Современные методики и технологии по формированию связной речи.
материал на тему
В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sovremennye_metodiki_i_tehnologii_po_razvitiyu_rechi.doc | 56.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Современные методики и технологии по формированию связной речи.
Самая сложная и большая проблема в обучении детей дошкольного возраста – научить связно и выразительно говорить. И очень важно помочь ребенку, как можно успешнее, овладеть прекрасным даром. В связи с этим необходимо позаботиться, чтобы ребенок пришел в школу с хорошо развитой речью, это намного облегчить ему вступление в школьную жизнь. Развитие связной речи ребенка осуществляется в повседневной жизни, а также на занятиях. Владение связной речью является необходимой предпосылкой, для того, чтобы ребенок мог овладеть не только устной, но и письменной речью . Поэтому одна из главных задач воспитания и обучения детей дошкольного возраста — развитие речи. По средствам речевого общения ребенок делится своими переживаниями, выражает чувства, взаимодействует с окружающими людьми, получает знания из словесных объяснений взрослого. В настоящее время достаточно часто в высказываниях детей мы можем наблюдать такие характерные особенности нарушения связной речи как, отсутствие последовательности, при изложении своих мыслей, использование преимущественно коротких фраз, нарушение грамматического строя в предложениях. Если говорить о детях старшего дошкольного возраста, это может препятствовать обучению ребенка в школе и его социальной адаптации (неуверенность в себе, сложность в общении со сверстниками). Поэтому, крайне важно для ребенка дошкольного возраста научиться говорить содержательно, последовательно, ясно, иными словами связно. В задачи обучения связной речи детей старшего дошкольного возраста входит формирование таких умений, как пересказ литературных произведений, составление повествовательного, описательного и творческого рассказов, рассказов из опыта, высказываний типа рассуждений. Применение мнемотехники, синквейна, делает обучение интересным, занимательным, развивающим.
Мнемотехника — система методов и приемов, обеспечивающих эффективное сохранение и воспроизведение информации. В мнемотехнике информация, которая трудно запоминается, переводится в зрительные образы, которые легко запоминаются нашим мозгом, создается ассоциативная связь и в таком виде информация запоминается надолго.
Дидактическим материалом служат:
– Мнемоквадраты — изображения, которые обозначают одно слово, словосочетание, его характеристики или простое предложение.
– Мнемодорожки — состоят из 3–4 символов, по которым можно составить небольшой рассказ в 2–3 предложения.
– Мнемотаблицы— представляют собой изображения основных звеньев, в том числе схематические, по которым можно запомнить и воспроизвести целый рассказ или даже стихотворение. Важно передать условно-наглядную схему, изобразив таким образом, чтобы нарисованное было понятно детям.
В дошкольной педагогике мнемотаблицы могут быть представлены в виде:
– Сенсорно-графических схем (автор Воробьева В. К.) Данные схемы помогают детям ознакомиться: – с логической структурой мысли отдельного предложения (вычленение предмета сообщения и того, что сообщается о предмете); – с правилами смысловой связи предложений (выяснению того, как сообщается, рассказывается о предмете или событии, закреплению у детей представления о том, что рассказ состоит из нескольких предложений); – с правилами строения рассказа . При создании схемы повествовательного рассказа, в сознании детей постепенно закрепляется представление о его структуре, которая требует определенной последовательности, то есть передачи мысли от предложения к предложению линейно, по цепочке и не допускает перестановки. Заполнение частей графической схемы осуществляется настоящими изображениями предметов, что способствует развитию возможности нагляднообразного представления содержания рассказа. Для воспроизведения описательного рассказа применяются сенсорно-графические схемы, которые привлекают внимание детей к признакам предмета, наглядно показывают детям, что от перестановки порядка признаков последовательность рассказа не нарушается, в нем не возникает смысловых пробелов, какие возникают при перестановке частей повествовательного рассказа
( ав тор Ткаченко Т. А.) В предметно-схематических моделях используются опорные сигналы (схематические картинки), в которых представлены существенные признаки, связи, отношения. Являясь зрительным планом, они направляют процесс связного высказывания.
– Блоки-квадраты (автор Глухов В. П.) Блоки-квадраты, используются в условной наглядной схеме при моделировании сюжета произведения и обозначают отдельные фрагменты рассказа. Они заполняются изображениями персонажей и значимых объектов, которые соответствуют каждому из последовательных фрагментов-эпизодов. Составление такой схемы позволяет детям устанавливать последовательность и взаимосвязи основных смысловых звеньев рассказа .
– Коллажа (автор Большева Т. В.) Коллаж представляет собой лист картона (плотной бумаги, магнитной доски) на который наклеиваются или крепятся различные картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры. Задача коллажа — связать все картинки, буквы, геометрические фигуры, цифры между собой. В результате чего происходит отработка сюжетного метода запоминания .
–Схемы составления рассказов (автор Ефименкова Л. Н.) При составлении схемы используются опорные предметные картинки, которые располагаются в последовательности рассказа . В работе по развитию связной речи детей старшего дошкольного возраста мнемотаблицы могут использоваться при обучении составлению рассказов, пересказах художественной литературы, отгадывании и загадывании загадок, заучивании стихов.
происходит от французского слова — «пять». Это творческая работа, которая имеет короткую форму стихотворения, состоящего из пяти нерифмованных строк. История возникновения синквейна, достаточно молода, он возник в начале двадцатого века в США под влиянием японской поэзии. Существуют два основных правила составления синквейнов, первое правило составления классических синквейнов, заключается в строгом подсчитывании слогов в каждой из пяти строк. Второе правило, более современное и распространенное дидактическое. Дидактический синквейн основывается на содержательной стороне и синтаксической заданности каждой строки:
– Первая строка — тема синквейна, заключает в себе одно слово (обычно существительное или местоимение), которое обозначает явление или предмет, о котором пойдет речь.
– Вторая строка — два слова (чаще всего прилагательные или причастия), которые описывают свойства и признаки этого явления или предмета.
– Третья строка — образована тремя глаголами или деепричастиями, описывающими характерные действия явления или предмета.
– Четвертая строка — фраза из четырёх слов, выражающая личное отношение, мнение, чувство автора синквейна к описываемому предмету или явлению.
– Пятая строка — одно слово-резюме, характеризующее суть предмета или явления о котором говориться в дидактическом синквейне . Чёткое соблюдение правил написания синквейна не обязательно. Так, для улучшения текста в некоторых строках можно увеличить количество слов, возможно использование и других частей речи. При составлении дидактического синквейна, детям необходимо из всего своего словарного запаса найти необходимые слова-признаки, слова-действия, составить распространенное предложение с этими словами, подобрать слово, которое ассоциативно связано с этим понятием.
Например, синквейн на тему русской народной сказки «Лисичка-сестричка и серый волк».
Плачет, жалуется, хитрит.
Есть такие и среди животных.
Применение мнемотехники позволяет развивать у детей:
– Мыслительные способности (умение находить в информационном материале наиболее существенные элементы, делать выводы и кратко их формулировать);
– Речевые способности (развитие связной речи — как составление рассказа из опыта, развитие словаря);
– Проявление индивидуальности (дети учатся выражать свои наблюдения, впечатления и переживания). Между речью и игрой существует двусторонняя связь. С одной стороны, речь развивается и активизируется в игре, а с другой — сама игра развивается под влиянием развития речи. Играя, дети проявляют дружеские отношения друг к другу, а речь помогает проявить своё отношение, чувства, мысли, переживания к выполняемому действию.
Методика обучения творческому рассказыванию по картине Т,А,Сидорчук, А,Б,Кузнецовой.
Требования к организации работы с картиной .
— Работу по обучению детей творческому рассказыванию по картине рекомендуется проводить со 2 младшей группы.
— При подборе сюжета необходимо учитывать количество нарисованных объектов: чем меньше дети, тем меньше объектов.
— После первой игры картина остаётся в группе на всё время занятиё с ней.
— Игры могут проводиться с подгруппой или индивидуально. При этом не обязательно, чтобы дети прошли через каждую игру с данной картиной.
— Итогом считается развёрнутый рассказ ребёнка, построенный им самостоятельно с помощью усвоенных приёмов.
1 цикл игр. «Определение состава картины»
1. «Подзорная труба».
2. «Кружок в котором живёт…»
3. «Ищу родственников»
4. «Живые картинки»
2 цикл игр. «Восприятие картины с помощью различных анализаторов»
1.Волшебник «Я только слышу»
2.Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками»
3.Волшебник «Я только нюхаю»
3 цикл игр.»Составление образных характеристик объектов»
1.»Подбери по цвету»
2. «Сравни по форме»
3. «Сравни по материалу»
4 цикл «Составление рассказов от имени какого-либо героя».
5 цикл « Целостный рассказ по картине».
На примере картины зимние забавы.
1.1. «Подзорная труба».
Через подзорную трубу нужно посмотреть на картину, увидеть и назвать только один предмет.
1.2 «Кружок в котором живёт…».
А сейчас посмотрите на картину и вы поможете мне вспомнить, что на ней нарисовано. А для того, чтобы вам не забыть никого, я буду рисовать те предметы, которые вы назовёте.
1.3 «Ищу родственников».
Хорошо, когда все вокруг дружат друг с другом. Я прошу вас подружить те предметы, которые живут на картине. ( По мере нахождения связей между объектами чертятся мини-соединения).
1.4 «Живые картинки».
Наша картина сейчас оживёт здесь на коврике. А мы будем изображать предметы, которые нарисованы на картине.
Кто будет снеговиком? Где стоит снеговик?
Где стоит девочка?
Справа от снеговика. И т.д.
А теперь 1,2,3 картина оживи.
2.1 Волшебник «Я только слышу».
Закройте на минуту глаза, представьте, что вы попали в то, что здесь изображено. Послушайте внимательно, что вы слышите?
2.2 Волшебник «Я только вижу и ощущаю руками».
А сейчас мы будем учиться ощущать картину.
Снег мягкий, пушистый, мокрый, холодный, лёгкий ит.д.
2.3 Волшебник «Я только нюхаю».
Представьте, что мы с вами в парке.
Я чувствую запах смолы, хвои, дует свежий ветерок.
3.1 «Подбери по цвету».
Что на картине красного цвета?
Рябина, морковка, шапочка, варежки, санки, грудка снегиря, язык у щенка ит.д.
3.2 «»Подбери по форме».
Через подзорную трубу мы можем увидеть только всё прямоугольное.
Что на картине круглой формы? Треугольной формы?
4.1 «Рассказ от имени героя»
Сейчас мы с вами попробуем рассказать об этой картине с точки зрения любого героя. Например, я буду санками. Послушайте мой рассказ.
«Я – санки. У меня стальные полозья, красное сиденье, бордовая верёвка. Я дружу с девочкой. Мы с ней каждый день ходим кататься с горки. Часто я катаю друзей девочки и даже щенка. Самое хорошее, весёлое время года – зима, потому что всё остальное время стою в чулане и скучаю».
5.1 «Составление рассказа»
Кто попробует составить рассказ по всей картине?
Составляются целостные рассказы по картине.
Источник
Формы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
статья по развитию речи
Выступление для воспитателей из опыта работы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
svyaznaya_rech.docx | 20.82 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и приемы развития связной речи детей дошкольного возраста
Формирование связной речи является одной из важнейших задач работы с дошкольниками.
Успешность обучения детей в школе во многом зависит от уровня овладения им связной речью. Восприятие и воспроизведение текстовых учебных материалов, умение давать развёрнутые ответы на вопросы, самостоятельно излагать свои суждения – все эти и другие учебные действия требуют достаточного уровня развития связной речи. Умение рассказывать помогает ребёнку быть общительным, преодолевать молчаливость и застенчивость, развивает уверенность в своих силах.
Основная функция связной речи – коммуникативная. Она осуществляется в двух основных формах – диалог и монолог.
Рассмотрим содержание требований к диалогической речи по возрастным группам.
В группах раннего возраста ставится задача развития понимания речи и использования активной речи детей как средства общения. Детей учат выражать просьбы и желания словом, отвечать на некоторые вопросы взрослых (Кто это? Что делает? Какой? Какая?). Развивают инициативную речь ребёнка, побуждают его обращаться к взрослому и детям по различным поводам, формируют умение задавать вопросы.
В младшем дошкольном возрасте воспитатель должен добиваться, чтобы каждый малыш легко и свободно вступал в общение с взрослыми и детьми, учить детей выражать свои просьбы словами, понятно отвечать на вопросы взрослых, подсказывать ребёнку поводы для разговоров с другими детьми.
В среднем дошкольном возрасте детей приучают охотно вступать в общение с взрослыми и сверстниками, отвечать на вопросы и задавать их по поводу предметов, их качеств, действий с ними, взаимоотношений с окружающими, поддерживают стремление рассказывать о своих наблюдениях, переживаниях.
Воспитатель больше внимания уделяет качеству ответов детей: учит отвечать как в краткой, так и в распространённой форме, не отклоняясь от содержания вопроса. Постепенно он приобщает детей к участию в коллективных беседах, где требуется отвечать только тогда, когда спрашивает воспитатель, слушать высказывания товарищей.
Формы организации обучения связной речи детей в старшей и подготовительной группах могут быть различными: занятия, игра, экскурсии, наблюдения.
Задачи и содержание обучения монологической речи.
В раннем возрасте создаются предпосылки для развития монологической речи. На третьем году жизни детей учат слушать и понимать доступные им по содержанию короткие рассказы и сказки, повторять по подражанию отдельные реплики и фразы. В 2-4 фразах рассказывать по картинке или об увиденном на прогулке.
Целенаправленное обучение связной монологической речи начинается во второй младшей группе. Детей учат пересказывать хорошо знакомые им сказки и рассказы, а также рассказывать по наглядному материалу (описание игрушек, рассказывание по картине с близким детскому опыту сюжетом).
В индивидуальном общении детей учат рассказывать на темы из личного опыта (о любимых игрушках, о себе, о семье, о том, как провели выходные дни).
В средней группе дети пересказывают содержание не только хорошо знакомых сказок и рассказов, но и тех, которые они услышали впервые. В рассказывании по картине и игрушке дети учатся сначала строить высказывания описательного и повествовательного типа.
Необходимо учить детей включать в повествование элементы описаний действующих лиц, природы, диалоги героев рассказа, приучать к последовательности рассказывания. К концу года дети с помощью воспитателя способны составить рассказ по серии сюжетных картинок: один ребёнок рассказывает по одной картинке, другой продолжает, а воспитатель помогает связать переходы от одной картинки к другой («И вот тогда», «В это время» и т.п.).
При систематической работе дети могут составлять небольшие рассказы из личного опыта сначала с опорой на картинку или игрушку, а затем и без опоры на наглядный материал.
Однако одной проводимой работы в детском саду недостаточно. Она обязательно должна быть дополнена и домашней работой с ребёнком.
Приёмы работы по формированию связной речи.
1. Беседа с ребёнком с использованием красочных картинок, выразительной интонации, мимики, жестов. Например беседа по картинке к сказке «Колобок».
2. Чтение рассказов или сказок.
Взрослый может задать вопросы по содержанию рассказа для выяснения понимания ребёнком причинно-следственных связей (Почему медведи разозлились? Правильно ли поступила Маша? и т.д.) О понимании смысла рассказа свидетельствует также умение пересказать его своими словами.
3. Беседа (диалог).
Беседовать можно по различным темам: о книгах, фильмах, экскурсиях, а так же это могут быть беседы по картинкам. Ребёнка необходимо научить слушать собеседника не перебивая, следить за ходом его мысли. В беседе вопросы взрослого должны усложняться постепенно, как и ответы детей. Начинаем с конкретных вопросов, на которые можно дать один вариант короткого ответа, постепенно усложняя вопросы, и требуя более развёрнутые ответы. Это делается с целью постепенного и незаметного для ребёнка перехода к монологической речи.
Пример «усложнённой» беседы. Картинка «Заюшкина избушка»
— Каких животных ты видишь на этой картинке?
— Петуха, зайца и лису.
-Лиса хитрая, злая, рыжая, у нее пушистый хвост.
— Заяц добрый, трусливый, хороший, у него длинные уши.
— А что ты знаешь о петухе?
— Петух храбрый, добрый, у него есть клюв и гребешок.
— Какие ты знаешь сказки про петуха, лису, зайца? и т.п.
4. Составление описательного рассказа.
Ребёнок овладевает первыми навыками связного изложения мыслей «на одну тему», одновременно он усваивает признаки предметов, а, следовательно, расширяется словарный запас.
Для обогащения словарного запаса очень важно проводить подготовительную работу к составлению каждого рассказа-описания, напоминая ребёнку о признаках описываемых предметов.
Сначала описывать единичные предметы, а затем переходить к сравнительным описаниям однородных предметов, учиться сравнивать животных, фрукты, овощи, деревья и т.д.
Пример составления описательного рассказа по схеме.
5. Составление рассказа по серии сюжетных картинок.
Количество сюжетных картинок в серии постепенно увеличивается, и описание каждой картинки становится более подробным, состоящим из нескольких предложений.
Примеры серии сюжетных картинок.
6. Составление рассказа по сюжетной картине.
При составлении рассказа по одной сюжетной картине очень важно, чтобы картина отвечала следующим требованиям:
— она должна быть красочной, интересной и привлекательной для ребёнка;
— сам сюжет должен быть понятен ребенку данного возраста;
— на картине должно быть небольшое число действующих лиц;
— она не должна быть перегружена различными деталями, не имеющими прямого отношения к ее основному содержанию.
Необходимо предложить ребенку придумать название картины. Ребёнок должен научиться понимать сам смысл изображенного на картине события и определять свое отношение к нему. Предварительно взрослый должен продумать содержание беседы по картине и характер задаваемых ребёнку вопросов.
В процессе работы над пересказом у ребёнка развиваются и совершенствуются внимание и память, логическое мышление, активный словарь. Ребёнок запоминает грамматически правильные обороты речи, образцы ее построения. Знакомство ребёнка с содержащейся в рассказах и сказках новой для него информацией расширяет круг его общих представлений и способствует совершенствованию его монологической речи в целом.
При работе над пересказом конкретного текста сначала нужно выразительно прочитать или рассказать ребенку интересный и доступный ему по содержанию рассказ и затем спросить, понравился ли он ему.
Можно так же задать несколько уточняющих вопросов по содержанию рассказа. Обязательно нужно объяснить ребенку значение незнакомых слов. Важно обратить внимание на «красивые» обороты речи. Можно рассмотреть иллюстрации. Перед повторным чтением рассказа предложите ребёнку ещё раз внимательно его прослушать и постараться запомнить, а затем пересказать близко к оригиналу.
Важно упражнять ребёнка и в других видах пересказа:
— Выборочный пересказ. Предлагается пересказать не весь рассказ, а лишь определенный его фрагмент.
— Краткий пересказ. Предлагается, опустив менее существенные моменты и не исказив при этом общей сути рассказа, правильно передать его основное содержание.
— Творческое рассказывание. Ребенку необходимо дополнить прослушанный рассказ чем-то новым, внести в него что-то свое, проявив при этом элементы фантазии. Чаще всего предлагается придумать к рассказу начало или конец.
— Пересказ без опоры на наглядность.
При оценке качества детского пересказа важно учитывать следующие критерии:
— последовательность изложения событий, соблюдение причинно-следственных связей;
— использование слов и оборотов авторского текста, но не дословный пересказ всего текста (очень важен и пересказ «своими словами», свидетельствующий о его осмысленности);
— характер употребляемых предложений и правильность их построения;
— отсутствие длительных пауз, связанных с трудностью подбора слов, построения фраз или самого рассказа.
8. Самостоятельное составление рассказа.
Переход к самостоятельному составлению рассказов должен быть достаточно хорошо подготовлен всей предшествующей работой, если она проводилась систематически. Чаще всего это бывают рассказы из личного опыта ребёнка. Рассказ из личного опыта требует от ребёнка умения самостоятельно подбирать нужные слова, правильно строить предложения, а также определять и удерживать в памяти всю последовательность событий. Поэтому первые небольшие по объёму самостоятельные рассказы детей обязательно должны быть связаны с наглядной ситуацией. Это «оживит» и дополнит нужный для составления рассказа словарный запас ребёнка, создаст у него соответствующий внутренний настрой и позволит ему легче соблюдать последовательность в описании недавно пережитых им событий.
Источник