Доклад «Способы развития социальной компетентности учащихся»
статья на тему
Способы развития социальной компетентности учащихся
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
Доклад «Способы развития социальной компетентности учащихся» | 25.2 КБ |
Предварительный просмотр:
Школа-интернат № 4 «ОАО «РЖД»
«Способы развития социальной компетентности учащихся»
Выполнила: воспитатель Караулова М.С.
«Обстоятельства могут заставить полностью
некомпетентного человека стать компетентным
в определенной области»
Артур Блох (американский писатель)
Способы развития социальной компетентности учащихся
Фундаментальные изменения в общественной жизни нашей страны конца 20 века – начала 21 века предъявляют существенно новые требования к личности. Человек должен быть ответственным и инициативным, продуктивным и эффективным, адаптивным к изменяющимся условиям, с сформированными ценностями и основными социально значимыми компетенциями, обладающим новым типом функциональной грамотности.
Понятие компетентности выступает в качестве центрального, своего рода «узлового» понятия – ибо компетентность, во-первых, объединяет в себе интеллектуальную и навыковую составляющую образования; во-вторых, в понятии компетентности заложена идеология интерпретации содержания образования, формируемого «от результата» («стандарт на выходе»); в-третьих, ключевая компетентность обладает интегративной природой, ибо она вбирает в себя ряд однородных или близкородственных умений и знаний, относящихся к широким сферам культуры и деятельности (информационной, правовой и пр.).
В педагогической литературе встречаются различные подходы к определению социальной компетентности. Одним из подходов является понимание ее как адаптационного механизма (Н. И. Белоцерковец). Другой подход основан на рассмотрении понятия социальной компетентности через определенную систему социальных знаний и умений (В.Н. Куницина, Н.А. Гончарова, И.А.Зимняя и др.). Ряд авторов подчеркивают поведенческое проявление социальной компетентности (У. Пфингстен и Р. Хинтч). Однако преобладает подход представления социальной компетентности через сформированные способности, новообразования человека. Исследователями установлено, что социальная компетентность:
1) отражает взаимодействие человека и социального окружения;
2) подразумевает обладание человеком способами межличностного взаимодействия; эти способы могут быть приобретены им посредством личного социального опыта, подражания традициям, установкам общества или посредством получения знаний;
3) является интегративной характеристикой, включающей в себя несколько компонентов;
4) подразумевает учет соотношения собственных целей и потребностей с целями другой личности, группы людей и социума в целом.
В большинстве исследований социальная компетентность рассматривается как констатация наличия/отсутствия у человека тех или иных знаний, умений, способов действий в социуме.
На основе выделенных особенностей сформулируем определение социальной компетентности как интегративной характеристики, отражающей способность личности вступать в эффективные межличностные и социальные отношения, анализировать, оценивать риски, принимать решения в ситуации неопределенности с учетом интересов, целей и потребностей собственных, другого и не противоречащим нормам, ценностям общества.
Структуру и содержание социальной компетентности можно представить в виде таблицы:
Компоненты социальной компетентности
Содержание компонентов социальной
Компонент, связанный с целеполаганием: способность брать на
себя ответственность, участвовать в принятии решений, ставить цели и
планировать результат, анализировать, корректировать.
тенденция контролировать свою деятельность;
поиск и использование обратной связи,
склонность к размышлениям о будущем: привычка к абстрагированию
внимание к проблемам, связанным с достижением поставленных целей;
умение принимать решения в различных жизненных обстоятельствах
Компонент, связанный с ориентацией на Другого: умение понимать и учитывать чувства и потребности других людей,
управлять своими эмоциями в общении.
интеллектуальная направленность на понимание другого человека;
эмоциональная отзывчивость, способность сопереживать;
интуитивное прогнозирование поведения людей;
умение вызывать определённые эмоции у партнёра по общению
Компонент, связанный с социальной
мобильностью, активностью человека.
готовность работать над чем-либо спорным и вызывающим беспокойство;
исследование окружающей среды для выявления ее возможностей и
ресурсов (как материальных, так и человеческих);
готовность полагаться на субъективные оценки и идти на умеренный риск;
готовность использовать новые идеи и инновации для достижения цели;
установка на взаимный выигрыш и широта перспектив;
Иными словами, социальная компетентность – это:
• приспособленность к жизни,
• умение адаптироваться к изменяющимся условиям, ориентироваться в разнообразных ситуациях, работать в различных коллективах,
• способность к осуществлению ответственного выбора.
Показатели социальной компетентности:
— сотрудничество, работа в команде,
— способность принимать собственные решения;
— способность делать осознанный выбор;
— стремление к осознанию собственных потребностей и целей;
— наличие опыта выполнения разнообразных социальных ролей;
— владение банком приёмов ненасильственного разрешения конфликтов;
— развитие личностных качеств, саморегулирование.
Формирование компетентностей происходит средствами содержания образования. В итоге у ученика развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы – от бытовых, до производственных и социальных. Воспитатель должен определиться, какие именно социальные компетенции он должен сформировать у учащихся? Я, опираясь на исследования Мачехиной О.Н., предлагала ученикам следующие беседы дискуссии: «Я и мои социальные роли», «Я – Гражданин», «Я друг/подруга», «Я — пассажир»? «Я член коллектива», «Умеем ли мы общаться? Культура спора» характеризующие социальные роли, которые учащимся придется выполнять в течение жизни.
Формирование этих компетенций позволит работать над такими качествами личности как: терпимость, креативность, нацеленность на успех, ответственность, уверенность в себе.
Чтобы личность могла самореализоваться, ей необходима специальная психолого-педагогическая деятельность, адекватно направленная на формирование культуры социальной компетентности.
Среди таких способов наиболее эффективными считаются групповая работа, ролевые игры, коллективное творческое дело, проектная деятельность, используемые во внеурочной деятельности.
Для детей 4-6 классов общество представлено широким (мир, страна) и узким (семья, школа, двор) окружением. Его социальная компетентность определяется тем, насколько он осведомлен о том и другом. Здесь речь идет не только о сведениях о мире, стране, регионе, их особенностях, социальных институтах, представленных в них, школе, семье, но и об особенностях взаимодействия людей, традициях, нормах и правилах поведения. Поэтому, одним из важных путей развития социальной компетентности я считаю формирование у ребенка знаний о способах поведения и взаимодействия в каждом из этих окружений. Детей необходимо знакомить с традициями, выработанными в школе, городе, правилами поведения, нормами взаимодействия со сверстниками и взрослыми в различных жизненных (и не только школьных) ситуациях. Эту работу нельзя ограничить разовыми мероприятиями. Она должна носить систематический характер, что требует усиления внимания к ней со стороны педагогов.
Я вела целенаправленную работу по сплочению детского коллектива, привлекала детей к выработке правил взаимодействия, обсуждала с детьми различные ситуации взаимодействия и стратегии поведения в них. Знакомила детей со способами и правилами поведения и взаимодействия в процессе специально организованного наблюдения, обсуждения литературных произведений, разбора конкретных ситуаций и т.д. Например обсуждались ситуации такого типа:
1. Опираясь на палочку, идет старый человек. Он останавливается, чтобы отдохнуть. И снова бредет. Мальчики, наблюдавшие за ним, начали подражать его походке, сгорбились, еле передвигают ноги — ребята весело смеются. Что вы можете сказать о таких мальчиках?
2. Одна девочка жаловалась возмущенно маме: «Во дворе мальчишка такой невежливый — зовет меня Танька». — «А ты как его зовешь?»- спросила мама. «Я его вообще никак не зову. Я ему просто кричу: «Эй, ты!»- ответила Таня. Как вы думаете, права ли Таня?
3. Два мальчика столкнулись в дверях подъезда и никак не могут разойтись. Кто из них должен уступить дорогу, если возраст мальчиков 8 и 11 лет. (Обычно дорогу первым уступает тот, кто вежливее.)
4. Вы постучали в дом. Вам открыли и вы увидели, что ошиблись адресом. Как поступаете дальше?
Отмечу, что необходимо осознанное усвоения ребенком, понимания, зачем существуют те или иные способы и правила поведения, их принятия детьми. Тем более что сами по себе знания еще не обеспечивают человеку компетентность в обществе. Известны многочисленные примеры, когда человек, имеющий много знаний об обществе и правилах поведения в нем, оказывается слабо адаптированным, и наоборот, тот, кто плохо успевает по общественным наукам, оказывается успешным в социуме. Ребенок, знающий правила, далеко не всегда адаптирован к школьной жизни. Имеющиеся знания надо уметь применить. Это обеспечивается наличием умений и сформированностью навыков. Именно поэтому необходимо проводить работу с детьми по формированию социальной компетентности, что позволит сплотить класс, развить у них культуру общения, поведения в различных социальных условиях.
Источник
Развитие социальной компетентности обучащихся в условиях реализации ФГОС ООО
статья по истории
Статья о социализации обучающихся в условиях реализации ФГОС ООО
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
statya.docx | 20.39 КБ |
Предварительный просмотр:
Развитие социальной компетентности обучающихся
в условиях реализации ФГОС ООО
Автор: Смирнова Ольга Николаевна
учитель истории и обществознания
МАОУ «Образовательный центр имени
Героя Советского Союза Расковой Марины Михайловны»,
г. Энгельс Саратовской обл.
В современных условиях реализации ФГОС ООО актуализируется проблема использования потенциала различных школьных предметов в социализации учащихся.
Социальная компетентность в современном обществе означает способность человека выстраивать стратегии взаимодействия с другими людьми в окружающей его, изменяющейся социальной реальности. Она предполагает в равной степени и освоение вариантов взаимодействия с окружающими, способов достижения целей, и понимание сути происходящего, предвидение последствий собственных действий. Особенно важен «ментальный» аспект — осмысление социальной среды, осознанное выстраивание отношений с окружающими людьми (Веселкова Н.В.). Этим и определяется существенная роль школьного образования в формировании социальной компетентности.
Под социализацией в отечественной психологии и педагогике понимается «сознательное усвоение ребенком готовых форм и способов социальной жизни, способов взаимодействия с материальной и духовной культурой, адаптацию к социуму и выработку (совместно с взрослыми и сверстниками) собственного социального опыта, ценностных ориентаций, своего стиля жизни». (Голованова Н.Ф.)
Несомненно, сама жизнь учит ребенка формальным и неформальным правилам взаимодействия, создает проблемные ситуации, которые он сам так или иначе разрешает. Но когда такое спонтанное развитие социальной компетентности сопровождается обучением его, например, на уроках обществознания, ОБЖ, экологии, он приобретает поистине бесценный ресурс жизненной ориентации. Способность ученика к осмыслению, пониманию социальной реальности может стать результатом изучения комплекса социально-гуманитарных дисциплин, но только при наличии соответствующих целей, поставленных перед школьным образованием. Следует иметь в виду: процесс взросления для школьников означает прежде всего личностное развитие, работу над собой, а не освоение готовых образцов поведения, предлагаемых взрослыми. Многое должно быть ими переосмыслено, проверено на опыте как собственном, так и других людей.
Социальная компетентность может быть рассмотрена как интегральная характеристика личности, личностное новообразование, формирующееся в процессе социализации личности. Социальная компетентность часто соотносится с понятием «уверенность в себе». Так, согласно Г.И. Сивковой, «социальная компетентность — это наличие уверенного поведения, при котором различные навыки в сфере отношений с людьми автоматизировались и дают возможность гибко менять свое поведение в зависимости от ситуации». При этом, как подчеркивают многие исследователи, социальная компетентность проявляется в способности работать в команде, в коммуникации, разрешении конфликтов, в выносливости и т.д. В структуре социальной компетентности личности особую роль играют три основных компонента: совокупность психологических качеств, нравственных ориентиров и ценностей, система социальных компетенций и комплекс социальных ролей личности.
Таким образом, важной задачей образовательного процесса является развитие социальной компетентности и личностных УУД, что предполагает обучение школьников эффективному поведению в различных ситуациях и в различном социальном окружении.
Проблема обеспечения социализированности школьников может быть решена на основе создания социально-развивающей образовательной среды. В своей педагогической практике мы стараемся создавать на занятиях именно такую среду, обеспечивающую оптимальные условия для формирования социальной компетентности школьников. Считаем, что как на уроках социально-гуманитарных, так и естественнонаучных дисциплин для решения заявленной задачи целесообразно применение методов и приемов современных образовательных технологий — метода проектов, интерактивного обучения, деловых, ролевых и имитационных игр и т.д.
А так же, что для полноценного как обществоведческого, так и естественнонаучного образования, обязательным и необходимым условием является социальная практика. Поэтому внеурочная работа по преподаваемым нами предметам на протяжении ряда лет подчинена цели создания условий для социальной практики ребят, «социальных проб», проектов. Так, например, в течение нескольких лет совместно с учащимися решаем задачу создания в школе «Виртуального краеведческого музея».
Применение метода проектов в педагогической деятельности иллюстрирует неисчерпаемый потенциал данного метода в развитии творческих и социальных способностей учеников, познавательного интереса, являясь незаменимой формой организации как обучения, так и внеклассной деятельности в школе.
С целью повышения эффективности использования метода проектов, как способа формирования социальной компетентности должен быть учтен комплекс условий, включающих в себя: учет особенностей коллектива участников проекта, грамотное формирование групп школьников в работе над проектом, социальная направленность тем проектов и ряд других.
Примером социально значимого проекта является разработанный и реализованный в школе проект «Великое в малом». Наши ребята под руководством учителей-руководителей проекта и при непосредственном участии своих законных представителей — родителей в рамках Сетевого проекта получили уникальную возможность рассказать о своей малой Родине, поделиться интересными историями, пообщаться со сверстниками из разных уголков нашей необъятной Родины. Проект — это попытка объединить в едином порыве, единой целью не только основных участников общеобразовательного процесса учителей — учеников, но и привлечь не менее заинтересованную сторону в социализации подрастающего поколения, в воспитании гражданина и патриота — родителей. Познакомиться с проектом можно по адресу http://wiki.saripkro.ru/index.php
Подводя итоги работы над проектом, ребята отметили, что она способствовала формированию не только предметных знаний, но и позволила совершенствовать себя как личность, дала возможность быть компетентнее и в других сферах. Таким образом, считаю достигнутой генеральную цель проектой работы, которая изначально и мыслилась как надпредметная.
Реализация данного и других проектов подтвердила предположение, что старшеклассникам необходима именно такая форма занятий – свободного, непринужденного, практического характера. Причём ребятам важно работать в команде, общаться со сверстниками в процессе решения учебных и социальных задач. Данное обстоятельство позволяет сделать вывод, что использование метода проектов в моей педагогической практике стало одним из успешных средств формирования личностных УУД и социальной компетентности школьников. Важно, что при подобной организации работы с учащимися создаются условия и для овладения другими ключевыми компетенциями – информационной, коммуникативной, ценностно-смысловой и др.
Список использованной литературы
1. Веселкова Н.В., Прямикова Е.В. Социальная компетентность взросления. Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.
2. Свиридов А.Н., Колпакова Н.В. Социальная компетентность учащихся и ее диагностика: практическое пособие. – Барнаул: Изд-во АКИПКРО, 2007
3. Стандарт общего образования: концепция государственных стандартов общего
образования / Рос. акад. образования. М.: Просвещение, 2006.
4. Хуторской А.В. Ключевые компетенции как компонент личностно-ориентированной парадигмы образования.// Народное образование. 2003. — №2.
Использованные материалы и Интернет-ресурсы
Источник