- Как сделать урок истории в школе интересным?
- 1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим
- 2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам
- 3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания
- Планирование урока истории в школе с учетом современных методов обучения
- Формулировка цели и задач на уроке истории в соответствии с требованиями ФГОС
Как сделать урок истории в школе интересным?
Никто не будет спорить, что знание дат, имен и терминологии крайне важно. Но для чего? На этот вопрос могут ответить не все школьники, а вот любой студент исторического факультета ответит: «чтобы ориентироваться в ткани истории, искать причинно-следственные связи, вникать в суть процессов». Возможно, конечно, не так высокопарно. Тем не менее, в высшей школе преподавание истории не сводится к работе с датами и сухому запоминанию фактов. Умения рассуждать, анализировать, искать, сверять данные, группировать их выходят на первый план.
Но как же сделать преподавание истории в школе интересным? Используя лучшие методы преподавания и проявляя творческий подход. И для этого, предугадывая возражения вечно загруженных педагогов, не потребуется много времени.
1. Актуализируйте тему, связав её с настоящим
На любом уровне преподавания любого периода всегда можно постараться показать учащимся связь прошлого и настоящего. Почему их, детей XXI века, должно заботить, что происходило в России в XVII столетии? Один из лучших способов укрепить эту связь — установить контакт с настоящим. Ученики гораздо больше заботятся о предмете, если понимают, насколько он важен для их текущей жизни.
- Например, если вы преподаете историю Великой русской революции, начните урок с упражнения, в котором учащиеся напишут абзац о своем понимании последствий этого события. История, конечно, не знает сослагательного наклонения, но заданная как «Что было бы с Россией, если бы Революции 1917 года не было?» тема привлечет повышенное внимание.
- Вы можете начать урок, посвященный реформам Александра II, продемонстрировав, как определенные писатели XIX столетия формировали в умах общественности необходимость преобразований. После задайте вопрос: могут ли современные писатели и блогеры повлиять на реформы в государстве? Сравните уровень творчества, условия, рамки.
- Также хороший способ сделать историю доступной – это вовлечь учеников в т.н. региональную историю. Например, если вы живете с Сергиевом Посаде, ваш рассказ о Смутном времени явно не обойдется без осады Троице-Сергиевой лавры.
2. Сосредоточьтесь на обучении навыкам
3. Избегайте заданий, которые проверяют исключительно навыки запоминания
Выучил — сдал — забыл. Дата, которая в сознании ученика не связана с событием, а через него — с чередой других событий и явлений, это ненужная дата. Лучше создавайте задания, показывающие, что именно ученики могут сделать с тем, что знают.
Презентации, онлайн-выставки, исторический клуб в социальной сети, проект по устной истории (интервьюирование ветеранов, например) — все это даст учащимся возможность глубже погрузиться в историю, дискурсы и концепции, которые раскроют для них не только факты, но и образ мыслей людей прошлого.
- Например, если вы собираетесь рассказать в рамках истории искусств о художниках-передвижниках, нет особого смысла создавать текст с вариантами ответов: «кто написал «Грачи прилетели?»», «кого можно назвать мастером «пейзажа настроения»». Лучше попросить каждого ученика внести вклад в онлайн-выставку. Назначьте каждому школьнику художника и попросите выбрать наиболее значимые картины, сопроводить все это биографической справкой и объяснением, почему работы этого творца были исторически значимыми. Естественно, по выставке необходимо будет «прогуляться», чтобы найти параллели с творчеством «других» художников, иначе в голове останется информация только по своему вопросу.
- Если вы рассказываете об истории Европы XX века, вместо того, чтобы обсуждать термины «социализм», «коммунизм», «национализм» абстрактно, разделите класс на группы и назначьте каждой страну. Ребята будут работать вместе, чтобы создать презентацию, в которой будет показана специфика и влияние этих течений на историю. Только так школьники смогут получить реальное и глубокое понимание того, что означает «национализм» или «социализм», как эти системы влияли на политическое, культурное и экономическое устройство стран. Здесь же можно добавить актуализацию из первого совета.
Источник
Планирование урока истории в школе с учетом современных методов обучения
«Планирование урока истории в школе с учетом современных методов обучения»
Учитель истории и обществознания
МБОУ СОШ №9 г. Пушкино
Планируя урок истории в современной школе учителю необходимо учитывать основные требования, предъявляемые ФГОС ООО. В соответствии с новым образовательным стандартом на уроке истории чаще должны быть организованы индивидуальные и групповые формы работы. Постепенно должен преодолеваться авторитарный стиль общения между учителем и учеником.
Планируя урок необходимо учитывать следующие требования к современному уроку:
• хорошо организованный урок в хорошо оборудованном кабинете должен иметь хорошее начало и хорошее окончание;
• учитель должен спланировать свою деятельность и деятельность учащихся, четко сформулировать тему, цель, задачи урока;
• урок должен быть проблемным и развивающим: учитель сам нацеливается на сотрудничество с учениками и умеет направлять учеников на сотрудничество с учителем и одноклассниками;
• учитель организует проблемные и поисковые ситуации, активизирует деятельность учащихся;
• вывод делают сами учащиеся;
• минимум репродукции и максимум творчества и сотворчества;
• времясбережение и здоровьесбережение;
• в центре внимания урока — дети;
• учет уровня и возможностей учащихся, в котором учтены такие аспекты, как профиль класса, стремление учащихся, настроение детей;
• умение демонстрировать методическое искусство учителя;
• планирование обратной связи;
• урок должен быть добрым.
Уже на стадии планирования урока учитель должен продумывать, каким образом он будет реализовывать в процессе обучения 3 группы требований. К ним относятся:
Дидактические требования к уроку: четкое определение образовательных целей и задач; учет принципов и правил обучения; оптимизация содержания с учетом социальных и личностных потребностей; опора на достигнутый уровень; установление межпредметных связей; сочетание видов, форм и методов обучения; сочетание коллективной и индивидуальной деятельности учащихся; тщательная диагностика, прогнозирование и планирование каждого урока.
Воспитательные требования к уроку: постановка и реализация воспитательных целей на основе воспитательных возможностей учебного материала; формирование жизненно необходимых качеств: внимательности, честности, коллективизма, самостоятельности, усидчивости, ответственности и т.д.; воспитание на основе общечеловеческих ценностей; внимание к личности ученика.
Развивающие требования к уроку: формирование и развитие положительных мотивов, интереса, творческой инициативы и активности учащихся; занятия на опережающем уровне, проектирование «зоны ближайшего развития», стимулирование наступления новых качественных изменений в развитии эмоциональном, физическом, социальном; оперативная перестройка учебных занятий с учетом наступающих перемен в личностном развитии учащихся.
Начиная планирование урока истории учитель, прежде всего, должен продумать этап мотивирования к учебной деятельности. Он осуществляется через включение учащихся в поисковую и исследовательскую деятельность. Учитель создает условия для возникновения внутренней потребности в изучении материала.
Далее необходимо продумать условия для того, чтобы учащиеся смогли сформулировать цель урока, ведь в соответствии с требованиями ФГОС они должны делать это самостоятельно, определяя при этом границы собственного знания и незнания.
Планируя урок, учитель должен включить в него новый этап – это выявление затруднений и планирование действий по решению учебной задачи. Учащиеся самостоятельно выполняют задания, осуществляют их самопроверку, сравнивая с эталоном, учатся давать оценку деятельности по ее результатам, делают выводы.
Нельзя забывать и об этапе РЕФЛЕКСИИ, на котором учитель в системе обучает детей оценивать свою готовность обнаруживать незнания, находить причины затруднений, определять результат своей деятельности.
При проработке стадии «Домашнее задание» на современном уроке учитель истории должен предлагать учащимся выбирать его самостоятельно (из предложенных учителем) с учётом индивидуальных возможностей.
Схематично структурные элементы современного урока истории должны выглядеть так:
Мотивационный этап урока –включение обучающихся в активную интеллектуальную деятельность с первых минут урока.
Целеполагание: формирование обучающимися целей урока по схеме: вспомнить – узнать – научиться.
На уроке должен быть момент осознания недостаточности имеющихся знаний для выполнения заданий учителя и чтобы начать поиск новой информации.
Коммуникация – исследование проблемы в коллективе.
Взаимопроверка и взаимоконтроль.
Рефлексия – осознание обучающимся и воспроизведение в речи того, что нового он узнал на уроке, чему научился, в каких навыках он продвинулся дальше.
Таким образом, при конструировании учебных занятий по истории в соответствии с требованиями ФГОС ООО приоритет отдается целям самореализации обучающихся, затем — формам и методам обучения, позволяющим организовать продуктивную учебную деятельность, потом – содержанию учебного материала. Организационные формы и методы обучения имеют приоритет перед содержанием учебного материала, активно влияют на него, могут его видоизменять и трансформировать. При таком подходе акцент переносится с вопроса «чему учить» на вопрос «как учить»: в центре внимания педагога оказывается не учебный материал, а сам обучающийся, его учебная деятельность.
В заключении хотелось бы добавить, что основная цель преподавания истории в школе — развитие личности ученика на основе знания прошлого и умения ориентироваться в важнейших достижениях мировой культуры. Развитие же личности предполагает, прежде всего, формирование творческого мышления, способности критически анализировать прошлое, настоящее, делать собственные выводы на основе самостоятельного изучения исторических источников. Урок истории должен ставить ученика перед проблемами нравственного выбора, честно показывая сложность и неоднозначность моральных оценок исторических событий. Важная цель уроков истории — способствовать социализации вступающего в жизнь человека, то есть самоопределению его как личности, пониманию им своего места в обществе, своих исторических корней. Главное требование к современному уроку истории в нашей стране — воспитать гражданина России, активного, способного к социальному творчеству, принципиального в отстаивании своих позиций, способного к участию в демократическом самоуправлении, чувствующего ответственность за судьбу России и человеческой цивилизации, патриота родной культуры.
Планирование современного урока истории невозможно без учета данных требований ФГОС ООО.
Источник
Формулировка цели и задач на уроке истории в соответствии с требованиями ФГОС
Формулировка цели и задач на уроке истории в соответствии с требованиями ФГОС
(Учитель истории Табаткина Е.Б. МБОУ «Усть-Абаканская СОШ»)
Одна из основных целей современного урока истории – активизация познавательного интереса ученика к истории страны.
Одним из важнейших принципов эффективного урока на современном этапе является принцип личностного целеполагания ученика. Образование каждого учащегося происходит на основе и с учетом его личных учебных целей.
Когда ученик осознает смысл учебной цели, его деятельность станет мотивированной и целенаправленной. А чтобы ученик сформулировал и присвоил себе цель, его необходимо столкнуть с ситуацией, в которой он обнаружит дефицит своих знаний. В этом случае цель им воспримется как проблема. В итоге индивидуальные цели учеников будут постепенно занимать все больше места в системе их образования. Любая образовательная ситуация или этап урока могут выступать поводом для первичного целеполагания ученика.
Цель — это то, к чему стремятся, что надо осуществить. Цели обучения должны быть: диагностируемые, конкретные, понятные, осознанные, описывающие желаемый результат, побудительные (побуждать к действию), точные.
Цели обучения условно разделяют на три группы: образовательные (обучающие).
Все эти группы целей взаимосвязаны.
В отличие от цели, задачи урока призваны детализировать её, «разбить» на конкретные пути достижения. Задачи урока соотносятся с планируемыми результатами (они отражены в рабочей программе). Задачи , направленные на достижение предметных результатов обучения т.е. научить учащихся. Задачи , направленные на достижение метапредметных результатов обучения: сформировать у учащихся планируемые УУД.
В начале урока каждый учащийся должен определить для себя задачи, которые он будет
решать в течение урока. На этапе рефлексии ученик определит, решил ли он поставленные
перед собой задачи или нет. Учебная задача — это цель, личностно значимая для ученика, которая мотивирует изучение нового материала.
Поставим цели на урок. Чему вы хотели бы научиться? Что хотели бы узнать?
Мы познакомимся… (Познакомиться…)
Мы узнаем… (Узнать…)
Мы вспомним… (Вспомнить)
Мы повторим… (Повторить…)
Чтобы достичь поставленной цели, какие задачи вы будете решать?
Я хочу научиться…
Согласно критериям анализа урока с позиции требований ФГОС, цели и задачи должны быть сформулированы в совместной (или самостоятельной) деятельности с учетом субъективного опыта учащихся, а также отражать формирование УУД.
Тема урока формулируется в виде вопроса. Учащимся необходимо построить план
действий, чтобы ответить на поставленный вопрос. Дети выдвигают множество мнений, чем больше мнений, чем лучше развито умение слушать друг друга и поддерживать идеи других, тем интереснее и быстрее проходит работа. Руководить процессом отбора может сам учитель при субъектных отношениях, или выбранный ученик, а учитель в этом случае может лишь высказывать свое мнение и направлять деятельность.
С помощью слов-«помощников» дети формулируют цели и задачи урока .Работа эта ведется плодотворно, учителя располагают эти фразы на слайдах, распечатках, обороте доски. Важным моментом является необходимость определения целей каждым учеником. А возможности работы разные.
Формулирование цели при помощи опорных глаголов
Учитель может назвать тему урока и предложить учащимся сформулировать цель с
помощью опорных глаголов. Можно предложить учащимся готовый набор глаголов, при
помощи которых осуществляется запись цели ( изучить, знать, уметь, выяснить, обобщить, закрепить, доказать, сравнить, проанализировать, сделать вывод, разобраться, систематизировать. ..).
Создаётся ситуация противоречия между известным и неизвестным. Последовательность применения данного приема такова:
– коллективная проверка результатов;
– выявление причин разногласий результатов или затруднений выполнения;
– постановка цели урока.
Например, цель урока «Династический кризис 1825г. Восстание декабристов» (для учителя)
1.Образовательная: сформировать представление у обучающихся о роли и значении выступления на Сенатской площади 14 декабря 1825 года
2.Развивающая: создать условия для развития познавательного интереса учащихся, умения извлекать знания из различных источников, умения составлять план, работать с учебником.
3.Воспитательная: содействовать в ходе урока воспитанию самостоятельности, добросовестности, творческого подхода к решению поставленных задач.
— определить причины «междуцарствия»;
— выяснить, как скоропостижная кончина императора Александра 1 повлияла на планы декабристов;
-проследить, как планы заговорщиков были реализованы 14 дек. 1825 г.;
-определить причины восстания на юге России;
-сопоставить оценки современников, потомков выступления декабристов.
Прежде чем мы начнем изучение новой темы, я хочу зачитать 2 высказывания известных людей:
«… Люди 14 декабря, фаланга героев… Это какие то богатыри, кованные из чистой стали с головы до ног, воины – сподвижники, вышедшие сознательно на явную гибель, чтобы разбудить к новой жизни молодое поколение…» (А. Герцен)
«Горсть дерзких злодеев и ослепленных юношей замыслили приобщить и нашу девственную нацию к ужасам и морали растленного Запада». (М. Корф)
Сегодня на уроке я вам предлагаю через призму исторических событий взглянуть на само восстание декабристов, на их поведение во время восстания и после него и решить проблему Декабристы – преступники или герои?
Источник