«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
статья
В настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога, способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
puti_povysheniya_professionalnoy_kompetentsii_pedagogov.docx | 33.75 КБ |
Предварительный просмотр:
Савельева Татьяна Петровна
Мастер производственного обучения
ФКП образовательного учреждения № 57
«Пути повышения профессиональной компетенции педагогов»
Модернизация системы образования в России выдвигает вопросы формирования профессиональной компетентности педагогических кадров.
Основная цель современного образования – соответствие актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства, подготовка разносторонней личности гражданина своей страны, способной к социальной адаптации в обществе, трудовой деятельности, самообразованию и самосовершенствованию. А свободно мыслящий, прогнозирующий результаты своей деятельности и моделирующий образовательный процесс педагог является гарантом достижения поставленных целей. Именно поэтому в настоящее время резко повысился спрос на квалифицированную, творчески мыслящую, конкурентоспособную личность педагога , способную воспитывать личность в современном, динамично меняющемся мире.
1.Профессиональная компетентность педагога – необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Изменения, происходящие в современной системе образования в последние годы, выдвигают необходимостью повышение квалификации и профессионализма педагога, т. е. его профессиональной компетентности. Прежде чем говорить о профессиональной компетентности педагога обратимся к основным понятиям «компетенции» и «компетентность».
В словаре С.И. Ожегова, понятие «компетентный» определяется как «осведомлённый, авторитетный в какой-либо области». Рассмотрим с вами такие понятия как «компетенция» и «профессиональная компетентность».
Компетенция — это личностные и межличностные качества, способности, навыки и знания, которые выражены в различных формах и ситуациях работы и социальной жизни. В настоящее время понятие «компетентность» расширено, в него включены личностные качества человека. Под компетентностью подразумевается – обладание человеком соответствующей компетенцией, включающей его личностное отношение к ней и предмету деятельности.
Таким образом, компетенции являются структурными компонентами компетентности.
Под профессиональной компетентностью понимается совокупность профессиональных и личностных качеств, необходимых для успешной педагогической деятельности.
Развитие профессиональной компетентности – это развитие творческой индивидуальности, восприимчивости к педагогическим инновациям, способностей адаптироваться в меняющейся педагогической среде.
К основным составляющим профессиональной компетентности относятся:
интеллектуально-педагогическая компетентность – умение применять знания, опыт в профессиональной деятельности для эффективного обучения и воспитания, способность педагога к инновационной деятельности;
коммуникативная компетентность – значимое профессиональное качество, включающее речевые навыки, навыки взаимодействия с окружающими людьми, экстраверсию, эмпатию;
информационная компетентность – объем информации педагога о себе, воспитанниках, коллегах;
рефлексивная компетентность – умение педагога управлять своим поведением, контролировать свои эмоции, способность к рефлексии, стрессоустойчивость.
Следовательно, на сегодняшний день любому специалисту необходимо обладать определенным набором компетенций.
Успешность педагогической деятельности во многом зависит от умения и способности каждого педагога мобилизовать свои собственные усилия на систематическую умственную работу, рационально строить свою деятельность, управлять своим эмоциональным и психологическим состоянием использовать свой потенциал, проявлять творческую активность.
Предлагаю вам тест для самооценки, определяющий уровень профессиональной компетентности педагога. (см. Приложение 1).
Если ваш уровень по результатам теста ниже Высокого (меньше 26 баллов) предлагаю пути его повышения.
2.Пути повышения профессиональной компетенции педагогов.
Развитие педагогических компетенций идет по двум основным направлениям, которые тесно взаимосвязаны:
1. Развитие педагогического мастерства, управляемое извне: а) организация методических объединений, б) курсы повышения квалификации и т.д.
2. Развитие, рост мастерства, управляемый изнутри, со стороны самого педагога: а) самообразование (приобретение знаний, умений, навыков); б) самовоспитание (формирование мировоззрения, мотивов и опыта деятельности, качеств личности); в) саморазвитие (совершенствование психических процессов и способностей); г) изучение передового педагогического опыта, взаимопосещение уроков.
Совершенствование качества обучения и воспитания в образовательном учреждении зависит от уровня подготовки педагогов. Этот уровень должен постоянно повышаться! В этом случае эффективность различных курсов повышения квалификации, семинаров и конференций невелика без процесса самообразования учителя.
Самообразование – есть потребность творческого и ответственного человека любой профессии, тем более для профессии с повышенной моральной и социальной ответственностью, каковой является профессия преподавателя и мастера производственного обучения. Самообразование – процесс сознательной познавательной деятельности, который ведёт к повышению ответственности за результаты своего труда.
3.Самообразование педагога. Примерный план по саморазвитию.
Одним из важных направлений совершенствования и развития педагогического мастерства является самообразование. Самообразование каждого педагога строится с учетом знаний техники умственного труда, индивидуальных особенностей интеллектуальной деятельности. Самообразование педагога зависит от его умения самосовершенствоваться. Каким бы высоким не был уровень или мастерство педагога, его жизненный опыт, он никогда не должен останавливаться на достигнутом результате и считать себя идеальным педагогом. Пока педагог стремиться к самосовершенствованию и саморазвитию, выполняя, при этом, все необходимые требования программы и ориентируется на потребности современного общества, он обязан заниматься самообразованием . Любое развитие грамотного человека должно происходить не спонтанно, а целенаправленно и планомерно. Для этого предлагаю вам примерный план по саморазвитию. План по саморазвитию может составляться педагогом на различные периоды, например на один год, или на 5 лет, от аттестации до следующей аттестации. Структура плана может быть изменена, например можно добавить колонку, где педагог ставит отметки о выполнении определенного пункта. При выполнении такого плана необходимо подвести итог и конечно поставить следующие цели и задачи для саморазвития.
Итак, рассмотрим план саморазвития. (см. Приложение 2).
Внедрение Федерального образовательного стандарта образования требует от педагогов постоянного развития, соответствующего перспективным тенденциям, социальной и творческой активности. В рамках данных перспективных тенденций образование ориентируется на свободные и ответственные отношения между педагогом и обучающимся, педагогом и другим педагогом. А это значит, что интересы личности являются приоритетом, а главная задача образования – реализация возможностей для развития личности.
Главной целью педагогического образования является профессионально-личностное развитие педагога. Так как, с одной стороны, педагог – бесспорно личность, а с другой – педагог – носитель информации, знаний и традиций и в практической деятельности – педагогическая деятельность тесно связана и с процессом социализации и с духовно-нравственным аспектом воспитания. Это означает, что для того чтобы развить нравственно ценностные качества в личности обучающегося – справедливость, гуманность, доброту, благодарность, целеустремлённость, необходимо эти же качества развить и в педагоге. Развитие личности педагога возможно лишь в саморазвитии, а значит, и в профессиональном становлении. Итак, можно сделать вывод – профессионализм педагога тесно связан с саморазвитием.
Таким образом , профессиональная компетентность педагога зависит от различных свойств личности, основным ее источником являются обучение и субъективный опыт. Профессиональная компетентность характеризуется постоянным стремлением к совершенствованию, приобретению все новых знаний и умений, обогащению деятельности. Психологической основой компетентности является готовность к постоянному повышению своей квалификации, профессиональному развитию.
Не развивающийся педагог никогда не воспитает творческую созидательную личность. Поэтому именно повышение компетентности и профессионализма педагога есть необходимое условие повышения качества педагогического процесса.
Источник
Формы работы по формированию профессиональных компетенций педагога
Юлия Денисова
Формы работы по формированию профессиональных компетенций педагога
Формы работы по формированию
профессиональных компетенций педагога.
МБДОУ «Детский сад № 94»
компенсирующего вида
Концепция модернизации Российского образования, направленная на повышение качества образования в целом и качества подготовки специалистов, в частности, требует обновления содержания и методов образовательной деятельности, повышения квалификации педагогов. Педагог 21 века это не просто учитель, воспитатель, наставник, это педагог, профессионально и личностно развивающийся. Развитие современного общества, интенсивное внедрение инноваций, новых технологий и методов работы с детьми диктует особые условия организации дошкольного образования. В этой ситуации особенно важна профессиональная компетентность педагогов.
Проблеме развития профессионально-педагогической компетентности посвящен значительный ряд исследований (И. Ю. Алексашина, Е. В. Бондаревская; Т. П. Браже, С. Г. Вершловский, В. Г. Воронцова, Е. В. Вторина, И. А. Зимняя, И. А. Колесникова, Ю. Н. Кулюткин, Н. В. Кузьмина, Н. Н. Лобанова, А. К. Маркова, Л. М. Митина, Н. А. Переломова, Г. Н. Прозументова, Г. С. Сухобская, Е. А. Соколовская, Т. В. Шадрина и др.). Результаты данных исследований выступают основаниями для совершенствования и повышения квалификации разных категорий педагогов: ориентация на развитие творческого потенциала и методологического мышления, проектной культуры, готовности к самообразованию и в итоге — педагогической компетентности.
Все ученые, изучающие компетентность, отмечают ее системный и многосторонний характер.
Ученые А. С. Белкин и В. В. Нестеров так определяют компетенцию: «В педагогическом плане компетенция – совокупность профессиональных полномочий, функций, создающих необходимые условия для эффективной деятельности в образовательном пространстве».
Профессиональная компетентность современного педагога ДОУ определяется как совокупность общечеловеческих и специфических профессиональных установок, позволяющих ему справляться с заданной программой и особыми, возникающими в педагогическом процессе дошкольного учреждения, ситуациями, разрешая которые, он способствует уточнению, совершенствованию, практическому воплощению задач развития, его общих и специальных способностей.
О. В. Тихомирова выделяет следующие компоненты компетентности:
Функциональный компонент включает в себя знания в области профессиональной деятельности, владение навыками и умениями при выполнении деятельности (мотивации, целеполагания, сбора и обработки необходимой информации, программирования, реализации, оценки результата) и вариативностью способов и средств ее осуществления.
Коммуникативный компонент представляет собой способность воспроизведения информации, необходимой конкретному обучаемому для присвоения знаний, и характеризуется уровнем овладения вербальными и невербальными средствами передачи информации и способностью конструировать прямую и обратную связь.
Личностный компонентвключает в себя следующие субъективные характеристики специалиста: психологические позиции, педагогическая направленность, ценностные установки, личностные особенности.
Рефлексивный компонент проявляется в осознании педагогом себя как субъекта педагогической деятельности, ценностей, которыми он руководствуется, определении степени адекватности собственных действий и форм поведения в профессионально значимых ситуациях, способности оценить свой труд в целом, то есть перейти от оценки отдельных компетенций к оценке своей результативности и профессионализма.
Сегодня особую значимость для повышения компетентности педагогических кадров приобретает творчески организованная методическая работа, реализующая концепцию непрерывного образования.
Основные задачи методической работы:
выработать систему оказания помощи каждому педагогу на основе диагностики, формы работы.
включить каждого педагога в творческий поиск.
Можно выделить частные задачи:
формирование инновационной направленности в деятельности педагогического коллектива, проявляющемся в систематическом изучении, обобщении и распространении педагогического опыта по внедрению достижения науки.
повышение уровня теоретической подготовки педагогов.
организация работы по изучению новых образовательных стандартов и программ.
обогащение педагогического процесса новыми технологиями, формами в обучении, воспитании и развитии ребенка.
организация работы по изучению нормативных документов.
оказание научно-методической помощи педагога на основе индивидуального и дифференцированного подхода (по стажу, творческой активности, образованию, категоричности).
оказание консультативной помощи в организации самообразования педагогов.
Формы повышения мастерства педагогов имеют свои специфические особенности.
На первом этапе проводится мониторинг качества профессионально-личностных способностей педагогов. Затем дифференцируем педагогов по степени мастерства и находим для каждого соответствующие формы методической работы.
Исходя из современных требований, можно определить основные пути развития профессиональной компетентности педагога:
работа в методических объединениях, творческих группах;
исследовательская, экспериментальная деятельность;
инновационная деятельность, освоение новых педагогических технологий;
различные формы педагогической поддержки;
активное участие в педагогических конкурсах, мастер — классах;
обобщение собственного педагогического опыта.
Но не один из перечисленных способов не будет эффективным, если педагог сам не осознает необходимости повышения собственной профессиональной компетентности. Для этого необходимо создать те условия, в которых педагог самостоятельно осознает необходимость повышения уровня собственных профессиональных качеств. Анализ собственного педагогического опыта активизирует профессиональное саморазвитие педагога, в результате чего развиваются навыки исследовательской деятельности.
Основными формами методической работы с воспитателями, в нашем детском саду, являются мероприятия, реализующие деятельностный подход. Такие формы работы – это не просто консультации, где педагог просто слушатель- это постоянно действующий семинар, педагогический совет, семинар-практикум, работа в рабочих группах, индивидуальное консультирование, выставка в методическом кабинете.
Старшим воспитателем оформляется выставка в методическом кабинете «Внедряем ФГОС в ДОУ», целью, которой является профессиональная компетентность педагогов ДОУ в соответствии с ФГОС. На данной выставке для педагоговпредлагается следующий материал: циклограммы планирования образовательного процесса, модель организации образовательного процесса по образовательным областям для возрастных групп, комплексно-тематическое планирование в соответствии с ФГОС, новые методические пособия, подборки из журналов и газет.
Несмотря на изменения в системе дошкольного образования, на сегодняшний день не потеряла свою значимость такая форма работы с педагогами, как индивидуальное консультирование по организации образовательной работы, так как именно форма работы является наиболее продуктивной. По итогам индивидуального консультирования воспитатели получают рекомендации как организовать детей при проведении непосредственно-образовательной деятельности, какой стиль поведения взрослого уместен; как изменилось рабочее пространство (от отдельного места за «учительским столом» к месту за общим столом рядом с детьми, что особенно актуально для педагогов-«консерваторов», которым трудно перестроиться в новых условиях.
Пройдя через все формы методической работы, организованные в определённой системе, педагоги не только повышают профессиональный уровень, для них становится потребностью узнавать что-то новое, выработать собственный стиль повседневной педагогической деятельности. Работа, проводимая старшим воспитателем, призвана помочь воспитателю овладеть новым педагогическим мышлением, готовностью к решению актуальных задач ДОУ, совершенствовать его педагогическое мастерство, обеспечивающее профессиональный рост.
Новые педагогические технологии внедряются в практику, исходя из уровня профессионализма педагогов, готовности их к саморазвитию и других показателей.
Нужно отметить, что групповая деятельность создаёт благоприятные условия для обучения и сотрудничества педагогов, сотрудничая с более квалифицированными коллегами, успешнее начинают работать «менее творческие» педагоги.
Инновационные подходы к управлению методической работой связаны с формированием у воспитателей интереса к современным технологиям, выработкой у них устойчивого педагогического мышления. Важно стимулировать воспитателей изучать личность каждого ребенка и применять на практике инновационные методы и приемы, развивающие детей и помогающие педагогам найти свое место в педагогическом пространстве.
1. Белая К. Ю «Методическая деятельность в ДОО в соответствии с ФГОС ДО», М. ,ТЦ «Сфера»,2015
2. Майер «Сопровождение профессиональной успешности педагога ДОУ», М., ТЦ «Сфера», 2012
3. Чеменева А. А., Вербовская Е. В., Попова В. Р. «Компетентностная модель современного педагога ДОО в контексте реализации ФГОС ДО», Журнал «Нижегородское образование» № 3. 2015, с. 109-116
4. Тимофеева Л. Л. «Повышение профессиональной компетентности педагога ДОУ». Учебно-методическое пособие. Выпуск 1. «Компетентностный подход в дошкольном образовании», М., «Педагогическое общество России», 2013
5. Скоролупова О. А. «Тематический контроль в ДОУ», М., «Скрипторий», 2004
6. Сластенин В. А., Исаев И. Ф. ,Мищенко А. И., Шиянов Е. Н. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических заведений – М. : Школа – Пресс, 1997. – 512с.
7. Тихомирова, О. В. Формирование профессиональной компетентности педагога в реализации предшкольного образования [Текст] /О. В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 27-31 (0,5 п. л.).
8. Тихомирова, О. В. Показатели сформированности профессиональной компетентности педагога в сфере предшкольного образования [Текст] /В. Н. Белкина, О. В. Тихомирова // Ярославский педагогический вестник. – 2012. – № 3. – Том II (Психолого-педагогические науки). – С. 168-172 (0,5/0,3 п. л.).
Презентация «Эффективные формы работы по формированию у детей дошкольного возраста основ ЗОЖ» Как сформировать у детей дошкольного возраста представление о здоровом образе жизни и умение владеть методами нетрадиционного оздоровления?.
Методика работы по формированию описательно — повествовательной формы речи по ФГОС ДО ДОКЛАД ДЛЯ РМО (для воспитателей логопедических групп) Тема: «Методика работы по формированию описательно – повествовательной формы речи».
Формы и методы работы с несовершеннолетними воспитанниками разного возраста по формированию социально-бытовых навыков Важнейшим принципом социальной политики государства является приоритетность оказания помощи детям, находящимся в трудной жизненной ситуации.
Из опыта работы воспитателя «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников» «Деятельность педагога по формированию здорового образа жизни воспитанников». В настоящее время передо мной стоит задача сохранения и укрепления.
Консультация для педагогов «Формы и методы работы по формированию патриотизма у дошкольников» Консультация для педагогов «Формы и методы работы по формированию патриотизма у дошкольников».Реализацию задач по краеведению в ДОО осуществляется.
Консультация для педагогов «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» «Формы работы педагога с родителями в ДОУ в соответствии с ФГОС» Права и обязанности родителей определены: — в статьях 38, 43 Конституции.
Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года» Методика работы по формированию описательно-повествовательной формы речи при изучении лексической темы «Зима как время года» в подготовительной.
Опыт работы педага «Методы, формы, приемы работы по формированию нравственного отношения у дошкольников любви к малой Родине» Дошкольный возраст является важным периодом в становлении нравственных качеств у ребенка, которые являются результатом нравственного воспитания.
Анкета «Самооценка профессиональных компетенций педагогов по познавательному развитию дошкольников» Анкета «Самооценка профессиональных компетенций педагогов по познавательному развитию дошкольников» 1. Социальные компетенции: обмен информацией.
Участие педагогов в профессиональных конкурсах как ресурс профессионального развития педагога (обобщение опыта) Современный, так быстро меняющийся мир, требует обучения (постоянного повышения квалификации) от многих специалистов, в том числе от педагогических.
Источник