- Доклад «Методы и приемы самооценки младших школьников» методическая разработка
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА учебно-методический материал
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Доклад «Методы и приемы самооценки младших школьников»
методическая разработка
Доклад «Методы и приемы самооценки младших школьников»
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
doklad_metody_samootsen.ml_.shkoln.docx | 25.06 КБ |
Предварительный просмотр:
муниципальное общеобразовательное учреждение
«Средняя общеобразовательная школа № 12 г. Зеленокумска
формирования адекватной самооценки
у детей младшего школьного возраста
Методические приемы формирования адекватной самооценки
у детей младшего школьного возраста
Одним из основных направлений развития общего образования является переход на новый федеральный государственный образовательный стандарт общего образования, позволяющий развивать социально активную, реализующую свои способности личность.
Основные особенности стандартов требуют внесения изменений и в систему оценки, которая выступает как самостоятельный элемент содержания, средство повышения эффективности преподавания и обучения. Система оценивания выстраивается таким образом, чтобы обучающиеся включались в контрольно-оценочную деятельность , которая является постоянным процессом. Только при таком подходе приобретаются и формируются навыки и привычка к адекватной самооценке и взаимооценке, рассматриваемые как метапредметные результаты.
Что такое оценивание?
1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее эффективные его методы, а также мотивировать учеников более активно включиться в своѐ учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даѐт информацию о том, чему ученики обучились и как учатся в данный момент, а также о том, в какой степени педагог реализовал поставленные учебные цели.
3. Оценивание направляет учение. Написав диагностические, проверочные работы, ученики узнают о том, какого уровня они достигли, решив очередную учебную, учебно-практическую задачу.
4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается индивидуальный прогресс при подведении итогов результатов образования учащегося за определенный период времени; 5. Оценивание должно быть технологическим, т.е. наличие в образовательном учреждении общей (единой) системы оценки индивидуальных образовательных результатов, обоснованное использование разных оценочных шкал, процедур, форм оценки и их соотношение.
Что такое самооценка?
Самооценка – это оценка человеком самого себя: своих качеств, возможностей, особенностей своей деятельности.
В младшем школьном возрасте ведущей является учебная деятельность; именно от ее хода зависит в решающей степени формирование самооценки ребенка, она прямо связана с его успеваемостью и успехами в учении.
На что влияет самооценка?
— на успеваемость школьника;
— на процесс адаптации ребенка в школе;
— на эмоциональнее благополучие ребёнка в классном коллективе;
— на благополучие будущей жизни.
Задача школы – обучить ребёнка самооценке своих действий, желаний, поступков, совместных действий, так как это универсальная компетенция, которая необходима человеку в учебе и на протяжении всей жизни.
Основными факторами, влияющими на формирование самооценки детей младшего школьного возраста, являются:
оценочное поведение учителя , родителей и их отношение к образовательной деятельности
Можно выделить 3 основных типа самооценки среди детей младшего возраста:
-завышенная -низкая -адекватная.
Адекватная самооценка — важнейший фактор развития личности ребенка и формируется у детей под влиянием оценок со стороны взрослых и сверстников, а также в процессе собственной деятельности ребенка и самостоятельной оценки ее результатов. Поэтому формирование оптимальной самооценки очень зависит от справедливости оценки всех этих людей. Дети, имеющие адекватную самооценку, активны, находчивы, бодры, с интересом и самостоятельно ищут ошибки в своих работах, выбирают задачи, соответствующие своим возможностям.
Дети с завышенной самооценкой переоценивают свои возможности, результаты учебной деятельности, личностные качества. Они выбирают задачи, которые им не по силам. После неуспеха продолжают настаивать на своем или тут же переключаются на самую легкую задачу, движимые мотивом престижности.
Совсем по-иному ведут себя дети с низкой самооценкой. Их основная особенность — неуверенность в себе. Во всех своих начинаниях и делах они ждут только неуспеха.
Правильная самооценка очень важна для психического здоровья. Если человек — особенно ребенок — думает, что он бездарный, несимпатичный и бесполезный человек, он начинает вести себя соответственно этой оценке
Что же конкретно следует оценивать в учебной деятельности?
На мой взгляд, следует оценивать любую деятельность детей, направленную на добывание знаний и, конечно, успехи каждого ребёнка. Для развития самооценки детей важна не отметка, а содержательная оценка – объяснение, почему поставлена эта отметка, какие плюсы и минусы имеет данная работа. От оценки зависит развитие учебной мотивации школьника.
Приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки.
1.Словесные приемы (по вопросам: За что себя можешь похвалить. )
2. Говорящие рисунки (изобразить дерево, облачко, цветок)
3. Символы ( человечки, смайлики, геометрические фигурки и т.д.)
5. Листы самооценки
6. Портфолио ученика
7. Балловый критерий (оценивание по баллам)
8. Лесенка достижений
9. Карточка сомнений (знаки « +», «-», «?» )
— А теперь рассмотрим некоторые приемы самоконтроля.
Прием «Оценочная таблица».
В начале урока учитель делает заявку на оценку:
«5» -22 балла, «4» -16-21 балл; «3» — 11-15 баллов
Учащиеся определяют для себя, какой планки они желают сегодня достичь, на полях в тетради записывают предполагаемый результат. Учитель, разрабатывает задания к уроку, просчитывает их трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать заявку на оценку. В течение всего урока каждый ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит соответствующую оценку.
3б-активность высокая 2б-активность средняя 1б-активность низкая
Материал на уроке:
усвоен хорошо-3б; усвоен частично-2б; усвоен слабо-1б.
Карточка сомнений ( после объяснения и закрепления нового материала)
+ — я понял все ? – не понял — — не совсем усвоил, сомневаюсь
V – уже знал это + — новое 0 — думал иначе
Алгоритм самооценивания (3-4 класс)
1. Какое было задание? (Учимся вспоминать цель работы.)
2. Удалось выполнить задание? (Учимся сравнивать результат с целью.)
3. Задание выполнено, верно, или не совсем? (Учимся находить и признавать ошибки.)
4. Выполнил самостоятельно или с чьей-то помощью? (Учимся оценивать процесс.)
5. Каков был уровень задания (задачи)?
6. Определи уровень успешности, на котором ты решил задачу.
7. Исходя из своего уровня успешности, определи отметку, которую ты можешь себе поставить.
-В своей работе я использую следующие приёмы формирования навыков самоконтроля и самооценки.
1. На уроках письма (1класс) после письменной работы с первых дней спрашиваю «Кто доволен своей работой? У кого не всё получилось?» Дети, оценив свою работу, поднимают руку. Важно обратить внимание детей на то, что если не всё получилось, этого не надо стыдиться, ведь мы и пришли в школу, чтобы научиться.
При написании букв в конце урока предлагаю детям зеленым карандашом или другим цветом обвести самую правильную и красивую букву, а красным ту, которая не получилась, над самой красивой поставить точку.
2. Цветовое оценивание . Следующий прием самооценки часто даётся в виде карточек разного цвета. Например, «синий» — всё понятно, «зелёный» – есть недочёты, «красный» – плохо усвоил, не доволен работой.
3. На уроках я чаще предпочитаю словесную самооценку :
— Как ты работал на уроке?
— За что ты можешь себя похвалить?
— Ты доволен своей работой?
— Почему? Что не удалось? Почему?
4. « Смайлики» На полях тетради, учащийся рисует смайлик:
-если ты доволен собой, у тебя все получалось, то улыбающееся лицо.
-если тебе на уроке было временами непросто, не все получалось, то лицо «спокойное».
-если тебе на уроке было сложно, многое не получалось, то нарисуй грустное лицо.
5 . «Сосед по парте» Работу целесообразно проводить двумя способами:
1-й способ: сосед по парте оценивает рядом сидящего ученика сразу после выполнения самостоятельной работы, обосновывает свою оценку, указывает недочѐты.
2-й способ: ученик сначала оценивает себя, затем идѐт обмен тетрадями и оценивание в паре. Если оценки совпали, то крестик соседа обводится кружком. Несоответствие оценок фиксируется крестиком соседа, взятого в кружок. Оценки совпали: оценки не совпали. Проверяя тетради, учитель может судить об адекватности оценки учащихся.
Мною затронуты некоторые приёмы формирования адекватной самооценки, которые предлагаю использовать в образовательном и воспитательном процессе учащихся. Учителю нужно понимать свою роль в судьбе каждого ребенка и постараться превратить его пребывание в школе в увлекательный процесс сотрудничества, радости участия в каждом открытии, что породит в нём чувство успешности и значимости.
Список использованной литературы:
1. Ананьев Б.Г. Развитие детей в процессе начального обучения и воспитания // Проблемы обучения и воспитания в начальной школе. М., УЧПЕДГИЗ, — 1960. — №5. — с.25-29
2. Виноградова Н.Ф. Контроль и оценка в начальной школе. // Начальная школа, №15, 2006.
3.. Воронцов А.Б. Педагогическая технология контроля и оценки учебной деятельности. М., 2002.
4.Вопросы общей детской психологии / под ред. Б.Г. Ананьева, М., 1954. — 243 с.
5. Выготский Л.С. Педагогическая психология М., Педагогика, 1991. — 436с.
6. Ларина А. Б. Формирование познавательной самооценки учащихся в начальной школе: методическое пособие. – Калининград: КОИРО, 2011.
7. Цукерман Г.А. Оценка без отметки. Москва – Рига: П «Эксперимент», 1999.
Источник
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА
учебно-методический материал
Выступление на методическом объединении учителей начальных классов
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА | 612.26 КБ |
Предварительный просмотр:
Заседание ШМО учителей начальных классов
«Современные способы оценивания успешности учащихся»
Выступление на тему:
« МЕТОДИЧЕСКИЕ ПРИЁМЫ ФОРМИРОВАНИЯ АДЕКВАТНОЙ САМООЦЕНКИ У ДЕТЕЙ МЛАДШЕГО ШКОЛЬНОГО ВОЗРАСТА»
Угарина Елена Васильевна
Система оценивания занимает особое место в ФГОС. Оценивание рассматривается как одна из важных целей обучения, предусматривается, что учитель и ученик вместе определяют оценку и отметку. Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования (ФГОС НОО) ориентирован на становление личностных характеристик выпускника. Важнейшим психологическим фактором формирования учебной деятельности учащегося является самооценка. Она играет значимую роль в становлении его индивидуальных особенностей и возрастных характеристик. Поэтому вопрос о формировании самооценки в начальных классах является актуальным в настоящее время.
Оценочная деятельность учителя ведѐтся в соответствии с
— Федеральным законом от 29.12.2012 N 273-ФЗ статьи 10, 11, 12, 28, 29, 30, 47, 55, 66 «Об образовании в Российской Федерации».
— Федерального государственного образовательного стандарта начального общего
-Основной образовательной программы начального общего образования, в частности еѐ разделов: целевой «Планируемые результаты», «Система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования», содержательный «Программа формирования универсальных учебных действий (УУД)»;
— Положения о системе оценок, формах и порядке промежуточной аттестации обучающихся уровня начального общего образования
Участниками оценочных процедур являются все педагогические работники образовательного учреждения, учащиеся и их родители. Система оценки представляет собой инструмент организации и управления процессом реализации требований Стандарта.
Система оценивания выполняет следующие функции:
— нормативная функция позволяет проверить соответствие с нормативом, утвержденным
— информирующая функция даѐт информацию об успехах и нереализованных возможностях школьника;
— корректирующая функция способствует внесению поправок в действия школьника,
корректировке его установок, взглядов;
-воспитывающая функция создаѐт условия для воспитания личностных качеств;
— социальная функция влияет на самооценку, статус школьника в коллективе сверстников;
-диагностическая функция определяет уровень знаний, сформированность надпредметных умений;
— стимулирующая функция способствует созданию успеха, поддержанию интереса к деятельности и т.п.
Оценочная деятельность учителя должна строиться на основе следующих общих принципов:
— оценивание является постоянным процессом. В зависимости от этапа обучения
используется диагностическое (стартовое, текущее) и срезовое (тематическое, промежуточное, рубежное, итоговое) оценивание.
— оценивание может быть только критериальным.
Основными критериями оценивания выступают планируемые результаты обучения. При этом нормы и критерии оценивания, алгоритм выставления отметки известны заранее и педагогам, и учащимся. Они могут вырабатываться ими совместно.
Что такое оценивание?
1. Оценивание – это механизм, обеспечивающий педагога информацией, которая нужна ему, чтобы совершенствовать обучение, находить наиболее
эффективные его методы, а также мотивировать
учеников более активно включиться в своѐ учение.
2. Оценивание – это обратная связь. Оно даѐт
информацию о том, чему ученики обучились и как
учатся в данный момент, а также о том, в какой
степени педагог реализовал поставленные учебные
3. Оценивание направляет учение. Написав
диагностические, проверочные работы, ученики
узнают о том, какого уровня они достигли, решив
очередную учебную, учебно-практическую задачу.
4. Оценивание – это динамика, т.е. учитывается
индивидуальный прогресс при подведении итогов
результатов образования учащегося за определенный
5. Оценивание должно быть технологическим, т.е.
наличие в образовательном учреждении общей
(единой) системы оценки индивидуальных
образовательных результатов, обоснованное
использование разных оценочных шкал, процедур,
форм оценки и их соотношение.
Развитие оценочной самостоятельности является
ключевым условием решения многих задач
сегодняшней реформы образования, так как ребенок
должен овладеть не только предметными знаниями,
умениями и навыками, но и приобрести
самостоятельность в учебных действиях. Самооценка
начинает формироваться еще в раннем детстве, а
младший школьный возраст – это период осознания
ребенком самого себя, мотивов, потребностей в мире
человеческих отношений. Поэтому особенно важно в
этот период заложить основы для дифференцированной, адекватной самооценки.
По моему мнению, самооценка не является постоянной. Она меняется в зависимости от обстоятельств, поэтому многие эмоциональные расстройства, влияющие на самооценку, можно предупредить или преодолеть.
Для этого мне, как учителю необходимо знать, как
правильно формировать самооценку, как помочь
ребѐнку адекватно контролировать собственные
учебные действия, самооценку и взаимооценку.
Приемы формирования самооценки у младших школьников на уроках:
1) Словесные приемы
а) Для развития самооценки и самоконтроля в
конце уроков задаются следующие вопросы:
–Что ты узнал на уроке?
–За что себя можешь похвалить?
–Над чем еще надо поработать?
–Какие задания тебе понравились?
–Что показалось трудным?
–Что показалось интересным?
б) использование наглядных пособий:
Сегодня на уроке я узнал.
Я могу похвалить.
2) Рисунки, говорящие рисунки.
Свою работу в конце недели, в конце месяца
можно оценить с помощью рисунка. Дети на
подсознательном уровне изображают свою
самооценку в цвете, в изображении какого-либо
предмета. Например: изобразить дерево знаний,
цветок настроения, облачко желаний и т.д. или
раскрасить в цвете какой-либо предмет.
Это могут быть человечки, смайлики,
геометрические фигурки и т.д.
Такой прием наиболее эффективен в 4 классе.
Используем при групповой форме обучения. Дети,
работая в группах, оценивают работу своей и других
групп. И в конце работу оценивает учитель .
5) Листы самооценки
6 ) «Портфолио ученика»
Работу с «Портфолио ученика» надо начинать с
первого класса. Дети вместе с родителями собирают
все творческие работы, начиная с первого и по
В конце 4 класса все работы просматриваются
учениками, отбираются на взгляд учеников лучшие работы, делаются выводы, какие предметы удавались
лучше, какие предметы удавались не совсем хорошо.
Выявляются причины неудач, ставится цель к учебной деятельности в 5 классе.
7) Анализ работы за четверть, за год, за период обучения.
В конце четверти в 2-4 классах наряду с тем, что
выставляем четвертные отметки, необходимо
провести самоанализ своей учебной деятельности.
Для этого можно использовать следующие вопросы:
–Что удалось в этой четверти?
-По каким предметам результаты получились лучше?
–Что не получилось? В чем причина?
— Какую цель поставишь в следующей четверти?
В конце года также проводится самоанализ своей работы. Для этого можно использовать следующие вопросы:
–Какими результатами первой четверти можешь
–Над чем еще необходимо поработать?
-По каким предметам возникали затруднения? В
-Какую цель поставишь на следующую четверть?
8) Балловый критерий
Материал на уроке
9) Прием «Оценочная таблица».
В начале урока учитель делает заявку на оценку:
Учащиеся определяют для себя, какой планки они
желают сегодня достичь, на полях в тетради
записывают предполагаемый результат. Учитель,
разрабатывает задания к уроку, просчитывает их
трудоемкость, чтобы потом правильно рассчитать
заявку на оценку. В течение всего урока каждый
ученик ведет учет своего труда, в конце урока ставит
10) «Лесенка достижений» или «Лестница успеха»
Этот приѐм хорошо использовать в конце урока
на этапе рефлексии.
Ученики ставят себя на одну из ступенек лесенки
(ставят галочки, крестики или плюсики
1) ступенька (нижняя–Было трудно, не все смог выполнить и понять.
2) ступенька (средняя–Почти со всем справился
сам, но есть над чем ещѐ поработать!
3) ступенька (верхняя– У меня все получилось, я
все понял и работал отлично!
4. «Карточка сомнений»
— — «Не совсем усвоил, сомневаюсь»;
На уроках чтения и окружающего мира при самостоятельной работе с текстом учащиеся делают пометки:
V – УЖЕ ЗНАЛ ЭТО
? – НЕ ПОНЯЛ, ВОЗНИК ВОПРОС
5. «Волшебные линеечки»
«Волшебные линеечки», описанные Г.А.Цукерман, являются безобидной и содержательной формой отметки. Эта линеечка напоминает ребенку измерительный прибор. С помощью линеечек можно измерить все что угодно. Такая оценка:
— позволяет любому ребенку увидеть свои успехи
(всегда есть критерий, по которому ребенка можно оценить как успешного);
— удерживает учебную функцию отметки: крестик
на линеечке отражает реальное продвижение в изучаемом предметном содержании;
— помогает избежать сравнения детей между собой
(поскольку у каждого из них оценочная
линеечка только в собственной тетрадке).
Вот как можно оценить письменную работу:
После самооценки наступает очередь оценки
учителя. Собрав тетради, учитель ставит свои плюсики на линеечках. Совпадения детской и учительской оценок (вне зависимости от того, низко или высоко оценил свою работу ребенок) означает: «Молодец! Ты умеешь себя оценивать». В случае
завышенной, а тем более заниженной самооценки
учеником своей работы, учитель еще раз раскрывает ребенку критерии оценивания и просит в следующий раз быть к себе добрее или строже.
Этими линеечками можно пользоваться, когда
необходимо спрогнозировать результат своей работы.
Прием «Ладошки». С помощью карандаша
ученики на ладошке показывают свою оценку. Очень
хорошо – карандаш у кончика пальцев, испытываем
затруднение – на уровне большого пальца, нужна
помощь – карандаш внизу ладони. Подходит для
оценивания устных ответов.
Для того, чтобы развитие самооценки было
эффективным следует выполнять следующие условия:
1. Совместная разработка учителем и учениками
четких эталонов оценивания для каждого конкретного
2. Создание необходимого психологического
настроя обучающихся для анализа собственных результатов;
3. Обеспечение ситуации самостоятельного
свободного эталонного оценивания учащимися своих
4. Сопоставление и выводы об эффективности
5. Составление учениками собственной программы
деятельности на следующий этап обучения с учетом
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Формирование эмпатийного поведения у детей младшего школьного возраста
Особенно важное значение в ряду социальных эмоций имеет роль эмпатии как продукта взаимопознания, взаимопринятия, как психологического явления, положительно оптимизирующего межличностные о.
Методическое пособие «Формирование полезных привычек у детей младшего школьного возраста по УМК «Мир и человек» А.А.Вахрушева.
Всем известно насколько широко распространили своё действие злейшие враги человечества – алкоголь, наркотики, табак, токсические вещества. Говорить о причинах, почему люди обзаводятся вредными привычк.
«Методические приёмы формирования адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста».
Наряду с внешней оценкой, важное место в становлении личности, согласно требованиям ФГОС НОО, занимает самооценка.Тема адекватной самооценки у детей младшего школьного возраста выбрана не случай.
Из опыта работы с низкой самооценкой у детей младшего школьного возраста.
В статье рассмотрено понятие о самооценке и её формировании у детей младшего школьного возраста. Проанализировано поведение детей с низкой самооценкой. Приведены арттерапевтические техники, доказавшие.
Cтатья на тему: » Использование методических приёмов работы с текстом на уроках литературного чтения как средства формирования читательского интереса у детей младшего школьного возраста с тяжёлыми нарушениями речи»
В статье предложены и охарактеризованы особенности формирования читательского интереса у детей с тяжелыми нарушениями речи, важность осознанного чтения и сформированности читательской копетенции, даны.
Статья на тему «Формирование навыков самоконтроля и самооценки у детей младшего школьного возраста».
Самооценка — это осознание человеком самого себя, своих физических сил, умственных способностей, поступков, мотивов и целей своего поведения, своего отношения к окружающим и самому себе.
Роль школьной библиотеки в формировании культуры чтения у детей младшего школьного возраста
Школьная библиотека, используя разные формы и методы индивидуальной и массовой работы, ориентированные на формирование творческой и эрудированной личности, безусловно способствует воспитанию культуры .
Источник