- Предмет и методы публичного права
- Предмет публичного права
- Динамичность как свойство предмета публичного права
- Готовые работы на аналогичную тему
- Методы публичного права
- Предмет и метод публичного права
- Понятие предмета публичного права
- Характеристика предмета публичного права
- Готовые работы на аналогичную тему
- Метод публичного права
- Частное и публичное право: вопросы классификации
Предмет и методы публичного права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Предмет публичного права
Публичное право выступает обширной системой правового регулирования в любом современном правопорядке. Посредством публично-правового регулирования обеспечивается воздействие на самые разнообразные объекты и сферы общественной жизни: политику, хозяйственно-экономическую систему, науку, культуру и т.д. Общей консолидирующей чертой отношений, регулируемых публичным правом, выступает их принадлежность к предмету рассматриваемой системы, понятие которого, несмотря на наличие определенных разногласий и множественности подходов к определению, может быть сформулировано следующим образом.
Предмет публичного права – общественные отношения, возникновение и реализация которых продиктованы требованиями необходимости удовлетворения публичного общесоциального интереса, в том числе отношения связанные с устройством и функционированием государства и его институтов, вопросы местного самоуправления, судоустройства, и т.д.
Кроме того, в числе элементов предмета публичного права находятся вопросы формирования национальной правовой системы – правотворчество, правоприменение, основы правовой системы, принципы надгосударственного взаимодействия и сотрудничества и т.д.
Предмет правового регулирования публичного права отличает его системность, обусловленная тем, что будучи важнейшим институтом правового регулирования, выступающем обширной частью правовой системы государства, публичное право представляет собой не просто случайную совокупность юридических принципов и норм, а органическое, системной образование.
Только такое понимание предмета публичного права позволяет выделять и учитывать характер связей, входящих в сферу его правового регулирования, их действительное содержание, изучать системообразующие факторы публичного права, определять уровни и элементы его предмета, его сложность и т.д.
Динамичность как свойство предмета публичного права
Несмотря на известную степень организованности и системности предмета публичного права, регулирующего отношения связанные с необходимостью удовлетворения публичного интереса, следует обратить внимание на то, что в настоящее время предмет публичного права не сводится исключительно к регулированию властных отношений.
Готовые работы на аналогичную тему
С усложнением общесоциальной и государственной действительности происходит усложнение предмета публичного права. Так, в числе современных тенденций его развития и дополнения могут быть названы:
- расширение социальных функций государства, обусловленных становлением, так называемых, социальных государств, приоритетом деятельности которых выступает признание человека, его прав и свобод высшей ценностью, предопределяющих направления государственного развития;
- в условиях глобализации, развития мирового рынка и надгосударственного взаимодействия усиливаются интеграционные процессы в международных отношениях, обуславливающих с одной стороны, необходимость правового регулирования соответствующих форм взаимодействия, а с другой – оказывающих влияние на внутригосударственное право, которое должно находиться в соответствии с общепризнанными принципами и нормами современного международного права;
- расширение предмета публичного права происходит в результате формирования социально-политических и экономических институтов – некоммерческих организаций, общественных объединений, транснациональных корпораций и т.д.
Таким образом, публичное право регулирует общественные отношения, находящиеся в постоянном, непрерывном развитии и преобразовании, возникают новые формы взаимодействия, обусловленные фактором публичной заинтересованности в их реализации, утрачивают актуальность иные – не отвечающие современным реалиям и т.д. При этом примеры процессов, приведенные выше, выступают лишь частью сегодняшней специфики предмета публичного права, оказывающей влияние на расширение его содержания.
Методы публичного права
Наряду с понятием и свойствами предмета публичного права, очень важное значение имеют методы публично-правового регулирования, которые в наиболее общем виде могут быть определены следующим образом:
Метод публичного права – особый юридический признак рассматриваемой системы, характеризующий способы воздействия на общественные отношения, в том числе посредством установления компетенции и сферы ведения публичных субъектов – государства в лице его органов и должностных лиц.
Основным методом публичного права выступает императивный метод правового регулирования, которому присущ ряд отличительных признаков и особенностей:
- Централизованная реализация и строгая субординация участников правоотношений;
- Использование отношений власти и подчинения;
- Правовые акты и нормы, иные решения, включая и устные, принимаются и реализуются по принципу распоряжение – исполнение;
- Поведение подчинённого субъекта зависит только от содержания веления властного субъекта;
Кроме того важной особенностью императивного метода правового регулирования выступает специфика регулирования поведения субъектов регулируемых правоотношений. Так, поведение подчинённого субъекта зависит только от содержания веления властного субъекта, в условиях отсутствия необходимости в получении согласия подчиненного субъекта на исполнение соответствующего властного предписания. Кроме того, субъекты публичного права строго ограничены собственным юридически установленным правовом статусом – они не вправе выходить по собственному усмотрению за пределы предоставленных полномочий, независимо от согласования воль участников правоотношений.
Таким образом, метод публично-правового регулирования отражает способы юридически-значимого воздействия на деятельность субъектов правоотношений, входящих в предмет публичного права, используемые для достижения общественно-значимых целей.
Источник
Предмет и метод публичного права
Вы будете перенаправлены на Автор24
Публичное право представляет собой некую функционально-структурную подсистему права, которая выражает общественные и государственные отношения.
Прежде чем перейти к рассмотрению предмета публичного права, стоит обозначить, что представляет собой общее понимание предмета правового регулирования. Так, в юридической литературе указано, что любая отрасль права имеет свой предмет правового регулирования, в качестве которого принято рассматривать регулируемые данной отраслью общественные отношения.
Понятие предмета публичного права
Сущность публичного права, как и частного, заключается, прежде всего, в общественных отношениях.
Предмет публичного права – это совокупность общественных отношений, которые регулируются публично-правовыми нормами.
Юридическая литература относит к предмету публичного права следующие категории:
- отношения по устройству и функционированию, как государства, так и его институтов;
- отношения в сфере гражданского общества;
- отношения по поводу механизма и уровней самоуправления;
- отношения в области правотворчества и правоприменения;
- отношения, строящиеся на принципах, нормах и институтах отношений между государствами и международными организациями.
Таким образом, можно отметить, что предмет определяет специфику публичного права. При этом он характеризуется общественными отношениями, напрямую связанными с деятельностью государства в области управления, организации и реализации власти, охраны правопорядка и т.д.
Характеристика предмета публичного права
Некоторые предметы публичного права пронизывают исключительно властные отношения и принадлежат целиком публичной сфере. Но есть также часть предметов, которая носит смежный характер, оказывая свое воздействие на отрасли частного права. Так, в настоящее время, часть объектов публичного регулирования переместилась в область регулирования частного права, например:
Готовые работы на аналогичную тему
- область деятельности организаций и других субъектов хозяйствования, где зона регулирования и управления является суженой;
- область расширения проявления свободы человека и укрепления прав граждан;
- область открытого доступа к институтам гражданского общества, общественным организациям, партиям и движениям;
- область увеличения саморегуляции в общественной нормативной системе.
Публичное право, в свою очередь, также заимствует из частного права некоторые институты, например, «Договоры». Такая тенденция присуща многим зарубежным государствам.
Метод публичного права
Проблему определения понятия «метод регулирования публичного права» нельзя назвать разработанной. Многие исследователи, касаются ее лишь косвенно, изучая другие вопросы.
Однако в теории все же предпринимаются попытки определить метод регулирования публичного права. Некоторые авторы предлагают сделать это путем характеристики методов определенных отраслей, которые, по их мнению, в совокупности выражают метод регулирования публичного права. Другие рассматривают метод регулирования публичного права в качестве субординационного, централизованного, принудительного и метода неравенства.
Предполагается, что наиболее правильная позиция состоит в том, чтобы отнести метод публичного права к его подотрослям, ведь каждая отрасль направлена на регулирование отношений, как единых (одного вида), так и нетождественных (разных видов). При этом единство выступает в качестве некой основы общности метода регулирования отношений, а нетождественность указывает на различия в способе воздействия на них.
Конституционное право. В данном случае метод правового регулирования обладает особенностью «метода восходящего подчинения». Речь идет о том, что указанное соотношение субъектов правоотношений возможно при условии народовластия. Народ поручает осуществление власти определенным субъектам, которых он избрал: парламенту, президенту.
Административное право. Дифференциация публично-правового метода в этом случае связана с обеспечением целенаправленного управленческого воздействия органов власти и государственного управления на общественные отношения. Процесс управления выстраивается таким образом, чтобы упорядочить деятельность, обеспечить непосредственное прямое подчинение субъекта власти, исключив при этом хаотичный беспорядок.
Финансовое право. В финансовом праве особенность метода регулирования публичного права состоит в возможности «перенести» определенную долю компетенции государства на физических и юридических лиц, которые не являются государственными служащими и должностными лицами.
Уголовное право. В уголовном праве метод публичного права характеризуется основополагающими обязанностями и правами, принадлежащими государству как субъекту уголовного права. К ним можно отнести, например, принадлежащие государству право наказания и обязанность его применения. Данные право и обязанность могут быть реализованы разными ветвями власти. Определить вид и предел наказания должна законодательная власть. Обозначенное предусмотрено ст. 3 Уголовного кодекса РФ, устанавливающей, что преступность и наказуемость деяния, а также иные последствия, определяются уголовным законом.
Важную роль в осуществлении государством наказания исполняет суд. Только суду принадлежит право определить предел и вил уголовной ответственности, которая назначается виновному в случае, если его вина в совершении преступления будет доказана. Так же судьям принадлежит право изменить вид и характер ответственности, или освободить от ее назначения виновного. Также в реализации наказания участвуют органы исполнительной власти и правоохранительные органы.
Таким образом, основной метод публичного права – это метод государственных властных предписаний от одних участников правоотношений к другим. При этом государство само предусматривает меры и виды охраны общественных отношений.
Помимо этого метода применению подлежат также императивный метод (наделение властными полномочиями субъектов) и диспозитивный метод (стороны имеют возможность по своему усмотрению использовать принадлежащие им права).
Источник
Частное и публичное право: вопросы классификации
Разделение права на отрасли есть исключительное завоевание советской доктрины. Ни одна современная правовая система не предусматривала и не предусматривает такого деления. Частное право в общем виде является совокупностью законодательно-правовых комплексов, регулирующих гражданский оборот. В данном случае речь идет о массивах законодательства и соподчиненных им правовых явлениях, основу которых мы усматриваем в кодифицированных актах.
Ключевые слова: частное право, законодательство, публичное право, государство, гражданский оборот, собственность, правоотношения, права человека, семейное право.
В настоящее время общепризнанным является взгляд на деление права на отрасли. Такой взгляд возможен, если согласиться с тем, что право и законодательство – тождественные явления. В то же время, как верно отметил Н.М. Коршунов, «тесная связь между публичным и частным правом в рамках отдельного законодательства позволяет видеть в том и другом «две стороны одного и того же отношения»1.
Из содержания ст. 15 Конституции РФ следует, что общепризнанные принципы и нормы международного права и международные договоры РФ являются составной частью ее правовой системы. Но ведь и законы России также входят в эту систему, и, следовательно, она состоит не только из законов, но и включает в себя право. Таким образом, Конституция РФ видит в целом правовую систему как состоящую из законов России и права, которое нельзя назвать законом государства. Область права, а именно правовая доктрина, правосознание, правопонимание, обычное право, судейское правотворчество, соглашения равноправных субъектов, не указанные в законе, аналогия права, должна находиться за пределами закона как правила поведения.
В изданном институтом государства и права РАН сборнике «Судебная практика как источник права»2 из пяти статей в четырех утверждается, что судебная практика есть источник права. Лишь одна статья основана на другой точке зрения, которая четко сформулирована в ее названии «Суд не законодательствует и не управляет, а применяет право»3. С такой констатацией можно согласиться, поскольку наличие двух законодателей не предусмотрено действующей Конституцией РФ (ст.10), основывающейся на делении властей – законодательной, исполнительной и судебной. Однако нужна оговорка: суд не законодательствует, а применяет право и, в основном, закон.
Трудно согласиться с мнением о том, что все общественные отношения определяются лишь экономическими отношениями. Примерами могут служить национальные, расовые, межконфессиональные, культурные (в том числе образовательные), в значительной мере семейные, неимущественные отношения, права и свободы человека. В публичной сфере это отношения выбора политического режима, идеология, оборона, борьба с террором и насильственными преступлениями, выборы и плебисциты и многое другое, охрана природы например4.
Разделение права на отрасли есть исключительное завоевание советской доктрины. Ни одна современная правовая система не предусматривала и не предусматривает такого деления (и в СССР до указанного периода). Как получилось, что закон и право стали отождествлять, а советская правовая система – подразделяться на отрасли?
Известно отрицательное отношение постреволюционной власти к делению права на публичное и частное, сформулированное в письме В.И. Ленина к Курскому: «…мы в области хозяйства ничего частного не признаем»5. Хозяйство же перманентно становилось социалистическим и регулировалось государством. Существование автономных товаропроизводителей окончилось вместе с коллективизацией и созданием колхозов. Над всем этим «базисом» возвышалась громадная правовая «надстройка» весьма хаотичного законодательства, состоявшего в основном из подзаконных актов.
В июле 1938 г. проводилось первое совещание научных работников права. Результатом его явилась, в частности, постановка задачи научной разработки системы советского социалистического права, которая решалась в ходе дискуссии 1938–1941 гг. и в послевоенное время. В ходе дискуссии по указанному вопросу С.Н. Братусь внес предложение о делении советского права на публичное и частное2, которое было отвергнуто как принципиально неприемлемое, поскольку опиралось на доводы Ульпиана. Это была последняя попытка классификации советского права в системе «частное – публичное». Напуганные репрессиями, советские юристы на долгие годы отказались от разработки этой плодотворной теории, согласившись с идеей отраслевого деления советского права. Вместе с тем осуждать их за такое соглашательство несправедливо, поскольку тогда речь больше шла о выживании, а не о развитии науки.
Для удобства изучения и преподавания правовой системы римский юрист Ульпиан полагал, что «изучение права распадается на две части: публичное и частное. Публичное право относится к положению Римского государства, тогда как частное – относится «к пользе отдельных лиц»1. Ульпиан говорит именно об изучении права, и это изучение направлено на рассмотрение правовой системы государства в двух аспектах: статуса государства и некоторой автономии подвластных государству субъектов.
Иными словами, законы и право в единой системе государства изучаются раздельно – как права государства и как мера той свободы, которая государство дает подвластным субъектам. Именно в частных законах и праве государство дает определенную свободу субъектам действовать автономно. Оно признает автономию воли субъектов, их имущественную обособленность и отсутствие власти друг над другом (равенство). Все это Ульпиан называл «как польза отдельных лиц». Это, по сути, и есть частное право. Вместе с тем подразделение права на частное и публичное также несовершенно, поскольку между ними трудно провести границу. Во всяком случае, сейчас теоретики права затрудняются это сделать. В течение многих лет при достаточной неразвитости законодательства частное право отождествлялось с гражданским, поскольку юристы видели, что законы, описывающие поведение автономных субъектов, сосредоточены в гражданском праве.
Вопрос о критерии классификации права на публичное и частное нельзя считать разрешенным римскими юристами; так же им нельзя отказать в его научной постановке. В связи с этим перед правовой наукой ставится вопрос о корректировке отраслевой структуры права, специфических и сходных признаках частного и публичного права, об их меняющемся соотношении8. По мнению В.А. Белова, критерий разграничения заложен в объективном праве, точнее в тех его нормах, которые определяют, какими они видят те или иные общественные отношения, подлежащие регулирование, – отношениями юридически равного к юридически же равному (координационными отношениями), или же отношениями юридически властвующего к юридически же подвластному (отношениями субординационными)9.
Как верно отмечает В.И. Иванов, есть достаточно оснований считать, что отношения в области образования, науки, культуры, прав человека, медицины, искусства также являются базисными, поскольку они служат основой создания современного гражданского общества России и ее интеграции в мировое сообщество с учетом всей специфики присущих только России особенностей10.
Законодательство государства едино, как исходящее от единого государства, но само по себе оно никакой системы не образует. Только добротная, продуманная теоретиками права классификация его структурных составляющих может послужить основой для создания системы права в целях его изучения, преподавания и для возможных практических рекомендаций законодателю и правоприменителям11.
Частное право в общем виде является совокупностью законодательно-правовых комплексов, регулирующих гражданский оборот. В данном случае речь идет о массивах законодательства и соподчиненных им правовых явлениях, основу которых мы усматриваем в кодифицированных актах (Водный кодекс РФ, Земельный кодекс РФ, Лесной кодекс РФ, Семейный кодекс РФ, Градостроительный кодекс РФ и др.). Нормы, включенные в кодифицированные акты, регулируют гражданско-правовой оборот объектов этих кодифицированных актов в той мере, в какой эти акты позволяют их включать в гражданский оборот.
В настоящее время в российской науке приоритетным становится иное понимание источника права. По мнению О.А. Пучкова, источником права следует признать «форму выражения государственной воли, форму, в которой содержится правовое решение государства12. С помощью формы право обретает свои неотъемлемые черты и признаки: общеобязательность, общеизвестность и т.д. Это понятие источника имеет значение емкости, в которую заключены юридические нормы». Ранее приведенному определению источника права созвучно определение, данное французским ученым М. Виралли. По его мнению, источники права – это «способы формирования юридических норм, то есть приемы и акты, посредством которых эти нормы вызываются к жизни, становятся составной частью позитивного права и обретают статус норм закона». Под законом М. Виралли понимает нормативный акт13.
На Западе традиционно признавалась множественность источников права. Так, Жан-Луи Бержель считает, что, «хотя значимость и авторитет этих источников варьируется, что зависит как от конкретной юридической системы, так и от эпохи и страны, из всех них можно выделить закон, обычай, судебную практику и толкование законов (или учении). Принято выделять также «источники письменные», например закон, и «источники неписьменные», например обычай, и «источники прямые», например толкование закона и судебная практика»14.
Неоднородность (гетерогенность) источников права не исключает существования между ними отношений взаимодополняемости (комплементарности). Независимо от того, какой источник является ведущим в конкретной правовой системе, она является результатом влияния различных факторов. Юридические правила, независимо от происхождения, всегда нуждаются в том, чтобы их интерпретировали; существующие между ними противоречия должны быть устранены, а пустоты заполнены; действующие положения нередко нуждаются в том, чтобы либо расширить, либо сузить сферу их влияния.
По нашему мнению, решения судов – это источники права. Хотя источники особые, своеобразные. Конституция Российской Федерации, конституции и уставы субъектов Федерации, федеральные конституционные законы «О Конституционном Суде Российской Федерации», «О судебной системе Российской Федерации», законы субъектов Российской Федерации о конституционных и уставных судах устанавливают общеобязательность решений конституционных судов и делают эти суды правомочными по принятию таких решений. Этого взгляда в настоящее время придерживается большинство известных специалистов в области конституционного права (Н.В. Витрук, Г.А. Гаджиев, В.В. Лазарев, Т.Я. Хабриева и т.д.).
Гражданский законодательно-правовой комплекс (ЗПК)
Гражданское право и законодательство состоит из императивных и диспозитивных норм. Важнейшая особенность этого комплекса заключается в наличии общей части, имеющей определяющее значение для иных ЗПК. Современная структура гражданского законодательства состоит из кодифицированного акта – ГК РФ, включающего четыре части, иных федеральных законов и других источников, указанных в ст. 3 ГК РФ. Кроме того, гражданско-правовые нормы содержатся и во многих других законодательных актах, напрямую не относящихся к гражданско-правовому комплексу.
Предпринимательский законодательно-правовой комплекс
Основу этого комплекса не составляет какой-либо кодифицированный акт. Кроме того, следует заметить, что понятие предпринимательской деятельности, ее организационно-правовые формы, основания ответственности предпринимателей регулируется ГК РФ. Вместе с тем особенности этого комплекса очевидны, поскольку характеризуют специфическое положение субъектов, занимающихся различными видами предпринимательской деятельности (банковская, инвестиционная, рекламная, оценочная, и др.), регулируемых объемными блоками законодательства, к гражданскому не относящимися. Трудно отрицать отсутствие дуализма гражданского права, который не исчезал из российской правовой действительности. Свое реальное воплощение дуализм гражданского права нашел на Украине принятием Хозяйственного кодекса.
В Российской Федерации положение иное. Высказываются мнения, что норм гражданского законодательства вполне достаточно для регулирования предпринимательских отношений. Сторонники концепции существования предпринимательского права как самостоятельной отрасли права настаивают на полной автономии и принятии отдельного кодифицированного акта, регулирующего предпринимательство. Для примирения этих позиций предлагается рассматривать предпринимательское право как законодательно-правовой комплекс частного права, а не в качестве правовой отрасли. Кроме того, законодателем могут быть восприняты идеи принятия Торгового, Предпринимательского (Хозяйственного), Коммерческого кодексов, которые систематизируют нормы в предпринимательской сфере.
Библиографический список:
1. Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: Nota Bene, 2000.
2. Брагинский М.И. Проблемы современного гражданского права // О месте гражданского права в системе частного права. С. 76, 77.
3. Братусь С.Н. О предмете советского гражданского права // Советское государство и право. 1940. № 1. С. 32.
4. Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.
5. Дигесты Юстиниана М.: Статут, 2002. С. 83.Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 50.
6. Дождев Д.В. Римское частное право: Учебник. М., 1996. С. 1.
7. Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 54, 55.
8. Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 26.
9. Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Том 44. М., 1975.
10. Мальцев Г.В. Соотношение частного и публичного права: Проблемы теории // Гражданское и торговое право зарубежных стран: Учебное пособие / Под ред. В.В. Безбаха, В.К. Пучинского. М., 2004. С. 734.
11. Пахман С.В. О современном движении в науке права. СПб., 1882. С. 46.
12. Система советского социалистического права: Тезисы института права АН СССР. М., 1941.
13. Судебная практика как источник права / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.
14. Пучков О.А. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 285.
15. Шатовкина Р.В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.
16. Яковлев В.Ф. Экономика. Право. Суд. М., 2003. С. 129.
17. Vitally М. La pensee juridigue. L.G.J., 1960. P. 149.
1 См.: Коршунов Н.М. Конвергенция частного и публичного права: проблемы теории и практики. М.: Норма, ИНФРА-М, 2011. С. 26.
2 См.: Судебная практика как источник права / Под ред. акад. Б.Н. Топорнина. М., 1997.
3 Там же. С. 34–41.
4 См.: Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 50.
5 См.: Ленин В.И. Полное собрание сочинений в 55 томах. Том 44. М., 1975.
8 См.: Коршунов Н.М. Указ. соч. С. 5.
9 См.: Гражданское право: актуальные проблемы теории и практики / Под общ. ред. В.А. Белова. М.: Юрайт-Издат, 2007.
10 См.: Иванов В.И. Указ. соч. С. 53.
11 См., напр.: Иванов В.И. Частные отношения: постановка вопроса // Образование и право. 2011. № 5(21). С. 54, 55.
12 См.: Пучков О.А. Теория государства и права / Под ред. В.М. Корельского, В.Д. Перевалова. М., 1997. С. 285.
13 Цит. по: Шатовкина Р.В. Организация и деятельность мировых судей в Российской Федерации: Дисс. … канд. юрид. наук. М., 2002. С. 8.
14 См.: Бержель Ж.-Л. Общая теория права. М.: Nota Bene, 2000.
Источник