайте также:  Какие способы добычи полезных ископаемых ты знаешь

На основе миссии формируются общие или общеорганизационные цели, обычно их насчитывается от 4 до 6. Они отражают важнейшие направления деятельности организации в целом и могут быть интегральными и функциональными.

Например, интегральные – достижение устойчивости, обеспечение необходимого уровня рентабельности, прибыли, выход на внешние рынки и т.п.

Функциональные связаны с отдельными сторонами работы организации: финансами, маркетингом, кадровой работой. Они являются заданиями для соответствующих служб.

Специфические цели разрабатываются в каждом подразделении (стратегической хозяйственной единице – СХЕ) и определяют основные направления его деятельности в свете реализации их общих целей. Обычно они охватывают средне- и краткосрочный периоды и обязательно выражаются в количественных показателях, составляя основу планов.

Поскольку специфические цели отражают интересы относительно самостоятельных подразделений, они неизбежно вступают в определённые противоречия с общими целями. В связи с этим возникает необходимость их взаимной увязки в интересах достижения максимума общеорганизационных результатов.

Все цели определяются только высшим руководством. Таким образом, обеспечивается их единая ориентация в рамках организации, но для низших уровней управления цели оказываются навязанными, следовательно, возможно сопротивление исполнителей.

Цели подразделений определяются ими самими как с учётом, так и без учёта общефирменных целей, следовательно, возникают сложности, связанные с координацией целей, направлением их в единое русло.

В современных условиях миссия и общеорганизационные цели часто формируются совместно высшим руководством, руководителями подразделений, консультантами по вопросам управления.

Постоянные изменения внутренней и внешней среды организации приводят к тому, что цели приходится корректировать. Чаще всего при корректировке используется тактика «наползания» одной цели на другую. Например, сначала формулируется долгосрочная цель, а исходя из неё – краткосрочная. При достижении краткосрочной цели с учётом накопившихся изменений разрабатывается новая долгосрочная, а на её основе очередная краткосрочная цель.

В результате в организации складывается определённая система целей, в рамках которой цели должны быть упорядочены, сбалансированы и ранжированы по важности и первоочередности достижения.

Систему целей можно представить несколькими способами:

Миссия общеорганизационная цель специфическая цель

общеорганизационная цель специфическая цель

общеорганизационная цель специфическая цель

Ствол Крупные ветки Мелкие ветки

«Крона» такого дерева может ветвиться до бесконечности. Большинство целей являются одновременно и средством достижения для других целей.

Недостаток данного способа – значительная схематичность и иерархичность.

2) Иерархия целей

Цели высшего уровня оказываются более важными и широкими по охвату и времени существования, чем цели низшего уровня, но на последовательность их реализации, в отличие от «дерева целей», это обстоятельство никак не влияет.

Ранжирование может происходить по таким основаниям, как вклад в реализацию миссии организации; возможности достижения в заданный срок в условиях ограниченности ресурсов; величина выгоды, которая может быть получена в процессе их реализации; число попутно решаемых проблем и т.п.

Ранжируются цели путём перемножения определённой на основе экспертных оценок степени важности для организации каждой из них (в баллах) и их вклада в итоговый результат (в процентах или долях единицы), а затем расположения в порядке убывания полученных величин.

Читайте также:  Как поменять способ оплаты спотифай

На основе целей организация формирует задачи, которые должны быть решены в процессе их достижения.

Задача– это совокупность требований для принятия действий в конкретной ситуации. Она реализуется как серия работ, работа или её часть, которые должны быть выполнены заранее установленным способом в оговоренные сроки.

Задачи более конкретны и обладают количественными, пространственными и временными характеристиками. По сравнению с целями задачи являются индивидуализированными и персонифицированными, включают элементы, позволяющие им быть привлекательными для исполнителей.

Если миссия и цели формируются руководителями и консультантами, то задачи ни их основе – плановиками.

Нам важно ваше мнение! Был ли полезен опубликованный материал? Да | Нет

Источник

Миссия и цели организации. Способы формирования целей

Миссия организации – это предназначение организации в обществе, это её главная общественная цель, т.е. то ради чего она существует в обществе. Миссия раскрывает смысл организации, конкретный статус организации.

а)является основой для всех плановых решений организации, для определения целей и задач организации,

б)миссия даёт общее представление об организации и содержании форм имущества организации,

в)миссия как генеральная цель организации объединяет действия всех работников.

В содержании миссии должны обязательно отражаться:

-целевые ориентиры, на решение каких задач направлена деятельность организации,

-сфера деятельности организации,

-должна быть отражена философия, ценности которые приняты в организации,

-способы осуществления деятельности.

На основе миссии определяются цели. Цели – это конкретное конечное состояние или желаемый результат. Большинство организаций носят многоцелевой характер.

Цели делятся на:

А)экономические – количественные и качественные,

Б)неэкономические – улучшают условия труда.

Все цели делятся на:

а)стратегические – они направлены на решение масштабных программ, относятся к организации в целом, это долгосрочные цели, они устанавливаются менеджерами высшего звена,

б)тактические – направлены на решение проблем, это среднесрочные цели, устанавливаются менеджерами среднего уровня, оперативные цели – они направлены на решение текущих проблем, краткосрочные цели, устанавливаются менеджерами низшего звена.

Цели разрабатываются по основным направлениям:

*положение на рынке,

Выбирают обычно по три основных направления по которым и разрабатываются цели. Цели любой организации образуют иерархию целей. Выделяют цели высокого уровня, потом последующие. На основе иерархии целей разрабатывается структура аппарата управления.

2 основных способа формирования целей:

1.централизованный – цели устанавливаются самым верхним уровнем управления организации, достоинство – все цели подчиняются единой ориентации, минус – нижние уровни могут не принять эти цели,

2.децентрализованный – 2 схемы: а)разработка целей идёт сверху вниз, но при этом каждый следующий уровень определяет сам свои цели исходя из более высокого уровня, б)установка целей идёт снизу вверх, эти цели служат основой для разработки более высокого уровня.

Источник

Оцените статью
Разные способы