Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников
статья на тему
Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников. | 40.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Юдо Валентина Николаевна
Формы и методы воспитания основ толерантности у дошкольников
Толерантность рассматривается как система ценностей, норм и образцов поведения, объединенных вокруг готовности принять других такими, как они есть, и взаимодействовать с ними на основе согласия.
Быть толерантным, значит:
— относиться к окружающим с уважением;
— никогда не думать, что ваше мнение важнее мнения других;
— не навязывать свое мнение друзьям, его можно просто высказать;
— помнить, что каждый волен выбирать свой имидж и стиль, свои привычки и пристрастия (в рамках приличия);
— уметь видеть ценность и самобытность культуры каждой нации.
В решении задач формирования толерантности особая роль отведена дошкольному образованию, как начальному этапу в нравственном развитии. Формирование этого важнейшего качества происходит уже в детстве, в условиях семьи и образовательных учреждений, и продолжается на протяжении всей жизни. Конечно, это происходит постепенно, потому что все дети разные: одни – доброжелательные, активные, другие – застенчивые, третьи – замкнутые. У каждого свои индивидуальные способности и особенности[1].
Терпимость, уважение, принятие и правильное понимание культур мира должно прививаться с раннего возраста. Отношение с уважением и почтением к представителям различных национальностей является необходимым условием толерантного воспитания, и мы, воспитатели, должны довести до сознания детей то, что все люди равны в своих достоинствах и правах, хотя и различны по своей природе[3].
Методы воспитания толерантности.
Методы воспитания толерантности – это способы формирования у детей терпимости и готовности к пониманию других людей.
При воздействии на интеллектуальную сферу используется, прежде всего, метод убеждения. Убеждение предполагает разумное доказательство необходимости толерантного поведения.
Убеждение как метод в воспитательном процессе реализуется через различные формы: используются отрывки из литературных произведений, исторические аналогии, библейские притчи, басни и т.д.
Убеждению соответствует самоубеждение – метод самовоспитания, который предполагает, что дети осознанно, самостоятельно, в поиске решения какой-либо социальной проблемы фомрируют у себя комплекс взглядов. В основе этого формирования лежат выводы, сделанные сами ребенком.
В эмоциональной сфере нужно формировать характер нравственных переживаний, связанных с нормами или отклонениями от норм идеалов: жалость, сочувствие, доверие, благодарность, отзывчивость, самолюбие, эмпатию, стыд и т.д.
Под внушением понимают такое психическое воздействие, словесное или образное, которое вызывает некритическое восприятие и усвоение какой-либо информации. Через внушение в сознание входя стереотипы, создается настроение. Внушение является важным фактором распространения лозунгов-суждений, в которых предельно кратко, но точно определяется отношение к людям.
Метод воздействия на мотивационную сферу включают стимулирование, в основе которого лежит формирование у детей осознанных побуждений их жизнедеятельности. Стимулирование может осуществляться в различных видах: одобрительный взгляд, одобрительная фраза, когда ребенок изменяет свое поведение в позитивную сторону. Стимулирует толерантное поведение организация общения и совместной деятельности представителей различных национальных и социальных групп.
Метод стимулирования должен применяться педагогом очень осторожно. Нужно учитывать, что позитивная оценка поведения одной группы детей не всегда может быть понятна другой группе.
В волевой сфере нужно формировать нравственно-волевые устремления в реализации толерантного поведения: мужество, смелость, принципиальность в отстаивании нравственных идеалов. Доминирующее влияние на формирование волевой сферы являются методы требования и укрепления.
Среди групп требования выделяют косвенные требования. К позитивным косвенным требованиям относятся: требование-совет, требование-игра, требование-просьба, требование-намек, требование-одобрение. Негативные косвенные требования – это осуждение, угроза.
Требование существенно влияет на процесс самовоспитания человека и следствием его реализации являются многократные выполнения требуемых действий: доведение их до автоматизма.
В сфере саморегуляции необходимо формировать совестливость, самооценку, самокритичность, самоконтроль, самопорядочность. Способствует этому метод коррекции поведения.
В предметно-практической сфере необходимо развивать способность совершать нравственные поступки, честно и добросовестно относиться к действительности. Этому способствует использование методов воспитывающих ситуаций – ситуаций, когда перед ребенком встает необходимость решить какую-либо проблему, прежде всего связанную с выбором способа отношений с другими людьми.
Таким образом, выделим следующие доминирующие методы воспитания толерантности: убеждение и самоубеждение, стимулирование и мотивация, внушение и самовнушение, коррекция и самокоррекция, воспитывающие ситуации.
Показатели толерантности у дошкольников:
— выдержка с элементами самообладания, т.е. способность сдерживать импульсивное действие;
— терпеливость, т.е. способность долгое время заниматься неинтересным делом, не капризничать, выполнять не очень интересные роли в игре, определенные обязанности в труде, не обращать внимание на обидные слова;
— сензитивность к эмоциональному состоянию другого человека, т.е. умение замечать состояние другого человека;
— эмпатия, т.е. сочувствие, сопереживание, содействие;
— принятие, т.е. способность ребенка преодолевать барьеры раздражения, даже в том случае, если он не испытывает к сверстнику симпатию; умение ставить и достигать свои цели с учетом желаний сверстников без причинения или ущерба[3].
Для того чтобы работа по воспитанию толерантности у дошкольников была плодотворной, необходимо задействовать большой спектр мероприятий и различных видов деятельности дошкольников. В нашем детском саду используются различные формы воспитания толерантности:
— праздники, утренники с элементами театрализованной деятельности по сценариям, в основе которых лежат сказки народов мира, народные праздники «Масленица», «Рождество» и т.п.
— сюжетно-ролевые игры, основной целью которых является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия;
— русские народные подвижные игры;
— знакомство с традициями народов, заселяющих Хабаровский край, а также с традициями народов различных стран;
— игры-занятия, созданные на материалах различных сказок с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
— проведение тематических недель: «Неделя Доброты», «Вместе весело играть» — неделя совместных игр между группами детского сада;
— конкурс чтецов, посвященный Дню Победы.
Цикл проводимых мероприятий позволяет нам в условиях дошкольного учреждения формировать у детей представление о религиозных особенностях и иных культурных различиях, а также приобщить к воспитанию людей другой культуры, других традиций, проживающих в Хабаровском крае, одновременно находя в них общечеловеческие ценности (доброту, дружбу, честность, любовь, справедливость, взаимопомощь).
Воспитание толерантности невозможно без участия родителей в этом процессе, поэтому мы используем следующие формы взаимодействия педагогов, родителей и детей: совместные занятия и тренинги, совместные праздники, проекты (например, «Моя родословная»), конкурс совместных рисунков, выставки, анкетирование.
Такая согласованность в работе детского сада и семьи является важнейшим условием полноценного воспитания ребенка, формирование у него нравственных норм поведения, правовой культуры.
1 Безюлева Г.В., Шеламова Г.М. Толерантность в педагогике. – М. :Издательсткий центр АПО, 2002. – 92 с.
2 Леонова Н.Н. «ФГОС, воспитательные системы». – М. : Учитель, 2013. – 463 с.
3 Рожкова М.И., Байбородова Л.В., Ковальчук М.А. Воспитание толерантности у дошкольников. –Ярославль. – С. 33-46
Источник
Система работы в детском саду «Толерантный мир»
Наталия Артёмова
Система работы в детском саду «Толерантный мир»
Толерантность является важнейшим условием нахождения компромиссов, преодоления конфликтов. Термин «толерантность» для многих звучит непривычно, необычно и малопонятно. Но если заменить это определение на его синоним в русском языке «терпимость», то окажется,что слово это обозначает именно русские черты характера: способность, умение терпеть, мириться с чужим мнением, быть снисходительным к поступкам других людей.
На рубеже ХХIII- ХIХ веков во Франции жил Шарль Морис де Талейран-Перигор, князь Беневентский. Он отличался тем, что при разных правительствах оставался неизменно министром иностранных дел. Это был человек, талантливый во многих областях,сохранял свои собственные принципы. С именем этого человека связано понятие «толерантность».
Воспитание толерантности как одной из значимых черт личности стало в последнее время актуальной проблемой на мировом уровне. Новизна данного направления в работе с детьми дошкольного возраста заключается в новом подходе к формированию у подрастающего поколения умения строить взаимоотношения с окружающими на основе сотрудничества и взаимопонимания, готовности принимать других людей, их взгляды, обычаи и привычки такими, какие они есть.
Проект ФГОС дошкольного образования утверждает основные принципы реализации основной образовательной программы дошкольного образования организацией, осуществляющей образовательную деятельность. Реализация задач формирования у дошкольников толерантностиосновывается на следующих принципах ФГОС:
• содействия и сотрудничества детей и взрослых в процессе развития детей и их взаимодействия с людьми, культурой и окружающим миром;
• приобщения детей к социокультурным нормам, традициям семьи, общества и государства;
• учёта этнокультурной и социальной ситуации развития детей.
Задача нашего детского сада нами видится в том, чтобы из его стен выходили воспитанники, мировосприятие которых основано на принципах толерантности: ненасилия, уважения, принятия и правильного понимания богатого многообразия культур нашего мира, наших форм самовыражения и способов проявлений человеческой индивидуальности.
Цель воспитания толерантности – воспитание в подрастающем поколении потребности и готовности к конструктивному взаимодействию с людьми и группами людей независимо от их национальной, социальной, религиозной принадлежности, взглядов, мировоззрения, стилей мышления и поведения. Формирование толерантности – процесс очень длительный и начинать его необходимо как можно раньше.
В младшем дошкольном возрасте формируются у детей элементарные представления о добре, отзывчивости, взаимопомощи, дружелюбии, внимании к взрослым и сверстникам, поэтому задача развития и воспитания детей данного возраста – воспитание доброжелательного отношения к окружающим, эмоциональной отзывчивости, способности к сопереживанию, общению.
В нашем детском саду, как и во многих других в наше время, вместе воспитываются дети разных национальностей. Поэтому мы пришли к выводу, что необходима определенная система в реализации задач по формированию у дошкольников толерантности, которая позволит сформировать у дошкольников готовность к толерантному взаимодействию с окружающими на основе представлений о разнообразии людей и культур на земле.
Целью разработанной нами системы является формирование основ толерантного сознания у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи работы:
• формировать положительй опыт общения в многонациональной социальной среде;
• развивать детские представления о культурном многообразии народов;
• развивать чувство этнической принадлежности;
• способствовать творческим проявлениям детей;
• воспитывать интерес к родной национальной культуре;
• воспитывать интерес, желание узнать о культуре других народов;
• воспитывать любовь к своему Отечеству.
Система работы отражает основные содержательные линии, определенные основной общеобразовательной программой дошкольного учреждения. Развитие детских представлений идет не столько за счет увеличения объема информации, сколько за счет большей включенности детей в познавательный процесс, за счет развития познавательных способностей, использования практических методов и приемов.
Работа с детьми проводится с октября по апрель.
Одним из важных звеньев по воспитанию основ толерантности у дошкольников является взаимодействие детей, педагогов и родителей. Значение семьи в формировании толерантного сознания и поведения ребенка трудно переоценить. Родители являются первыми и основными воспитателями детей, и невозможно сформировать толерантность у ребенка, как и любое другое качество, если они не являются союзниками педагогов в решении этой проблемы. Атмосфера отношений в семье, стиль взаимодействия между родителями, между родственниками, детьми существенно влияют на формирование толерантности у ребенка.
Выстраивая систему своей работы по воспитанию толерантных отношений нужно помнить, что от единичных мероприятий, приуроченных к всемирному дню толерантности проку мало. Необходимо делать акцент на этой теме постоянно и регулярно. Это не сложно, ведь большая часть проводимых в детском саду мероприятий чаще всего так или иначе связана с межнациональными, внутрисемейными отношениями и взаимоотношениями с окружающим миром.
Методы и формы работы
Формы нашей работы рассчитаны на детей разного возраста. Воспитатель, исходя из возможностей и обстоятельств, пользуется данными рекомендациями по формированию толерантного отношения к окружающему миру.
Планирование работы с детьми по данной системе представляет реализацию программных задач через познавательную, продуктивную, музыкальную, театрализованную, игровую, проектную деятельность, используя разнообразные формы работы в ходе которых закладываются основы толерантности у дошкольников:
• НОД– совместная деятельность педагога и детей по формированию у них основ толерантности и воспитания таких качеств личности как доброта, милосердие, сострадание, доброжелательность межличностного общения, искусство жить в мире непохожих людей, воспитание нравственных чувств.
• беседы– углубляют, уточняют и систематизируют представления ребенка, при условии соответствия их содержания интересам малыша.
• наблюдения– особая форма познания окружающего мира детьми дошкольного возраста; наблюдение имеет свое содержание, свою цель; цикл наблюдений позволяет ребенку чувственным путем и самостоятельно приобрести систему конкретных представлений об окружающем.
• игра– как наиболее естественная форма жизнедеятельности ребенка, основной целью которой является освоение и практическое применение детьми способов толерантного взаимодействия; в процессе которой формируется активное взаимодействие ребенка с окружающим миром, с миром сверстников (в том числе разных национальностей, развиваются его интеллектуальные, эмоционально-волевые, нравственные качества, формируется его личность в целом. Детям предлагаются игры и упражнения,направленные на:
— развитие навыков общения: «Угадай-ка», «Любимый сказочный герой»;
— развитие чувства близости с другими детьми: «Ласковое имя», «Комплименты»;
— развитие умений,направленных на распознавание чувств других людей: «Море волнуется»;
— развитие умения соблюдать дистанцию в общении: «Стоящие и сидящие»;
— развитие умения понимать настроение окружающих: «Что можно сделать для друга»;
— регулирование своего поведения: «Выдержанный человек»;
— проявление чувства милосердия,сострадания к другим людям: «Солнышко милосердия», «Добрый лесник»;
— обсуждение и проигрывание ситуаций, направленных на практическое применение навыков культурного поведения в игре, в общественных местах, на умение выражать сопереживание и сочувствие взрослым и сверстникам;
• психогимнастика, направленная на снятие напряжения, развитие эмоционально-личностной сферы («Мое настроение», «Веселый – грустный»);
• этюды и упражнения, направленные на воспитание гуманных и доброжелательных отношений между детьми («Подарок», на воспитание уважения к людям различных национальностей и рас («Спиной друг к другу», «Хоровод дружбы»);
• изодеятельность, задача которой состоит в развитии самовыражения и самопознания ребенка («Автопортрет», «Я и моё настроение», «Моё имя», «Цветок милосердия», «Дети планеты Земля»);
• использование художественного слова – стихотворений, считалок, пословиц и поговорок, рассказов зарубежных авторов и сказок народов мира;
• использование наглядных пособий – сюжетных картин, фотографий, иллюстраций к сказкам, рисунков, схем и карт.
• слушание музыки, детских песен, национальной музыки разных народов.
• проведение праздников и других массовых мероприятий, с целью знакомства детей с культурой и традициями своего народа и народов мира (“Масленица, “Рождество”);
• театрализованная деятельность дошкольников – драматизация по сценариям, в основе которых сказки народов мира;
• знакомство детей с традициями народов разных стран (празднование Нового Года и других праздников в разных странах);
• игры-упражнения, созданные на материалах различных сказок, с целью решения проблем межличностного взаимодействия в сказочных ситуациях;
• словотворчество (сочинение сказок и историй самими детьми);
• экскурсии (посещение детской библиотеки, музея).
Все эти формы работы с детьми позволяют активизировать интерес дошкольника вначале к самому себе, потом к своему окружению, семье, обществу, способствует воспитанию толерантности, уважения прав людей других национальностей и рас, а также обеспечивает базу развития их нравственной и правовой культуры при дальнейшем обучении в школе.
Включение в образовательный процесс данной системы работы с детьми в детском саду потребовало пересмотра предметно-развивающей среды.
Очень важно в детском саду наполнить пространство «толерантной» атрибутикой. Красочно оформленные плакаты, детские рисунки; профессионально составленная выставка-просмотр книг; цитаты и высказывания об искусстве жить в мире непохожих на тебя людей.
Таким образом, деятельность с детьми по разработанной нами системе обеспечивает формирование умения детей взаимодействовать со взрослыми и сверстниками в ходе коммуникативного общения. Дети любознательны, они способны устанавливать причинно-следственные связи и зависимости, учатся комбинировать знания, полученные из разных источников и использовать их в различных видах деятельности. Насколько успешно в процессе своего развития ребенок усвоит необходимые умения и навыки эффективного общения и взаимодействия с другими людьми, настолько благоприятной будет его адаптация в обществе. Все это позволит ему использовать полученные сведения в коммуникативном взаимодействии с окружающими с целью обеспечения безопасности в общении.
Методическая разработка «Русская народная песня в детском саду» Что означает современный подход к вокальному развитию ребёнка? На мой взгляд, это понимание и приятие его индивидуальных особенностей в.
Методическая разработка из опыта работы по экологическому воспитанию Начинать экологическое воспитание в дошкольном учреждении нужно с момента прихода детей в ясельную или I младшую группу. Свою работу провожу.
Методическая разработка НОД «Ребенок и окружающий мир» по теме: «Воздух — невидимка» Фаррахова Альмира Хуснулловна. Воспитатель. «ЛГ МАДОУ «ДСКВ №8 «Рябинка», г. Лангепас, ХМАО, Тюменская область. 1. Методическая разработка.
Организация кружковой деятельности в детском саду Современная жизнь выдвигает высокие требования к здоровью детей, которое является данной от природы и абсолютной ценностью трех уровней.
Методическая разработка по теме: «Проектирование урока по литературному чтению с использованием технологии смыслового чтения» Технологическая карта урока Тема урока: Согласные звуки [д], [д],буквы Д, д. Сопоставление слогов и слов с буквами д и т. Класс: 1 Тип.
Методическая разработка по теме «Весна Победы» — мероприятие в рамках взаимодействия с родителями Тема: «Повяжи если помнишь» Цель мероприятия: — Формирование нравственно – патриотических чувств у дошкольников через приобщение к культурным.
Методическая разработка в помощь воспитателям конспект «Путешествие по Летнему саду» Государственное бюджетное дошкольное образовательное учреждение детский сад № 41 комбинированного вида Красносельского района г. Санкт-Петербурга.
Методическая разработка занятия по теме «Русские народные музыкальные инструменты» Методическая разработка занятия по теме «Русские народные инструменты»с мультимедийным проектом (старшая группа) Работу выполнила: Мамаева.
Программно-методическая разработка работы педагога ДОО с детьми с ОВЗ Как работать педагогу ДОО с детьми с ОВЗ по разным образовательным областям? Согласно стандарту, содержание программы ДОО должно обеспечивать.
Разработка системы непрерывных наблюдений за природными объектами в течение месяца по теме «Одуванчик» Наблюдение 1. «Там и тут, там и тут одуванчики цветут…» Форма работы: обследование территории участка детского сада. Цель: формировать.
Источник