Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
статья по теме
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
masterstvo_uchitelya_po_formirovaniyu_predmetnyh_kompetenciy_na_urokah1111.doc | 60.5 КБ |
Предварительный просмотр:
Мастерство учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельности в человеческом обществе, чтобы оправдать социальные ожидания нашего государства о становлении нового работника, обладающего потребностью творчески решать сложные профессиональные задачи. Поэтому сегодня важно не столько дать ребенку как можно больший багаж знаний, сколько способствовать обеспечению его общекультурного, личностного и познавательного развития, создать условия для вооружения такого важного умения, как умение учиться, что является главной задачей новых образовательных стандартов, которые призваны реализовать развивающий потенциал общего среднего образования. Существует такой тезис: жизнь на уроке должна стать подлинной. Сделать ее такой – задача современного учителя.
Один из предлагаемых путей решения данной проблемы — компетентностный подход. Компентностный подход в образовании сегодня — это ответ на вопросы, как решать практические задачи в условиях реального мира, как стать успешным, как строить собственную линию.
Предметные компетенции — это специфические способности, необходимые для эффективного выполнения конкретного действия в конкретной предметной области и включающие узкоспециальные знания, особого рода предметные умения, навыки, способы мышления.
В частности, на примере математики : математическая компетенция — это способность структурировать данные (ситуацию), вычленять математические отношения, создавать математическую модель ситуации, анализировать и преобразовывать ее, интерпретировать полученные результаты. Иными словами, математическая компетенция учащегося способствует адекватному применению математики для решения возникающих в повседневной жизни проблем.
На уроках изучения нового материала с помощью компетентностно-ориентированной задачи можно создать условия для формирования понятий, вывода и усвоения формул. При планировании целей к урокам, например, математики необходимо учитывать:
1. Цели урока относительно учащихся (выражается в виде предполагаемой образовательной продукции, освоенных видов деятельности, полученных предметных умений и навыков): создать условия для получения математических знаний, умений и навыков; обеспечить развитие логического мышления и т.д.
2. Цели урока относительно педагога (выражаются виде предполагаемых для него результатов): содействовать вооружению учащихся математическими знаниями, умениями и навыками; направить процесс познания на осмысленное и творческое владение учебным материалом; создать условия для формирования умения активно добывать новые знания, опираясь на ранее приобретенные и т.д.
3. Совместные цели для педагога и учащихся: создать условия для укрепления взаимодействия между педагогом и учащимся с целью получения качественных математических знаний; создать возможность использовать приобретенные математические знания в практической деятельности; содействовать развитию логического мышления и творческих способностей и т.д.
Формировать компетентности учеников можно на разных этапах урока.
Проверка домашнего задания
Цель: помочь учащимся активировать умственную деятельность учеников, развивать критическое мышление, учить оценивать знания учеников
Результативность: формирование познавательной компетентности
1. Рецензирование ответов
Цель: создать условия для развития самостоятельности мышления, для формирования гибкости и точности мысли, развития внимания и памяти
Результативность: формирование самообразовательной компетентности
2. Математический диктант, тест, с/р
(по страницам домашнего задания с ограничением времени решения)
Изучение нового материала
Цель: содействовать развитию у школьников умений использовать научные методы познания (наблюдение, гипотеза, эксперимент);
Результативность: формирование исследовательской компетентности
Вывод формул, правил
Цель: создать условия для развития у школьников умений формулировать проблемы, предлагать пути их решения
Результативность: формирование информационной компетентности
Проблемная лекция с использованием приобретенной учениками информации
Цель: помочь детям научится применять знания, оперировать знаниями, содействовать развитию гибкости использования знаний
Результативность: формирование исследовательской, самообразовательной, компетентностей
Закрепление, тренировка, отрабатывание умений и навыков
Цель: создать условия для изучения свойств, правил…
Результативность: формирование познавательной компетентности
С/ р частично-поискового, исследовательского характера;
Цель: организовать деятельность учащихся для закрепления умений решать задачи и примеры, содействовать формированию умения проверять, слушать, думать.
Результативность: формирование познавательной компетентности
Решение задач, примеров с комментированием, индивидуальная работа с самопроверкой, игровые формы
Цель: обеспечить развитие личной позиции учеников, опираясь на их знание темы.
Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности
Решение задач несколькими способами
Цель: помочь детям при работе с информацией; обеспечить закрепление знание текста, понимание темы
Результативность: формирование коммуникативной и познавательной компетентностей
Работа с учебником
(учебная практическая работа)
Цель: организовать деятельность учащихся по созданию проектов на основе изученного материала
Результативность: формирование исследовательской компетентности
Цель: создать условия для развития воображения и умения абстрагироваться
Результативность: формирование самообразовательной, исследовательской компетентности
работа в группах со взаимной оценкой
Цель: организовать самостоятельную работу.
Результативность: формирование самообразовательной ,социальной компетентности
Разноуровневая с/р с (взаимопроверка, самопровекрка, контроль учителя);
Цель: обеспечить проверку усвоения материала урока, формирование умения подбирать примеры
Результативность: формирование самообразовательной компетентности
Составить вопросы, задачи и примеры по теме урока
Цель: развивать умение самоконтроля и взаимоконтроля
Результативность: формирование интеллектуально– познавательной компетентности
Задачи исследовательского характера
Использование компетентностного подхода позволит наполнить математическое образование знаниями, умениями и навыками, связанными с личным опытом и потребностями ученика с тем, чтобы он мог осуществлять продуктивную и осознанную деятельность по отношению к объектам реальной действительности; научиться ставить цели и планировать деятельность по их достижению; добывать нужную информацию, используя доступные источники (справочники, учебники, словари) , передавать ее; совершенствовать свои навыки работы в команде, научиться высказывать и аргументировано отстаивать своё мнение; вносить посильный вклад в достижение общего результата; приобретать навыки самостоятельной творческой работы, самоконтроля и взаимоконтроля; учиться грамотно использовать в речи математические термины; учиться применять математические знания и умения в реальных ситуациях.
Обучающимися достигаются следующие результаты:
• Дети используют знания, умения и навыки, полученные на уроках математики, в практической деятельности.
• Формируются навыки, позволяющие продолжить обучение в профильном классе.
• Дети осваивают коммуникативный, аналитический, проектировочный, творческий типы деятельности.
• Учащиеся овладевают математическими знаниями, умениями и навыками разного уровня сложности: от минимальных, соответствующих обязательным результатам обучения, до повышенных, позволяющих продолжить обучение в математическом, физическом классах, а также в классах с углубленным изучением информатики.
• У учащихся формируется представление о математике как о предмете, где каждому есть возможность выразиться.
• Приобретается навык работы со справочной литературой, проводятся необходимые измерения, подбираются доступные приборы, анализируются полученные результаты.
• Учащиеся адекватно оценивают деятельность одноклассников (с помощью консультантов).
• Изменяется поведение детей в коллективе: они начинают прислушиваться к мнению других, без боязни высказывают свое собственное мнение.
Предметная компетенция является ведущей при определении качества учебной деятельности обучающегося. Формирование предметной компетенции только тогда является успешным, когда она постоянно реализуется в учебной и практической деятельности. Лишь в том случае компетенция учащихся достигает высокого уровня сформированности, когда педагог уделяет всем необходимым действиям максимум внимания и сознания. Сам же процесс формирования предметной компетенции предполагает, что ребёнок хочет и готов учиться, а педагог знает, как ему в этом помочь, т.е. предполагается, что он сам владеет различными методиками, приемами и способами обучения. Ясно, что из простой суммы знаний и умений «сложить» компетентного ученика не удастся. Стать компетентным он может только сам, найдя и апробировав различные модели поведения в данной предметной области, выбрав из них те, которые в наилучшей степени соответствуют его стилю, притязаниям, эстетическому вкусу и нравственным ориентациям.
По теме: методические разработки, презентации и конспекты
Мастерство учителя по формированию предметных компетенций в начальной школе
Об организации исследовательской деятельности и подготовке младших школьников к научно-практической конференции.
Проектная деятельность как средсво формирования предметных компетенций
Тот, кто не смотрит вперед, оказывается позади» Дж. Герберт Проект — это метод обучения Проектирование — это содержание обучения Проект — это форма организации учебного процесса Проект — .
Семинар учителей начальных классов: «Формирование метапредметных и предметных компетенций млад-ших школьников в соответствии с требованиями ФГОС»
Семинар учителей начальных классов:«Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС» Дата: 24.01.14.
Рефлексия семинара для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с требованиями ФГОС на уроках и во внеурочное время»
21 октября на базе МОУ СОШ №7 села Стародубского прошёл семинар для учителей начальных классов «Формирование метапредметных и предметных компетенций младших школьников в соответствии с тре.
Доклад на тему «Роль учителя в формировании здоровьесберегающей компетенции учащихся»
Состояние здоровья подрастающего поколения – важнейший показатель благополучия общества и государства, который не только отражает настоящую ситуацию, но и даёт прогноз на будущее. На первом заседании .
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ
РОЛЬ УЧИТЕЛЯ В ФОРМИРОВАНИИ КЛЮЧЕВЫХ КОМПЕТЕНЦИЙ ОБУЧАЮЩИХСЯ.
Работа учителя по формированию предметных компетенций на уроках.
В последнее время все чаще высказывается идея о том, что ученик должен не вообще получать образование, а достигнуть некоторого уровня компетентности в способах жизнедеятельн.
Источник
Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования
Рубрика: Общая педагогика
Дата публикации: 26.11.2016
Статья просмотрена: 2858 раз
Библиографическое описание:
Смородинова, М. В. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования / М. В. Смородинова. — Текст : непосредственный // Образование и воспитание. — 2016. — № 5 (10). — С. 18-22. — URL: https://moluch.ru/th/4/archive/48/1646/ (дата обращения: 20.11.2021).
В данной статье речь пойдёт о модели формирования предметных компетенций учащихся и её реализации в системе основного общего образования.
Ключевые слова: предметные компетенции, модель, учащиеся, основное общее образование, цель, задачи, подходы, принципы, педагогические условия, методы, формы, этапы, показатели, уровни
Необходимость построения модели формирования предметных компетенций учащихся диктуется рядом обстоятельств. Данная модель поможет дать представление о целостности реализации и формировании предметных компетенций, её структуре, взаимосвязи и взаимодействии её элементов.
Цель моделирования заключается в создании общего представления о том, как наиболее эффективно формировать предметные компетенции учащихся основного общего образования.
Модель формирования предметных компетенций — это результат, который определен не как успешное, а как ожидаемое в подготовке учащихся.
Модель — это воспроизведение аналога какого-либо объекта, процесса или явления в реальном, увеличенном или уменьшенном виде. Следовательно, модель наглядна, прогностична и отображает важные моменты любого исследования.
Поиск модели развития предметных компетенций потребовал тщательного рассмотрения современных психологических и дидактических теорий. В итоге было выбрано структурное моделирование. По способу реализации данная модель относится к идеальной, и представляет собой упорядоченную схему, отражающую цель, принципы, этапы, подходы, механизмы реализации модели, включая педагогические условия, предполагаемый результат и уровни сформированности предметных компетенций учащихся. Созданная модель даёт целостное представление о формировании предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования.
Основным исходным элементом данной модели является цель. Целью предлагаемой модели является получение высокого уровня сформированности предметных компетенций, в том числе за счёт внутреннего стремления учащегося к максимальной реализации себя в учебной деятельности. Этот уровень позволяет учащимся формировать собственные предметные компетенции в соответствии с потребностями учебной деятельности в целях наиболее полного и качественного усвоения информации.
Цель выступает основным компонентом изучаемого процесса, она обеспечивает его целостность. В данном случае цель ориентирует преподавателя на развитие предметных компетенций учащихся в системе основного общего образования. Для достижения цели необходимо решить следующие задачи:
‒ формирование интереса и положительной мотивации в учебном процессе, которое выражается в потребности личности в обладании значительным объёмом информации относительно изучаемого предмета;
‒ повышение уровня сформированности предметных компетенций учащихся;
‒ разработке процедуры работы по формированию предметных компетенций;
‒ использование комплекса форм и методов обучения, способствующих повышению интереса учащихся к обучению.
Методологическую основу формирования предметных компетенций учащихся составят подходы: компетентностный, системно-деятельностный и личностно-ориентированный.
При построении модели были выделены следующие принципы:
‒ принцип целостности (формирование у учащихся целостного представления о мире);
‒ принцип целеполагания (самостоятельное определение целей учащимися и их коррекция в соответствии с учебными);
‒ принцип цикличности (обучение носит цикличный характер);
‒ принцип технологичности (использование современных средств образовательного процесса).
Следующим элементом модели являются педагогические условия, способствующие эффективному формированию предметных компетенций учащихся:
1) создание предметной образовательной среды, стимулирующей постоянный творческий поиск и личностное развитие учащихся (заключаются в личностно-ориентированном взаимодействии между учащимися и учителем; в создании комфортных условий в процессе обучения и благоприятной психологической атмосферы в классе);
2) отбор содержания обучения соответственно уровню сформированности предметных компетенций учащихся (предлагаемый учебный материал должен соответствовать возрастным, психологическим, интеллектуальным, языковым и речевым особенностям учащихся)
3) исследование динамики уровня сформированности предметных компетенций учащихся (заключается в том, что, исследуя данную динамику и опираясь на результаты педагог, получает возможность управлять учебно-познавательным процессом учащихся более эффективно, определять и вносить конструктивные и верные коррективы в проводимую им работу);
Реализация указанных педагогических условий на практике позволит обеспечить более глубокое «погружение» учащихся в изучаемый предмет, и, как следствие, приведет к повышению уровня их предметных компетенций. Взаимосвязь элементов модели обеспечивается совокупностью педагогических условий, способствующих эффективному функционированию и взаимодействию элементов системы.
В качестве следующего элемента модели выделены методы формирования предметных компетенций учащихся:
‒ дискуссия — это обмен мнениями между учащимися по проблеме прочитанного произведения;
‒ беседа, в рамках которой с помощью специально формируемых вопросов решается задача по побуждению учащихся к актуализации ранее накопленных знаний, достижения более глубокого усвоения новых знаний, позволяющих более успешно формировать предметные компетенции, путём самостоятельных размышлений, выводов и обобщений;
‒ задание — целенаправленное выполнение часто повторяющихся действий с целью более глубокого их освоения;
‒ игровой метод (например: передача содержания произведения от имени разных персонажей; инсценирование содержания произведения и др.);
‒ метод проектов (презентации, доклады/рефераты и др.) (сущность их состоит в том, чтобы ученики приобретали знания и умения в процессе самостоятельного выполнения). В рамках реализации разработанной нами модели применяются вышеуказанные методы формирования предметных компетенций.
Далее следуют формы организации учебного процесса:
— урок (является основной формой организации учебного процесса в школе). В рамках занятий учащиеся взаимодействуют с текстовой информацией (произведениями), в том числе с чтением, являющимся универсальным видом речевой деятельности, которое обеспечивает возможность совершенствования у учащихся коммуникативных навыков. Таким образом, чтение выступает одновременно в качестве и цели, и средства.
Кроме того, могут быть использованы следующие формы урока:
‒ урок теоретического обучения (лекция) (в данном виде урока главенствующую позицию занимает учитель, он последовательно и систематически излагает урок, а ученики выступают в роли пассивных слушателей).
‒ урок-семинар (является одним из основных видов практических занятий, на которых ученики выступают с докладами/рефератами по теме выбранной самостоятельно или предложенной учителем);
‒ урок-диспут (один из видов урока, на котором ученики вступают в активный, оживленный спор или полемику по теме выбранной самостоятельно или предложенной учителем);
‒ урок-диалог (это особая форма урока, в рамках которого ученики должны прийти к единому результату, цели);
Например, могут быть использованы следующие внеурочные занятия:
‒ внеурочные мероприятия (в процессе внеурочного чтения у учащихся, представляется возможность проявить сформированные на уроке литературы предметные компетенции в самостоятельной практической деятельности, реализуя их (предметные компетенции) как средство личностного саморазвития).
‒ интеллектуальные игры (данный вид занятия предполагает освоение или закрепление определенный темы в игровой форме (устные ответы на вопросы, письменные ответы на вопросы и др.);
‒ факультатив (это необязательный учебный предмет, который ученики посещают по собственному желанию для общего развития);
‒ научно-практическая конференция (это одна из форм организации учебного процесса, в рамках которой школьники представляют и обсуждают свои работы вместе с одноклассниками и учителями).
Таким образом, мы выделяем несколько форм и видов организации учебного процесса, которые могут быть применены как на уроках литературы, так и во внеурочной деятельности учащихся. Следовательно, и на уроках и во внеурочной деятельности учащихся, возможно, осуществлять процесс формирования предметных компетенций.
Все предложенные выше формы и виды обучения позволяют выявить показатели сформированности предметных компетенций, а также обнаружить отдельные детали и характеристики их проявления в конкретных видах учебной деятельности. Всё это может быть включено в урок, не нарушая его целостности.
Для того чтобы более содержательно рассмотреть предметные компетенции, необходимы следующие технологические этапы: мотивационный, когнитивный, деятельностный и оценочно-результативный.
Следующим элементом модели являются показатели сформированности предметных компетенций:
‒ осмысленность — это особенность восприятия учащимся определенного предмета или явления, а также проявление активности и интереса при его изучении;
‒ информативность — это знание или осведомленность ученика о содержании учебного предмета и его применении в различных учебных и жизненных ситуациях.
‒ применимость — это умение ученика применять на практике знания в области предметных компетенций;
‒ творческое использование — это преобразование и применение учеником приобретенных знаний, в новых ситуациях.
На основании представленных показателей мы определили уровни сформированности предметных компетенций учащихся. В модели использовалась общепринятая методика в которой выделены следующие уровни:
‒ низкий (выражается в том, что у учащихся отсутствует самостоятельность, интерес к изучаемому предмету, творческая активность; характеризуется низким уровнем мотивации; неумением осуществлять самоанализ и самоконтроль.);
‒ средний (характеризуется наличием у учащихся самостоятельности в деятельности, а также невысокой творческой активностью; проявлением небольшого, но осознанного интереса к познанию; средним уровнем мотивации к обучению.);
‒ высокий (характеризуется наличием высокой творческой активности, самостоятельностью, коммуникативностью, высокой степенью интереса к познанию; умением проводить самоанализ и самоконтроль; высоким уровнем мотивации в процессе обучения).
Выделенные компоненты процесса формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования позволили построить его структурную модель, отразить содержание каждого из её компонентов и определить их функциональные связи (см. ниже рис. 1).
Таким образом, для реализации разработанной модели формирования предметных компетенций учащихся необходим комплекс педагогических условий, развитие положительной мотивационной сферы личности учащегося, обеспечение регулярного контроля и оценки результатов обучения, как учителем, так и учащимися.
Рис. 1. Модель формирования предметных компетенций учащихся основного общего образования
Предложенная авторская модель формирования предметных компетенций, может быть использована не только в рамках уроков литературы, но и других предметов филологического цикла, т. к. они обладают общими формами организации учебного процесса и в рамках данных уроков можно применять одинаковые приёмы и методы формирования предметных компетенций.
Источник