Способы формирования судейского корпуса

Анализ практики

Е. З. Васютин,
председатель Арбитражного суда
Ульяновской области,
член Высшей квалификационной коллегии судей РФ

При формировании судейского корпуса в настоящее время выявились две основные тенденции. Это длительность назначения на должность судьи и нередко фактическое отсутствие конкурса при выборе кандидатов на должность судьи квалификационными коллегиями судей.

Существующая практика назначения на должность судьи складывается следующим образом. Кандидаты, удовлетворяющие требованиям ст. 4 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации», обращаются в соответствующие экзаменационные комиссии при квалификационных коллегиях судей субъектов РФ для сдачи квалификационного экзамена. После успешной сдачи экзамена кандидаты могут участвовать в конкурсе на замещение вакантной должности судьи. После обсуждения всех кандидатов в квалификационной коллегии судей она дает рекомендацию одному из кандидатов на назначение на должность судьи. После чего в соответствии с установленным порядком данные о рекомендованных на должность судьи кандидатах направляются в Высший Арбитражный Суд РФ (если речь идет о судьях арбитражных судов) или в Верховный Суд Российской Федерации для представления в Администрацию Президента РФ для последующего утверждения и назначения на должность судьи.

При всей демократичности системы отбора кандидатов на вакантные должности судьи она не учитывает всей степени подготовленности данных кандидатов для работы в конкретном суде, а также не позволяет тщательно изучить кандидата на месте. В связи с этим наблюдается длительное назначение на должность судьи от 10 месяцев до полутора лет по отдельным кандидатурам.

Также необходимо отметить, что потенциальные кандидаты узнают об открытии вакансий непосредственно из средств массовой информации, тем самым другие кандидаты, желающие участвовать в конкурсе, но не успевшие сдать квалификационный экзамен, не могут участвовать в конкурсе. Существующий срок учета результата экзамена (три года) не позволяет в полном объеме его использовать в связи с тем, что нет информации о предполагаемых вакансиях в суде (особенно в арбитражных судах субъектов Федерации) из-за немногочисленного судейского состава, а также наличия судей, назначенных на должности без ограничения срока полномочий.

Для повышения результативности кадровой работы по подбору кандидатов на должность судьи и уменьшения срока на проверку и изучение кандидатов можно использовать два подхода, которые применяются Арбитражным судом Ульяновской области последние два года. При этом надо учитывать, что они не могут рассматриваться отдельно друг от друга, что позволяет наиболее эффективно использовать их не только в системе арбитражных судов, но и в судах общей юрисдикции.

Первый подход — это формирование резерва кандидатов, так сказать, в общем порядке. Информацию о работе суда, перспективах его развития, возможных вакансиях в ближайшие год-полтора мы доводим до общественности через средства массовой информации. Председатель суда всегда владеет информацией о ближайшем изменении кадрового состава, поэтому в своих выступлениях информирует об этом потенциальных кандидатов. Далее желающие обращаются в суд с заявлением о включении в кадровый резерв для назначения на должность судьи с приложением характеризующих документов. После формирования такого кадрового резерва происходит изучение данных кандидатов и обсуждение на собраниях судей, на личных собеседованиях с председателем суда, его заместителями. Утверждается резерв кандидатов на президиуме суда и периодически, не менее двух раз в год, пересматривается и дополняется. В процессе такого формирования кадрового резерва происходит изучение кандидатов, участвующих в судебных процессах, с оценкой их моральных, деловых и практических качеств. В личных беседах с председателем суда и его заместителями выясняется мотивация и цель стать судьей.

Одним из преимуществ данного подхода является возможность формирования резерва на конкурсной основе, так как резерв складывается в расчете 2-3 человека на одно место. Кроме того, в результате такого изучения при объявлении вакансии у председателя суда уже есть данные, чтобы с достаточными основаниями представлять того или иного кандидата для назначения на должность судьи в квалификационную коллегию судей. Этот порядок никоим образом не нарушает конституционные гарантии каждого претендента на должность судьи, а наоборот — позволяет улучшить отбор самых квалифицированных кадров.

Читайте также:  Способы оплаты корал тревел для турагентств

Второй подход, причем, наиболее предпочтительный, — это формирование кадрового резерва из штата помощников судей. Он позволяет полноценно использовать помощников для выполнения задач и функций суда и способствует оптимальному формированию судейского корпуса в каждом суде, потому что позволяет наиболее полно и всесторонне изучить и проверить кандидатов. В процессе работы на должности помощника, в среднем, за два-три года кандидат успевает получить специфические знания процессуального законодательства, выяснить порядок и работу суда, ознакомиться с конкретной судебной практикой. Даже в случае отсутствия вакансий судей на ближайшие 2-3 года помощник судьи, продолжая работу, еще больше приобретает опыт и профессиональные навыки. Это помогает ему при назначении на должность судьи с самого начала более эффективно работать и осуществлять качественное правосудие. Так, в Арбитражном суде Ульяновской области последние пять вакантных должностей судей были замещены помощниками судей, которые проработали до этого не менее 2 лет. И их показатели работы не хуже, чем у более опытных судей.

Наряду с практическими необходимы и законотворческие шаги, то есть внесение изменений в нормативно-правовые акты.

В данном случае необходимо разработать Порядок подбора кандидатов на должность судьи, в котором указать конкретно и четко со ссылкой на существующие нормы законов документы и сведения, которые необходимо предоставлять кандидатам, сроки рассмотрения указанных документов, перечень проверочных мероприятий и органов, осуществляющих проверку кандидатов, срок проведения проверки. В статью 7 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации»» необходимо внести изменения, уменьшив срок предоставления информации до одного месяца в соответствии с пунктом 2 статьи 15 Федерального закона «Об органах судейского сообщества в Российской Федерации».

Для устранения безальтернативного выбора при объявлении конкурса на замещение должности судьи внести дополнение в п. 8 ст. 5 Закона РФ «О статусе судей в Российской Федерации» абзацем 4 следующего содержания «В случае, если на вакантную должность судьи претендует один гражданин, соответствующий требованиям, предъявляемым настоящим Законом, квалификационная коллегия судей принимает решение об объявлении дополнительного конкурса на указанную должность и объявляет в средствах массовой информации о новом времени и месте приема и рассмотрения заявлений от претендентов на должность судьи. Если на указанную вакансию после объявления дополнительного конкурса никто не претендует, квалификационная коллегия судей принимает решение о рекомендации первого претендента на должность судьи».

Наш собственный опыт работы убедил нас в том, что наиболее эффективный путь укрепления судейских рядов – это путь коллективного поиска силами и средствами того суда, в котором планируется и открывается вакансия судьи.

Источник

Формирование судейского корпуса

Понятие «судейский корпус» не употребляется в законодательстве. Вначале оно стало использоваться в средствах массовой информации, а затем в юридической литературе. Под судейским корпусом надо понимать совокупность лиц, занимающих судейские должности. К ним относятся судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, включая председателей судов, их заместителей и членов судов. В судейский корпус входят также судьи, находящиеся в отставке.

Существует три способа формирования судейского корпуса: 1) избрание судей; 2) назначение судей органами или должностными лицами государства; 3) смешенный способ, когда судьи одних звеньев судебной системы избираются, а судьи других – назначаются, либо когда в один и тот же суд одна часть судей назначается, а другая избирается. В современных государствах используются различные варианты.

Читайте также:  Самые популярные способы инвестирования

На первый взгляд альтернатива выбора и назначения судей не должна существовать, поскольку выборы являются наилучшим способом утверждения легитимности власти. Но исторический опыт заставляет критически относиться к неограниченному использованию системы выборов. Судья должен подчиняться закону и тем самым не зависеть от лиц, его избравших. Главное для судьи – установить истину по рассматриваемому делу и вынести законное и обоснованное решение. Избиратели должны адекватно оценивать судью, соблюдающего закон. Но у них неодинаковый уровень правосознания. Отсюда их мнение может быть противоположным. По той же причине им сложно сделать выбор из нескольких кандидатур, предлагаемых на должность судьи. Поэтому система выборов судей при замещении судейских должностей не может быть господствующей. Она способна быть вспомогательной, дополняющей систему назначения судей органами государства. В свою очередь, использование системы назначения судей не безупречно, страдает рядом недостатков: подбор судей, исходя из их политических убеждений; затрудненность доступа граждан к тому, чтобы занять должность судьи.

И все-таки система назначения судей, ограниченная требованиями, предъявляемыми к кандидатам на должность судьи, и правом представлять к назначению лишь наиболее достойных лиц, имеет больше преимуществ, чем избрание судей. Она является еще более ценной, когда сочетается с системой выборов судей.

Для упрочения независимости суда нужен дифференцированный подход к комплектованию судейского корпуса. Исходным здесь является то, какие суды образуют судебную систему.

Определение способа замещения судебных должностей в Верховном Суде государства является особенно важным, поскольку он ближе всех остальных судов находится к законодательной и исполнительной власти и может влиять на политику государства, не говоря уже о том, что путем разъяснений законодательства, закрепленных в постановлениях, обязательных для всех правоприменителей, может воздействовать на судебную практику. Поэтому применительно к ним надо использовать систему выборности судей избирателями или парламентом на определенный срок.

Что касается судей остальных судебных инстанций, то они должны быть назначаемы главой государства. Это в какой-то мере обеспечит их независимость от местных государственных и общественных структур. Именно эти суды рассматривают основную часть юридических дел и от качества их работы в значительной мере будет зависеть правопорядок в государстве.

В Республике Беларусь комплектование судейского корпуса происходит путем назначения судей Президентом Республики Беларусь, а для назначения судей высших судебных инстанций государства при этом необходимо согласие Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь.

Согласно ст. 84 Конституции Республики Беларусь, Президент Республики Беларусь с согласия Совета Республики Национального собрания назначает на должность судей Верховного Суда и судей Высшего Хозяйственного Суда, а также назначает на должность Председателя Верховного Суда, Председателя Высшего Хозяйственного Суда из числа судей этих судов.

Президент Республики Беларусь назначает шесть судей Конституционного Суда (другие шесть судей избираются Советом Республики Национального собрания) и с согласия Совета Республики назначает Председателя Конституционного Суда.

Президенту Республики Беларусь принадлежит право освобождать от должности Председателя и судей Конституционного Суда, Председателя и судей Верховного Суда, Председателя и судей Высшего Хозяйственного Суда. При этом согласия Совета Республики не требуется.

В соответствии со ст. 7 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь» от 13 января 1995 г., судьи областных, Минского городского, районных (городских), военных судов, хозяйственных судов областей и г. Минска, назначаются Президентом Республики Беларусь.

Судьи судов всех звеньев судебной системы назначаются на должность бессрочно, кроме назначаемых на должность впервые. Судьи, назначенные на должность впервые, бессрочно назначаются на должность после пяти лет работы судьей.

Судьи по административным делам и исполнительному производству назначаются Президентом Республики Беларусь сроком на пять лет.

Читайте также:  Гражданское право способы применение гражданского права

Судьи Конституционного Суда Республики Беларусь могут пребывать в должности не более 11 лет.

Судьи военных судов всех уровней могут занимать должность до тех пор, пока они находятся на действительной военной службе.

Судьей может быть гражданин Республики Беларусь, достигший 25-летнего возраста, имеющий высшее юридическое образование, имеющий стаж работы по юридической специальности не менее двух лет или прошедший стажировку на протяжении двух лет и сдавший квалификационный экзамен. Это общие требования, предъявляемые к кандидатам в судьи низшего звена судебной системы. Однако эти требования недостаточны для судей вышестоящих судов. Кандидаты на должность судьи областного, Минского городского судов, Белорусского военного суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее трех лет, а судьи Верховного Суда и Высшего Хозяйственного Суда должны иметь стаж работы в качестве судьи не менее пяти лет.

Лица, желающие занять должность судьи (кандидата на должность судей), сдают квалификационный экзамен экзаменационной комиссии, персональный состав которой утверждается Квалификационной коллегией судей, действующей на основе Положения о квалификационных коллегиях судей судов Республики Беларусь, утвержденного Указом Президента Республики Беларусь 4 декабря 1997 г. [81]

После успешной сдачи экзамена кандидат на должность судьи обращается в квалификационную коллегию судей с просьбой о даче ему рекомендации для занятия должности судьи. Квалификационная коллегия с учетом результатов экзамена рассматривает заявление и дает заключение о рекомендации данного лица на должность судьи или об отказе в ней.

Данные о результатах экзамена, а также другие материалы, характеризующие кандидата на должность судьи, Министерством юстиции направляются в Администрацию Президента Республики Беларусь.

В законодательстве содержатся также нравственные требования к кандидатам на должность судьи, где указывается, что судьей может быть лицо, не совершившее порочащих его поступков (ст. 62 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь»; ст. 6 Закона «О хозяйственных судах в Республике Беларусь»).

Судьей Конституционного Суда может быть гражданин, обладающий высокими моральными качествами (ст. 14 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь»).

Эти общие нравственные требования конкретизированы в Кодексе чести судьи Республики Беларусь, принятом на Первом съезде судей Республики Беларусь, который состоялся 5 декабря 1997 г.[82], где изложены нормы поведения судьи как во время исполнения им своих профессиональных обязанностей, так и во внеслужебной деятельности.

Кроме требований нравственного характера, в законодательстве содержатся также иные требования, обеспечивающие независимость судей.

Судьи всех судов, входящих в судебную систему Республики Беларусь, не могут заниматься какой-либо иной деятельностью, кроме научной или преподавательской, не связанной с занятием штатных должностей, осуществлять предпринимательскую деятельность, быть депутатом, принадлежать к политическим партиям и массовым движениям, преследующим политические цели. Судьи не имеют право материально поддерживать политические партии и движения, участвовать в политических акциях, вести политическую пропаганду и агитацию, участвовать на съездах политических партий и движений.

Назначенные на должность судьи приносят присягу, содержание которой для судей общих и хозяйственных судов закреплено в ст. 66 Закона «О судоустройстве и статусе судей в Республике Беларусь». В Законе не конкретизировано перед кем судья приносит присягу, а лишь отмечается, что судьи приносят присягу «в торжественной обстановке».

К присяге членов Конституционного Суда, как назначаемых Президентом Республики Беларусь, так и избираемых Советом Республики Национального собрания Республики Беларусь, приводит Президент Республики Беларусь в присутствии Председателя Палаты представителей и Председателя Совета Республики Национального собрания Республики Беларусь. Содержание присяги закреплено в ст. 17 Закона «О Конституционном Суде Республики Беларусь».

Дата добавления: 2015-10-19 ; просмотров: 1692 ; ЗАКАЗАТЬ НАПИСАНИЕ РАБОТЫ

Источник

Оцените статью
Разные способы