Способы формирования профессиональных компетенций тренера

Профессионализм и профессиональная компетентность тренера, как основа его успешности
статья по физкультуре на тему

Уровень профессионализма тренера зависит от степени овладения им комплексом умений.

Скачать:

Вложение Размер
professionalizm_i_professionalnaya_kompetentnost_trenera.doc 37.5 КБ

Предварительный просмотр:

Профессионализм и профессиональная компетентность тренера, как основа его успешности

Уровень профессионализма тренера зависит от степени овладения им комплексом умений. В зависимости от того, как тренер овладел конкретными умениями, можно выделить пять уровней его деятельности, построенных по принципу кумулятивной шкалы:

1. Репродуктивный (тренер умеет рассказать другим то, что знает сам);

2. Адаптивный (тренер умеет приспособить свои действия к особенностям аудитории);

3. Локально – моделирующий (тренер владеет стратегиями обучения по отдельным разделам курса, умеет формулировать педагогическую цель, отдаёт себе отчёт в искомом результате, создаёт систему и последовательность включения учащегося в учебно – познавательную деятельность);

4. Системно – моделирующий (тренер владеет стратегиями формирования искомой системы знаний, навыков, умений по предмету в целом);

5. Системно – моделирующий деятельность и поведение (тренер владеет стратегиями превращения своего предмета в средство формирования личности спортсмена, его потребностей в саморазвитии) [2, с.18- 20].

Критериями профессионализма тренера выступают психологические и функциональные результаты его труда.

Так, психологическим критерием является высокая степень сформированности у спортсменов устойчивого интереса к спортивной деятельности; творческого отношения к спорту; глубокого знания конкретного вида спорта; умения преодолевать трудности в спортивной деятельности.

Функциональными критериями профессионализма являются: владение основами конкретного вида спорта; владение средствами, формами и методами обучения спортсменов спортивным умениям; система учебно – воспитательной работы со спортсменами; система контроля за деятельностью воспитанников, умение определять особенности функционального состояния их организма и в связи с этим дозировать нагрузки на тренировках и соревнованиях; умение выявлять особенности индивидуальной подготовки, способностей и склонностей к конкретным упражнениям, месту в команде и т. п.; высокий уровень сформированности общепедагогических умений; систематический анализ собственной деятельности и извлечение уроков из ошибок и неудач. Повышение профессионализма тренера предполагает глубокое и всестороннее овладение теорией и методикой физического воспитания, психолого-педагогическими знаниями, закрепление теоретических знаний в конкретном виде спорта и выработку на их основе практических умений, апробацию и проверку действенности знаний и умений в самостоятельной педагогической работе, выработку установки на дальнейшее совершенствование своего профессионализма путём самообразования. Выпадение любого из этих звеньев ведёт к снижению эффективности его деятельности [1, с. 52- 53].

По мнению А. К. Марковой [4] можно выделить следующие уровни профессионализма:

1. Допрофессионализм (человек не владеет нормами и правилами профессии, не обладает качествами профессионала).

2. Профессионализм: а) адаптация к профессии; б) самоактуализация; в) свободное владение профессией в форме мастерства (на этом уровне усваиваются нормы и правила профессии).

3. Суперпрофессионализм (высший профессионализм): а) свободное владение профессией в форме творчества; б) владение рядом смежных профессий; в) творческое самопроектирование себя как личности. Особенностью этого уровня является творческое обогащение профессии личным вкладом человека.

4. Неопрофессионализм (псевдопрофессионализм)

На данном уровне выполнение труда происходит по профессионально искажённым нормам, на фоне деформации личности. Человек может совершать активную деятельность, но она лишь маскировка профессионализма. Причиной данного уровня служит недостаточное самосовершенствование, ущербные духовно – нравственные ориентиры.

Этот уровень имеет «возрастную детерминанту», но может быть реализован по – разному. Одни остаются «профессионалами в прошлом» («экспрофессионалы»), другие продолжают деятельность в качестве консультантов, наставников, экспертов, делясь профессиональным опытом с молодёжью [4, с. 3].

Выделенные и описанные А. К. Марковой уровни профессионализма, в полной мере применимы и к профессиональной деятельности тренера.

Профессионально компетентным применительно к тренерской деятельности является такой труд, в котором на достаточно высоком уровне осуществляется профессиональная деятельность, межличностное общение, реализуется личность тренера, в котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности (эти стороны составляют пять блоков профессиональной компетентности) [3, с. 8-9].

Основой для рассмотрения профессиональной компетентности тренера может служить подход Н. В. Кузьминой [2].

Профессиональная компетентность тренера рассматривается Н. В. Кузьминой [2] как свойство личности, базирующееся на осведомлённости, авторитетности тренера и позволяющее продуктивно решать учебно-тренировочные и воспитательные задачи, рассчитанные на всестороннее формирование личности другого человека [2, с. 89- 90].

В качестве основных составляющих профессиональной компетентности Н. В. Кузьмина [2] выделяет следующие.

* специальная компетентность (осведомлённость и авторитетность в области вида спорта, которым овладевают воспитуемые) [2, с. 90].

* методическая компетентность (выбор оптимальных методов обучения и тренировки для решения конкретных задач и обучение будущих тренеров методике преподавания) [2, с. 94].

* социально – психологическая (осведомлённость в области общения, которое происходит внутри группы спортсменов, между тренером и спортсменами, и успешное решение задач с учётом этого для достижения искомых результатов). Она может рассматриваться как совокупная характеристика субъекта общения, состоящая из социально – перцептивной компетентности и коммуникативной компетентности [2, с. 97-98].

* дифференциально – психологическая компетентность (осведомлённость тренера об индивидуальных особенностях спортсмена, его способностях, сильных сторонах воли характера, достоинствах и недостатках подготовки; проявляется в продуктивных стратегиях индивидуального подхода к спортсменам в тренировочно – воспитательном процессе) [2, с. 99- 100].

* аутопсихологическая компетентность (осведомлённость тренера о сильных и слабых сторонах своей личности, о способах профессионального самосовершенствования, которое позволит повысить эффективность труда) [2, с. 105].

* общепедагогическая компетентность (осведомлённость тренера о научном подходе к проектированию и организации тренировочного процесса, результатом которого могут быть технологии обучения, воспитания и тренировки) [4, с. 11].

1. Деркач А. А., Исаев А. А. Педагогика и психология деятельности организатора детского спорта, М., 1985

2. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения, М., 1990

3. Маркова А. К. Психология обучения подростка, М., 1975

4. Маркова А. К. Психология профессионализма, М., 1996

Источник

Особенность востребованных профессиональных компетенций тренеров-преподавателей

Дата публикации: 23.12.2020 2020-12-23

Статья просмотрена: 39 раз

Библиографическое описание:

Романенко, Е. В. Особенность востребованных профессиональных компетенций тренеров-преподавателей / Е. В. Романенко. — Текст : непосредственный // Молодой ученый. — 2020. — № 52 (342). — С. 433-435. — URL: https://moluch.ru/archive/342/76953/ (дата обращения: 19.11.2021).

В статье определяется содержание профессиональных компетенций тренеров-преподавателей на основании анализа научно-методической литературы. В результате исследования было определено, что к компетенциям преподавателя относятся педагогическое мастерство, педагогическая техника, культура, представляющие совокупность мышления преподавателя, его навыков, качеств личности. Однако компетенции рассматриваются как правило в общем смысле. Между тем, в каждом виде спорта, кроме основных, существуют и специфические компетенции, учет которых необходим при разработке профстандартов тренеров-преподавателей.

Ключевые слова: профессиональные компетенции, компетенции тренеров-преподавателей, компетентностный подход.

Причиной происходящих сегодня в отечественном и мировом спорте значительных изменений является профессионализация спорта высших достижений. Исходя из этого появилась необходимость применения в занятиях спортом дифференцированного подхода — разделение на большинство и одаренных спортсменов, которые в дальнейшем планируют выбрать спорт основной жизненной ценностью, а в ближайшей перспективе нацелены на достижение высоких спортивных результатов.

Ключевым звеном в решении данной проблемы выступает тренер-преподаватель, который осуществляет непосредственно тренировочный цикл, что обязывает его владеть современными знаниями и в процессе подготовки спортсмена учитывать совокупность всех ее аспектов: материально-технического, социального, психологического и др. [6]. От педагогического таланта, знаний, способности к творческому обобщению, воли авторитета и т. п., то есть профессионализма и личности тренера во многом зависит успех спортсмена.

За последние десять лет учены и практики пристальное внимание уделяют вопросам профессионализма и профессиональной компетентности. Так, Д. В. Бочков изучал теоретико-практические проблемы формирования профессиональных компетенций тренера–преподавателя [1; 2]. Ключевые квалификации исследованы в трудах Э. Ф. Зеер [5], профессионализм личности преподавателя был изучен с психолого-педагогической точки зрения Н. В. Кузьминой [8]. Условия развития компетентности тренера-преподавателя в рамках обучения в вузе исследованы О. В. Кривко [7]. Автор сделала ряд предположений о необходимости наличия особых условий и модели для развития компетенций при обучении будущих тренеров-преподавателей в вузе.

Несмотря на наличие научных трудов по проблемам профессиональной подготовки тренеров–преподавателей, учеными не обращается или мало обращается внимание на использование в подготовке тренеров компетентностного подхода.

Таким образом, возникает противоречие между потребностью общества в профессионально компетентностных специалистах, соответствующих современным стандартам в области физической культуры и спорта и отсутствием понимания содержания профессиональных компетенций.

Соответственно представляется актуальным уточнить требования, предъявляемые к профессиональной компетентности тренера-преподавателя.

Цель исследования — разработка и научное обоснование комплекса организационно-педагогических условий развития профессиональной компетентности тренера-преподавателя

Как правило, деятельность тренера-преподавателя рассматривается достаточно узко, то есть только ее внешняя сторона, заключающаяся в руководстве тренировкой. Между тем, результаты изучения практики и содержания научно-педагогических источников по данной проблеме позволяют утверждать о существующей кадровой проблеме и качестве подготовки для спортивной индустрии, причиной которой является недостаток методических и учебных пособий, низкая квалификация управленческого персонала и методистов.

Кроме того, при положительной тенденции увеличения общего числа штатных работников физкультурно-спортивных организаций, начиная с 2001 г. более чем на 45 тыс. чел. (18,2 %) к сегодняшнему дню наблюдается нехватка именно квалифицированных тренеров-преподавателей. При нормативе обеспечения населения России тренерами-преподавателями в расчете на 10 тыс. жителей 26 работников ситуация близка лишь к 20. Подготовка физкультурно-спортивных кадров в России осуществляется по одному направлению и шести специальностям в 219 образовательных организациях СПО и ВПО. Проблема, состоит в том, что из 5 тыс. подготовленных тренеров-преподавателей остаются работать по профилю лишь 20 %, остальные уходят в другие сферы по ряду причин (отсутствие необходимых условий работы, низкая оплата труда), либо тренируют сильнейшие сборные мира (за рубежом работают более 20 тыс. российских специалистов) [10].

Традиционные формы профессионального образования не могут в полной мере удовлетворить потребность спортивной индустрии в тренерах-преподавателях высокой квалификации. Для перехода на новый более высокий уровень профессионализма необходима специальная подготовка тренера, которая сочетает в себе длительный процесс интеграции практики и исследовательской деятельности, а также получения образования именно в специализированных образовательных организациях [3].

Сегодня понятие «профессиональная компетентность тренера-преподавателя» на наш взгляд является собирательным, поскольку включает в себя целый набор профессионально-личностных характеристик тренера-преподавателя. Таковыми являются первостепенно: педагогическое мастерство (поскольку не каждый спортсмен, достигший высокого уровня, может научить другого), педагогическая и личная культура (не каждый способный научить может обладать такими качествами как выдержка, трудолюбие, пунктуальность, методичность и др.), квалификация, компетентность, профессионализм и др. Благодаря анализу научно-педагогической литературы выявлено несколько подходов в понимании сущности профессиональной компетентности тренера-преподавателя, компонентов входящих в ее структуру, формирующих ее средств и путей. Многофакторность данного явления обуславливает множественность определений сущности понятия «профессиональная компетентность тренера-преподавателя». Проанализируем некоторые из них.

Так А. К. Маркова при рассмотрении и анализе профессиональной деятельности тренера применяет уровневый подход к оценке профессионализма, утверждая, что это профессиональная компетентность тренера представляет собой труд на достаточно высоком уровне профессионализма, межличностном общении, а также реализации личностных характеристик тренера, при котором достигаются хорошие результаты в обученности и воспитанности [9].

Несколько иной взгляд на анализируемую категорию у Н. В. Кузьминой [8], которая реализует функциональный взгляд на данную категорию, определяя профессиональную компетентность тренера-преподавателя, в качестве основанного на осведомленности и авторитетности свойства личности, которое позволяет эффективно решать воспитательные и учебно-тренировочные задачи все сторонне формирующие личность. Компоненты структуры профессиональной компетентности тренера-преподавателя по мнению Н. В. Кузьминой, следующие:

– методическая компетентность, включающая знание методики преподавания и позволяющая выбирать для решения определенных задач наиболее эффективные методы тренировки и обучения;

 специальная компетентность — профессионализм и осведомленность в определенном виде спорта;

 социально–психологическая компетентность, умение тренера коммуницировать со спортсменами и использовать это для достижения поставленных задач;

 дифференциально-психологическая компетентность. Способность тренера-преподавателя оценивать индивидуальные особенности спортсмена, его способности и возможности, скрытые резервы, силу воли характера. Как правило проявляется в процессе реализации в тренировочном и воспитательном процессе продуктивных стратегий;

 аутопсихологическая компетентность, является способностью проводить самоанализ, выявлять слабые и сильные стороны своей личности, самосовершенствоваться в профессиональном плане;

 общепедагогическая компетентность, отражающаяся в научном подходе к организации и проектированию процесса тренировок.

В целом большинство авторов в своих трудах характеризуют [1; 2; 4] профессиональную компетентность тренера-преподавателя как педагогическое мастерство, педагогическая техника, культура и представляют ее как синтез психолого-педагогического мышления, профессионально-педагогических знаний, навыков и умений, эмоционально-волевых качеств тренера-преподавателя, позволяющих ему успешно решать учебно-воспитательные задачи в рамках тренировочного процесса.

С позиций органов управления в спортивной индустрии профессиональная компетентность тренера-преподавателя рассматривается как необходимый критерий аттестации, как цель и результат профессионального образования, условие результативности профессиональной деятельности, как характеристика носителя определенных профессионально-ролевых функций.

Основываясь на изложенном, определим особенности профессиональных компетенций тренера-преподавателя, которые заключаются в том, что в первую очередь — это совокупность компетенций прежде всего педагога. Так, значимым являются такие компетенции, как педагогическое мастерство, педагогическая техника, культура, представляющие совокупность мышления преподавателя, его навыков, качеств личности, что позволяет ему решать задачи учебно-тренировочного процесса.

Между тем, как было отмечено, компетенции рассматриваются только с общей точки зрения, но не применительно к конкретному виду спорта. Поэтому содержание компетенций также требует расширительного толкования, в рамках которого должны быть определены особо значимые компетентностные аспекты в отношении каждого вида спорта, учебно-тренировочные занятия, по которым проводятся в организациях дополнительного образования.

Таким образом, существует необходимость в разработке профессиональных стандартов для тренеров-преподавателей с учетом вида спорта. Выявленные особенности содержания профессиональных компетенций позволит разрабатывать программы подготовки тренеров-преподавателей с учетом компетентностного подхода. Для социально-образовательной практики наличие преподавателя, который имеет необходимые компетенции и навыки, означает организацию более эффективной тренировочно-образовательной деятельности.

  1. Бочков Д. В. Анализ системы условий развития профессиональной компетенции руководителя спортивной школы/ Д. В. Бочков, П. О. Линенко // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. — 2017. — № 3(15). –С. 34 –40.
  2. Бочков Д. В. Особенности управления подготовкой юных спортсменов на базе спортивных школ олимпийского резерва / Д. В. Бочков, И. А. Сыроваткина // Модернизация регионального образования: опыт педагогов Оренбуржья. -2018. -№ 1(17). –С. 6 –16.
  3. Гут А. В. Формирование профессиональной компетенции будущего тренера в образовательном пространстве спортивного вуза / А. В. Гут // Вестник Марийского государственного университета. — 2018. — Т. 12. № 3 (31). — С. 17–25.
  4. Думова Т. Б. Основные компоненты профессиональной деятельности преподавателя физического воспитания в вузе / Т. Б. Думова, Б. П. Яковлев, А. А. Пасишников, И. Б. Тарасенко // Педагогика и психология образования. — 2017. — № 4. — С. 62–69.
  5. Зеер Э. Ф. Компетентностный подход к модернизации профессионального образования [Текст] / Э. Ф. Зеер, Э. Э. Сыманюк // Высшее образование в России. — 2005. — № 4. — С. 23–30.
  6. Золотарёва Л. В. Формирование профессиональных компетенций молодых тренеров-преподавателей / Л. В. Золотарева, Г. Ф. Агеева // Проблемы и инновации спортивного менеджмента, рекреации и спортивно-оздоровительного туризма: Материалы II-ой Всероссийской научно-практической конференции. Поволжская государственная академия физической культуры, спорта и туризма; Под редакцией Г. Н. Голубевой. — 2016. — С. 139–141.
  7. Кривко О. А. Формирование профессиональной компетентности педагога-тренера по спорту в процессе обучения в вузе [Текст]: Автореферат канд. пед.наук: 13.00.08 / О. А. Кривко. — Барнаул, 2013. — 22 с.
  8. Кузьмина Н. В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения / Н. В. Кузьмина. — М.: Высшая школа, 1990. –190 с.
  9. Маркова А. К. Психология профессионализма / А. К. Маркова. — М.: Международный гуманитарный фонд «Знание», 1996. — 308 с.
  10. Михайлова Т. В. Профессиональная готовность студентов института спорта к тренерской деятельности (методология и технология) / Т. В. Михайлова. — М.: ГЦОЛИФК, 2016. — 150 с.

Источник

Читайте также:  Способ подключения мфу apple airprint
Оцените статью
Разные способы