Способы формирования профессиональных компетенций студентов

Формирование профессиональных компетенций студентов

Жигунова Татьяна Павловна,

преподаватель специальных дисциплин,

колледж (ЕЭТК) Сухоложский филиал

г. Сухой Лог Свердловской области

ФОРМИРОВАНИЕ ПРОФЕССИОНАЛЬНЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ СТУДЕНТОВ В УСЛОВИЯХ УЧЕБНОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Ситуация сегодняшней жизни такова, что конкурентоспособность необходима не только предприятиям и фирмам, но и любому профессионалу. Для педагогов профессионального образования это особенно важно, поскольку от уровня компетентности будущих специалистов зависит их дальнейшее продвижение, становление и успешное закрепление на рынке труда. Проблема компетентностного подхода стала центральной в образовательной политике государства. Об этом свидетельствуют положения основных статей Федерального закона от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».

Система компетентностного образования трактуется как альтернатива классической. Переход на ее основы является социально обусловленным, поскольку ориентирует на формирование соответствующего типа личности специалиста, который мог бы успешно адаптироваться к условиям рыночной экономики, демократического устройства современного общества.

В соответствии с этим важнейшим направлением развития студентов является компетентностный подход в учебной деятельности. Сущность его заключается в том, что в процессе обучения не следует ограничиваться суммой знаний и умений, приобретённых в системе профессионального образования. Чтобы достичь подлинной эффективности, знания должны быть увязаны с более широким спектром полезной информации, приобретённой человеком вне системы образования.

Особенность педагогических целей по развитию компетенций состоит в том, что они формируются не в виде действий преподавателя, а в виде профессиональных умений и практических навыков студента. Формирование компетентностей требует создания определенных учебных ситуаций, которые могут быть реализованы в такой учебной среде, которая позволяет преподавателю моделировать и осуществлять эффективный контроль над деятельностью каждого студента. Компетенции формируются только в процессе самостоятельной реализации той или иной деятельности, в ситуациях неопределённости и попытках самостоятельно справиться с проблемами. Проявляются они в деятельностных ситуациях: дискуссиях, выступлениях, в процессе реализации исследовательских проектов и др.

Быть компетентным специалистом – значит обладать способностью мобилизовать полученные знания и практические навыки в определённой субъективной ситуации. Компетентность не может быть изолирована от конкретных условий её реализации. Она тесно связывает одновременную мобилизацию знаний, умений и способов поведения, настроенных на субъективные условия конкретной деятельности.

Компетентность нельзя свести к совокупности знаний, умений, так как в жизни часто встречаются люди, которые обладают глубокими знаниями, но не умеют мобилизовать их в нужный момент, применить их в своей профессиональной деятельности. Компетенция является сферой отношений, существующих между знанием и действием в человеческой практике.

В соответствии с этим главная задача педагога заключается в том, чтобы научить применять теоретические знания к конкретным условиям деятельности в ходе профессиональной подготовки специалистов. Для решения данной задачи наиболее эффективным способом является групповая работа, которая позволяет в рамках одной темы обеспечить усвоение учебной информации и использование её на практическом материале. Для этого моделируются проблемные ситуации, которые позволяют накладывать теорию на практическую обстановку.

Профессиональные компетенции студентов формируются не только через определённые формы занятий, активизацию познавательных интересов обучающихся, ориентацию их на способы добывания знаний, но и через умение педагога сделать научную информацию доступной, понятной, удобной в применении. В ходе учебных занятий студенты учатся работать с научной информацией, анализировать её, отбирать необходимую для решения практических задач, что в дальнейшем значительно облегчает процесс освоения профессиональных требований.

Формируя профессиональные компетенции, необходимо большое внимание уделять этическим вопросам, так как в профессиональной деятельности часто приходится сталкиваться со справедливостью и несправедливостью, истиной и ложью, поэтому необходимо принимать решения, руководствуясь этическими принципами. В конечном итоге именно из них складывается нравственный климат в организации, а затем в обществе в целом. Будущий специалист в рамках учебного заведения должен учиться тому, как принимать подлинно нравственные решения.

На учебных занятиях применяются такие приёмы, как подборка тематического раздаточного материала с обязательным приложением тезауруса, позволяющего употребить новые термины в речи, описание проблемной ситуации, которую необходимо решить с учётом этических норм, варианты возможных решений для размышления по данной проблеме в рамках учебного занятия групповым методом. Мнение каждого студента в группе учитывается, создаёт дополнительный материал для размышлений и влияет на выработку коллективного решения. В этой позиции есть определённый смысл, так как будущим специалистам нужна помощь в процессе анализа этических принципов, которые лежат в основе принимаемых решений и этических рекомендаций, исходящих от других.

В результате студенты учатся мыслить, правильно излагать свою позицию, аргументировано её доказывать, творчески преобразовывая учебный материал в возможные практические действия. Это весьма важные факторы формирования профессиональной компетенции, так как активная групповая динамика, целенаправленность при разрешении той или иной проблемы являются неотъемлемой частью опыта, который студенты получают в рамках профессионального образовательного учреждения.

1.Федеральный закон от 29.12.2012 №273-ФЗ «Об образовании в Российской Федерации»// www.consultant.ru/ d ocument/cons_doc_LAW

2. Андреев А. Знания или компетенции? /Высшее образование в России. -2005. — №2.

3. Байденко В. Компетенции в профессиональном образовании (к освоению компетентностного подхода) / Высшее образование в России. – 2004. — №11.

4. Сидорова Ю.В. Формирование общих и профессиональных компетенций студентов в учреждениях среднего профессионального образования / Педагогическое образование в России. – 2012. — №6.

Источник

Меодическая разработка — Формирование профессиональных компетенций у студентов в условиях реализации ФГОС

Государственное автономное профессиональное образовательное учреждение

«Усольский индустриальный техникум»

Тема: «Формирование профессиональных компетенций у студентов в условиях реализации ФГОС»

г. Усолье — Сибирское, 2017г.

Автор: Тимошенко Галина Вячеславовна, мастер производственного обучения, первой квалификационной категори

В разработке рассмотрены вопросы профессиональной подготовки обучающихся .в условиях реализации ФГОС. В структуру компетенции входят знания, умения и теоретическая применимость знаний. От мастера производственного обучения к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности.

__________ Мастер производственного обучения высшей квалификационной

категории Е.А. Москаленко

Формирование профессиональных компетенций

Основные ключевые компетенции

Результаты проведения анкетирования

Используемая литература и интернет-ресурсы

Модернизация образования в учреждениях, осуществляющих профессиональное обучение и профессиональную подготовку в настоящее время, связана с реализацией компетентностного подхода. Компетентностный подход ориентирован на такой результат образования, в качестве которого рассматривается не только усвоенная информация, а способность выпускника действовать в различных профессиональных и жизненных ситуациях. Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями: общими (ОК) и профессиональными (ПК) — выражающими, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, всей основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности. Компетенция – это общая способность, основанная на знаниях, опыте, ценностях, склонностях, которые приобретены благодаря обучению Необходимо различать компетенцию и умение. Умение – это действие в специфической ситуации, компетенция – это характеристика, которую можно извлечь из наблюдений за действиями, за умениями. Таким образом, умения представляются как компетенция в действии. Компетенция – это то, что порождает умение, действие.
«Компетенция = Знания + Опыт + Поведение».
В структуру компетенции входят знания, умения и теоретическая прикладная применимость знаний. Вместо простой передачи знаний, умений, навыков от преподавателя к студенту приоритетной целью профессионального образования становится формирование у студентов способности успешно действовать на основе практического опыта, умений и знаний при решении задач профессионального рода деятельности (ПК) и способности применять знания, умения, успешно действовать на основе практического опыта при решении задач общего рода, а также, в определенной широкой области (ОК). Совокупность требований к личности студента, заключенных в ОК, говорит об усилении личностной направленности образовательного процесса.
Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед образовательными учреждениями СПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учреждениях СПО.

Читайте также:  Способ бытия существования человеческой личности

Формирование профессиональных компетенций

Компетенция формируется в результате осознанной деятельности и не может быть изолирована от конкретных условий ее реализации. Приобретение компетенций зависит от активности обучаемых.
Для того, чтобы формируемые компетенции стали личностно значимыми необходимо познание студентом самого себя как целостного существа, своих физических, душевных и духовных возможностей, тех особенностей, которые отличают его от других людей, делают неповторимой индивидуальностью, и тех качеств, которые объединяют его с другими людьми, делают частью целостного мира. Одним из способов самопознания является рефлексия. Рефлексия предполагает умение сосредоточиться на содержании своих мыслей и переживаний, абстрагируясь от всего внешнего, телесного. В качестве результата рефлексии выступает внутренний опыт человека. Выраженный в вербальной или эмоционально-образной форме он способствует закреплению формируемых компетенций.

Что нового вы узнали на данном мероприятии………………………………………….

Назовите строительные материалы, которые вам известны на картинке ……………………………………………………

Фото № 1 – Рефлексия открытого урока для обучающихся

Формирование компетенций – это системный эффект, который не может быть обеспечен отдельным мероприятием. Каждая компетенция формируется не отдельной дисциплиной или практикой, но большой их совокупностью, а также образовательной средой в целом.
Внедрение компетентностного подхода в педагогическую практику требует изменения содержания и методов обучения, уточнения видов деятельности, которыми должны овладеть студенты к окончанию образования. При формировании у студентов компетенций традиционные средства в арсенале преподавателя (учебники, наглядные пособия, дидактический материал и прочее) должны быть дополнены современным инструментарием, так, например, тренингами, формами проектного и проблемного обучения, т.е. смещение акцента с односторонней активности преподавателя на самостоятельное учение, ответственность и активность самих студентов.
В образовательном процессе ОК и ПК могут быть приобретены студентами, если создаются следующие условия:
Деятельностный характер обучения, т.е. включение учащихся в реализацию какой-либо деятельности – исследование, проектирование, руководство.
Ориентация учебного процесса на развитие самостоятельности и ответственности студента за результаты своей деятельности.
Создание условий для приобретения опыта постановки и достижения цели.
Разработка системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции.
Демонстрация педагогом своего собственного компетентного поведения.
Поскольку реализация компетенций происходит в процессе выполнения разнообразных видов деятельности для решения теоретических и практических задач, то в структуру компетенций, помимо знаний, умений и навыков, входят также мотивационная и эмоционально-волевая сфера.
Что же должно измениться в деятельности преподавателя и студента?
На наш взгляд, многие изменения в деятельности преподавателя на современном этапе связаны с переориентацией его работы на развитие мотивации обучающегося. С целью выявления уровня мотивационной деятельности и для создания условий, способствующих ее повышению, был проведен мониторинг среди студентов и преподавателей колледжа, который позволил определить уровень мотивации деятельности студентов, оценить деятельность преподавателей и наметить управленческие решения по повышению положительной мотивации. Результаты были представлены на заседании педагогического совета. Подробно я не буду останавливаться на этом аспекте, в связи с тем, что после меня есть выступающие по данной проблеме.
Следующее, на что мы обратили внимание при внедрении ФГОС СПО — сложившиеся у преподавателей стереотипы мышления и работы. Есть одна психологическая особенность: знания со временем не только и не столько устаревают, но превращаются в привычку. А там где есть привычка, есть уверенность, что это правильно. Вопрос о необходимости изменений вызывает эмоциональное напряжение. Одной из основных сдерживающих причин является страх перед внедрением чего-то нового, как писал Ги де Мопассан: «По-настоящему боишься только того, чего не знаешь».
В нашем техникуме была организована работа по повышению психолого-педагогической компетентности участников образовательного процесса посредством:
проведения для преподавателей обучающих семинаров, консультаций, тренингов и др. по актуальным вопросам внедрения ФГОС СПО;
оказания психологической помощи участникам образовательного процесса через систему мероприятий, направленных на преодоление психолого-педагогических проблем, возникающих у участников образовательного процесса в различных ситуациях.
Основной из простых форм активизации и вовлечения студентов в учебный процесс по-прежнему остается лекция. Она позволяет привлекать внимание к наиболее важным вопросам темы, учитывать особенности аудитории, привлекать коллективный опыт и знания. Чередование различных видов лекционных занятий (лекция – беседа, лекция – мозговая атака, лекция – дискуссия, лекция с разбором конкретных ситуаций) и других неимитационных методов (групповых консультаций, конференций, выступление в роли преподавателя, самостоятельная работа над лекционным материалом, подготовка докладов, рефератов, тестирование, анкетирование, «круглый стол») повышает качество усвоения студентами учебного материала, способствует формированию компетенций. Групповое обсуждение и решение проблем помогает всем участникам высказать свою позицию, учит умению строить диалог, отстаивать свою точку зрения и одновременно прислушиваться, считаться с мнением окружающих, развивает навыки групповой работы, совместного принятия решения, дает возможность проанализировать ход взаимодействия участников на межличностном уровне. Мною мастером производственного обучения техникума разработаны презентации на разные темы обучения, которые широко применяются на уроках. Презентации разрабатывают обучающиеся группы совместно с мастером п/о , которые также демонстрируются на всех мероприятиях техникума, мы принимаем активное участие на Всероссийских конкурсах в номинации «Презентация». За данные разработки нас награждают дипломами и грамотами 1-ой степени на уровни Всероссийского конкурса.

Фото № 2 – Презентация обуч-ся Голубева А.А. под руководством

мастера п/о ГАПОУ ИО «УИТ» Тимошенко Г.В.

Фото № 3 – Диплом Всероссийского конкурса «Моя профессия-мое будущее»

в номинации презентации рабочей профессии.

Фото № 4 – Диплом Всероссийского

Конкурса «Нам нет преград» в номи-

Широко используются игровые методы обучения. Ролевые игры выполняют преимущественно профессионально направленную функцию. В сюжетно-ролевых играх изображаются события и ситуации, возникающие в процессе профессиональной деятельности. Игры способствуют формированию профессионально значимых качеств и компетенций у будущих каменщиков. Деловая игра – это одна из форм организации эффективного и продуктивного обучения. Она помогает искать решения реальных жизненно и профессионально значимых проблем. Деловые игры используются для развития творческого мышления, способности оценивать происходящие события, для формирования у студентов умений решать проблемы, возникающие в процессе практической деятельности.
Методическая разработка про ролевые, деловые игры, сюжетно-ролевые; психология — проблемно-деловые, проблемно-ситуационные) и различные виды тренингов (тренинг умений, рефлексивный тренинг); анатомия – ролевые игры; история – деловые игры;).
Очень важным моментом при формировании компетенций является решение ситуационных задач. Ситуационные задачи носят тренирующий характер, способствуют отработке, умений и приемов работы, применяемых для выполнения конкретных функций будущего каменщика, ведут к развитию профессионального мышления.

Читайте также:  Четыре способа решения конфликта

Проблемные производственные ситуации

П ри возведении забора , где применяется кирпичная кладка швы лучше всего расшивать сразу же после укладки . Несколько десятилетий назад на данный этап вообще не обращали внимания , да и в наше время многие недобросовестные работники не делают расшивки швов , экономя свое личное время за личный счет своего клиента .

Выберите наиболее приемлемый для вас вариант.

А Варианты исправления такой ситуации существуют , но они довольно хлопотные .

Б Если вам по великому несчастью досталась такая не качественная работа строителей , то можно произвести расшивку и уже после некоторого количества времени .

В Расшивка швов кирпичной кладки предоставит вам не столько силовых усилий , сколько потребует от вас усидчивости и кропотливости в своих стараниях .

Все перечисленные и неимитационные, и имитационные методы очень эффективны при формировании компетенций студентов. Но очень важно правильно оценить и уровень их сформированности. Четкой системы оценивания уровня сформированности той или иной компетенции еще не существует. Система оценивания должна:
быть преемственной к существующей;
быть многоуровневой;
На занятиях по дисциплинам и профессиональному тренингу, изучаемым в этом учебном году, мастера производственного обучения стремятся предложить различные варианты разноуровневых заданий, которые могут быть различными по сложности и видам деятельности. При этом, обучающийся сам выбирает и сложность, и вид деятельности.
содержать открытые для всех субъектов образовательного процесса критерии, по которым оценивается уровень достижений студентов;
фиксировать и доводить до сведения студентов начальный уровень развития того или иного умения.
Эффективными по-прежнему остаются тестовые задания.

ТЕСТ ПО ТЕМЕ «КЕРАМИЧЕСКИЙ БЛОК»

а) наружная верста -внутренняя верста -забутка.

б) внутренняя верста– забутка-наружная верста

в) наружная верста-забутка-внутренняя верста

г) забутка – наружная верста – внутренняя верста

Основные преимущества поризованного керамического блока ………….

а) экологичность материала

б) хорошая вентиляция

г) низкая теплопроводность

д) высокая прочность

Кладка теплой керамики несколько отличается от технологии кладки обычного кирпича …………………..

а) она намного легче

б)требует меньших затрат

в)требует меньшего количества раствора.

г)оказывает меньшее давление на фундамент здания

Эта категория обозначает умение использовать изученный материал в конкретных условиях и новых ситуациях. Сюда входит применение правил, методов, понятий, законов, принципов, теорий. Соответствующие результаты обучения требуют более высокого уровня владения материалом, чем понимание.
Компетентностный подход ориентирован на создание условий для формирования комплекса компетенций у выпускника, означающих потенциал, способствующий выживанию и устойчивой жизнедеятельности в условиях многофакторного и социального пространства.
Формирование компетенций происходит средствами содержания образования. В итоге у студента развиваются способности и появляются возможности решать в повседневной жизни реальные проблемы. Совокупность правильно выбранных форм и методов обучения и оценки позволяют преподавателю сформировать общие и профессиональные компетенции и однозначно диагностировать их сформированность.
В результате компетентностного подхода специалист «на выходе» не только соответствует определенным рыночным ожиданиям, но и может быстро адаптироваться к изменяющимся условиям и демонстрировать высокую эффективность в работе.

1.2 Основные ключевые компетенции

Формирование общих и профессиональных компетенций является основой реализации федеральных государственных стандартов нового поколения для учреждений начального и среднего профессионального образования.

Традиционно цели профессионального образования определялись набором знаний, умений и навыков, которыми должен овладеть выпускник. Сегодня такой подход оказывается недостаточным сегодня социуму (профессиональным учебным заведениям, производству, семье) нужны не всезнайки и болтуны, а выпускники готовые к включению в дальнейшую жизнедеятельность, способные практически решать встающие перед ними жизненные и профессиональные проблемы. Сегодня главной задачей является подготовка выпускника такого уровня, чтобы попадая в проблемную ситуацию, он мог найти несколько способов её решения, выбрать рациональный способ, обосновав своё решение.

Главная задача современной системы образования – создание условий для качественного обучения. Внедрение компетентностного подхода – это важное условие повышения качества образования. По мнению современных педагогов, само приобретение жизненно важных компетентностей дает человеку возможность ориентироваться в современном обществе, формирует способность личности быстро реагировать на запросы времени.

Компетентностный подход в образовании связан с личностно-ориентированным и действующим подходами к образованию, поскольку касается личности ученика и может быть реализованным и проверенным только в процессе выполнения конкретным учеником определенного комплекса действий.

Компетентностей достаточно много, но среди них выделяют ключевые (основные).

Ключевые компетенции – относятся к общему (мета-предметному) содержанию образования;

общепредметные компетенции – относятся к определенному кругу учебных предметов и образовательных областей;

предметные компетенции – частные по отношении к двум предыдущим уровням компетенции, имеющие конкретное описание и возможность формирования в рамках учебных предметов.

К ключевым компетентностям относятся:

Социальная компетентность – способность действовать в социуме с учётом позиций других людей.

Коммуникативная компетентность – способность вступать в коммуникацию с целью быть понятым.

Предметная компетентность – способность анализировать и действовать с позиции отдельных областей человеческой культуры.

Информационная компетентность – способность владеть информационными технологиями, работать со всеми видами информации.

Автономизационная компетентность – способность к саморазвитию, самоопределению, самообразованию, конкурентоспособности.

Математическая компетентность – умение работать с числом, числовой информацией.

Продуктивная компетентность – умение работать и зарабатывать, быть способным создать собственный продукт, принимать решения и нести ответственность за них.

Нравственная компетентность – готовность, способность жить по традиционным нравственным законам.

Согласно программе внедрения компетентностно ориентированного подхода в учебно-воспитательный процесс выделяют следующие ключевые компетентности.

1. Познавательная компетентность:

– учебные достижения;
– интеллектуальные задания;
– умение учиться и оперировать знаниями.

2. Личностная компетентность:

– развитие индивидуальных способностей и талантов;
– знание своих сильных и слабых сторон;
– способность к рефлексии;
– динамичность знаний.

3. Самообразовательная компетентность:

– способность к самообразованию, организации собственных приемов самообучения;
– ответственность за уровень личной самообразовательной деятельности;
– гибкость применения знаний, умений и навыков в условиях быстрых изменений;
– постоянный самоанализ, контроль своей деятельности.

4. Социальная компетентность:

– сотрудничество, работа в команде, коммуникативные навыки;
– способность принимать собственные решения, стремиться к осознанию собственных потребностей и целей;
– социальная целостность, умение определить личностную роль в обществе;
– развитие личностных качеств, саморегулирование.

5. Компетентное отношение к собственному здоровью:

– соматическое здоровье;
– клиническое здоровье;
– физическое здоровье;
– уровень валеологических знаний.

Необходимо еще раз сделать ударение на главной особенности компетентности как педагогического явления, а именно: компетентность – это не специфические предметные умения и навыки, даже не абстрактные умственные действия или логические операции, а конкретные, жизненные, необходимые человеку любой профессии, возраста, родственного состояния.

Таким образом, ключевые компетенции конкретизируются на уровне образовательных областей и учебных предметов для каждой ступени обучения.

Читайте также:  Такие способы ученической деятельности как слушание чтение механическое запоминание

Перечень ключевых компетенций определяется на основе главных целей общего образования, структурного представления социального опыта и опыта личности, а также основных видов деятельности ученика,

позволяющих ему овладевать социальным опытом, получать навыки жизни и практической деятельности в обществе:

Компетенция личностного самоусовершенствования

Уровень образованности, особенно в современных условиях, не определяется объемом знаний, их энциклопедичностью. С позиций компетентностного подхода уровень образованности определяется способностью решать проблемы различной сложности на основе имеющихся знаний. Компетентностный подход не отрицает значения знаний, но он акцентирует внимание на способности использовать полученные знания. При таком подходе цели образования описываются в терминах, отражающих новые возможности обучаемых, рост их личностного потенциала.

С позиций компетентностного подхода основным непосредственным результатом образовательной деятельности становится формирование ключевых компетентностей. С этой точки зрения цели школьного образования в следующем: научить учиться, т.е. научить решать проблемы в сфере учебной деятельности;

научить объяснять явления действительности, их сущность, причины, взаимосвязи, используя соответствующий научный аппарат, т.е. решать познавательные проблемы;

научить ориентироваться в ключевых проблемах современной жизни – экологических, политических, межкультурного взаимодействия и иных, т.е. решать аналитические проблемы;

научить ориентироваться в мире духовных ценностей;

научить решать проблемы, связанные с реализацией определенных социальных ролей;

научить решать проблемы, общие для разных видов профессиональной и иной деятельности;

научить решать проблемы профессионального выбора, включая подготовку к дальнейшему обучению в учебных заведениях системы профессионального.

Формирование компетентностей учеников обусловлено реализацией не только обновленного содержания образования, но и адекватных методов и технологий обучения. Список этих методов и технологий является довольно широким, их возможности – разноплановыми, поэтому целесообразно очертить основные стратегические направления, определив при этом, что рецепта на все случаи жизни, конечно не существует.

Фото № 5 = удостоверения № 63 Академии дополнительного

профессионального образования г. Курган 144 часа -психолого –

педагогические аспекты профессиональной компетентности пе-

дагогических работников в условиях реализации ФГОС.

Но независимо от технологий, которые использует преподаватель, он должен помнить нижеприведенные правила.

Главным есть не предмет, которому вы учите, а личность, которую вы формируете. Не предмет формирует личность, а учитель своей деятельностью, связанной с изучением предмета .

Помогайте ученикам овладеть наиболее продуктивными методами учебно-познавательной деятельности, учите иx учиться.

Помните, что знает не тот, кто пересказывает, а тот, кто использует на практике.

Приучайте учеников думать и действовать самостоятельно.

Изучайте и учитывайте жизненный опыт учеников, их интересы,

Учите так, чтобы ученик понимал, что знание является для него жизненной необходимостью.

Объясняйте ученикам, что каждый человек найдет свое место в жизни, если научится всему, что необходимо для реализации жизненных планов.

Эти правила-советы – только небольшая часть, только вершина айсберга педагогической мудрости, педагогического мастерства, общего педагогического опыта многих поколений. Помнить их, следовать им, руководствоваться ими – это то условие, которое способно облегчить учителю достижение наиважнейшей цели – формирования и развития личности.

1.3 Результаты проведения анкетирования

Новые требования, выдвинутые в рамках ФГОС 3 поколения, ставят для всей системы профессионального образования следующую основную задачу – подготовку компетентного специалиста, способного к саморазвитию, самообразованию и инновационной деятельности. В инновационном образовательном процессе студент должен иметь высокий образовательный уровень, гибкое мышление, профессиональную мобильность, умение вырабатывать собственную стратегию деятельности, осуществлять поиск, анализ и оценку информации, необходимой для решения профессиональных задач, т.е. обладать определенными федеральными стандартами профессиональными и общими компетенциями.

Одним из направлений деятельности студента, способствующих формированию профессиональных и общих компетенций в образовательном процессе является научно-исследовательская работа. В процессе обучения именно она выявляет мотивы студентов, познавательные, профессиональные и личностные интересы, обуславливает их поисковую деятельность, учит самоконтролю, самооценке, закладывает основу их дальнейшей творческой деятельности.

Все эти положительные факторы способствуют формированию необходимых деловых и нравственных качеств специалиста, так как повышает ответственность и уровень мотивации, развивают стремление к познавательной деятельности и управлению своим обучением на любом уровне в течение всей жизни, воспитывают в нем способность адаптироваться к любым изменениям на рынке труда. Формированию исследовательских навыков у студентов так же способствует участие их в организации и проведении различных аналитических исследований, таких как опросы, мониторинг и т.д.

Так, участниками «Бюро исследований» техникума в декабре 2017 года было проведено анкетирование студентов 2 курсов по вопросам, касающимся процесса внедрения ФГОС 3 поколения в нашем техникуме.

Результаты данного исследования представлены на диаграммах:

1) Знаете ли вы что такое ПМ?

Б- Штукатуры — Шт-116

Э- Каменщики – К-116

Мк- Маляры – М-116

С- Столяры – Ст-116

2) Знаете ли вы, что такое ОК?

3) Знаете ли вы, что такое ПК?

4) Применяете ли Вы знания, полученные в рамках изучения учебной дисциплины профессионального цикла при освоении профессиональных умений?

5) Где вы приобретаете практический опыт применения полученных знаний в процессе освоения профессионального опыта?

6) Знакомы ли Вы с формами промежуточной аттестации на 2017-2018 г.?

7) Сможете ли Вы полученные знания и практический опыт по данной профессии реализовать в своей профессиональной деятельности?

7) Испытываете ли вы трудности при освоении ПМ?

8) Какую рабочую профессию Вы получите в процессе обучения по выбранной специальности (профессии)?

Полученные результаты позволяют сделать вывод о том, что наши студенты не в достаточной степени осведомлены о процессе обучения по новым Федеральным Государственным Образовательным Стандартам. Полученная информация позволит скорректировать, помочь студентам выстроить правильную траекторию движения по освоению ПМ, в целом ОПОП, и повысить качество образования в техникуме.

В целом, можно сделать вывод, что развитие исследовательских компетенций будет эффективно, если в воспитательно-образовательном процессе:

— созданы условия, способствующие формированию и развитию поисковых, исследовательских и экспериментальных умений студентов;

— существует система научно-исследовательской работы студентов;

— осуществляются дифференцированный и индивидуальный подходы к научно-исследовательской работе студентов;

— реализуется модель формирования готовности студентов к профессиональной деятельности.

Таким образом, основной целью обучения становится овладение обучающимися различного рода компетенциями: общими (ОК) и профессиональными (ПК) — выражающими, что именно студент будет знать, понимать и способен делать после завершения освоения учебной дисциплины, всей основной профессиональной образовательной программы по профессии или специальности.

Введение образовательных стандартов третьего поколения (ФГОС СПО) ставит перед образовательными учреждениями СПО и НПО ряд проблем по выполнению их требований, среди которых мы выделяем проблему выбора методов и технологий обучения, обеспечивающих процесс формирования у студентов профессиональных компетенций в учебных учреждениях.
Поэтому главным направлением уроков производственного обучения является воспитанием у обучающихся интересов и склонностей к рекомендуемым видам труда при учете их потенциальных возможностей, реализация которых обеспечивается характером обучения. В центре внимания находится решение задач дифференцированного и типологических особенностей, которые являются основой при формировании профессиональных навыков. Знание особенностей позволяет находить новые, наиболее рациональные пути педагогического воздействия, усиление роли педагогической работы.

Источник

Оцените статью
Разные способы