Способы формирования режима дня детей

Как организовать режим дня школьника

Важнейшим гигиеническим принципом построения режима дня школьника является рациональная организация учебно-воспитательного процесса, при которой получение разносторонних знаний сочетается с укреплением здоровья школьников и способствует формированию целостной, востребованной обществом личности.

Основные требования к режиму дня школьников изложены в СП 2.4.3648-20 «Санитарно-эпидемиологические требования к организациям воспитания и обучения, отдыха и оздоровления детей и молодежи» и СанПиН 1.2.3685-21 «Гигиенические нормативы и требования к обеспечению безопасности и (или) безвредности для человека факторов среды обитания».

Для предупреждения переутомления школьника предельная недельная учебная нагрузка, в зависимости от длительности учебной недели, должна составлять: в 1-х — 4-х классах — 21-26 часов, в 5-х — 9-х классах — 29-36 часов, в 10-х — 11-х классах — 34-37 часов и распределяться с учетом недельной умственной работоспособности:

— в течение недели для обучающихся должен предусматриваться облегченный учебный день в среду или четверг;

— в течение учебного дня занятия по самым трудным предметам не должны проводиться на первых и последних уроках, так как утром организм ребенка находится на стадии врабатывания, а к концу учебного дня — на стадии снижения умственной продуктивности и утомления.

Учебные занятия не должны начинаться ранее 8:00 и заканчиваться позднее 19:00.

Особое внимание в организации режима дня школьника следует уделять образовательному процессу с использованием электронных средств обучения, в том числе персональных компьютеров, как при реализации основной программы обучения, так и при проведении внеурочных занятий.

Занятия в кружках с использованием персональных компьютеров должны организовываться не раньше, чем через 1 час после окончания учебных занятий в школе, и не чаще двух раз в неделю.

Продолжительность работы с персональным компьютером.

На уроке (мин, не более)

Суммарно в день в школе (мин, не более)

Суммарно в день дома (включая досуговую деятельность)

Для предупреждения переутомления предусматривается проводить комплекс упражнений для глаз.

Не следует приступать к выполнению домашних заданий сразу по приходу домой из школы. Не успевший отдохнуть организм получает дополнительную нагрузку, работоспособность его понижается и на приготовление уроков затрачивается больше времени.

Продолжительность прогулок, подвижных игр и других видов двигательной активности должна составлять как минимум 3-3,5 часа в младшем возрасте и 2,5 часа у старшеклассников.

Грамотно организованный день школьника быстро приносит положительные изменения в его настроение, самочувствие и успеваемость. Подвижные игры имеют огромное значение в жизни ребенка, так как представляют собой незаменимое средство получения ребенком знаний и представлений об окружающем мире. Они влияют на развитие мышления, смекалки, сноровки, ловкости, морально-волевых качеств.

Существенное влияние на формирование правильного режима дня школьника имеют сон и питание.

У недосыпающих детей уровень работоспособности на уроках снижается на 30% по сравнению с детьми, которые соблюдают норму продолжительности сна. Согласно требованиям санитарных правил и нормативов, продолжительность ночного сна для детей 8-10 лет составляет 10 часов, 11-14 лет — 9 часов, 15 лет и старше — 8,5 часов.

В школьные годы вырабатываются многие пищевые привычки, которые влияют на здоровье во взрослой жизни. Прежде всего это формирование правильного пищевого поведения и здорового образа жизни. Для школьников рекомендуется 4-5-разовое питание, обеспечивающее суточную потребность в пищевых веществах и энергии.

Читайте также:  Три способа разориться женщины скачки

При недостаточном или неправильном питании ребёнку не хватает энергии для учёбы, он быстро устаёт, становится невнимательным и раздражительным.

Таким образом, организация режима дня в повседневной жизни школьника очень важна. У ребёнка, соблюдающего правильный режим, вырабатываются условные рефлексы, и каждая предыдущая деятельность становится сигналом к последующей. Это помогает ему легко переключаться из одного состояния в другое. Чёткий режим дня помогает правильно сбалансировать рабочую деятельность и отдых, что очень важно для здоровья растущего ребёнка и его успехов в школе.

Источник

Режим дня для детей различного возраста

Домашнее задание по дисциплине Основы формирования здоровья детей.

ТЕМА: РЕЖИМ ДНЯ, ЕГО РОЛЬ В ФОРМИРОВАНИИ ЗДОРОВЬЯ ДЕТЕЙ И ПОДРОСТКОВ

Выучить тему «Режим дня»: учебное пособие стр. 48-53, контрольные вопросы на стр. 54; монография: стр. 218-228, 236-237.

После изучения темы написать решение ситуационных задач согласно алгоритму.

Содержание обучения

Режим (regime)французское слово, которое означает свод правил, мероприятий, необходимых для достижения той или иной цели.

Режим дня – это четкий распорядок жизни в течение суток, предусматривающий чередование бодрствования и сна, а также рациональную организацию различных видов деятельности.

Режим дня –распределение во времени и в определенной последовательности основных физиологических потребностей организма ребенка (активного бодрствования, сна и пищи), а также чередование различных видов деятельности во время бодрствования.

Рациональный режим – основа правильной организации жизни ребенка. Правильный, рационально построенный и соответствующий возрастным возможностям ребенка режим является важным фактором формирования здоровья:

· способствует гармоничному развитию (физическое, нервно-психическое и др.);

· обеспечивает работоспособность, успешное осуществление разнообразной деятельности;

· повышает общую сопротивляемость организма;

· создает ровное, бодрое настроение;

· поддерживает интерес к учебной и творческой деятельности, играм,

поскольку предупреждает развитие переутомления.

Жизнь ребенка по режиму — необходимое условие правильного воспитания. Постоянное время еды, сна, прогулок, игр и занятий-то, что И.П. Павлов назвал внешним стереотипом, – обязательное условие правильного воспитания ребенка. «Режим тогда будет иметь воспитательное значение, если он соблюдается систематически. Неопределенность лишает режим всякого значения и обращает его в набор случайных, не связанных между собой распоряжений. Правильный режим должен отличаться определенностью, точностью и не допускать исключения, кроме тех случаев, когда исключения действительно необходимы и вызываются важными обстоятельствами» (А.С.Макаренко). При постоянном соблюдении правильного режима дня у ребенка формируется организованное поведение, устраняются причины возникновения отрицательных привычек, негативизма.

Четкое выполнение заранее продуманного и разумно составленного распорядка дня способствует выработке у ребенка определенного динамического стереотипа, который приводит к возникновению у детей достаточно прочных условных «рефлексов на время». Вследствие выработавшегося «рефлекса на время» организм ребенка в каждый момент подготовлен к предстоящему виду деятельности. При этом все процессы (занятия, питание, сон и т.д.) протекают с меньшими физиологическими затратами. Великий физиолог И.П. Павлов говорил, что ничто так не облегчает работу нервных клеток головного мозга, как определенный распорядок жизни. В этом основное значение формирования и соблюдения режима дня — становление жизненного стереотипа, когда ведущей причиной поведения становится индивидуально приобретенная программа поведения, основанная на закрепленных механизмах памяти.

Читайте также:  Способы исчисления трудового стажа

Основой регуляции режима дня является чередование видов деятельности.Степень морфофункциональной зрелости организма, определяет содержание режима дня и длительность основных его элементов, среди которых выделяют следующие:

Ø режим питания (кратность питания, количество, время кормления и интервалы между приемами пищи);

Ø длительность отрезков бодрствования (необходимо учесть физиологические особенности работоспособности нервных клеток);

Ø время пребывания на воздухе в течение дня (прогулки);

Ø продолжительность и кратность сна (суточное количество сна и длительность отрезков дневного сна), во время которого должно быть восстановлено деятельное состояние ребенка данного возраста;

Ø воспитательная и учебная деятельность;

Ø продолжительность и место обязательных занятий, как в условиях образовательных учреждений, так и дома;

Ø игровая деятельность и занятия по собственному выбору (чтение, занятие музыкой, рисованием и другой творческой деятельностью, спорт);

Ø свободное время, возможность обеспечить двигательную актив­ность ребенка по собственному выбору;

Ø самообслуживание, помощь семье;

Ø личная гигиена.

При составлении режима дня детей разного возраста необходимо обеспечить:

· глубокий, достаточный по продолжительности сон;

· регулярность приема пищи;

· условия для активного деятельного состояния;

· своевременно чередовать активную деятельность на протяжении бодрствования с достаточным отдыхом и максимальным пребыванием на свежем воздухе (в целях поддержания его активного деятельного и эмоционально-положительного состояния), т.к. в силу малой выносливости нервной системы длительные, однообразные занятия в одном положении ведут к утомлению;

· соблюдение последовательности компонентов режима: например, для ребенка грудного возраста – пробуждение -кормление — активное бодрствование-сон, после 9-10 месяцев жизни меняется последовательность – сразу после пробуждения потребность в еде не возникает, а организовывать кормление надо через 45 минут или 1 час.

Два ведущих для нормального роста и развития детей фактора режима дня:

· адекватная двигательная активность

· достаточность сна

I. Рациональная двигательная активность (физические упражнения, подвижные игры, всевозможные движения) способствует нормальному функционированию нервной, сердечно-сосудистой и других систем детского организма. Движения положительно влияют на психическое развитие детей. Недостаточная двигательная активность (гиподинамия) нарушает процесс нормального развития, возникают качественные изменения обмена веществ. Длительная гипокинезия (ограничение количества и объема движений) для ребенка – это процесс, нарушающий генетически запрограммированный процесс роста и развития, вследствие чего адаптационные возможности детского организма могут быть утрачены.

Бодрствование – активная форма жизнедеятельности, когда большинство физиологических систем и органов усиленно работают. Бодрствование обеспечивается активностью соответствующего центра, находящегося в подкорковых областях мозга. Раздражение этого центра во время сна приводит к немедленному пробуждению.Необходимо, прежде всего, установление наиболее благоприятных соотношений между бодрствованием и сном, что предоставляет необходимые паузы, обеспечивающие чередование периодов большей и меньшей активности мозга. После активного бодрствования наступает глубокий сон, а полноценный сон обеспечивает активное бодрствование.

II. Сон ребенка – это естественные компонент его физиологической деятельности, обеспечивающий нормальный ритм процессов высшей нервной деятельности, метаболизма, физического развития, роста и созревания.

Функции сна:

· поддержание работоспособности нервных клеток;

· в период глубокого сна происходит выделение гипофизом гормона роста, поэтому можно образно сказать, что дети растут наиболее интенсивно в стадии глубокого сна, особенно в предутренние часы.

Читайте также:  Государственные способы защиты трудовых прав

· отдых, полное функциональное восстановление всех систем организма, усвоение энергии и трофических веществ, прежде всего в тканях мозга;

· переработка и хранение информации;

· приспособление организма к изменению освещенности («день-ночь»), световой режим определяет суточный ритмы эндокринной системы, прежде всего эпифиза;

· восстановление иммунитета путем активации Т-лимфоцитов, направленных на борьбу с вирусными заболеваниями.

Выделяют 2 фазы сна: фаза медленного сна и фаза быстрого сна; и 5 стадий (по данным электроэнцефалографии): 1 (дремотная), 2, 3 и 4 – медленноволновые, 5 – парадоксальный сон. 5 стадий составляют цикл сна, продолжительность которого у взрослого человека — 90-120 минут, а у ребенка до 2-3 лет – 60 минут, к 4-5 годам доходит до 90 минут. Наиболее важной для организма человека считается 4 стадия сна, которая является наиболее длительной в первых 2 циклах сна, с 21 до 24 часов. Второй по значимости – быстрый сон. У детей до 10 лет представленность этой фазы в структуре сна больше, чем у взрослых, особенно у новорожденных, что имеет значение для развития мозга.

Дети засыпают быстрее, чем взрослые. Это объясняется усиленной физической и умственной активностью в период бодрствования, а также быстрой утомляемостью и истощаемостью клеток коры головного мозга.

Продолжительность сна зависит от возраста. У новорожденного ребенка сон носит полифазный характер, т.е. возникает множество раз в течение дня и ночи, и отличия дня и ночи по длительности сна не установились. С годами происходит смена полифазного сна на монофазный. Отчетливое преобладание ночного сна возникает уже в конце первого месяца жизни. Для детей раннего и дошкольного возраста обязателен как ночной, так и дневной сон, независимо от того, посещает ребенок дошкольное образовательное учреждение или нет. После 4 лет сохранить дневной сон удается не у всех детей. Здесь существенно сказываются индивидуальные различия потребности во сне. Вместе с тем желательно, чтобы дневной сон обеспечивался всем детям до 5-6 летнего возраста.

Спокойный сон нормальной длительности, краткие периоды переходов от бодрствования к сну, и наоборот (не более 30 минут), являются свидетельством и сохранности здоровья, нормального режима жизни, и хорошего психологического климата в семье. Особенно важна полноценность сна в периоды интенсивного роста.

Существенная часть детей страдает от недостаточной длительности или качества сна, что приводит к отставанию в развитии функций головного мозга, формированию клинических признаков синдрома хронической депривации сна, напоминающего синдром хронической усталости. Главный результат сокращенного, неполноценного сна – нарушение качества последующего бодрствования, настроения, поведения, контактности с окружающими, снижение интеллекта, внимания и памяти. Кроме того, страдает система иммунитета: частые инфекционные заболевания с более тяжелым и затяжным течением. Часто причиной нарушения нормального сна детей является отсутствие четкого выполнения режима, а также постоянства и единства воспитательных приемов в семье и в детских учреждениях.

Режим дня для детей различного возраста

Возраст

Кормление

Бодрствование (продолжительность каждого периода), ч

Источник

Оцените статью
Разные способы