Способы формирования предметных результатов

Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий

Наталья Чурсинова
Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий

«Формирование предметных и метапредметных результатов у учащихся с применением современных образовательных технологий в начальной школе».

В последние годы значительные изменения происходят в системе начального обучения. Увеличено количество вариативных учебников. Изменилась методология урока. Используется большое количество инновационных форм работы. Совершенствование системы начального обучения, стимулируемое социальным заказом, приводит к тому, что сегодня уже недостаточно обеспечить овладение школьниками суммой знаний, важное значение придается задаче научить школьников учиться, а психологически это означает научить хотеть учиться. Универсальный ответ на вопрос о ценности знаний уже очень давно дали древнегреческие мыслители «Ум ученика – это не сосуд, который надо заполнить знаниями, а факел, который надо зажечь». Какие именно знания требуются для того, чтобы «факел горел», актуален в наши дни, как никогда ранее.

С внедрением ФГОС второго поколения в начальной школе учителя должны научить ребенка не только читать, считать и писать, но и должны привить две группы новых умений. К первой относится группа универсальных учебных действий (познавательные, регулятивные, коммуникативные, личностные, которые должны стать базой для овладения ключевыми компетенциями, «составляющими основу умения учиться». Ко второй – формирование у детей мотивации к обучению, помощи им в самоорганизации и саморазвитии. По другому – сформировать предметные и метапредметные результаты.

Предметные результаты представляют собой систему знаний и умений, приобретенный опыт познания.

Метапредметные результаты включают в себя освоенные УУД, которые составляют основу ключевых компетенций школьников. Именно сформированность УУД обеспечивает готовность обучающихся к освоению новых знаний, поиску путей решения проблем в различных ситуациях, его способность к самоорганизации, сотрудничеству, коммуникации. Становление личности школьников, прежде всего, происходит на уроке. Требования нового стандарта к современному уроку не являются чем-то абсолютно новым для учителей начальных классов. И всё же у многих педагогов они вызвали массу вопросов. Как спроектировать урок, который формировал бы не только предметные, но и метапредметные результаты? Какие задания из учебника целесообразно отобрать для урока? Какие методы и приёмы работы будут эффективными? Какие формы организации деятельности учащихся стоит применять? Это далеко не все вопросы, которые сегодня задаёт учитель, реализующий ФГОС.

Современный урок — это прежде всего урок, направленный на формирование и развитие УУД.

1. Урок проблемный и развивающий. К новым образовательным целям относят те, которые формулируют сами учащиеся.

2. Урок, на котором учитываются уровень возможностей учащихся, стремления и настроение.

3. Урок познавательный, интересный, нетрудный, не приходится каждый раз делать одно и то же, разнообразный урок.

4. Урок, на котором учитель и ученик свободно общаются, где учащийся чувствует себя уверенно.

5. Минимум репродукции и максимум творчества.

Структура каждого моего урока тщательно продумывается. Ведь только грамотное построение урока позволяет детям открыть для себя новое, обратить внимание на главное, добиться успеха каждому в меру способностей и возможностей. Дать шанс самым неуверенным учащимся.

Постоянно совершенствую интенсивные методы нового образования: самостоятельное «строительство» знаний путём творческого поиска решений и открытий.

В своей работе применяю самые современные педагогические технологии,направленные на решение учебных задач: проблемное обучение, проектные методы в обучении, игровые технологии, информационно-коммуникационные технологии, дифференцированный подход в обучении.

В условиях модернизации российского образования проблема эффективного использования ИКТ в преподавании школьных дисциплин представляется весьма актуальной и выделяется в качестве одного из приоритетов. Сейчас всем понятно, что компьютер не сможет заменить живого учителя. Зато поможет облегчить его труд, заинтересовать детей, обеспечить более наглядное, совершенно новое восприятие материала.

Внедрение информационно-коммуникационных технологий в образовательный процесс способствует появлению новых видов учебной деятельности, характерных именно для современной информационной среды. Уроки с использованием компьютерных технологий особенно актуальны в начальной школе. Ученики 1-4 классов имеют наглядно-образное мышление, поэтому очень важно строить их обучение, применяя как можно больше качественного иллюстративного материала, вовлекая в процесс восприятия нового не только зрение, но и слух, эмоции, воображение. Здесь, как нельзя кстати, приходится яркость и занимательность компьютерных слайдов, анимации. Практически на любом школьном предмете можно применить компьютерные технологии. Важно одно – найти ту грань, которая позволит сделать урок по-настоящему развивающим и познавательным. На любом современном уроке нельзя обойтись без технологии проблемного обучения. Любой класс состоит из учеников с неодинаковым развитием и степенью подготовленности, разным отношением к учению и разными интересами. Зачастую учитель вынужден вести обучение применительно к среднему уровню развития и обученности детей. Это неизбежно приводит к тому, что «сильные» ученики искусственно сдерживаются в своём развитии, теряют интерес к учению, а «слабые» обречены на хроническое отставание. Те, кто относится к средним, тоже очень разные, с разными интересами и склонностями, с разными особенностями восприятия, мышления, памяти. Поэтому нужно, чтобы каждый ученик работал в полную меру своих сил, чувствовал уверенность в себе, ощущал радость учебного труда, сознательно и прочно усваивал программный материал, продвигался в развитии. Для этого учебный процесс необходимо строить на основе принципа индивидуального подхода. Один их путей индивидуального подхода – дифференциация обучения. Необходимо на уроке создать такие условия, чтобы каждый ученик мог полностью реализовать себя, свои индивидуальные особенности, стал подлинным субъектом учения, желающим и умеющим учиться.

Читайте также:  Способы передачи информации электромагнитные волны

Большое место на уроке отводится работе в группах,коллективным видам работы: деловым и тренинговым играм, театрализациям, дискуссиям, где и обсуждаются возникающие проблемы, что ведёт к развитию коммуникативной культуры. Благодаря развитию коммуникативной культуры, на уроках складывается атмосфера доверия между учителем и учащимися, добрые, уважительные отношения детей друг к другу. Ученики раскованны, свободны, спокойны. На уроках разрешается задавать вопросы и высказываться, сидеть свободно и непринуждённо. Благодаря принципу педагогики сотрудничества дети легко и непринуждённо включаются в такие виды деятельности, как проектная деятельность, поисково-исследовательская работа.

Актуальность данной технологии особенно возрастает на современном этапе, когда результатом образовательного процесса становится не определенная сумма знаний сама по себе, а умение применить полученные знания в различных жизненных ситуациях, т. е. их надпредметный характер. Технология проектного обучения определяется построением образовательного процесса на активной основе, деятельности каждого ученика, его интересов и потребностей. Данная технология реализуется через систему учебно-познавательных методов и приемов, направленную на практическое или теоретическое освоение (познание) действительности учащимися посредством выявления и решения существующих противоречий.

Проектные технологии применяются мною на уроках, во внеурочной деятельности, внеклассной работе. Я не «навязываю» ученикам информацию, а направляю их самостоятельный поиск, например: «Всё ли знаете, чтобы выполнить данный проект? Какую информацию вам необходимо получить? К каким источникам информации следует обратиться? Иными словами,действую по принципу: «…ничего не делай за меня, направь в нужное русло, подтолкни к решению, а остальное я сделаю сам», таким образом формирую у детей формирую универсальные учебные действия.

Игровые технологии сохраняют познавательную активность ребенка и облегчают сложный процесс обучения, способствуют как приобретению знаний, так и развитию многих качеств личности. Игровые технологии использую на уроках, в основном в 1-2 классах. Считаю, что хорошая, умная и занимательная игра активизирует внимание детей, снимает психологическое и физическое напряжение, облегчает восприятие нового материала.

Приемы, используемые для формирования метапредметных результатов

Для формированиярегулятивных УУД рекомендую использовать:

— Таблица «Знаю – Хочу узнать – Узнал;

— Игра «Как ты думаешь?

2. Листы самоконтроля и самооценки.

Читайте также:  Конструктивный способ решения конфликт

4. Проблемно диалогическая технология.

Приемы формирования познавательных УУД:

Источник

Особенности формирования предметных результатов

Особенности формирования предметных результатов

Стандарт устанавливает требования к результатам обучающихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования.

Стандарт определяет следующие результаты освоения ООП.

Личностные результаты — готовность и способность обучающихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию.

Метапредметные результаты — универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные);
Предметные результаты

Что понимается под предметными результатами и каковы особенности их формирования у детей с ограниченными возможностями здоровья?

Под предметными результатами понимается:

— освоенный обучающимся в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению;
— система основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира

Предметные результаты освоения ООП НОО сформулированы с учетом специфики содержания предметных областей, включающих в себя конкретные учебные предметы.

На слайде показаны предметные области и входящие в них учебные предметы:

1. Филология – русский язык, литературное чтение и английский язык

2. Математика и информатика — математика

3. Обществознание и естествознание – окружающий мир

4. Основы духовно-нравственной культуры народов России

5. Искусство – музыка, изобразительное искусство

6. технология — технология

7. Физическая культура – физическая культура

Предметные результаты содержат в себе:

Во-первых, систему основополагающих элементов научного знания, которая выражается через учебный материал различных курсов

Опорные знания, которые необходимы для успешного обучения и при целенаправленной работе могут быть достигнуты большинством детей

Предметные результаты содержат в себе:

Во-вторых, систему формируемых действий, которые преломляются через специфику предмета и направлены на применение знаний, их преобразование и получение нового знания.

Предметные действия: использование знаково-символических средств, моделирование, сравнение, группировка, классификация, анализ, синтез и т.д. ‏

Существует два уровня сформированности предметных результатов:

Базовый«обучающийся научится»

(в эту группу включается система таких знаний и учебных действий, которая, во-первых, принципиально необходима для успешного обучения в начальной и основной школе и, во-вторых, при наличии специальной целенаправленной работы учителя в принципе может быть освоена подавляющим большинством детей).

Повышенный«Обучающийся получит возможность научиться»

Повышенный уровень достижения отличается по полноте освоения планируемых результатов, уровню овладения учебными действиями и сформированностью интересов к данной предметной области.

На примере учебного предмета «Русский язык» рассмотрим планируемые предметные результаты.

В ФГОС п.12.1 предметные результаты освоения основной образовательной программы начального общего образования в рамках учебного предмета «Русский язык» должны отражать: слайд 8

формирование первоначальных представлений о единстве и многообразии языкового и культурного пространства России, о языке как основе национального самосознания;

понимание обучающимися того, что язык представляет собой явление национальной культуры и основное средство человеческого общения, осознание значения русского языка как государственного языка Российской Федерации, языка межнационального общения;

сформированность позитивного отношения к правильной устной и письменной речи как показателям общей культуры и гражданской позиции человека;

овладение первоначальными представлениями о нормах русского и родного литературного языка (орфоэпических, лексических, грамматических) и правилах речевого этикета; умение ориентироваться в целях, задачах, средствах и условиях общения, выбирать адекватные языковые средства для успешного решения коммуникативных задач;

овладение учебными действиями с языковыми единицами и умение использовать знания для решения познавательных, практических и коммуникативных задач.

В нашем учреждении обучаются дети с тяжелыми нарушениями речи, у детей изначально в разной степени нарушены или недостаточно сформированы фонетическое восприятие, лексико – грамматический строй, связная речь, поэтому обучение языку является сложнейшей дидактической задачей. Мы в своей практике включаем систематическую работу по формированию и развитию самостоятельной речи обучающихся и создаем условия для формирования предметных результатов, используем учебно — методический комплекс «Школа России».

Читайте также:  Чем снять лак с дерева химическим способом

Рассмотрим некоторые задания, позволяющие формировать предметные результаты по русскому языку на базовом и повышенном уровне.

Раздел «Лексика», 2 класс. Планируемый предметный результат – определять значение словаилиуточнять с помощью орфографического словаря.

Задание базового уровня

— Вставь пропущенные буквы в слова; можешь при этом пользоваться орфографическим словарем учебника.
Слова: б…рёза, к…р…ндаш, л…гушка, п…льто, ул…ца, ст…кан, ябл…ня, м..шина.

Задание повышенного уровня

— Впишите в предложения пропущенные слова. Можешь пользоваться орфографическим словарем учебника.

Мы живём в стране, которая называется __________. Москва— _________ нашей Родины. Москва — большой, красивый __________. Сердцем Москвы называют ________ и Красную площадь. Государственный _________ нашей страны — русский.

Обратите внимание, слова для задания взяты из словарного минимума 2 класса. Выбран способ выполнения задания – вставь букву или слово.

Раздел «Орфография и пунктуация». 2 класс. Планируемый предметный результат применять правила правописания (в объёме содержания курса).

Эти задания на использование и закрепление грамматических правил (обозначение мягкости и твердости согласных на письме, правописание гласных после шипящих, правописание безударных гласных в корне слова).

Задание базового уровня

Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова.

Слова:вода, цветы, поля, сады, лесной, страна, большой

Образец правильного ответа:

Задание повышенного уровня

Подчеркни буквы, обозначающие безударный гласный звук в корне слова

Грачи и скворцы первыми весну встречают. Сова – ночная птица. Клесты выводят птенцов зимой.

Образец правильного ответа:

Грачи и скворцы первыми весну встречают. Сова – ночная птица. Клесты выводят птенцов зимой.

Задание базового уровня

Прочитай слова: ложка, лесной, сказка, чугун, полянка, гриб, машина, ночной, чашка, щука, уши, задача, шалаш, шкаф, стриж, листва, сосна, ковёр.

Заполни таблицу, распределив слова по трём столбикам:

Слова с орфограммой «Проверяемые безударные гласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Проверяемые парные по звонкости-глухости согласные в корне слова»

Слова с орфограммой «Правописание гласных после шипящих»

Задание повышенного уровня

— Запиши по 3 слова на следующие орфограммы:

«Безударная гласная в корне слова»____________________________________

__________________________________________________________________ «Парная согласная в корне слова»____________________________________

«Правописание гласных после шипящих»_____________________________

Обратите внимание, для задания подобраны простые двусложные с различными типовыми слогами (открытыми/закрытыми, со стечением согласных) и способ выполнения задания – подчеркнуть, заполни таблицу.

Раздел «Состав слова (морфемика)», 2 класс. Планируемый предметный результат —различать родственные (однокоренные) слова и формы слова.

Задание базового уровня

— Можно ли назвать родственными слова в каждой группе? Назовите общую часть родственных слов.

Задание повышенного уровня

Лето, лететь, летний, летом

Гора, горевать, горка, гористый

Сыр, сырость, сырок, сырник

— Все ли слова в каждой строчке моно назвать родственными? Зачеркни лишние слова

Раздел «Синтаксис». 2 класс. Планируемый предметный результат — устанавливать логико-смысловые связи между словами в предложении

Задание базового уровня

— Восстановите деформированный текст:

Тихо подкрался щенок.

Хвост остался в зубах у щенка.

Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке.

Он прыгнул и схватил ящерку за хвост.

А ящерка под камень спряталась.
Правильный ответ: Ящерка сидела на камне и грелась на солнышке. Тихо подкрался щенок. Он прыгнул и схватил ящерку за хвост. Хвост остался в зубах у щенка. А ящерка под камень спряталась.

Придумай свое продолжение этого текста. Составь еще 4-5 предложений.

Обратите внимание, используются различные типы простых предложений: простые предложения с глаголами прошедшего времени, простые нераспространенные предложения, предложения из 3-х членов предложения.

Таким образом, особенностями формирования предметных результатовявляются: индивидуальные особенности речевого развития и потенциальных возможностей детей, доступность слогового состава слов, лексико-грамматическое значение слова, степень сложности предложений (лексический и грамматический строй), различные морфологические категории слов, словарный минимум, формы предъявления задания (устное или письменное), способ выполнения задания.

Источник

Оцените статью
Разные способы