Способы формирования социальной активности младших школьников

Формирование социальной активности у младших школьников

Формирование социальной активности у младших школьников

Проблема формирования социальной активности у младших школьников становится актуальной.

Формирование социальной активности младших школьников является одной из важнейших задач современного образовательно-воспитательного процесса. Главная цель формирования социальной активности учащихся связана с формированием гражданина, личности, способной полноценно жить в новом демократическом обществе и быть максимально полезным этому обществу.

И.Ф. Харламов определяет развитие социальной активности младших школьников как процесс целенаправленного влияния на него, в результате которого происходит усвоение им необходимого для жизни в обществе социального опыта и активного отношения к принимаемой обществом системе ценностей, формируется устойчивая система отношений к определенным сторонам действительности, проявляющаяся в соответствующем поведении и поступках.

Его определение социальной активности является более полным, соответствующим требованиям сегодняшнего времени. Не всякая активность человека равнозначна его активной позиции. Социальная активность личности предполагает не соглашательское, а критическое отношение к действительности, означающее постоянную потребность самостоятельно осмысливать происходящее в стране и мире, стремление сделать жизнь лучше. Пассивная жизненная позиция необязательно означает бездеятельность. Ее может занимать и добросовестный ученик, получающий только отличные оценки, и директор школы, ревностно выполняющий все инструкции и много работающий. Суть такой позиции — в боязни нового, ориентации на стереотипы мышления, в отказе от собственной инициативы. Пассивная позиция может даже сопровождаться положительным отношением к прогрессивным нововведениям, но тогда, когда они санкционируются сверху и не надо за них бороться, идти на риск, нести ответственность.

В настоящее время проблемой формирования социальной активности младших школьников занимается В.В.Зинченко она считает, что вопросы формирования социальной активности младших школьников изучены недостаточно, а именно: спорным остается вопрос о ее сущности и структуре; не дано полное описание взаимодействия внешних и внутренних факторов в развитии социальной активности, в результате чего в процессе развития слабо учитываются потребности младших школьников; не в полной мере, применительно к младшему школьному возрасту, обоснованы условия эффективного формирования социальной активности в процессе обучения; недостаточно полно раскрыто значение инновационной развивающей среды, условий и отношений для развития социальной активности, что оказывает негативное влияние на процесс и результат ее развития у детей.

Исследования направлены на рассмотрение процесса формирования социальной активности детей преимущественно во внеучебной деятельности: трудовой, игровой, досуговой, спортивно-оздоровительной.

Формирование социальной активности младшего школьника происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при высокой организации деятельности в процессе взаимодействия с другими людьми. Необходимым условием эффективной работы по формированию у учащихся социальной активности является его включенность в коллектив. Чем шире и богаче общение учащихся в коллективе, тем больше возможностей для развития необходимых социальных качеств. В детском коллективе в совместной деятельности осуществляется обмен информацией, согласование общих целей, взаимный контроль, развивается способность понимать состояния и мотивы поступков других людей и соответственно на них реагировать. В опыте коллективных отношений формируются эмпатия, социальная чуткость, которые помогают школьнику психологически грамотно строить свое взаимодействие с другими людьми. Взаимодействуя со сверстниками, учащийся осваивает опыт лидерства и подчинения, развивает свои организаторские способности.

Социально-педагогическая помощь — это комплекс гуманитарных услуг представителям из экономически необеспеченных, социально слабых, психологически уязвимых слоев и групп населения в целях улучшения их способности к социальному функционированию. Она носит, как правило, характер периодических и единовременных доплат к пенсиям и пособиям, а также долговременных услуг (медицинских, психологических, правовых, педагогических, бытовых и др.) в целях оказания адресной поддержки наименее защищенных слоев населения, ликвидации или нейтрализации критических жизненных ситуаций, вызываемых неблагоприятными социально-экономическими условиями.

Социально-педагогическая помощь в формирование социальной активности — это непрерывный педагогически целесообразно организованный процесс социального воспитания с учетом специфики развития личности человека с особыми потребностями на разных возрастных этапах, в различных слоях общества и при участии всех социальных институтов и всех субъектов воспитания и социальной помощи.

Организация социально-педагогической помощи в формирование социальной активности — это построение образовательного пространства (за рамками учебного заведения и школьного возраста), которое предусматривает «обходные пути» (Л. С. Выготский) для достижения тех социальных задач, которые в условиях «нормы» достигаются общепринятыми традиционными способами.

Социально-педагогическая помощь имеет междисциплинарный характер, так как тесно связана с экономическими, политическими и личностными условиями жизнедеятельности человека, с государственной социальной политикой, коммуникативными возможностями индивида в сфере социальной жизни на всех уровнях социума. Она осуществляется усилиями специалистов различных профилей, но ведущая, интегрирующая роль в этом процессе принадлежит социальным педагогам.

Источник

Педагогические условия и средства формирования социальной активности младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Баутина Ирина Александровна, учитель начальных классов,

Читайте также:  Как оформить хозяйственный способ строительства

МБОУ СОШ №92 г. Воронежа

Педагогические условия и средства формирования социальной активности младших школьников в процессе внеурочной деятельности

Активная социальная позиция наиболее проявляется в общественной деятельности учащихся. Особенностью младшего школьного возраста необходимо считать интенсивную социализацию детей, как в учебной, так и во внеурочной деятельности.

Одни из средств формирования социальной активности младших школьников является внеурочная деятельность.

«Внеурочная деятельность — понятие, объединяющее все виды деятельности школьников (кроме учебной), в которых возможно и целесообразно решение задач их воспитания и социализации» [5].

Внеурочная деятельность в школе представляет собой достаточно конкретную и целенаправленную систему. Для реализации в школе доступны следующие виды внеучебной деятельности:

досугово-развлекательная деятельность (досуговое общение);

трудовая (производственная) деятельность;

Основными средствами формирования социальной активности младших школьников в рамках внеурочной деятельности являются:

— традиционные внеурочные и общешкольные мероприятия разнообразных форм, в которых учащиеся проявляют свою активность и вливаются в общий коллектив;

— деятельность детских общественных организаций;

— работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам.

Для формирования социальной активности младшего школьника важно придерживаться ряда условий:

— развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников. Выполнение работы на основе внутреннего, а не внешнего побуждения является проявлением активности личности.

— наличие интереса. Деятельность, которая интересна для учащегося вызывает положительные эмоции, состояние увлеченности, пробуждает желание продолжить занятия данной деятельностью.

— совместная деятельность класса, которая объединена какой-либо общей целью, а также демократический стиль руководства в коллективе, постепенное развитие коллективистских гуманистических отношений между учениками, обучение школьников младших классов организаторским умениям.

Формирование социальной активности происходит в процессе включения личности в деятельность. В деятельности происходит присвоение общественного опыта, развитие представлений об окружающем мире, о взаимоотношениях. Основу механизма формирования социальной активности составляют знания, на основе которых формируется осознанное отношение к тем или иным явлениям окружающего мира и формируются потребности в выполнении разных видов деятельности, что в свою очередь, влечет за собой развитие социальных чувств.

Механизмы формирования социальной активности у детей заключается в следующем. В первую очередь, необходимы знания, представления о тех или иных явлениях. К примеру, воспитывая в учениках социальную активную позицию в отношении к труду, педагоги расширяют в итоге имеющиеся у них знания о трудовой деятельности, а также о ее роли в жизни общества, о ее значимости. На основе полученных знаний у детей в итоге складываются определенное представления о необходимости принимать участие в трудовой деятельности. Чтобы у детей могло появиться вполне осознанное стремление к тому, чтобы принимать свое участие в трудовой деятельности, требуется появление у них такого отношения к труду, которое способно повлечь формирование социальных чувств. Социальные чувства в итоге способны придать процессу формирования личностно-значимую окраску и в связи с этим оказывают свое влияние на прочность формируемых качеств. Чувства и знания в итоге порождают потребность в их практической реализации – в различных поступках. Ученики активно стремятся к тому, чтобы принять свое участие в трудовой деятельности на благо других, побуждать собственным убеждением и примером других людей.

Необходимое условие формирования социальной активности младших школьников — развитие у них самостоятельности, стимулирование активности. Как правило, активность обычно определяется как деятельное состояние субъекта. В связи с этим иногда говорят о том, что применимо к деятельности понятие активности не имеет какого-либо смысла, так как сама по себе деятельность уже представляет собой проявление активности. Действительно, если учащиеся принимают свое участие в общественной работе с большим желанием, то деятельность и активность в этом случае выступают в единстве. Но когда выполняемая работа осуществляется вовсе не в силу собственного внутреннего влечения, а лишь из-за наличия внешнего понуждения, ее нельзя охарактеризовать как активность личности.

Движущая сила формирования социальной активности детей — интерес – это положительно окрашенная эмоционально и прошедшая стадию мотивации потребность, которая придает деятельности увлекательный характер. Стимулирующая роль интереса с психологической точки зрения состоит в том, что основанная на интересе деятельность и достигаемые результаты в итоге способны вызвать у субъекта чувство радости, эмоциональный подъем и удовлетворение, что в итоге побуждает его к проявлениям активности. Формирование интереса к осуществлению общественной деятельности — весьма сложная задача. Чтобы его сформировать и успешно поддерживать долгое время, будет не вполне достаточно ставить перед детьми одну цель и разъяснять наличие у нее определенных преимуществ. Самым действенным является выстраивание одновременно нескольких разных целей, у каждой из которых есть свой масштаб. Ближние цели должны в любом случае проистекать из средних, а средние должны поддерживаться дальше [2, с. 49].

Формирование у детей социальной активности происходит благоприятно в условиях атмосферы эмоционального подъема, при хорошей организации деятельности в ходе взаимодействия с людьми. Одно из условий эффективной работы по формированию у учеников социальной активности — их включенность в коллектив. Чем шире и богаче будет общение детей в коллективе, тем в итоге больше окажется возможностей для того, чтобы развить у детей необходимых социальных качеств. У детей в коллективе в ходе осуществления ими совместной деятельности происходит обмен информацией, согласуются различные общие цели, происходит взаимоконтроль, развиваются способность понимать состояния и мотивы поступков окружающих людей и соответственно реагировать на них. В опыте коллективных отношений постепенно у детей формируются эмпатия, социальная чуткость, помогающие психологически грамотно выстраивать взаимодействия с окружающими людьми. Взаимодействуя со своими сверстниками, ученики в итоге осваивают опыт лидерства и подчинения, развивают организаторские способности.

Читайте также:  Питания животных способы приспособления примеры

В реальном процессе воспитания требуется принимать во внимание неравномерность формирования разных компонентов социальной активности, чтобы оказывать свое влияние на те ее стороны, которые развиты слабее других, либо вовсе не развиты у отдельных учеников. Учителю нужно заниматься изучением особенностей учеников, организуя общественную работу в классе, а также во внеурочной деятельности так, чтобы в ней принимали свое участие в той или иной степени все ученики. Младшеклассники, как правило, проявляют свой интерес к общественной работе, но при этом у них мало опыта и не достает настойчивости, упорства. Первые неудачи способны привести учеников к разочарованию, сформировать у них отрицательное отношение к выполнению той или иной работы, что в итоге ведет к формированию пассивности, равнодушия к жизни школы, класса, а затем целого общества. Так что требуется поддержка учителя при формировании общественной активности детей, правильное распределение поручений с учетом интересов учеников, формирование ответственного отношения детей к порученному им делу.

Социально активная позиция учеников формируется достаточно успешно при условии применения демократического стиля педагогического общения, когда педагог является заинтересованным в том, чтобы повысить роль учеников во взаимодействии, стремится привлекать каждого из учащихся к решению общих проблем, ведь это создает все предпосылки для самореализации личности.

Если в начальной школе учителя проявляют заботу о формировании самостоятельности учеников, уважают их мнение и считаются с ними, если им удается сформировать коллектив школьников, который отличает высокая степень организованности и активности, у учеников в итоге начинает формироваться социальная активная позиция, совершенствующаяся в дальнейшем. Особенное значение при формировании социальной активности младших школьников имеет ученическое самоуправление [4, с. 12].

Немаловажное условие для формирования социальной активности учеников имеет осуществление работы педагога по обучению учеников организаторским умениям. С этой целью на практике применяют систему меняющихся поручений, так, чтобы все дети могли попробовать собственные силы в выполнении различных организационных дел. Это может быть работа в группах сменного состава, где ученики имеют возможность побывать в роли лидера, организатора того или иного совместного дела. Обучение детей умениям планировать, осуществлять оценку и контроль своей собственной работы и работы своих товарищей является важным фактором формирования организаторских качеств.

Социальное пространство сейчас не является очерченным какими-либо однозначными правилами и обязанностями – оно обусловлено многими различными составляющими, которые не доступны для детей. Это – провозглашаемая или подразумеваемая идеология государства, различные традиционные нормативы, а также нравственные требования религий, межэтнические и экономические реалии отношений разных людей, историческая нестабильность моральных и правовых критериев. Безусловно, такая достаточно сложная система зависимостей, обязанностей и свобод представлена за пределом самосознания младшеклассника [2, с. 35].

Из совокупности сложных взаимодействий в социальном пространстве, которое предстоит осваивать детям, наиболее ясными для них являются правила взаимодействия с с окружающими людьми. Кроме отношений в семье и ближайшем окружении дети также осваивает нормативность школьной жизни, нормативность улицы, двора, где сосуществуют сверстники, младшие и старшие дети. Если дети воспитываются в религиозной семье, они в этом случае осваивают нормативность и ценности религиозных отношений и правила самосовершенствования.

Дети как субъект воспитания представляют собой постепенно формирующихся личностей, которые аккумулируют в себе общественное сознание, осмысливающую идею, которая формирует стимулы и мотивы поведения. Личность совершает все более осознанный выбор совершаемых поступков. Постепенно у детей формируются определенные личностные качества, интересы, потребности, проявляется активная жизненная позиция, что позволяет в итоге осуществить собственный критический анализ отношений, влияний, взаимодействий. В итоге появляется возможность постановки перед собой целей для вполне сознательного самосовершенствования, осуществления самовоспитания, самосодействования становлению своей личности.

Для детей как для субъектов воспитательного процесса характерен ряд особенностей возрастного личностного проявления. Младшеклассники осваивают мир на эмоционально-чувственной и предметно-деятельностной основе. Самоутверждение ребенка происходит не сразу, а постепенно, за счет все более основательного его вхождения в существующие общественные отношения, проявления социальной, творческой, эмоциональной, а также интеллектуальной активности [3].

Читайте также:  Способ степанского искусственное дыхание кратко

Активность, как отдельная черта личности, предполагает, что ученик становится субъектом деятельности и руководит собственным развитием, учитывая при этом различные общечеловеческие ценности, и требования со стороны общества, в связи с чем, активность, как личностное образование, выражает состояние учащегося и его отношение к осуществляемой им деятельности. Это состояние проявляется в первую очередь в определенном настрое осуществляемой деятельности: внимании, сосредоточенности, инициативе, интересе к деятельности, мыслительных процессах при ее осуществлении. Активность учащихся предусматривает преобразовательное отношение субъекта в отношении объекта, которое предполагает наличие нескольких моментов: избирательность подхода к объектам; постановка после выбора конкретных объектов для той или иной цели, задачи, которую важно решить; преобразование объекта в ходе последующей деятельности, которая направлена на решение проблемы.

Формирование активности учащегося происходит, сопровождая процесс развития личности: от репродуктивно-подражательного, а затем посредством поисково-исполнительного к творческому уровню. Изменение активности в итоге сказывается и на осуществляемой деятельности, а развитие личности отражается в итоге на состоянии ее активности. Если деятельность представляет единство объективно-субъективных свойств конкретной личности, то активность его принадлежность, как субъекта деятельности выражает не собственно саму деятельность, а ее характер и уровень, влияет на целеполагание и осознание мотивации конкретных способов деятельности [5, с. 41].

Каждый из детей, причем вне зависимости от особенностей своего развития и степени готовности, достигнув определенного возраста, в итоге оказывается поставленным в определенное положение, которое принято в данном обществе, попадает в систему существующих объективно условий, которыми определяется характер его жизни и осуществляемой деятельности на том или ином этапе. Соответствовать указанным условиям для ребенка является важным моментом, ведь только при полном соответствии им он в итоге сможет ощущать себя на высоте положения и испытывать положительные эмоции.

Ориентированные социально воспитательные дела в школе в конечном итоге создают требуемые условия для формирования у школьников нужной жизненной позиции, когда они привлекаются к осуществлению преобразующей практической деятельности. Это должны быть не только игровые, а достаточно серьезные и ответственные дела.

Внеурочная работа по направлению социальной деятельности обеспечивает выработку чувства ответственности и уверенности в своих силах, способствует социализации школьника, акцентирует внимание на ценностях семьи, родного дома, малой родины. При организации внеурочной деятельности в рамках социального направления необходимо обратить особое внимание на следующее:

воспитание коллективизма, требовательности к себе и друг к другу, честности, стойкости, потребности приносить пользу окружающим;

формирование норм взаимоотношений;

социальная активность, повышение уровня самоопределения ребенка;

сформированность ответственного отношения к общему делу;

патриотическое воспитание обучающихся в начальной школе как составная часть многостороннего процесса формирования личности, воспитание любви к малой родине.

Основными средствами формирования социальной активности младших школьников являются традиционные внеурочные и общешкольные мероприятия, деятельность детских общественных организаций, работа кружков, факультативов, секций, клубов по интересам.

Таким образом, для формирования социальной активности младшего школьника важно придерживаться ряда условий. Прежде всего, необходимым условием является развитие самостоятельности, стимулирование активности школьников.

Выполнение работы на основе внутреннего, а не внешнего побуждения является проявлением активности личности.

Движущей силой формирования социальной активности является интерес. Деятельность, которая интересна для учащегося вызывает положительные эмоции, состояние увлеченности, пробуждает желание продолжить занятия данной деятельностью.

Важные условия для формирования социальной активности учеников — осуществление ими совместной деятельности в рамках класса, при этом они должны быть объединены какой-либо одной целью. Имеет значение и демократический стиль руководства педагога коллективом, развитие гуманистических отношений между учениками. Большое значение имеет обучение младшеклассников определенным организаторским умениям.

Социальная активность учащихся во многом зависит от того, насколько грамотно, целенаправленно организован воспитательный процесс в каждом классе и в школе в целом, от того, какова жизненная и профессиональная позиция самого педагога и классного руководителя, от их желания эффективно работать в данном направлении, а также от правильно выстроенных межличностных отношений всех участников образовательно-воспитательного процесса.

Список использованной литературы

Божович Л.И. Проблемы формирования личности: избранные психологические труды / Л.И. Божович; под ред. Д.И. Фельдштейна. – Москва: Московский психолого-педагогический социальный институт; Воронеж: НПО Модэк, 2001. – 352 с.

Голованова Н.Ф. Социализация младших школьников: педагогическая реальность и забота воспитателя / Н.Ф. Голованова // Директор школы. – 2007. – №5. – С. 2-7.

Ермолова Т.В. Формирование социальных качеств младшего школьника / Т.В. Ермолова // Культурно-историческая психология: современное состояние и перспективы. – Москва: МГППУ, 2006. – С. 46–52.

Жданова С.Н. Формирование социальной активности младших школьников / С.Н. Жданова, М.У. Сафиуллина // Педагогическое мастерство и педагогические технологии. – 2016. – №4. – С. 12-14.

Кулагина И.Ю. Возрастная психология: Полный жизненный цикл развития человека: учебное пособие / И.Ю. Кулагина, В.Н. Колюцкий. – М.: Сфера, 2001. – 464 с.

Источник

Оцените статью
Разные способы