Способы формирования родительской компетентности

Статья: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»

Галина Семёнова
Статья: «Повышение родительской компетентности в воспитании детей»

Родитель, пытающийся изменить своего ребенка, не начиная с себя, не просто напрасно теряет время, но очень жестоко рискует. (В. Леви)

В настоящее время родители включены в государственно — общественное управление образовательной организацией, они участники образовательных отношений и вместе с педагогом выстраивают индивидуальную образовательную траекторию ребёнка.

В связи с этим от каждой стороны требуется личностная заинтересованность, и понимание результативности своей части партнерства. Без этого взаимодействие не может быть эффективным.

Педагог – прежде всего профессионал, способный грамотно и эффективно оказать помощь родителям, причем не только самим процессом воспитания и образования в дошкольной образовательной организации, но и формированием того, что называется родительской компетентностью.

Родительская компетентность – это, прежде всего грамотность в вопросах образования, развития, воспитания своего ребенка.

Компетентность – это актуализированные знания и опыт, помогающие эффективно решать те или иные профессиональные задачи, это, прежде всего сложное личностное образование, на основе которого строится готовность и способность родителей выполнять свои родительские функции.

Родительство не профессия, а сложное многогранное социально – психологическое явление. На формирование компетентности родителейвлияют самые разные факторы: культурно – исторические, социально – экономические, этические, психологические и др.

Е. П. Арнаутова рассматривает природную и социальную составляющие родительской компетентности. Природная компетентность «разворачивается естественным образом как генетическая программа продолжения рода… связана с такими понятиями, как природная чувствительность (способность чувствовать другого как самого себя, эмоциональная отзывчивость, уникальность, целесообразность, целостность». По мере роста и развития ребенка на первый план начинает выходить социальная компетентность. Это и культура воспитания в семье, и традиции воспитания, передающиеся от поколения к поколению, и стереотипы и привычки поведения, и духовно – нравственные традиции общества. Компетентный родитель в любой момент времени, в любой ситуации общения со своим ребенком может быть искренним и обнаруживать с ним «совместный язык», видеть актуальную ситуацию его развития и находить наиболее эффективные пути, средства и методы развития ребенка. Родительская компетентность – это сочетание знаний, чувств и действий.

Современные родители достаточно грамотные люди, в основном имеющие среднее специальное или высшее образование, свободно погружающиеся в мир литературы и Интернета для получения разнообразной информации, касающейся развития, воспитания и образования детей. Тем не менее, специалисты отмечают существенное ослабление воспитательного потенциала семьи, разобщенность и холодность детско – родительских отношений, деформацию социализирующего влияния семьи. Поэтому помощь педагога в формировании родительской компетентности неоценима. Но при этом прямая помощь в качестве научения неприемлема. Поэтому следует говорить о взаимодействии,основными принципами которого являются:

— взаимоуважение и взаимодополнение;

— сотворчество в воспитании.

Педагог – профессионал. Он и выступает инициатором взаимодействия, используя различные пути вовлечения родителей в жизнь ребенка в дошкольный период, обогащения представлений родителей о возрастных психолога – педагогических особенностях детей, методах и приемах воспитания, инициирует диалог в построении индивидуальной траектории развития ребенка, помогает родителям сформировать рефлексивную позицию.

Родитель — не педагог. А значит, в полной мере невозможно сформировать у него педагогическую компетентность. Это удел профессионалов. Поэтому прямой профессиональный долг каждого педагога – помочь родителям осознать себя родителями, познать свои сильные и слабые стороны, научиться эффективно, сотрудничать с собственным ребенком.

К сожалению, некоторые педагоги испытывают затруднения в налаживании контактов с родителями воспитанников. Учить чему – то взрослого состоявшегося человека, да еще не всегда желающего учиться, — задача не из простых. Первый и главный секрет – уважение и принятие родителей такими, какие они есть. Педагогу важно помочь родителям осознать свою роль и роль педагога в развитии и становлении ребенка, встать на путь взаимного дополнения. Для начала можно предложить родителям вспомнить себя детьми, как они ходили в детский сад, играли, учились, дружили, радовались, огорчались. Погружение в мир детства помогает родителям не просто вернуться на «машине времени» назад, но и лучше познать жизнь своего ребенка (ведь пять дней в неделю по 10 – 12 часов дошкольник проводит именно в детском саду, осознать, что детский сад – это серьезно. Это не просто место, где присматривают и ухаживают и где можно оставить ребенка, пока родитель занят на работе. Детский сад – огромный пласт жизни малыша. Здесь он учится общаться и дружить, познавать весь многогранный мир, становится членом общества и многое другое. Прожив такой день, родители по-новому смотрят и на педагога и на ДОО, и на своего ребенка. А вечером за круглым столом родители имеют возможность поделиться своими впечатлениями о прошедшем дне. И часто те, кто не посещал в детстве по какой-либо причине детский сад, сожалеют о таком упущении.

Читайте также:  Способы старта с тумбочки

Очень важно включение родителей в жизнь ребенка в детском саду. Семинары, родительские собрания, родительские клубы, несомненно, дают много информации о воспитании ребенка. Но этого мало. Важно полученную информацию применить и почувствовать, что все методы и приемы, о которых рассказывали педагоги, действенны. Но не каждый родитель сразу будет переносить все, что услышал от педагогов, в свою воспитательную практику. Поэтому важно организовывать практикумы, в которых родители участвуют вместе с детьми в разнообразных видах деятельности. Прежде всего, в игровой.Например: «Моя семья», (веселые старты,мы проводили ко дню семьи, участвовали и дети и родители, после праздника мы наградили всех участвующих, было очень интересно и весело. «Село, где мы живем»-организовали игры с детьми и родителями, оформили стенгазету с фотографиями домов детей, улиц, где дети и родители с удовольствием искали свой дом. «Новогодняя мастерская» — где родители вместе с детьми занимались изготовлением различных елочек, которые получились очень красивые и разнообразные, елочками украсили группу.Провели клубы: «Путешествие в сказкино», «Путешествие в страну игралию». «С детьми играем, ум – развиваем». Родители принимали активное участие, всегда была теплая, дружеская встреча, было всем интересно. Такая деятельность помогает родителям увидеть своего ребенка в отличной от домашней обстановке, поиграть вместе с ребенком, овладеть приемами игровой и образовательной деятельности, а затем перенести их в практику семейного воспитания.

Несомненно, эффективным является и раскрытие талантов самих родителей. Где родителисовместно с детьми занимаются изготовлением различных поделок: «Что нам осень подарила?» — работ было много, различных и очень интересных. Родители общаются с детьми. А совместная деятельность сближает родителей и детей, позволяет компенсировать тот недостаток общения между ними, о котором говорят психологи. На встречах родительского клуба в ДОО педагог может помочь родителямсформировать рефлексивную позицию: увидеть свои сильные и слабые стороны как родителя, понять, почему в одних случаях воспитательные приемы срабатывают, а в других – нет.

Таким образом, сегодня через разнообразные формы взаимодействия педагог поддерживает родителей в их воспитательной практике, помогает осознанно относится к родительству, воспитывать ребенка не интуитивно, а с полным осознанием собственной роли в его становлении, овладевать методами и приемами воспитания. А родители помогают педагогам лучше узнать детей и вместе выстроить индивидуальную траекторию развития каждого ребенка.

Повышение коммуникативной компетентности педагога в условиях внедрения ФГОС Семинар-практикум для педагогов «Повышение коммуникативной компетентности педагога, в условиях внедрения ФГОС» Цель: познакомить педагогов.

Детско-взрослый проект «Развиваемся вместе». Повышение психолого-педагогической компетентности родителей Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Детский сад комбинированного вида №2» Детско-взрослый проект «Развиваемся.

Диагностика и развитие родительской педагогической компетентности в ДОО Известно, что ранее в стране широко практиковалась организация педагогического всеобуча. Для родителей организовывались лекции, составлялись.

Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Методическое объединение воспитателей Тема: Повышение компетентности педагога в условиях введения ФГОС в дошкольном образовании. Цель: выявить уровень профессиональной подготовленности.

Повышение родительской активности как одно из условий реализации компетентностного подхода в дошкольном образовании Понятие «компетентностный подход» получил распространение сравнительно недавно, вызвав многочисленные вопросы со стороны педагогов, в плане.

Повышение уровня коммуникативной компетентности дошкольников посредством развития мелкой моторики Составитель – воспитатель старшей группы «Сказка» МБДОУ детский сад комбинированного вида № 14 села Марьино муниципального образования Успенский.

Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста Презентация на тему: Повышение профессиональной компетентности педагогов ДОУ в воспитании здорового образа жизни у детей дошкольного возраста.

Проект «Современный родитель». Повышение ИКТ-компетентности родителей Актуальность Детский сад и семья – два важнейших образовательных института, которые изначально призваны дополнять друг друга и взаимодействовать.

Семейный клуб «Развитие малыша» — как эффективная форма сотрудничества и повышения родительской компетентности Слайд 1 Более 10 лет назад был создан этот клуб. Второй год как я являюсь руководителем клуба «Развитие малыша». Слайд 2 Когда клуб был.

Читайте также:  Способы борьбы с непреднамеренными с

Статья о музыкальном воспитании детей раннего возраста Музыка – источник особой детской радости. В раннем возрасте ребёнок открывает для себя не только красоту музыки, но и её волшебную силу,.

Источник

Консультация для родителей «Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования».
консультация (старшая группа) на тему

Цель: Определение выраженности родительской компетенции, способы ее формирования и значения в области воспитания ребенка.

Задачи: определить составляющие родительской компетенции; дать представление о способах ее формирования; показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; пробудить интерес и желание к распространению своего опыта среди родителей группы

Скачать:

Вложение Размер
konsultatsiya_dlya_roditeley_rodit_kompetentnost.docx 400.42 КБ

Предварительный просмотр:

Консультация для родителей

Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.

Цель: Определение выраженности родительской компетенции, способы ее формирования и значения в области воспитания ребенка.

Задачи: определить составляющие родительской компетенции; дать представление о способах ее формирования; показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; пробудить интерес и желание к распространению своего опыта среди родителей группы .

Концепция модернизации российского образования до 2020 года подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания детей. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Влияния семьи и семейных отношений на развитие личности, высокий уровень компетентности родителей поможет избежать ошибок в воспитании детей.

Формирование педагогической компетентности родителей является основой гармоничного психологического развития ребенка в семье. Именно в семье происходит первичная социализация личности ребенка. По словам А. Бандуры: «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Неполноценность первичной социализации в семье создает проблему нарушенного, неадаптивного и неадекватного социального функционирования ребенка сначала в детском саду, далее в школе, а затем и в обществе в целом.

Под понятием родительской компетентности понимают:

— «знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя», — писала Талызина Н.Ф.;

— «возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом», — писала Кормушина Н.Г.;

— «наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка», — писала Мизина Н.Н.:

— «Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться», — писала Овчарова Р.В.

Анализируя содержание дефиниции «родительская компетентность», рассматриваемый отечественными психологами М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаро- вой и др. выделяют феномен «родительства» как интегральное психологическое образование личности.

По определению Р.В. Овчаровой, родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.

На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной были определены следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.

Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.

Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.

Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека, субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки.

Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.

«Компетентность – это обладание основательными знаниями в какой-либо области», — писали Ожегов и Ушаков.

В современном обществе возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей. Данные тенденции нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов становлению родительской компетентности.

Особая роль отводится формированию следующих видов родительской компетентности:

— знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку.

— понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.

— компетентность, основанная на внимании к физическому здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение.

— компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.

— знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства. .

Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательного учреждения, психолога и других специалистов. С целью повышения уровня компетентности родителей практикуются следующие формы работы с семьей:

Консультирование воспитателями, психологом, тифлопедагогом, логопедом.

Семинары и тренинги . На семинарах родители получают информацию, делятся опытом, задают специалистам интересующие вопросы.

Практические упражнения, выполняемые в ходе тренингов, активизируют творческие силы, способствуют изменению поведения родителей в определённых ситуациях.

Лектории. Одна из форм организации родительского всеобуча, просвещения по вопросам, связанным с воспитанием, развитием детей, охраной их здоровья.

Обучающие занятия. Направлены на овладение родителями практическими приёмами.

Родительские клубы. По сравнению с лекторием, родительский клуб имеет более камерный характер, ориентированный на личное общение и обсуждение, а также менее формальный.

Развитие социальной активности семьи. Участие в совместных мероприятиях сада, группы.

Неформальное общение семей, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей.

Анкетирование, тестирование. Для дифференциации просветительской работы.

Работа с родителями на сайте. Размещение обучающих материалов: памяток, статей, размещение ссылок на полезные интернет-ресурсы. Различные варианты обратной связи с родителями: проведение онлайн-опросов, сбор вопросов или комментариев. Также на сайте можно дублировать информацию о мероприятиях для родителей.

Стенды для родителей. Наглядная информация для совместного ознакомления родителей с детьми.

Семейные праздники. Их основная задача — обеспечить семье опыт эмоционально позитивного взаимодействия. С точки зрения решения задач родительской компетентности, оптимальный формат семейного праздника — продуманная презентация заранее подготовленных проектов. Совместная деятельность всей семьи по подготовке к такому празднику имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал.

Семейный читательский клуб. Еще одна оригинальная форма работы, которая имеет свои положительные ресурсы- чтение становится объединяющей деятельностью.

Детско-родительские мероприятия. Ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.

Основной целью взаимодействия с родителями является повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности педагога и семьи. Они ведут к следующим результатам:

— адаптация родителей к родительской роли;

— организация взаимодействия «мать-ребёнок», «семья-ребёнок» ;

-социально-психологическое взаимодействие матери и ребёнка;

— социально-психологическое взаимодействие ребёнка и других членов семьи;

— активное вовлечение семьи в реализацию социально-педагогической програм;

— обучение членов семьи навыкам взаимодействия с ребёнком; встраивание обучения ребёнка в повседневную жизнь семьи.

— повышается уровень знаний и компетентности родителей.

— улучшается качество жизни семьи.

· создаются условия для благоприятного климата в семье с целью её укрепления и конструктивного влияния на ребёнка.

— повышается социальная активность родителей.

· повышается уровень информированности и профессиональной компетентности.

Источник

Читайте также:  Код способа закупки еис
Оцените статью
Разные способы