- Методы и приёмы формирования познавательных УУД на уроках. материал на тему
- Скачать:
- Предварительный просмотр:
- Формирование познавательных универсальных учебных действий
- Универсальные учебные действия
- Познавательные универсальные учебные действия
- Этапы формирования познавательных учебных действий
- Значимость развития познавательных универсальных учебных действий
Методы и приёмы формирования познавательных УУД на уроках.
материал на тему
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеэффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся обеспечивается за счет использования поискового, частично-поискового, проблемного методов обучения.учебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Скачать:
Вложение | Размер |
---|---|
seminar_10.02.15.rar | 1.23 МБ |
Предварительный просмотр:
Тема: Методы и приёмы формирования познавательных УУД на уроках.
Познавательные универсальные учебные действия включают: общеучебные, логические учебные действия, а также постановку и решение проблемы.
Эффективное стимулирование познавательной деятельности обучающихся обеспечивается за счет использования поискового, частично-поискового, проблемного методов обучения.
Приёмы формирования общеучебных УУД:
Окружающий мир. 2 класс. Тема: «Природные часы, календарь, компас».
— Ребята, хорошо ли вы знаете свой город и место, где вы живёте?
-Тогда давайте поиграем с вами в игру. Один из вас загадывает всем какое-то известное здание поблизости. Ребята задают водящему вопросы, на которые нужно отвечать только «да» или «нет». Игра продолжается, пока кто- нибудь не отгадает это здание.
Обучающимся предлагается задать вопросы к изученной теме (к изучаемому тексту) самостоятельно: устно или письменно; с предоставлением времени на подготовку или экспромтом. Русский язык. 2 класс. Тема: «Что мы знаем о предложении».
— Из чего состоит предложение? (из слов);
— Как связаны слова в предложении? (по смыслу);
— Какие знаки препинания ставятся в конце предложения?(. ? !)
Тема: «Природные часы, календарь, компас».
Представьте себе, что вы отправились в морское путешествие. После нескольких дней плавания начался страшный шторм. Вы остались на корабле одни. Капитан успел сообщить вам, что если плыть месяц на север, то можно достичь суши. Как вам добраться до берега? У вас нет ни календаря, нет часов, нет никаких приборов.
«Работа над понятием»
Учитель обучащимся предлагает для зрительного восприятия название темы урока и просит объяснить значение каждого слова или найти в «Толковом словаре».
Риторика. 2 класс. При изучении темы «Слушаем и выделяем непонятное» ребятам предлагаются задания, в которых нужно объяснить значение слов или, в случае затруднения, найти в «Толковом словаре». Аналогичная работа может проводиться и на уроках литературного чтения, математики, окружающего мира, русского языка во время работы с текстом.
«Согласен — не согласен»
Учитель просит обучащихся, используя знаки «+» и «-», выразить своё отношение (согласен или не согласен) к следующим высказываниям, и предлагает высказывания:
Математика. 2класс. От перестановки слагаемых сумма не меняется. (Согласен). Компоненты при вычитании – разность, парность, уморность. (не согласен).
Приёмы формирования логических УУД:
Окружающий мир.2 класс. Тема: Экологические системы. Дети получают рисунки с изображением цепей питания – трава, заяц, волк; зерно, мышь, лиса. Далееони восстанавливают последовательность данной цепи питания: заяц съедает траву, волк съедает зайца; мышь съедает зерно, лиса съедает мышь.
Окружающий мир. Тема: «Природные часы, календарь, компас». Если встать лицом на восток, то…(запад окажется сзади) .
Математика: Если а Х в, то…. (в Х а) – переместительное свойство умножения.
Данный прием можно использовать через зрительное или слуховое восприятие.
Русский язык. 2 класс. Тема: «Распознавание однокоренных слов».
Прослушайте и запомните ряд слов: бережок, побережье, бережёт. Какое слово лишнее?
Ряд слов, предметов, фигур, цифр предлагается детям разделить на группы, обосновывая свои высказывания. Основанием классификации будут внешние признаки, а вопрос: «Почему имеют такие признаки?» будет задачей урока. Например: тему урока «Буква ь знак в конце и в середине слова» можно рассмотреть на классификации слов: конь, сосулька, пень и т.д. Математика.2 класс. Тема: «Деление. Чётные и нечётные числа». Найди чётные и нечётные числа числа: 6, 12, 17, 5, 2, 1, 21, 9.
Всегда нужен настрой на определенный вид деятельности. Для этого существует своя процедура “входа в урок” — можно начать с интеллектуальной разминки – два, три не слишком сложных вопроса на размышление.Что лишнее (Земля, Марс, Луна , Венера) и т.п.
- Что пропущено – логическая цепочка (береза, растение = волк, …….)
- Какое слово скрывается (фотамсеар — атмосфера) и так далее.
Математика.2 класс. Сколько ушей у 5 мышей? Сколько дней в неделе? Сколько дней в трёх неделях? и т.д.
Интеллектуальная разминка не только настраивает учащихся на учебную деятельность, но и развивает мышление, внимание, умение анализировать, обобщать, выделять главное.
Направлена на умение осуществлять логические действия «Обобщение».
Окружающий мир. 2 класс. Обобщить – что это: ЕВРОПА,Азия, Африка, Австралия, Антарктида, Америка – это части света.
Таблички с понятиями и терминами вывешиваются на доске и ребятам задаются вопросы. Русский язык. Табличка с понятием «Текст».
— Из чего состоит текст? (из предложений)
— Как связаны предложения в тексте? (по смыслу) и т.д.
Приёмы формирования умений « Постановки и решение проблемы» .
На этапе актуализации учебного материала ведется беседа, направленная на обобщение, конкретизацию, логику рассуждения. Диалог подводится к тому, о чем дети не могут рассказать в силу некомпетентности или недостаточно полного обоснования своих действий. Тем самым возникает ситуация, для которой необходимы дополнительные исследования или действия. Формулируется проблема и ставится цель.
Окружающий мир.2 класс. У вас нет ни календаря, нет часов, нет никаких приборов. (Мы ещё никогда не попадали в такую ситуацию).
— Разве в прошлом году вы не научились ориентироваться в городе?
( Но ориентироваться в море мы не умеем).
— Чему мы сегодня будем учиться на уроке? На какой вопрос должны дать ответ? (Как ориентироваться на море?).
Работа с информацией.
Литературное чтение.2 класс. При чтении текста «Сказка о рыбаке и рыбке» А.С. Пушкина встречаются слова-архаизма. Ведётся работа со словарными словами, значения которых ребята узнают, пользуясь словарём.
Литературное чтение. 2 класс. Тема: «Как придумывают загадки?». Сочините загадку. Тема: «Русские народные пословицы и поговорки». Придумай историю, заглавием которой могла бы послужить одна из пословиц и поговорок о мудрости.
Математика. 2класс. Придумай задачи на деление, реши их и сделай рисунки.
Источник
Формирование познавательных универсальных учебных действий
Нестерова И.А. Формирование познавательных универсальных учебных действий // Энциклопедия Нестеровых
Универсальные учебные действия
Новые социальные запросы общества определяют цели образования как общекультурное, личностное и познавательное развитие учащихся, обеспечивающее такую ключевую компетенцию образования как «научить учиться». Перед школой остро встала и в настоящее время остаётся актуальной проблема самостоятельного успешного усвоения учащимися новых знаний, умений и компетенций, включая умение учиться. Большие возможности для этого предоставляет освоение универсальных учебных действий (УУД). Именно поэтому «Планируемые результаты» Стандартов образования (ФГОС) второго поколения определяют не только предметные, но метапредметные и личностные результаты.
Огромную роль в учебном процессе играет формирование познавательных универсальных учебных действий. Однако обсуждение понятие и роли формирования УУД немыслимы без выявления значения термина «универсальные учебные действия».
В широком значении термин «универсальные учебные действия» означает умение учиться, т.е. способность к саморазвитию и самосовершенствованию путем сознательного и активного присвоения нового социального опыта. В более узком смысле этот термин можно определить как совокупность способов действий учащегося, обеспечивающих его способность к самостоятельному усвоению новых знаний и умений, включая организацию этого процесса. Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин. Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [23].
Формирование универсальных учебных действий
Формирование универсальных учебных действий в образовательном процессе осуществляется в контексте усвоения разных учебных дисциплин.
Каждый учебный предмет в зависимости от предметного содержания и способов организации учебной деятельности учащихся раскрывает определенные возможности для формирования УУД [32].
Универсальный характер учебных действий проявляется в том, что:
- они носят надпредметный, метапредметный характер;
- обеспечивают целостность общекультурного, личностного и познавательного развития;
- обеспечивают преемственность всех ступеней образовательного процесса;
- лежат в основе организации и регуляции любой деятельности учащегося независимо от её специально-предметного содержания.
Данная способность обеспечивается тем, что универсальные учебные действия – это обобщенные способы действий, открывающие возможность широкой ориентации учащихся, – как в различных предметных областях, так и в строении самой учебной деятельности, включая осознание учащимися ее целей, ценностно-смысловых и операциональных характеристик. Таким образом, достижение «умения учиться» предполагает полноценное освоение всех компонентов учебной деятельности, которые включают: – учебные мотивы, – учебную цель, – учебную задачу, – учебные действия и операции (ориентировка, преобразование материала, контроль и оценка) [29].
В настоящее время существует несколько классификаций универсальных учебных действий. Однако, ключевой является классификация представленная на рисунке ниже.
Группы универсальных учебных действий в современной педагогике
Личностные универсальные учебные действия обеспечивают ценностно- смысловую ориентацию учащихся и ориентацию в социальных ролях и межличностных отношениях. Применительно к учебной деятельности следует выделить два вида действий:
- действие смыслообразования, т. е. установление учащимися связи между целью учебной деятельности и ее мотивом, другими словами, между результатом учения, и тем, что побуждает деятельность, ради чего она осуществляется. Ученик должен задаваться вопросом о том, «какое значение, смысл имеет для меня учение», и уметь находить ответ на него.
- действие нравственно-этического оценивания усваиваемого содержания, исходя из социальных и личностных ценностей, обеспечивающее личностный моральный выбор».
Познавательные универсальные учебные действия включают действия исследования, поиска и отбора необходимой информации, ее структурирования; моделирования изучаемого содержания, логические действия и операции, способы решения задач[6].
Регулятивные универсальные учебные действия обеспечивают возможность управления познавательной и учебной деятельности посредством постановки целей, планирования, контроля, коррекции своих действий и оценки успешности усвоения. Последовательный переход к самоуправлению и саморегуляции в учебной деятельности обеспечивает базу будущего профессионального образования и самосовершенствования».
Крайне важны в современных условиях коммуникативные универсальные учебные действия. Они базируются на коммуникативную компетентность. В качестве первейшего компонента в коммуникативную компетентность входит способность устанавливать и поддерживать необходимые контакты с другими людьми, удовлетворительное владение определенными нормами общения и поведения, владение «техникой» общения.
Познавательные универсальные учебные действия – это система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Знаково-символические универсальные учебные действия направлены на обеспечение конкретных способов преобразования учебного материала. Отдельно следует выделить тот факт, что они представляют действия моделирования и выполняющие функции отображения учебного материала, выделения существенного, отрыва от конкретных ситуативных значений и формирования обобщенных знаний. В ряде работ по проблеме формирования УУД знаково-символические универсальные учебные действия относятся к числу познавательных УУД, но регулярно можно встретить и работы где знаково-символические универсальные учебные действия рассматриваются как отдельная категория.
Функции универсальных учебных действий
Далее в статье рассмотрены подробно только познавательные учебные действия, так как они являются очень важными в рамках обучения русскому языку и литературе.
Познавательные универсальные учебные действия
В современной педагогической науке под познавательными универсальными учебными действиями подразумевается педагогически обоснованная система способов познания окружающего мира, построения самостоятельного процесса поиска, исследования и совокупность операций по обработке, систематизации, обобщению и использованию полученной информации.
Познавательные УУД включают в себя следующее:
- общеучебные,
- логические действия,
- действия постановки и решения проблем.
Отдельно рассмотрим каждую категорию. Итак, общеучебные универсальные действия:
- самостоятельное выделение и формулирование познавательной цели;
- поиск и выделение необходимой информации;
- применение методов информационного поиска, в том числе с помощью компьютерных средств;
- структурирование знаний;
- осознанное и произвольное построение речевого высказывания в устной и письменной форме;
- выбор наиболее эффективных способов решения задач в зависимости от конкретных условий;
- рефлексия способов и условий действия, контроль и оценка процесса и результатов деятельности;
- смысловое чтение;
- понимание и адекватная оценка языка средств массовой информации;
- постановка и формулирование проблемы, самостоятельное создание алгоритмов деятельности при решении проблем творческого и поискового характера [29].
Познавательные действия также являются существенным ресурсом достижения успеха и оказывают влияние как на эффективность самой деятельности и коммуникации, так и на самооценку, смыслообразование и самоопределение учащегося.
Этапы формирования познавательных учебных действий
Формирование познавательных универсальных учебных действий происходит в несколько этапов. Данные этапы соответствуют научно обоснованным этапам формирования универсальных учебных действий в целом. Согласно теории планомерного поэтапного формирования действий и понятий П. Я. Гальперина предметом формирования должны стать действия, понимаемые как способы решения определенного класса задач. Для этого необходимо выделить систему условий, учёт которых не только обеспечивает, но даже «вынуждает» ученика действовать правильно и только правильно, в требуемой форме и с заданными показателями. Эта система включает три подсистемы:
- условия, обеспечивающие построение и правильное выполнение учеником нового способа действия;
- условия, обеспечивающие «отработку», то есть воспитание желаемых свойств способа действия;
- условия, позволяющие уверенно и полноценно переносить выполнение действия из внешней предметной формы в умственный план.
Выделены шесть этапов интериоризации действия. На первом этапе усвоение начинается с создания мотивационной основы действия, когда закладывается отношение ученика к целям и задачам усваиваемого действия, к содержанию материала, на котором оно отрабатывается. Это отношение в последующем может измениться, но роль пе6рвоначальной мотивации для усвоения в целом очень велика.
На втором этапе происходит становление схемы ориентировочной основы действия, то есть системы ориентиров, необходимых для выполнения действия с требуемыми качествами. В ходе освоения действия эта схема постоянно проверяется и уточняется.
На третьем этапе происходит формирование действия в материальной (материализованной) форме, когда ориентировка и исполнение действия осуществляются с опорой на внешне представленные компоненты схемы ориентировочной основы действия.
Четвертый этап – внешнеречевой. Здесь происходит преобразование действия – вместо опоры на внешнепредставленные средства ученик переходит к описанию этих средств и действий во внешней речи.
Необходимость материального представления схемы ориентировочной основы действия, как и материальной формы действия, отпадает. Ее содержание полностью отражается в речи, которая и начинает выступать в качестве основной опоры для становящегося действия.
На пятом этапе происходит дальнейшее преобразование действия – постепенное сокращение внешней, звуковой стороны речи, основное же содержание действия переносится во внутренний, умственный план. На шестом этапе действие совершается в скрытой речи и приобретает форму собственного умственного действия.
Эмпирически формирование действия, понятия или образа может проходить с пропуском некоторых этапов данной шкалы; причем в ряде случаев такой пропуск является психологически вполне оправданным, т.к. учащийся в своем прошлом опыте уже овладел соответствующими формами и в состоянии успешно включить их в текущий процесс формирования [12].