Выступление на педагогическом совете «Формы и методы работы по формированию у учащихся навыков правильного социального поведения»
В выступлении отражен опыт и формы работы по формированию у учащихся с ОВЗ (интеллектуальные нарушения) социально одобряемых форм поведения.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
vystuplenie_na_pedsovete_mart_2017g.docx | 21.95 КБ |
Предварительный просмотр:
Формы и методы работы по формированию у учащихся навыков правильного социального поведения
В социальной педагогике социум, социальная среда рассматривается, прежде всего, с точки зрения процесса включения и интеграции в нее ребенка через ближайшую социальную среду и общество в целом. Среда- это не просто улицы, дома и вещи, расположение которых достаточно знать человеку, чтобы, войдя в нее, чувствовать себя там комфортно. Среда — это еще и самые и самые разные общности людей, которые характеризуются особой системой отношений и правил, распространяющихся на всех членов данной общности. Поэтому, с одной стороны, человек вносит в нее что-то свое, в определенной степени влияет на нее, изменяет ее, но в тоже время, и среда влияет на человека, предъявляет ему свои требования. Она может принимать человека, какие-то его поступки, проявления, а может и отвергать; может относится к нему доброжелательно, а может и неприязненно. Поэтому необходимо, как можно раньше подготовить учащегося
- к соблюдению социальных норм и правил (формированию социально одобряемого поведения),
- саморегуляции поведения и деятельности
Следует отметить, что период формирования личности у учащихся с отклонениями в развитии более длительный, чем у нормально развивающихся сверстников. А также в силу особенностей развития и условий воспитания у них сформированы: завышенная самооценка своих возможностей, переоценка результатов своей деятельности, неадекватное реагирование на возникающие жизненные ситуации. У выпускников коррекционной школы явно выражены иждивенческие наклонности, налаживание самостоятельной жизни происходит с большими трудностями, учащиеся испытывают трудности общения. Для большинства воспитанников коррекционного учреждения характерны конфликты, нежелание и неумение признать свою вину, доминирование защитных форм поведения и неспособность конструктивно разрешить конфликт.
Подготовка к самостоятельной жизни естественным путем осуществляется в семье, но учитывая особенности контингента родителей коррекционного учреждения их участие в этом процессе ничтожно мало. Достаточно часто учащиеся наоборот приносят из семьи отрицательный опыт взаимоотношений.
В связи с этим особенно велика роль специально организованного обучения и воспитания, осуществляемого в школе. Оно дает учащимся определенный круг знаний, практических и трудовых навыков, позволяет успешнее находить свое место в окружающем социуме. Оно направлено на продвижение школьников в общем развитии, на формирование у них положительных черт личности, предусматривает коррекцию недостатков.
Важным на пути подготовки учащихся к самостоятельной жизни является, как было сказано выше, научить учащихся соблюдать социальные нормы и правила, совершать социально одобряемые поступки.
Результаты диагностики по преодолению норм и правил поведения
Формирование мотивов нравственного (социально одобряемого) поведения — одно из направлений работы участников учебно-воспитательного процесса с целью воспитания нравственного поведения.
Мотив- это материальный или идеальный «предмет», который побуждает и направляет на себя деятельность или поступок. Моральные мотивы руководят нравственными поступками человека. У нравственного человека сформированы нравственные мотивы, которые побуждают его к соответствующему поведению в обществе.
Традиционные методы нравственного воспитания ориентированы на привитие норм и правил общественной жизни. Однако часто они действуют лишь в условиях достаточно сильного внешнего контроля (взрослые, общественное мнение, угроза наказания). Важным показателем сформированности нравственных качеств личности является внутренний контроль, действие которого приводит порой к эмоциональному дискомфорту, недовольству собой, если нарушаются проверенные личным опытом правила общественной жизни.
Например может быть один поступок, но мотивы разные: подросток покупает продукты в магазине для бабушки один мотив — мама сказала, если не купит не получит денег на фильм.
другой мотив — хочется помочь бабушке, она сама не может сходить в магазин.
Первый мотив неустойчивый (внешний контроль), изменится ситуация и изменится поступок, второй мотив более устойчивый (внутренний контроль). Сформированные навыки внутреннего контроля способствует успешному развитию нравственных качеств в процессе обучения и воспитания.
Существует достаточно много методов словесно- эмоционального воздействия направленных на формирование мотивов нравственного поведения и мы знаем и используем в работе, я лишь коротко напомню об условиях эффективности некоторых из них.
1. Рассказ на этическую тему.
К условиям эффективности этического рассказа относится следующее:
- Рассказ должен соответствовать социальному опыту школьников. В младших классах он краток, эмоционален, доступен, соответствует переживаниям детей.
- Рассказ сопровождается иллюстрациями, фотографиями, изделиями народных умельцев. Усиливает его восприятие хорошо подобранное музыкальное сопровождение.
- Обстановка имеет большое значение для восприятия этического рассказа.
- Рассказ производит впечатление только тогда, когда выполняется профессионально. Неумелый, косноязычный рассказчик не может рассчитывать на успех.
- Рассказ должен обязательно переживаться слушателями. Нужно позаботиться, чтобы впечатления от него сохранилось как можно дольше. Нередко воспитательное значение этического рассказа сильно снижается из-за того, что сразу после него дети переходят к делу, совершенно отличному и по содержанию, и по настроению, например к спортивным соревнованиям.
2. Этическая беседа- метод привлечения воспитанников к выработке правильных оценок и суждений по всем волнующим вопросам. Этическая беседа предполагает участие обеих сторон – педагога и воспитанников. Педагог выслушивает и учитывает мнения, точки зрения своих собеседников, хорошо если в беседе преобладает живой обмен мнениями. Обсуждая конкретные ситуации, поступки, ребята легче постигают их сущность и значение.
Эффективность этической беседы зависит от соблюдения ряда условий:
- Беседа должна носить проблемный характер. Взрослый должен стимулировать нестандартные вопросы, помогать школьникам самим находить на них ответы.
- Нельзя допускать, чтобы этическая беседа развивалась по заранее составленному сценарию с заучиванием готовых или подсказанных взрослыми ответом.
- Нельзя допускать также, чтобы беседа превращалась в лекцию: взрослый говорит, воспитанники слушают.
- Материал для беседы должен быть близок эмоциональному опыту учащихся. Только при опоре на реальный опыт беседы на отвлеченные темы могут быть успешными.
- Правильное руководство этической беседой заключается в том, чтобы помочь учащимся самостоятельно прийти к правильному выводу. Только в этом случае эти выводы будут им внутренне приняты. Если выводы навязаны взрослым они скорее вызывают противодействие у учащихся, желание действовать вопреки.
3. Метод наглядно-практического воздействия- пример.
Пример- воспитательный метод исключительной силы. Его воздействие основывается на известной закономерности: явления, воспринимаемые зрением, быстро и без труда запечатлеваются в сознании, потому что не требуют ни раскодирования, ни перекодирования, в котором нуждается любое речевое воздействие. Когда говорят о примере, подразумевают, прежде всего, пример живых конкретных людей- родителей, педагогов, друзей. Но большую воспитательную силу имеет и пример героев книг, фильмов, выдающихся людей. Психологической основой примера служит подражательность. Благодаря ей люди овладевают социальным и нравственным опытом. Согласно данных психологов, неизменную симпатию младших школьников вызывают люди смелые, волевые, находчивые, обладающие большой физической силой, правильными чертами лица. Поэтому при выборе моральных примеров следует добиваться того, чтобы носители добрых начал были приятны и симпатичны, а носители пороков вызывали неприязнь.
Жизнь дает не только положительные, но и отрицательные примеры. Обращать внимание учащихся на негативное в жизни и поведении людей, анализировать последствия неправильных поступков, извлекать правильные выводы не только желательно, но и необходимо. Вовремя и к месту приведенный негативный пример помогает удержать учащегося от неправильного поступка, формирует понятие о безнравственности.
Естественно, что воспитание зависит и от личного примера педагога, его поведения, отношения к учащимся, деловых качеств, авторитета. Известно, что для большинства младших школьников авторитет учителя абсолютен, они готовы ему подражать во всем. Но сила положительного примера увеличивается, когда он своей личностью, своим авторитетом действует систематически и последовательно. Кроме того, сила положительного воздействия педагога будет возрастать и тогда, когда учащиеся убедятся, что между его словом и делом нет расхождений, ко всем он относится ровно и доброжелательно.
Источник
Социальное поведение личности и его регуляция
статья на тему
Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это — система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.
Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
sotsialnoe_povedenie_lichnosti_i_ego_regulyatsiya.doc | 53.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Социальное поведение личности и его регуляция
Обобщенная характеристика социального поведения заключается в том, что это — система социально обусловленных языком и другими знаково-смысловыми образованиями действий, посредством которых личность или социальная группа участвует в общественных отношениях, взаимодействует с социальной средой. В социальное поведение включаются действия человека по отношению к обществу, другим людям и предметному миру. Эти действия регулируются общественными нормами нравственности и права.
Субъектом социального поведения выступает личность и социальная группа.
Структура социального поведения
Социальное поведение имеет свою структуру. Оно включает в себя:
поведенческий акт, действие, поступок, деяние .
Эти элементы в совокупности включаются в целостное, целенаправленное социальное поведение.
Поведенческий акт представляет собой единичное проявление какой-либо деятельности, ее элемент.
В социальном поведении особое место занимают социальные действия . Социальные действия различаются в зависимости от разрешаемых общественных задач (экономических, социальных, развития духовной жизни). В этом смысле они выступают как форма и способ разрешения социальных проблем и противоречий. Для психологической характеристики социальных действий существенна их мотивация, отношение к «Я» как источнику и субъекту действий, соотношение смысла и значения действий, рационального и иррационального, сознательного и бессознательного в их мотивации.
Социально-психологическая специфика социального действия определяется рядом феноменов:
- восприятием социального действия ближайшего окружения;
- ролью этого восприятия в мотивации социального действия;
- осознанием личностью принадлежности к определенной группе как фактором мотивации;
- ролью референтной группы;
- механизмами социального контроля социального действия личности.
Поступок — социально оцениваемый акт поведения, побуждаемый осознанными мотивами.
В отличие от импульсивных действий поступок совершается в соответствии с принятыми намерениями. Поступок как элемент поведения подчинен мотивам и целям человека. В нем проявляется личность человека — его ведущие потребности, отношение к окружающей действительности, характер, темперамент.
Совокупность поступков составляет деяние . В деянии как элементе социального поведения личности реализуется активность, имеющая высокую социальную значимость. Ответственность личности выражается в ее способности предвидеть социальные и психологические последствия собственной активности.
Цель социального поведения личности состоит в конечном итоге в преобразовании окружающей действительности , осуществлении социальных изменений в обществе, социально-психологических феноменов в группе, личностных преобразований самого человека.
Результатом социального поведения являются, в широком смысле слова, формирование и развитие взаимодействий и взаимоотношений личности с другими людьми. В достижении этих результатов исключительная роль принадлежит общению.
Виды социального поведения . Классификация видов осуществляется по разным основаниям:
1. По сферам бытия , развиваются соответствующие виды поведения: производственное, трудовое, общественно политическое, религиозное, культурное, бытовое, досуговое, семейное.
2. По системам отношений : производственное поведение, экономическое поведение, социально-политическое, правовое, нравственное, религиозное.
3. В соответствии с социальной структурой общества существуют следующие виды социального поведения: классовое, этническое поведение, социально-профессиональное, полоролевое, гендерное, семейное и др.
4. По субъекту социального поведения различаются : общественное поведение, массовое, классовое, групповое, коллективное, кооперативное, корпоративное, этническое, семейное, личное и индивидуальное поведение.
5. По параметру активности-пассивности личности существуют следующие виды социального поведения : пассивное, приспособительное, конформное, адаптационное, стереотипное, стандартное, активное, агрессивное, созидающее, инновационное, поведение по оказанию помощи другим людям.
6. По способу выражения : вербальное, невербальное, демонстрационное, ролевое, коммуникативное, реальное, ожидаемое поведение, инстинктивное, разумное, тактичное.
7. По времени осуществления видами поведения являются : импульсивное, вариабельное, длительно осуществляемое.
Во всех формах социального поведения социально-психологический и личностный аспекты являются превалирующими. Поэтому есть основание считать главным субъектом социального поведения личность. При всем многообразии форм и видов социального поведения личности выделяется их общий признак — нормативность . В конечном итоге все виды социального поведения являются разновидностями поведения нормативного .
Социальная регуляция поведения личности
В обыденном значении понятие «регуляция» означает упорядочивание, налаживание чего-то в соответствии с правилами, установить порядок.
Поведение личности включается в широкую систему социальной регуляции.
В широком смысле слова регуляторами поведения личности являются «мир вещей», «мир людей», «мир идей».
По принадлежности к субъектам регуляции можно выделить общественные, социально-психологические и личностные факторы регуляции.
Кроме того, разделение может идти и по параметру объективного (внешнего) — субъективного (внутреннего).
Внешние факторы регуляции поведения
Личность включена в сложную систему общественных отношений. Для осуществления этих отношений существуют многообразные виды регуляторов .
Широкий класс внешних регуляторов занимают все социальные явления с определением «социальный», «общественный». Сюда относятся: общественное производство, общественные отношения, социальные движения, общественное мнение, социальные потребности, общественные интересы, общественные настроения и т.д.
В сфере духовной жизни общества регуляторами поведения личности выступают мораль, этика, менталитет, культура, архетип, идеал, ценности, образование, религия.
В сфере политики — власть, бюрократия, социальные движения. В сфере правовых отношений — право, закон.
Общечеловеческими регуляторами выступают: знак, язык, символ, традиции, ритуалы, обычаи, привычки, предрассудки, стереотипы, средства массовой информации, социальные ценности, быт, семья.
Более узкий объем внешних регуляторов составляют социально-психологические явления .
Прежде всего, такими регуляторами выступают: большие социальные группы; малые социальные группы, групповые явления.
К общим социально-психологическим феноменам, регулирующим социальное поведение, относятся: символы, традиции, предрассудки, мода, вкусы, слухи, реклама, стереотипы.
К личностным составляющим социально-психологических регуляторов относятся: социальный престиж, позиция, статус, авторитет, убеждение, установка.
Универсальной формой выражения социальных факторов, регулирующих поведение, являются социальные нормы (Бобнева, 1978).
Социальные нормы представляют собой руководящее начало, правило, образец, принятые в данной общности стандарты поведения, регламентирующие поведение людей.
Социальные нормы различаются по своему содержанию, по сферам действия, по форме санкционирования, по механизму распространения, по социально-психологическим механизмам действия. Например — правовые нормы, этические нормы, групповые нормы, этические нормы, моральные нормы, религиозные нормы.
Внутренние регуляторы поведения
Главным при изучении социального поведения является понимание того, что личность — это не только субъект социального поведения, но и субъект регуляции этого поведения .
Регулятивная функция психического в поведении и деятельности проявляется с разной степенью выраженности и интенсивности в разных блоках психических явлений.
Самые крупные блоки: психические процессы, психические состояния и психологические качества .
В составе психических процессов в качестве внутренних регуляторов выступают когнитивные процессы, через которые личность получает, хранит, преобразует, воспроизводит необходимую информацию.
В составе психических процессов регуляционные нагрузки несут такие явления, как внутренняя речь, инсайт, интуиция, суждения, умозаключения, решения задач.
Психические состояния — аффективные состояния, депрессия, настроения, навязчивые состояния, тревожность, фрустрация.
Психологические качества человека существуют в двух формах — личностные свойства и социально-психологические качества личности.
К собственно регуляционному блоку психических явлений относится мотивационно-потребностная и волевая сферы личности.
Диалектика внешней и внутренней регуляции поведения
В действительности между объективными (внешними) и субъективными (внутренними) регуляторами существует постоянная взаимосвязь .
Творцом преобладающего числа внешних регуляторов, включая и преобразованную окружающую действительность, является человек с его субъективным, внутренним миром.
Внешние регуляторы выступают как внешние причины социального поведения личности, а внутренние регуляторы выполняют функцию той призмы, через грани которой преломляется действие этих внешних детерминант. Усвоение человеком выработанных норм наиболее эффективно в том случае, когда эти нормы включаются в сложный внутренний мир личности как его органический компонент. Однако человек не только усваивает внешне заданные, но и вырабатывает личностные нормы.
В диалектике внешних и внутренних детерминант личность выступает в своем единстве как объект и субъект социальной регуляции поведения .
Механизмы социальной регуляции поведения личности
Регулирование поведения выступает как механизм организации взаимодействия и взаимоотношений людей во всех сферах жизнедеятельности. Социальное значение регулирования поведения заключается и в том, что результат регулирования может быть как положительным, общественно значимым, так и отрицательным, противоречащим установкам, традициям, нормам общества.
Многообразны механизмы социального регулирования поведения личности . Они делятся на институциональные и неиституциональные .
Содержанием действия механизмов регулирования является:
1) создание внешних регуляторов поведения (норм, правил, образцов, инструкций, кодексов);
2) регламентация поведения;
3) его оценивание;
4) определение санкций.
Каналами регулирования социального поведения личности являются: малые группы, совместная деятельность людей, общение, средства массовой информации.
Социально-психологические механизмы регуляции включают все средства воздействия — внушение, подражание подкрепление, пример, технологии рекламы, методы и средства социальной технологии и инженерии; социальное планирование и социальное прогнозирование; механизмы психологии управления.
Общим итогом действия механизмов социальной регуляции может быть
- манипулирование личностью,
- модификация поведения личности,
- социальный контроль.
Элементами системы социального контроля выступают:
1. Технологический — техническая аппаратура, приборы контроля, инструкции, методы организации;
2. Институциональный — комиссии, комитеты контроля, административный аппарат;
3. Моральный — общественное мнение и механизмы личности. Сама личность выступает как объект и субъект контроля. Важнейшими психологическими механизмами неформального психологического контроля являются чувство стыда, совесть, общественное мнение. Они определяют эффективность всякого внешнего воздействия на личность.
Саморегуляция социального поведения личности
Высшим регулятором социального поведения является сама личность как совокупность всех психических процессов, свойств и состояний.
Познание себя и отношение к себе как объект и субъекту социального воздействия и социального поведения осуществляется в самосознании личности. В понимании самосознания как регулятора социального поведения необходимо различать разные виды общественно детерминированного сознания : гражданского, национального, общественного, профессионального, этнического.
Общественное знание и отношение личности к самой себе содержится в Я-образе, Я-концепции .
Самым действенным личностным феноменом саморегуляции поведения являются нравственные категории стыда и совести .
Чувство стыда отличается от совести тем, что имеет более выраженный внешний характер: человек оценивает сам себя в соответствии с критериями окружающих его людей. Чувство стыда — это один из самых сложных аппаратов, регулирующих поступки человека в общественной среде, механизмов саморегуляции социального поведения личности.
Саморегуляция поведения формируется в процессе жизнедеятельности личности, в постоянном взаимодействии и взаимоотношениях со средой, в процессе совместной деятельности и общении с другими людьми.
Журавлев А.Л. Социальная психология: с.105-121
Источник