- Консультация для родителей «Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования». консультация (старшая группа) на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Важнейшие воспитательные навыки родителей
- Пять навыков, которые помогут качественно изменить подход к воспитанию ребенка или подростка
Консультация для родителей «Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования».
консультация (старшая группа) на тему
Цель: Определение выраженности родительской компетенции, способы ее формирования и значения в области воспитания ребенка.
Задачи: определить составляющие родительской компетенции; дать представление о способах ее формирования; показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; пробудить интерес и желание к распространению своего опыта среди родителей группы
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
konsultatsiya_dlya_roditeley_rodit_kompetentnost.docx | 400.42 КБ |
Предварительный просмотр:
Консультация для родителей
Родительская компетентность: ее составляющие и способы формирования.
Цель: Определение выраженности родительской компетенции, способы ее формирования и значения в области воспитания ребенка.
Задачи: определить составляющие родительской компетенции; дать представление о способах ее формирования; показать связь между отношением к ребенку и родительской компетенцией; пробудить интерес и желание к распространению своего опыта среди родителей группы .
Концепция модернизации российского образования до 2020 года подчеркивает особую роль семьи в решении задач воспитания детей. Успешное решение задач воспитания возможно только при объединении усилий семьи и других социальных институтов. Влияния семьи и семейных отношений на развитие личности, высокий уровень компетентности родителей поможет избежать ошибок в воспитании детей.
Формирование педагогической компетентности родителей является основой гармоничного психологического развития ребенка в семье. Именно в семье происходит первичная социализация личности ребенка. По словам А. Бандуры: «Первичная социализация есть та первая социализация, которой индивид подвергается в детстве и благодаря которой он становится членом общества». Неполноценность первичной социализации в семье создает проблему нарушенного, неадаптивного и неадекватного социального функционирования ребенка сначала в детском саду, далее в школе, а затем и в обществе в целом.
Под понятием родительской компетентности понимают:
— «знания, умения, навыки и способы выполнения педагогической деятельности родителя», — писала Талызина Н.Ф.;
— «возможности создания условий, в которых дети чувствуют себя в относительной безопасности, получая поддержку взрослого в развитии и обеспечении необходимым в этом», — писала Кормушина Н.Г.;
— «наличие у родителей знаний, умений и опыта в области воспитания ребенка», — писала Мизина Н.Н.:
— «Компетентный родитель – это человек, который не испытывает страха за то, что он «плохой» родитель и не переносит чувство страха и вины на своего ребенка. Это человек, готовый видеть реальную ситуацию, в которой растет его ребенок, и предпринимать усилия для того, чтобы ее менять. Это человек, который знает, что если не помогает одно – надо пробовать другое. Компетентный родитель понимает, что для изменения развития ребенка в более благоприятную сторону надо меняться самому, пробовать, искать, в общем – учиться», — писала Овчарова Р.В.
Анализируя содержание дефиниции «родительская компетентность», рассматриваемый отечественными психологами М.О. Ермихиной, Р.В. Овчаро- вой и др. выделяют феномен «родительства» как интегральное психологическое образование личности.
По определению Р.В. Овчаровой, родительство – социально-психологический феномен, представляющий собой эмоционально и оценочно окрашенную совокупность знаний, представлений и убеждений относительно себя как родителя, реализующуюся во всех проявлениях поведенческой составляющей. На стадии развитой формы родительство включает в себя родительские ценности, установки и ожидания, родительское отношение, родительские чувства, родительские позиции, родительскую ответственность, а также стиль семейного воспитания.
На основе анализа исследований Р.В. Овчаровой, Н.Г. Кормушиной, Н.И. Мизиной, М.О. Емихиной были определены следующие составляющие (структурные компоненты) родительской компетентности: когнитивную, эмоциональную, поведенческую.
Когнитивная составляющая включает в себя знания и представления о возрастных и индивидуальных особенностях ребенка, представления о себе как о родителе, представления об идеальном родителе, знание родительских функций, образ ребенка.
Поведенческая составляющая содержит представления о различных способах и формах взаимодействия с ребенком, знания и представления о целевом аспекте этих взаимоотношений, а также убеждения в приоритетности тех направлений взаимодействия с ребенком, которые реализуют родители.
Эмоциональная составляющая определяется переживаниями и чувствами человека, субъективное отношение к себе как родителю, родительские чувства и установки.
Родительская компетентность очень важная часть самореализации взрослого человека.
«Компетентность – это обладание основательными знаниями в какой-либо области», — писали Ожегов и Ушаков.
В современном обществе возрастает количество социально незащищенных родителей и детей, наблюдается социально-психологическая тревожность семьи, ухудшение состояния здоровья детей. Данные тенденции нельзя оставить без внимания. Изменения социокультурной ситуации требуют совершенствования содержания, форм и методов становлению родительской компетентности.
Особая роль отводится формированию следующих видов родительской компетентности:
— знание и использование в повседневной жизни методов воспитательного воздействия, способствующих развитию личности ребёнка. Ориентация на поощрение желательных действий ребёнка и выстраивание границ дозволенного поведения в случае нежелательных действий ребёнка. Отказ от жестокого обращения с детьми. Скоординированность родительских действий по отношению к ребёнку.
— понимание возрастных и индивидуальных особенностей ребёнка, а также умение строить взаимоотношения с ним с учётом удовлетворения его базовых психологических потребностей: в безопасности, любви, уважении и принятии.
— компетентность, основанная на внимании к физическому здоровью ребёнка. Она включает в себя проведение необходимых профилактических мероприятий, обследование ребёнка у специалистов, направленное на выявление отклонений в здоровье ребёнка и своевременное их предупреждение или лечение.
— компетентность, которая проявляется в способности родителей сохранять старые социальные связи и предусматривает способность родителей устанавливать и поддерживать новые продуктивные социальные связи, способствующие интеграции семьи в социум.
— знание основных прав родителей и ребёнка, ориентация в нормативно-правовых документах и законодательстве РФ по вопросам семьи, а также умение применять на практике нормы законодательства. .
Становление родительской компетентности – сложный и динамичный процесс, осуществляемый как в ходе семейного самообразования, так и при непосредственном содействии педагогов образовательного учреждения, психолога и других специалистов. С целью повышения уровня компетентности родителей практикуются следующие формы работы с семьей:
Консультирование воспитателями, психологом, тифлопедагогом, логопедом.
Семинары и тренинги . На семинарах родители получают информацию, делятся опытом, задают специалистам интересующие вопросы.
Практические упражнения, выполняемые в ходе тренингов, активизируют творческие силы, способствуют изменению поведения родителей в определённых ситуациях.
Лектории. Одна из форм организации родительского всеобуча, просвещения по вопросам, связанным с воспитанием, развитием детей, охраной их здоровья.
Обучающие занятия. Направлены на овладение родителями практическими приёмами.
Родительские клубы. По сравнению с лекторием, родительский клуб имеет более камерный характер, ориентированный на личное общение и обсуждение, а также менее формальный.
Развитие социальной активности семьи. Участие в совместных мероприятиях сада, группы.
Неформальное общение семей, способствует налаживанию дополнительных социальных контактов семей.
Анкетирование, тестирование. Для дифференциации просветительской работы.
Работа с родителями на сайте. Размещение обучающих материалов: памяток, статей, размещение ссылок на полезные интернет-ресурсы. Различные варианты обратной связи с родителями: проведение онлайн-опросов, сбор вопросов или комментариев. Также на сайте можно дублировать информацию о мероприятиях для родителей.
Стенды для родителей. Наглядная информация для совместного ознакомления родителей с детьми.
Семейные праздники. Их основная задача — обеспечить семье опыт эмоционально позитивного взаимодействия. С точки зрения решения задач родительской компетентности, оптимальный формат семейного праздника — продуманная презентация заранее подготовленных проектов. Совместная деятельность всей семьи по подготовке к такому празднику имеет огромный развивающий и воспитательный потенциал.
Семейный читательский клуб. Еще одна оригинальная форма работы, которая имеет свои положительные ресурсы- чтение становится объединяющей деятельностью.
Детско-родительские мероприятия. Ставят своей задачей показать родителям и другим взрослым возможности ребенка в общении, акцентировать наиболее значимые для них в том или ином возрасте темы. Но не менее важной является появляющаяся у родителей возможность увидеть других детей, чтобы понять место своего ребенка среди них, а также через сравнение с другими точнее рассмотреть ресурсы и трудности сына или дочери.
Основной целью взаимодействия с родителями является повышение педагогической компетентности родителей посредством организации совместной деятельности педагога и семьи. Они ведут к следующим результатам:
— адаптация родителей к родительской роли;
— организация взаимодействия «мать-ребёнок», «семья-ребёнок» ;
-социально-психологическое взаимодействие матери и ребёнка;
— социально-психологическое взаимодействие ребёнка и других членов семьи;
— активное вовлечение семьи в реализацию социально-педагогической програм;
— обучение членов семьи навыкам взаимодействия с ребёнком; встраивание обучения ребёнка в повседневную жизнь семьи.
— повышается уровень знаний и компетентности родителей.
— улучшается качество жизни семьи.
· создаются условия для благоприятного климата в семье с целью её укрепления и конструктивного влияния на ребёнка.
— повышается социальная активность родителей.
· повышается уровень информированности и профессиональной компетентности.
Источник
Важнейшие воспитательные навыки родителей
Пять навыков, которые помогут качественно изменить подход к воспитанию ребенка или подростка
Воспитание – забавная штука. Даже если у вас двенадцать детей, вы все еще продолжаете учиться. Вы можете хорошо воспитать первых одиннадцать, но двенадцатый задаст вам хлопот…
Пять навыков и соответствующие им воспитательные советы, приведенные в этой статье, помогут вам качественно изменить подход к воспитанию вашего ребенка или подростка, а также помогут установить здоровые отношения с ним. Давайте рассмотрим каждый из них по очереди.
1. Создавайте правильную атмосферу
Создание необходимой обстановки – это большая часть воспитания. Вы должны создать правильную атмосферу: должно присутствовать определенное чувство радости, любви, заботы и дисциплины как внутри вас, так и в вашем доме. Главное, что вы можете сделать для вашего ребенка, это дать ему любовь и заботу. Создайте для него атмосферу любви, в которой его интеллект расцветет и разовьется естественным образом. Ребенок чист, не испорчен жизнью. Поэтому сядьте рядом с ним и посмотрите на жизнь свежим взглядом, как это делает он. Ваш ребенок не должен делать то, что делали в жизни вы. Ваш ребенок должен делать то, о чем вы и мечтать не могли. Только так развивается мир.
Основная обязанность человечества – обеспечить, чтобы следующее поколение было, по крайней мере, на один шаг впереди нас. Чрезвычайно важно, чтобы следующее поколение жило немного более радостно, с меньшим страхом, меньшими предубеждениями, меньшими сложностями, меньшей ненавистью, меньшими страданиями. Мы должны стремиться к этому. Ваш вклад в благополучие следующего поколения заключается в том, что вы приведете в мир не избалованного, плохо воспитанного ребенка, а человека, который хотя бы немного лучше, чем вы.
2. Знайте потребности своего ребенка
Некоторые родители в своем стремлении или амбициях сделать своих детей супергероями, необоснованно заставляют их преодолевать слишком сложные испытания. Эти родители хотят, чтобы их дети стали такими, какими они сами стать не смогли. В попытке удовлетворить свои амбиции с помощью детей некоторые родители бывают крайне жестокими по отношению к ним. Другие родители, считая, что очень любят своих детей, чрезмерно балуют их и тем самым делают их беспомощными и бесполезными в жизни.
Жил когда-то на свете один мудрый человек. Однажды он увидел кокон, который немного треснул, а бабочка внутри него отчаянно боролась, чтобы выйти наружу – оболочка кокона была слишком твердой. Обычно бабочка борется, чтобы выйти из кокона, пробить его, в течение почти сорока восьми часов. Если у нее не получается, она умирает. Мудрец наблюдал усилия бабочки и из сострадания к ней ногтем вскрыл кокон и выпустил ее наружу. Но когда она оказалась на свободе, то не смогла летать. Оказывается, при усилиях, прилагаемых бабочкой, чтобы выйти из кокона, она приобретает способность летать. А на что годится бабочка, которая не умеет летать? Многие родители из любви к своим детям поступают так же, обрезая крылья своим детям. Их дети в итоге не способны летать по жизни.
Единого стандартного правила воспитания всех детей не существует. Все дети разные. У родителей должна быть некая свобода действий. Невозможно точно отмерить меру любви и строгости для всех. Разным детям требуются разные уровни внимания, любви и строгости. Пальме и розе требуется разное количество воды. Необходимо развивать чуткость к потребностям своих детей.
3. Учитесь у своего ребенка
Большинство взрослых считают, что, как только ребенок рождается, им пора становиться учителями. Когда ребенок появляется на свет, входит в ваш дом, нужно не учить его, а самому учиться у своего ребенка. Просто посмотрите на себя и на него, ведь ваш ребенок более радостный, чем вы, не так ли? Так что пора вам начать узнавать о жизни от него, а не наоборот. Единственное, чему вы можете научить вашего ребенка, – и в определенной степени должны, – это искусству, навыкам выживания. Но когда дело касается самой жизни, ребенок узнает о ней больше на собственном опыте, самостоятельно. Он и есть жизнь; он это знает. Даже у вас, если вы отбросите все предубеждения и влияния, наложившиеся на ваше мировоззрение, жизненная энергия найдет верный путь и снова заструится в вас. Взрослый человек подвержен всем мыслимым видам страданий, а ребенок еще нет. Таким образом, когда рождается ребенок, для взрослого наступает время учиться, а не учить.
4. Пусть дети просто будут самими собой
Если родители по-настоящему заботятся о своих детях, они должны воспитывать их таким образом, чтобы дети никогда не нуждались в родителях (потребительски, в той или иной форме). Родительская любовь должна быть процессом освобождения, а не запутывания, втягивания, порабощения. Поэтому, когда ребенок рождается, позволяйте ему смотреть вокруг, проводить время на природе и с самим собой. Создавайте атмосферу любви и заботы и не пытайтесь навязывать ему свою мораль, мысли, мировоззрение или еще что-либо. Просто позвольте ему расти, позвольте расти и взрослеть его интеллекту и помогайте ребенку развивать собственный взгляд на жизнь. Смотреть на жизнь собственным взглядом, взглядом личности очень важно для его благополучия и благополучия мира в целом. Для того чтобы ребенок вырос успешным человеком, родители должны помогать ему учиться думать самому, использовать собственный разум, чтобы самостоятельно определять, что для него наиболее важно в жизни.
5. Будьте радостным, спокойным человеком
Если вы хотите хорошо воспитать своего ребенка, в первую очередь вы должны быть счастливыми. Но вы зачастую сами не знаете, как быть счастливыми, признайте. Что произойдет с ребенком, если единственное, что он ежедневно будет видеть в вашем доме, это будут напряженность, гнев, страх, тревога и ревность? Он, очевидно, будет учиться только этому, не так ли? Если вы действительно намерены правильно воспитать ребенка, то должны изменить себя и стать любящим, радостным и спокойным человеком. Если вы не в состоянии это сделать, то каким тогда воспитаете ребенка?
Если мы действительно хотим воспитывать наших детей добрыми и любящими, то прежде всего должны постараться сделать что-то с самими собой. Каждый, кто желает стать родителем, должен провести один простой эксперимент. Нужно сесть и задуматься, что конкретно не в порядке в вашей жизни и что было бы хорошо изменить в ней – не во внешнем мире, а в самом себе. Если вы в течение трех месяцев сможете изменить что-то в себе – ваше поведение, речь, способы реагирования и привычки, – то будете готовы воспитывать ребенка с мудростью.
Источник