Способы формирования самооценки учителя

Самооценка педагога в образовательной среде.

Автор: Щепова Наталья Николаевна

” учитель МОУ “СОШ № 32” г. Магнитогорска

Самооценка педагога в образовательной среде.

Самооценка педагога в образовательной среде.

Щепова Н.Н. учитель высшей категории

МОУ «СОШ № 32» г. Магнитогорска

Самооценка выступает важным регулятором поведения. От неё зависят взаимоотношения человека с окружающими, его критичность, требовательность к себе, отношение к успехам и неудачам. Тем самым, она влияет на эффективность деятельности и дальнейшее развитие личности.

Самооценка – это оценка личностью самой себя, своих возможностей, качеств и места среди других людей, ценность, приписываемая себе или отдельным качествам личности.

Самооценка может быть адекватной (мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности представляет) и неадекватной (человек оценивает себя не объективно). В свою очередь, неадекватная самооценка может быть заниженной(человек недооценивает себя) и завышенной (человек переоценивает себя)

Чрезмерно высокая самооценка влечет за собой свои трудности. У таких педагогов колоссальная самооценка и исключительно высокое самомнение. Вместе с тем они обидчивы и легко выходят из себя, когда их критикуют, даже если критика незначительная!

Низкая профессиональная самооценка педагога — серьезное препятствие к обобщению и представлению педагогического опыта. Она проявляется в неуверенном поведении не только во время публичной презентации во время конкурса, но и в обычной повседневной работе педагога: на уроках, воспитательных мероприятиях, родительских собраниях.

Педагог с низкой самооценкой, испытывает чувство незащищенности, негативно воспринимает окружающих через призму своих стрессов, тревог, обращается к авторитарному стилю как средству психологической самозащиты. Такая самооценка приводит к деструктивной активности педагога (самоутверждение за счет других и т. п.).

Психологи утверждают, что хуже именно заниженная.

Человек, недооценивающий себя по каким-то параметрам, не будет браться за дело, к которому он вполне способен. А если и возьмется, то предчувствие неудачи, в конце концов, эту неудачу обеспечит

Но заниженная самооценка вредит не только самому субъекту, но и его партнерам. Доказано, что плохое отношение к себе приводит к более негативному восприятию окружающих (коллег, учащихся и др. Другими словами, он думает об окружающих хуже, чем они есть на самом деле, и ждет от них худшего к себе отношения, чем это есть на самом деле.

Низкая самооценка приводит педагога к неконструктивным переживаниям, не способствуют преодолению стресса и повышают риск выгорания. Такой педагог часто испытывает сильные неприятные переживания– гнев, беспомощность, растерянность, раздражение. Часто он использует слова «должен», «обязан». Он всегда пессимистичен и предполагает неудачный исход «»я этого не выдержу», «я не смогу этого сделать», «у меня ничего не получится». Его смысл пронизан безнадежностью, беспомощностью.

Причинами низкой самооценки у педагога могут стать:

-постоянное общение с обществом негативно настроенных людей;

-отрицательное отношение к способностям человека, внешнему облику или интеллекту;

-эмоционально-психологические перегрузки педагога

-если действия человека неоднократно высмеивались и подвергались сомнению родителями, учителями или друзьями.

– если педагог будет переносить единичную неудачу, произошедшую в конкретный момент, на всю свою жизнь и будет воспринимать ее неудачей всей его жизни.

-сравнение своих недостатков с сильными сторонами других людей и установка личных высоких целей, которых невозможно добиться за короткий промежуток времени, приводят к тому, что у педагога формируется ложное чувство вины. Педагог думает о себе только плохое, а о других — только хорошее.( Источник: https://www.menobr.ru/news/61101-qqq-20-m03-kak-uchitelya-rabotayut-s-uchenikami-s-ovz

Оптимальным вариантом самооценки является адекватная самооценка. Чем ближе она к реальности, тем лучше человек себя чувствует.

При адекватной самооценке мнение человека о себе совпадает с тем, что он в действительности собой представляет. Позитивно оценивая свои возможности, педагог будет пытаться реализовать себя; начнет принимать на себя больший риск и не бояться отказа; не будет ориентироваться на одобрение других людей; взаимоотношения будут намного полезней как для него, так и для других; будет делать то, что приносит радость и удовлетворение. Особенно важно то, что адекватная профессиональная самооценка педагога способствует и развитию положительной самооценки учащихся

Психологи выделяют два основных фактора формирования самооценки:

первый – общение с окружающими,

второй – собственную деятельность субъекта.

Каждому педагогу совершенно необходимо и вполне реально построить свою индивидуальную программу профессионального самосохранения. Результатом и показателем ее эффективности будет повышение самооценки и профессиональное творческое долголетие.

Рекомендации может иметь следующие пункты:

-активная позиция в профессиональной жизни , реализовать себя как активную личности в активной профессиональной среде;

-готовность к включению в новые проекты, укрепление у себя ресурса «успеха» и уверенности в своих силах);

быть автором в своей жизни даже в сложных обстоятельствах;

-делать акцент на своих достижениях, усиление своих положительных качеств;-способность жить в ладу с самим собой, внутренняя гармония, принятие реальных факторов своей профессиональной жизни; принят себя и действовать в союзе с собой;

-установка на творчество даже в малоподходящих для этого ситуациях;-

Использование педагогом предложенных рекомендаций в повседневной деятельности поможет сохранять «рабочее» самочувствие, снизит вероятность развития профессионального «выгорания», позволит “быть на дружеской ноге” со своей работой.

Сегодня, для того чтобы педагоги были способны выполнять полный спектр своих служебных обязанностей, они должны уметь определить собственную потребность:

  • в повышении квалификации,
  • технических средствах,
  • умение и желание исследовать проблемы,
  • умение справляться с личностными трудностями,
  • определять цели и задачи образования.

Такая подготовка является основной составляющей развития организации и профессионального развития педагога. Самооценка определяет потребность, к самообразованию, профессиональному развитию, а так же формирует запрос на изменения качества и объема получаемой информации, формирование новых профессиональных сообществ, развитие общепринятых ценностей и как следствие развитие среды образовательного учреждения.

тест Самооценка профессиональных качеств педагога

Инструкция. Прочтите приведенные утверждения, уясните и оцените, в какой степени каждое из них соответствует вашей профессиональной деятельности, по следующей шкале: всегда проявляется, очень часто, часто, не часто, иногда, редко, никогда не проявляется. На бланке поставьте точку или крестик на пересечении вертикальной линии номера утверждения и горизонтальной линии оценки. Затем соедините прямыми линиями все сделанные вами отметки. Сравните ваши показатели со среднестатистическими, приведенными ниже, и идеальной оценкой, которая равна 7 баллам по каждой шкале. Количество баллов определяется следующим образом: всегда — 7, очень часто — 6, часто — 5, не часто — 4, иногда — 3, редко — 2, никогда —

  1. Веду занятия с увлечением, забывая о прошедших и будущих обстоятельствах.
  2. В работе опираюсь, главным образом, на собственное мнение и опыт.
  3. Знаю и чувствую, что мне надо сделать для улучшения своей работы.
  4. Во время занятий сразу воспринимаю ситуацию и стараюсь найти нужное решение.
  5. Стараюсь четко продумывать свои действия, и как эти действия будут восприниматься детьми.
  6. Веду занятия строго по намеченному плану, отклоняясь от него при определенных обстоятельствах.
  7. Считаю все свои действия профессионально оправданными.
  8. Знаю себя и стремлюсь к самостоятельности в работе.
  9. Знаю и учитываю в работе физиологические и психологические особенности каждого ребенка.
  10. Стараюсь на занятиях и в общении обязательно сочетать игру, учение, движение и размышление.
  11. На занятиях и в общении могу сдержать проявление своих отрицательных эмоций.
  12. С любым ребенком могу сразу наладить хорошие взаимоотношения.
  13. Специально стремлюсь узнать что-то новое для своей работы.
  14. Для занятий хочется самостоятельно разработать и попробовать что-то новое.
Читайте также:  Wrapping snap only способ применения

В данном тесте адекватная оценка профессиональных качеств педагога соответствует высокому уровню равной 5-7 баллов по каждому утверждению.

Ознакомьтесь с выявленными профессиональными качествами педагога). Определите какое профессиональное качество у вас “западает».

Правила на каждый день для повышения самооценки:

Дневник достижений. Заведите тетрадку и записывайте в нее свои планы и достижения. Можно писать любые, даже самые незначительные факты. Сначала будет трудно привыкнуть. Старайтесь записывать все, что хоть как-то относится к вашим планам и достижениям, не упускайте мелочей.

Выпишите на бумагу все свои положительные качества. Перечитывайте этот список каждый раз, когда только начинает портиться настроение и приходит ощущение себя ничтожным. Любите себя таким, какой вы есть.

Совершайте добрые дела. Помогайте и дарите тепло окружающим вас людям. Это не сложно) И речь здесь не о материальном, а о элементарной физической помощи и моральной поддержке. Если вы будете поддерживать родных, друзей и близких, то ощущение всеохватывающей нужности захлестнет вас. Это способствует улучшению настроения и значительному повышению самооценки.

Займитесь любимым делом. Очень сложно реализовать себя на нелюбимой и ненавистной работе, даже если она высокооплачиваемая.

Двигайтесь в ритм с жизнью. Если вы ведете пассивный образ жизни, много сидите, не выходите гулять, не занимаетесь спортом, то все это приведет к плохим последствиям. Не в моей компетенции перечислять заболевания, которые появляются от пассивного образа жизни. Минимальное зло – неудовлетворительный внешний вид, который доставит много негативных ощущений. А это прямой удар по самооценке.

Успешность воспитания и обучения учащихся напрямую связана с индивидуально-личностными и профессиональными качествами педагога. Его самооценка имеет важное значение, поскольку она оказывает существенное влияние на уверенность в себе, личную инициативность, творческую реализацию, способность ставить и достигать цели, адаптироваться к условиям различных социумов, а в целом — на эффективность профессиональной деятельности. Чем лучше чувствуют себя педагоги, тем благоприятней климат в коллективе и тем результативней работа. Все взаимосвязано.

Источник

Педагогический совет «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс»

юлия ильина
Педагогический совет «Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс»

Совет педагогов

«Самооценка педагога. Ее влияние на воспитательно-образовательный процесс»

Цель: увлечь педагога и профессию «воспитатель дошкольного учреждения»; создать благоприятные условия для проведения педсовета; раскрыть роль воспитателя в системе профессиональной подготовки современного педагога; ввести роль воспитателя в систему педагогических знаний, показать его значение в построении воспитательно-образовательного процесса; повлиять на профессиональное становление педагога.

Форма проведения: «круглый стол».

Подготовка к педсовету.

1. Опубликование информационного листа о планируемом педсовете.

2. Анкетирование, направленное на анализ самооценки педагога: «Кто я: оптимист или пессимист?»

План педсовета

1. Выступление воспитателя — студента Ильиной Ю. А. : «Социальная значимость профессии педагога».

2. Вопросы к участникам педсовета:

— На какие профессиональные умения делится деятельность педагога?

— Как бы ты поступил? Ты вошел во двор и увидел, что там дерутся два ребенка. Ваши действия.

3. Выступление воспитателя Логвиновой Ю. А. с докладом «Педагог в современном дошкольном учреждении».

4. Выступление воспитателя Власовой И. Е. с докладом «Личностные качества педагога».

5. Выступление старшего воспитателя на тему: «Особенности воспитательного процесса».

6.«Педагогические ситуации» (задание каждой микрогруппе).

7. Обсуждение комиссией результатов анкетирования воспитателей «Кто я: оптимист или пессимист?»

8.Итог: решения педсовета.

1. Зал оформлен фотографиями коллектива дошкольного учреждения и детскими фотографиями.

2. Выставка работ, сделанных руками воспитателей.

3. На стене развешана методическая литература для самообразования в помощь молодым специалистам.

4. Плакаты-схемы воспитательно-образовательного процесса.

5. Красочно оформлены памятки для воспитателей.

6. Столы размещены по кругу. За каждым столом работают микрогруппы из состава администрации ГУЗ ТДОКБ, воспитателей и специалистов (психолога, логопеда, медработника).

7. Комиссия в составе психолога, логопеда. На столе – фишки 3-х цветов, обозначающие баллы.

Красный — 5 баллов.

Желтый — 2 балла.

Синий — 0 баллов.

Методическая книга – Никитин Б. П., Никитина Л. А. «Мы и наши дети» — для награждения.

Памятка для воспитателей

Раздраженность – это «ржавчина» педагогической профессии. Если она появилась, стала частью личности, второй натурой, то педагогу надо срочно менять профессию или приложить усилия для самовоспитания.

Объект педагога – ребенок.Важно помнить: не навреди!

Бойся помешать развитию, не загуби росток, из которого должно вырасти красивое существо по имени Человек!

«Верьте в ребенка. Верьте в себя. Верьте в науку». Ш. А. Амонашвили.

Прежде чем быть верным своим убеждениям, убедись, что сами убеждения верны.

«Воспитательный процесс».

«Главные стадии воспитательного процесса».

«Компонент педагогической деятельности».

Ход педсовета

Под легкую музыку воспитатели входят в зал. Знакомятся с новой методической литературой, рассматривают фотографии, плакаты, памятки и садятся за столы, которые размещены по кругу. Администрация и специалисты сидят в одном кругу с воспитателями.

Воспитатель — студент ведет педсовет, не навязывая своего мнения, вовлекая в разговор всех участников педсовета.

Зачитывает тему педсовета и продолжает:

– Мир постоянно информационно усложняется. Сегодня уже недостаточно однажды получить образование и работать по специальности. Чтобы сохранять уровень компетентности, необходимо все время чему-то учиться, заниматься самообразованием на протяжении всей наши жизни. Непрерывное образование становится потребностью. Потребность в знаниях проникает во все сферы жизни – профессиональную, семейную, общественную, личную. Социальная грамотность – феномен сознания. Непрерывное образование взрослых выступает фактором поддержки социальной грамотности и компетентности. Деятельность педагогического коллектива детского сада не может оставаться в стороне от изменяющейся ситуации в социуме. Сегодняшним педагогам необходимо развивать такие компоненты педагогической техники, как умение взаимодействовать с личностью и коллективом и, конечно же, умение управлять собой. На этом педсовете нам предстоит интересная работа, и поэтому мы надеемся на взаимопонимание.

1. Выступление воспитателя — студента Ильиной Ю. А. : «Социальная значимость профессии педагога».

– Дорогие коллеги! Эту тему мы выбрали не зря, так как воспитание детей дошкольного возраста – дело очень ответственное.Хочу привести простую истину: «Хороший воспитатель – тот, у кого хотят поучиться».

Профессия педагога – одна из древнейших и почетных в истории человечества. Слово «педагог» возникло в Древней Греции. В переводе с греческого (paidagogas) означает «детоводитель». Педагогами стали называть профессиональных воспитателей, а затем и преподавателей, учителей. В современном понимании воспитатель – это профессия, содержанием которой является обучение и воспитание. Функция современного педагога — помогать воспитанникам приспособиться к меняющейся социальной ситуации современного общества. Проблема, которая наблюдается в нашей стране, — это всплеск насилия, терроризма, экстремизма, наркомания. Поэтому сегодня функция присмотра за детьми в общественных воспитательных заведениях – одна из важнейших для общества, чтобы в дошкольном учреждении осуществлялся полноценный воспитательно-образовательный процесс. Родители наших воспитанников хотят, чтобы ребенок получал широкое образовательное воспитание, выходящее за рамки традиционного (приобщение к искусству, иностранным языкам и т. д.). Назрел вопрос о подготовке «эффективного воспитателя», способного в условиях дошкольного учреждения обеспечить высокий уровень воспитания и квалифицированную заботу о здоровье, досуге дошкольника, участие в семейном воспитании, постоянном пополнении знаний общекультурного и профессионального характера. Он должен работать со значительным напряжением сил, самоотверженностью, нести высокую ответственность за свои действия. Вот об этом мы сегодня с вами и поговорим.

Читайте также:  Морфологические способы словообразования сложение

2. а) – Скажите, уважаемые коллеги; на какие профессиональные умения делится деятельность педагога? (Задание всем участникам педсовета). За правильный ответ педагог (и) получает (ют) красную фишку (5 баллов).

– Деятельность педагога многогранна по своим функциям и содержанию. Она предполагает овладение педагогом разнообразными профессиональными умениями. Эти умения условно делятся на гностические, конструктивные, коммуникативные, организаторские и специальные.

1) Гностические умения – это умения, с помощью которых педагог изучает ребенка (индивидуальные особенности, возрастные, личностные качества, взаимоотношение со сверстниками, взрослыми, степень эмоционального благополучия). Объектом изучения является семья. Гностические умения используются при изучении педагогического опыта других воспитателей. Педагогу важно развивать у себя способности к пониманию внутреннего мира ребенка.

2) Конструктивные умения – для проектирования педагогического процесса, воспитания детей с учетом перспектив образовательной работы. Педагог проектирует материальное оснащение образовательного процесса (поделка оборудования для игр, занятий, организация выставок художественного творчества детей и их родителей и т. д.) Конструктивные умения воплощаются в планировании работы, в составлении конспектов воспитательно-образовательной работы, сценариев, праздников, досуга.

3) Коммуникативные умения – проявляются при установлении педагогически целесообразных взаимоотношений с отдельными детьми и со всей группой, с родителями воспитанников, с коллегами по работе, с администрацией дошкольного учреждения.

4) Организаторские умения педагога распространяются на деятельность воспитанников, родителей, коллег. Важное решение, что будет делать он сам, а что можно поручить детям, к чему целесообразнее привлечь родителей.

5) Специальные умения – это умения петь, танцевать, читать стихи (сочинять, вязать, мастерить игрушки, показывать (инсценировать) кукольный театр.

Такой педагог вызывает восхищение и гордость воспитанников, родителей и администрации учреждения.

(Можно показать свою творческую работу, любимое хобби и т. д., в котором в наибольшей степени проявляются творчество, увлеченность, проявить свою личность. За дополнительный показ воспитатель получает красную (желтую) фишку).

б) Как бы ты поступил (а? Ты вошел (а) во двор и увидел (а, что там дерутся 2 ребенка. Ваши действия.

Ответ: по одному воспитателю от каждой микрогруппы. Получают фишку за ответ.

3. Доклад воспитателя Логвиновой Ю. А. : «Педагог в современном дошкольном учреждении».

– Профессиональная деятельность педагога дошкольного учреждения была предметом изучения психологов и педагогов. Это Е. А. Панько, Л. Т. Семушкина, В. И. Логинова, С. Буре. Было выявлено, что ей свойственны все черты педагогической деятельности: созидательность, гуманизм, творческий, коллективный характер. Фундаментальная роль дошкольного периода развития в процессе становления человеческой личности определяет соответствующие требования к воспитателю. Прежде всего, это необходимость осознания величайшей ответственности за счастливое детство ребенка (физическое и психическое) – залог правильного воспитания в дошкольном возрасте, поскольку в этот период развитие ребенка очень зависит от его состояния, настроения, эмоциональных проявлений. Например, у детей снижается восприимчивость к воспитательным воздействиям, когда они заболевают, испытывают обиду от грубого общения. Педагог должен быть внимателен к окружающей обстановке, предвидеть любую мелочь, которая может быть опасна для жизни и здоровья детей. Нужно помнить, что небрежность, халатность, упование на «авось» в работе педагога – признаки его профессиональной непригодности. Осуществление воспитательно-образовательной работы с детьми – основная функция педагога дошкольного воспитания. Она реализуется в планировании предстоящей работы на основе избираемо-методической документации в непосредственном проведении этой работы. Современный педагог участвует в педагогическом просвещении родителей, регулирует и согласовывает воспитательные воздействия семьи и дошкольного учреждения. Очень хочется сказать о профессиональной деятельности воспитателя Ф. И. О. Ее обязательные направления в профессиональной деятельности – самообразование и рост профессионального мастерства. Таким образом, хочу сделать вывод, что профессиональная деятельность педагога анализирует факты и, опираясь на этот анализ, прогнозирует дальнейшую работу. Сам воспитатель сознательно совершенствует свое мастерство и свою личность.

Проходит дискуссия по докладу. Старший воспитатель Николаева М. В. отмечает лучших воспитателей.

4. Выступление воспитателя Власовой И. Е. : «Личностные качества педагога».

– К. Д. Ушинский был убежден, что «в воспитании все должно основываться на личности воспитателя, потому что воспитательская сила изливается только из живого источника человеческой личности». Молодой специалист или воспитатель со стажем выступают как целостные личности с особым складом ума, индивидуальными особенностями темперамента, собственным стилем поведения. «Любите ребенка. Если хотите развить в себе Божий дар педагога – любите ребенка!» – такую заповедь профессиональной деятельности предложил усвоить педагогам Ш. А. Амонашвили.

В работе с детьми любовь, чуткость особенно необходимы, поскольку педагог заменяет воспитанникам мать в ее отсутствие, а, следовательно, должен и вести себя по-матерински, не скупясь на внимание, доброе слово, ласку, теплоту, сердечность. Высокая общая и профессиональная культура, интеллигентная моральная чистота, гражданская ответственность важны для современного педагога. Воспитателю, работающему с детьми, прежде всего, присуще педагогический такт, зоркость, оптимизм, культура профессионального общения. У молодого специалиста наибольшие трудности вызывает общение с родителями. Для преодоления этих трудностей важен психологический настрой педагога на сотрудничество с семьей. Он должен размышлять над причинами своих неудач, чтобы добиться лучших результатов.При этом следует придерживаться правила: причины неудач, прежде всего, искать в себе. Личность может воспитывать только личность.

Есть предложение: ввести дифференцированную подготовку воспитателей, чтобы в каждой группе дошкольное учреждение имело высококвалифицированного педагога-психолога, другого квалифицированного воспитателя. Педагог-психолог проводит с детьми занятия, определяет состояние и уровень развития ребенка при переходе из одной возрастной группы в другую, участвует в проведении диагностики состояния ребенка во внутрисемейных отношениях. Воспитатель организует с детьми различные прогулки, экскурсии. В заключение хочется сказать, что в становлении профессиональных качеств очень важна роль самовоспитания и повышение квалификации. Помощью и поддержкой станут обращение к опытным коллегам.

1. Проходит дискуссия по докладу и по предложению ввести в группу педагога-психолога и профессионального воспитателя.

2. Обоснование своей точки зрения о технике подготовки педагога-психолога для работы в группах дошкольного учреждения.

5. Выступление старшего воспитателя Николаевой М. В. : «Особенности воспитательного процесса».

Хочу дополнить: педагогическая деятельность, как и всякая иная деятельность, представляет собой систему, имеющую определенную структуру. Давайте посмотрим на схему № 3.

Мотив — цель — предмет — способы осуществления — результат.

В ней можно выделить следующие компоненты: мотив, цель, предмет, способы осуществления и результат.

Мотивы педагогической деятельности проявляются на этапе профессионального самоопределения: что именно побуждает выбрать педагогическую профессию, посвятить себя образованию подрастающего поколения. Цель педагогической деятельности определяется обществом. У каждого педагога трансформируется характер в индивидуальную установку, которую тот пытается реализовать в своей деятельности. Например, цель воспитания – разностороннее развитие ребенка – у воспитателей дошкольного учреждения конкретизируется как полноценная подготовка ребенка к школе, укрепление навыков, формирование творческих способностей. Своеобразие педагогической деятельности заключается в специфике предмета. Основные «орудия» педагогического труда – голос (громкость, интонация, выразительность, мимика, жесты (педагогическая техника) — это разнообразные умения личного воздействия педагога на воспитанников. Педагог должен уметь выбирать правильный тон и стиль общения с детьми в зависимости от конкретной ситуации. Педагогическая техника позволяет с меньшей затратой энергии добиваться лучших результатов. Поэтому современный педагог должен проникнуться мыслью, что воспитание ребенка – коллективное дело, работа об успешных результатах требует единения (согласования подходов к воспитанию, его содержанию, приемов осуществления) сил всех заинтересованных взрослых.

Читайте также:  Способы определения затрат времени

— А теперь давайте рассмотрим, что же такое процесс воспитания? Это процесс формирования, развития личности, включающий в себя как целенаправленное воздействие извне, так и самовоспитание личности. Важное место занимает процесс воспитания (воспитательный процесс). Чтобы лучше понять роль этого процесса, рассмотрим его в структуре более общего процесса формирования личности.

Самовоспитание

Воспитание

Перевоспитание

Цель, формы, методы, организация, управление

Процесс формирования личности

В той части, где формирование личности имеет управляемый, контролирующий характер, где люди руководствуются сознательными намерениями, действуют не стихийно, а по заранее намеченному плану в соответствии с поставленными задачами, и проявляется воспитание. Воспитание – это специально организованное, управляемое и контролируемое взаимодействие воспитателей и воспитанников, конечной своей целью имеющее формирование личности, нужной и полезной обществу.

Рассмотрим следующую схему.

Овладение знаниями норм и правил поведения

Эта структура основана на выделении главных стадий воспитательного процесса. Критерий последовательности этапов, через которые обязательно должен пройти процесс, направлен на качественное решение поставленных задач. Данная структура очень важна для понимания глубинной закономерности единства и постепенности воспитательного процесса. Знания должны перейти в убеждения. Убеждения – это твердые, основанные на определенных принципах мировоззрение и взгляды, которые служат руководством в жизни. Например, уже в детском саду все дети знают, что с воспитателями нужно здороваться. Почему же не все дети это делают? Потому что не убеждены. Значит, воспитание приостановилось на 1 этапе – знания, не достигнув следующего – убеждения. И еще один важный компонент – формирование чувств. Обостряя чувства и опираясь на них, воспитатели достигают правильного и быстрого восприятия требующих норм и правил. И наконец, формирование общей направленности личности, заключающее весь процесс, – это выработка устойчивости привычки поведения, которая становится нормой. Такова в общих чертах ситуация в педагогической науке.

Воспитатель — студент Ильина Ю. А. раздает участникам педсовета, каждой микрогруппе карточки с педагогическими ситуациями и просит их проанализировать. Комиссия выслушивает результаты и выдает соответствующую оценку каждой микрогруппе.

6. Педагогические ситуации.

1. У ребенка во время прогулки пропали наручные детские часы. Ребенок пожаловался воспитателю. Та сразу же попросила детей «поискать». Часы нашлись в кармане у одного мальчика. Он перепуган, твердит, что часы не брал. Вечером, когда пришла мама за мальчиком, он рассказал маме, уверяя, что не виноват.Вопрос: «Может, часы ему подбросил настоящий вор? Как быть?»

2. Мальчик и девочка сидят и рисуют. Девочка нарисовала «Барби». Увидев рисунок соседки,мальчик выхватывает рисунок и швыряет на пол со словами: «Барби — г.». «От г. слышу», — огрызнулась девочка, поднимая рисунок с пола.Вопрос: «Вмешаться ли?»

3. Выйдя на работу после болезни, воспитатель обнаруживает, что коллега, ее заменявшая, оценивала детей с плохой стороны. «Вот и оставь вас, – расстроилась воспитательница, – как вы меня подвели, дети!»Дети оправдывались: «Но с вами, Ольга Геннадьевна, было лучше!» Получается, что коллега вела себя с детьми очень строго, и дети не виноваты.Вопрос: «Что делать?»

4. На занятии по ИЗО девочка ничего не хочет делать. Воспитательница внушает ей, что все это пригодится ей в будущем.Девочка твердо отвечает: «Я выйду замуж по расчету и только за богатого. У меня будет прислуга. Ничего тогда мне делать не придется».Вопрос: «Что ответить девочке?»

5. Мальчик и девочка громко спорят. Воспитатель узнает, что мальчик разбил зеркальце, которое она принесла в детский сад. Мальчик уверяет, что это вышло случайно. Девочка требует деньги за разбитую вещь или новое зеркальце.Вопрос: «Как разрядить обстановку?»

6. По режиму пора начинать занятие, а группа детей в увлечении строит мост.Вопрос: «Как должен поступить воспитатель:

— Задержать начало занятия?

— Прервать строить мост?»

7. Утром, встречая детей, приветливо поздоровавшись с ними, воспитатель спрашивает каждого, чем он хотел бы заняться до начала гимнастики. Тем, кто не может найти дело себе по душе,дает поручения: накормить рыбок, полить цветы. С Юлей, малоразговорчивой девочкой, воспитатель ведет беседу о том, какой мультсериал больше всего ей нравится, спрашивает о его содержании.

1) Какие задачи решает воспитатель во время утреннего приема?

2) Какие виды деятельности могут быть организованы в этот период? Назовите».

7. Обсуждение комиссией результатов анкетирования. Подсчитываются очки (баллы). Лучшая микро-группа № 2 награждается книгой Никитина Б. П., Никитиной Л. А. «Мы и наши дети, внуки» (М, 1989).

9. Итог решения педсовета.

Воспитатель — студент Ильина Ю. А. зачитывает проект решения педсовета: «Как показали анкета и резюме педагогов, мы пришли к единому решению, что 1% воспитателей ведет пассивную работу в воспитательно-образовательном процессе, а 99% владеют воспитательно-образовательным процессом, широким культурным кругозором, владеют технологией педагогического труда, организаторскими умениями, владеют технологией обучения, ораторским искусством, ценят себя как педагога.

Педсовет постановил:

1. Повысить профессиональный потенциал педагога, добиваться образцового поведения воспитателя и воспитанников.

2. Повысить авторитет воспитателя.

3. Уметь планировать и применять нововведения в воспитательно-образовательным процессе с целью повышения его эффективности.

4. Назначить лучших педагогов к переквалификации на педагогов-психологов.

Слово предоставляется руководителю ГУЗ ТДОКБ.

— Я очень рада, что наша встреча за «круглым столом» состоялась в непринужденной обстановке. Спасибо вам за участие, искренность. Желаю вам быть жизнерадостными и приобрести друзей – оптимистов. Помните совет Марка Твена о том, что «лучший способ подбодрить себя – это подбодрить кого-нибудь».

Прошу вас дать свои высказывания о педсовете.

Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Образовательный мониторинг в ДОУ как процесс оценки качества дошкольного образования Уже длительное время в российском дошкольном образовании.

Педагогический совет «Педагогическое мастерство педагога» Педагогический совет Тема: «Педагогическое мастерство педагога» Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности педагогов, развивать.

Педсовет: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». В дошкольном учреждении прошел педсовет на тему: «Внедрение проектной технологии в воспитательно-образовательный процесс ДОУ». Перед педсоветом.

Проект по вовлечению родителей воспитанников в образовательный процесс 1 слайд Проект, направленный на вовлечение родителей воспитанников в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения посредством.

Реализация проекта по внедрению православной культуры в образовательный процесс Возрастная категория моих воспитанников- средняя. Их 28, и все они являются участниками реализации проекта по внедрению православной культуры.

Сообщение из опыта работы «Интеграция лего-технологии в образовательный процесс дошкольного образовательного учреждения» Сегодня обществу необходимы социально активные, самостоятельные и творческие люди, способные к саморазвитию. Инновационные процессы в системе.

Влияние индивидуальных особенностей высшей нервной деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания Влияние индивидуальных особенностей Высшей Нервной Деятельности детей с УО на процесс обучения и воспитания Под высшей нервной деятельностью.

Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс инновационные подходы и формы организации работы Вовлечение родителей непосредственно в образовательный процесс: инновационные подходы и формы организации работы Старший воспитатель Кириченко.

Вовлечение родителей в образовательный процесс в контексте ФГОС ДО: пути и решения. Важным условием совершенствования системы дошкольного образования является деятельность педагогов, ориентированная на освоение новых инновационных.

Источник

Оцените статью
Разные способы