- ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ статья на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Социальные качества школьников
- Этапы формирования социальных качеств.
- Формы внеклассной работы по формированию социальных качеств.
- Диагностика уровня социального развития.
- Результаты работы по формированию социальных качеств.
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
статья на тему
В статье раскрываются технологии по социализации младших школьников: игровые, информационно-коммуникационные, внеурочная деятельность.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
tekhnologii_formirovaniya_sotsialno_znachimykh_kachestv_lichnosti_mladshikh_shkolnikov_kak_uslovie_uspeshnoy_adaptatsii_k_obucheniyu.docx | 54.58 КБ |
Предварительный просмотр:
ТЕХНОЛОГИИ ФОРМИРОВАНИЯ СОЦИАЛЬНО ЗНАЧИМЫХ КАЧЕСТВ ЛИЧНОСТИ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ КАК УСЛОВИЕ УСПЕШНОЙ АДАПТАЦИИ К ОБУЧЕНИЮ
Муниципальное бюджетное общеобразовательное учреждение средняя общеобразовательная школа №14 город Мончегорск
Адаптация человека в новых условиях жизни и деятельности, как правило, связана с напряжением его душевных и физических сил. Чем младше человек, чем меньше его социальный опыт, тем более сильным будет это напряжение. Начало систематического обучения в школе, несет изменения в условия жизни и деятельности ребенка — новые контакты, новые взаимоотношения, новые обязанности. Изменению подвергается вся прежняя жизнь ребенка: все его внимание сосредотачивается на учебе, школе, школьных делах, заботах и требованиях.[1]. Это очень тяжелый период в жизни первоклассника, в первую очередь потому, что школа с первых дней ставит перед учениками множество задач, которые не находят решения при использовании прежнего опыта ребенка, а, следовательно, требуют приложения физических и интеллектуальных сил.
При работе с детьми по социализации поставила такую цель: создать педагогические и социально-психологические условия, позволяющие учащимся начальной школы овладеть навыками социализации в процессе образования.
Первый вопрос, который решался – это становление социальной позиции ребенка 7 лет, и вытекающая отсюда задача: формирование у учащихся 1 класса умения ориентироваться в новой социальной среде.
Для решения этой задачи использовались игровые технологии в урочной и внеурочной деятельности. Игра — один из видов деятельности, значимость которой заключается, в самом процессе, а не в результатах Она помогает психологической разрядке, гармоничному вхождению в мир человеческих отношений . Игра особенно важна для детей, которые познают окружающую действительность через воспроизведение в игровом процессе действий взрослых и отношений между ними. Игра необходима для физического, умственного и нравственного воспитания детей.
Согласно Сталю Анатольевичу Шмакову, игра ребенка выполняет следующие функции [3]:
1 .Функция социализации . Игра — есть сильнейшее средство включения ребенка в систему общественных отношений, усвоения им богатств культуры.
2. Функция межнациональной коммуникации . Игра позволяет ребенку усваивать общечеловеческие ценности, культуру различных национальностей, «игры национальны и в то же время интернациональны, межнациональны, общечеловечны».
3.Функция самореализации ребенка в игре как «полигоне человеческой практики». Игра позволяет, с одной стороны, построить и проверить проект снятия конкретных жизненных затруднений в практике ребенка, с другой — выявить недостатки опыта.
4.Коммуникативная функция игры ярко иллюстрирует тот факт, что игра реализует коммуникативную деятельность, позволяет ребенку войти в реальный контекст сложнейших человеческих коммуникаций.
5.Диагностическая функция игры предоставляет возможность педагогу распознавать и фиксировать различные проявления ребенка (интеллектуальные, творческие, эмоциональные и др.) Игра — «поле самовыражения», в котором ребенок проверяет свои силы, возможности в свободных действиях, самовыражает и самоутверждает себя.
6.Терапевтическая функция игры заключается в использовании игры как средства преодоления различных трудностей, возникающих у ребенка в поведении, общении, учении.
7.Функция коррекции — предполагает внесение позитивных изменений, дополнений в структуру личностных показателей ребенка. В игре этот процесс происходит естественно, мягко.
8.Развлекательная — направлена на достижение удовольствия и пробуждение интереса.
Я предлагаю вашему вниманию формы работы, которые мы используев в своей работе:
- Для стимулирования внутригруппового общения: тренинг общения “Я и мы”, игра “Найти пару”.
- Для развития межличностного общения в группе: игра “Закончи предложение”, час общения “Добрые слова о моей игрушке”, групповое пение детских песен
- Для развития коммуникативных способностей: ролевые игры “Знакомство”, “Приветствие”, “Разговор по телефону”; речевые игры “Учимся благодарить”, “Поздравление».
- Для того, чтобы научить решать возникающие проблемы мирным способом: классный час “Мы дружные ребята”, просмотр и обсуждение Уроков доброты Мудрой Совы.
- Для того, чтобы научить анализировать свои поступки и поступки других людей (сверстников, родителей и других взрослых): упражнения “Догадайся о выборе”; разбор жизненных ситуаций “Я на улице”, “Общественный транспорт”.
- Для развития положительной самооценки, самоорганизованности: социальная игра “Самореклама”, составление автопортрета “Это – я”.
- Для развития воли и терпения в выполнении дела от начала до конца: классный час “Мои “хочу” и мои “надо”, игра “Да и нет, не говори”, групповое чтение и обсуждение, инсценирование произведений для детей К.Д. Ушинского, Л.Н.Толстого.
Игра есть сильнейшее средство включения ребенка в систему отношений общества, которому он принадлежит, усвоения им культурных и духовных богатств. В игре, развиваются интеллектуальные, личностные качества и физические способности.
Реализация метода проектов с использованием информационно-коммуникационных технологий в социальном воспитании младших школьников стала важным направлением в деятельности нашего классного коллектива (детей, их родителей, учителей). Проектный метод обучения, позволяет строить учебный процесс исходя из интересов учащихся, дает возможность учащимся проявить самостоятельность в планировании, организации и контроле своей учебно-познавательной деятельности, результаты которой должны быть «осязаемыми». Метод проектов всегда ориентирован на самостоятельную деятельность учащихся — индивидуальную, парную, групповую, которую учащиеся выполняют в течение определённого отрезка времени. Этот метод органично сочетается с методом обучения. Работая совместно над созданием проекта, ученики, их родители и учителя реализовывают одно из важных направлений социально-педагогического процесса – построение связей и отношений между членами семьи, учителями и общественными организациями. [2]
Вот некоторые социальные проекты, которые были выполнены нашим коллективом:
«Наша школьная страна» (исследовательская работа),
«Богатства, отданные людям» (презентации),
«Семья-моя крепость» (стендовая защита),
«До свиданья, начальная школа» (фильм),
«Мы-граждане России» (видеоролик),
»Новинки из корзинки» — выставка поделок из бросового материала.
Выработка элементов информационной культуры должна начинаться в младшем школьном возрасте. Учитель выступает в этой ситуации активным помощником, и его главная функция – организация и стимулирование данного процесса. При удачном отборе тем проектов младшие школьники будут заинтересованы в овладении и активном использовании современных информационно-коммуникационных технологий, следовательно, процесс социализации пройдет более успешно.
Большую роль в социализации младших школьников играет внеурочная деятельность, направленная на разностороннее развитие учащихся. Это возможно только в том случае, если весь набор воспитательных технологий и методик работы с детьми создает условия для самореализации ребенка.
На протяжении четырех лет ребята занимались в кружках:
- Умники и Умницы
- Юный исследователь
- Моя малая Родина
- Азбука пешехода
- Первые шаги в экономику
- Горные лыжи
- Футбол
- Мастерская чудес
- Безопасное колесо
- Фитнес
- Тестопластика
Результативность работы по социализации школьников отслеживалась и диагностировалась по методике А.А. Андреева «Изучение удовлетворённости учащихся школьной жизнью». (Приложение 1 Гистограмма удовлетворённости учащихся школьной жизнью).
Монитиринг удовлетворённости учащихся школьной жизнью показал, что на протяжении трёх лет результаты достаточно стабильны и высокий уровень преобладает. Это способствовало быстрой и успешной адаптации моих выпускников в 5 классе.
В заключение хотелось бы отметить, что реалии современного общества предъявляют человеку такие требования, как наличие способности и готовности к перемене деятельности, мобильности. Перед современным человеком встает свобода выбора, реализация которой способствует проявлению его индивидуальности, которая закладывается еще в начальной школе. Учитель ведет работу по формированию социальных качеств, которые могут служить уровнем социального развития школьника, характеризовать меру его готовности к жизни в обществе.
- Данилюк А.Я., Кондаков А.М. Воспитание и социализация младших школьников/ Научные сообщения// Педагогика.2009.№5. с.7-27
- Матяш Н.В., Симоненко В.Д. Проектная деятельность младших
школьников. Книга для учителя начальных классов. – М.: Вента-Графф, 2002. – 112с.
- Шмаков С. А. Игры учащихся — феномен культуры. — М.: Новая школа, 1994. — 240 с.
Гистограмма удовлетворённости учащихся школьной жизнью
Источник
Социальные качества школьников
Воспитанность человека характеризуется различными социальными качествами, отражающими разнообразные отношения личности к окружающему миру и к самой себе. В совокупности эти качества определяют богатство и неповторимость каждой личности, её уникальность. В характеристике отдельного человека какие-то качества могут отсутствовать и могут представлять самые разнообразные сочетания.
Если важной задачей воспитания является содействие расцвету каждой личности, то не менее важная и ответственная задача состоит в том, чтобы любая личность отвечала основным критериям, принятым в обществе. В связи с этим встает задача установления сравнительно немногих, но самых важных общественно значимых качеств, которые можно считать обязательными для граждан нашей страны. Такие качества могут служить показателями воспитанности, т.е. уровня социального развития школьника, которые характеризуют меру его готовности к жизни в обществе.
Представление о показателях уровня социального развития школьника имеет важное значение, как для педагогов, так и для самих учащихся. Знание конкретных показателей с одной стороны обеспечивает целенаправленность и предметность педагогических усилий, отвечает интересам самовоспитания учащихся. С другой стороны, показатели выступают в качестве параметров, по которым можно и нужно судить о воспитанности учащихся.
Число показателей воспитанности не может быть большим, оно должно соответствовать реальным возможностям их практического применения в воспитательной работе. Суть показателей должна быть понятна учащимся того возраста, воспитанность которых они характеризуют.
Н.И. Монахов выделил социальные качества, которые могут быть сформулированы у младших школьников.
- Товарищество – близость, основанная на товарищеских (дружеских) отношениях; совместное участие в чем-нибудь на равных правах.
- Уважение к старшим – почтительное отношение, основанное на признании их достоинств.
- Доброта – отзывчивость, душевное расположение к людям, стремление делать добро другим.
- Честность – искренность, прямота, добросовестность и безупречность.
- Трудолюбие – любовь к труду. Труд – работа, занятие, усилие, направленное к достижению чего-либо.
- Бережливость – бережное отношение к имуществу, расчетливость, экономность.
- Дисциплинированность – подчиненность дисциплине (обязательное для всех членов какого-нибудь коллектива, подчинение установленному порядку, правилам); соблюдение порядка.
- Любознательность – склонность к приобретению новых знаний, пытливость.
- Любовь к прекрасному – постоянная сильная склонность, увлеченность тем, что воплощает красоту, соответствует её идеалам
- Стремление быть сильным, ловким – настойчивое желание добиться физической или моральной возможности активно действовать.
Определение уровня развития данных социальных качеств и поможет определить уровень социального развития школьника.
Для формирования социальных качеств я решала следующие задачи воспитания и развития:
- Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
- Научить чувствовать и понимать других людей: сверстников и взрослых.
- Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
- Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Эти задачи я решала на трех уровнях:
I. Информативный: на нем выясняются представления детей и уточняются общепринятые знания. Например, обсуждая тему “Товарищество”, воспитатель может спросить детей о том, если у них товарищ? Какой он (она): добрый, веселый, смелый, умный? Что умеет делать?
Прочитать рассказ Е. Пермяка “На уроках труда”
II. Личностный: на нем у ребенка следует вызвать положительное эмоциональное отношение к теме занятия, нужно сделать так, чтобы ему захотелось применить к себе полученные знания.
Например, обсуждая тему “Товарищество”, после чтения рассказа Н. Калининой “Два товарища” можно задать вопрос: “А как ты миришься со своими друзьями”?
III. Уровень – осознание: на нем ребенок учиться осознавать, что с ним происходит, зачем и почему он поступает так или иначе, отчего появляются чувства, какие бывают мысли. На этом уровне развивается способность к саморегуляции, самопознанию, самопониманию и самоконтролю, а также понимание того, что делают, чувствуют и делают другие люди.
Все три уровня присутствуют сразу вместе и создают пространство возможностей, обогащенную, развивающую среду. Однако результативность для каждого из детей может быть разной и осуществиться в разные сроки.
Этапы формирования социальных качеств.
Всестороннее развитие и становление личности ребенка представляет собой длительный процесс накопления качественных изменений по различным параметрам. Я попыталась выделить этапы формирования социальных качеств младших школьников.
I этап “Я расту, я развиваюсь”. Ориентирован на работу с детьми от 6 до 8 лет (1-2 класс ).
На данном этапе формируются первичные представления о социальных качествах, на основе имеющегося у ребенка опыта. Развивается личностное отношение ребенка к миру человеческих ценностей, развиваются социальные, “теплые” эмоции, обогащается опыт позитивного самоощущения. На этом этапе работы закладываются основы для развития самосознания и саморегуляции.
II этап “Я и другие, я и мир”. Направлен на работу с детьми от 8 до 10 лет (3-4 класс).
В нем акцент ставиться на духовно-нравственные аспекты развития, оказывается помощь ребенку в создании целостной картины мира, ощущение гармонии и психологического комфорта, создаются условия для осознания и разрешения личностных проблем и межличностных конфликтов.
Актуальность и важность вопросов, которые рассматриваются на всех этапах, имеют свою значимость в жизни человека, поскольку речь идет о том, как быть здоровым, счастливым, успешным, как правильно к себе относиться, как общаться и взаимодействовать с другими людьми, т.е. о социальной адаптации к жизни.
Стадии формирования социальных качеств проходят по циклу (см. рис.)
2)Понимание разумности и необходимости;
Такое циклическое формирование социальных качеств проходит у человека в течение всей его жизни, расширяя и углубляя его знания. Немаловажную роль в нем играет самообучение.
Формы внеклассной работы по формированию социальных качеств.
Формы работы определяются этапами формирования социальных качеств (о них говорилось выше).
Через различные формы работы:
- Успешно осваивается содержание вопросов развития социальных качеств;
- Обеспечивается психологический и эмоциональный комфорт;
- Происходит творческое самовыражение;
- Различные формы работы помогают и активности школьника в среде сверстников.
В своей работе я использую:
1) Интеллектуальные игры. (Приложение 3)
Цели и задачи:
- Формирование навыков группового взаимодействия;
- Развитие эмоциональной сферы детей;
- Воспитание любознательности, устойчивого интереса и потребности в интеллектуальной деятельности.
Цели и задачи:
- Формирование творческого коллектива;
- Мобилизация внутренних сил, неосознанных возможностей,
- Развитие способности к творческой деятельности;
- Воспитание любви к прекрасному.
Цели и задачи:
- Помочь почувствовать и раскрыть свою собственную уникальность;
- Создать условия для психологического раскрепощения, создание ситуации успеха;
- Воспитание чувства товарищества, симпатий друг к другу.
Цели и задачи:
- Формирование навыков группового взаимодействия;
- Создание условий для накопления общественного и нравственного опыта;
- Выявление и развитие потенциальных творческих способностей.
5) Родительские собрания.
Цели и задачи:
- Вовлечь родителей в процесс формирования социальных качеств;
- Помочь родителям принимать ребенка таким, каков он есть.
Все формы работы позволяют решать задачи формирования социальных качеств:
- Помочь ребенку приобрести четкие представления о нормах и правилах, существующих в обществе.
- Научить чувствовать и понимать других людей.
- Приобщить ребенка к общечеловеческим ценностям: добру, красоте, истине, здоровью, счастью как условию духовно-нравственного развития человека.
- Утвердить ценность каждого и всего живущего и растущего на Земле.
Диагностика уровня социального развития.
Рациональная организация по диагностике уровня социального развития школьника предполагает широкое использование разнообразных методов (наблюдение, беседа, анкетирование и т.д.). Однако основным методом является метод коллективной экспертной оценки в силу того, что социальные качества должны проявляться в социальном окружении и оцениваться теми людьми, среди которых ученик живет и учится.
Метод коллективной экспертной оценки как основной диагностический метод начинают применять с 3 класса.
В 1-2 классах применяют метод беседы об основных социальных качествах и признаках их проявления.
На начальном этапе я готовила специальную беседу о том качестве, которое являлось предметом диагностики.
В содержание беседы включались следующие моменты:
- Значение данного качества для человека (школьника);
- Как оно проявляется;
- В чем выражается это применение;
- Как практически можно оценить это качество.
В конце каждой беседы учащиеся получают задание оценить это качество у своих товарищей по классу. Результаты отмечают в специально подготовленном заранее оценочном листе, записывая против фамилии каждого ученика своего класса условно принятые буквы: в, н, с (высокий, средний, низкий).
Среднее арифметическое значение подсчитывают, приравнивая каждый уровень к количественному выражению: В – 3 балла, С – 2 балла, Н – 1 балл.
Количественная отметка округляется до одной десятой и заносится в диагностическую карту.
Это первый этап диагностики развития социальных качеств на уровне компонентной диагностики.
Следующий этап – структурная диагностика, которая предполагает анализ полученной информации и оформление графиков и диаграмм. Данные заключения используются в процессе планирования воспитательной работы на следующий учебный год.
Результаты работы по формированию социальных качеств.
Постепенный и планомерный переход от одного этапа к другому предполагает формирование у детей социальных качеств. Такие дети способны успешно адаптироваться в динамичном, быстро меняющемся мире.
Хочется надеяться, что дети:
1)Будут способны принимать ответственность за свои поступки;
2) Сумеют выражать себя;
3) Научаться организовывать себя и других и принимать решения;
4) Смогут осуществлять саморегуляцию.
1.Бим-Бад Б.М. Воспитание человека обществом и общества человеком.// Педагогика.- 1996.- №5.- с.3-9
2.Ветрова В.В. Уроки психологического здоровья. – М. 2001.
3.Воронина Е.В. Система ценностей, определяющих воспитательный процесс в школе. // Классный руководитель. – 1997. — №3 – с.15.
4.Максимов В.Г. Педагогическая диагностика в школе.–М., Академия, 2001.
5.Монахов Н.И. Изучение эффективности воспитания: Теория и методика. – М., 1981.
6.Новое в воспитательной работе школы / сост. Н.Е. Щуркова, В.Н.Шнырева. – М., 1991.
7.Ожегов С.И. Толковый словарь русского языка. – М., 1999.
8.Сергеева В.П. Особенности развития и воспитания младших детей. – М., 1999.
9.Шнекендорф З.К. Воспитание учащихся в духе культуры мира, взаимопонимания, прав человека. // Педагогика. – 1997. — №2.-с.43.
10.Щуркова Н.Е. Три принципа воспитания. – Смоленск, 1996.
11.Щуркова Н.Е., Рагозина Л.Д. Формирование жизненного опыта у учащихся. – М., 2002.
Источник