- Формирование правовой культуры
- Понятие правовой культуры в контексте правовых норм
- Формирование правовой культуры
- Готовые работы на аналогичную тему
- Основные средства, формы и методы формирования в российском обществе правовой культуры
- Вопрос 75. Понятие, элементы и способы формирования правовой культуры
Формирование правовой культуры
Вы будете перенаправлены на Автор24
Понятие правовой культуры в контексте правовых норм
Правосознание определяет уровень правомерного поведения людей, отношение лица к действующим нормам права, а также вновь принимаемым нормативно-правовым актам. Данное явление тесно связано с уровнем нравственного сознания, взглядами и представлениями о праве, которые передаются из поколения в поколение, их развитие происходит в процессе воспитания, обучения, в семье.
Правовую культуру необходимо рассматривать не как простое явление или отношение к праву, а как, прежде всего, уважительное отношение к нормам права.
Основной задачей культуры является формирование отношений с окружающим миром и людьми. Данное явление характеризует в узком смысле систему нормативных отношений, возникающих между людьми и организациями, они сформированы в процессе социального взаимодействия и регулируются фиксированными правилами, которые обязательны для исполнения и охраняются государством. В широком смысле данное явление рассматривается в качестве совокупности правовых явлений, знаний, убеждений, а также установок личности, их реализация происходит в процессе общения, труда, выбора определенных моделей поведения, а также отношения к ценностям общества.
Специализированные уровни правовой культуры характеризуется такими явлениями, как право, юриспруденция, система охраны общественного порядка и регуляция правовых отношений. Также сюда относятся мораль, нравственность. Данное явление также характеризует взаимоотношения между людьми и их группами, а кроме того влияние права на различные стороны общественной жизни.
Формирование правовой культуры
Ученые выделяют в рамках правовой культуры четыре основных уровней, именуемых состояниями:
- Идеологические, характеризующие правовые идеи;
- Нормативные, характеризующие правовые нормы;
- Поведенческие, характеризующие правовые поступки;
- Объективированные, характеризующие правовые учреждения, которые закрепляют результаты правовой деятельности.
С указанных позиций правовая культура общества выступает в качестве разновидности общественной культуры, которая отражает определенный уровень или степень правосознания, законности, вопросов совершенствования законодательства и юридической практики, с учетом охвата всех ценностей, которые были созданы людьми в сфере права.
Готовые работы на аналогичную тему
Определяя правовую культуру личности, необходимо учитывать важные компоненты правовой культуры общества, а также зависимой от него величины, которые отражают степень и характер прогрессивного развития общества, а также результат правомерной деятельности индивида. Разрешение данных вопросов, во многом, зависит от образованности человека и его правовой информированности.
При помощи правовой культуры происходит массовое развитие правосознания, рост зрелой правовой активности отдельных граждан, что приводит к достаточно положительным результатам в рамках цивилизованного государства. Воспитание правосознания граждан по этой причине выступает в качестве необходимой цели профилактики правонарушений, а также борьбы с преступностью в целом в современных условиях.
Важную роль здесь играет правовое воспитание. Под правовым воспитанием понимается целенаправленное и систематическое воздействие на уровень сознания и культура поведения членов общества, которые реализуются в целях выработки у индивидов чувства уважения к правам, привычки его соблюдать на основе личного убеждения. Для того, чтобы достигнуть положительный эффект в данной сфере, государственные органы должны убедить личность в необходимости соблюдения норм права. Причём их соблюдение должно быть обоюдно выгодно как личности, так и государству.
Важную роль здесь также играют такие явления, как правовое обучение, пропаганда, юридическая практика, также самовоспитание. Под правовым обучением понимается передача, закрепление, усвоение знаний и принципов формы права, а также истоков формирования соответствующего отношения к нормам права, практики их реализации, умения использовать свои права и свободы, реализовывать свои обязанности в полном объеме.
Данная форма воспитания не всегда приемлема для всех индивидов. Это достаточно утопическая идея в форме создания государства, в котором бы всякий индивид соблюдал нормы права. На практике такое невозможно, что связано с различными явлениями, например, юридической безграмотностью, правовым нигилизмом, данные условия влияют на развитие правовой культуры.
Для преодоления данных условий требуется постоянная пропагандистская работа. Она должна заключаться в просвещении населения относительно правовой стороны. В частности, любой индивид должен быть знаком со своими правами и свободами, он должен уметь их реализовывать на практике, знать, куда ему обратиться для их защиты. Также он должен быть осведомлен и о своих обязанностях, то есть должен знать их перечень, а также быть настроен на необходимость их соблюдения. Индивид должен уяснить, что уклонение соблюдение обязанностей влечет применение мер государственного принуждения, что негативно скажется на нём.
Рисунок 1. Классификация прав. Автор24 — интернет-биржа студенческих работ
Важную роль здесь также играет юридическая практика. Сами по себе нормы права содержат лишь теоретическую основу регулирования правоотношений. Практические органы, такие, как полиция, прокуратура, судебный органы сталкиваются с вопросами при применении норм права к тому или иному случай. Зачастую именно на практике выявляются пробелы в правовом регулировании, которые должны быть устранены. Кроме того, именно в сфере применения норм права активно развивается явление правового нигилизма. Данное явление связано с несколькими обстоятельствами:
- Во-первых, правоохранительным и правоприменительных органов далеко не всегда удается выявить правонарушение, так как их исполнители зачастую их очень тщательно скрывать, боясь ответственности, которую на него может возложить государство.
- Во-вторых, недостаточен уровень правового образования граждан.
Источник
Основные средства, формы и методы формирования в российском обществе правовой культуры
Основные средства, формы и методы, которыми осуществляется формирование в российском обществе правовой культуры, весьма многочисленны и разнообразны.
Во-первых, это вся система принятия законодательных актов, устанавливающих государственно-правовые рамки для личности, общества и государства.
Во-вторых, это принятие ряда нормативных актов, касающихся формирования правовой культуры и правового воспитания россиян. Например «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённая Президентом РФ 28.04.2011 года.
За последние годы в нашей стране накоплен значительный опыт правовой подготовки школьников. Весьма успешно проводились специализированные, профильные и интегрированные курсы, в которых особо актуализировались проблемы права. Более 40% экспериментальных школ вели работы по созданию моделей нетрадиционных учебных заведений. Попытки создать преемственность в изучении права в школе привели к появлению новых учебников и курсов в форме «Энциклопедии практического права». Их авторы предложили сначала изучать в старших классах основные понятия о праве и юридической системе, а также некоторые вопросы конституционного права. Блок информации об уголовно-правовых и административных правонарушениях позволял затем раскрыть основные запреты поведения человека в обществе. После его изучения школьники оказываются уже подготовленными к изучению гражданского права.
Чрезвычайно разнообразны средства и модели совершенствования правовой культуры на уровне регионов.
В-третьих, в современных условиях эффективными средствами формирования правовой культуры россиян остаются зависимые от государства СМИ и коммуникации. Ранее говорилось, что СМИ не самостоятельны в политическом плане, они лишь проводят линию государства (если это СМИ государственные), лишь своих хозяев (если принадлежат частным лицам). В настоящее время в области формирования правовой культуры воздействие на население наиболее ощутимо проявляется, прежде всего, по отношению к молодёжи, поскольку именно она более восприимчива к новым социальным ролям, она в большей степени ориентирована на получение образования, в том числе и в области права.
Таким образом, отметим, что, во-первых, в настоящее время большинство средств, форм и методов формирования правовой культуры россиян не используется государственными структурами. Это подтверждает тезис: правовое воспитание в современном российском обществе по методам и средствам во многом носит самоорганизующийся характер. Низкая степень участия в нем только формирующихся институтов гражданского общества, отсутствие полноценного диалога между обществом и государством по проблеме выработки общих подходов и наличия целостной системы совместных действий в области правового воспитания пока не позволяет говорить о наличии эффективной правовой политики в России. Это означает, подчеркнём еще раз, что процесс правовой социализации пока слабо регулируется властью и обществом.
Во-вторых, пока не удается сформировать у большинства россиян полноценное чувство гражданина, сформировать активную в правовом, социальном и политическом плане личность. По всей видимости, в России необходимо, прежде всего, способствовать формированию гуманного государства, наиболее приближенного к человеку, его интересам, нуждам и запросам, действующего не в отрыве от гражданского общества, а в согласии с ним. Кроме того, необходимо выработать и проводить целенаправленную государственную правовую политику в целях изменения национального правового сознания. Необходимо и далее уделять должное внимание развитию в обществе конституционного правосознания и правовой культуры, как достаточно новых понятий для нашей страны. Российская правовая мысль пока не разработала концепцию конституционного сознания и культуры и это является существенным пробелом в отечественном правоведении. Также в дальнейшей юридической, политической и иной защите нуждается чувство уважения к автономии личности. Нельзя по-прежнему ставить коллективные интересы выше личных, как это было многие десятилетия в нашем государстве.
В-третьих, механизм формирования правовой культуры в России пока только складывается. В структурном плане этот механизм включает в себя субъекты формирования у россиян правовой культуры, их основополагающие цели, а также применяемые при этом формы, средства и методы деятельности. Исследуемый механизм носит во многом субъективный характер (то есть, зависит от пристрастий политического руководства государства), что, к сожалению, в очередной раз демонстрирует зависимость процесса формирования культуры в нашей стране от государственной власти, а не от человека и самого общества.
Государственная программа «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан», утверждённая Президентом РФ 28.04.2011 года определяет, что на формирование правовой культуры и позитивного типа правосознания и поведения оказывают влияние следующие факторы:
1) характер воспитания и моральный климат в семье, законопослушное поведение родителей;
2) качественный уровень воспитания и обучения в образовательных учреждениях различного типа и вида, в том числе закрепление и развитие у учащихся основ правосознания;
3) распространение и использование доступных для восприятия информационных материалов, формирующих правовую грамотность и правосознание населения, в печатном, электронном, аудиовизуальном и ином виде, а также с помощью средств массовой информации;
4) доступность и понятность оказываемых в системе государственной и муниципальной службы услуг населению; доступность правосудия, судебной защиты нарушенных прав, безупречность и эффективность деятельности судов и органов, исполняющих судебные решения; строгое соблюдение государственными и муниципальными служащими норм закона и профессиональной этики;
5) понятность, доступность и эффективность законодательства, его адекватность реальной экономической и общественно-политической ситуации в стране, реализация в законодательстве принципов справедливости и равноправия, обеспечения соответствия норм права интересам и потребностям различных социальных групп;
6) систематический и качественный контроль за состоянием законодательства Российской Федерации в целях его оптимизации, выявления пробелов и противоречий, своевременной его инкорпорации и кодификации, а также контроль за правоприменением, выявление и анализ проблемных ситуаций, связанных с неправильным пониманием и применением закона;
7) эффективная, профессиональная и законная деятельность правоохранительных и иных уполномоченных органов по выявлению и пресечению преступлений и других нарушений закона, обеспечение неотвратимости соразмерного и справедливого наказания за нарушение закона;
8) обеспечение правопорядка в жизненно важных для большинства граждан сферах жизни, соблюдение нормативных требований организациями, осуществляющими реализацию товаров и оказывающими услуги населению;
9) доступность для граждан квалифицированной юридической помощи; неукоснительное соблюдение адвокатами и нотариусами, иными частнопрактикующими юристами в их профессиональной деятельности норм закона и профессиональной этики;
10) деятельность лиц творческих профессий и их объединений, средств массовой информации, организаторов эфирного и кабельного вещания, издательских организаций, производителей рекламной продукции, направленная на создание и распространение произведений, активно продвигающих в общественное сознание модель законопослушного поведения в качестве общественно одобряемого образца; ограничение распространения произведений, прямо или косвенно пропагандирующих непочтительное отношение к закону, суду и государству, правам человека и гражданина, поэтизирующих и пропагандирующих криминальное поведение.
Вопросы для самоконтроля
1. Назовите основные виды деформации правового сознания.
2. Охарактеризуйте основные виды деформации правового сознания
3. Раскройте сущность и формы проявления правового нигилизма.
4. Назовите объективные и субъективные причины правового нигилизма.
5. Назовите главные приоритеты Государственной программы «Основы государственной политики Российской Федерации в сфере развития правовой грамотности и правосознания граждан» (утверждена Президентом РФ 28.04.2011 года.)
6. Опишите, как функционирует современный механизм формирования правовой культуры в России.
Источник
Вопрос 75. Понятие, элементы и способы формирования правовой культуры
Правовой культурой считают особое юридическое достояние общества, которое можно воспринимать как качественное правовое состояние общества, личности или социальной группы.
Правовая культура личности состоит из следующих элементов:
1. знание, а вместе с этим и понимание права;
2. отношение человека к праву, т. е. привычка, проявляющаяся в законопослушном и правомерном поведении человека;
3. уровень правового поведения – юридически значимого поведения, которое может проявляться в наличии у человека умений эффективного использования средств права с целью осуществления субъективных прав и свобод или для достижения своих личных целей;
4. правовая психология;
5. правовая идеология.
Способы формирования правовой культуры являются:
Правовое воспитание представляет собой целенаправленное и систематическое воздействие на сознание и культуру поведения членов общества, осуществляемое в целях выработки у них чувства уважения к праву и привычки соблюдения права на основе личного убеждения. При этом наиболее эффективный результат достигается через осознанное усвоение индивидом основных положений права.
К средствам правового воспитания относятся: правовое обучение; правовая пропаганда; юридическая практика; самовоспитание.
Правовое обучение заключается в передаче, накоплении и усвоении знаний, принципов и норм права, а также формировании соответствующего отношения к праву и практике его реализации, умении использовать свои права, соблюдать запреты и исполнять обязанности.
Конечно, эта форма воспитания не может быть приемлема для каждого индивида. Было бы утопично стараться сделать из каждого гражданина юриста, но преодолеть юридическую безграмотность и правовой нигилизм — одно из условий развития правовой культуры. Требуются постоянные публично-государственные усилия напропагандистском, просвещенческом уровне. Формы такой работы следующие: лекции среди населения, пропаганда и просвещение в средствах массовой информации, лектории правовых знаний; специальные циклы лекций в трудовых коллективах, преподавание основ правоведения в общеобразовательных учебных заведениях, колледжах и неюридических вузах; занятия в системе повышения квалификации. Все они направлены на распространение определенных правовых идей и ценностей, наглядно призывают соблюдать правовые нормы, разъясняют содержание законов.
Действенной формой воспитания являетсяюридическая практика. Сколько бы сил и средств ни тратило государство на пропаганду и обучение, если деятельность судебных органов, прокуратуры и их решения будут иметь несправедливый характер, людей нельзя будет убедить в том, что право соблюдать необходимо и выгодно. Правовой нигилизм как осознанное игнорирование права со стороны представителей власти и злоупотребление правом, обход закона, пренебрежение правами граждан пагубно сказываются на уровне культуры в целом.
Формирование подлинно государственного правосознания связано с преодолением узковедомственных, национальных и религиозных интересов. В центре проблемы должен находиться гражданин как духовно свободная, творческая личность, которая нуждается в помощи и защите со стороны государства.
Самой эффективной формой воспитания являетсясамовоспитание. Оно заключается в формировании у себя глубокого уважения к праву, потребности строго следовать правовым предписаниям путем самообучения, самостоятельного анализа правовой действительности и личной практики, опирается на осознание и добровольное усвоение индивидом основных положений права. Данная форма воспитания для юристов-профессионалов наряду со специальной подготовкой выступает способом профилактики деформации сознания и личности, поддержания на должном уровне профессионализма.
76 Романо-германская правовая семья
Рома́но-герма́нская правова́я семья́ — термин сравнительного правоведения, обозначающий совокупность правовых систем, изначально созданных на основе рецепции(принятие, усвоение) римского права и объединенные общностью своей структуры, источников права и сходством понятийно-юридического аппарата [1] .
Она объединяет правовые системы всех стран континентальной Европы (в том числе и России) и противопоставляется англосаксонскому праву. Основной источник права — закон (нормативный правовой акт). Ей присуще чёткое отраслевое деление норм права. В свою очередь практически все отрасли праваподразделяются на две подсистемы: частное право и публичное право, хотя отнесение некоторых отраслей права к какой-либо одной подсистеме весьма спорно и нередко зависит от правового регулирования соответствующей отрасли в определённом государстве (к примеру, трудовое право).
К сфере публичного права относятся административное, уголовное, конституционное и международное публичное право. К частному праву относятся гражданское, семейное, трудовое и международное частное право. В системе органов государства проводится четкое разделение на законодательные и правоприменительные органы власти. Законотворчество и законодательство, как функция, монопольнопринадлежат законодательным властям. Для большинства стран этой семьи характерно наличие писанойконституции.
77 Англо-американская правовая семья, или семья «общего права»
В отличие от государств романо-германской правовой семьи, где основным источником права является закон, в государствах англо-американской правовой семьи основным источником права служит судебный прецедент, т.е. нормы, сформулированные судьями в их решениях. Англо-американское «общее право» включает, прежде всего, группу английского права с характерным для Англии прагматически-рационалистическим образом мышления, присущим буржуа в таких странах, где никогда не было мировоззренческих традиций создания глобальных социально-философских теорий и где в то же время в силу исторических особенностей развития капитализма сохранилась явная настороженность к высшей власти, к ее концентрации и поддерживался в противовес ей престиж судебной системы. Это обстоятельство при определенных условиях нашло свое проявление в жизни США и прежних доминионов Британской империи. В рассматриваемую семью входят наряду с США и Англией Северная Ирландия, Канада, Австралия, Новая Зеландия, а также 36 государств — членов Британского содружества.
Семья «общего права», как и римского права, развивалась на основе принципа: «Право там, где есть его защита». Несмотря на все попытки кодификации, дополнения и усовершенствования положениями «права справедливости», оно в основе своей является прецедентным правом, созданным судами. Это не исключает возрастания роли статутного (законодательного) права. В противовес местным обычаям это право — общее для всей Англии. Оно было создано королевскими судами, называвшимися обычно вестминстерскими — по месту, где они заседали начиная с XIII в. В ходе деятельности королевских судов постепенно сложилась сумма решений, которыми и руководствовались в последующем эти суды. Сложилось правило прецедента, означающее, что однажды сформулированное судебное решение становилось обязательным и для всех других судей. Поэтому считается, что английское «общее право» образует классическую систему прецедентного права, или права, создаваемого судами. Характерные черты правопонимания в этой правовой семье выражаются формулой: «Средство судебной защиты важнее права», так как основная сложность заключалась в том, чтобы получить возможность обратиться в Королевский суд. К концу XIII в. возрастают роль и значение статутного права, в связи с чем правотворческая роль судей стала некоторым образом сдерживаться. В XIV-XV вв. в связи с развитием буржуазных отношений возникла необходимость выйти за жесткие рамки прецедентов. Роль суда взял на себя королевский канцлер, который стал решать в порядке определенной процедуры споры по обращениям к королю. В результате наряду с общим правом сложилось «право справедливости». До реформы 1873-1875 гг. в Англии существовал дуализм судопроизводства: помимо судов, применявших «общее право», существовал суд лорда-канцлера. Реформа слила «общее право» и «право справедливости» в единую систему прецедентного права. И сегодня английское право продолжает оставаться в основном судебным правом, разрабатываемым судами в процессе решения конкретных случаев. Для англичанина осталось главным то, чтобы дело разбиралось в суде добросовестными людьми и чтобы соблюдались основные принципы судопроизводства, составляющие часть общей этики. Судьи «общего права», в отличие от законодателя, не создают решений общего характера, рассчитанных на будущее. Они решают конкретный спор. Такой подход делает нормы «общего права» более гибкими и менее абстрактными, чем нормы права романо-германской семьи, но одновременно делает право более казуистичным и менее определенным. Благодаря «общему праву» и «праву прецедента» различение права и закона носит более ярко выраженный и несколько иной характер, чем различение права и закона на континенте. Это существенно в связи с возрастанием в современных условиях масштабов и значения статутного права среди источников английского права. В англосаксонской правовой семье сама концепция права, система источников права, юридический язык совершенно иные, чем в правовых системах романо-германской правовой семьи. Здесь отсутствует деление права на публичное и частное. Его заменяет деление на «общее право» и «право справедливости». Нет резко выраженного деления права на отрасли, поскольку суды могут разбирать разные категории дел: публично- и частноправовые — гражданские, торговые, уголовные, а также по причине отсутствия кодексов европейского типа. Поэтому английскому юристу право представляется однородным. Доктрина не знает дискуссий о структурных делениях права. Она предпочитает результат теоретическому обоснованию, т.е. носит прагматический характер. Однажды вынесенное решение является нормой для всех последующих рассмотрений аналогичных дел. Однако степень обязательности прецедента зависит от места в судебной иерархии суда, рассматривающего данное дело, и суда, чье решение может стать при этом прецедентом, т.е. к указанному общему правилу требуется на практике поправка. При нынешней организации судебной системы это значит:
1) решения высшей инстанции — палаты лордов — обязательны для всех других судов;
2) апелляционный суд, состоящий из двух отделений (гражданского и уголовного), обязан соблюдать прецеденты палаты лордов и свои собственные, а его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
3) Высший суд связан прецедентами обеих вышестоящих инстанций и его решения обязательны для всех нижестоящих судов;
4) окружные и магистратские суды обязаны следовать прецедентам всех вышестоящих инстанций, а их собственные решения прецедентов не создают.
Правило прецедента традиционно рассматривалось в Англии как «жесткое», но есть факты отказа в отношении себя от этого принципа, например со стороны палаты лордов.
Прецедентное право требует от судьи признать обстоятельства рассматриваемого дела сходными с ранее решавшимся делом, отчего зависит применение той или иной прецедентной нормы. Он может найти аналогию обстоятельств и тогда, когда на первый взгляд ее нет. Наконец, он вообще может не найти никакого сходства обстоятельств, и тогда, если отношения не регламентированы нормами статутного права, судья сам создает правовую норму, т.е. становится законодателем. За многовековую деятельность законодательного органа общее число принятых им актов составляет около 50 томов (более 40 тыс. актов). Ежегодно английский парламент издает до 80 законов. В. то же время существует около 300 тыс. прецедентов.
Проблема соотношения закона и судебной практики в Англии носит специфический характер. Действует принцип, согласно которому закон может отменить прецедент, а при коллизии закона и прецедента приоритет отдается закону. Однако действительность значительно сложнее: правоприменительный орган связан не только самим текстом закона, но и тем его толкованием, которое дано ему в судебных решениях, именуемых «прецедентом толкования». Поэтому столь однозначно нельзя утверждать, что парламентское законодательство как источник права стоит выше прецедента. Получается, что английский суд наделен широкими возможностями в отношении статутного права. Значительны различия между правовыми системами разных стран как внутри романо-германской семьи, так и «общего права». Сказанное можно легко подтвердить при изучении права США.
Английские поселенцы на территории США принесли с собой и английское право, но оно применялось с оговоркой «в той мере, в какой его нормы соответствуют условиям колонии» (так называемый принцип дела Кальвина 1608 г.). Американская революция выдвинула на первый план идею самостоятельного национального американского права, порывающего с «английским прошлым». Первым шагом на этом пути было принятие письменной федеральной Конституции 1787 г. и конституций штатов, вошедших в состав США.
Предполагался отказ от принципа прецедента и других характерных черт «общего права». В ряде штатов были приняты кодексы: уголовный, уголовно-процессуальный, гражданско-процессуальный — и запрещены ссылки на английские судебные решения. Однако перехода американского права в романо-германскую семью не произошло.
Долгое время Англия оставалась моделью для американских юристов. В литературе даже утверждается, что, по мере того как условия жизни в США сблизились с условиями жизни в Европе, американское право стало более близким английскому праву, чем в колониальную эпоху. Право США в целом имеет структуру, аналогичную структуре «общего права», но только в целом. Одно из различий, причем весьма существенное, связано с федеральной структурой США. Штаты в пределах своей компетенции создают свое законодательство и свою систему прецедентного права. Отсюда значительный массив статутного права на уровне штатов. Соответственно в США существует 51 система права: 50 — в штатах, одна — федеральная. Ежегодно в США публикуется около 300 томов судебной практики, и, несмотря на широкое использование компьютерной техники, поиск прецедентов является нелегким делом. Много расхождений в право страны вносит законодательство штатов. Это делает правовую систему США сложной и запутанной. Высшие судебные инстанции штатов и Верховный суд США никогда не были связаны своими прецедентами. Отсюда их большая свобода и маневренность в процессе приспособления права к изменяющимся условиям. Это связано с правомочиями американских судов осуществлять контроль за конституционностью законов. Особенно широко указанным правом пользуется Верховный суд США, подчеркивая роль судебной власти в американской системе правления. Нормы права в США устанавливаются судами, а принципы складываются на основе этих норм. Именно в этом суть права, по мнению юристов.
В статутном праве США немало кодексов, которых не знает английское право, например Единообразный торговый кодекс 1962 г.
Как и в Англии, в США велико значение «обычного права» в функционировании механизма государственной власти. Пробелы в Конституции США восполняются не только с помощью текущего законодательства, но и путем признания сложившихся обыкновений, установившихся обычаев и традиций. В сфере частного права распространены обычаи. Итак, ориентация на гибкое правотворчество, наличие права судебной практики, наделение судов неограниченными полномочиями по созданию и пересмотру правовых норм, правовой дуализм в силу федерального устройства США — все это создает специфику американского права.
В XX в. в США, как и в Англии, появились новые тенденции. Право перестало рассматриваться только как средство разрешения споров. Оно стало представлять в глазах юристов и граждан орудие, способствующее созданию общества нового типа и именно для этого предназначенное.
78 Мусульманская правовая семья
Как система норм, выражающих в религиозной форме волю феодально-религиозной знати, санкционируемых и поддерживаемых теократическим мусульманским государством, мусульманское право в своей основе сложилось в эпоху становления феодального общества в Арабском халифате в VII—X вв. и базируется на исламе.
В соответствии с догмами ислама действующее право пришло от Аллаха, который открыл его человеку через своего пророка Мухаммеда. Мусульманская правовая система берет начало в Коране и считается плодом божественных установлений, а не продуктом человеческого разума и социальных условий. Право Аллаха дано человечеству раз и навсегда, поэтому общество должно руководствоваться этим правом, а не создавать свое под влиянием тех или иных условий и обстоятельств. Правда, мусульманская правовая доктрина признает, что божественное откровение нуждается в разъяснении и толковании, на что ушли века кропотливой работы мусульманских юристов. Но эти усилия были направлены не на создание права, а лишь на то, чтобы приспособить ниспосланное Аллахом право к практическому использованию.
Закон в современном западном понимании как акт, изданный компетентной властью, не существует в мусульманском праве. Теоретически только Аллах имеет законодательную власть, а земные правители не обладают полномочиями создавать право, законодательствовать. В действительности единственным реальным источником мусульманского права служат труды древних ученых-юристов.
Мусульманское право — единая исламская система социально-нормативного регулирования, которая включает как собственно юридические нормы, так и религиозные и нравственные постулаты, а также обычаи’. Так, мусульманское право определяет молитвы, которые правоверный должен читать, посты, которые он должен соблюдать, милостыни, которые он должен подавать, и паломничества, которые он должен совершать. Мусульманское право — это наиболее яркое и полное выражение исламской идеологии, ее основа.
В настоящее время мусульманское право в том или ином объеме действует во многих странах от западной оконечности Африки до тихоокеанских островов. По разным подсчетам, в мире проживает от 750 до 900 млн человек, исповедующих ислам. Они составляют значительную часть населения более чем 50 государств.
Коран — собрание изречений Мухаммеда, составленное через несколько лет после его смерти,— первый источник мусульманского права. Он состоит главным образом из положений нравственного свойства, носящих общий характер в отличие от конкретности и определенности юридических норм. Так, Коран учит мусульманина выказывать сострадание слабым и неимущим, честно заниматься предпринимательством, не предлагать взятки судьям, уклоняться от ростовщичества и азартных игр. Однако в Коране не указывается, каковы правовые санкции за нарушение этих заветов. Содержащиеся в нем правила касаются в основном молитвенных ритуалов, поста и паломничества. Даже в тех случаях, когда Коран затрагивает проблемы права в собственном смысле, относящиеся, например, к семейным отношениям, он не предлагает единой системы общих правил, а лишь дает решение нескольких вопросов, которыми Мухаммед занимался будучи судьей.
Вторым по значимости источником права является Сунна — собрание преданий о Мухаммеде, о его бытии и поведении, своего рода итог толкования Корана в первые десятилетия после смерти пророка, отразивший политическую и религиозную борьбу вокруг его наследства.
Третьим источником мусульманского права служит так называемая иджма — согласованное заключение древних правоведов, знатоков ислама об обязанностях правоверного, получившее значение юридической истины, извлеченной из Корана или Сунны.
Источником мусульманского права считается также аналогия (кияс) — правила применения к новым сходным случаям предписаний, установленных Кораном, Сунной или иджмой, причем последняя имеет куда более важное значение по сравнению с другими источниками.
Два последних источника — результат деятельности многочисленных суннитских и шиитских правовых школ, оказавших огромное влияние на эволюцию мусульманского права.
Вся система норм мусульманского права, основанная на Коране, обычно называется шариатом.
Появление иджмы и кияса обусловлено двумя основными причинами. Во-первых, Коран не был полным сводом юридических норм, а Сунна, наоборот, представляла собой множество казуистических положений, которые зачастую противоречили друг другу и в которых простые мусульмане и судьи практически не могли самостоятельно разобраться. Во-вторых, в Коране и Сунне не нашли отражения новые отношения, в закреплении которых были заинтересованы господствующие слои общества1.
Мусульманское право — яркий пример «права юристов». Оно было создано учеными-богословами. Юридическая наука, а не государство играет роль законодателя, мнение специалиста имеет нормативно-обязательное значение. При рассмотрении дела судья никогда не обращается к Корану или Сунне, а ссылается на правоведа, авторитет которого общепризнан.
Право как совокупность обязательных предписаний сформировалось за первые два века существования ислама, в глубоком Средневековье. После того как все правовые школы приняли классическое учение о «корнях» мусульманского права, созидательная деятельность юристов пошла на убыль, и мусульманская правовая мысль постепенно стала сугубо догматической и архаичной. Идея эволюции и совершенствования права в зависимости от динамики общественного развития чужда системе исламского права, и в этом состоит основная причина его реакционной роли в современных условиях.
Требование неукоснительно соблюдать догматы-веры, не нарушать непреложные обычаи побуждает суды прибегать к многочисленным уловкам. Так, Коран не допускает ссуды под проценты, запрещая ростовщичество. Чтобы обойти этот запрет, изобрели систему «двойной продажи»: заемщик «продавал» тот или иной предмет кредитору, а последний «перепродавал» его заемщику по цене, завышенной на оговоренный ссудный процент и выплачиваемой только по истечении срока ссуды. Запрет Кораном аренды земли обходят, заключая вместо договора аренды договор товарищества.
Источник